Основные направления в русской литературе 19 века. Основные течения русской литературы XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам таких мастеров Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Однако это было частью христианской идеи, что любовь не является обязательным условием для брака, но этот брак должен вести к любви. Однако в этой точке зрения любовь прежде всего означала выполнение взаимных прав и обязанностей, а не взаимное чувство любви.

Таким образом, когда упоминалась любовь, это было не чувственное наслаждение, а продолжение рода, а не взаимная преданность, но поддержка в борьбе за жизнь, а не страстная похоть, но надежная привязанность. В благородных кругах, где брак считался необходимым злом по социальному положению, даже прелюбодеяние, по крайней мере, со стороны человека, было широко распространено и принято обществом. Часто контакт с любовницами здесь был более интенсивным, чем с женой. В общем, супруги «в то время не образовывали островок интимных условий, а общественные места».

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии.

Сентиментализм: Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В двадцатом веке эмоциональность брака постепенно становилась любовью, а не состоянием или рабочей силой, единственной законной брачной почвой. Ожидания брака теперь были личным счастьем, супружеской любовью и исключительной близостью. Эта новая концепция «брака с любовью» означала, что дети не должны вступать в брак без их согласия и что семья должна была открываться на улицу, особенно девочки, образование которых было почти исключительно во внутренней области, для обеспечения более свободного социального взаимодействия и общения с мужчинами.

Карамзин: Эпоху сентиментализма в России открыли Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» и повести «Бедная Лиза». (еще в конце 18в)

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия: 1) Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. 2) Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, популярных в стихах его предшественников. 3) Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет. Реформа языка Карамзина: проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. 1) Карамзин целенаправленно отказался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. 2) Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). 3). Также он одним из первых начал использовать букву Ё. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Этот измененный взгляд на любовь и брак лежал в основе нового идеала буржуазной семьи, направленного против дворянства. Следует, однако, отметить, что даже в буржуазных семьях, которые впервые постулировали этот новый идеальный брак, автономное решение этих двух партнеров часто было просто фикцией. Но даже если бы существовал разрыв между формами оправдания и реальностью, новый дискурс о браке любви повлиял на социальные действия, по крайней мере, в конечном итоге. Сессе видит в этой новой концепции брака как любовный брак большой потенциал для конфликта: с одной стороны, любовь должна теперь стать решающим фактором в выборе партнеров, с другой стороны, социальных заповедей, согласно которым спуск партнера был более важным, чем его уникальность.

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм: идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Соответствующий дискурс о любви формирует не только нормы, ожидания и поведение, но и способ ощущения. Сассе говорит о «исторических изменениях в культурных достижениях формирования сексуальности». В течение века он определяет три взаимозависимых понятия любви: рациональную любовь, нежную любовь и романтическую любовь. В начале 20-го века во многих публикациях в области публичной науки требовался выбор супруга жениху и невесте. Эмоциональные черты, такие как понимание и любовь, стали легитимностью брака.

Однако в начале века «любовь» не означала страстной, романтической любви в настоящем смысле, а «разумной любви», основанной на идеалах Просвещения, то есть своего рода платонической душевной связью: «Разумная любовь - это любовь к человеку, в которого человек верил или признал совершенства». Любовь обязательно возникает из понимания достоинства партнера, и, следовательно, выбор определяется прежде всего моральными, а не личными критериями; Важно не индивидуальность, а адекватность. Основное внимание было уделено духовным отношениям пары, «консенсусу ума».

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Аффекты были помещены под резерв разума, страстная любовь была отвергнута как необоснованная, иррациональная и неконтролируемая. Основная цель брака заключалась в том, чтобы зачать и воспитывать детей. Супруги, которые опровергли эту цель, были явно выговорены в «Моральных еженедельниках». Однако все чаще подчеркивалась цель брака, взаимное увеличение личного счастья.

В 19 веке идея любви развивалась дальше к понятию «нежная любовь». Эта форма любви также оставалась привязанной к заповедю добродетели, но разум теперь играл менее доминирующую роль: «Любить не занимает места в рассмотрении, взвешивании и сравнении соображений, а возникает из чувства притяжения». Предполагалось, что в смысле любви к партнеру спонтанно признаются его моральные качества. Таким образом, концепция ласковой любви оставалась под диктатом добродетели, и здесь партнер должен был соответствовать определенным моральным качествам.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. Сначала писал сентиментализм из-за близкого знакомства с Карамзиным, но в 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» (. переделка «Леноры» Г. А. Бюргера), русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм. Участвовал в ополчении. В 1816 стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II.

Страстная любовь была далее отвергнута: это считалось выражением самолюбия и чистого инстинкта. Сэс рассматривает эту точку зрения как выражение фундаментальной дилеммы новой идеи о браке с любовью: брак должен быть результатом предыдущей любовной интриги, но только в браке сексуальность может найти законное место, поскольку женщине пришлось не тронуть. Чтобы преодолеть эту проблему, любовь была десесуализована, описав ее как форму дружбы, разрывая любовь и сексуальность. После вступления в брак сексуальность была разрешена с целью производства детей.

Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова. Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).

Таким образом, сексуальные потребности были отделены от их привязанности к близким отношениям и ориентированы на брак. В браке сексуальность стала легитимной, потому что «эгоцентризм похоти сообщается с нравственными заповедями и превращает ее в альтруизм добродетельных чувств». Премариальные чувства страстного желания должны казаться греховными для людей, которые усвоили это понятие нежной любви.

Примерно в 19 веке рациональная стала романтической любовью: привязанность супругов друг к другу должна продолжать формировать основу брака. В центре, однако, уже не была «рациональная любовь» Просвещения, но страстная любовь, «индивидуальная сексуальная любовь и эротика», умственное слияние двух партнеров. Решающими были уже не стандарты и добродетели, а обаяние любовников друг для друга, Считалось, что оба любовника влюблены друг в друга, дополняя друг друга, полагая, что можно любить только одного человека.

Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. нашего времени». Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.

Такая любовь может привести к браку, но это не обязательно. Женщина часто с энтузиазмом трансформировалась как Искупитель человека, но все же считалась подчиненной человеку. Однако это подчинение человеку не было связано с принуждением, но было основано на характере женщины.

Жена не подвержена, так что муж имеет право на принуждение к ней, она подчиняется своему собственному желанию и морали, побуждая желание подчиниться. Согласно Зансе, искупительная функция женщин в частной сфере означала их полное социальное отрицание.

Однако на протяжении столетия брак-институционализм Гегеля, который считал брак вставшим в порядок общества и решительно выступал против концепции брака, которая пренебрегает всем институциональным, становилась все более яркой, чем концепция романтической любви. Тем не менее концепция романтической любви повлияла на потребности людей того времени и сформировала то, что они надеялись на любовь и брак.

Важен в произведениях Лермонтова такой мотив, как, с одной стороны, - ощущение «необъятных сил» человеческой души, а с другой - ненужность, напрасность активной деятельности, самоотдачи.

В разных его произведениях просматриваются темы родины, любви, поэта и поэзии, отражая особенности яркой индивидуальности и мировоззрения поэта.

Центральное место в построении семьи и положении индивидов в ней - это то, как естественная категория женского и мужского пола связана с социальными атрибутами и иерархиями, поэтому гендер возникает как социальная конструкция. Различие между сексом и полом позволяет понять разделение на «мужское» и «женское» как культурное строительство и признать, что разные гендерные роли не являются выражением «естественных» характеристик женщин и мужчин. Признание того, что женственность и мужественность не существуют вне их дискурсивного состава, поскольку естественные категории в основном связаны с Батлером.

Тютчев: Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества.

Тем не менее, он идет дальше и спрашивает, существует ли даже докультурный пол. Семья имеет большое значение в построении гендерных стереотипов «женщина» и «мужчина». Здесь, в социализации, какие роли лучше занимают мужчины и женщины, и какие женские или мужские качества ожидаются в каждом случае.

Оглядываясь на историю семьи, Вебер-Келлерманн считает принцип патриархализма великим лейтмотивом. Из-за перехода от семейной формы «целого дома» к ядерной семье этот принцип был довольно усилен, поскольку отец дома. Все еще новые силы в силу того, что он создал для своего народа единственное посредничество внешнему миру, работе и обществу, в то время как защищенный семейный внутренний мир слился вокруг центральной фигуры матери и домохозяйки.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности (в лирике Пушкина получила отражение героика современной истории 1820-х гг.), но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

В то время как женщина в «целом доме» была интегрирована в свое разделение экономической системы труда, ее функциональная область в настоящее время испытала огромное сокращение. Таким образом, в «Моральном еженедельнике» выражается мнение девушки о том, что семейный статус - это состояние, в котором «весь наш пол живет или требует жить». В браке женщина была полностью поглощена мужчиной. Таким образом, Фихте заявляет в конце века: «В концепции брака наиболее неопределенное подчинение женщин подчиняется воле человека».

Вступая в брак, женщина перестает вести жизнь человека, поскольку теперь она является частью ее жизни Человек есть. Среди прочего, женщинам не хватало автономии в области гражданских прав, таких как право голоса, право на образование и независимость в юридических сделках. Беккер указывает, что в результате полного исключения женщин из сферы социальных задач акцент на ней неизбежно должен был сосредоточиться на ее теле и ее физичности: Ее символическая, а также ее культурная «столица» - это ее тело, так что тождество, продиктованное им, в конечном итоге сводится к физическому.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Хотя красота женщин была решающим фактором на рынке браков, образование могло иметь негативное воздействие, ставя под угрозу патриархальное положение человека. Деятельность женщин как домохозяек не была понята как работа, а как естественный акт любви. Вся сексуальная жизнь была табу, разводы считались бесчестными. В то время как внебрачные отношения были приняты с подмигиванием в глазах женщин, законная сексуальность была привязана к браку для женщин, а незаконнорожденные дети были катастрофой. Был достигнут консенсус в отношении того, что «через прелюбодеяние человек не падает так глубоко, как женщина», Ее работа в качестве матери и жены является ее самой высокой.

Реализм в искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество"

При нормальном поведении соответствующая женщина угрожала не только собственной репутацией, но и тем же своим отцом или мужем. Не только нарушение жесткой сексуальной морали до или во время брака, совершенное женщиной, но уже более низкое социальное происхождение или даже непривлекательный внешний вид жены, было достаточно, чтобы нанести вред человеку в его реальной или предполагаемой репутации и высмеять его доставить.

Так же, как женщина могла нанести вред престижу своего мужа, она также способствовала красоте и нормативному поведению увеличить социальный и социальный капитал. В двадцатом веке распределение ролей между мужчинами и женщинами было внешне зафиксировано таким образом, который до сих пор был известен только из придворного этикета. По словам Вебера-Келлерманна, положение женщин в семье никогда не было таким подчиненным и зависимым, поскольку во второй половине целей были, прежде всего, улучшение возможностей получения образования для женщин и поощрение занятости женщин.

Гоголь не был мыслителем, но это был великий художник. О свойствах своего таланта сам он говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». Нельзя было проще и сильнее указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте.

Крити́ческий реали́зм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной (причудливой, комической, трагикомической) форме.

Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Развитие поэзии несколько затихает.

Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Же масштабах и с тою же степенью таланта, необходимы были новые социальные сдвиги, новый уровень общественной жизни и культуры. 4. Роль художественной детали в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» В своем творчестве великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев использовал широкий спектр литературных приемов: пейзажи, композиционное построение, систему второстепенных образов, речевые...

Карамзина М. Ю. Лотман. – М. : Книга, 1987. – 336 С.. 2. Осетров Е. Три жизни Карамзина / Евгений Осетров. – М. : Современник, 1985. – 302 С. 3. Ключеский В. О. Исторические портреты / В. О. Ключевский. – М. : Правда, 1991. – 623 С. 4. Есин Б. И. История русской журналистики XIX века /В. А. Садовничий. – М. : Издательство Московского вниверситета, 2008. – 304 С. 5. Кулешов В. И. История...

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам таких мастеров Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Однако это было частью христианской идеи, что любовь не является обязательным условием для брака, но этот брак должен вести к любви. Однако в этой точке зрения любовь прежде всего означала выполнение взаимных прав и обязанностей, а не взаимное чувство любви.

Таким образом, когда упоминалась любовь, это было не чувственное наслаждение, а продолжение рода, а не взаимная преданность, но поддержка в борьбе за жизнь, а не страстная похоть, но надежная привязанность. В благородных кругах, где брак считался необходимым злом по социальному положению, даже прелюбодеяние, по крайней мере, со стороны человека, было широко распространено и принято обществом. Часто контакт с любовницами здесь был более интенсивным, чем с женой. В общем, супруги «в то время не образовывали островок интимных условий, а общественные места».

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии.

Сентиментализм : Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Карамзин : Эпоху сентиментализма в России открыли Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» и повести «Бедная Лиза». (еще в конце 18в)

Поэзия Карамзина , развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия: 1) Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. 2) Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, популярных в стихах его предшественников. 3) Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

Реформа языка Карамзина: п роза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. 1) Карамзин целенаправленно отказался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. 2) Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). 3). Также он одним из первых начал использовать букву Ё. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм: идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Аффекты были помещены под резерв разума, страстная любовь была отвергнута как необоснованная, иррациональная и неконтролируемая. Основная цель брака заключалась в том, чтобы зачать и воспитывать детей. Супруги, которые опровергли эту цель, были явно выговорены в «Моральных еженедельниках». Однако все чаще подчеркивалась цель брака, взаимное увеличение личного счастья.

В 19 веке идея любви развивалась дальше к понятию «нежная любовь». Эта форма любви также оставалась привязанной к заповедю добродетели, но разум теперь играл менее доминирующую роль: «Любить не занимает места в рассмотрении, взвешивании и сравнении соображений, а возникает из чувства притяжения». Предполагалось, что в смысле любви к партнеру спонтанно признаются его моральные качества. Таким образом, концепция ласковой любви оставалась под диктатом добродетели, и здесь партнер должен был соответствовать определенным моральным качествам.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. Сначала писал сентиментализм из-за близкого знакомства с Карамзиным, но в 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» (. переделка «Леноры» Г. А. Бюргера), русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм. Участвовал в ополчении. В 1816 стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II.

Страстная любовь была далее отвергнута: это считалось выражением самолюбия и чистого инстинкта. Сэс рассматривает эту точку зрения как выражение фундаментальной дилеммы новой идеи о браке с любовью: брак должен быть результатом предыдущей любовной интриги, но только в браке сексуальность может найти законное место, поскольку женщине пришлось не тронуть. Чтобы преодолеть эту проблему, любовь была десесуализована, описав ее как форму дружбы, разрывая любовь и сексуальность. После вступления в брак сексуальность была разрешена с целью производства детей.

Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова . Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).

Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. нашего времени». Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.

Такая любовь может привести к браку, но это не обязательно. Женщина часто с энтузиазмом трансформировалась как Искупитель человека, но все же считалась подчиненной человеку. Однако это подчинение человеку не было связано с принуждением, но было основано на характере женщины.

Жена не подвержена, так что муж имеет право на принуждение к ней, она подчиняется своему собственному желанию и морали, побуждая желание подчиниться. Согласно Зансе, искупительная функция женщин в частной сфере означала их полное социальное отрицание.

Однако на протяжении столетия брак-институционализм Гегеля, который считал брак вставшим в порядок общества и решительно выступал против концепции брака, которая пренебрегает всем институциональным, становилась все более яркой, чем концепция романтической любви. Тем не менее концепция романтической любви повлияла на потребности людей того времени и сформировала то, что они надеялись на любовь и брак.

Важен в произведениях Лермонтова такой мотив, как, с одной стороны, - ощущение «необъятных сил» человеческой души, а с другой - ненужность, напрасность активной деятельности, самоотдачи.

В разных его произведениях просматриваются темы родины, любви, поэта и поэзии, отражая особенности яркой индивидуальности и мировоззрения поэта.

Тютчев: Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества.

Наряду с поэзией начала развиваться проза . Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности (в лирике Пушкина получила отражение героика современной истории 1820-х гг.), но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Реализм в искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество"

Гоголь не был мыслителем, но это был великий художник. О свойствах своего таланта сам он говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». Нельзя было проще и сильнее указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте.

Крити́ческий реали́зм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина . Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной (причудливой, комической, трагикомической) форме.

Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Развитие поэзии несколько затихает .

Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!