Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в широком смысле понимают

А1. Существуют различные значения понятия «общество».

Под обществом в узком смысле понимают:

1) форму государственного устройства;

2) деятельность людей по созданию благ и услуг;

3) способ осуществления власти;

4) определенный этап исторического развития.

А2. Постепенные, поступательные изменения в обществе называются:

1) системой;

2) эволюцией;

3) революцией;

4) реформой.

А3. В каком обществе ведущая роль принадлежит научному знанию как источнику инноваций?

1) в традиционном;

2) в индустриальном;

3) в постиндустриальном;

4) в феодальном.

А4. Индустриальное общество характеризует:

1) развитие крупного машиностроения

2) накопление знаний

3) преобладание сферы услуг над производством товаров

4) натуральное хозяйство.

А5. Состояние неудовлетворенности, нужды, которое человек стремится преодолеть, - это:

1) потребность;

2) интерес;

4) ценность.

А6. Только для человека в отличие от животного характерно:

1) добывание пищи;

2) забота о потомстве;

3) преобразовательная деятельность;

4) коллективное взаимодействие.

А7. Биосоциальную сущность человека характеризуют:

1) только прирожденные качества;

2) только приобретенные качества;

3) как приобретенные, так и врожденные качества;

А8. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешное выполнение определенной деятельности, ученые обозначают понятием:

1) способности

2) потребности

3) личность

4) индивид.

А9. Верны ли суждения об обществе:

А) общество - часть мира, отличающаяся от природы;

Б) общество имеет сложную структуру?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

А10. Верны ли суждения о глобальных проблемах:

А) решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества;

Б) глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами «богатого Севера» и «бедного Юга»?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А11.Какая жизненная позиция характерна для конформистов?

1) достаточно быть только наблюдателем;

2) всегда приспосабливаться к людям и ситуациям;

3) следует влиять на развитие ситуаций;

4) иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать

А12. Какое суждение является истинным?

1) природа и человек существуют независимо друг от друга;

2) жизнь человека и общества полностью определяется природными условиями;

3) все изменения в природе подчиняются целям человека общества;

4) общество и природа относительно независимы друг от друга, но влияют друг на друга

А13.Сфера общественной жизни, в которой реализуются отношения в процессе материального производства:

1) социальная;

2) экономическая;

3) политическая;

4) духовная.

А14. Какая из перечисленных глобальных проблем относится

К экологическим?

1) загрязнение вод мирового океана;

2) огромное число неграмотных людей; 3) опасность войн;

А15. Саша хорошо учится в общеобразовательной школе и посещает спортивную секцию. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как:

2) индивида;

3) личность;

В1. Ниже приведен перечень потребностей человека. Все они, за исключением некоторых, являются биологическими. Найдите и запишите цифры в строку ответа, указывающие потребности другого вида.

Утоление голода

Необходимость общения

Стремление защититься от холода

Утоление жажды

Стремление к власти

Стремление дышать свежим воздухом.

Ответ_________________________________________.

В2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Окружающая среда

Искусственная ……………..

Ответ: _________________________________________.

В3. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?

1) господство общинных принципов

2) важная роль религии и армии

3) государственный контроль над технологическими изменениями

4) урбанизация

5) научно-техническая революция

6) натуральное хозяйство

Ответ:_______________________________________

В4. Установите соответствие между общественными группами и их примерами. Результаты внесите в таблицу

Примеры: Общественные группы:

А) дворовая компания подростков 1) класс

Б) наемные рабочие 2) малая группа

В) студенческая группа 3) сословие

Г) кубанские казаки

В5. Признаками прогресса выступают:

Совершенствование орудий труда

Расширение торговых контактов

Рост численности населения

Рост смертности

Появление городов

Возврат к традиционным методам ведения хозяйства

Вытеснение ручного труда машиным

Возникновение массовой культуры

Существуют различные значения понятия «общество» . Под обществом в широком смысле понимают
1) всё население Земли
2) весь мир в многообразии его форм и проявлений
3) единство живой и неживой природы
4) определенный этап исторического развития

Понятие «личность» используется для характеристики
1) деятельности человека
2) неповторимого своеобразия человека
3) совокупности социально значимых качеств человека
4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

Бабушка объясняет, как правильно приготовить вкусный борщ. Какую форму общения иллюстрирует этот пример?
1) обмен мнениями
3) передача опыта
2) обмен информацией
4) выражение переживаний

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Существование общества во многом зависит от состояния природы.
Б. Общество всегда негативно влияет на природную среду.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению
знаний и умений называется
1) творчеством
3) социализацией
2) образованием
4) трудом

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.
Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития общества.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Производительностью труда называют
1) количество продукции, произведенной за единицу времени
2) разницу между выручкой фирмы и общими издержками
3) разделение процесса производства на ряд отдельных этапов
4) процесс производства товаров и услуг

Вернувшаяся из отпуска гражданка В. обнаружила, что за месяц цены на
основные потребительские товары увеличились. Впоследствии она отметила
дальнейший рост цен. Проявления какого экономического явления отметила
гражданка В. ?
1) конкуренции
2) инфляции
3) предложения
4) спроса

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика
страны Z носит командный (плановый) характер?
1) Вышедшие на пенсию работники получают пенсию по старости.
2) Большинство работников трудится на промышленных предприятиях.
3) Государство выступает в качестве монополиста по найму рабочей силы.
4) Государство осуществляет контроль над денежной массой.

Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Зарплата работника зависит исключительно от его личных качеств.
Б. Существуют различные формы оплаты труда работников.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

Понятие общества

Вариант-1

Существует несколько понятий «общество».

В узком смысле общество :

1) группа людей , объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество :

3) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира , которая состоит из индивидуумов , обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения ;

4) динамическая саморазвивающаяся система , то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность

Система – комплекс взаимодействующих элементов.

Подсистема – «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни:

  1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ);
  2. социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимоотношения и взаимодействие друг с другом);
  3. политическая (политика, право, государство, их соотношение и функционирование);
  4. духовная (охватывает формы и уровни общественного сознания, образующие явление духовной культуры).

Все сферы взаимосвязаны друг с другом

Вариант 2

Понятие общества. Сферы общественной жизни

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития. Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

  1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
  2. Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
  3. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
  4. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Вариант3

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Практический материал

по теме 1.1 «Общество как форма жизнедеятельности людей»

Задания с кратким ответом

1. Учёные используют понятие «общество» для характеристики

1) природной среды обитания

2) всего окружающего мира

3) результатов деятельности человечества

4) всего человечества

2. Учёные-обществоведы определяют общество как

1) весь окружающий человека мир

2) обособившуюся от природы часть мира, связанную с деятельностью людей

3) многообразие форм и проявлений природы

4) совокупность природных и социальных явлений

4. Обществом в широком смысле слова называют 5.Под обществом в широком смысле понимают 6. Учёные-обществоведы определяют общество как 7. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле? 8. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в наиболее широком смысле понимают 9. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?

11. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом можно назвать любую группу людей, объединённых совместной деятельностью.

Б. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



1 2

Тема «Общество и человек»

1. Ученые определяют общество как

1) многообразие форм и проявлений живой природы
2) совокупность природных и социальных сил

3) обособившуюся от природы часть мира

4) в есь окружающий человека мир

2. Существуют различные значения понятия «общество».Под обществом в узком смысле понимают


1) форму государственного устройства
2) деятельность людей по созданию благ и услуг

3) способ осуществления власти

4) определенный этап исторического развития

3. Существуют различные значения понятия «общество».Под обществом в узком смысле понимают


1) промышленность

2) идеологию

3) мораль

4) семью

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Взаимодействие людей в обществе осуществляется различными способами и в разных формах.

Б. Общество представляет собой неотъемлемую часть природы ,

5. Загрязнение воды и воздуха, вызванное выходом из строя очистных сооружений на химическом комбинате в городе N, служит примером взаимосвязи


  1. цивилизации и культуры

  2. общества и природы

  3. морали и права

  4. науки и техники

6. Какой пример иллюстрирует влияние природы на дея­тельность людей?





7. Какой пример иллюстрирует влияние природы на дея­тельность людей?

  1. затопление нескольких улиц города во время наводнения

  2. загрязнение воздуха выхлопными газами

  3. разведение лебедей в городском пруду

  4. административное ограничение ловли некоторых видов рыб
8. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Общество развивается изолированно от природы.

Б. Люди, живущие в разных природных условиях, могут раз­личаться образом жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Прочтите текст и выполните задания 9.1-9.6

В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его раз­витие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производи­мые природой, климатом, рельефом. Еще Гете замечал, что чело­век, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек , обитающий среди легко­мысленных березок.

По мере роста населения и необходимости производить все больше и больше пищи отношение к природе начинает ме­няться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется все более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу.

Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы - изгнание из нее всех таинст­венных, необъяснимых факторов.
Насилие над природой, ее разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700-800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники , все крупные города окружены огромными свалками мусора, ко­торые непрерывно увеличиваются<...>

Человеку пора срочно менять свое отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе легко обойтись.

9.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

9.2. Как природа воздействует на человека и общество? Ис­пользуя содержание текста, укажите два проявления.

9.3. Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две харак­теристики.

9.4. Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.

9.5. Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию , называют глобальными. Проявления какой глобальной проблемы приведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы.

10. Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании социальной структуры общества?


          1. племена, народности

          2. республика, монархия

          3. наука, образование

          4. предприятия, банки

11. Правительство страны ограничило ввоз иностранных автомобилей. К каким сферам общественной жизни относится

              экономической и социальной


            1. политической и экономической

            2. социальной и духовной

            3. экономической и духовной

12. Какие из перечисленных терминов используются, в первую
очередь, при описании экономической сферы общества?


              1. классы, страты

              2. избиратели, выборы

              3. мораль, красота

              4. издержки, прибыль

13. Предприниматель финансировал организацию художественной выставки. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?


                1. экономической и социальной

                2. политической и экономической

                3. социальной и духовной

                4. экономической и духовной

14. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и вы­полните задания 15 и 16.
Встране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что является основны м социальным последствием научно-технической рево­люции (I1TP)?»

Результаты опроса представлены в диаграмм


  • Человек стал более зависим от благ цивилизации
■ Повышаются требования к квалификации работника
Возрастает роль научных знаний

□ Повышается безопасность груда


  • Появились новые виды заболеваний

15. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите в строку ответа

Цифры, под которыми они указаны.


    1. Большинство опрошенных указывает на повышение безопасности труда как основное следствие НТР.

    2. Более четверти опрошенных разделяет мнение о том , что человек стал более зависимым от благ цивилизации.

    3. Мнение о том, что повышаются требования к квалификации работника, наиболее популярно среди опрошенных.

    4. Наименьший процент опрошенных разделяет мнение о том , что возрастает роль научных знаний.

    5. Примерно одинаковый процент опрошенных считает, что в результате НТР появились новые виды заболеваний, и то,
      что возрастает зависимость человека от благ цивилизации.
16. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опуб­ликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приве­денных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

      1. Граждане практически не видят никаких положительных по­следствий НТР.

      2. Ещё рано делать выводы по поводу влияния НТР на жизнь жителей страны Z.

      3. В обществе нет однозначного мнения по поводу социальных последствий НТР.

      4. Люди имеют представление о негативных последствиях НТР для общества.

      5. НТР в стране Z прошла незаметно.
17. Наблюдающийся в современном мире процесс сближения социально-экономических, политических и культурных процессов различных стран и формирование единого человечества ученые-обществоведы называют

        1. цивилизацией

        2. глобальной проблемой

        3. национальной интеграцией

        4. глобализацией

18. Для обозначения совокупности социально-значимых качеств человека традиционно используют понятие


          1. индивидуальность

          2. индивид

          3. личность

          4. темперамент

19. Какое понятие используют для характеристики человека как отдельно взятого представителя всего человеческого рода?


            1. индивидуальность

            2. гражданин

            3. личность

            4. индивид

20. Какой пример характеризует человека как личность?

1) У Матвея сломана нога.

2) У Кости светлые волосы и голубые глаза.

3) Володя быстро устает во время утренних пробежек.

4) Вася всегда уступает пожилым людям место в транспорте.

21. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как

1) сына 2) индивида 3) личность 4) друга

22. Верны ли следующие суждения о личности?

А. В понятие личности, прежде всего, включаются характеристики, обусловленные природой человека.
Б. Процесс развития личности продолжается в течение всей жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23 . В приведенном списке приведены черты сходства человека и животных и отличия человека от животных. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.


  1. забота о потомстве

  2. потребность в труде

  3. потребность в воспроизводстве рода

  4. наличие сознания

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и вы­полните задания 24 и 25.

Ученые опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют , по вашему мнению, способности человека?»

Результаты опроса представлены в таблице.


Варианты ответа

% отвечавших

25-летние

60-летние

Способности даны от природы. Их не надо развивать - они проявятся сами.

15

20

Способности раскрывает и развивает окружение человека. Природные за­датки не имеют значение.

59

Природные задатки могут быть не вос­требованы и не развиты человеком.

8

И

Затрудняюсь с ответом.

13

10

24. Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.


  1. Процент людей, считающих, что способности определяются природой, с возрастом увеличивается.

  2. Около трети опрошенных в обеих группах затруднились с ответом на вопрос.

  3. Доля людей, считающих, что окружение определяет способности человека, с возрастом увеличивается.

  4. Около четверти опрошенных в каждой группе считают , что природные задатки могут быть не востребованы человеком.

  5. Большинство опрошенных в обеих группах полагают, что способности человека открывает и развивает его окружение.
25 Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опуб­ликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приве­денных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

    1. Независимо от возраста опрошенные имеют правильное пред­ставление о развитии способностей человека.

    2. Молодежь более самоуверенна, рассчитывает только на свои силы.

    3. Люди старшего возраста более осторожны в своих оценках.

    4. Опрошенные обеих групп предвзято относятся к талантливым людям.
      Молодежи, как и людям зрелого возраста, в равной степени не чужды размышления о развитии человека.
Прочтите текст и выполните задания 26.1-26.6

После того, как ребенок осознает свое Я, начинается дли­тельный период формирования его Я-концепции. Я-концепцией называют отношение человека к самому себе, которое включает образ Я, то есть представление о своих качествах и свойствах, самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к , себе, основанное на образе Я и самооценке и выра­жающееся в конкретных поступках.

Мерилом отношения человека к самому себе выступает, прежде всего, отношение к нему других людей. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, пре­имущественно родителей и воспитателей. Представления о себе у дошкольников очень неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже счита­ет, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к сни­жению самооценки.

Общение с новыми людьми меняет представление чело­века о себе, и постепенно у него формируется целая система та­ких представлений. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление и одновременно возрастает роль друзей и их мнений. Подросток начинает сопоставлять разные мнения о себе и вырабатывать свое собственное мнение, опираясь на свой интеллект. Самооценка теперь меньше зависит от ситуации, под­росток начинает оценивать себя не только эмоционально, но и рационально. Повышение с возрастом самооценки подсознатель­но, незаметно для самого человека сказывается не только на вос­приятии своей внешности , но и на восприятии им других людей.
Образ Я становится все более содержательным по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, на улице, на работе, постепенно делают этот образ более многогранным. Чем больше своих качеств вычленяет человек и относит к себе, своему Я, чем сложнее эти качества, тем выше уровень его познания и самосоз­нания, тем более реальна его самооценка.

26.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

26.2. Какие три элемента Я-концепции выделены в тексте?

26.3. Что является мерилом отношения человека к самому себе? Чем различаются представления о себе дошкольников и подростков?

26.4. Подтвердите тремя конкретными примерами, что образ- Я становится все более содержательным по мере усиления социальной активности человека.

26.5

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!