Земля давно не видевшая дождя. Частица не пишется раздельно

Рука у меня не действует… И скажи, куда это нас привезли.

– Обыкновенно, в лагерь, куда же еще! Гонят и гонят сюда нашего брата. Скоро уже и сесть негде будет. А курева совсем нету, и жратвы дают мало.

Лето уходило исподволь, незаметно. Зноем дышал август, стелил на дорогах горячую бархатистую пыль. Земля, давно не видевшая дождя, трескалась на открытых местах. У горизонта трудились кучевые облака, розовые на заре и ослепительно белые днем. Висели на одном месте, не меняя своих очертаний, будто дремали.

Спелыми ягодами покрылись ветви черемухи, Дозревали красные гроздья рябины. Но мелкая и горькая уродилась рябина в этом году; пробуя ее, одуевские старики пророчили осень холодную и дождливую.

Необычно рано отправлялись птицы в отлет. Тревожно кричали грачи, собираясь в стаи. Опустели скворечники. Первые цепочки журавлей потянулись на юг, и люди с особенной грустью смотрели им вслед, будто не надеялись увидеть вновь.

Богатая отава народилась на заливных лугах. Но напрасно радовались колхозники, ожидая, что обильным будет второй укос. Лишь в некоторых местах выбилась молодая трава в полный рост, почти всюду на корню съели и потоптали ее коровы и овцы хлынувших с запада многочисленных стад. Им не хватало лугов. Их пасли и на лесных окраинах и на зажелтевших, пожухлых некосях косогоров.

В Одуеве, стоявшем в стороне от магистральных дорог, только по этим стадам и чувствовалось пока приближение фронта. В начале августа гнали коров белорусские пастухи из-под Бобруйска. Гурты были невелики, много скота пало или потерялось в пути. Потом пошли стада из-под Могилева, а во второй половине месяца накатились тысячные гурты со Смоленщины. Беженцы и пастухи несли с собой угнетающую тревогу: неужели и сюда дойдет немец?

Этот вопрос в семье Булгаковых не беспокоил только Людмилку и Славку. Для маленькой Людмилки руки матери были самой надежной защитой от всех бед и опасностей. А Славка хорошо знал, что он будет делать, если к городу подойдет фронт. Вступит в Красную Армию или начнет партизанить в лесу. Славка втайне даже желал этого. Можно тогда проявить себя, чтобы все знали. И вообще интересно.

А пока что, в ожидании великих событий, Славка вместе с Ольгой снабжал семью молоком. Вначале это выглядело необычно и весело: бери ведро, отправляйся за город – и через час вернешься с полной посудиной. Однако вскоре такие походы стали делом будничным и больше не привлекали Славку, а потом и вовсе превратились в скучную обязанность. Каждое утро и вечер на улицах появлялись бабы в платочках, старики и подростки с кнутами. Просили помочь им доить коров. Сами не успевали, потому что на пастуха приходилось по сотне и больше. Молоко у недоенной коровы застаивалось, в вымени начиналось воспаление, вымя разбухало. Коров мучила боль, и они в конце концов подыхали. Много их валялось в те дни у обочин дорог.

– Помогите, люди добрые, – умоляли горожан пастухи. – Не нас – скот пожалейте. Коровы-то породистые, одна к одной. Нам бы только до Рязани их довести. А стадо наше тут близехонько в суходоле стоит.

У Булгаковых вся посуда была занята под молоко, лили и парное, и кипяченое, ели до отвала простоквашу, творог, сливки. Через неделю Славке все это так опротивело, что и смотреть не мот.

Рано утром, подоив трех коров, Ольга и Славка возвращались в город. Он «ее оцинкованное ведро, прикрытое тряпочкой, она – бидон. Шли не слеша, часто останавливались отдохнуть.

Тропинка бежала по краю уже отколосившегося и побуревшего овсяного доля. Справа тянулась неглубокая лощина, заросшая кустарником и молодыми березками. Место тут было низкое, закрытое со всех сторон, и Славка очень жалел потом, что шли они этим путем: он не увидел самого интересного.

Контрольная работа

Вариант 1

1. Найдите предложение с

(1) Южнорусская публика вообще любит и ценит свои родные мелодии, но здесь даже разношёрстная толпа была сразу захвачена глубокой искренностью выражения. (2) Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (3) Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...

2. Найдите предложение(-я) с обособленным(-и) обстоятельством(-ами).

(1) Женя и Коля стояли у калитки. (2) Издалека показался быстро приближающийся огонь. (3) Огонь летел прямо на них, послышался треск мотора. (4) Ослеплённые, они зажмурились, попятились к забору, как вдруг огонь погас, мотор заглох и перед ними очутился Тимур.

- (5) Коля, - сказал он, ничего не спрашивая, - ты останешься здесь и будешь охранять спящую девчонку. (6) Женя, садись! (7) Вперёд! (8) В Москву!

(9) Женя вскрикнула и что было силы обняла Тимура и поцеловала.

- (10) Садись, Женя, садись! - стараясь казаться строгим, кричал Тимур. - (11) Держитесь крепче! (12) Ну, вперёд, двигаем!

3. Найдите предложение с обособленным приложением.

(1) Двор - самое интересное и важное место для человека! (2) Он как шлюз, через глубокую камеру которого люди опускаются в открытое море, шумящее там, за воротами, а по вечерам поднимаются к свои пристаням. (3) Из окон комнаты, где обычно занимался Коля, была видна старая, с зеленоватыми пятнами стена дворового флигеля, в котором когда-то, между прочим, родился знаменитый русский шахматист Алёхин, бывший чемпион мира.

4.

    Жизнь в городе сонная и однообразная пошла своей колеей. От Невского проспекта ведёт к бывшему Михайловскому дворцу то есть к Русскому музею короткая и широкая улица. Получив от Володина бланки с сотнями различных букв выстроившихся в строчки испытатели вооружившись карандашами стали ждать сигнала врача. Я смог поехать на вокзал только вечером после работы. Рассказывая о так любимых мною соловьях не могу не вспомнить об удивительном случае происшедшем прошлой весной. Леса несмотря на тропический зной не отличались пышностью. Все ребята нашего класса кроме Димки Иванова пошли после уроков на стадион. Надо было срочно звать Плотникова местного доктора и теперь вся надежда только на его мастерство и опыт. Облачённый в новый мундир он выглядел несколько комично. Не глядя на смеющихся людей он направился к мосту.

5. Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложения: Две-три минуты он не шевелился пережидая беззвучные аплодисменты зала затем качнулся уронив руки сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.

Контрольная работа

по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами»

Вариант 2

1. Найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством.

(1) Уже последние номера лыжников ушли со старта, когда я выбрался на один из снежных холмов, расположенных неподалёку от финиша. (2) И тут я увидел Чудинова. (3) Он был в своей любимой швейцарской куртке, утратившей со временем заграничный шик и ставшей обжитой, весьма домашней. (4) Но именно по этой памятной куртке я и узнал его ещё издали, хотя, признаться, никак не ожидал видеть Чудинова тут, на гонках, после вчерашнего разговора. (5) Он стоял на лыжах, слегка опираясь на палки, и с несколько скучающим видом поглядывал то на секундомер, лежащий у него на ладони, то в сторону проносившихся к финишу лыжников. (6) Я подъехал к нему. (7) Он, услышав, быстро обернулся.

2. Найдите предложение с обособленным определением.

(1) Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу. (2) В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. (3) У черничного бугорка поднялся шум. (4) Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами. (5) Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

3. Найдите предложение с обособленным приложением.

(1) Кормили плохо, вечно хотелось есть. (2) Иногда пищу давали раз в сутки, и то вечером. (3) Ах, как хотелось есть! (4) И вот в один из таких дней, когда уже приближались сумерки, а во рту ещё не было ни крошки, мы, человек восемь бойцов, сидели на невысоком травянистом берегу тихой реки и чуть не скулили. (5) Вдруг видим, без гимнастёрки, держа что-то в руках, к нам бежит ещё один наш товарищ. (6) Подбежал. (7) Лицо сияющее. (8) Свёрток - это его гимнастёрка, а в неё что-то завёрнуто.

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные / уточняющие члены предложения.

    Калиновка небольшое село каёмкой золотистых изб окружала неподвижное озеро. Земля давно не видевшая дождя трескалась на открытых местах. Скрипя всем корпусом вагоны шли в гору по высокой насыпи. Эта речка вёрст за пять от Льгова превращается в широкий пруд заросший густым тростником. Кроме утомительных пробежек Сергей разрешил нам играть в футбол. Тайком забираясь в кабинет отца он читал все книги попадавшиеся ему под руку. На склоне небольшого пригорка у самой дороги одиноко стояла молоденькая берёзка. Февраль холодный и вьюжный отсчитывал последние дни и уже начинало пахнуть весенним теплом. Несмотря на свои дружелюбные слова он впился в доктора беспокойным пронизывающим взором. Сев на ветку сойка кладёт сброшенный ветром жёлудь под лапку и взмахнув головкой ударяет клювом по жёлудю.

5. Оказавшись в верхних слоях атмосферы протоны захватив электроны превращаются в атомы водорода и вступив в реакцию с кислородом образуют воду.

Контрольная работа

по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами»

Вариант 3

1. Найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением .

(1) Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (2) А над боярышником и дроком просвечивало небо. (3) На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (4) Хотелось пить. (5) Флягу он оставил в кабине. (6) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

2. Найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением .

(1) Подошёл как-то Суворов к солдату и сразу спрашивает в упор:

(2) - Сколько от Земли до Месяца?

(3) - Два суворовских перехода! - гаркнул солдат.

(4) Фельдмаршал аж крякнул от неожиданности. (5) Вот так ответ! (6) Вот так солдат! (7) Любил Суворов, когда солдаты отвечали находчиво, без запинок. (8) Приметил он молодца. (9) Понравился фельдмаршалу солдатский ответ, однако и за себя стало обидно. (10) «Ну, - думает, - не может быть, чтобы я, Суворов, и вдруг не поставил солдата в тупик».

(11) Встретил он через несколько дней находчивого солдата и снова в упор:

(12) - Сколько звёзд на небе?

(13) - Сейчас, ваше сиятельство, - ответил солдат, - сочту, - и уставился в небо.

3. Найдите предложение с

(1) Мама всегда смеялась над моими страхами, не разделяя ни одного. (2) А я боялся, к несчастью, многого - особенно плохих примет. (3) Например, я боялся, что, когда я корчу рожи, кто-нибудь меня напугает и я таким останусь. (4) Один раз я прошёлся задом наперёд и боялся потом целую неделю, потому что бабушка сказала: (5) «Кто ходит задом, у того мать умрёт». (6) По этой же причине я боялся перепутать тапочки и надеть на левую ногу правый. (7) Ещё я как-то увидел в подвале кран, из которого текла вода, и стал бояться скорого наводнения. (8) О наводнении я говорил лифтёршам, убеждал их, что кран надо немедленно закрыть, но они не понимали и только глупо переглядывались.

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные / уточняющие члены предложения.

    На сеновале вдоль стенки у нас стояло пять низких фанерных ящиков. Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно. В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха. Вдруг на утесе вспыхнули и засветились верхушки лиственниц ещё не потерявших игл. Позже развивая эти идеи он отметил что научная мысль активно вовлечена в изменение природы и стала новой силой определяющей развитие нашей планеты. Надвинув пониже свою кепку и крутя над головой кнутом кучер гнал лошадь прямо на мост. Даже ему опытному специалисту до того момента не приходилось сталкиваться с задачами такой сложности. Цыплёнок неизвестно зачем попавший в дом бродил по гостиной сиротливо пища. Его голос мягкий и ласковый глубоко проникал в душу. Солнце усердно нагревает тёмно-серые стены большого неуклюжего дома стоящего вдали от прочих деревенских изб.

5. Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложения: Он остановился прислушался подняв голову и быстро пошёл в направлении звуков громче и быстрее летевших ему навстречу.

Контрольная работа

по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами»

Вариант 4

1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(1) После того как я задавал свой вечерний вопрос, самыми приятными и даже сладкими были такие его слова: (2) «Сынок, давай, иди умойся и ложись. (3) Я к тебе приду, и мы поговорим». (4) Я быстро умывался, чистил зубы ещё быстрее. (5) Стремглав бежал и падал в свою постель, на бегу выключив свет. (6) Я сворачивался калачиком под одеялом и ждал, когда папа придёт ко мне.

2. Найдите предложение с обособленными распространёнными приложениями.

(1) Только теперь, когда её не стало, он с опозданием начал смутно догадываться, что Баваклава не только кормила, будила, обстирывала его, но и делала ещё незаметную, очень важную для него работу. (2) Это открытие удивило его. (3) Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву тёмной и отсталой.(4) Она не знала о «чёрных дырах» Вселенной - сверхплотных звёздах, не знала о королевских примулах - цветах, распускающихся накануне землетрясения, не знала, почему «Крылышки» сильнее ЦСКА...

(5) И тогда взгляд его упал на старые стенные часы. (6) Две большие латунные гири лежали на полу, а маятник замер...

(7) Сейчас надо было разрушить эту неподвижность! (8) Пусть хоть маятник движется, прищёлкивает, шагает... (9) И юный Шаров завёл часы, к которым ему запрещали притрагиваться.

3. Найдите предложение(-я) с обособленным определением .

(1) Он, проваливаясь в снег, пошёл к кабине, открыл ящик со своими инструментами, и они показались ему орудиями пыток. (2) Металл был как раскалённый. (3) Но он храбро взял зубило, молоток, кусок мыла, похожего на камень, и влез на борт. (4) Бензин лился ему на руки, и бензин был какой-то странный. (5) Он жёг ледяным огнём. (6) Он пропитывал насквозь рукавицу, он просачивался под рукава гимнастёрки. (7) Большаков, сплёвывая, в безмолвном отчаянии разбивал шов и замазывал его мылом.

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные / уточняющие члены предложения.

    Вопреки предсказаниям моего спутника погода прояснилась. В комнате с высокой дощатой перегородкой сплошь увешанной плакатами и картинками с видами леса нас встретила молодая красивая хозяйка. Опускаясь за море садится солнце и вскоре звёздная ночь сменяя короткую вечернюю зарю обволакивает землю. Лунный камень бледный и кроткий как сияние луны это камень магов. Самовар стоявший на столе возле простенка бурлил клокотал и зеркальце висевшее над столом подёрнулось налётом белого пара. Впереди на дороге у самого посёлка чуть замаячил одинокий пешеход. Здесь я ничего не увидел кроме деревушки окружённой редкой рощицей. Большая лиловая туча взявшаяся неизвестно откуда быстро надвигалась. Автомобиль ныряя в прорубленные в скалах тоннели уносил нас к морю. Как я мог не поверить словам этого известного корифея науки этого седовласого кумира всей студенческой молодёжи перед которым мы благоговели как перед богом.

5. Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложения: Мелодия замерла на головокружительной высоте будто в последний раз озирая небесную округу сорвалась и помчалась ускоряя и ускоряя темп вздрогнула освобождено и затихла в изнеможении повиснув где-то на задворках небес.

Контрольная работа

по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами»

Вариант 5

1. Найдите предложения с обособленным обстоятельством.

(1) Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (2) Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (3) Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет.

(4) А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама. (5) Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. (6) Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (7) Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях.

2. Найдите предложение с обособленным распространённым определением.

(1) Русских армий две. (2) Одна отступает на Вильну, на Дриссу, на Полоцк . (3) Командует ею генерал Барклай де Толли. (4) Вторая отходит южнее: от города Гродно на Слуцк, на Бобруйск . (5) Старшим здесь генерал Багратион.

(6) У Наполеона войск почти в три раза больше, чем у Барклая и Багратиона, вместе взятых. (7) Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям.

(8) Понимают русские генералы, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. (9) Сберегают войска и людей. (10) Отводят свои полки.

3. Найдите предложение обособленным распространённым приложением .

(1) Лето умчалось как-то внезапно, будто спугнутая птица. (2) Ночью тревожно зашумел сад, заскрипела под окном старая дуплистая черёмуха. (3) Косой шквальный дождь хлестал в стёкла, глухо барабанил по крыше, и булькала и захлёбывалась водосточная труба. (4) Рассвет нехотя просочился сквозь серое, без единой кровинки небо.

(5) Черёмуха почти совсем облетела за ночь и густо насорила листьями на веранде . (6) Я надеялся, что внезапно подкравшееся ненастье долго не задержится. (7) Холодам, по сути дела, рановато. (8) Ведь впереди ещё бабье лето - одна-две недели тихих солнечных дней с серебром летящей паутины, с ароматом поздних антоновок и предпоследними грибами.

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные / уточняющие члены предложения.

    Долго чернели истерзанные ветром деревья не отличаясь цветом своим от осенней земли тугой и холодной ещё не покрытой снегом. Отец мой Андрей Петрович Гринёв служил при графе Минихе. Я ничего не мог разглядеть кроме мутного кружения метели. Человек не одарённый памятью сохраняющей впечатления живой природы не может быть истинным художником Пыльный и усталый он медленно пошел в сад к белой келье брата. Он постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее. На юг от Тулы в десяти километрах находится Ясная Поляна музей-усадьба Льва Николаевича Толстого. Петухи невзирая на дождь кричали врастяжку и по очереди. В этом портрете Крамской воплотил определённый тип женщины в котором красота лишённая душевного обаяния составляет главную черту характера. Подъезжая ко двору Чичиков заметил самого хозяина стоящего на крыльце.

5. Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложения: Выйдя из дома мы вначале следуем по уже езженному просёлку а потом по асфальтированному шоссе заменившему прежнюю немощёную дорогу.

Контрольная работа

по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами»

Вариант 6

1. Найдите предложение с обособленным приложением.

(1) После длительных размышлений я выбрал для себя д’Артаньяна, и не потому, что он главный герой: мне больше импонировал Атос. (2) Но я не ощущал в себе того благородства, составляющего основную черту Атоса, которым в полной мере обладал мой друг Павлик. (3) Не было во мне ни портосовского добродушия, ни изящества и скрытности Арамиса.

(4) Мой сосед по квартире, сын вагоновожатого Лабутина Борис, стал Портосом. (5) В нём, правда, не было ни портосовской страсти к щегольству, ни размаха его тщеславия, ни корыстолюбия, но он был самый крупный из нас и самый добродушный. (6) Павлик, о котором я уже говорил, по своему благородству не уступал подлинному Атосу.

2. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(1) Не знаю, сколько пройдёт лет, - только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. (2) Ты будешь большой, Ассоль. (3) Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (4) Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе.

3. Найдите предложение с обособленным определением .

(1) Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (2) Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (3) Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (4) Один был совсем старинный - 1789 года и назывался почему-то «Новый Робинзон». (5) Второй носил название «Робинзон-младший». (6) На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (7) Третий Робинзон оказался самым молодым - тридцатых годов нашего века. (8) Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (9) Там ещё и вторая часть - дальнейшие путешествия Робинзона. (10) Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга...

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные / уточняющие члены предложения.

    Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу. Неожиданно над головами на огромной высоте загорелось нежным розовым светом одинокое облачко похожее на пух. Все звёзды мелкие и крупные были ярки и чисты. Число картин имеющих авторскую подпись Айвазовского доходит до четырёх тысяч. Несмотря на величину оранжереи растениям было в ней тесно. Улёгшись у ног хозяина и даже не глядя на него пёс сразу понял что хозяина его постигла беда. Кроме этих был ещё в комнате сидящий на высоком табурете перед шахматным столиком громаднейший чёрный котище держащий в правой лапе шахматного коня. Закинув несколько голову я мог видеть в вышине тёмную деревянную церковку наивно глядевшую на меня из-за зелёных деревьев. Он необычайно эрудированный учёный читавший массу научной литературы всегда более всего доверял не книгам а своим личным впечатлениям. Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим мужчина двенадцати вершков роста сложенный богатырем и глухонемой от рождения.

5. Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложения: Лаврецкий приложившись головой к подушке и скрестив руки глядел на пробегавшие веером загоны полей на глупых ворон и грачей с тупой подозрительностью взиравших на проезжавший экипаж.

Лето уходило исподволь, незаметно. Зноем дышал август, стелил на дорогах горячую бархатистую пыль. Земля, давно не видевшая дождя, трескалась на открытых местах. У горизонта трудились кучевые облака, розовые на заре и ослепительно белые днем. Висели на одном месте, не меняя своих очертаний, будто дремали.

Спелыми ягодами покрылись ветви черемухи, Дозревали красные гроздья рябины. Но мелкая и горькая уродилась рябина в этом году; пробуя ее, одуевские старики пророчили осень холодную и дождливую.

Необычно рано отправлялись птицы в отлет. Тревожно кричали грачи, собираясь в стаи. Опустели скворечники. Первые цепочки журавлей потянулись на юг, и люди с особенной грустью смотрели им вслед, будто не надеялись увидеть вновь.

Богатая отава народилась на заливных лугах. Но напрасно радовались колхозники, ожидая, что обильным будет второй укос. Лишь в некоторых местах выбилась молодая трава в полный рост, почти всюду на корню съели и потоптали ее коровы и овцы хлынувших с запада многочисленных стад. Им не хватало лугов. Их пасли и на лесных окраинах и на зажелтевших, пожухлых некосях косогоров.

В Одуеве, стоявшем в стороне от магистральных дорог, только по этим стадам и чувствовалось пока приближение фронта. В начале августа гнали коров белорусские пастухи из-под Бобруйска. Гурты были невелики, много скота пало или потерялось в пути. Потом пошли стада из-под Могилева, а во второй половине месяца накатились тысячные гурты со Смоленщины. Беженцы и пастухи несли с собой угнетающую тревогу: неужели и сюда дойдет немец?

Этот вопрос в семье Булгаковых не беспокоил только Людмилку и Славку. Для маленькой Людмилки руки матери были самой надежной защитой от всех бед и опасностей. А Славка хорошо знал, что он будет делать, если к городу подойдет фронт. Вступит в Красную Армию или начнет партизанить в лесу. Славка втайне даже желал этого. Можно тогда проявить себя, чтобы все знали. И вообще интересно.

А пока что, в ожидании великих событий, Славка вместе с Ольгой снабжал семью молоком. Вначале это выглядело необычно и весело: бери ведро, отправляйся за город – и через час вернешься с полной посудиной. Однако вскоре такие походы стали делом будничным и больше не привлекали Славку, а потом и вовсе превратились в скучную обязанность. Каждое утро и вечер на улицах появлялись бабы в платочках, старики и подростки с кнутами. Просили помочь им доить коров. Сами не успевали, потому что на пастуха приходилось по сотне и больше. Молоко у недоенной коровы застаивалось, в вымени начиналось воспаление, вымя разбухало. Коров мучила боль, и они в конце концов подыхали. Много их валялось в те дни у обочин дорог.

– Помогите, люди добрые, – умоляли горожан пастухи. – Не нас – скот пожалейте. Коровы-то породистые, одна к одной. Нам бы только до Рязани их довести. А стадо наше тут близехонько в суходоле стоит.

У Булгаковых вся посуда была занята под молоко, лили и парное, и кипяченое, ели до отвала простоквашу, творог, сливки. Через неделю Славке все это так опротивело, что и смотреть не мот.

Рано утром, подоив трех коров, Ольга и Славка возвращались в город. Он «ее оцинкованное ведро, прикрытое тряпочкой, она – бидон. Шли не слеша, часто останавливались отдохнуть.

Тропинка бежала по краю уже отколосившегося и побуревшего овсяного доля. Справа тянулась неглубокая лощина, заросшая кустарником и молодыми березками. Место тут было низкое, закрытое со всех сторон, и Славка очень жалел потом, что шли они этим путем: он не увидел самого интересного.

В тишине послышался гул самолета. Раздался размеренный частый треск, потом крики и непонятный рев. Ольга, прижав руки к груди, сказала испуганно:

– Ой, стреляют!

Славка опеценел, будто столбняк на него напал. Потом, бросив ведро, кинулся в овсы.

– Куда ты! Вернись! – кричала Ольга, но Славка даже не оглянулся.

Мчался по полю, подпрыгивая, торопясь выбраться на открытое место. И не успел. Когда он выбежал на проселок, самолет уже скрылся. По косогору далеко рассыпались пестрые – белые с красным – коровы. А штук пять или шесть замертво лежало возле дороги. Одна еще дышала, тяжело, с хрипом; мелко дрожали ее вытянутые ноги. К ней подошел мужчина с ножом, прирезал.

На дороге виднелись следы пролитого молока. Горожане с пустой посудой толпились вокруг пастухов. Босой старик с коричневым узким лицом стоял, опираясь на кнутовище.

– Вот опять задержка приключилась, – говорил он. – Когда мы теперь соберем-то их? Вон они, а ж до самого леса добегли… Второй раз немец нас так пужает. Первый-то раз еще за Брянском, а, Феня? – обратился он к круглолицей девушке с очень толстыми ногами.

– За Брянском, – басовито ответила она.

– Во-во. С нами тогда свинари шли. А он с ероплана бомбы кинул. Три бомбы, а, Феня?

– Три, – сказала девушка.

– И, матерь ты моя, сколько он этих свиней поубивал! Хорошо, что город был близко. На мясу свинок пустили. А коровушек мы летом цельный день собирали.

Славка не стал больше слушать, заторопился к Ольге, размышляя, как это мог фашистский самолет оказаться возле Одуева. Может, Тулу летал разведывать или заблудился? Только он не там, где нужно, стрелял. Построчил бы из пулемета над городом – вот шуму-то было бы! Разговоров на целый месяц!

– Оля! – крикнул он, выбегая из овсов. – Оль, где же ты?

– Здесь, – тихо отозвалась Ольга.

Она лежала под кустом, поджав колени. Славка удивился: лицо бледное, глаза блестят, а губы какие-то пепельные, бесцветные.

– Испугалась, – сказала она. – Но это прошло.

– Бот не думал, что ты трусиха такая. Самолет-то уже улетел, пойдем, что ли?

– Подожди немного.

– Странная ты, – говорил Славка, усевшись рядом и пристально глядя в ее лицо.

Ольга молчала. Не могла же она сказать мальчишке, что, пока его не было, у нее вдруг возникла боль в животе. Пришлось лечь. Впервые так явственно и так резко шевельнулось в ней живое, тяжелое…

Славка смотрел-смотрел и начал догадываться кое о чем. Отодвинувшись немного, спросил грубовато, смущаясь:

– Слушай, Оль, может, тебе не надо за молоком-то ходить?

– Двигаться мне полезно, – ответила она.

Засмеялась тихонько, ласково провела кончиками пальцев по щеке Славки. – Ты уж молчи давай, тоже мне, профессор кислых щей выискался!

Они поднялись. Славка забрал у Ольги бидон. Долго шел молча. Потом, глядя под ноги и нарочно шлепая драными тапочками по сухой земле, спросил неуверенно:

– Оль, а у тебя это самое… Девочка или мальчик?

– Мальчик.

– Будто знаешь, – усомнился он.

– Раз говорю – знаю.

– Ну, тогда хорошо, – с явным облегчением произнес Славка: этот вопрос мучил его уже не первый день. – Понимаешь, Оль, девчонки, они что… Девчонок много. А мужчины ведь для войны нужны… Для следующей войны, – уточнил он.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Земля, давно (не)видевшая дождя, трескалась.

Солнце (не)выносимо жгло.

Река, еще (не)скованная льдом, мрачно катила свои свинцовые воды.

(Не)с кого спрашивать, когда сам виноват.

Я давно (не)был в родной стороне.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Земля, давно не видевшая дождя, трескалась.

Солнце невыносимо жгло.

Река, еще не скованная льдом, мрачно катила свои свинцовые воды.

Не с кого спрашивать, когда сам виноват.

Я давно не был в родной стороне.

Ответ: НЕВЫНОСИМО.

Ответ: невыносимо

Актуальность: Используется в 2015-2017 году

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.

Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.Задание 13

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица не пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй-утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак "глубокое" и утверждается признак "мелкое").-Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака: "и мелкое, и широкое"; "хотя мелкое, но широко е") .

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме. 3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.
4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу) 4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.
4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. Иначе они не будут причастиями, а будут отглагольными прилагательными. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.
5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами: 5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то... не то, не только, не над нами.
6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением 7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения 7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется. а) Существительные : небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них : небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы : невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать. 2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством. 3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.

4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.
5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени 5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени. 6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно. 7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Частица НЕ используется Частица НИ используется
1) для выражения отрицания:

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

Мы не могли не заметить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

Во рту ни росинки.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

Ни шагу назад!

Ни звука! Ни дня без строчки!

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Ну чем не герой!

4) для выражения неопределённости:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

(А. Пушкин)

Разве не правда, что мы поумнели?

С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой)

5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни.. , где бы ни.. и т.д.).

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:
НЕ выражает отрицание:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

Не бывает войн, где солдаты не погибают.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.

2. В оборотах не один и ни один ; не раз и ни разу . Сравните:
Не выражает отрицание:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.

Ни выражает усиление отрицания:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.

3. В местоименных оборотах. Сравните:
Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а..)

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древняя пещера.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто... не; ничто... не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Запомните!

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые - раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый ) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый ). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем , болезнь неизлечима , эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не , если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни , или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо . Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Примечание.

Следует различать написание не со словами на -мый , образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором - слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок - нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом - невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!