Тютчев две силы есть. Фёдор Иванович Тютчев

«Две силы есть — две роковые силы…» Фёдор Тютчев

Две силы есть - две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, -
Одна есть Смерть, другая - Суд людской.

И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, протесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста…

Но Смерть честней - чужда лицеприятью,
Не тронута ничем, не смущена,
Смиренную иль ропщущую братью -
Своей косой равняет всех она.

И горе ей - увы, двойное горе, -
Той гордой силе, гордо-молодой,
Вступающей с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах - в неравный бой,

Когда она, при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком-то обаянье
Идет сама навстречу клеветы,

Личиною чела не прикрывает,
И не дает принизиться челу,
И с кудрей молодых, как пыль, свевает
Угрозы, брань и страстную хулу, -

Да, горе ей - и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она…
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.

Анализ стихотворения Тютчева «Две силы есть — две роковые силы…»

Тема судьбы в тютчевской лирике демонстрирует свою зависимость от социальных связей: она позиционируется как неравная изнуряющая борьба с «жизнью беспощадной». Отстоять свою личность, сберечь «правду сердца», право на искренние чувства, не поддавшись влиянию жестокого мира, - такова цель отважного персонажа, для которого духовная смерть страшнее, чем физическая.

Текст, датированный мартом 1869 г., исследователи включают в обширный денисьевский цикл. В произведении не звучит тема мучительного любовного переживания, характерная для стихотворений, созданных при жизни возлюбленной. На первом плане - отважный вызов обществу, брошенный гордой и решительной героиней.

Сцене жизни-сражения предшествует философское вступление. Космогоническая картина поэтического мира обогащается еще одной версией: человеческой жизнью управляют могущественные силы - чуждые снисхождению Смерть и общественное мнение.

Образная система текста построена на антитезе. Смерть противопоставляется Суду людей: первая беспристрастна, действия второго предвзяты. Объясняя принципиальную разницу «работы» сверхличностных сил, автор моделирует еще одну оппозицию. Ее членами выступают люди смиренные и непокорные. Именно «ропщущие», искренние и смелые представители социума становятся объектами осуждения.

Иллюстрируя отвлеченные размышления, поэт обращается к аллегорическому образу косаря. Действия Смерти методичны, она бесстрастно «равняет» всех. Привычки светского Суда коварны и возмутительны: он избирательно вырывает «лучшие колосья», оставляя в покое посредственные.

Во второй части текста возникает персонифицированный женский образ третьей силы - молодой, гордой, отважной. В отличие от двух первых она олицетворяет земное начало. Автор изображает сцену, предшествующую сражению: прекрасная героиня полна сил, решительна и мужественна. Она с улыбкой встречает опасность, не прячет от нее лица, стряхивая клевету и оскорбления, как пыль.

Картина противоборства обрамлена замечаниями, в которых прямо выражена эмоциональная реакция субъекта речи. Герой восхищен горделивой смелостью, однако не испытывает сомнения в катастрофическом итоге битвы. Он скорбит о грядущей судьбе силы-воительницы: в глазах «ревнивого» света она выглядит преступницей.

Фёдор Иванович Тютчев

Две силы есть — две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, —
Одна есть Смерть, другая — Суд людской.

И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, протесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста…

Но Смерть честней — чужда лицеприятью,
Не тронута ничем, не смущена,
Смиренную иль ропщущую братью —
Своей косой равняет всех она.

Свет не таков: борьбы, разноголосья —
Ревнивый властелин — не терпит он,
Не косит сплошь, но лучшие колосья
Нередко с корнем вырывает вон.

И горе ей — увы, двойное горе, —
Той гордой силе, гордо-молодой,
Вступающей с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах — в неравный бой,

Когда она, при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком-то обаянье
Идет сама навстречу клеветы,

Личиною чела не прикрывает,
И не дает принизиться челу,
И с кудрей молодых, как пыль, свевает
Угрозы, брань и страстную хулу, —

Да, горе ей — и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она…
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.

Тема судьбы в тютчевской лирике демонстрирует свою зависимость от социальных связей: она позиционируется как неравная изнуряющая борьба с «жизнью беспощадной». Отстоять свою личность, сберечь «правду сердца», право на искренние чувства, не поддавшись влиянию жестокого мира, — такова цель отважного персонажа, для которого духовная смерть страшнее, чем физическая.

Текст, датированный мартом 1869 г., исследователи включают в обширный «денисьевский цикл». В произведении не звучит тема мучительного любовного переживания, характерная для стихотворений, созданных при жизни возлюбленной. На первом плане — отважный вызов обществу, брошенный гордой и решительной героиней.

Сцене жизни-сражения предшествует философское вступление. Космогоническая картина поэтического мира обогащается еще одной версией: человеческой жизнью управляют могущественные силы — чуждые снисхождению Смерть и общественное мнение.

Образная система текста построена на антитезе. Смерть противопоставляется Суду людей: первая беспристрастна, действия второго предвзяты. Объясняя принципиальную разницу «работы» сверхличностных сил, автор моделирует еще одну оппозицию. Ее членами выступают люди смиренные и непокорные. Именно «ропщущие», искренние и смелые представители социума становятся объектами осуждения.

Иллюстрируя отвлеченные размышления, поэт обращается к аллегорическому образу косаря. Действия Смерти методичны, она бесстрастно «равняет» всех. Привычки светского Суда коварны и возмутительны: он избирательно вырывает «лучшие колосья», оставляя в покое посредственные.

Во второй части текста возникает персонифицированный женский образ третьей силы — молодой, гордой, отважной. В отличие от двух первых она олицетворяет земное начало. Автор изображает сцену, предшествующую сражению: прекрасная героиня полна сил, решительна и мужественна. Она с улыбкой встречает опасность, не прячет от нее лица, стряхивая клевету и оскорбления, как пыль.

Картина противоборства обрамлена замечаниями, в которых прямо выражена эмоциональная реакция субъекта речи. Герой восхищен горделивой смелостью, однако не испытывает сомнения в катастрофическом итоге битвы. Он скорбит о грядущей судьбе силы-воительницы: в глазах «ревнивого» света она выглядит преступницей.

В финальном катрене автор демонстрирует абсурдную логику общественного мнения. Для этих целей активно привлекаются прилагательные в сравнительной степени: чем искреннее, честнее и отважнее личность, тем более она виновна.


У каждого человека есть то произведение, которое он способен перечитывать несколько раз подряд и это ему это не надоедает. Для кого-то таким произведением является захватывающий рассказ, тем временем других воодушевляют философские стихотворения. Я как раз из таких людей.

Несколько недель назад по школьной программы изучали лирику Фёдора Ивановича Тютчева. Меня поразила его биография, его «глубокая, захватывающая и трагическая любовь к Денисьевой», именно ей он посвятил цикл любовной лирики. Но, как ни странно, меня заинтересовало стихотворение не о любви, оно более философское, а название этого бесподобного стихотворения «Две силы есть - две роковые силы...».

Композиционно оно делится на 4 части, хотя автор разделил произведение на восемь катренов. Перекрестная рифма с чередованием мужской и женской вносят в это замечательное стихотворение что-то особенное, неповторимое, а пятистопный ямб придаёт ему драматичную и напряжённую атмосферу.

В первой части, которая соответствует двум начальным строфам, Тютчев сообщает нам о двух силах, сравнивает их говорит, что «всю жизнь свою у них мы под рукой». Он сопоставляет две могущественные силы, смерть и общество, где каждый человек желает тех же действий и имеет такие же мысли, как и окружающие его люди, где человек утрачивает свою индивидуальную сущность и становиться таким же самым как и все остальные. Я считаю, он хочет показать то, что люди стали идентичными, безвольными, одинаковыми, но если быть непохожим на них и выделяться чем-либо, то тебя в тот же момент осудит, та самая толпа, в которой человек и потерял свою индивидуальность.

Во второй части Тютчев хочет сказать, что перед смертью равны все она придет ко всем людям в не зависимости от их социального положения в этом обществе и как бы толпа не осуждала отличающегося от неё человека. Думаю, автор хотел сказать используя аллегорический образ Смерти, что как бы высоко человек не летал, в каком бы высоком обществе не находился, в конце его, как и всех остальных людей, Смерть «сровняет своей косой».

Ревнивый властелин - не терпит он,

Не косит сплошь, но лучшие колосья

Нередко с корнем вырывает вон.

В этих строках Тютчев говорит о Свете, как о высшем обществе, что он всегда отторгает неугодных ему людей, а быть отверженным высшим слоем общества в те времена приравнивалось к смерти. Общество не признавало людей, которые отличались от основной массы, оно попросту не хотело их принимать.

В следующей части автор, по моему мнению, хочет сказать, что горе толпе, так как она зачастую понятия не имеет, что делает, и горе тому человеку, который идёт против той самой толпы, ничего не боясь, потому что толпа готова его растерзать, уничтожить несмотря ни на что. Здесь Ф. И. Тютчев и высшее общество, и толпу, и гордость, и непримиримость человека превращает в единое целое.

И, наконец, последняя четвёртая часть этого стихотворения включает в себя 3 заключительные строфы. Автор говорит о том, что даже «при роковом сознаньи всех прав своих» люди, отличающиеся от основной массы, выделяющиеся из неё идут сами «навстречу клеветы». И это никак не останавливает их, никак не сломит. Они не скрываются под маской, а с гордо поднятой головой по своему собственному пути, отличающемуся от других. Не взирая на все невзгоды они идут вперёд, не обращая внимание ни на «угрозы, брань и страстную хулу». И эта сила хочет проявить искренность, открытость, но «Суд людской» не желает это понимать.

Это произведение произвело на меня неописуемое впечатление. Когда я читаю эти строки во мне просыпается желание творить, жить и не взирая на мнение друх людей делать именно те вещи, которые я по-настоящему хочу, что приносит мне радость. Общество просто не может воспринимать выделяющихся людей, оно не хочет их признать, но сами эти люди, не должны обращать своё внимание на такие вещи.

Обновлено: 2015-11-09

Посмотрите

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!