Анализ пословицы безделье мать всех пороков. Праздность — мать пороков

Протоиерей Всеволод Чаплин – священник храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, родился в 1968 году. С 1985 года – сотрудник Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1994 году – Московскую Духовную академию. Кандидат богословия. С 1990 года – сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). В 1991 году рукоположен в сан диакона, в 1992 году – в сан священника. В 1999 году возведен в сан протоиерея. В 1991-1997 годах – заведующий сектором общественных связей ОВЦС МП, в 1997-2001 – секретарь ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества, с 2001 года – заместитель Председателя ОВЦС МП. В середине 1990-х годов состоял членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Член центральных комитетов Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и Конференции Европейских Церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

– Отец Всеволод, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к вере и священству. Какова была атмосфера церковной жизни в 80-е годы – в момент Вашего приближения к Православию?

– Я вырос в безрелигиозной семье. Мой покойный отец был профессором, человеком агностических убеждений. Поэтому к вере я пришел своим собственным путем, причем в очень юном возрасте – в тринадцать лет. Совершенно случайно оказавшись в храме, я вдруг понял, что здесь останусь. Именно тогда я четко осознал, что хочу быть христианином и. С тех пор я начал постоянно ходить в храм, и вот уже почти 20 лет, как я исполняю обязанности церковного “бюрократа”. В 1985 году я поступил на работу в Издательский отдел Московского Патриархата при покойном митрополите Питириме, а с 1990 года работаю в Отделе внешних церковных связей. Так что моему приходу к вере не сопутствовала никакая интеллектуальная борьба, хотя, несмотря на юный возраст, это было ответственным и серьезным внутренним решением.

Практически сразу после прихода в Церковь я начал активно общаться с молодыми православными людьми своего поколения, которые тоже пришли к вере в те времена. Это было начало 80-х годов, когда я уже глубоко окунулся в церковную жизнь и знал множество священнослужителей. В эти годы к Церкви приходили многие молодые люди, в основном – из круга интеллигенции. Кем-то двигало чувство протеста, кто-то искал реальность, отличавшуюся от советской действительности, кто-то видел в церковной жизни колорит и экзотику, кто-то делал диссидентскую карьеру, и большинство этих людей потом исчезло. Я с сожалением вынужден признать, что значительная часть того поколения, которое составляло христианскую молодежь в 80-е годы, потом оставила Церковь. Это были талантливые, мыслящие люди, для которых интерес и близость к Православию, как оказалось, были лишь формой социального протеста. Некоторые из них теперь борются с религией, сохраняя верность своему ложному призванию быть вечными диссидентами.

– Отец Всеволод, верующий человек усматривает во всех серьезных жизненных обстоятельствах действие Божией воли. Однако в сознании многих современных христианин наряду с понятиями о Божием промысле и свободе выбора уживаются представления о судьбе, предопределении, а подчас и явные суеверия и предрассудки. Что Вы скажете по этому поводу?

– С христианской точки зрения, судьбы нет. В церковном обиходе мы если и употребляем это понятие, то лишь для обозначения промысла Божиего, говоря, например, о судьбах отечества, о судьбах нашего народа, о судьбах человечества. Но Церкви абсолютно чуждо то понимание судьбы, которое присутствует в современном массовом сознании, – как некое предначертание, которому человек обязан повиноваться. Именно поэтому Церковь противостоит астрологии, попыткам предсказывать будущее, иногда подкрепленным целыми богословскими доктринами, которые говорят об изначальной предопределенности человека ко спасению или вечным мукам вне зависимости от его деяний. Безусловно, Господь ведает всю жизнь человека, в том числе – и ее итог, но при этом ошибочно думать, что существует некая судьба, которую человек не в силах изменить. Зависимость от убежденности в том, что твое будущее раз и навсегда детерминировано и может быть только таким и никаким другим, – это самое настоящее рабство. Ведь очень часто человек становится рабом всякого рода предсказаний, гороскопов, лжепророчеств. Мы должны – вне зависимости от каких бы то ни было представлений о судьбе – всегда творить добро, всегда стремиться быть ближе к Богу и противостоять злу, не оглядываясь на указания гороскопов и астрологических прогнозов. Христианин строит свой жизненный путь в соответствии с евангельским призывом, а не предсказаниями астрологии.

– Часто приходится сталкиваться с тем, что люди отождествляют судьбу с понятием воли Божией, принимая ее за некий сценарий человеческого пути…

– Это не сценарий, а знание Бога о том, как человек осуществит свой свободный выбор. Господь обладает этим знанием, поскольку Он существует вне времени и над временем, Ему известны судьбы не родившихся людей, известен итог человеческой истории. Но это вовсе не означает, что Господь формирует волю человека, задает те или иные его действия и решения. В этом случае человек не был бы свободен, а значит – и не был бы богоподобен. Он не был бы настолько ценным в очах Божиих. Как раз сатанинские силы пытаются детерминировать человека, задать ему мировоззренческий выбор – причем, выбор, далекий от веры и религиозности.

Недавно у нас проходила очень интересная и непростая встреча с представителями различных общественных организаций, которые занимаются вопросами, связанными с опасностью электронного контроля над жизнью человека, включая и сферу мировоззренческого выбора. Эта проблема, которую окарикатурили те, кто борется с шестерками на паспортных виньетках, на самом деле стоит перед современным человечеством очень остро. Существует реальная опасность захвата власти определенными силами с целью сконструировать человека – как духовно, так даже и физически. На фоне выделения все большего и большего количества средств ради обеспечения земного бессмертия возникает множество проектов замены физических органов какими-то техническими устройствами. Дальше может появиться идея поддержания жизни человеческого мозга не в физическом теле, а в какой-то иной, неестественной среде, где он будет омываться искусственной кровью и существовать при помощи тех или иных манипуляторов и программ. Сейчас это кажется научной фантастикой, но существуют миллионы людей, в том числе – влиятельных и богатых, которые стремятся к подобным достижениям в надежде заменить идеал вечной жизни идеалом земного бессмертия.

Кроме того, сегодня разработано и множество способов манипуляции сознанием, в том числе – воздействия на область религиозного, мировоззренческого и политического выбора человека. Мы видим, что эти технологии все больше и больше оказывают влияние на ход современного общественного процесса. Если они будут действовать в полную силу, то вполне возможно предположить, что в скором будущем человек с детства будет обречен на существование в жестких рамках определенной мировоззренческой системы, закрепленной соответствующим законодательством, соблюдение которого будет контролироваться с помощью технических средств. Уже сегодня вполне реальным выглядит такое положение вещей, при котором каждый человек обладает, скажем, неким электронным устройством, позволяющим идентифицировать его личность, устанавливать и отслеживать со спутника его местонахождение, а также тех, кто находится рядом с ним. Процессы, которые мы наблюдаем сегодня, – всеобщая унификация и нивелировка, попытки предопределить выбор человека, поставить его в жесткие рамки, “отштамповать” определенный человеческий тип с заданными качествами – все это свидетельствует о дьявольском плане, призванном уничтожить в человеке его свободную волю.

– В чем, на Ваш взгляд, состоит основная духовная проблема современного человека?

– Их очень много, как много и людей с совершенно разными настроениями и духовными трудностями. Одной из серьезных проблем, с которой мне часто приходится сталкиваться и на исповеди, и в ходе общения с людьми, – это одержимость человека пустыми занятиями. Для кого-то это просмотр сериалов 24 часа в сутки, для кого-то это вовлеченность в культ потребления, вещизма, комфорта, для кого-то это алкоголь, наркотики и азартные игры, получившие сегодня повсеместное распространение и доступные даже школьникам. Такое прожигание жизни, пустое растрачивание сил, в том числе – и на чтение бессмысленных и низкопробных книг, которые пишутся за неделю и читаются за сутки, – все это превращает человека в животное, лишает его смысла жизни, забивает мозги пустой информацией, не оставляя никакого времени для того, чтобы задуматься о своей душе, создавая при этом иллюзию насыщенной и интересной жизни. В свое время было сказано, что праздность – это мать всех пороков. Что же говорить о генерируемой, культивируемой, навязываемой праздности – через телевизор, игровые автоматы, наркокультуру, тупейший “юмор” эстрадных артистов, которые 20 лет повторяют одно и то же…? Это явление настолько сильно разрушает жизнь человека и народа, что нечего удивляться безнравственности, дикости и росту преступности во всем мире. Человек, который всю жизнь проводит в этой отупляющей интеллектуально-культурной атмосфере, парализующей его волю и умение мыслить, становится неспособным ни к какому духовному усилию.

– Как Вам кажется, чем Церковь может привлечь современного человека, развращенного этой навязываемой инфраструктурой развлечений, инертного и отягощенного множеством комплексов?

– Нужно быть проще и прямее. Как говорится в Евангелии, “да будет слово ваше: “да, да”; “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф., 5.37). Мы подчас не осознаем в достаточной степени смысла этих слов, вдаваясь в сложные рассуждения, в то время как наиболее убедительной всегда является прямая простота, которую, конечно, нельзя путать с глупостью. Простота и честность. Это не значит, что Церковь должна подделываться под молодежный язык или язык какой-либо иной возрастной, социальной или национальной группы. Я был и остаюсь сторонником того, чтобы Церковь давала право на жизнь самым разным формам проповеди и общения – будь то рок-концерт, концерт авторской песни, или выставка. В свое время я, например, был одним из организаторов первой выставки авангардной живописи на религиозные темы в Москве в 1989 году, в начале 90-х стал автором предисловия к первой пластинке христианского рока в России. Я убежден, что такие формы участия Церкви в разных сферах общественной и культурной жизни (если за ними стоит искренность и открытость, а не личные амбиции, связанные с культом самореализации или шоу-бизнесом), не противоречат христианскому служению. Однако искренность и попытки мимикрировать, скажем, под молодежную культуру – это разные вещи. Мне смешны, например, многие наши общественные деятели, которые пытаются изображать из себя рэпперов в надежде завоевать популярность среди молодежи.

По моему глубокому убеждению, по-настоящему серьезный, прямой и искренний разговор способен заинтересовать и увлечь любого слушателя. Молодые люди с большим интересом слушают и воспринимают серьезные тексты и глубокие христианские проповеди, если лектор или проповедник открыт и не боится быть самим собой.

Но, в то же время, мне представляется совершенно пагубным и безуспешным путь западного христианства, сделавшим из церкви место, где обязательно должно быть комфортно. Человека усаживают в удобное кресло, угощают чашечкой кофе, сигарой, ставят легкую музыку, спрашивают “чего изволите?”… Обвенчаться мужчине с мужчиной? – Пожалуйста! Послушать священника, который не верит в воскресение Христа? – Пожалуйста! Устроить богослужение для домашнего животного? – Пожалуйста! Самое удивительное, что все это проходит под следующим лозунгом: “Сделайте церковь местом развлечений – и люди к ней потянутся!”. Выяснилось, что нет, и с точностью до “наоборот”! Как раз именно из такой церкви люди и уходят! Если кому-то хочется послушать ни к чему не обязывающую музычку, если кто-то жаждет, чтобы его обхаживали со словами “чего изволите?”, то он куда с большей охотой отправится в ресторан, в клуб, в казино или на дискотеку! В церковь люди идут не за этим. Туда идут, чтобы изменить свою жизнь, начать духовный подвиг, обратиться к Богу с молитвой, осмыслить собственный путь. И если церковь этого не предлагает, то, конечно, из нее люди будут уходить. И не случайно те христианские организации, которые в наибольшей степени заботятся о комфорте прихожан, сейчас сталкиваются с проблемой оскудения паствы.

– Что имеется в виду, когда на богослужении православные христиане обращаются к Богу с молитвой “о воссоединении Святых Божиих Церквей” ?

– Я не специалист по этой богословской проблеме, о которой писал святитель Филарет. Перед нами всегда стоял и будет стоять вопрос о том, какие не православные сообщества можно называть Церквами. По традиции, мы называем так Католическую Церковь, Древние Восточные Церкви, и лишь с большой долей условности мы можем именовать церквами большинство протестантских сообществ, в которых, как правило, нет апостольского преемства, традиционного христианского учения о Таинствах, часто нет богослужения в привычном для нас смысле. Конечно, в дипломатической практике общения с этими организациями мы употребляем их самоназвание, однако Церковь в строгом смысле слова представляет из себя все же нечто другое. Кстати, этот вопрос сегодня детально осмысляет католическое богословие, в частности – известный документ “Dominus Jesus”, под которым я бы на 90 процентов подписался.

Для нас христианское единство возможно только на основе веры и устройства Древней неразделенной Церкви, которые содержатся неповрежденными в Православии. Кто знает, может быть, те или иные группы или сообщества западных христиан будут возвращаться к этой вере, особенно сейчас – в момент острейшей духовной жажды в Европе. Но если говорить о таких церквах, как Англиканская или Лютеранская, то надежды на скорое воссоединение, которое было вполне реальным в начале и в середине ХХ века, сейчас становятся все более далекими от действительности. Эти надежды были связаны именно с перспективами возвращения этих церквей к вере Древней неразделенной Церкви; сегодня же мы наблюдаем противоположную тенденцию. Такие вещи, как женское священство, венчание гомосексуалистов, полный пересмотр христианского учения в угоду общественному мнению, богословская индифферентность, доходящая до оправдания неверия и антихристианских взглядов, – все это свидетельствует о том, что либеральная часть западного христианства все больше и больше уходит от основ христианской веры, а значит – и от возможности воссоединения с Православной Церковью.

Беседовала Александрина Вигилянская

Мать всех пороков

- Лень, отвори дверь, сгоришь!
- Хоть сгорю, да не отворю!
(Поговорка)

Наверное, на всем белом свете нет человека, который бы не знал, что такое лень. У каждого из нас бывают минуты, когда не хочется ничего делать: идти на работу (учебу) - лень, убирать в доме - лень… Даже думать иногда - лень! Вот когда особенно хорошо начинаешь понимать героев из детских сказок, которые «лежа на печи, едят калачи», находят волшебную палочку, лампу, скатерть-самобранку и т.д. А чего стоит знаменитая фраза Емели: «По щучьему велению, по моему хотению…»?!

Да и пословиц на эту тему не случайно столько придумали: «Лень одежду бережет: не работая, не обносишься»; «Коли б не лень, все б мы в бархате ходили!»; «Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень».

Но если в прошлом люди только пословицы и сказки про лень выдумывали, то современное общество пошло куда дальше. Например, в Великобритании приняли закон, позволяющий не выходить на работу 2 дня в году, если просто лень, и деньги за прогул при этом вычитываться не будут. В США рабочие тоже могут по этому поводу «загулять», правда, 4 раза в году, но деньги из зарплаты вычтены будут. А в Мексике вообще существует закон, по которому с мужчиной можно развестись, если он ленивый и не хочет содержать семью (в случае, когда женщина сама семью не содержит).

В толковом словаре Даля слово «лень» определяется, как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, тунеядству. Но следует заметить, что лень - это не всегда плохо. Все зависит от того, какими причинами она вызвана.

Например, лень как неохота работать. Иногда нежелание трудиться бывает в результате физической или умственной перегрузки. Такой «ленью» страдают чаще всего «трудоголики». И это совершенно нормальная реакция организма, который, работая на износ, однажды просто отказывается что-либо делать. В этом случае нет ничего плохого в том, что хочется поболтать с друзьями по телефону, поваляться перед телевизором или вообще поспать в дневное время.

Лень как отвращение от труда может возникнуть в случае, если человек попросту не видит смысла в том, что делает. Можно ли считать ребенка ленивым, если заставлять его делать уроки «из-под палки», зубрить «от сих до сих», не объяснив, зачем лично ему нужно учиться? Захочется ли мужу делать ремонт в квартире, которую в скором времени он планирует поменять на дом?

А как насчет известной фразы: «Лень - двигатель прогресса»? Хотя многие ее и произносят с иронией - мол, оправдание для лентяев, но ведь действительно в этом что-то есть! Именно люди, ненавидящие скучный, механический труд, придумали все то, что облегчает нашу повседневную жизнь - от пресловутого колеса до компьютера.

Но уж если лень выступает как наклонность к праздности и тунеядству, превращаясь в затянувшийся отдых, - в таком случае необходимо принимать меры по ее искоренению.

Чтобы не спать сутками, можно ставить возле кровати будильник (желательно советский, механический), для лучшего эффекта установив его в металлическом тазике (туда же неплохо бросить горсть монет). Можно отказаться от необходимой работы или переложить ее на плечи другого (шутка).

Ну, а если серьезно, то попробуйте применить следующее:

  1. Придумайте себе систему небольших поощрений за выполненную работу.
  2. Разберитесь в цели своей деятельности и конкретизируйте ее.
  3. Однообразную часть работы доведите до автоматизма.
  4. Подберите какой-нибудь способ, более вам подходящий.

В любом случае - «С ленью надо бороться!» Именно эту фразу однажды я написала большими буквами на бумаге и повесила в своей квартире на стене. Должна признаться, одно время этот лозунг меня стимулировал к работе - до тех пор, пока я окончательно к нему не привыкла и не перестала замечать этот плакат. И все же ленюсь я теперь намного реже, потому что регулярно читаю Писание. Мудро сказано: «Путь ленивого, как терновый плетень, а путь праведных - гладкий» (Притчи 15:19). А также: «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью» (Притчи 12:24).

Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один - каждому по силе его.

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны - они куплены Его Кровью. Но ни один талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом, говорит нам сегодня Господь, можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имел многое и не воспользовался этим! Однако давно было замечено, что те, у кого наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.

Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, - говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. - Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться! Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет никакой его вины, напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, - говорит он, - и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге, - ложь. «Я знал, - говорит он, - что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял, - Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождем дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья на Бога, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы - лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добра. Апостол Иаков говорит: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17 ). Кто с небрежением относится к Божию делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому - создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того что так много было только внешнего благочестия в Церкви с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди насытились коммунизмом, и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня - на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, - говорит Господь, - и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант - это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото - просто груда блестящего металла, которая ничего не значит. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет - то есть кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей, - даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно использует возможности, которые имеет, будут еще больше облагодатствованы Богом. Кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант - это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? - спрашивает Господь. - Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними - смирением, кротостью, чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все!

«Господи! - говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. - Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов». Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих», - говорит Господь, и с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за другим подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском (Это видение описано в книге «Подвижники Марфо-Мариинской обители» на сс. 31-47, М., 2000 - Ред.). Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, слишком мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость - радость Господа, которую Он приобрел для нас ценой великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, - говорит прославленный недавно сербский святитель Николай (Велимирович), - и скоро, я повторяю, скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.

Слово «ЛЕНЬ» совсем короткое, да и звуки в нём такие мягкие, будто придумано оно было нарочно: чтобы никого не утруждать. Попробуйте произнести его протяжно и расслабленно - и вот уже томная вялость разливается по всему телу, руки и ноги тяжелеют и как-то быстро и незаметно убавляется жизненная энергия. Ещё немного - и вы у неё в плену.
Давно подмечено, что лень может передаваться от человека к человеку подобно вирусу: повращайтесь в кругу праздно живущих людей - и сами в этом убедитесь. Она ограничивает свободу, причём не только внешнюю - действий и передвижений, но и внутреннюю - желаний и возможностей, замыслов и устремлений. Рано или поздно лень обязательно заставит вас страдать, вызвав сожаление о безвозвратно ушедшем времени или ощущение собственной неполноценности и невостребованности. К тому же она - верный способ заполучить все остальные пороки.
Вывод очевиден: лень - зло, подлежащее решительному искоренению. Но не спешите отчаиваться, заметив в себе признаки лености. Прежде чем предпринимать какие-то меры, нужно выяснить, чем вызвана именно ваша лень.
Может быть, она - всего лишь результат переутомления . По большому счёту, это вовсе и не лень, а защитная реакция. Просто организм пытается предупредить вас о том, что силы его уже давно на пределе. Не испытывайте его на выносливость, ", возьмите тайм-аут и отдохните как следует. Пройдёт немного времени - и то, что казалось ленью, бесследно исчезнет, а за любимое дело вы приметесь с удвоенной энергией.
Сходный случай - лень как следствие болезни . Есть немало патологических состояний, при которых неизбежны приступы "упадка сил", когда человек не может и не хочет ничего делать. Так бывает при некоторых эндокринных расстройствах, заболеваниях сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, или анемии. Скорее всего, вам опять-таки не придётся предпринимать каких-то специальных мер против лени: нужно просто серьёзнее относиться к своему здоровью.
Если же никакой труд не в радость, а его результаты не приносят удовлетворения, если замучила привычка долго обещать себе и другим заняться каким-то делом, а едва начав его, тут же бросать, если настроение при этом в основном пессимистическое, а образ жизни большей частью малоподвижный, в этом случае лень - врождённая особенность . Только это вовсе не означает, что нужно оставить всё как есть: расстаться с ленью никогда не поздно. Отнеситесь к ней как к сезонному насморку и поскорее приступайте к самолечению (это тот редкий случай, когда оно не только допустимо, но даже желательно).
Имейте в виду: лень лечится только трудом . Поэтому мы хотим предложить вам несколько способов полюбить ТРУД.

Продуктивное планирование. Каждый вечер перед сном или едва проснувшись утром, продумайте, что вам надо сделать за день. Можете составлять список дел на листе бумаги. Сначала вы просто втянетесь в игру "сделал-вычеркнул", а потом даже перерывы между делами вы начнете заполнять чем-то продуктивным - как известно, аппетит приходит во время еды. В результате работа станет для вас ежедневной потребностью, а - отдыхом.
Только никаких увёрток и сделок с собой! Так вы научитесь организованности и требовательности к себе.
Новый взгляд на вещи. Для всякого действия, к которому не лежит душа, нужно найти соответствующую мотивацию. Вам лень делать уборку? Отнеситесь к ней как к фитнесу: мытьё окон или полировка мебели - отличное упражнение для мышц груди и плечевого пояса. Неохота тащиться в тренажерный зал? Но причин пойти туда - масса: роскошное тело к пляжному сезону, знакомство с интересным мужчиной или просто возможность сменить обстановку. Одна загвоздка: а вдруг и поводы придумывать вам будет лень?
Метод “от противного”. Например, если вы терпеть не можете всё связанное с кухней, объявите во всеуслышание, что именно она - ваше любимое место в квартире. Что это даст? Во-первых, отступать от сказанного - нехорошо, и вам поневоле придётся каким-то образом “соответствовать”. Во-вторых, не исключено, что с этого момента вы начнете получать "кухонные" подарки. Занятные вещи не только облегчат ваш труд, но и послужат развлечением: только представьте, как интересно осваивать функции нового универсального комбайна или возиться с набором “навороченных” кастрюль. Скорее всего, вам даже в голову не придёт считать это работой!
Так вы полюбите труд.
И победите лень.
Светлана ДЕНИСОВА

Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивался с мыслью или ситуацией, в которой имело место равнодушие, отсутствие желание заниматься делом. Именно так проявляется безделье. В зависимости от уровня образованности, воспитания и желания можно совершить серьезную ошибку, поддавшись под влияние этого понятия.

Однако большинство людей успешно справляются с пребыванием в подобном состоянии. Чтобы путь к порокам был закрыт, прежде всего, необходимо уметь осознавать ошибки, анализировать свои поступки, их мотивы, которые совершаются ежедневно.

С таким случаем можно столкнуться на любом жизненном этапе. Но погрязнуть в нем или выбраться и вести дальнейший достойный образ жизни должен решить сам человек. Против этой зависимости множество решений.

Если что-либо склоняет к лени, выход всегда есть. Увлеченный каким-либо занятием человек не сидит без дела. Вся его жизнь складывается из череды грустных и радостных событий. Но чтобы легче переносились неприятности, а все дни были наполнены яркими запоминающимися событиями, человек своими силами должен постоянно трудиться и физически, и мысленно. Это способствует просвещению, стремлению добиваться цели. В таком случае лучшие моральные качества будут лишь укрепляться, а порочные наклонности уйдут на задний план.

Трудолюбие, ответственность, правильная организация своих действий укрепляют людей, закаляя их дух, физическую подготовку, нравственную сторону. Обладая подобными качествами, человек забывает, что такое безделье и все отрицательные качества забываются, не мешая жить. Зависть, стремление добиться цели легким путем, озлобленность, ложь и гордыня - все это последствия безделья, появление которых человек сам провоцирует в себе из-за отсутствия активности.

Человек, который умеет находить способы борьбы с ленью, умеет получать удовольствие от работы и жизни. А это напрямую влияет на психическое и физическое его здоровье, так как такие люди настроены позитивно, во всем видят только положительные моменты. В их повседневной жизни нет уныния, есть только решаемые вопросы.

Таким образом, преодолевая безделье раз и навсегда, мы избавляемся от пороков, которые губительны. Человек должен заниматься самовоспитанием, так как изменить себя никто не может лучше, как он сам.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристка Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского сочинение

    Ключевым персонажем произведения является Розальская Вера Павловна, о жизни которой и ее развитии в плане духовности ведется повествование писателем.

  • В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

    Для нашей семьи суббота - это возможность провести вместе целый день. Семья у нас не очень большая, но дружная. Так как каждый из нас загружен своими повседневными делами и заботами

  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс

    Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

  • Сочинение Варя в рассказе Разгром Фадеева (характеристика и образ)

    У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!