Заканчивается 1 том война и мир.

1 771 0

Том первый

Роман «Война и мир» был начат Львом Николаевичем Толстым в 1863 году. И это на самом деле великое произведение, которое отражает необьятное величие русской души . Первый отрывок под названием «1805 год» появился в журнале «Русский вестник» в 1865 году, а выходу в свет полной версии – трех томов гениального произведения — предшествовали семь лет упорного труда «в маленькой комнате тесного дома в Ясной Поляне.

Сюжет романа разворачивается в начале 19 столетия, в Петербурге. Шла вечерняя трапеза фрейлины Шерер, в числе присутствующих находились князь Андрей Болконский, Пьер Безухов. Среди множественных тем для разговоров одна была о Наполеоне. Конечно, гости имели по этому поводу разные мнения: одни категорически не принимали его идей, а другие, напротив, восхищались мужеством французского военачальника. (В качестве отступления стоит заметить, что, описывая войну в романе как факт, Лев Николаевич не мог смириться с самим правом на её существование).

Андрей Болконский решается пойти на войну. Не даёт ему покоя мечтание о славе — такой как имеет сам Наполеон. Властолюбие, политика, философия – вот главные приоритеты этого героя в то время. Придет время, и Болконский разочаруется в своем кумире – Наполеоне, а пока Андрей лелеет свои честолюбивые планы.

Что касается Пьера Безухова, то его «неуклюжий образ» представлен Львом Толстым очень ярко. При виде толстого человека с большими ногами и высоким ростом, вошедшего в гостиную, хозяйка дома забеспокоилась. Но сам Пьер быстро освоился в новой обстановке. Здесь, где присутствует Петербургская интеллигенция, молодому человеку комфортно: ему все в диковинку, он ждет умных разговоров и все время порывается участвовать в беседе. Наполеона и его революционные идеи молодой человек воспринимает положительно.

К сожалению, один из инцидентов, произошедший в то время, когда Пьер находился в компании молодежи, послужил поводом к тому, что Пьера выслали из Петербурга.

Назвать Пьера Безухова отрицательным героем никак нельзя. Напротив, это один из любимых персонажей Льва Толстого: жаждущий истины, стремящийся к справедливости, деятельный и добрый. О его женитьбе на Наташе Ростовой поговорим немного позже, а пока автор перебрасывает читательский взор в Москву, где в доме графа Ростова устраивается трапеза по поводу именин его жены. В то время как у Ростовых продолжаются веселье и танцы, в другом богатом доме горе — умирает граф Безухов. Его близкие хотят похитить папку с документами, в котором говорится, что прямым наследником состояния отца должен стать Пьер. Этого допустить, по мнению дальних родственников, невозможно. К счастью, попытку выкрасть завещание предотвращает Анна Михайловна Друбецкая. Таким образом, Пьер становится графом и заключает брак с дочерью Курагина Элен.

В доме Николая Болконского, в Лысых Горах, жизнь разнообразна: хозяин либо управляется в саду, либо пишет записки, либо занимается с Марьей — своей дочерью. Сын Андрей, оставляя беременную супругу в отцовском доме, едет воевать.

Будучи главнокомандующим русской армии, Кутузов всячески пытается избежать участия своих солдат в сражении, потому что уверен в их неподготовленности. Чтобы было выиграно время, навстречу отправляется отряд Багратиона, преследуя цель договориться о временном перемирии с французами.

К сожалению, русские все же вынуждены вступить в схватку с французской армией. По-разному относятся к этому герои романа: Андрей нетерпеливо ожидает сражения, грезя о небывалых подвигах и славе, а Кутузов, заранее предвидя поражение, не рад предстоящим событиям.

В день своего коронования Наполеон Бонапарт приказал своим войскам идти войной на русскую армию. В результате боя Андрей Болконский получает сильное ранение. Теперь это уже не тот самоуверенный юноша, жаждущий подвигов. Князь впервые обращает внимание на высокое небо, на Бога. И его честолюбивые планы, а также обожание Наполеона кажутся теперь абсурдными и ничего не стоящими.

Молодой Николай Ростов тоже участвует в боевых действиях. Будучи раненым в руку, он трусливо бежит от французов, но этого никто не замечает, и Николая незаслуженно награждают Георгиевским крестом. Радующийся подобному обстоятельству герой хвастается своими несуществующими подвигами перед товарищами.

Том второй

Приезд Николая Ростова в дом отца с другом Денисовым Василием стал началом целой цепочки событий: Долохов предлагает присутствовать на дуэли с Пьером в качестве секунданта, в то же время, делая предложение Соне стать его женой, он получает отказ, потому что девушка испытывает чувства к Николаю.

Перед тем, как снова отправиться в армию, Николай проигрывает крупную сумму Долохову, но, благодаря отцу, выходит из сложного положения и отдает деньги. Долохов и Денисов тоже оказываются в армейской среде.

А тем временем в Лысых Горах появляются князь Курагин и его сын. Отец хочет женить Анатолия, и самой выгодной партией для этого представляется Марья. Но старший князь Болконский не в восторге от этого обстоятельства, потому что ему в тягость расставание с дочкой. Мария чуть было не принимает предложение Курагина, но вдруг замечает, как Анатоль флиртует с компаньонкой, и это становится причиной отказа девушки.

Внезапное появление князя Андрея Болконского в имении становится полной неожиданностью, ведь перед этим семья получает сообщение о его гибели. Но радость встречи сменяется большим горем: как раз в эту ночь от родов скончалась супруга Андрея Лиза.

Вопреки настоятельным требованиям Василия, Пьер Безухов ни за что не желает мириться с женой, которая изменила ему с Долоховым. Он выставляет тестя за дверь, а после отправляется в Киев, где совершает благородные поступки: дает свободу от крепостничества своим крестьянам, способствует организации школ и приютов, а также борется за отмену телесного наказания. Но, к сожалению, добрые начинания Пьер не доводит до конца. Андрей Болконский не хочет возвращаться на войну, на время он разочаровался в жизни, но беседа с Пьером по дороге в Лысые Горы побуждает князя Болконского пересмотреть свои взгляды и внедрить в жизнь реформы, которые начал его друг.

Наташа Ростова первый раз отправляется на бал, где ей делает предложение Андрей Болконский. Отец Андрея хотя и согласен на такой брак, но ставит условие: свадьба должна состояться только через год. Молодой Болконский уезжает за границу. А за это время происходит знакомство в опере Натальи с Анатолем Курагиным, который откровенно начинает добиваться руки девушки. К счастью, её готовящийся побег с возлюбленным удается предотвратить княжне Марье и Софье. Вскоре от Пьера, приехавшего к Наталье, становится известно, что Анатоль женатый.

Том третий

Война с французами в 1812 году становится новым толчком для возобновления службы в армии князя Андрея Болконского. Николай Ростов получает награду – георгиевский крест за то, что, служа в Павлоградском гусарском полку, берет в плен одного француза.

Наталья Ростова, живущая с семьей в Москве, болеет. К счастью, её воскрешают к жизни службы в церкви, и особенно дорога молитва «Миром Господу помолимся».

Петя Ростов, который, несмотря на уговоры отца и недостаточный возраст, рвется в армию, все-таки получает разрешение на это от графа Ростова. Но граф думает, как обеспечить малолетнему сыну безопасность.

Болконский старший отказывается выезжать из имения, где живет вместе со своей дочерью. Настойчивые письма сына не убеждают князя, и хотя он отправляет в Москву все свое семейство, в том числе и внука Николеньку, сам предпочитает остаться в Лысых Горах. Княжна Марья не желает оставлять отца, и это оказывается весьма кстати, потому что скоро с Болконским случается удар. Князь умирает через три недели, прося прощения у дочки за все причиненные обиды.

Княжна Марья, несмотря на препятствия со стороны крестьян, не желавших выпускать женщину из Богучарова, все-таки выезжает в Москву благодаря Николаю Ростову, который случайно оказался в имении.

В Бородинском сражении князя Андрея ранят второй раз, но это ранение, в отличие от предыдущего, оказывается смертельным. По иронии судьбы встреча с Анатолем, которому Андрей так давно желал отомстить, происходит при весьма печальных обстоятельствах: он видит его на соседней койке в перевязочном пункте. Анатолю доктора собираются ампутировать ногу.

Пьер становится свидетелем ужасных последствий боя, но не выдерживает этого и поспешно уходит в сторону Можайска.

Понимание, что армия больше не может сражаться за Москву, Кутузов отдает приказ об отступлении. Французы заходят в город, но он оказывается полностью опустошенным. Москва пылает от пожаров.

Наталья Ростова ухаживает за раненым Андреем. Пьер Безухов горит желанием убить Наполеона, но его берут под арест французские уланы.

Том четвертый

Французы оставили Москву, но Кутузов не хочет возглавлять армию в то время, как войска пересекают границу государства. Орден Георгия 1 степени – достойная награда для выдающегося полководца, который является истинным патриотом своей страны.

От женитьбы на княжне Марье Николая Ростова удерживает лишь слово, данное Соне. Но, к счастью, он получает письмо, в котором девушка пишет, что Николай свободен от обещания.

Марья приезжает к Ростовым в то время, когда там находится Андрей, который умирает от ран. Общая беда сближает Наталью и Марью.

Над судьбой Пьера Безухова сгущаются черные тучи: его приговаривают к казни, но потом, уже приведенного на эшафот, оставляют жить. По Смоленской дороге он вместе с пленниками проходит с французской армией, но, к счастью, их освобождают партизаны. Петя Ростов погибает на войне.

Больной Пьер, которого привезли в Орел, узнает неутешительные новости о смерти жены и Андрея Болконского. Позже, нанеся визит в Москве княжне Марье, чтобы выразить соболезнование, он встречает Наталью Ростову. Замкнувшаяся в себе девушка после общения с Пьером оживает, в ней пробуждается интерес к жизни. Любовь, вспыхнувшая между героями, приводит к их брачному союзу.

Эпилог

Наталья становится женой Пьера и рожает ему четверо детей. Она как верная супруга старается изо всех сил угодить мужу, ни в чем ему не перечит. Николай Ростов выбирает в спутницы жизни княжну Марью, которой очень восхищается и которую любит.

Сын Андрея Николенька, присутствующий при разговоре Пьера и Николая о будущем России, грезит о славе так же, как в прошлом его отец.

Шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей Лев Николаевич Толстой завершил в 1869 году. С тех пор на протяжении уже полутора веков это произведение будоражит умы вдумчивых читателей. Способность к духовному поиску и самосовершенствованию великий классик считал самыми главными качествами человека, и это мастерски отражено в поведении героев романа «Война и мир», каждый из которых был участником исторических событий.

По материалам русского литературного сайта Реальные Книги .

Война и Мир, краткое содержание великого произведения

5 (100%) голосов: 1

Действие романа начинается в июле 1805 года. Светская дама Анна Павловна Шерер устраивает у себя в салоне вечер, на котором собирается вся интеллигенция Петербурга. Светские беседы ведутся на французском языке. Говорят в основном о Наполеоне и о готовящейся антинаполеоновской коалиции. Видно, не прямо высказывают свое мнение, а играют определенные роли, а оттого вся атмосфера вечера фальшива. Но в высшем свете по-другому не может быть. Так, на лице Анны Павловны «всегда играет сдержанная улыбка», т.к. «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Ее основная задача состоит в слежении за тем, чтобы в гостиной не прекращалась беседа; в противном случае, она подходила к кружку, и «одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину».

Первым на вечер приезжает «важный и чиновный» князь Василий Курагин. Он «говорит всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы». У князя трое детей - Ипполит, Анатоль и Элен. Детей он считает «обузой своего существования», своим «крестом». Сыновей он называет «дурнями»: «Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль - беспокойный». Анатоль своими кутежами «стоит отцу 40 тысяч в год». Анна Павловна советует князю Василию женить «блудного» Анатоля на богатой княжне Марье Болконской, которая живет вместе с отцом в деревне.
Дочь князя Василия невероятно красива. Она сама осознает победительную силу своей красоты и идет «всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право каждому любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины».

Ипполит очень похож на сестру, но вместе с тем «поразительно дурен собою» из-за того, что лицо его «отуманено идиотизмом». Говорит он всегда глупости, но вследствие его самоуверенного тона окружающие их принимают благосклонно. Вообще же, в обществе Ипполит играет роль шута.

Приезжает на вечер и «молодая, маленькая княгиня Болконская», которая прошлой зимой вышла замуж за князя Андрея Болконского и теперь ждет ребенка. Она полна здоровья и живости, очень привлекательна, а ее верхняя губка, короткая по зубам, придает ее облику только особую неповторимость.

Пьер впервые оказывается в высшем обществе. Дело в том, что он воспитывался за границей, а теперь приехал в Россию, т.к. в Москве умирал граф Безухов, «знаменитый екатеринский вельможа». Пьер был его незаконным сыном. Анна Павловна причисляет Пьера «к людям самой низшей иерархии в ее салоне».

Пьер сразу выделяется на фоне остальных своей внешностью: это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках», у него огромные красные руки. Но это не самое главное: от других его, прежде всего, отличает «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Анна Павловна с опаской смотрит на молодого человека, т.к. он своей откровенностью и горячностью может внести сумбур в отлаженные светские беседы.

В гостиной появляется князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». У него «усталый, скучающий взгляд», «тихий, мерный шаг». Видно, что все, бывшие в гостиной, надоели ему до невозможности, а больше всех надоела жена. Но скучающее выражение лица князя меняется: он «улыбнулся неожиданно-доброй приятной улыбкой», увидав улыбающееся лицо Пьера. Князь Андрей приглашает молодого человека к себе на ужин.

Пожилая дама Анна Друбецкая приезжает на вечер, чтобы поговорить с князем Василием. Она бедна, утратила прежние связи в свете, но хочет выхлопотать своему сыну Борису определение гвардию. Князь не расположен ее выслушивать, а тем более помогать, но Анна Михайловна очень настойчива, и князь Василий, в конце концов, обещает ей помочь.

Анна Павловна на вечере «угощает гостей виконтом и аббатом», давая им перед этим лестные характеристики. «Виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью».

Пьер вступает в спор с виконтом. Пьер, в противоположность остальным, считает Наполеона «величайшим человеком в мире», преклоняется перед его огромной силой воли. Но обижаться на Пьера невозможно. Его неумение войти в салон и говорить в нем, его рассеянность, неуклюжесть выкупались «выражением добродушия, простоты и скромности».

Пьер приезжает домой к князю Андрею. В присутствии жены лицо князя принимает холодное и отстраненное выражение, в разговоре же с Пьером его глаза «блестят лучистым, ярким блеском». Князь Андрей советует другу никогда не жениться, а то все хорошее в нем истратится по мелочам. Для него все будет закрыто, кроме гостиной, «где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом».

Князь Андрей отправляется на войну, чтобы вырваться из заколдованного круга гостиных, сплетен, балов, тщеславия.

Пьера поражает такое качество князя, как сила воли. Пьер же дорог князю тем, что он «один живой человек среди всего нашего света». Но все же князь сознает свое превосходство над другом. Затем Пьер едет на кутеж к Курагину, где Долохов, сидя на карнизе, выпивает бутылку рома.

Именины у Ростовых. Именинницы Натальи - мать и дочь. В семье Ростовых царит теплая, любовная атмосфера.

Анна Павловна Друбецкая, считающаяся «своим человеком» у Ростовых, сообщает о бесчинствах в городе: Долохов, Пьер и Анатоль «поймали квартального, привязали его спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем». За это Долохова разжаловали в солдаты, Пьера выслали в Москву, а дело Анатоля замяли.

Также всеми обсуждается ситуация с наследством графа Безухова («40 тысяч душ и миллионы»). Не ясно, кому оно достанется: князю Василию (прямой наследник по жене) или Пьеру.

Неожиданно в гостиную вбегает с куклою тринадцатилетняя Наташа - «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Несмотря на строгость матери, она прячет лицо в кружевах ее мантильи и смеется.

Затем в гостиную входит все молодое поколение. «Борис-офицер, сын княгини Друбецкой, Николай - старший сын Ростовых, Соня - пятнадцатилетняя племянница Ростовых, Петруша - меньшой сын. Борис и Николай идут на военную службу. У них уже есть дамы сердца: у Бориса - Наташа, у Николая - Соня.
Старшая дочь Ростовых красива, но производит на всех раздражающее, неприятное действие, наверно, потому что у нее «сердца нет», как говорит Наташа. Возлюбленным Веры считается Берг.

Граф Безухов является крестным отцом Бориса Друбецкого, и потому княгиня Друбецкая считает, что от завещания графа будет зависеть судьба ее сына. Но Борис не согласен идти на унижения ради денег.

Пьер, после своей выходки, живет в доме отца как изгой, целые дни проводит один.

Борис встречается с Пьером, сразу говорит, что не претендует на деньги его отца. Пьер захотел подружиться с этим «милым, умным и твердым молодым человеком».

Графиня Ростова просит у мужа 500 рублей и, хотя их семья и стеснена в средствах, он отдает их княгине Друбецкой на обмундирование Бориса.

В один полк с Борисом едет и Берг, который всегда говорит только о себе, не замечая ни насмешки, ни равнодушия окружающих.

На именинном обеде Наташа Ростова ведет себя очень вольно, спрашивает, что будет на десерт, и все поражаются «непостижимой смелости и ловкости этой девочки». На обеде присутствовал и Пьер, и ему «под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему».

Соня ревнует Николая Ростова, оживленно разговаривающего с Жюли Карагиной.

Заканчивается описание именинного обеда сценой пляски графа Ростова и сановитой дамы Марьи Дмитриевны.

С графом Безуховым сделался шестой удар, надежды па выздоровление нет. Князь Василий озабочен судьбой завещания графа. Он приходит к своей племяннице княжне Катерине и говорит, что прошлой зимой граф написал завещание, в котором все состояние оставляет Пьеру. На возражение княжны о том, что Пьер - незаконный сын, князь говорит, что граф написал письмо государю с просьбой об усыновлении Пьера, но неизвестно, отправил или нет. Если просьба удовлетворена, то Пьер является единственным законным наследником. От племянницы князь узнает, что завещание лежит в мозаиковом портфеле под подушкой графа Безухова.

Анна Михайловна с Пьером приезжает в дом графа Безухова. Анна Михайловна понимает, что наступила решающая минута. Пьер же ничего не понимает, делает все, что говорит ему Друбецкая, и решает, что все так и должно быть.

Графа соборует священник. Пьер прощается с отцом.

Княжна Катерина тайком забирает мозаиковый портфель графа. Анна Михайловна не пропускает ее, тоже хватается за портфель. Женщины борются. Княжну Катерину вразумляет средняя княжна, и та роняет портфель. Анна Михайловна быстро забирает его. Сообщают, что граф Безухов скончался.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидают приезда князя Андрея с женой. Старый князь безвылазно живет в своем имении вместе с дочерью княжною Марьей и ее компаньонкой мамзель Бурьен. Для старого князя существуют только две добродетели: деятельность и ум.

Князь постоянно работает (пишет мемуары, работает в саду и др.), планирует свою жизнь до минуты. К окружающим он резок и требователен. Князь «сам занимался воспитанием дочери, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в непрерывных занятиях».
Князь Николай Андреевич, несмотря на свои лета, очень бодр, в нем чувствуется «сила свежей старости», из-под висячих бровей виден «блеск умных и молодых глаз, которые, как кажется, насквозь видят человека».

Княжна Мария боится старого отца. Она некрасива, лицо ее имеет болезненный вид, у нее тяжелая поступь.

Княжна сама считает себя некрасивой, но не знает о том, что лицо ее часто бывает необыкновенно привлекательным. Происходит это в те моменты, когда княжна думает о других, а не о себе. Тогда «из больших глаз светились лучи доброго и робкого света. Глаза освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным».

Княжна Марья получает письмо от своей подруги Жюли Карагиной, где та сообщает, что граф Пьер признан графом Безуховым и стал владельцем самого огромного состояния в России. Пишет Жюли и о молодом Николае Ростове, в котором «столько благородства, истинной молодости», «он чист и полон поэзии».

В имение приезжают князь Андрей с женой. Княжна Марья смотрит на брата «любовным, теплым и кротким взглядом прекрасных, больших лучистых глаз».

Князь Андрей в разговоре с сестрой говорит о тяжелом характере отца, княжна же считает, что родителей судить нельзя. Она указывает Андрею на его самый большой грех - «гордость мыслей». Княжна благословляет брата на войну, надевает ему на шею образок, который их дедушка носил на всех войнах.

Князь Андрей говорит, что несчастлив в браке, так же как несчастлива и его жена. Сестра дает ему совет: «Если бы ты имел веру, то обратился бы к богу с молитвой, чтоб он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы успешна».
Старый князь благодарит сына за то, что тот идет на службу, а не держится за бабью юбку. Он пишет для сына рекомендательное письмо Кутузову.

Князь Андрей просит отца в случае своей гибели «если родится мальчик, не отпускать его от себя и воспитывать лично». Отец с сыном прощаются без лишних слов, но оба они очень взволнованы и растроганы.

Прощаясь с мужем, маленькая княгиня падает в обморок. Ей теперь предстоит жить в деревне без мужа и светского общества, к которому она привыкла.

Б октябре 1805 г. русские войска занимают села и города герцогства Австрийского, из России приходят все новые полки.

Один из пехотных полков после тридцативерстного перехода ожидает смотр главнокомандующего. В этом полку и находится разжалованный Долохов.

Приезжает Кутузов, в его свите князь Андрей. Кутузов смотрит полк, узнает офицера Тимохина, спрашивает о разжалованном Долохове. Смотр прошел счастливо, и к солдатам перешло веселое расположение духа начальства. Они весело переговариваются, шутят, песенку запевают «Ах вы, сени, мои сени».

На лице Кутузова и его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата. Даже лошади, кажется, скачут в такт песне.

В своем кабинете Кутузов разговаривает с австрийским генералом. Кутузов не может соединиться с австрийскими войсками, говорит, что австрийская армия под руководством генерала Мака не нуждается в его поддержке. Но о положении войска Мака ничего не известно, ходят лишь слухи.
Князь Андрей очень изменился с тех пор, как оставил Россию. «В выражении его лица, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости лени». «Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

В армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имеет две совершенно противоположные репутации. «Одни, меньшая часть, признавали князя чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь успел поставить себя так, что его уважали и даже боялись».

Кутузов отличает князя от других адъютантов, дает ему более серьезные поручения. Главнокомандующий пишет отцу князя Андрея: «Ваш сын подает надежду быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, твердости и исполнительности».

В штаб Кутузова приезжает командующий австрийскими войсками Мак. Его армия разбита под Ульмом. Теперь русские войска должны будут вступить в бой с французами. Князь Андрей понимает всю трудность положения русской армии. У князя двойственное отношение к Бонапарту: с одной стороны, он боится за русскую армию, т.к. Наполеон очень опасен, но в то же время Наполеон - его кумир, и князь «не может допустить позора для своего героя».

Адъютант Жерков с издевкой поздравляет Мака с приездом. Князь Андрей взбешен этим поступком и говорит своему другу Несвицкому: «Ты пойми, что мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господских дел. Сорок тысяч человек убито, и союзная армия уничтожена, а вы можете при этом шутить».

Николай Ростов служит юнкером в гусарском Павловском полку, который расположился в немецкой деревне. Ростов поселился в квартире вместе с эскадронным командиром Васькой Денисовым. Это был «маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами». Денисов возвращается на квартиру утром, проигравшись в карты. Он просит Ростова положить его кошелек под подушку. Приходит поручик Телянин, а вместе с его уходом пропадает и кошелек. Ростов находит Телянина, обвиняет его в краже. Поручик плачет, говорит о старых родителях. Николай с отвращением швыряет ему кошелек и уходит. Телянина исключают из полка.

Приходит известие о том, что завтра предстоит выступать в поход. Все радуются этому известию, т.к. «засиделись».

Кутузов отступает к Вене, уничтожая за собой мосты. Далее следует описание переправы русских войск через реку Энс, по которой издали стреляют французы. На мосту давка, солдаты шутят, оживляются при виде девушки-немки на повозке.

Войска переходят мост, но из-за неразберихи с приказаниями его вовремя не поджигают. Гусары получают приказ поджечь мост, когда неприятель уже совсем близко. На это задание идет и Николай Ростов. Это его первое боевое крещение. Он совершенно не понимает, что происходит и что ему делать. Мост поджечь он не может, т.к. не взял жгута и соломы, сражаться не с кем, рядом же свищут пули и падают гусары. Раньше Николай

рвался в бой, теперь же он все отдал бы, чтобы быть отсюда подальше.

«Во мне одном и в этом солнце так много счастья, а стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность... Мгновенье - и я уже никогда не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья». «Господи боже! Тот, кто там, в этом небе, спаси, прости и защити меня!»

Ростов считает себя трусом, но его замешательства на мосту никто не заметил.

Командир полка, немец Богданыч, с гордость говорит, что это он мост зажигал, в то время как потери всего «пустячок» - «два гусара ранено и один наповал».

Армия Наполеона преследует русскую армию, и наши войска отступают вниз по Дунаю. В армии Наполеона - 100 тысяч человек, в армии Кутузова - 35 тысяч. Австрийские войска отделились от русской армии, и теперь Кутузов был предоставлен только своим истощенным силам. «Единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии, соединиться с войсками, шедшими из России».

В первый раз после двухнедельного отступления русская армия одержала победу, разбив дивизию Мортье. Эта небольшая победа значительно подняла дух русского войска. Князь Андрей с известием о победе был отослан к австрийскому двору, находящемуся в Брюнне.

Князь думает, что его сразу же представят императору Францу, воображает, как будет описывать сражение. Но его проводят к военному министру, которого больше всего поражает гибель своих соотечественников, но никак не победа русской армии. Когда князь Андрей вышел из дворца, «сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием».

Князь Андрей ночует у русского дипломата Билибина. Тот говорит, что французы взяли Вену, и на этом фоне победа русских войск для Австрии имеет мало важности. Билибин чувствует, что Австрия изменит России и будет искать тайного мира с Францией.

На следующий день князь Андрей был представлен императору. Известие о победе русской армии было принято радостно. Было назначено благодарственное молебствие, вся русская армия получила награды.

Но тут князь узнает от Билибина, что французская армия перешла мост и скоро будет в городе, который теперь покидают в срочном порядке.

Князь Андрей узнает о безнадежном положении русской армии и понимает, настал тот момент, когда он сможет проявить себя и прославиться. Он считает, что ему предназначено вывести русскую армию из этого положения, что «его Тулон» (взятие Тулона в 1799 г. было первым военным сражением, выигранным Наполеоном; после чего Бонапарт стал генералом).

Князь Андрей, возвращаясь в штаб, видит беспорядочное отступление русских войск. Князь просит о помощи «лекарская жена седьмого егерского полка», чью повозку хлещет плетью офицер. Князь Андрей приходит в бешенство, и испугавшийся офицер пропускает повозку. Князь Андрей с отвращением вспоминает эту унизительную сцену: «это толпа мерзавцев, а не войско», «все мерзко, мерзко и мерзко». Кутузов в это время благословляет Багратиона на великий подвиг. Багратион должен с 4 тысячами голодных, измученных солдат в течение суток удерживать стотысячную французскую армию, в то время как Кугузов со своей армией должен был идти на сообщение с войсками, шедшими из России.

Марат, встретив слабый отряд Багратиона, подумал, что это была вся армия Кутузова, и предложил перемирие на 3 дня. Это было подарком судьбы для русских войск, ведь тем самым они выигрывали время.
Но Наполеон сразу разгадал обман и приказал уничтожить неприятеля. В стане Багратиона еще ничего не знают о готовящемся нападении, солдаты отдыхают. Князь Андрей отпрашивается у Кутузова и приезжает в стан Багратиона.

Обходя лагерь, князь Андрей вместе со штаб-офицером заходят в палатку, где едят несколько офицеров. Штаб-офицер делает им выговор за то, что они оставили свои отряды. И, прежде всего он обращается к капитану Тушину - «маленькому, грязному, худому, артиллерийскому офицеру, который без сапог, в одних чулках, встал перед вошедшими» («Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете»). Тушин же вопросительно смотрел на князя Андрея и штаб-офицера «большими, умными и добрыми глазами». В фигуре артиллериста «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Князь Андрей обходит войска и видит, что здесь идет своя обычная жизнь: тут снимают пробу с каши, там наказывают солдата. Французские и русские войска стоят так близко друг от друга, что Долохов спорит с французским гренадером, а русские солдаты дразнят французов, коверкая французские слова. Грохот здорового и веселого хохота русских невольно через цепь сообщается и французам: «После этого, казалось, нужно было скорее разрядить ружья и разойтись по домам». Но ружья остались, заряжены, пушки обращены друг против друга.

Внезапно начинается сражение. Линия французов была намного шире нашей, и они легко могли обойти нас с обеих сторон. В центре нашей линии находилась батарея капитана Тушина.

Князь Андрей с удивлением замечает, что «приказаний никаких отдаваемо не было, а князь Багратион только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что все это делалось согласно его распоряжениями». «Начальники, с расстроенными лицами подъехавшие к Багратиону, становились, спокойны, солдаты и офицеры становились оживленнее, в его присутствии».

Русские войска отступали. Атака шестого егерского полка обеспечила отступления правого фланга.

Капитан Тушин, «посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню Шентрабен». Они зажгли ее и тем самым останавливали движение французов в центре. Про батарею Тушина, все забывают, а потому и не передают приказа об отступлении. Жеркова послали к капитану левого фланга с приказанием немедленно отступать, но он испугался опасности и не передал приказания.

На эскадрон, в котором служит Ростов, нападают французы. Между эскадроном и французами лежала «страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых и мертвых».

Ростов вместе с другими гусарами скачет в атаку. Под ним убивают лошадь. Николай не понимает, где свои, а где враги. Тут он видит приближающихся к нему французов, и эта близость кажется ему ужасной. «Зачем они бегут? Неужели ко мне? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» Ростов бросил пистолетом во француза и побежал в кусты «с чувством зайца, убегающего от собак». «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом». Ростова ранят в руку, но он добегает до своих. Французов неожиданно атакует рота Тиимлхина, «которая одна в лесу удержалась в порядке», и те отступают.

Долохов просит полкового командира запомнить, что он остановил роту, получил штыковую рану, взял два трофея и пленил офицера.

Всеми забытая батарея Тушина без приказания била в направлении пожара. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло по чьему-то приказанию в середине дела; «но батарея продолжала стрелять и была не взята только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Наоборот, французы решили, что в центре сосредоточены главные силы русских. Неприятель бьет по батарее из десяти орудий. «Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбили семнадцать, но артиллеристы были все также веселы и оживлены»; они смотрели на своего командира, «как дети в затруднительном положении». В голове же их командира Тушина установился свой фантастический мир. Неприятельские пушки были в его воображении трубами, своя старинная пушка представлялась ему «Матвевной», французы - муравьями, артиллерист за вторым орудием в его мире был «дядя», а сам себе Тушин представлялся огромным мужчиной, который руками швыряет французам ядра.

На батарею приезжает князь Андрей с приказом к отступлению. Он перебарывает страх и не уезжает с батареей, помогает убирать орудия. Тушин со слезами на глазах называет князя «голубчиком», «милой душой». Как только Тушин выезжает из-под огня, его встречают «начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб-офицеры и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина». Все они делают капитану упреки и замечания. Тушин же боится говорить, т.к. при каждом слове готов заплакать и едет сзади на своей артиллерийской кляче».
Раненые сами тащились за войсками, т.к. их было приказано бросать, и просились на орудия; им часто отказывали. Тушин выполняет просьбу раненого юнкера и приказывает его посадить. Это был Николай Ростов, у него лихорадка. «Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него». Ростов видел, что капитан «всей душой хотел и ничем не мог помочь ему.

К Тушину подходят солдаты других рот с разными просьбами - кто просит воды, кто огоньку, - и капитан никому не отказывает.

Тушина вызывают к начальству. Капитан сконфужен, спотыкается о древко знамени. Багратион выговаривает Тушину за то, что он оставил одно орудие на поле боя, говорит, что для этого нужно было взять людей из прикрытия. Тушин не говорит, что не было, т.к. «боялся подвести этим другого начальника».

Князь Андрей вступается за капитана, описывает Багратиону реальное положение дел - прикрытия не было, две трети людей перебито. Князь Андрей говорит, что «успехом этого дня мы обязаны более всего действиям этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой». Не дожидаясь ответа, князь Андрей уходит. Ему грустно и тяжело. «Все это было так странно, так не похоже на то, что он надеялся». А надеялся он героически проявить себя во время сражения.

Николай Ростов страдает от боли, но еще более от чувства одиночества, ненужности, покинутости. Он вспоминает теплую атмосферу дома, семьи и думает: «И зачем я пошел сюда!»

На другой день французы не возобновляют нападения, и остаток отряда Багратиона присоединился к армии Кутузова.

Князя Василия всегда влекло к людям сильнее или богаче его, он «одарен был искусством ловить их в нужную минуту и пользоваться ими». Князь решает выдать свою дочь Элен за разбогатевшего Пьера. Для этого он устраивает Пьеру назначение в камеръюнкеры, настаивает, чтобы молодой человек остановился в его доме. Отношение окружающих к Пьеру резко меняется. Он постоянно нарасхват, только в постели ему «удается остаться одному с самим собой». Окружающие все время говорят Пьеру комплименты, твердят о его доброте, уме и т.д. Молодой человек наивно верит в искренность такого отношения, ему кажется, что все его любят.

Князь Василий полностью «овладел» своим родственником: Пьер подписывает все нужные князю бумаги, векселя.

Время Пьера проходит в балах, обедах и всегда там же присутствует и красавица Элен. По реакции окружающих Пьер понимает, что между ним и Элен образовалась какая-то связь и что он, как будто бы, должен выполнить какое-то обязательство перед нею.

Один раз вечером Элен нагнулась, и Пьер рядом увидел ее открытые плечи, шею, услышал тепло ее тела, запах духов; им овладело желание. Пьер чувствует, что Элен должна быть его женою. Но у молодого человека двойственное отношение к Элен. В то же время он знает, что она глупа. В его чувстве к ней есть что-то гадкое, запрещенное. Пьеру говорили раньше, что Анатоль и Элен были влюблены друг в друга, и за это услали Анатоля.

«Брат ее Ипполит. Отец ее князь Василий. Это нехорошо», - думал он». Князю Василию нужно отправляться на ревизию в 4 губернии и заехать с Анатолем к старому князю Болконскому, чтобы женить сына на дочери князя. Но перед этим князю Василию нужно решить дела с женитьбой Пьера.

Пьер же чувствует, что сам никогда не решится на такой «страшный шаг». «Он принадлежит к таким людям, которые сильны только тогда, когда чувствуют себя вполне чистыми». Чувство же к Элен представлялось Пьеру порочным.

Все решается на именинах Элен. Они остаются наедине, но Пьер не может сделать предложение. Чтобы разрешить ситуацию, приходит князь Василий и со словами: «Жена мне все рассказала», поздравляет молодых людей. Пьер по-французски вяло признается Элен в любви. «Через полтора месяца Пьер был обвенчан».

Старый князь Болконский в декабре 1805 г. получает письмо от своего сына Василия, извещавшего о своем прибытии с сыном. Николай Андреевич относится к князю с «недоброжелательным презрением». Управляющий в честь приезда «высоких гостей» велел разметать дорогу; старый князь, узнав об этом, приходит в ярость, приказывает дорогу закидать.

Маленькая княгиня живет в Лысых горах «под чувством страха и антипатии к старому князю», князь же презирает ее. Маленькая княгиня - типичная дама света, и ей нелегко приходится в деревне.

Приезжают гости. Анатоль очень красив, у него «прекрасные большие глаза». На свою жизнь он смотрит как на увеселение и легко относится к предстоящей женитьбе. «А отчего же не жениться, коли она богата?»

Маленькая княгиня и мамзель Бурьян начинают наряжать княжну Марию, но они не понимают, что испуганное лицо и фигуру платье и прическа изменить не могут. Марья со слезами на глазах просит оставить ее и остается в платье и с прической, забранной наверх, которые еще больше портят ее. Княжна заходит в образную, а затем спускается к гостям с готовностью вступить в брак, если это будет угодно Богу. Но в то же время она надеется выйти за муж по любви.

Увидев мамзель Бурьен, Анатоль решает, что в Лысых Горах ему не будет скучно. Бурьен вызвала в нем «то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой, и побуждала к самым грубым и смелым поступкам».

Все три женщины в присутствии молодого человека оживают, чувствуют, что до этого жили во мраке. Анатоль представляется княжне Марье добрым, храбрым, мужественным, великодушным; она мечтает о будущей семейной жизни. Анатоль же считает княжну «чертовски дурной» - и все свое внимание обращает на мамзель Бурьен. Старый князь чувствует себя оскорбленным за дочь.

Утром отец спрашивает дочь, согласна ли она выйти замуж за Анатоля, намекает, что молодого человека куда больше интересует француженка. Отец дает княжне час на размышления.

Проходя через зимний сад, княжна видит, как Анатоль обнимает мамзель Бурьен.

Через час Бурьен плачет в объятиях княжны, говорит, что поддалась страсти. Княжна утешает девушку, обещает устроить ее судьбу.

Княжна дает отрицательный ответ на предложение Анатоля о замужестве. Она решает устроить брак мамзель Бурьен с Анатолем. «Мое призвание - быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

Ростовы долгое время не имели известий о Николае. Наконец, граф получает письмо от сына, из которого узнает, что тот был ранен, а потом произведен в офицеры. Анна Михайловна берется подготовить графиню к этим известиям.

Наташа первая чувствует, что Анна Михайловна что-то скрывает, и та говорит ей правду. Наташа рассказывает Соне о письме. Соня говорит, что будет любить Николая всю жизнь. Наташа же замечает, что совсем не помнит Бориса. «Не то что не помню, - я знаю, какой он, но, не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет».

Графине говорят о письме, и ее радости нет предела. Письмо Николеньки было читано в семье сотни раз.

Все домашние пишут Николаю письма и посылают их вместе с деньгами на обмундирование.

Кутузовская армия становится лагерем около Ольмгоца. Николай Ростов встречается с Борисом Друбецким, который передает ему письма из дома и деньги.

Борис во время похода все время шел с Бергом, который теперь стал ротным командиром, своей исполнительностью и аккуратностью заслуживший доверие начальства.

Графиня Ростова посылает Николаю и рекомендательное письмо к князю Багратиону, но Николаю оно не нужно, т.к. он считает службу в адъютантах «лакейской должностью». Борис не согласен с этим мнением: уж если идти на военную службу «надо стараться сделать, коль возможно, блестящую карьеру».

Ростов рассказывает Борису и Бергу о своем участии в сражении, многое приукрашивая. В это время в комнату входит князь Андрей, который помогает Борису с протекцией. Увидев гусара, воодушевленно рассказывающего о своих военных похождениях, князь морщится, т.к. терпеть не может таких людей.

Насмешливый тон Болконского выводит Николая из себя, и он в раздражении говорит, что был «в самом огне неприятеля», в то время как «штабные молодчики» получают награды, ничего не делая (намекает на князя Андрея). Князь заявляет, что, если Ростов хочет оскорбить его, он согласен на дуэль, но все же советует «оставить это дело без последствий», т.к. обстановка и так тяжела.

Ростов Поражен уверенностью и спокойствием князя. Он с удивлением ловит себя на мысли о том, что «из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика».

На следующий день был смотр русских и австрийских войск. Все, начиная от генералов и кончая последней лошадью, были «убраны и вычищены до последней возможности».

«Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного моря».

При виде «красивого, молодого императора Александра» Николай Ростов чувствует сильнейший прилив любви к нему, понимает, что от одного слова этого человека вся громада войск «пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть, на высочайшее геройство». «Под командою самого государя нельзя было не победить, кого бы то ни было».

Ростов решает не вызывать князя Андрея на дуэль, т.к. теперь всех любит и всем все прощает.

На другой день Борис идет в штаб Кутузова, к князю Андрею, надеясь с его помощью получить место адъютанта. Борис видит в штабе другой «верховный» мир, и очень хочет к нему принадлежать. «Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми громадными движениями полковых масс».
На военном совете, в противоположность мнению Кутузова, было решено наступать и дать генеральное сражение Бонапарту, тле. все выгоды были на нашей стороне (огромные силы, воодушевленные войска и др.)

Войска выступают в поход, происходит небольшое сражение, счастливо закончившееся для русских, но эскадрон Денисова в нем участие не принимал, т.к. был оставлен в резерве. Гусары изнывают от вынужденного безделья. Внезапно приносит слух, что в эскадрон прибыл государь. Николай Ростов «был счастливым, как любовник, дожидавшийся ожидаемого свидания». Император проходит вдоль шеренги, и на две секунды его глаза встречаются с глазами Ростова.

Император лично желает присутствовать при военных действиях. Последний успех сводится к захвату французского эскадрона, но эта же мелочь представляется как «величайшая виктория».

Государь видит раненого солдата, и его глаза наполняются слезами: «Какая ужасная вещь война, какая ужасная вещь!».

Ростов «влюблен и в царя, и во славу русского оружия, и в надежду будущего торжества». И такие же чувства, хотя и менее восторженно, испытывают девять десятых людей русской армии.

Болконский с Долгоруковым разговаривают о Бонапарте. Долгоруков рассказывает, что видел Наполеона, и у него сложилось такое впечатление, будто тот как огня боится генерального сражения.

Князь Андрей хочет предложить свой план атаки, но уже одобрен план Вейротера.

Кутузов считает, что сражение будет проиграно.

На военном совете Вейротер читает свой план атаки неприятеля. Диспозиция очень трудна, запутана. Кроме того, она может быть выполнена только в том случае,

если войска Наполеона будут стоять в бездействии. Но Наполеон может атаковать, вследствие чего сделает диспозицию совершенно бесполезной. На все возражения Вейротер отвечает презрительной улыбкой. Но ничего изменить уже нельзя, план принят, и Кутузов предлагает всем идти спать (он спал, и пока Вейротер читал свою диспозицию).

Князь Андрей чувствует, что завтра покажет, на что он способен. Болконский представляет, как «сам выстроит диспозицию, и сам выиграет сражение», после чего его назначат на место Кутузова. Князь признается себе, что больше всего на свете хочет славы, людской любви. За «минуту славы, торжества над людьми», он готов отдать все, даже отца, сестру, жену.

В своем полку с тревогой ждет предстоящего сражения Николай Ростов. Ему жаль, что их полк будет находиться в резерве, он хочет просить отправить его в «дело», т.к. это единственный способ увидеть государя. Внезапно в стане неприятеля раздается шум. Николай выясняет, что на горе пикет, и докладывает об этом Багратиону. Ростов выражает желание участвовать в бою, и Багратион оставляет его при себе ординарцем.

Крики в неприятельской армии были вызваны тем, что по войскам читали приказ Наполеона, и сам император объезжал свои бивуаки.

В приказе Наполеон призывает своих солдат победить русских-«наемников Англии», обещает, что эта победа окончит русский поход. Император говорит, что, если солдаты будут сражаться храбро, он будет держаться далеко от огня, в случае же неуспеха, он появится во главе армии, подвергаясь первым ударам неприятеля.

На следующее утро русские войска вступают в поход. Но настроение солдат резко падает оттого, что продвижению мешает туман, от начальства приходят бестолковые распоряжения, а неприятель оказывается вовсе не там, где ожидалось.

Русские войска не видят неприятеля из-за тумана. Наполеон же с войсками стоит совсем рядом, на возвышении, и следит за действиями русских. Над Наполеоном было «ясное голубое небо и огромный шар диска».

Для французского императора нынче торжественный день - годовщина его коронования. На «холодном лице» Наполеона «был оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, которое бывает на лице счастливого мальчика». Он отдает приказ о начале сражения.

Кутузов злится, т.к. видит, что высшее командование действует бездарно, по бездарной диспозиции. Появляется император с вопросом, почему не начинают сражение - «ведь мы на Царицыном лугу, где начинают парады, пока не придут все полки»; на что Кутузов отвечает: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу... впрочем, если прикажете, ваше величество». Кутузов отдает приказ о наступлении.

Туман начал расходиться, и все увидели, что неприятель стоит совсем рядом, а не за две версты, как думали раньше.

Крик русского солдата- «Ну братцы, шабаш!» - стал как будто командой, по которой русские бросились бежать назад. Французы атакуют, но Кутузов не в силах остановить толпу бегущих, которая его «захватила с собой и повлекла назад».

Князь Андрей чувствует, что для него наступила решительная минута. Он хватает знамя и бежит на французов с детским, пронзительным криком «Ребята, вперед!» И действительно весь батальон с криком «Ура!» побежал вперед и обогнал князя. Но князь не увидел, чем кончилось сражение. Его ранят, и он падает на спину.
«Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба» Аустерлица.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем нет так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались». «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И, слава Богу!..»

На правом фланге у Багратиона «дело еще не начиналось». Чтобы не вступать в сражение и снять с себя ответственность, Багратион отправляет Ростова за разъяснениями к Кутузову или царю. На душе Николая «радостно и счастливо», все его желания исполняются. По пути Ростов видит атаку кавалергардов и завидует им.

«Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей... после атаки осталось всего осьмнадцать человек».

Николай сталкивается с гвардейской пехотой, в которой встречает Бориса и Берга. Они побывали в атаке. Берг оживлен, говорит, что ранен в руку (его окровавленная кисть перевязана носовым платком).

Затем Ростов видит, как бегут русские солдаты, но «не мог и не хотел верить мыслям о поражении и бегстве».

Николай находит государя: тот «бледен, щеки его впали, глаза ввалились». В такой трагической ситуации Ростову представляется неприличным беспокоить государя, и он «печально отъезжает». Потом он упрекает себя за нерешительность, ведь «это был единственный случай показать государю свою преданность».

К пятому часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. На узкой плотине Аугеста, где раньше «мирно сиживал в колпаке старичок мельник с удочками», теперь «толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая...». Толпы солдат с ружьями сбегают с плотины на замерзший пруд, и лед не выдерживает.

Князь Андрей с древком знамени в руках лежит на горе, истекая кровью. По полю сражения едет Наполеон с адъютантами, рассматривая убитых и раненых. Глядя на Болконского, император говорит: «Вот прекрасная смерть».

Перед князем стоит его герой, но для Болконского теперь слова Наполеона значат не больше, чем жужжание мухи. «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Князю Андрею абсолютно все равно, кто стоит над ним; он желает только, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы к жизни, которая казалась ему столь прекрасной теперь». Князь собирает все силы и издает слабый стон. Наполеон замечает, что раненый жив, и приказывает отнести его на перевязочный пункт.

Князь Андрей приходит в себя только в госпитале. В госпиталь приезжает Бонапарт, чтобы осмотреть пленных. В ходе осмотра император обращается и к князю Андрею, но тот молчит в ответ. «Ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался и сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом».

Солдаты сняли с князя золотой образок, которым благословила его княжна Марья, но теперь, увидев ласковость Наполеона с пленными, возвратили его Болконскому.
У князя лихорадка; ему представляется «тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых Горах».

Князь Андрей, в числе других безнадежно раненных, был сдан на попечение местных жителей.

, 4 том , Эпилог

Кратчайшее содержание

Роман Толстого «Войн и мир» рассказывает о военных и довоенных, а также, послевоенных событиях девятнадцатого века. Главные исторические события – война Наполеона Бонапарта с Россией. Кроме этого, главнее персонажи – Андрей Болконский, Наташа Ростова и Пьер Безухов. Между этими героями на всем протяжении романа происходит любовный треугольник. Между этими событиями также существуют остальные, как события, так и персонажи.

Роман «Война и мир» учит доброте и состраданию, которое проявляется через терпение и понимание человеческой сущности. Также, роман рассказывает о любви, что она бывает для каждого своей.

Читать очень краткое содержание Война и мир

Андрей Болконский, Пьер Безухов, а также, Наташа Ростова – люди, которые будут пересекаться на протяжении всей своей жизни. Наташа Ростова являлась между этими людьми – их общей любовью, для кого-то раньше, а для кого-то позже. Андрей Болконский и Пьер Безухов являлись близкими друзьями, как это и не странно. Ведь их мысли чаще всего отличались друг от друга. Но, тем не менее, они дружили достаточно долго, а потому хорошо знали друг друга. Эти люди все же были во всем абсолютно разные.

Андрей Болконский – князь по сословию в дворянстве. Этот человек был уже не юным мальчиком, но уже взрослым и сильным мужчиной, который к тому же был по внешности очень красив. Его черты лица и фигура отличались аристократичностью. И его взгляды далеко не ушли от внешности, они были тоже принципиальны, но не всегда соответствовали моде. Андрей Болконский был очень принципиальным человеком, и к тому же – очень гордым. Он не мог простить человеку его слабость, тем более, если она сильно задела самого его. Именно потому свою первую жену он разлюбил, так как только после некоторого времени увидел в ней – только обузу и красивую внешность. Когда у нее родился ребенок – мальчик, она умерла.

У Болконского есть отец, который необычайно строг, его можно назвать даже деспотом, ведь свою единственную дочь он никуда не отпускает, что делает ее еще более застенчивой и более некрасивой, какою она и так является. Болконский несмотря на это, оставляет своего ребенка на сестру и отца, который уже давно овдовел. Сам же он занимается разного род делами – или ведет управление в их родовых местах, чем помогает отцу, либо отправляется в армию, где находиться при самом Кутузове – великом полководце. В это время происходят не менее важные события. Умирает очень богатый человек с высоким положением и достатком. Но его наследство вдруг получает никому точно не известный Пьер Безухов, незаконнорожденный сын умершего. Его тут же на похоронах пытаются женить на красавице, которая вроде как умна и с высоким положением. И их обман удается. Но девушка оказывается вовсе не той, какою хотел бы видеть возле себя Пьер – свою жену. Она имеет много поклонников, и даже любовников. Тратит множество денег, а также имеет такого же брата, который висит на шее у нее и ее мужа.

Пьер – человек растерянный, и тот, кто любит природу, а также, философию. Этот человек на протяжении всей своей жизни ищет счастье, а также, что-то более великое, что недоступно простым смертным. Но каждый раз, когда ему кажется, что он уже у цели, он снова разочаровывается, ведь цель – каждый раз не та. Именно потому его характер под конец портится. Он много пьет и ест. Он разочарован, пока не понимает, что одна молоденькая девушка, его в какой-то степени, родственница – ему нравится, и он не может без нее жить. Но он скрывает это, просто радуясь вместе с ней рядом.

Наташа Ростова – просто необыкновенная девочка, которая вскоре становиться девушкой. Ее этап взросления и становления женщиной происходит как часто это бывает – весьма стремительно. Ее первый бал не проходит просто так. Она сразу же влюбляется в Андрея Болконского, который тоже вскоре полюбит ее. Наташа – легкомысленная, веселая и просто хохотушка. Она – любимица всех. Но все меняется, когда вовремя их помолвки с князем Болконским, она просто предает его. Девушка не выдерживает долгой разлуки и подается страстному увлечению офицером, который тоже якобы влюблен в нее. Он почти уговаривает ее уехать вместе с ним. Но их план срывается, и она – опозорена, а также, чувствует необыкновенную усталость от жизни. Доходит до того, что она чуть не кончает жизнь самоубийством. Ведь Болконский, которого она бесценно уважала, разрывает без лишних слов помолвку.

Болконский разочарован и особенно – уязвлен. Его гордость не позволила ему терпеть такое. Он отправляется на войну, где будет ранен, а вскоре – и убит. Пьер Безухов – единственный человек, кому доверяет Наташа. Постепенно и у нее зарождаются какие-то нежные чувства по отношению к этому человеку. Ведь он – необыкновенно терпелив, и даже после всех событий верит ей, и любит ее. Эти нежные чувства не пострадали из-за ее необдуманных поступков. Он продолжает верить ей и уважать эту девушку.

В это время начинается война с Францией и Россией. Самое главное события той воны – Бородинская битва, которая состоялась 1812 года в России возле маленького поселения под названием Бородино. Там много погибло людей, те, которые сражались за свою родину, з своих родных. Если формально выиграл Наполеон, то это ничего не значило. Ведь Кутузов оказался умнее всех остальных. Он заставил всех жителей Москвы – красавицы Москвы – выехать как можно дальше. Когда все начали уезжать, там просто стоял невообразимый хаос.

После всего там остались только пустые дома и некоторые слуги, а также некоторые бедняки. Кроме этого, там остался и Пьер Безухов. Этот человек захотел вдруг увидеть самого Наполеона и саморучно убить его. Эта затея была бессмысленна, но необычайно смела. Естественно, что она не удалась. Зато самого Пьера чуть не застрелили. Но все обошлось. Наполеон был в гневе, увидев пустой город, а потому вскоре решил уйти другой дорогой во Францию. Но, так как провизии почти не было, и стоял невообразимый холод, ведь была зима, да еще и русская зима, почти все войско вымерло. Но сам Бонапарт смог спастись, бросив свою армию умерать в лесах, покрытых снегом.

После долгой болезни героиня попадает в дом отдыха. Понятно, что она измучена, несмотря на свои шестнадцать. Например, она сидит и грустно смотрит, как прыгают по деревьям белки. Кто бы смог смотреть на такое забавное зрелище без улыбки?

  • Краткое содержание Полковнику никто не пишет Маркеса

    Ранним октябрьским утром полковник принес жене, которую всю ночь мучил приступ удушья, остатки кофе. Несмотря на свое плохое самочувствие, он отказался от напитка и скрыл, что он был последним.

  • Краткое содержание Сонечка Улицкой

    Главный персонаж рассказа – молодая особа по имени Сонечка. Эта девушка не отличается какой-либо красотой, неуклюжа, подруг не имеет, и когда выдается свободная минутка, она предпочитает его тратить на чтение литературы.

  • «Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

    Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

    История создания

    Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

    Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

    Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

    (Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

    Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

    Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

    Анализ романа

    Описание

    (Наполеон перед сражением в задумчивости )

    В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

    (Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

    В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

    (На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

    В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

    Первый том

    Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

    Второй том

    (Первый бал Наташи Ростовой )

    Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

    Третий том

    (На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

    В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

    Четвертый том

    (После битвы раненные прибывают в Москву )

    «Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

    Эпилог

    Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

    Главные герои романа

    В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

    Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

    Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

    Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

    Соня

    Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

    Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

    Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

    Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

    Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

    Графья Ростовы

    Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

    Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

    Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

    Анализ и вывод

    В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

    Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

    Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

    Название: Война и мир

    Жанр: Роман

    Продолжительность:

    Часть 1: 12мин 37сек

    Часть 2: 12мин 06сек

    Часть 3: 13мин 01сек

    Аннотация:

    Война и мир показывает нам времена вторжения в Россию Наполеона в 1812 году и дарит нам трех наиболее известных литературных персонажей. Пьера Безухова незаконнорожденного сына некоего графа, который ведет борьбу за свое наследство. Андрея Болконского, который покинул семью, чтобы сражаться в войне с Наполеоном. И Наташу Ростову красивую юную дочь дворянина, который плетет интриги против первых двух мужчин.
    Толстой невероятно хорошо описал персонажей из разных слоев населения – крестьяне и помещики, мирные граждане и солдаты, и то, как они противостоят проблемам своей эпохи, истории и культуры. По ходу истории персонажи выходят за пределы своего происхождения и становятся одними из самых очеловеченных фигур в мировой литературе.
    Огромный разброс характеров, но все они действуют так, словно связаны нитями судьбы. Роман неумолимо ставит под сомнение идеи свободной воли, судьбы и провидения. Тем не менее, супружеские отношения показаны правдиво и с горечью, как и основная тема, на фоне которой они и разворачиваются.

    Л.Н. Толстой — Война и мир ч.1. Прослушать краткое содержание онлайн:

    Л.Н. Толстой — Война и мир ч.2. Прослушать краткое содержание онлайн.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!