А1. Существуют различные значения понятия «общество».
Под обществом в узком смысле понимают:
1) форму государственного устройства;
2) деятельность людей по созданию благ и услуг;
3) способ осуществления власти;
4) определенный этап исторического развития.
А2. Постепенные, поступательные изменения в обществе называются:
1) системой;
2) эволюцией;
3) революцией;
4) реформой.
А3. В каком обществе ведущая роль принадлежит научному знанию как источнику инноваций?
1) в традиционном;
2) в индустриальном;
3) в постиндустриальном;
4) в феодальном.
А4. Индустриальное общество характеризует:
1) развитие крупного машиностроения
2) накопление знаний
3) преобладание сферы услуг над производством товаров
4) натуральное хозяйство.
А5. Состояние неудовлетворенности, нужды, которое человек стремится преодолеть, - это:
1) потребность;
2) интерес;
4) ценность.
А6. Только для человека в отличие от животного характерно:
1) добывание пищи;
2) забота о потомстве;
3) преобразовательная деятельность;
4) коллективное взаимодействие.
А7. Биосоциальную сущность человека характеризуют:
1) только прирожденные качества;
2) только приобретенные качества;
3) как приобретенные, так и врожденные качества;
А8. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешное выполнение определенной деятельности, ученые обозначают понятием:
1) способности
2) потребности
3) личность
4) индивид.
А9. Верны ли суждения об обществе:
А) общество - часть мира, отличающаяся от природы;
Б) общество имеет сложную структуру?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
А10. Верны ли суждения о глобальных проблемах:
А) решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества;
Б) глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами «богатого Севера» и «бедного Юга»?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11.Какая жизненная позиция характерна для конформистов?
1) достаточно быть только наблюдателем;
2) всегда приспосабливаться к людям и ситуациям;
3) следует влиять на развитие ситуаций;
4) иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать
А12. Какое суждение является истинным?
1) природа и человек существуют независимо друг от друга;
2) жизнь человека и общества полностью определяется природными условиями;
3) все изменения в природе подчиняются целям человека общества;
4) общество и природа относительно независимы друг от друга, но влияют друг на друга
А13.Сфера общественной жизни, в которой реализуются отношения в процессе материального производства:
1) социальная;
2) экономическая;
3) политическая;
4) духовная.
А14. Какая из перечисленных глобальных проблем относится
К экологическим?
1) загрязнение вод мирового океана;
2) огромное число неграмотных людей; 3) опасность войн;
А15. Саша хорошо учится в общеобразовательной школе и посещает спортивную секцию. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как:
2) индивида;
3) личность;
В1. Ниже приведен перечень потребностей человека. Все они, за исключением некоторых, являются биологическими. Найдите и запишите цифры в строку ответа, указывающие потребности другого вида.
Утоление голода
Необходимость общения
Стремление защититься от холода
Утоление жажды
Стремление к власти
Стремление дышать свежим воздухом.
Ответ_________________________________________.
В2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Окружающая среда
Искусственная ……………..
Ответ: _________________________________________.
В3. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?
1) господство общинных принципов
2) важная роль религии и армии
3) государственный контроль над технологическими изменениями
4) урбанизация
5) научно-техническая революция
6) натуральное хозяйство
Ответ:_______________________________________
В4. Установите соответствие между общественными группами и их примерами. Результаты внесите в таблицу
Примеры: Общественные группы:
А) дворовая компания подростков 1) класс
Б) наемные рабочие 2) малая группа
В) студенческая группа 3) сословие
Г) кубанские казаки
В5. Признаками прогресса выступают:
Совершенствование орудий труда
Расширение торговых контактов
Рост численности населения
Рост смертности
Появление городов
Возврат к традиционным методам ведения хозяйства
Вытеснение ручного труда машиным
Возникновение массовой культуры
Существуют различные значения понятия «общество» . Под обществом в широком смысле понимают
1) всё население Земли
2) весь мир в многообразии его форм и проявлений
3) единство живой и неживой природы
4) определенный этап исторического развития
Понятие «личность» используется для характеристики
1) деятельности человека
2) неповторимого своеобразия человека
3) совокупности социально значимых качеств человека
4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода
Бабушка объясняет, как правильно приготовить вкусный борщ. Какую форму общения иллюстрирует этот пример?
1) обмен мнениями
3) передача опыта
2) обмен информацией
4) выражение переживаний
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Существование общества во многом зависит от состояния природы.
Б. Общество всегда негативно влияет на природную среду.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению
знаний и умений называется
1) творчеством
3) социализацией
2) образованием
4) трудом
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.
Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития общества.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Производительностью труда называют
1) количество продукции, произведенной за единицу времени
2) разницу между выручкой фирмы и общими издержками
3) разделение процесса производства на ряд отдельных этапов
4) процесс производства товаров и услуг
Вернувшаяся из отпуска гражданка В. обнаружила, что за месяц цены на
основные потребительские товары увеличились. Впоследствии она отметила
дальнейший рост цен. Проявления какого экономического явления отметила
гражданка В. ?
1) конкуренции
2) инфляции
3) предложения
4) спроса
В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика
страны Z носит командный (плановый) характер?
1) Вышедшие на пенсию работники получают пенсию по старости.
2) Большинство работников трудится на промышленных предприятиях.
3) Государство выступает в качестве монополиста по найму рабочей силы.
4) Государство осуществляет контроль над денежной массой.
Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Зарплата работника зависит исключительно от его личных качеств.
Б. Существуют различные формы оплаты труда работников.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Понятие общества
Вариант-1
Существует несколько понятий «общество».
В узком смысле общество :
1) группа людей , объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;
2) конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество :
3) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира , которая состоит из индивидуумов , обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения ;
4) динамическая саморазвивающаяся система , то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность
Система комплекс взаимодействующих элементов.
Подсистема «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.
Подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни:
- экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ);
- социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимоотношения и взаимодействие друг с другом);
- политическая (политика, право, государство, их соотношение и функционирование);
- духовная (охватывает формы и уровни общественного сознания, образующие явление духовной культуры).
Все сферы взаимосвязаны друг с другом
Вариант 2
Понятие общества. Сферы общественной жизни
В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития. Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:
- Экономическая сфера система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
- Социальная сфера система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
- Политическая сфера (политико-правовая) система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
- Духовная сфера (духовно-нравственная) система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.
Вариант3
Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Практический материал
по теме 1.1 «Общество как форма жизнедеятельности людей»
Задания с кратким ответом
1. Учёные используют понятие «общество» для характеристики
1) природной среды обитания
2) всего окружающего мира
3) результатов деятельности человечества
4) всего человечества
2. Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь окружающий человека мир
2) обособившуюся от природы часть мира, связанную с деятельностью людей
3) многообразие форм и проявлений природы
4) совокупность природных и социальных явлений
11. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Обществом можно назвать любую группу людей, объединённых совместной деятельностью.
Б. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны