Вельможа его жизнь. Чем отличалась жизнь вельмож в Древнем Египте? Быт египетской знати

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 10.

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

— Где находится Египет?

— Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

— Расскажи о некоторых из них.

— Легким ли был труд ремесленников?

— В каких условиях жили ремесленники?

— Что такое налог?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

2. Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца.

3. Индивидуальная работа. Выполнение теста.

4. Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи.

— Как жили египетские вельможи?

IV. Изучение новой темы

План

1) В усадьбе вельможи.

2) Служебные обязанности вельможи.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

2. Беседа по прочитанному.

— Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

— В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)

— О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае — о вере в загробную жизнь.)

Информация для учителя

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

3. Работа по историческому документу.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности.)

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)

(Назначение судей).

… его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником в случае любого тайного дела…

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами.)

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта.)

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 33-34.

4. Беседа по тексту документа.

— Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин.)

— Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона.)

— Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выполнял так, что царь его хвалил.)

— Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его боготворит, пытается выслужиться.)

V. Закрепление изученного материала

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

— Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми, признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на три группы: «вельможи», «земледельцы» и «ремесленники». Представители каждой группы должны рассказать о своем образе жизни.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Ученики должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) род занятий;

2) жилище;

4) источники информации.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждый аргументированный ответ ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени египтянина «Почему я стал писцом?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Итоги урока

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание: прочитать § 8 Вигасина или § 12 Михайловского; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож»; подготовить сообщение о вооружении египетского войска (1 человек).

Дополнительный материал

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 31.

«Периоды Древнего Египта» - Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Нижний Египет - древнее царство, расположенное в северной части Древнего Египта. Несмотря на все усилия царицы Клеопатры, Египет подчиняется Риму. Столицей Верхнего Египта был город Иераконполь. Новое царство. В 331 г. до н.э. Александр Македонский освободил Египет от персидского владычества.

«Искусство Древнего Египта» - План изучения темы Архитектура. 2. Письменность. 3. Живопись. 4. Скульптура. Искусство Древнего Египта. Солнца. Колонны. Храм Амона – Ра в Луксоре. Прочность. Скульптура и живопись. Вход в гробницы Рамсеса VI и Тутанхамона. Природы. Небо. Наша эра. Главным богом в Египте считался. Сила. До нашей эры.

«Военные походы фараонов» - Чем были вооружены египтяне? 2. Боевые колесницы. 3. Военные походы фараонов. Колесница фараона Рамзеса II (1288 г. до н.э.). Какие преимущества давало использование колесниц? Рабы в Древнем Египте. 1. Пешие воины. 4. Положение простых воинов. Кто в нем служил? Военные походы фараонов. Каким оружием пользовались египетские воины?

«Жизнь египетского вельможи» - Задание на урок. Писец-высокопоставленный вельможа-за работой. Вельможи прислуживают фараону. 3.Взаимоотношения фараона и вельмож. Как вы думаете, в чем причина такого разли-чия и неравенства в положении? Вельможа. Фараон. Судебные разбирательства Контроль за сбором нало-гов. Жизнь египетского вельможи.

«Древний Египет урок» - Выяснить значение храма в Древнем Египте. Мифология Древнего Египта. Значение храма в Древнем Египте. Изучение религии древних египтян. Задачи урока. Цель урока. Ответы на вопросы после прочтения. Разработка урока по истории для 5 класса. Чтение мифа об Исиде и Осирисе. История религии Древнего Египта.

«Урок Египет» - Рядом с залом располагается священная комната, где хранится священная ладья. Эхнатон. Здесь стоит статуя бога, которому посвящен храм. В Египте насчитывается около 2000 разных пирамид. Все помещения в храме украшались искусно украшенными колоннами. Возведение пирамид длилось десятилетия. Храм царицы Хатшепсут.

Всего в теме 21 презентация

Египетские вельможи составляли очень небольшую часть жителей Египта, но именно о них мы знаем больше, чем о других.

Жилища

Египетский вельможа имел большой дом-усадьбу. В таких домах было до 50–60 помещений. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посередине сада находился пруд. Вельможи имели множество владений в разных частях Египта, большой штат слуг и домоправителя.

Города и дворцы строились из кирпича-сырца.

Мебель

На чем сидели

Стул со спинкой и ножками в виде львиных лап.

Более элегантные и удобные ажурные кресла имели четыре ножки в виде львиных лап, высокую спинку и подлокотники.

Но для фараона или царицы этого было недостаточно. Спинка их кресел, а также подлокотники изнутри и снаружи украшались сценами классического репертуара, выполненными разной техникой (резьба по дереву, тиснение кожи, чеканка по золоту, серебру или меди с инкрустациями из драгоценных камней.

Египтяне также делали табуреты. Они имели либо вертикальные ножки, либо перекрещивающиеся в форме буквы X и оканчивающиеся утиными головами.

Пол устилали циновки, и повсюду лежало множество подушек: их подкладывали под спину и под ноги тех, кто садился в кресла. Когда в доме собиралось много гостей и кресел не хватало, то гости садились на подушки или прямо на циновки на полу.

На чем лежали

Кровати представляли собой деревянную раму, которая опиралась на четыре ножки в форме звериных лап. Изголовье украшали головами животных. В гробнице Тутанхамона сохранились три роскошных ложа, изображавших животных: корову, пантеру и гиппопотама.

В чем хранили вещи

В комнатах стояли деревянные с инкрустацией шкафы для белья и одежды.

Туалетные принадлежности, зеркала, гребни, головные заколки и парики хранили в сундучках и ларцах.

Одежда и обувь

Вельможи носили одежду из тонких льняных тканей.

Набедренная повязка – основной вид одежды древних египтян. Часто наряд даже знатного египтянина состоял из такой повязки и определенного количества украшений. Он надевал на запястья один браслет или множество, на палец – кольцо, а на шею – нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов.

Считалось, что именно украшения придают египтянину респектабельность.

Прямая юбка: ее носили и мужчины, и женщины.

Плиссированное льняное платье-туника (оно оставляло шею открытой, обтягивало торс и расширялось книзу, короткие рукава тоже расширялись книзу).

Украшения были обязательной частью облачения (золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями).

Носили также длинное прямое платье на одной или двух бретельках.

Обувь

Ходили босяком или в сандалиях. Их плели из папируса, из кожи, делали из золота

Вельможи часто передвигались на носилках, которые несли рабы.

Пища

Мясо

Древние египтяне разводили быков, охотились на антилоп, ориксов и газелей; разводили домашнюю птицу.

Цели и задачи урока:

  1. Выяснить условия жизни знатных египтян.
  2. Определить отношение фараона к вельможам.
  3. Учить детей приемам самостоятельной работы.

Оборудование:

  • учебник «История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер;
  • раздаточный материал на карточках: дополнительное задание, сводная таблица.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.

2 этап. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Устный опрос «Да – Нет».

Учитель: Я утверждаю, что...

  • Одежда земледельца была из тонких льняных тканей. (Нет.)
  • Простой египтянин жил в доме из камня. (Нет.)
  • Ткачей хоронили в гробницах. (Нет.)
  • Обед земледельца состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Да.)
  • (Нет.)
  • Земледельцы обмолачивают зерно руками. (Нет.)
  • Писец пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Земледельцы поливали поля при помощи шадуфов. (Да.)
  • Ремесленник носил много амулетов. (Да.)
  • Земледельцы платили налоги. (Да.)

3 этап. Изучение новой темы (попытка формулировки цели урока учащимися – уточнение цели учителем).

Цель: выяснение условий жизни знатных египтян.

Вы неплохо поработали и показали, что уже знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Кроме них в государстве жили еще...? (Вельможи.)

Как вы думаете, о ком мы сегодня поведем речь? (О вельможах.)

Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока.

(Вопросы в тетради о жизни египтян.)

Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):

  • В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?
  • Чем занимались вельможи?
  • Как фараон относился к вельможам?

Каждый из вас будет работать с определенным пунктом параграфа и вести поиск ответов на поставленные вопросы.

Открываем учебники §8 (с. 40).

Ребята находят ответы на поставленные вопросы и обсуждают в группе.

4 этап. Закрепление.

Цель: проверить усвоение учебного материала.

Учитель: Итак, вы узнали, в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались и даже, как они развлекались. Давайте проверим, сможете ли вы ответить на вопросы.

Игра «Да» или «Нет».

Учитель: Я утверждаю, что…

  • Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. (Да.)
  • Вельможа жил в доме из глины. (Нет.)
  • Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  • Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  • Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)
  • Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. (Да.)
  • Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. (Да.)
  • Вельможа носил много украшений. (Да.)
  • Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

5 этап. Итоги урока. Домашнее задание.

Цель: систематизация полученных знаний, повторение изученного материала.

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:

Дополнительное задание (при наличии времени до конца урока обсудить в группе):

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо в низ, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности». Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это – обогащение...)

Жизнь египетского вельможи

Древний мир

5 класс

Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород

Бортникова Т.И.


Для вельможи еще при его жизни строили каменную гробницу , стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами.

Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Стены художники расписывали красочными картинами, на которых изображали природу Египта, полевые работы, охоту на зверей и птиц, военные отряды, сражения.

Вход в гробницу вельможи


О чём могут рассказать гробницы вельмож

  • В Древнем Египте кладбища городов или «царство мёртвых» находилось на западе, на окраине Ливийской пустыни.
  • Почему страна мёртвых - Аментис- находилась на западе?

  • Вельможа жил в большом и красивом доме, построенном из сырцового кирпича. Рядом с домом находился пруд и фруктовый сад, спасавший от изнурительной жары. При виллах имелись собственные угодья и все необходимые хозяйственные службы: кухни, зернохранилища, пекарни, бойни, пивоварни, различные мастерские.

Похвала хозяину дома

Приходящие в дом гости начинали с обращения к хозяину дома:

«Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке - сирийские жеребцы… Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками… Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали - не существует».


  • За обедом вельможе и гостям подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, пирожки с финиками и мёдом, молоко. Пирующие брали пищу руками с невысокого столика на одной ножке. Руки пачкались, поэтому слуги подносили не только еду и напитки, но также тазы и полотенца для омовения рук.

Праздники древних египтян проходили под музыкальную программу. Музыканты, одетые одинаково, в белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр зала. Они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны. Рассаживались они на полу и начинали играть - сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм. Песни восхваляли бога Амона-Ра.


Служба вельможи

Фараон давал вельможам различные поручения.

Один распоряжался работами в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц.

Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце.

Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона.

Четвертый в стихах сообщал о том, как он возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии.


Служба вельможи

В гробнице одного из вельмож есть надпись.

В ней рассказывается, как фараон послал его с военным отрядом в глубь Африки, чтобы добыть слоновую кость, черное дерево и разнообразные душистые вещества - благовония.

По возвращении вельможи владыка Египта дал ему еще более сложное поручение - привезти черного карлика, который исполнял бы перед фараоном священные пляски и веселил его сердце.


Служба вельможи

Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооруженных воинов, стражники, а также писцы, которые вели учет добычи или налогов.


  • Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть.
  • Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных.

К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания.

Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.

Обращаясь к фараону, вельможа прославлял его могущество и мудрость, заключая речь такими словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».


Все почести, которыми фараон одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стенах своей гробницы. Часто знатные египтяне униженно называли себя ничтожными людишками, которые всем обязаны лишь благодеяниям фараона


В знак особой милости вельможу могли назначить, например, «носителем царских сандалий».

Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом и самого его приказать побить палками.


Из книги И.Е.Ефремова «Путешествие Баурджеда».

«Пестрые занавеси в оконных просветах колыхались под легким ветерком. По коричневой полированной поверхности деревянных колонн пробегали слабые блики света. В комнату, тяжело ступая, вошел великий властитель, молодой фараон Джедефра. Следом за ним спешили два человека с золотыми нагрудными знаками. Они с привычной ловкостью распростерлись на полу перед фараоном. Нетерпеливое движение руки Джедефры заставило их встать. Один, высокий и худой, носивший звание хранителя царских сандалий, снял с ног фараона сандалии из позолоченной кожи. Другой, смотритель ларца с притираниями, осторожно освободил Джедефру от тяжелого парика, прикрытого полосатым чехлом и двойной короной - пшентом, снял футляр, заменявший бороду. Фараон с облегчением провел ладонью по гладко выбритой голове».


Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям.

Он и вельмож считал своими слугами.


Вставка рисунка

Чем отличалась жизнь вельможи от жизни земледельцев и ремесленников?


Домашнее задание

§ 8, вопросы и задания на с. 43.

Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста «Приключения Синухета».


  • http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-11.html
  • http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000127/st002.shtml
  • http://annales.info/egipet/monte/egram_08.htm
  • http://www.hurghada-life.ru/vse-chto-svyazano-s-egiptom/interesnye-fakty-o-egipte/trapeza-v-drevnem-egipte
  • http://annales.info/egipet/avdiev/vide1_3.htm
  • http://www.brashstyle.ru/uroki.html
  • http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!