Янка купала у музыцы сообщение. Награды и премии

Белорусский поэт, драматург, публицист, переводчик, классик белорусской литературы, один из основоположников новейшей белорусской литературы и литературного языка. Народный поэт Беларуси (1925). Академик АН БССР (1928).

Иван Луцевич родился в месте Вязынка Вилейского уезда (сейчас Молодеченский район, Минская область) в семье арендатора. В 1898 закончил Белорусскую народную училище. После смерти отца (1902) работал на хозяйстве, позже домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика в Сенненском уезде Колдунилевской губернии (1904), практикантом и ассистентом винокура в имении Семково под Минском, на пивоварне в Яхимовщине, в имении Снов Новогрудского уезда (1905-1908), был сотрудником “Нашей Нивы” и библиотекарем библиотеки “Познания”.

Сначала декабря 1909 г. с рекомендательным письмом переехал в Петербург, где обучался на общеобразовательных курсах А. Черняева (1909-1913), работал в Общественной библиотеке, участвовал в работе научно-литературного кружка белорусских студентов Петербургского института. 3 октября 1913 опять в Вильнюсе: секретарь “Белорусского издательского общества”, редактор «Нашей Нивы» (1914-1915). С приближением фронта эвакуировался из Вильнюса, жил в Соколе, в сентябре 1915 года выехал в Москву, где обучался в Народном институте. С января 1916 г. был на военной службе: несколько месяцев служил в Минске старшим рабочим в дорожно-строительном отряде Варшавского окрестность путей сообщения, позже в Полоцке, Смоленске. В 1916 году женился с Владиславой Луцевич.

В июле 1918 года получил должность агента по обеспечению продуктами Западной области. Вкупе с Н. Горецким был слушателем факультета истории искусств Смоленского отделения Столичного археологического института. В 1919 году, после провозглашения БССР, переехал на неизменное жительство в Минск. Работал заведующим библиотеки при Белорусском домике, редактировал журнальчик “Рунь” (1920) и “Свободный стяг” (1920-1922).

В 1920-1922 тяжело болел, но, оправившись, вновь возвратился к активной публичной и литературной деятельности. С начала 1921 - заместитель заведующего литературно-издательского отдела БССР, заходил в состав Академической комиссии Академического центра БССР по вложения и обработке белорусской терминологии, член научно-редакционной коллегии БССР, которая рассматривала выставленные к печати произведения (позднее она называлась комиссией, и Я. Купала был ее председателем); один из инициаторов сотворения Белорусского драматического театра (1920), БГУ (1921), Инбелкульта (с 1922 года его действительный член), литературного объединения “Пламя”. Янка Купала участвовал в Академической конференции по реформе белорусского правописания и азбуки (1926).

Не один раз подвергался репрессиям. В 1921 году на поэта был наложен домашний арест и изъяты рукописи. В 1930 году было раскулачено мама и сестра поэта. Летом 1930 года в печати появилась статья Л. Бэндэ “Путь поэта”, в каком Купала был объявлен “идеологом буржуазного национал-врзраждения”. Купалу вызывали на допросы в ГПУ; ему обвинялось лидерство в “Союзе освобождения Беларуси”. 20 ноября 1930 после “бесед” в ГПУ он сделал попытку самоубийства, но был спасен. В декабре 1930 был обязан опубликовать в “Звезде” “покаянное” письмо, в каком признавался в “ошибках” и “вредных взорах”, обещал разорвать с “кулацким националистическим направлением” и отдать все свои силы социалистическому строительству”. В 1930-е годы произведения Купалы подверглись значимой цензурной правке, в т. л. произведения из сборников “Жалейка” и “Гусляр”. В 1937 году над поэтом в очередной раз нависла угроза ареста - его имя оказалось в перечне предполагаемых жертв. Ареста удалось избежать.

Величавая Российская война застала его в Каунасе. В 1-ые деньки войны в Минске сгорели его архив и библиотека. 30 июня 1941 с дачи в Левках Янка Купала выехал в Москву. С ноября 1941 года он жил в пас. Печищи около Казани. Как член президиума Всеславянского антифашистского комитета Купала выступал на антифашистских митингах, подписал обращение с призывом подняться на вызвольную борьбу против фашизма, участвовал в И имевший несколько математических книжек митинга и в научной сессии АН БССР (в Казани), где выступил с докладом “Российская война и белорусская интеллигенция”.

18 июня 1942 Купала приехал в Москву и через 10 дней умер в гостинице “Москва” при невыясненных обстоятельствах - свалился в лестничный просвет с 10 этажа. Существует три версии - злосчастный случай, суицид, убийство. Был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В июле 1962 урна с прахом Янки Купалы была перевезена в Минск и захоронена на Военном кладбище.

Янка Купала - классик белорусской литературы, традиции писателя оказывали влияние на белорусских поэтов различных поколений. Особенное значение наследство Янки Купалы заполучила в конце 1980-х, когда были написаны ранее нелегальные его произведения (поэмы “Инвалид”, “В Сочельник” и др.).


7 июля родился Янка Купала (Иван Доминикович Луцкевич) (1882-1942) – великий сын белорусского народа, классик белорусской литературы, поэт, академик, лауреат Государственной премии СССР. Его малая родина – деревня Вязынка, что в Молодечненском районе Минской области.

Будущий поэт учился в Петербурге на общеобразовательных курсах А.С. Черняева (1909-1913), и Москве, в народном университете им. А.Л. Шанявского. Ему приходилось трудиться рабочим, писарем, домашним учителем, приказчиком.

Первое поэтическое произведение Ивана Луцкевича, «Мужик», увидело свет в 1905 году.

Большую роль в творческом развитии Янки Купала сыграл Максим Горький.

Газета «Наша нива», пользующаяся огромной популярностью в Белоруссии и оказавшая большое влияние на формирование национального самосознания белорусов, печатала произведения молодого поэта.

Янка Купала не раз обращался к революционной тематике. Она нашла свое отражение в сборниках стихотворений автора «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), «Курган» и «Сон на кургане» (1910) и других, пьесах «Павлинка», «Разоренное гнездо»…

Янка Купала очень любил свою мать. Он приезжал к ней часто. Эти поездки придавали ему силы и служили мощным толчком к появлению новых произведений.

Янка Купала прославился своими работами в годы Великой Отечественной войны: «Партизанам», «Хлопчик и летчик» и другие.

«Послание к Гитлеру» поэт декламировал на радиомитинге в 1942 году в Казани. Это поэтическое произведение, как и другие, направленные против фашизма, звучали из уст белорусского поэта пламенно и горячо.

Недалеко от Казани, вниз по Волге стоит красивейшее село Печищи. В нем есть старинная мельница, построенная в 1895 году. Недалеко от нее находится единственный в России мемориальный Музей белорусского поэта Янки Купала.

Бросается в глаза мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 13 ноября 1941 года по 13 июня 1942 года жил народный поэт Белоруссии Янка Купала». Когда под властью фашистов оказались западные территории СССР, все члены Академии наук Белоруссии были эвакуированы в Казань. Среди них был и Иван Луцкевич. Добирался он с семьей до Казани на своем личном автомобиле. Не доехав до Казани, семья оказалась в Печищах, где и осталась.

Народный поэт Белоруссии погиб 28 июня 1942 года в Москве, в гостинице «Москва», при странных, загадочных, до сих пор не выясненных обстоятельствах. То ли прихватило сердце, то ли сорвался в лестничный пролет…Место нахождения его свидетельства о смерти — архивы НКВД СССР.

После войны появилась идея о создании в селе Печищи Музея Янки Купала. Здесь сохранились его вещи: трость, кисет с махоркой, курительная трубка, чемодан, пиджак. Музей Янки Купала в Печищах официально был открыт 8 мая 1975 года. Еще музеи великого белорусского поэта есть в Вязанке и Минске.

- 116.50 Кб

В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка». В конце года Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора - привлечь к ответственности. Вскоре арест был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован, уже по приказанию Виленского генерал-губернатора. Чтобы не испортить репутацию «Нашай Нівы», Купала прекращает работу в редакции. Тем не менее, петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янке Купале довелось свести знакомства со многими представителями белорусской интеллигенции, например, оформившимся как поэт и снискавшим себе славу к началу 10-х годов Якубом Коласом и Э.Пашкевич, которая работала под псевдонимом Тётка. Ещё в Вильно поэт познакомился с выдающимся деятелем русского символизма В. Я. Брюсовым, который обратил внимание на активно публикующегося автора и изъявил неподдельный интерес к его поэтическому творчеству. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюсов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Купала уехал в Петербург. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песьня», а 13 марта 1910 года - сборник «Гусьляр». В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года - драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедственного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1911-1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Ивановна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др. На сегодняшний день от хаты Луцевичей сохранился лишь фундамент, колодец и беседка.

3 июня 1912 года Купала завершил первую свою пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней - поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Раскіданае гняздо» (1913), опубликованная в Вильно в 1919.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця», в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашай Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

ПЕРИПЕТИИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны) выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Спадчына» (1922), «Безназоўнае» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «Ад сэрца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

СТИЛЬ ТВОРЧЕСТВА ЯНКИ КУПАЛЫ

Купала в своем творчестве отображал настроение крестьянства. Этим обусловлен и художественный стиль первых стихов, собранных в сборнике «Жалейка». Мысль, что на пиру жизни есть обделенные - крестьяне, которым приходится и голодать и терпеть обиды от высокомерно относящихся к ним панов, - проходит красной нитью в первом сборнике Купалы, где находит еще весьма непритязательное выражение; автор даже не считает себя достойным звания поэта. Еще довольно неискусный в версификации, Янка Купала руководствуется главным образом чувством ритма. Ритм стихов, часто сбивчивый и лишенный выразительности, отличается большим разнообразием. Уже в этой первой книге проявляется характерное для будущего стиха Купалы частое пользование внутренними рифмами, придающими его поэзии особую певучесть и ритмическую рельефность. В следующих сборниках особенно заметно влияние Шевченко и Кольцова. Заимствуя у Кольцова его приемы в изображении жизни и труда крестьянина, Купала не забывает, что это - труд человека, жестоко эксплуатируемого. Взяв известную некрасовскую пародию на лермонтовскую колыбельную песню, Купала пишет стихотворение в том же сатирическом плане, но наполняет образами, взятыми из знакомой поэту белорусской действительности. Горечь, вызываемая окружающей поэта действительностью, мечты о светлом будущем, ожесточенность, призывы к борьбе, всегда проникнутые сильным чувством - таковы основные лирические мотивы Купалы.

Значение отмеченных выше литературных традиций нужно, однако, признать небольшим в сравнении с тем, что дало Янки Купалы белорусское народное творчество и прежде всего народная песня. С народной песнью связано не только музыкальное строение его стиха, но и отдельные черты стиля: частое применение как тематических, так и синтаксических параллелизмов, традиционные эпитеты, постоянные обращения к своим думам, к своим песням, насыщающие его лирику живым и подчас глубоко драматическим диалогизмом. Характерны для Янки Купалы концовки, являющиеся не простым повторением, но предстающие перед нами каждый раз в новой вариации. Отметим, что ритмы подчас непосредственно определены ритмом самого труда, например, в стихах, изображающих косьбу, где ритм и инструментовка стихотворения передают движения косы в руках косца.

После имеющего переходное значение сборника «Гусьляр» Купала издает сборник «Шляхам жыцця», наиболее значительный из его сборников не только по размерам, но и по качеству. Богатством размеров и разнообразием строфики с Купалой соперничал в белорусской литературе один лишь Максим Богданович. Но Богданович стремился пересадить на еще невозделанную в его время почву белорусской литературы достижения европейской поэзии. Богданович явился продолжателем буржуазных традиций европейской литературы, Купала - ритмически и эмоционально высокоодаренный наследник белорусского устного творчества.

Янка Купала по преимуществу лирик. К эпическому творчеству он подошел через разработку народной баллады, предания, легенды, сказки. В период, когда поэт под влиянием нашенивства был склонен к националистической идеализации прошлого Белоруссии, у него часты образы белорусского баяна, гусляра, лирника.

За время революции Купала выпустил два сборника: «Спадчына» и «Безназоўе». В этих сборниках намечается перелом в его творчестве. Изредка появляющиеся стихи, относящиеся главным образом к области политической лирики, свидетельствуют о том, что поэт, определившийся как художник в 10-х гг. XX века, может дать образцы нового, более скупого на слова, но четкого и строгого мастерства.

Менее уверенными были выступления Купалы в области драматического творчества. Его пьеса «Паўлінка» написана в реалистичном стиле, в драме «Раскіданае гняздо» критика отметила элементы романтики, комедия «Тутэйшыя», политически представляя собой апологию национал-демократической идеологии, разработана в манере гротеска.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Я адплаціў народу,

Чы м моц мая магла:

Зв аў з путаў на свабоду,

Зв аў з цемры да святла.

В чем же все-таки выражается специфичность исторической роли Янки Купалы?

Как правило, даже незаурядные поэты выражали и идеи, и устремления уже сформировавшихся наций, имевших свою историю, язык и литературу, соответственно сложившиеся национальные традиции, защищали интересы народов, обладавших определенным багажом, если так можно выразиться, экономических и культурных накоплений.

Миссия Янки Купалы оказалась намного сложней.

Во-первых, белорусскому поэту выпало на долю формировать национальное самосознание народа, которого фактически не признавали за нацию. «Доброжелатели» утверждали, что такой нации, как белорусы, нет и в помине. Русские шовинисты надоедливо твердили, что те, кто в западных районах России придерживается православия, являются русскими. Польские вторили, что те, кто придерживается католичества, – бесспорно, поляки. И, разумеется, и одни, и другие пытались как можно большее количество белорусов перетянуть в свое вероисповедание. Таким образом, если следовать религиозным канонам, их ухищренным требованиям, целая нация исчезала с лица земли, так как ей было отказано в праве на самостоятельное существование, на полноценное самоутверждение.

Кроме того, сами белорусы по причинам экономической отсталости, социального бесправия и постоянного национального унижения, когда душились любые проявления белорускости, еще не поднялись до национального самоопределения, называя себя то «палешукамі» (по географическому названию – Полесье), то «тутэйшымі» («здешними» – людьми, обитающими в данной местности).

Во-вторых, язык, на котором говорили белорусы, официально не признавался как самостоятельное лингвистическое явление. Иногда его называли «простым», а чаще презрительно именовали «мужицким», а то и «хамским», осмеивали людей, изъясняющихся на нем, высокомерно обзывая их «быдлом».

На долю Янки Купалы выпала грандиозная общественная миссия. Ему предстояло пробудить самосознание своего народа, по сути дела практически способствовать формированию белорусов в нацию, вызвать их к исторической деятельности, пробудить желание людьми зваться, отстаивать свои национальные интересы и законное право на существование. Для того чтобы заставить задавленных непомерным гнетом людей поверить в самих себя, в осуществление извечной мечты о свободе, требовалась громадная эмоциональная сила воздействия на них, требовалось мужественное служение жизненной правде для формирования общественного сознания.

Янке Купале приходилось решать и другую не менее важную проблему – создание общенационального литературного белорусского языка, обосновать его жизнеспособность, его возможность передавать человеческие мысли, действия, оттенки человеческих чувств и абстрактных философских понятий.

Наконец, в-третьих, не менее трудную задачу необходимо было решить и в области сугубо литературной. Янке Купале предстояло, опираясь на фольклорные источники и скромные творческие достижения предшественников, создать высокохудожественную литературу, не уступающую по гуманистической насыщенности и художественной выразительности другим, уже признанным миром, литературам. Молодому писателю пришлось сталкиваться с еще не решенными до него сложными вопросами художественного творчества, выступая в роли первооткрывателя. К тому времени другие славянские литературы, такие, как русская, украинская, польская, чешская, уже заняли прочное место в литературном пространстве, а белорусской словесности еще понадобилось доказывать свое право стоять в одном ряду с ними. Исторические обстоятельства диктовали Янке Купале роль основоположника новой оригинальной литературы.

ПОЭТ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА

Деятельность Янки Купалы, его роль и значение в национальном духовном возрождении белорусов высоко оценена наследниками.

Произведения поэта неоднократно переиздавались отдельными изданиями. Сборники произведений выходили в 1925-1932 гг. (в 6 томах, первый сборник произведений в истории белорусской литературы), 1928-1940 гг. (в 4 томах), 1952-1954 гг. (в 6 томах), 1961-1963 гг. (в 6 томах), 1972-1976 гг. (в 7 томах), 1995-2003 (в 9 томах).

Многие стихи и поэмы включены в школьные программы.

В 1959-1965 гг. присуждалась Литературная премия имени Купалы, с 1965 года – Государственная премия Беларуси имени Купалы.

В Минске работают Государственный литературный музей Янки Купалы и четыре его филиала: “Акопы” в Логойском районе, “Яхімоўшчына” в Молодечненском районе, Купаловские мемориальные заповедники “Вязынка” в Молодечненском районе (где ежегодно проводятся купаловские дни поэзии) и “Ляўкі” Оршанском районе.

Именем поэта названы Институт литературы Национальной академии наук Беларуси, Национальный академический театр в Минске, Гродненский университет, поселок в Глусском, деревня в Пуховичском районах, колхозы, библиотеки, школы, улицы во многих городах и населенных пунктах Беларуси.

Описание

Целью данной работы является анализ творчества Янки Купалы и определение его исторической роли в развитии белорусской нации.

Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

Ознакомиться с биографией Янки Купалы;
Рассмотреть его творчество в различные периоды жизни;
Изучить стиль творчества Купалы;
Определить историческую роль поэта.

1.Биография Янки Купалы. ………………………………………….………....5
2.Творчество..……………………………………………………………………7
3.Стиль творчества Янки Купалы………………………………………………14
4.Историческая роль……………………………………………..……………...16
5.Поэт международного масштаба…………………………………..…............18
Заключение………………………………………………………………………...20

Список источников………………………………………………………………..21

Классик белорусской литературы (в том числе и белорусской советской), народный поэт Белоруссии (с 1925 года), драматург, публицист, академик АН БССР (с 1928) и АН УССР (с 1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).


Родился 7 июля (25 июня по старому стилю) 1882 году в деревне Вязынка под Минском. Родители были обедневшие шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. В детстве будущему поэту приходилось много помогать отцу, который по сути, несмотря на своё шляхетское происхождение, принадлежал к числу безземельных крестьян и вынужден был обрабатывать съёмные участки, платя крупные суммы в качестве аренды за использование угодий. После смерти отца в 1902 году работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание - римско-католическое и национальность - русский. Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием; таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году закончил народное училище в местечке Беларуч. В 1908-09 г.г. жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты "Наша Ніва". Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич - и актрисой Павлиной Мядзёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы - комедии "Паулінка". С 1909 по 1913 году начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции. В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения, однако позже Янка Купала в своей лирике обратился к теме выживания отдельной личности и народа в целом в годину исторического перелома. Следует упомянуть такие программыне произведения послевоенно-революционного периода, как «Время», «Для отчизны», «Наследство», «Своему народу», которые датируются 1919 годом. После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил двухлетнюю польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

Первые публикации

Первые произведения Купалы - несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903-1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «К-а». Первое стихотворение на белорусском языке - «Мая доля» (датируется 15 июля 1904 года) в газете «Северо-Западный край». После этой публикации Купала начал систематически появляться в печати; стихотворение «Мужик», опубликованное в этом же году, можно считать его успешным литературным дебютом и началом восхождения на литературный белорусский олимп. Его ранние стихи типичны для фольклора в белорусской поэзии XIX века.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця» (Дорогой жизни), в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашей Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал исренние наждежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влииянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала , как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1941); за сборник стихов «От сердца»

орден Ленина

Публицистическая деятельность в Великую Отечественную войну

С наступлением военных действий стала пользоваться популярностью яркая публицистика Янки Купалы, способная зажечь людей для сражения; вместе с тем Янка Купала не прерывал стихотворной деятельности, его новым патриотическим стихотворениям, написанным во время войны, была присуща уничижительная антифашистская направленность. Уехав из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах, маленьком населённом пункте недалеко от Казани, в котором попытался обрести покой для того, чтобы с головой окунуться в антифашистскую публицистику. Поэтический талант Янки Купалы развился на основе устоявшихся традиций белорусской литературы и фольклора середины и конца XIX века, равно как и более раннего периода, когда только происходило становление канонов народного литературного творчества. Его лирические произведения органично передают тональность и мелодику напевов народных песен, а также их звуковое единство и метафоричность, которые и обуславливают общий настрой лирики Янки Купалы.

Переводы

Помимо собственных стихотворных сочинений, Янка Купала занимался активной переводческой деятельностью. В частности, им на белорусский язык было переведено «Слово о полку Игореве». Прозаический перевод древнерусского памятника был выполнен поэтом в 1919 году; это был первый литературный перевод «Слова…» на белорусский язык. Занимался переводами пушкинских сочинений: можно упомянуть «Медного всадника». Также переводил произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и других знаковых поэтов прошлых эпох. Что касается произведений самого Янки Купалы, то они переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

Загадочная смерть

28 июня 1942 года Янка Купала , остановившийся в гостинице «Москва», неожиданно странно и загадочно погибает. Первоначально выдвигалась версия: выпивший Луцевич пошатнулся и упал с лестницы. Но он никогда не пил, имея проблемы со здоровьем Будучи за несколько часов до нелепой и трагической смерти абсолютно весёлым и полным радужных планов на ближайшее и отдалённое будущее, Иван Доминикович общался с друзьями, угощал их кондитерскими изделиями и приглашал на своё шестидесятилетие. Тем более шокирующим оказалось известие о его гибели: поэт сорвался в лестничный пролёт между 9-м и 10-м этажами гостиницы, смерть была мгновенной. Свидетелей его гибели нет. До сих пор тайна его смерти не раскрыта и не умолкают слухи о том, что смерть могла оказаться неслучайной, выдвигаются версии о самоубийстве или убийстве, так как мало кто верит, что падение в лестничный пролёт могло произойти по какой-то трагической неосторожности.

Янка Купала был первоначально погребен на Ваганьковском кладбище в Москве. В 1962 году его прах был перенесён в Минск и перезахоронен на Военном кладбище, рядом с могилой матери (умершей на другой день после сына, о гибели которого она так и не узнала, в оккупированном Минске). Над могилой Янки Купалы, как и погребенного неподалёку Якуба Коласа, воздвигнут большой мемориал.

Награждён орденом Ленина. В 1945 в Минске открыт музей Купалы. Филиал столичного Литературного музея Янки Купалы открыли в 2 км от хутора Акопы - в деревне Хоруженцы (к 110-летию со дня рождения).

Настоящее имя белорусского народного поэта Янки Купалы – Иван Доминикович Луцевич. Родился он 7 июля 1882 года в фольварке Вязынка (теперь Молодечненский район Минской области). Отец будущего поэта был мелким арендатором из безземельных крестьян. Учился будущий классик белорусской литературы в Белорусском народном училище (1898), в Петербурге на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1909 - 1913), в народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве (1915).

В поисках куска хлеба перепробовал множество занятий. После смерти отца (1902) был домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика на Сенненщине (1904), практикантом и помощником винокура на пивоварнях (1905-1908).

Первое стихотворение поэта - «Мужик» - было опубликовано в 1905 году. Уже через два года Я. Купала стал регулярно печататься в газете «Наша нива», а после стал её сотрудником. В 1914-1915 годах поэт занимал должность редактора самой прогрессивной газеты Беларуси того времени.

Вместе с Я. Коласом (их жизненные пути удивительно совпадают, даже год рождения у титанов белорусской литературы одинаковый, не говоря уже совпадении инициалов и т.д.) Купала стал основоположником новой белорусской литературы. Большую роль в его идейном и творческом развитии сыграл Максим Горький. Поэт тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс. Об этом свидетельствуют сборники стихов «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), лироэпические и драматические поэмы «Извечная песня» (1908, опубликованы 1910), «Курган», «Сон на кургане» (обе - 1910), «Бондаровна» (1913), «Она и я» (1910, опубликована 1913), «Могила льва» (1913) и др., пьесы «Павлинка» (1913) и «Разорённое гнездо» (1913, опубликовано 1919).

В советскую эпоху творчество Купалы, вдохновляемое борьбой за построение социализма, отразило коренные изменения в жизни белорусского народа. В это время выходят сборники стихотворений Купалы «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и др. За сборник «От сердца» (1940) поэт был награждён Государственной премией СССР в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны большой популярностью пользовались патриотическая публицистика Купалы и его пламенные стихи, направленные против фашистских захватчиков. В 1942 году в Москве поэт скончался.

Поэзия Купалы развивалась на основе лучших художественных и демократических традиций белорусского народа, впитала лиризм и напевность народной песни. Кроме того, в ней отражены и достижения русской художественной культуры.

Кроме создания огромного количества собственных произведений, Я. Купала перевёл на белорусский язык «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» А. С. Пушкина, произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и др. Произведения самого Купалы переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных стран.

Сразу после окончания войны, в 1945 году в Минске был создан Литературный музей Янки Купалы. Сейчас созданы также мемориальные заповедники «Вязынка», «Левки», «Акопы» - в местах, с которыми были связаны жизнь и творчество поэта. Его имя присвоено Национальному академическому театру в Минске (старейшему в Беларуси), Институту литературы Национальной Академии Наук РБ, Гродненскому государственному университету, ряду школ, библиотек, улиц в городах и посёлках Беларуси. В 1959 году была установлена премия имени Янки Купалы в области литературы, искусства и исполнительского мастерства.

Республиканский праздник поэзии, фольклора и народных промыслов в проходит в первую субботу июня, и организуется музеем совместно с Молодечненским райисполкомом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!