Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в широком смысле понимают

А1. Существуют различные значения понятия «общество».

Под обществом в узком смысле понимают:

1) форму государственного устройства;

2) деятельность людей по созданию благ и услуг;

3) способ осуществления власти;

4) определенный этап исторического развития.

А2. Постепенные, поступательные изменения в обществе называются:

1) системой;

2) эволюцией;

3) революцией;

4) реформой.

А3. В каком обществе ведущая роль принадлежит научному знанию как источнику инноваций?

1) в традиционном;

2) в индустриальном;

3) в постиндустриальном;

4) в феодальном.

А4. Индустриальное общество характеризует:

1) развитие крупного машиностроения

2) накопление знаний

3) преобладание сферы услуг над производством товаров

4) натуральное хозяйство.

А5. Состояние неудовлетворенности, нужды, которое человек стремится преодолеть, - это:

1) потребность;

2) интерес;

4) ценность.

А6. Только для человека в отличие от животного характерно:

1) добывание пищи;

2) забота о потомстве;

3) преобразовательная деятельность;

4) коллективное взаимодействие.

А7. Биосоциальную сущность человека характеризуют:

1) только прирожденные качества;

2) только приобретенные качества;

3) как приобретенные, так и врожденные качества;

А8. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешное выполнение определенной деятельности, ученые обозначают понятием:

1) способности

2) потребности

3) личность

4) индивид.

А9. Верны ли суждения об обществе:

А) общество - часть мира, отличающаяся от природы;

Б) общество имеет сложную структуру?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

А10. Верны ли суждения о глобальных проблемах:

А) решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества;

Б) глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами «богатого Севера» и «бедного Юга»?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А11.Какая жизненная позиция характерна для конформистов?

1) достаточно быть только наблюдателем;

2) всегда приспосабливаться к людям и ситуациям;

3) следует влиять на развитие ситуаций;

4) иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать

А12. Какое суждение является истинным?

1) природа и человек существуют независимо друг от друга;

2) жизнь человека и общества полностью определяется природными условиями;

3) все изменения в природе подчиняются целям человека общества;

4) общество и природа относительно независимы друг от друга, но влияют друг на друга

А13.Сфера общественной жизни, в которой реализуются отношения в процессе материального производства:

1) социальная;

2) экономическая;

3) политическая;

4) духовная.

А14. Какая из перечисленных глобальных проблем относится

К экологическим?

1) загрязнение вод мирового океана;

2) огромное число неграмотных людей; 3) опасность войн;

А15. Саша хорошо учится в общеобразовательной школе и посещает спортивную секцию. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как:

2) индивида;

3) личность;

В1. Ниже приведен перечень потребностей человека. Все они, за исключением некоторых, являются биологическими. Найдите и запишите цифры в строку ответа, указывающие потребности другого вида.

Утоление голода

Необходимость общения

Стремление защититься от холода

Утоление жажды

Стремление к власти

Стремление дышать свежим воздухом.

Ответ_________________________________________.

В2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Окружающая среда

Искусственная ……………..

Ответ: _________________________________________.

В3. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?

1) господство общинных принципов

2) важная роль религии и армии

3) государственный контроль над технологическими изменениями

4) урбанизация

5) научно-техническая революция

6) натуральное хозяйство

Ответ:_______________________________________

В4. Установите соответствие между общественными группами и их примерами. Результаты внесите в таблицу

Примеры: Общественные группы:

А) дворовая компания подростков 1) класс

Б) наемные рабочие 2) малая группа

В) студенческая группа 3) сословие

Г) кубанские казаки

В5. Признаками прогресса выступают:

Совершенствование орудий труда

Расширение торговых контактов

Рост численности населения

Рост смертности

Появление городов

Возврат к традиционным методам ведения хозяйства

Вытеснение ручного труда машиным

Возникновение массовой культуры

Вариант 1.

1. Ученые определяют общество как

1) многообразие форм и проявлений живой природы 2) совокупность природных и социальных сил

3) обособившуюся от природы часть мира 4) весь окружающий человека мир

2. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в узком смысле понимают

1) форму государственного устройства 2) деятельность людей по созданию благ и услуг

3) способ осуществления власти 4) определенный этап исторического развития

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А Взаимодействие людей в обществе осуществляется различ­ными способами и в разных формах.

Б Общество представляет собой неотъемлемую часть при­роды.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Найдите в приведенном ниже списке примеры употреб­ления понятия «общество» в узком значении, и запиши­те в строку ответа цифры, под которыми они указаны .

1) Расцвет древневосточного общества.

2) Общество включает все способы взаимодействия людей.

3) Выставка организована обществом любителей кошек.

4) Общество - это прошлое, настоящее и будущее человечества.

5) Общество молодых ученых издает ежемесячный журнал. Ответ:_______________________________________________

6 Загрязнение воды и воздуха, вызванное выходом из строя очистных сооружений на химическом комбинате в городе N, служит примером взаимосвязи

1) цивилизации и культуры 2) общества и природы

3) морали и права 4) науки и техники

16. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в пер­вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ

A) оказание парикмахер­ских услуг ЖИЗНИ

Б) исполнение симфони­ческого концерта 1) духовная

B) производство автомо­билей 2) экономическая

Г) приобретение загород­ного дома

Прочтите текст и выполните задания 11.1-11.6

В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его раз­витие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производи­мые природой, климатом, рельефом. Еще Гете замечал, что чело­век, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легко­мысленных березок.

По мере роста населения и необходимости производить все больше и больше пищи отношение к природе начинает ме­няться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется все более усиливающееся масштабное; планетарное теперь наступление на природу.

Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы - изгнание из нее всех таинст­венных, необъяснимых факторов.

Насилие над природой, ее разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700-800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, ко­торые непрерывно увеличиваются<...>

Человеку пора срочно менять свое отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе легко обойтись.

(По материалам энциклопедии для школьников)

11.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

11.2 Как природа воздействует на человека и общество? Ис­пользуя содержание текста, укажите два проявления.

11.3 Как в тексте характеризуется современное состояние отно­шений общества и природы? Приведите две характеристики.

11.4 Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обще­ствоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.

11.5 Некоторые проблемы существования современного чело­вечества, представляющие угрозу его выживанию, назы­вают глобальными. Проявления какой глобальной проблемы при­ведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждаю­щее глобальный характер этой проблемы.

10. Гражданам страны Z ученые задавали вопрос: «Какое воздействие оказывает природа на жизнь человека и об­щества?». Полученные результаты приведены в диаграмме .

Проанализируйте данные диаграммы. Найдите в приве­денном списке выводы, которые можно сделать на основе данных диаграммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Назвали природу источником полезных ископаемых и др. ресурсов более трети опрошенных.

2) Назвало природу источником жизни относительное большинство опрошенных.

3) Отметили влияние природы на здоровье людей больше опрошенных, чем назвали ее объектом познания.

4) Наименьшее количество опрошенных назвали природу неисчерпаемым объектом познания.

5) Более трети опрошенных отметили влияние природы на здоровье людей, в том числе как места отдыха.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.

Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.

Общество в узком смысле слова - совокупность людей, устойчиво связанных между собой теми или иными видами взаимодействия. Это может быть определенная группа людей, объединенных общими целями, интересами, мировоззрением, происхождением (дворянское общество, общество охотников и рыболовов и т. п.).

2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?

Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?

Человек не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель. Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.

К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

Культура - это достижение человеческой мысли во всех сферах деятельности.

Она подразделяется на материальную и духовную.

Духовная культура - это достижения в живописи, литературе, поэзии. музыки и т. д.

Материальная культура - это достижения во всех сферах материального производства начиная от земледелия и кузнечного дела, заканчивая высокими технологиями. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

8. Какие науки изучают общество?

К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.

ЗАДАНИЯ

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом - общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем - человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

На сегодняшний день понятие общества таково: общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Но в современном обществе, где пропагандируется индивидуализм эти связи и отношения носят формальный характер, а ранее, действительно, каждый человек был связан с другим более сильными связями. В этом и заключается отличие.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» - 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».

Понятие общества

Вариант-1

Существует несколько понятий «общество».

В узком смысле общество :

1) группа людей , объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество :

3) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира , которая состоит из индивидуумов , обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения ;

4) динамическая саморазвивающаяся система , то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность

Система – комплекс взаимодействующих элементов.

Подсистема – «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни:

  1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ);
  2. социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимоотношения и взаимодействие друг с другом);
  3. политическая (политика, право, государство, их соотношение и функционирование);
  4. духовная (охватывает формы и уровни общественного сознания, образующие явление духовной культуры).

Все сферы взаимосвязаны друг с другом

Вариант 2

Понятие общества. Сферы общественной жизни

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития. Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

  1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
  2. Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
  3. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
  4. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Вариант3

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!