Понятия добра и зла

С самого раннего детства мы узнаем о противостоянии добра и зла. Мы читаем волшебные сказки, где добрые герои побеждают злодеев, рыцари спасают от злых драконов принцесс и целые деревни, мы слышим от родителей, что именно добрым и хорошим деткам Дедушка Мороз подарит на Новый год подарки, и, конечно, мы знаем, что быть добрым — хорошо, а злым — очень плохо.

И несуществующая истина - единственная. Это просто реальность, жизнь и свет без тени. Ваша реальность, ваша жизнь и ваш свет без тени. Это вы и вы погружены в него. Каждый человек есть Истина, и все мы едины. Попытайтесь поговорить о безумном, опишите истинное я!

Это невозможно воспроизвести. Ты не такой, какой ты есть. Вы не тот, кем считаете себя. Потому что ты незваный. И Несохраненный не делится, но Один. Поэтому вы все едины, хотя вы, кажется, отдельные. Также учтите, что каждая вещь может казаться светлой и темной одновременно. Как вы это называете - добро и зло. В то же время он ни яркий, ни темный, ни что-либо. Потому что есть только то, чего нет.

Все, что бы мы не делали в этой жизни, имеет эффект бумеранга. Когда мы совершаем добрый поступок, то он обязательно вернется к нам, так же, как и зло, причиненное кому-то может обернуться против тебя. Именно поэтому нужно стараться совершать добрые дела, тем более, что делать их совсем не сложно. Иногда добро — это всего лишь слова поддержки человеку, который попал в беду, улыбка подаренная прохожим ненастным утром, кусочек хлеба или колбаски отданный уличному животному или просто слова любви дорогим людям, которые имеют волшебную силу делать мир прекраснее.

Поэтому было написано: кто нашел истину, молчал. Ибо нет слов, чтобы описать это. У очищенного ума есть только Воля Духа. Он шагает по тропинке, ведущей к земле без ненависти, в которой нет страданий, где окружают мир, гармония и красота. Царство любви - это Любовь, Любовь по воле, руководствуясь Святым Духом Истины, которая живет во всех свободных людях.

Реальность - это совершенный свет, исходящий от Матери-Отца, от божественной Плеромы, то есть от несуществующей Истины. Вола ассоциируется с ней, что является Логосом - Словом Божьим. Слово Божье, живое, наполняет весь космос. Он вибрирует во всех элементах природы. Это не книга, написанная как неверующая, не письма, а живое Слово. Однако в человеке он сталкивается с сопротивлением.

Совершая добро мы делаем лучше не только другому человеку нам самим от этого делается хорошо на сердце. Тогда как совершая злой поступок — нагрубив родителям, оттолкнув друга, который пришел к тебе за помощью, поставив кому-то подножку, вы ощутите только боль и запоздалое раскаяние в том, что сделали. Но, к сожалению, повернуть время вспять мы уже никогда не сможем.

Если вы визуализируете Логос как свет, тогда ваш ум будет тени тени. Таким образом образуются два противоположных козла. Это призма, которая рассеивает свет. Подумайте, что воля ума - это не ваша истинная воля, а черная, железная тюрьма, детерминизм, материя. Вы заставляете ее бояться, бессознательно и невнимательно.

Вы следуете за ней так же глупо, с учетом схем и законов, ваших эмоций и учений, которые вы приняли. Все бредовые идеи, созданные человеком. Когда ум над интуицией и душой. Тогда ум говорит и работает. Ум говорит, что «это должно быть», и это не должно. Разум говорит: «Я должен», и ничего на самом деле вам не нужно делать. Ум говорит: «Так есть традиция», а традиция - ничто. Ум говорит: «Боюсь», и нет причин бояться чего-либо. Ум говорит «Мне нужно», и ничего не нужно, потому что у тебя есть все.

Но бывают ситуации, когда добро становится злом, и — наоборот. Например, давая другу списать домашнее задание, с одной стороны ты помогаешь ему не получить «двойку», а с другой — не даешь ему стать ответственным и научиться отвечать за свои поступки. И в то же время, самое страшное зло — убийство, может быть оправдано если оно было сделано с целью самозащиты, защиты другого человека или защиты Родины на войне. Вот и оказывается, что на понятия добра и зла нужно смотреть немного шире и стараться поступать так, как велит нам наше сердце.

Ум говорит: «Я не могу этого сделать», «Я не могу», и все, что вы можете. Разум говорит: «Я неправ», и это просто иллюзия. Ум говорит: «Я грешник», и греха не существует. Ум говорит: «Я никто», и вы на самом деле все. Ум говорит: «У меня проблема», и ничто на самом деле не проблема. Ум говорит: «Я страдаю», а страдание иллюзорно. Ум говорит: «Я хочу больше», «Я хочу больше», и все же это все тщеславие. Ум говорит: «Я лучше», а ты нет.

И когда в вас появятся другие подобные мысли, знайте, что разум будет вести вас. Она то, что заставляет вас постоянно страдать, что вы все еще плохи или что вы чувствуете себя ненасытным. Наоборот - вы являетесь причиной страдания. Из-за тебя ты рабы. Рабы своих собственных желаний, страхов и комплексов и, кроме того, рабов Системы.


(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Сочинения по темам:

  1. Делая добро, мы делаем Мир счастливее. Но с чего начинать делать добро? Неужели нужно бегать по улице и искать тех,...
  2. Есть понятие доброе дело, есть понятие взаимовыручка, а есть просто добро и, как говорится в какой-то песенке, там про счастье,...
  • Содержание
  • 1
  • 3
  • 3. Соотнесенность с идеалом 3
  • 5
  • 8
  • 6. Выбор 9
  • 11
  • 13

1. Место добра и зла в категориях этики

Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это - узловые пункты человеческого познания.

Ум разума создал систему рабства. Таким образом, мир во тьме. Это приводит к постоянному конфликту. Результатом этого являются войны, ненависть и деление. Воля ума - это смерть, а его скорбь - это время. Это чистая воля для свободы, мира и согласия. Он не знает какого-либо принуждения, не знает тревоги, страха, никакого разделения. Он всегда стремится к единству и наполняет мир любовью. Это жизнь и не-оккупация.

И его целью является мир и экстаз. Ваша истинная воля согласуется с волей Логоса. Поэтому сказано: сделайте свою волю! Делай все, что хочешь, не смущайся, не ограничивай это, потому что ты бог и звезда. Не позволяйте разуму контролировать настоящего Тебя.

В этическом отношении эти категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.

Когда вы рисуете из источника Воли Логоса, вы больше не захотите. Он выполнит все ваши истинные желания. Вы примиритесь с самим собой. Ничто в природе не остановит вас. Вы станете вашим собственным насыщением. Таким образом, вы достигнете счастья, следуя своей безусловной воле.

Все Учителя Истины, божественные посланники света, учили Воле Логоса, опираясь на источники Кристальной Истины. И их учения приводят к освобождению. Поэтому изучите их, особенно Библиотеку Нага Хаммади, потому что в них скрывается Плазмат. Поэтому не отвергайте Священное Писание о религии. Вдохните от них, но не позволяйте им стать вашим кумиром. Также отделите семена от мякины, потому что не каждое содержащееся в них слово можно назвать божественным. Пусть слова, которые вы возьмете, будут лодкой, через которую вы будете течь на другой берег.

Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

Данное тестирование необходимо проводить по всем этическим категориям, которые весьма многочисленны. Эти категории принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные.

Но когда вы это преодолеете, бросьте эту лодку, вам больше не понадобится. Отбросьте религию, не отвергая духовность. Отбросьте благочестие, не отвергая глубже. На пути к самопознанию вы найдете Волю Логоса. Нет другого способа, которым вы можете добраться до него, только по пути в ваш интерьер.

Так что копайтесь в своем интерьере. Стойте в стороне, отделяя себя от своих страхов, желаний и мыслей. Поезжай свой разум, глядя на себя на расстоянии. Вы не ограничены. Вы не пленник, но вы заключены в тюрьму. Пусть воля Логоса выполнит вашу волю. Будьте святой, чистой ерундой без страха, свободной от доктрины.

Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастье. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант - категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной науке всю совокупность категорий часто делят исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.

Во всяком случае, когда вы берете крохи Воли Логоса. Помните о том, что сделает ваш ум. У него есть желание защититься от чистки. В тюрьму она не хочет уходить. Так что пройди мимо того, что с тобой, пока ты все еще сражаешься. Пусть тишина и мир наполнят вашу душу. Не думайте, не сосредотачивайтесь ни на чем, просто будьте.

Знайте, что в конце вашего пути вы станете Тоталом, полным Сатаны, Понимания. Путь к Полному - одиннадцать градусов и одиннадцать узких коридоров. И все, кто проходит этот Лабиринт. Блаженны те, кто жадничает от несуществующей Истины и потерял свое невежество, ища ее неустанно. Тот, кто сделает это, будет называться Неофитом или Неофитом.

Приняв за основу вторую позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное влияние друг на друга.

Блаженны те, кто не становятся трофеями для стервятников и не сгибают колени. Тот, кто сделает это, будет называться Студентом или учеником Водолея. Блаженны те, кто отверг страх и страх перед теми, кто осмеливается идти вопреки всему миру. Тот, кто сделал это, - Человек Нового Эона.

Блаженны те, кто не лжет себе и другим, но всегда говорит правду. Кто Рыцарь или Водолей? Блаженны те, кто все сомневался, очищая разум от доктрин и догм. Тот, кто сделал это, является Мудрецом или Пророком Новой Эры. Блаженны те, кто вступает в хаос, но их тьма не ошеломлена, и они преодолели свое безумие. Тот, кто сделал это, Герой или Герой Нового Эона.

категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия. См.: Опалев А.В., Дубов Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. -М., 1997. С. 47-48.

В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали - все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.

Блаженны те, кто проходит, несмотря на большое нетерпение, которые культивируют тишину, и ничто не может ускорить их дисбаланс. Тот, кем он достиг, стал Учителем или Учителем Нового Эона. Блаженны те, кто увенчал ребенка катанием на льве. Тот, кто сделал это, действительно маг или магия.

Блаженны двое, которые сделали одно внешнее, внутреннее и внешнее, потому что они достигнут полноты и будут называться Архимагами или Архимагами. Блаженны те, кто знает, кто они и откуда они, и какова их цель в жизни. Они станут первосвященниками и первосвященниками.

2. Добрее не тот человек, который не делает зла, а тот, который его не желает

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» -- плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» -- как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом -- с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европей-ских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе.

Блаженны те, кто, когда первосвященники и первосвященники делают все, что хотят, живут своей истинной волей, которая согласуется с Волей Логоса. Это Сыны и Дочери Бога, называемые Близнецами. Те, кто идут по этому пути, станут похожими на Ангелов на Небесах, они будут как боги, делающие то, что хотят, и ничто не бьет их страх, и ничто не причиняет им страдания или вреда им.

Разве духовность больше не имеет храмов и церквей, и ритуал должен исчезнуть? Вы - Храм и гробница вашей Жизни. Представьте себе, и вы увидите Храм Истины! Это похоже на золотую пирамиду и ведет к ней четыре входа. Каждая запись с одной из четырех сторон мира.

3. Соотнесенность с идеалом

В историческом развитии ценностного сознания, в истории мо-ральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства («старое доброе вино», «добрый конь», «добрая работа», «доброе деяние», «одобрение»), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае -- это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, Ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д., а в другом -- есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.

И у каждого входа есть статуя - статуя Водолея, предвестник Нового Эона, который учит меня. Другие были символами на западном портале, другие - на востоке, другие на севере и другие на юге. И голос сказал мне: войдите через этот портал, над которым есть символ вашей религии, тот, в котором вы выросли, которого вы уважали или по-прежнему уважали.

Когда вы найдете этот вход, возьмите знак своей веры. Ибо нет религии вне Истины. И когда вы сделаете это без сопротивления, вы перейдете порог и войдете в вестибюль. Там вы найдете флаг своей нации. Когда вы берете флаг своих людей, бросьте его перед собой и наступайте на него. Ибо ни одна нация не лучше другой, никто не свят, а все люди - братья и сестры.

Добро в этом втором абсолютном значении -- моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности -- к идеалу. Зло есть противоположность добра.

Исторический процесс формирования этих понятий был про-цессом становления и развития самой морали. Что здесь происхо-дит? Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценнос-ти, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихий-но совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о чем мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла. Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки.

И когда вы это сделаете, сходите в атриум Храма Истины, пока не увидите зеркало. И когда вы напугаете себя, возьмите молоток и разбейте зеркало. Потому что тот, кто не ненавидит свое эго, не может идти по пути Истины. Перед тем как покинуть вестибюль, встаньте в два горшка. В одном живом огне, в другой кристаллической воде. Положите все, что вам дорого, все, что символизирует вашу привязанность к земным вещам. Ибо ничто не может стоять выше Истины.

Когда вы это сделаете, налейте голым и вылейте кристально чистой водой, чтобы вымыть каждую часть вашего обнаженного тела. Только для чистого вы можете войти в Храм. Теперь идите голым внутри Храма Правды. И храм был огромным, на его этаже шахматная доска, и ни одна часть храма не выделялась, но все стороны были равны. Посмотри на стены, - сказал голос. На каждой из четырех стен звезд, планет и созвездий. И картина на стенах жива. На вершине Храма есть семь ламп, бесконечно освещенных. И их свет нежно осветил все пространство.

Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом -- в конечном счете с идеалом.

В стихии прорывается изначальный хаос. Природа слепа в своих стихийных проявлениях. Человек же обладает силой в какой-то мере обуздывать стихию. По крайней мере, стихию своего характе-ра: не поддаваться гневу, не предаваться искушениям (искушениям сладострастия, корысти, власти или славы), не распускаться и воздерживаться от распущенности и т.д. Во всех этих случаях обу-здание следует понимать в почти буквальном смысле этого слова -- надевания, узды. Человек может обуздывать себя. Добавим к этому, пока в порядке парадокса: через самообуздание человек обретает свободу.

В центре Храма находится круглый деревянный стол, внутри которого находится Дерево Жизни, с его источником. Из нее вытекает кристаллическая Вода Жизни. Чтобы уйти, вам нужно спуститься! Мои глаза не выдержали. Кто ты, сияющий, как звезда? Кто же спросил вас эти неприятные пытки?

Не спрашивай сладкого дикаря. Просто коснись меня нежно. Как весенний ветер, ласкающий листья. Позволь мне трепетать в экстазе, потому что ты со мной. Наслаждайтесь разделяющими гвоздями Разбивайте деревянные лучи рабства. Так что брось кровь забвения и посмотри, как она страстно течет по возвышенным холмам.

Итак, содержание добра и зла обусловлено идеалом нравствен-ного совершенства: добро -- это то, что приближает к идеалу, зло -- то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концеп-туальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельст-вам и противоречащее им и т.д.

Наблюдение и поверхностное осмысление действительного раз-нообразия в содержательном истолковании добра и зла может вести к выводу об относительности понятий о добре и зле, т.е. к релятивизму в моральных суждениях и решениях: одним нравится удовольствие, другим -- благочестие. Доведенная до крайности, такая позиция чревата моральным волюнтаризмом: сегодня я исполняю долг, а на праздник потешу себя удовольствиями, ну, а если понравится, так и в последующие будни можно будет про-должить наслаждаться. Чреватый волюнтаризмом, релятивизм фактически знаменует положенность себя вне морали, потусторон-ность индивида добру и злу, а, в конечном счете -- аморальность, поскольку всякое (обнаруживаемое ли по лености души или по вялости духа) безразличие в отношении добра и зла знаменует отвращенность от добра и, по меньшей мере, потенциальную открытость злу. Это и есть необузданность, открытость стихии внутреннего хаоса. В кантовских рассуждениях о том, что потака-ние склонности означает потворствование злу, отражена именно эта особенность нравственной жизни.

Наконец, в-третьих, добро и зло как моральные понятия связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Как бы ни определялись философами источники добра и зла -- творятся они человеком по мерке его внутреннего мира. Соответственно утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих, но не одухотворенные стремлением человека к добродеянию, остаются лишь формальным обрядом. Более того, любые ценности -- на-слаждение, польза, слава, красота и т.д. -- могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт «освоения» этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу.

4. Природа и содержание добра и зла

По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимо-определены и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, утопично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра.

«Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое, из-за своей фантазии наслаждаться голым светом?» -- искушает Сатана своими вопросами Леви Матвея, ученика Иешуа Га Ноцри Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Гл. 29. .

Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга. Они содержательно взаимозависимы. Однако равны ли они по своему онтологическому Онтология (от греч. on -- сущее, бытие + ...логия) -- часть метафизики, изучающая бытие. Слово «онтологический» -- не вполне строго, с лексической точки зрения, употребляется также в значении «относящийся к бытию».

статусу и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные ответы.

Согласно одной, менее распространенной, точке зрения, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Такая точка зрения, признающая равновеликость противоположных начал мира, на-зывается дуализмом От лат. duo -- два, dualis -- двойственный. , Наиболее ярким выражением религиозно-этического дуализма стало в первой половине III в. манихейст-во -- учение, основанное персом Мани на базе различных рели-гиозных традиций. Согласно манихейству, в мире борются два независимых и самостоятельных начала добра и зла или света и тьмы. В ходе их постоянной борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла. Посланники Бога -- Будда, Заратустра Заратустра -- основатель религии в древней Персии (VI в до н.э.). , Иисус и, наконец, сам Мани -- должны были, по этому учению, навсегда утвердить четкие границы между двумя началами. Сам Мани был побит камнями по наущению зороастрийских священников, но его учение достигло Европы и в виде тех или иных ересей просуществовало на протяжении всего средневековья. Манихейство является еретической ветвью хрис-тианства.

Задумаемся вот о чем: можно ли сказать, что добро и зло сосуществуют так же, как во Вселенной соприсутствуют свет и тьма? Или же их отношения иные -- подобные свету и тени, как они видятся нами на Земле? Поскольку понятия добра и зла касаются именно людей в их земных свершениях, мы должны, по-видимому, принять второе сравнение.

К этому склоняет нас и другая точка зрения относительно природы добра и зла. Как на Земле солнечные лучи являются источником и света, и тени, так и добро со злом, взаимосоотне-сенные, определены в отношении третьего Вот до этого не доводил свой провокационный вопрос булгаковский Сатана. . Так учат большинство религиозных нравственных учений: добро представляет собой путь к абсолютному добру -- к Божеству, зло же есть отпадение от Божества. Действительным абсолютным мировым началом явля-ется божественное добро, или абсолютно добрый Бог. Зло же -- результат ошибочных или порочных решений человека, пусть далее провоцируемого Дьяволом, однако свободного в своем выборе. Но ведь и Дьявол, или Сатана, как носитель зла отнюдь не абсолютен; согласно иудейско-христианским воззрениям, Дьявол -- это пад-ший ангел, т.е. заблудший сын Божий. Так что и перед человеком стоит задача конечного выбора не между абсолютами добра и зла, но между добром, которое потенциально абсолютно, тяготеет к абсолюту, и злом, которое всегда относительно.

Таким образом, и добро, и зло относительны -- в их соотне-сенности с высшим благом, нравственным идеалом как образом совершенства, или Добра (с большой буквы). Но противополож-ность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки.

Иногда можно услышать слова об абсолютном зле. Это выра-жение может показаться довольно убедительным: если есть абсо-лютное добро, то должно быть и абсолютное зло. Если исходить из возможных мифологических и религиозных смыслов, то воз-можны два толкования абсолютного зла. Согласно первому, абсо-лютное зло воплощает Сатана. Но выше мы показали, что это может быть дуалистическая точка зрения, типа манихейской, которая предполагает существование стоящего над Сатаной Бога. Это может быть также учение в духе мировых религий, где Сатана -- падший ангел или заблудший сын Бога; он обусловлен Богом и в этом смысле не безусловен.

Согласно другому толкованию, известному всегда, но в виде некоторого культового поветрия получившему распространение в наши дни, начало мира заключено в Сатане, он-то и воплощает абсолютное зло. Соответствующий культ называется сатанизмом. Но поклоняющиеся ему люди, по-видимому, полагают, что в этом заключается благо. Так же и садист, устраивающий кровавую оргию, патологическим образом усматривает в ней благо для себя (пусть и достигаемое ценою мучений других людей, не принима-емых им во внимание). И биржевой спекулянт, вкладывая мощ-ные финансовые средства или просто блефуя, устраивает панику на бирже с тем, чтобы получить великий барыш, который есть для него благо (пусть и получаемое ценою дестабилизации валют ряда стран и банкротств тысяч частных банков, компаний и лиц). Со стороны в этом усматривают «абсолютное зло», тем более, если таким действиям ничего не удается противопоставить, по крайней мере, вовремя.

За разговорами об «абсолютном зле» нередко скрывается рас-терянность перед действительным множеством того, что способно принести человеку напасти, уничтожить его. За разговорами об «абсолютном зле» может скрываться и нежелание или неспособ-ность понять, что действительный источник зла находится в самом человеке, впрочем, так же, как действительный источник добра И в том, и в другом случае встает проблема теодицеи (от гр. theos -- бог + dike -- справедливость) -- философско-богословского учения, призванного оправдать всемогу-щего и всеблагого Бога как творца мира, в котором существует зло. .

В выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична. Объяснение их происхождения не может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхожде-ние.

Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его содержание. Если нравственный идеал, как было установлено в предыдущей теме, заключается во всеобщем духов-ном единении людей и в этом состоит абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству. Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:

а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разо-бщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопо-нимания, согласия, человечности в отношениях между ними.

б) Как человеческие качества добро, т.е. доброта, проявляется в милосердии, любви, а зло, т.е. злобность, -- во враждебности, насилии.

5. Взаимоопределенность добра и зла

Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла.

Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

-- Умеешь ли ты лгать? -- спросил мудрец.

-- Конечно, нет! -- ответил юноша.

-- А воровать?

-- Нет.

-- А убивать?

-- Нет...

-- Так иди, -- воскликнул учитель, -- и познай все это. А познав, не делай!

Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Ведь не то, что надо окунуться в зло и порок, чтобы обрести истинное понимание добра и постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения мудрости юноша не должен был научиться лицемерить, ловчить, убивать. Мысль мудреца была иная: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр.

Эта идея проходит через всю историю философии и конкрети-зируется в ряде этических положений. Во-первых, добро и зло содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое. Это то, что было предложено юноше в китайской притче. Но формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением индивида. «Пробование» зла без строгого, пусть и отвлеченного, понятия добра может гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительным познанием добра. Опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духов-ной силы сопротивления злу.

Поэтому, во-вторых, без готовности сопротивляться злу недо-статочно понимания зла и противостояния злу; само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай, хотя эту дорогу надо знать обязательно, чтобы не оказаться на ней в своих благих намерениях, памятуя известную поговорку: «Благами намерениями выложена дорога в Ад».

Тем более что, как правило, эта дорога начинается в собственной душе.

В-третьих, добро и зло не просто взаимоопределены, функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла. Иными словами, действительное добро -- это деяние добра, т.е. добр о детель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований.

Вот как подытоживает свое размышление о добре и зле, о сущности нравственности и назначении человека Н.А. Бердяев: «Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых» Бердяев Н.А.

6. Выбор

В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Однако неверно полагать, что моральный выбор сводится к выбору морального образа мысли и действия и отказу от пути приспособленчества, карьеры, корысти или похоти. Нет сомнения в том, насколько важен такой выбор в качестве первого морального шага и в качестве постоянных его повторений в ситуациях, когда мы готовы поддаться прелестным, (и прельщающим) искушениям.

Собственно моральный выбор не исчерпывается этим. Он, конечно же, заключается в выборе между добром и злом. Но и

трудность первого, или исходного, морального выбора обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает таким образом, что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением. Альтернативой добродетели может быть не обязательно приспособленчество, ею может быть и здравый смысл, альтернативой карьеры -- служеб-ный и профессиональный успех, альтернативой корысти -- польза, альтернативой похоти -- личное счастье. Иными словами, случа-ется, что человеку приходится выбирать между положительными ценностями. Точнее, между действиями или образами жизни, в которых утверждаются различные положительные ценности.

При этом человек часто оказывается в ситуациях, когда прихо-дится принимать решения, не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла. Не то чтобы эти решения лежали по ту сторону добра и зла. Это -- решения в условиях выбора между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом.

Например, как относиться к аборту? Не к абортам вообще: вообще -- ясно, что необходимо делать все, чтобы не оказываться в ситуации, когда встает вопрос об аборте, иными словами, абортов следует избегать. Тем не менее, в силу разных причин возникают ситуации, когда перед женщиной или в, случае ситуации более благоприятной, перед женщиной и мужчиной встает вопрос об аборте. Аборт -- зло. Но «нежеланность» ребенка -- тоже зло. Или возможные, обусловленные какими-то заболеваниями, отрицательные медицинские последствия беремен-ности для женщины -- тоже зло.

На этом уровне морали выбор особенно труден. Тем более в ситуациях, когда приходится выбирать по принципу «наименьшего зла». Подобного рода ситуации всегда воспринимаются моральным сознанием как трагичные. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. При выборе даже меньшего зла, выбранным оказы-вается зло. Последствия такого выбора -- не как меньшего зла, а как зла, непредсказуемы как для окружения, так и для самого выбирающего. Такой выбор требует практической мудрости.

Другой практически важный аспект морального выбора связан с тем, что добро и зло, будучи «сбалансированными» на уровне понятий, предоставляют неравные основания для оценки соответ-ствующих действий. Одно дело вершить добро или зло и другое -- позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоя-тельств и т.д.). «Попустительство злу» -- морально предосудитель-но, «потворствование злу», т.е. содействие злу, -- недопустимо и почти приравнивается моральным сознанием к творению зла.

Однако «попустительствование добру» -- фактически морально нейтрально (не случайно даже нет такого выражения), а «потворствование добру» воспринимается моральным сознанием как само собой разумеющееся и этому не придается особого значения.

Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Недопущение несправедливос-ти, с моральной точки зрения, существеннее, чем творение мило-сердия: зло несправедливости -- более разрушительно для сооб-ществ, чем добро милосердия -- созидательно.

7. Конструктивна ли роль зла?

В научно-фантастической повести Р. Шекли «Цивилизация статуса» через столк-новение добропорядочной, но бесталанной, стагнационной, вырождающейся Земли, где господствует вгоняемая правителями в подсознание религия Добра, и некой иной планеты Омега, куда ссылают преступников, а вместе с тем и инакомыслящих, где господствует так же насаждаемая религия зла, но где каждому необходимо крутиться, чтобы не быть убитым, чтобы выжить и продвинуться по иерархической лестнице, писатель как бы вскрывает ту специ-фическую роль зла, без которого немыслима цивилизация. Будущее цивилизации усматривается Шекли, говорящим устами одного из высших чиновников Земли (!), в соединении опытов двух планет: законности добропорядочной Земли и инициативности агрессивной Омеги.

Зло нередко предстает не только как убийство, ложь, глубочай-ший эгоцентризм, выживание за счет всех остальных, война всех против всех по принципу: «Умри ты, но я останусь жить». Со злом связывается и нонконформизм Нонконформизм (англ. nonconformism) -- независимость от мнений и стандартов окружающих, группы.

, не дающий окостенеть порядку; а вместе с тем и нетривиальность, новаторство, творчество, пусть даже как поиск нового, нестандартного.

Взгляды о несостоятельности того, что принято считать добром, высказывали уже софисты. О политической целесообразности несправедливости говорил Н. Макиавелли. В социально-экономи-ческом плане, пожалуй, первым позитивную роль того, что с обыденной точки зрения воспринимается как зло, прямо попы-тался объяснить и обосновать Б. Мандевиль. В наиболее яркой; форме и с убеждающей силой таланта выразил такое миросозерцание Ф. Ницше. Для него добро всего лишь добропорядочно по причине жизненной слабости его носителей, зло же -- энергично, целеустремленно, аристократич-но. В невдумчивой проповеди добра действительно может скры-ваться всего лишь поверхностная добропорядочность; такая про-поведь таит в себе возможность как морализаторства, так и апологии здравого смысла, мещанства; но это уже не вопрос о добре и зле, а о живости и глубине ума, силе воли, устремленности к цели, таланте, высокой образованности и т.д. Каждая из этих способностей может служить как добру, так и злу -- в зависимости от характера индивида.

Выше упоминалась пословица «Благими намерениями вымоще-на дорога в ад». В ней содержится глубокий философский и культурно-этический смысл. Речь идет не только о том, что человеку свойственно впадать в нравственный самообман или что никакие индивидуальные действия не предсказуемы в своих пос-ледствиях полностью («Человек полагает, а Бог располагает»). Но и о том, что совершаемое и тем более совершенное действие отрывается от воли и намерений того, кто его совершает, и, переплетаясь с множеством действий других людей, включается в ту реальность, которая существует объективно и независимо от сознания людей, ее породивших, как самостоятельная сила. Как таковая эта реальность чужда отдельному человеку, она пренебре-гает им. Для этой безличной социальной реальности человек выступает лишь как материал. Таким образом, благо, добро осуществляются лишь через зло, и зло предстает как конструктивное начало истории. Эту парадоксальную диалектику добра и зла, через которую якобы обнаруживает свою творческую силу зло, Маркс вслед за Гегелем увидел в истории цивилизации.

Однако логика морали далеко не всегда совпадает с логикой истории. Оттого, что социальный и технический прогресс всего человечества покупается великим множеством индивидуальных и коллективных жертв, зло не прибавляет в цене. Оно не перестает быть злом. И из этого уж никак не следует, будто бы именно благодаря тому, что совершается зло, происходит исторический прогресс, как бы его ни понимал тот или другой мыслитель. Представим те ситуации, в которых присутствуют настоящие цены и платежи: цена объявляется на что-то и люди платят за что-то. Неверно думать, что происходящее в истории зло целенаправленно осуществляется бессердечными людьми, стремящимися таким образом содействовать прогрессу и не принимающими во внимание вынужденные отрицательные последствия для людей творимого ими. Характерно, что моральный мыслитель и язвительный критик общественных нравов Мандевиль указывает лишь на то, что за человеческими действиями следует видеть не только и даже не столько моральные мотивы, сколько мотивы эгоистические. Поли-тико-экономический мыслитель Маркс отвлекается от моральных и духовных измерений человеческой активности. Для него прогресс цивилизации, а именно развитие производительных сил и произ-водственных отношений, и составляет содержание истории.

Между тем этический смысл того, что нечуткими к нравствен-ности мыслителями воспринимается как конструктивность зла, состоит не в том, что благодаря злу, в его борьбе с добром в этом мире происходит что-то значительное, а в том, что само наличие добра и зла как альтернатив человеческого выбора свидетельствует о возможности человека выбирать, и что-то значительное в этом мире происходит благодаря свободе человека, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить зло Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарика, 2000. - с. 241-252. .

8. Список использованной литературы

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 252.

2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Гл. 29.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарика, 2000. - с. 241-252.

4. Опалев А.В., Дубов Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. -М., 1997. С. 47-48.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!