Виссарион джугашвили. Джугашвили, виссарион иванович

November 7th, 2016

Продолжим серию постов про разнообразные На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов. Мы решили разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ


Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300-500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

У цыган есть барон


Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать


Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ


Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Мужчины-цыгане носят серьги


В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся


Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии


Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Цыганки — вольнолюбивые


Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.

А.Козакевич. "Украденное дитя". Х., м. 1880-е годы.

Украденные дети

"Лежи тихо - а то тебя цыганка украдёт!" Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета?

Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди "Прекрасная египтянка", или "Цыганку" Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века "Невинная египтянка" Жана-Пьера Камю. Но пьеса "Проделки Скапена", созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1

Вспомним также "Цыганочку" Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго - украденная дочь французской горожанки? И кому не знакома развязка "Женитьбы Фигаро"? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.

Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет - настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских пьесах.2 А потом подключилось кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма - снова не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде окутано туманом незаконной сделки.

Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же "часто", как таборное людоедство.

Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии. Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала, что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с собой. "Похитители" были немедленно арестованы, началось следствие - и что же? Оказалось, что наглая девчонка сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась, судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён денежный сбор..

Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?

Не будем забывать, что цыгане - такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…

Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.

Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как "лишний рот". После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.

Миф о пресловутой лени таборных мужчин


С именем И.В. Сталина связано много легенд. Легендами окружено и его появление на свет.
В повести А. Адамовича «Каратели» (глава «Дублер») описывается, как в воспаленном мозгу вождя неожиданно выстраиваются факты: приезд Александра III в Тифлис, его пребывание во дворце наместника на Кавказе, молоденькая служанка, которую «внезапно сплавили в глухое Гори», торопливая ее выдача «замуж за незаметного осетина-сапожника», появление у молодоженов первенца, нареченного Иосифом; и невольно мелькает догадка: а не был ли он, сын сапожника, «нищим принцем»?
Версия эффектная, но она рассыпается во прах при первом же соприкосновении с фактами. Достаточно сказать, что Иосиф появился на свет через четыре с половиной года после свадьбы его родителей, и был у них третьим сыном.
Однако, оказывается, Александр III не единственный «претендент» на отцовство вождя народов. В очереди «претендентов» мы видим известного исследователя Центральной Азии Н.М. Пржевальского, горийского виноторговца Якова Егнатошвили, «влиятельного чиновника при царе», некоего «зажиточного князя» и даже «купца-еврея» .
Никаких доказательств на этот счет не приводится. И вряд ли они могут быть приведены. Поэтому мы должны исходить из имеющихся документов. А они свидетельствуют, что отцом И.В. Сталина был крестьянин Виссарион (Бесо) Иванович Джугашвили, родившийся в 1850 г. в селении Диди Лило.
Фамилия «Джугашвили» буквально означает «сын Джуги», но в Грузии нет имени Джуга, а в грузинском языке отсутствует слово с подобным корнем. Это значит: или данная фамилия не грузинского происхождения, или же первоначально она писалась иначе.
Впервые вопрос о ее происхождении был поднят в 1939 г. академиком И.Джавахишвили в его статье, которая так и называется: «Откуда пошла фамилия вождя народов». По его мнению, когда-то предки И.В. Джугашвили именовались «Берошвили». Затем они поселились в кахетинском селении Джугаани и уже по его названию получили фамилию Джугашвили.
К сожалению, названная статья И. Джавахишвили до сих пор не опубликована. Хранится она в архиве бывшего Грузинского филиала Института марксизма-ленинизма (ГФ ИМЛ), оставаясь почти недоступной исследователям. Во всяком случае, в 1995 г. мне такая возможность предоставлена не была. В такой ситуации представляется затруднительным судить как об обоснованности, так и о необоснованности приведенной выше версии.
В связи с этим заслуживает внимания хранящаяся в архиве бывшего ГФ ИМЛ рукопись статьи неизвестного автора под названием «Детские и школьные годы Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина)» . Написанная при жизни вождя, она содержит совершенно иное объяснение происхождения его фамилии: «По рассказу Ольги Касрадзе (близко знавшей Джугашвили) и крестьян из селения Лило, – читаем мы здесь,– фамилия «Джугашвили», как они слышали от самого Виссариона, произошла следующим образом: их прадед жил в горах Мтиулетии (современная Южная Осетия – А.О.) и служил пастухом. Он очень любил животных, ревностно оберегал стадо от всяких невзгод и печали, и поэтому ему дали прозвище «Джогисшвили» (что означает «сын стада»)». Это прозвище позднее трансформировалось в фамилию «Джугашвили» .
Убедительность этой версии придает то, что она нашла свое отражение в воспоминаниях матери И.В. Сталина – Екатерины Джугашвили, на основании которых, по всей видимости, И.Джавахишвили и утверждал, что первоначально «Джугашвили» именовались «Берошвили» .
Если первый Джогисшвили приходился Бесо прадедом, он мог жить в XVIII веке, когда в горах Мтиулетии еще шла борьба между грузинской народностью мохеве и вторгшимися на их территорию с севера осетинами. Как известно, к концу XVIII – началу XIX вв. эта борьба завершилась победой осетин, которые не только подчинили себе, но и заселили территорию мохеве, позднее составившую северную часть Горийского уезда, а сейчас называющуюся Южной Осетией. К какой из двух этнических групп, между которыми шла борьба, принадлежал прадед Бесо Джугашвили, мы не знаем.
Первого Джугашвили, чье имя нам известно, звали Заза.
«Есть сведения, – вспоминал Г.И. Елисабедашвили, – что дед Висариона жил в Анануре (Душетский уезд) и его звали Заза. Устроив восстание и спасаясь от князя Эристави, он сбежал в Горийский уезд. Здесь то же самое повторилось, и он скрывался в горах, где есть церковь Герис-тави (т. е. вершина Гери – А.О.). Когда там его проследили, он оттуда перешел в Диди Лило и жил там до смерти» .
«Прадед Сталина по линии отца Заза Джугашвили, – писал А.М. Цихитатришвили, – участвовал в крестьянском восстаниии в Анануре (Душетский уезд Тифлисской губернии), был арестован, бежал в Горийский уезд и здесь стал крепостным князей Эристави. Снова принял участие в крестьянском волнении и снова бежал. Был пастухом в Герис-тави, а затем поселился в Диди Лило, селении близ Тифлиса» .
Возникает вопрос: не он ли фигурировал в показаниях священника Иосифа Пурцеладзе из селения Мерети. Эти показания были даны им 8 декабря 1805 г. майору Рейху и касались участников одного из первых антирусских восстаний в Грузии, возглавлявшегося князем Элизбаром Эристави. «Я знаю и видел, – сообщил И. Пурцеладзе, – что к сыну кулар агаси Элизбару хаживали осетины, жившие по ту и сю сторону; не проходило и ночи, чтобы одни из них не приходили, другие не уходили, Элизбаром посылаемые люди были Заза Джука-швили и Таури-хата, но Заза чаще хаживал днем и приводил осетин по ночам» .
В связи с этим обращает на себя внимание статья Е. Стуруа «Сталин в период учебы в Гори», опубликованная в 1939 г. на страницах ленинградской газеты «Смена». В ней говорилось: «Его (т. е. Сталина – А.О.) предки в начале прошлого столетия проживали в Арагвинском ущелье. В 1802–1804 гг. они принимали участие в крестьянских выступлениях против царских колонизаторов и дворянства. После подавления восстания они переселились в селение Диди Лило» .
Где именно жил Заза Джугашвили, мы не знаем. Можно лишь утверждать, что одним из таких мест могло быть селение Гери, находившееся в северной части Горийского уезда неподалеку от названного выше селения Мерети и будущей столицы Южной Осетии Цхинвали. По всей видимости, именно здесь находилась и та церковь Герис-тави, которую упоминал Г.И. Елисабедашвили.
Селение Гери расположено на берегу Большой Лиахвы и удалено от Гори на расстояние около 30 км. В 1869 г. это был горный аул, в котором насчитывалось 52 «дыма» и 341 человек. Причем все они были осетинами.
О том, что предки И.В.Сталина когда-то действительно жили в Гери свидетельствуют воспоминания жены его троюродного брата Нины Ивановны Джугашвили (урожденной Циклаури). «Мой свекор, Георгий Джугашвили, – вспоминала она, – рассказывал, что их предки – выходцы из Гери – переселились в Диди Лило. Он с удивлением добавлял, что ему непонятно это переселение. Так как из окрестностей Диди Лило семь деревень сбежало из-за сильных ветров» .
И далее: «Точно не могу сказать, кто переселился из Гери – Иван (отец Виссариона) или Николай (отец моего свекра Георгия) или же их отец, но Георгий и Виссарион рождены в селении Диди Лило и жили на восточной окраине села (около теперешнего сельсовета) (писано в 1949 – А.О.). Тут они жили в одной землянке (теперь на этом месте построен дом, дом сыновей Георгия – Сандро и Никола)» .
Об этом же писал и А.М. Цихитатришвили: «Предки Джугашвили рождены не в Гори. Они жили в селении Гери (Горийский уезд, Лиахвинское ущелье). Как все крестьяне этого ущелья они были крепостными князей Мачабели… О том, что живущие в Лило Джугашвили являются выходцами из Гери, я слышал как от своего отца, так и от самой тети Кеке (матери И.В. Сталина – А.О.). Кроме того, из моей памяти не изгладилось, что Бесо и Кеке часто вспоминали Гери и ходили туда молиться как в молельню своих предков» .
В воспоминаниях А.М.Цихитатришвили содержится и описание обстоятельств при которых произошло переселение Джугашвили из Гери в Диди Лило. «У Джугашвили, – отмечал он, – был старый дедушка, не то Зура, не то Заза (если только я не ошибаюсь), который находился в сношениях с князем Мачабели. После его смерти его дети и внуки с частью деревни собрали свои пожитки и попросили нового владетеля Мачабели, бежавшего из персидского плена и известного своей добротой, поселить их где-нибудь по направлению к Кахетии. Этот Мачабели как бежавший из плена был награжден тогдашним правительством большими поместьями и дианбегством в Йоркском ущелье до Тифлиса. Он уважил просьбу горцев и поселил их в Лило» .
Удалось установить, что в данном случае речь идет о правнуке князя Баадура Мачабели – Хусейне (Михаиле Васильевиче), бежавшем из Турции, принявшем христианство и перешедшим на рускую службу. Получив чин подполковника, он в 1812 г. был назначен правителем селений Лило, Марткопи и Нори. А поскольку, как установил, грузинский историк А.Г. Матиашвили, впервые фамилия Джугашвили упоминается в документах селения Диди Лило в 1819 г. , можно утверждать, что сюда Джугашвили переселились не ранее 1812 и не позднее 1819 г.
Селение Лило располагалось северо-восточнее Тифлиса на расстоянии примерно 15 км от него. В ведомости 1802 г. о разделении Грузии на уезды оно значится как казенное, а о его жителях сказано: «окрещенные из осетин» . Со временем это селение расстроилось, и часть его жителей перебралась на новое место, образовав два новых селения Диди Лило, что означает Большое Лило, и Патара Лило, т. е. Малое Лило. По всей видимости, именно здесь М.В. Мачабели и получил земельное пожалование.
По свидетельству А.Г. Матиашвили, первого Джугашвили, упоминаемого в документах, звали Иосиф. В 1819 г. у него родился сын, получивший известность под именем Вано или Иван, но имевший несколько имен, в том числе и имя Милий. Как утверждала Н.И. Джугашвили, у Вано был брат Николо (умер в 1927, был женат на Марте Пухашвили) .
Николо имел сына Георгия и двух внуков: Сандро (1884–1923) и Николо (1888–1945). Николо был женат на Машо Каркусадзе и умер бездетным, его могила сохранилась в селении Диди Лило. Сандро от брака с Ниной Ивановной, урожденной Циклаури, из селения Швиндадзе (р. ок. 1902), имел только одну дочь Елену (1918–1961), ставшую женой Георгия Арсошвили (не вернулся с Великой Отечественной войны). После него остались дочь Венера (1937–1961), умершая незамужней, и сын Нукзар (р. 1940). Таким образом, эта ветвь Джугашвили пресеклась. Сейчас в Диди Лило живут потомки Джугашвили лишь по женской линии – Арсошвили: Нукзар Георгиевич, его жена Маквелина Вахтанговна Квелашвили (р. 1941) и их дети: Георгий (1964) и Манана (1965), сын Коба (1973) в 1996 г. служил на границе.
Что касается Вано, то у него было, по крайней мере, трое детей: дочь Пелагея и два сына – Бесо (1850–1909) и Георгий.
Вано Джугашвили был предприимчивым человеком. «Среди поселившихся в Лило Джугашвили, – вспоминал А.М. Цихитатришвили, – выдвинулся Вано, у которого родились два сына: Бесо и Георгий. Вано развел виноградник и установил связь с городом, куда возил и своего сына. После его смерти Георгий был убит разбойниками в Кахетии, а Бесо ушел в город (Тифлис) и здесь стал работать на заводе Адельханова, где выдвинулся и получил звание мастера» .
Поскольку виноградником в Грузии никого не удивишь, приведенные слова, по всей видимости, следует толковать таким образом, что Вано Джугашвили не только обеспечивал виноградом себя, но и занимался его продажей в городе. С этим вполне согласуется свидетельство Нукзара Георгиевича Арсошвили, по словам которого, старший сын Вано Георгий уже не занимался сельским хозяйством, а владел харчевней на проезжей дороге в селении Манглис (одно из мест отдыха грузинской аристократии) .
Если бы события развивались своим естественным путем, вероятнее всего, сыновья Вано Джугашвили пополнили бы ряды формировавшейся грузинской буржуазии. Однако в 60-е годы в семье Джугашвили что-то произошло. Сравнительно молодым (ему еще не было 50 лет) умер Вано. Вскоре погиб Георгий. По словам Нукзвара Арсошвили, он был убит грабителями, напавшими на его харчевню, после чего Бесо и его сестра вынуждены были покинуть Диди Лило. В семье Арсошвили (со слов их предков) это объясняется тем, что они бежали то ли от налогов, то ли от долгов. Первоначально они нашли приют в Телави. Затем Бесо перебрался в Тифлис, а оттуда в Гори.
Согласно мемуарным источникам, на рубеже 60–70?х гг. горийский купец Иосиф Барамов (Барамянц) заключил соглашение с военным ведомством на поставку и ремонт обуви для горийского горнизона и с этой целью открыл в Гори обувную мастерскую, в которую пригласил около 25 сапожников. Среди них был и Бесо Джугашвили.
«Виссарион в Гори приехал из Тбилиси, – вспоминала мать А.М. Цихитатришвили Мария Кирилловна Абрамидзе-Цихитатришвили, – торговец обувью В.Барамов выписал его из города (Тбилиси) как лучшего мастера» . «Он, – вспоминала о Бесо Джугашвили Ефимия Зозишвили (р. ок. 1850), – снимал комнатку в русском квартале в доме Кулумбегиани недалеко от нас» .
Бесо появился в Гори, когда ему было около 20 лет. Имеются сведения, что он умел читать по-грузински и на память цитировал целые фрагменты из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». По данным переписи 1897 г. в Тифлисской губернии только 16% всего населения знало грамоту, этот показатель поднимался в городе до 46% и опускался до 8% в сельской местности. Если же учесть возраст Бесо, можно смело утверждать, что среди его ровесников грамоту знало не более 5% и что Бесо происходил не из простой крестьянской семьи. Имеются также мемуарные свидетельства, что на бытовом уровне он мог общаться на четырех языках: армянском, грузинском, русском и тюркском. А поскольку он не имел образования, все эти знания были получены им самостоятельно. Это безусловно характеризует его как очень способного человека.
До сих пор известна только одна фотография Бесо, которая демонстрируется в мемориальном музее И.В. Сталина в Гори. С этой фотографии на нас смотрит уже пожилой человек в кепке с лицом, заросшим бородой. К сожалению, оригинал ее неизвестен. Не удалось обнаружить и сведений о ее происхождении и времени, к которому она относится. Остается неясным, на основании чего она была атрибутирована как фотография Бесо Джугашвили.
Круг материалов, которые содержат описание и характеристику Бесо, весьма ограничен. Одно из таких описаний принадлежит Нико Тлашадзе, бывшему сверстнику Сосо Джугашвили, жившему по соседству с ним.
«Когда приходил отец Сосо Бесо – вспоминал он, – мы избегали играть в комнате. Бесо был очень своеобразным человеком. Он был среднего роста, смуглый, с большими черными усами и длинными бровями, выражение лица у него было строгое. Он ходил всегда мрачный. Он носил короткий карачогельский архалук и длинную карачогельскую черкеску, опоясывался узким кожаным поясом. Надевал сапоги, заправлял шаровары в голенища, шапку носил с козырьком» .
Хаханишвили Котэ: «Я хорошо помню родителей Сосо. Сапожник Бесо, высокий, худой, наряженный в черную черкеску» .
Еще более ограниченными сведениями мы располагаем о матери И.В. Сталина. Как явствует из ее собственных воспоминаний, она была дочерью крепостного князей Амилахвари. В одних случаях ее отец называется Геладзе, в других Гелашвили, а его имя обозначается как Глах, Габриэль и Георгий. Поэтому и его дочь именуется то как Георгиевна, то как Габриэловна (Гавриловна). Наиболее распространено написание Глах Геладзе.
Глах Геладзе жил в селении Свенети неподалеку от города Гори и, по некоторым данным, являлся то ли гончаром, то ли кирпичником. Его женой стала Мелания Хомезурашвили, тоже бывшая крепостной князей Амилахвари и проживавшая в селении Плави Горийского уезда. По воспоминаниям Е. Джугашвили, ее родители, поженившись, покинули родные места и, по всей видимости, в поисках заработка поселились в селении Гамбареули, находившемся в предместье города Гори.
Это селение принадлежало армянской фамилии Гамбаровых (Гамбарянц). В начале XIX века владельцем Гамбареули, по всей видимости, был Захарий Гамбаров, после смерти которого осталось по крайней мере три сына Кикола, Георгий и Захарий. Георгий скончался в 1849 г., Кикола не позднее 1852 г. Поэтому в 50-е годы, когда Глах Геладзе поселился в Гамбуреули, владельцем этого селения мог быть Захарий Захарьевич Гамбаров, после смерти которого осталось по крайней мере два сына – Александр и Сулхан.
Гамбареули славилось своими садами. Одним из садовников стал Глах Геладзе. От брака с Меланией Хомезурашвили он имел двух сыновей (Глаха и Сандала) и дочь Кеке – Екатерину. Один из сыновей Глаха стал гончаром, другой кирпичником. Известно, что у Глаха (Георгия Георгиевича) была жена, которую звали Софьей, жену Сандала (Сандро) звали Кеке. Глах не оставил потомства, и на нем эта ветвь Геладзе пресеклась.
В некрологе, опубликованном 8 июня 1937 г. на страницах газеты «Заря Востока» говорилось: «Екатерина Георгиевна Джугашвили (урожденная Геладзе) родилась в 1856 г. в селении Гамбареули близ города Гори в семье крепостного крестьянина. До 9 лет Екатерина Георгиевна росла в деревне и вместе со своей семьей испытывала нужду и гнет помещика. В 1864 г. после отмены крепостного права семья Геладзе переселилась из деревни в город Гори. Отец Екатерины Георгиевны умер рано, и семья осталась на попечении матери. Благодаря заботам матери и братьев, Екатерина Георгиевна обучилась грамоте» .
Мелания рано овдовела и вынуждена была искать поддержки у своего брата, Петра Хомезурашвили, который к этому времени тоже жил в Гори.
Вскоре после переселения в Гори умерла и Мелания, в результате чего все ее дети оказались на попечении брата. «Я, – вспоминала троюродная сестра И.В. Сталина по матери Нина Михайловна Баланчивадзе (урожденная Мамулова, Мамулашвили), – слышала от матери, что Екатерина Джугашвили, оставшись в детстве круглой сиротой, воспитывалась в семье моего деда, Петра Хомезурашвили» .
С детства ее не только приучили к труду. Она получила также домашнее образование, научилась читать и писать по-грузински. Если в середине XIX века редкостью был грамотный крестьянин, еще большей редкостью была грамотная крестьянка. Это свидетельствует о том, что семья бывшего крепостного Петра Хомезурашвили была непростой семьей.
В 1872 г. Кеке исполнилось 16 лет, и ей стали искать жениха. За дело взялись свахи, которые сосватали ее за Бесо Джугашвили.
Как явствует из метрической книги горийского Успенского собора, они поженились 17 мая 1874 г. Обряд вечания был совершен протоиереем Хахановым, запись о бракосочетании сделал священник Николай Яковлевич Касрадзе. Свидетелями со стороны жениха были жители Гори крестьяне Алексей Николаевич Зозаев (Зозишвили), Николай Ясеевич Копинов и Иван Иосифович Шарамов (по всей видимости, описка, и нужно читать: Барамов), а со стороны невесты – горийские горожане Иван Степанович Мамасахлисов, Иван Глахович Мечитов и Степан Георгиевич Галустов.
Первый ребенок у Бесо и Кеке появился на свет 14 февраля 1875 г. Его окрестили Михаилом (так звали того Мачабели, при котором произошло переселение Джугашвили из Гери в Диди Лило). В качестве его восприемника, т.е. крестного отца был приглашен крестьянин с княжеской фамилией Шалва Бежанович Мачабели-швили (Бежаном звали брата Михаила Васильевича Мачабели). Первенец прожил лишь одну неделю и 21 февраля умер.
Второй ребенок родился 24 декабря 1876 г., его назвали Георгием. Так звали родного и двоюродного братьев Бесо, так звали брата Михаила Мачабели. Восприемником при крещении Георгия стал местный виноторговец Яков Егнатошвили. Георгий тоже прожил недолго и 19 июня 1877 г. умер от кори.
Долгое время считалось, что третий сын Бесо и Кеке Иосиф (Сосо) родился 9/21 декабря 1879 г. . Однако, как свидетельствует запись в метрической книге горийского Успенского собора, Иосиф Джугашвили появился на свет 6/18 декабря 1878 г. и был крещен 17/29 декабря того же года.
Первым на это обратил внимание историк Л. Спирин. «Обратимся к документам, – писал он, – на 33-м листе первой части метрической книги рожденных в 1878 г. (Горийская соборная церковь, Тифлисская губерния) сказано: «6 декабря у жителя Гори крестьянина Виссариона Ивановича Джугашвили и его законной супруги Екатерины Габриеловны (оба православного исповедания) родился сын Иосиф. Крестили новорожденного протоиерей Хаханов с причетником Квиникидзе… Таинство произошло 17 декабря» .
По свидетельству М.К. Абрамидзе-Цихитатришвили, роды принимала ее сноха Мариам. По документам, его восприемником стал Михаил Шиоевич Цихитатришвили. Однако Екатерина Джугашвили почему-то называла крестным отцом своего третьего сына Якова Егнатошвили.

Виссарион (Бесо) Джугашвили

Отец И.В.Сталина - Виссарион Иванович Джугашвили.

Джугашвили Виссарион (Бесо) Иванович (ок. 1850-1890). 1) Отец Сталина . Крестьянин из с. Диди-Лило; по профессии - кустарь-сапожник. Был женат на Екатерине Геладзе. По словам супругов Арсошвили, родственников Джугашвили и старожилов с. Диди Лило, Бесо было не под силу платить налог (3 рубля), и он был вынужден уехать на заработки в Гори. 2) Там он поселился у Кулумбегашвили, осетина из Джерского ущелья, работал сапожником, женился. Известно, что двое его детей умерли в младенческом возрасте (Михаил и Константин). По семейным обстоятельствам однажды вновь возвратился с женой в отцовский дом. Когда Кеке собралась родить третьего ребенка, она вернулась в Гори - таков обычай: женщина должна рожать и первое время после родов находиться с ребенком у своих родных. Бесо также вынужден был уехать в Гори, чтобы помогать жене и сыну. Обстоятельства сложились так, что он не вернулся в Диди Лило. Некоторое время работал на обувной фабрике Адельханова в Тифлисе. Погиб в пьяной драке от удара ножом 3) (Аллилуева С. Двадцать писем другу . М., 1990. С. 121). .

Примечание

1) В работе В. Каминского и И. Верещагина «Детство и юность Сталина» (Молодая Гвардия. 1939. № 12) сказано, что Виссарион умер в 1906 г., но большинство исследователей и мемуаристов не согласны с этим.

2) В изложении Р. Гакера последовательность событий иная: после смерти. отца Бесо поселился в Тифлисе и нашел работу на кожевенном заводе Адельханова, где обучился сапожному делу. Через некоторое время он переехал в Гори, где устроился сапожником в кустарную мастерскую некоего Барамова.

3) «Через много лет после „смерти отца в пьяной драке", в 1909 г.. Coco в очередной раз был арестован полицией за революционную деятельность и отправлен в Вологду. Сохранились „Сведения о поднадзорном из дела № 136 Вологодского жандармского управления": „Иосиф Виссарионович Джугашвили. Грузин из крестьян. Имеет отца Виссариона Иванова, 55 лет, и мать Екатерину, проживают: мать в Гори, отец ведет бродячую жизнь...". Только в 1912 г. в жандармских бумагах - иные показания Coco: „Отец умер, мать... живет в Гори".

Что это? Его страсть - запутывать жандармов или отец действительно был жив. Ясно одно: отец исчез, нет даже могилы» (Радзинский Э. Детство Сталина//Огонек. 1996. № 46. С. 43).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Дом, в котором родился И.В.Джугашвили.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!