Барон роман федорович фон унгерн штернберг. Барон Унгерн

Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг, пожалуй, самая неординарная личность во всем . Он принадлежал к древнему воинственному роду рыцарей, мистиков и пиратов, ведущих свою родословную еще со времен Крестовых походов. Однако семейные легенды гласят, что корни этой семьи уходят намного дальше, во времена Нибегунгов и Аттилы.
Его родители часто путешествовали по Европе, что-то постоянно манило их на историческую родину. Во время одного из таких путешествий, в 1885 году, в городе Граце, в Австрии родился будущий непримиримый борец с революцией. Противоречивый характер мальчика не позволил ему стать хорошим гимназистом. За бесчисленные проступки он был отчислен из гимназии. Мать, отчаявшись добиться от сына нормального поведения, отдает его в Морской кадетский корпус в . Ему оставался всего один год до окончания учебы, когда началась . Барон фон Унгерн-Штернберг бросает обучение и поступает рядовым в пехотный полк. Однако в действующую армию он не попал, вынужден был вернуться в Санкт-Петербург и поступить в элитное Павловское пехотное училище. По окончании, фон Унгерн-Штернбер зачисляется в казачье сословие и начинает службу офицером Забайкальского казачьего войска. Он вновь попадает на Дальний Восток. Об этом периоде жизни отчаянного барона ходят легенды. Его настойчивость, жестокость и чутье окружили его имя мистическим ореолом. Лихой наездник, отчаянный дуэлянт, он не имел верных товарищей.
Культура Востока давно манила родовитого тевтонца. Он выходит в отставку и уезжает в Монголию, где в это время вели военные действия отряды разбойника Джа-ламы. Но и здесь гордому барону не удалось добиться воинской славы.
барон встретил с восторгом. Он вновь оказывается в действующей армии. Сражаясь с отчаянной храбростью, он даже был награжден Георгиевским крестом. Но его командиры не стремились повышать его по службе. Отчаянный характер барона вызывал опасения. Вскоре отчисленный из действующей армии за избиение адъютанта, он примыкает к Корниловскому мятежу, а затем отправляется на Байкал. Здесь его застала сначала , а потом и . Ярый монархист, он попадает в близкое окружение атамана Семенова, ставшего его единственным другом и единомышленником. Барон фон Унгерн-Штернберг призывает к азиатскому походу на Европу, которую считал колыбелью всех революций.
"Дикий барон", которого Семенов произвел в генерал-майоры, создает свою азиатскую дивизию и "огнем и мечем" насаждает жестокий феодальный порядок. Мечта Романа Федоровича о Великой Азиатской державе была отодвинута на второй план. Ненависть к большевизму оказалась сильнее. Он начинает активные боевые действия, однако, силы его дивизии были уже ослаблены. Унгерн скрывается в монгольских степях и собирает новую армию. Теперь он занят покорением Урги, власть над которой держали китайцы. Ожесточенные бои шли с попеременным успехом, в итоге город был захвачен. Барон опять объявляет поход на Советскую Россию.
Летом 1922 года в результате заговора барон фон Унгерн-Штернберг попал в руки красного разъезда. 15 сентября 1922 года состоялся суд. Барон был признан виновным по всем пунктам предъявленного обвинения. Был вынесен смертный приговор, который вечером того же дня был приведен в исполнение. Ушел из жизни последний рыцарь Средневековья, непримиримый борец с революцией, противоречивая личность, но очень жестокий человек.

«Бог войны». Барон Унгерн фон Штернберг

Барон Унгерн – очень интересная и противоречивая личность, один из наиболее ярких лидеров белогвардейского движения. Он родился на Западе, но его деятельность была связана с Востоком (он был одним из руководителей контрреволюции в Забайкалье и Монголии). Барон мечтал о том, что в скором времени во всем мире победит монархический строй, и за это, по его утверждению, воевал. Но исследователи его жизни за мистицизм, расизм и его философию нередко сравнивали барона с Адольфом Гитлером. Так ли это и к чему в действительности стремился этот человек?

Роберт Николай Максимилиан Унгерн фон Штернберг родился 29 декабря 1885 года в австрийском городе Граце. Его родители, по происхождению эстонцы, принадлежали к старинному баронскому роду. Имеются достоверные сведения о том, что два его предка были рыцарями Тевтонского ордена. Сам Унгерн говорил, что его дед бывал в Индии, где принял буддизм. Буддистом, по утверждению барона, был и его отец. Сам он тоже исповедовал эту древнюю восточную религию.

Через два года после рождения сына семейство Унгернов фон Штернбергов переехало в Ревель (ныне Таллин). Отец Роберта рано умер, а мать через некоторое время вышла замуж вторично. С этого времени она мало внимания уделяла своему сыну, который оказался предоставленным самому себе.

Некоторое время Роберт учился в гимназии, но из нее мальчика вскоре исключили за плохое поведение и отсутствие стремления к учебе. Когда Унгерну исполнилось 11 лет, он по совету матери поступил в петербургский Морской корпус. Став жителем Российской империи, он изменил свое имя на русское – Роман Фёдорович. По окончании учебы его должны были отправить на флот. Однако в 1904 году началась война с Японией. Унгерн, несмотря на то что ему оставалось учиться всего один год, покинул корпус и записался рядовым в пехотный полк.

Но воевать ему не пришлось: война закончилась в 1905 году. А переброска военных частей из европейских регионов России на побережье Тихого океана в то время занимала много времени и часто растягивалась на долгие месяцы. Вообще, в то время, для того чтобы добраться, например, из Москвы до Охотского моря, требовалось около года. Унгерн не успел доехать до театра военных действий и принять участие в сражении во славу Российской империи, как пришло известие о мирных переговорах.

Затем Унгерн поступил в Павловское пехотное училище, которое благополучно окончил в 1908 году. Некоторое время он служил хорунжего в Аргунском полку, относящемся к Забайкальскому казачьему войску (полк базировался на железнодорожной станции Даурия между Читой и китайской границей).

В то время ему было всего 23 года, он был молод, горяч, храбр, уверен в себе, совершал удивительные поступки. Однажды он заключил пари с товарищами по полку, что в определенный срок преодолеет путь из Даурии до Благовещенска (примерно 800 км) верхом, без карт и проводников, не зная дороги, без продовольствия, только с винтовкой и патронами. По дороге ему пришлось переправляться через реку Зею. Унгерн прибыл в Благовещенск вовремя и выиграл пари.

Правда, Унгерн прославился больше не как отважный и храбрый воин, а как пьяница, гуляка и дуэлянт. Он завоевал в корпусе дурную славу, а из-за своего вспыльчивого характера влип в неприятность. Выпив, он поссорился с одним из своих сослуживцев и ударил его. Тот, не стерпев обиды, выхватил шашку и, размахнувшись, ударил Унгерна по голове.

Эта ссора отразилась и на положении барона в воинской части, и на его здоровье. Он был вынужден предстать перед судом за пьянство и был изгнан из корпуса. Однако об этом он вскоре забыл, но рана напоминала о себе на протяжении всей жизни: после этого барон начал жаловаться на головные боли, которые временами бывали настолько сильными, что у него даже падало зрение. Некоторые критически настроенные исследователи жизни Унгерна утверждали, что это ранение в голову отразилось и на психике барона.

Как бы то ни было, разжалованный военный был вынужден покинуть корпус и оказался в Сибири. В сопровождении одного только охотничьего пса он дошел до Монголии, которая находилась в нескольких десятках километров от Даурии.

Монголия уже в течение нескольких столетий находилась под властью маньчжурских оккупантов, но стремилась к завоеванию независимости. Унгерн, попав в эту страну, был очарован ею и решил, что именно она является его судьбой. Восточный уклад жизни, условия быта, одежда, монгольская кухня оказались ему чрезвычайно близки, как будто он родился и вырос здесь.

Решающее значение в этом, возможно, сыграло то, что монголы исповедовали ламаизм – тибетско-монгольскую форму буддизма, которую Унгерн посчитал наиболее подходящей для себя религией. Он быстро освоился в Монголии и добрался до Урги, ее столицы (ныне Улан-Батор), где очень скоро сошелся с Кутукту, верховным ламой, которого, согласно ламаистским традициям, считали воплощением Будды.

Сведения об этом периоде жизни барона Унгерна фон Штернберга очень скудны. Известно, однако, что он принимал активное участие в монгольском освободительном движении и благодаря своей храбрости и отваге завоевал в этой стране всеобщее уважение. Кутукту назначил его командующим монгольской кавалерией. Воспользовавшись нестабильной внутренней обстановкой в Китае, монголы изгнали из страны оккупантов, после чего Кутукту учредил теократический монархический строй, то есть, продолжая оставаться религиозным главой, стал и главой государства.

Российский офицер барон Унгерн фон Штернберг собрался покинуть Монголию. О его подвигах уже были наслышаны в России, и руководство настаивало на его возвращении. Но перед отъездом он по настоянию одного из своих монгольских друзей посетил шаманку в надежде узнать свое будущее. Старая женщина впала в транс и начала прорицать. Она бормотала что-то о войне, богах, реках крови.

Сопровождавший Унгерна друг, принц Джам Болон, объяснил ему смысл ее слов: шаманка сказала, что в Унгерне воплотился бог войны, и что в будущем он будет править огромной территорией, и что при этом будут течь реки крови. Власть Унгерна закончится быстро, и он покинет землю, где был правителем, и этот мир.

Как воспринял Унгерн это странное предсказание, неизвестно. Однако после этого он покинул Монголию и вернулся в Россию, а в следующем, 1912, году совершил поездку по Европе. Ему было тогда 27 лет, и жизнь, которую он продолжал вести, была пустой и беспутной. Но в Европе произошло событие, навсегда изменившее всю его жизнь и оказавшее влияние на формирование его мировоззрения и жизненной философии. Унгерн посетил Австрию, Германию, затем прибыл во Францию и остановился в Париже. Здесь он встретил молодую девушку по имени Даниэла, которую полюбил с первого взгляда. Даниэла ответила на чувства барона, они начали встречаться, гулять по городу, посещать выставки. Но вскоре обстоятельства нарушили идиллию влюбленных: Европа готовилась к войне, и барон должен был вернуться в Россию и в случае необходимости сражаться против германцев. Девушка согласилась последовать за Унгерном, и они отправились в Россию.

Путь их лежал через Германию, но там барон неминуемо был бы арестован как солдат вражеской армии. Тогда Унгерн решил добраться до России морем. Это путешествие было чрезвычайно рискованным, так как баркас, на котором барон направлялся в Россию, был слишком мал для морского путешествия. На море разыгрался шторм, во время которого судно потерпело крушение. Даниэла не умела плавать и утонула, а Унгерну чудом удалось выжить.

Но с того момента барон Унгерн фон Штернберг сильно изменился, как будто оставил свое сердце на дне Балтийского моря, где покоилась его возлюбленная. Он перестал пить, стал умерен, даже аскетичен во всем, перестал обращать внимание на женщин и стал невероятно жестоким. Он не щадил никого: ни своих солдат, ни жителей местностей, через которые ему доводилось проходить, ни себя. Как точно замечал об Унгерне писатель Юлиус Эвола, «великая страсть выжгла в нем все человеческие элементы, и с тех пор в нем осталась только священная сила, стоящая выше жизни и смерти».

Барон Унгерн вернулся в Россию, но вместо того чтобы явиться в военную часть, вышел в отставку и в августе 1913 года отправился в Монголию. Что он делал в этой азиатской стране? Вероятно, он не мог и не хотел жить тихо и спокойно, ему нужна была война. Именно поэтому он отправился на запад Монголии и вступил в отряд Джа-ламы, монаха, специалиста по тантрической магии и разбойника. В тот момент, когда он прибыл на Восток, отряды под предводительством Джа-ламы сражались с китайцами за город Кобдо. Унгерн принял участие в сражении, но отличиться в бою на этот раз ему не представилось возможности.

Однако в России поведением Унгерна были недовольны. Ему передали приказ покинуть отряд Джа-ламы, и он подчинился. К тому же в 1914 году началась Первая мировая война, и «бог войны» отправился на фронт.

Барон Унгерн сражался в составе полка 2-й армии А. Самсонова. Скоро солдаты полка начали рассказывать друг другу о храбрости офицера Унгерна: он ничего не боится, в любом сражении всегда в первых рядах, кажется, что он ищет смерти в бою, но та обходит его – барон как заговоренный. Его не берут ни пули, ни штыки.

Правда, за все время войны он четыре раза был ранен. За храбрость и отвагу, проявленные в боях, он был награжден Георгиевским крестом, орденом Святой Анны 3-й степени, возведен в чин есаула, командира сотни.

Но барон, кажется, относился ко всем наградам с полнейшим равнодушием. Ему нужна была война ради самой войны, и своим стремлением воевать, посвящая этому всего себя без остатка, он поражал даже видавших виды офицеров. Легендарный барон Пётр Николаевич Врангель, про которого один из его сослуживцев как-то сказал, что «…он инстинктивно чувствует, что борьба – его стихия, а боевая работа – его призвание», и тот вынес отрицательные впечатления от знакомства с Унгерном. Врангель оставил о нем такую характеристику: «Среднего роста, блондин, с длинными, опущенными по углам рта рыжеватыми усами, худой и изможденный с виду, но железного здоровья и энергии, он живет войной. Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но сплошь и рядом грешит и против внешней дисциплины, и против воинского воспитания, – это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида. Оборванный и грязный, он спит всегда на полу, среди казаков сотни, ест из общего котла и, будучи воспитан в условиях культурного достатка, производит впечатление человека, совершенно от них отрешившегося. Тщетно пытался я пробудить в нем сознание необходимости принять хоть внешний офицерский облик».

В начале 1917 года Унгерна пригласили в Петроград, где проходил съезд Георгиевских кавалеров. Здесь он поссорился с комендантским адъютантом и сильно избил его (согласно официальной версии, барон был сильно пьян) за то, что тот не предоставил барону квартиру. За этот поступок ему пришлось нести серьезное наказание: он был уволен в запас и осужден на три года тюрьмы. Но отбывать наказание ему не пришлось: началась Февральская революция, власть перешла от царя к Временному правительству, которое освободило многих политических и других заключенных. Унгерн тоже попал под амнистию.

В августе того же года по приказу Александра Фёдоровича Керенского, занимавшего в тот период пост военного и морского министра во Временном правительстве, Унгерн отправился в Забайкалье, где поступил под командование генерал-лейтенанта Григория Михайловича Семёнова. Однако спустя еще два месяца в стране снова произошел переворот: к власти пришли большевики. Семёнов отказался подчиниться новому правительству, не считая его законным. В своих «Воспоминаниях» Семенов писал: «C падением Временного правительства и захватом его функций партией большевиков уже не было законной власти, не было никакого руководства государственным аппаратом на пространстве всей территории России. Всюду царил лишь большевистский террор». Семенов считал своим долгом бороться против власти большевиков. Мнение Унгерна совпадало с мнением его командира, который также считал необходимым бороться против новой власти.

Унгерн находился в отряде Семёнова до 1920 года. В Сибири он обосновался в Даурии и начал формировать Азиатскую дивизию, ядро которой составили буряты и монголы. Средства на содержание дивизии ему приходилось добывать самостоятельно, и он начал облагать данью проезжающие через Даурию поезда. Полученные товары он реализовывал в Харбине, а на вырученные деньги закупал продовольствие и снаряжение. Затем Унгерн начал печатать в Даурии деньги: он сам нарисовал эмблемы для монет, выписал из Японии чеканную машину и распорядился начать печатать монеты из вольфрама, который добывался в местных рудниках. Несмотря на попытки обеспечить дивизию всем необходимым, подчиненные Унгерна постепенно превращались в разбойников и грабили проезжавших через Даурию купцов, а также близлежащие поселения и монастыри. Барон не препятствовал им в этом. В его голове зрели грандиозные планы, он мечтал о создании нового рыцарского ордена и не обращал никакого внимания на творимые его людьми бесчинства.

Одновременно Унгерн требовал от солдат железной дисциплины. Когда-то он любил выпить, а теперь, став командиром дивизии, категорически запрещал своим подчиненным пить. Однако никакие штрафы и наказания не помогали: солдаты продолжали напиваться. Тогда Унгерн пошел на крайние меры: однажды он приказал бросить 18 пьяных офицеров в реку. Стояла зима, вода в реке замерзнуть еще не успела, но была очень холодной. Кое-кому из офицеров удалось спастись, большинство утонуло. Но пить бросили все, даже те, кто стоял на берегу и смотрел на жестокую расправу.

Многие отмечали, что Унгерн был чрезвычайно, нечеловечески жесток и безжалостно наказывал своих подчиненных за малейшие проступки. Часто применялись телесные наказания: провинившегося били палками, иногда до тех пор, пока кожа не повисала клочьями, в некоторых случаях – до смерти. Казненных таким способом Унгерн не разрешал хоронить, и их тела выбрасывали в степь, где их обгладывали волки и одичавшие собаки.

Унгерн становился все более странным: например, он любил совершать конные прогулки по сопкам после захода солнца, совершенно не опасаясь волков, вой которых приводил в ужас местных жителей. Майор Антон Александрович, по происхождению поляк, исполнявший в дивизии роль инструктора монгольской артиллерии, оставил о своем командире такую характеристику: «Барон Унгерн был выдающимся человеком, чрезвычайно сложным, как с психологической, так и с политической точки зрения.

1. Он видел в большевизме врага цивилизации.

2. Он презирал русских за то, что они предали своего законного государя и не смогли сбросить коммунистическое ярмо.

3. Но все же среди русских он выделял и любил мужиков и простых солдат, интеллигенцию же ненавидел лютой ненавистью.

4. Он был буддистом и был одержим мечтой создания рыцарского ордена, подобного ордену тевтонцев и японскому бушидо.

5. Он стремился создать гигантскую азиатскую коалицию, с помощью которой он хотел отправиться на завоевание Европы, чтобы обратить ее в учение Будды.

6. Он был в контакте с далай-ламой и с мусульманами Азии. Он обладал титулом монгольского хана и титулом «бонза», посвященного в ламаизм.

7. Он был безжалостным в такой степени, в какой им может быть только аскет. Абсолютное отсутствие чувствительности, которое было характерно для него, можно встретить лишь у существа, которое не знает боли, ни радости, ни жалости, ни печали.

8. Он обладал незаурядным умом и значительными познаниями. Его медиумичность позволяла ему совершенно точно понять сущность собеседника с первой же минуты разговора».

Довольно оригинальная характеристика, особенно для белогвардейского офицера. К этому можно еще добавить, что Унгерн, несмотря на ум и высокий интеллект, был легко внушаемым человеком. Его постоянно окружали шаманы, к мнению которых он часто прислушивался, принимая то или иное важное решение.

Большевиков волновал вопрос, что Унгерн собирается делать дальше. Председатель ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная Комиссия) Феликс Эдмундович Дзержинский в рапорте на имя В. И. Ленина писал: «Похоже, Унгерн более опасен, чем Семёнов. Он упрям и фанатичен. Умен и безжалостен. В Даурии занимает ключевые позиции. Каковы его намерения? Вести наступление на Ургу в Монголии или на Иркутск в Сибири? Отойти к Харбину в Маньчжурии, потом к Владивостоку? Идти на Пекин и восстановить на китайском троне маньчжурскую династию? Его монархические замыслы безграничны. Но ясно одно: Унгерн готовит переворот. На сегодняшний день это наш самый опасный враг. Уничтожить его – вопрос жизни и смерти». Далее Дзержинский писал: «Слова „комиссар“ и „коммунист“ барон произносит с ненавистью, чаще всего добавляя: „Будет повешен“. У него нет фаворитов, он необычайно тверд, непреклонен в вопросах дисциплины, очень жесток, но и очень легковерен... Живет в окружении лам и шаманов... Из пристрастия к скандальному и необычному называет себя буддистом. Более вероятно, что он принадлежит к крайне правой балтийской секте. Враги называют его „безумным бароном“».

Таким образом, в Москве беспокоились о ситуации в Забайкалье, но сделать ничего не могли: Унгерн был очень силен, и его солдаты слушались его беспрекословно. Выслать войска в Сибирь тогда, при нестабильной политической обстановке в стране, не представлялось возможным.

Так прошло два года. В 1920 году генерал-лейтенант барон Унгерн фон Штернберг (этот чин ему присвоил Семёнов в 1919 году) выступил в поход. Выйдя из Даурии, он пересек границу Монголии и подошел к Урге, которая в тот период была оккупирована китайцами. Правитель Монголии, верховный лама Богдо-гэгэн был вынужден отречься от престола и содержался под стражей в своем дворце.

В Азиатскую дивизию Унгерна входило 2 тысячи солдат. Им пришлось сражаться против 12 тысяч солдат и 3 тысяч мобилизованных горожан. В этом сражении в полной мере проявился полководческий талант барона: несмотря на значительное численное превосходство противника, Азиатская дивизия одержала победу и освободила Ургу. За это барон Унгерн фон Штернберг получил от Богдо-гэгэна титул хана, на который прежде имели право только принцы крови, и получил в подарок рубиновый перстень со священным знаком «суувастик».

Однако китайцы не захотели смириться с поражением. Они направили к монгольской столице 10-тысячное войско под командованием генерала Чу Лицзяна. Унгерн при взятии Урги потерял большую часть своей дивизии. Но об отступлении он тоже не думал. Он собрал войско из местных жителей, которые не желали снова оказаться под властью китайцев. По численности его отряд снова уступал противнику, но на этот раз перевес был не так велик: против китайцев собирались сражаться 5 тысяч человек. Была и другая проблема: недостаток патронов, но и ее удалось решить. Инженер Лисовский предложил лить пули из стекла. Дальность их полета была невелика, но ранения, причиняемые ими, в большинстве случаев были смертельны.

На одной из равнин Монголии началось самое крупное за последние два столетия сражение, в котором приняли участие 15 тысяч человек. Богдо-гэгэн наблюдал за происходящим с вершины близлежащей сопки, воздевал руки к небу в молитве и кружился в ритуальном танце, призывая на помощь высшие силы. Барон Унгерн принимал самое активное участие в сражении: он храбро вел свои отряды в бой и с невероятным хладнокровием громил китайцев.

Монголы победили китайцев, которые с позором бежали с поля боя. Монголия обрела независимость. Унгерн даже не был ранен, несмотря на то что на его халате, сапогах, седле и сбруе насчитали около 70 следов от пуль.

Барон оставался в Монголии несколько месяцев, в течение которых проявил себя как безграничный диктатор этой страны. Некоторое время он с присущим ему упорством твердил о восстановлении некогда великой и могущественной империи Чингисхана, ради чего был готов сражаться и даже отдать свою жизнь. Он рассчитывал, что со временем она станет самой великой империей на Земле и перевесит влияние западных стран. А пока он рассчитывал основать на территории Монголии государство, свободное и от капиталистического, и от большевистского влияния.

У. фон Штернберг

Но он имел в виду не политическое, вернее, далеко не только политическое влияние. На первом месте для него оставались религия и философия. Он считал, что великая миссия Монголии заключается в том, что она должна остановить всемирную революцию. Он мечтал о создании своего ордена, которому собирался передать известный ему секрет скандинавских рун и тайное, только ему открывшееся знание. Монголию он считал наиболее подходящим для этого местом, так как именно в этой части земного шара, согласно древним легендам, находится подземная страна Аггарта, в которой «не действуют законы времени и где пребывает Король Мира, Шакраварти».

Тем временем Унгерн получил известия о том, что белогвардейские отряды один за другим пали под натиском красных: атаман Семёнов оставил Читу, и в город вошел генерал Блюхер. Солдаты Врангеля бежали из Крыма. Большевики захватили уже практически всю Россию, и противостоять им могла только конная дивизия Унгерна, но и она была уже наполовину разгромлена в боях с китайцами. При этом барон чувствовал, что настало время вступить в сражение с большевиками, несмотря на то что силы были не равны.

В мае он покинул Ургу и с небольшим отрядом солдат, некогда входивших в Азиатскую дивизию и уцелевших в двух боях с китайцами, вернулся, точнее, вторгся на территорию России. Он нападал на небольшие селения и разорял их. Отряды РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) пытались бороться с ним, но он всякий раз оказывался проворнее, и ему удавалось уйти от них.

Большевики, понимая, что перед ними сильный враг, стягивали в Забайкалье все больше отрядов. Под их натиском Унгерн отступал со своими людьми на юг, в Китай. Однако прежде, чем отступить, он совершил налет на Иркутский банк и забрал все хранящиеся в нем драгоценности и золотой запас. Нагрузив сокровищами караван из 200 верблюдов, он отправился в Китай.

Передвигаться с таким грузом было чрезвычайно опасно, поэтому Унгерн приказал зарыть клад на территории Монголии, в районе одного из озер (предположительно неподалеку от озера Вуир-Нур).

Отряд казаков-бурятов под руководством полковника Сипайло, коменданта штаба и доверенного лица Унгерна отвел караван в запланированное место. Буряты помогли Унгерну и Сипайло укрыть клад, а затем по приказу барона все они были расстреляны. Унгерн не доверял никому и решил не рисковать. Правда, Сипайло он оставил в живых.

Именно в этот период Унгерн стал понимать свою ошибку: ему не одолеть большевиков, которые уже захватили всю Россию. И он решил идти в Тибет, место, свободное от всяких политических влияний, и основать там свой орден, открыть школу и учить в ней силе, умению противостоять обстоятельствам. Для этого необходимо было преодолеть тысячу километров по охваченному революцией Китаю, но барон не страшился этого: он был уверен, что легко справится с разрозненными отрядами китайских мародеров. Достигнув Тибета, он планировал вступить в контакт с самим далай-ламой, высшим жрецом буддизма.

Однако мечтам барона не суждено было осуществиться. Подчиненные Унгерна, изо дня в день слушая его безумные речи о школах, рунах и орденах, видя его безумные глаза, все больше убеждались, что он потерял связь с реальностью. Так не могло продолжаться долго: конец был уже близок.

Вскоре дивизия Унгерна попала в окружение, которое уже не смогла прорвать. Барон был ранен и взят в плен. История его пленения также полна загадок и тайн. Рассказывали, что Унгерн до самого конца продолжал оставаться неуловимым для своих врагов, большевики не могли взять его живым, не могли и застрелить или хотя бы ранить. Его как будто охраняла неведомая сила, природу которой никто не мог постичь. Но все попытки красных хотя бы ранить Унгерна оканчивались ничем: пули то не долетали до цели, то застревали в его шинели и ранце.

Сами подчиненные Унгерна под конец стали поговаривать между собой о том, что их командиром является сам дьявол. А раз высказанная вслух, эта идея стала обрастать все новыми и новыми подробностями, часто далекими от реально происходящих событий. Наконец буряты решили сдать своего командира красным, купив таким образом свою жизнь и свободу. Однажды вечером они опоили барона отваром из смеси трав, после чего он крепко уснул, связали по рукам и ногам и, бросив его в шатре, бежали. Таким образом он и попал в плен к большевикам.

Барона Унгерна под конвоем отправили в Новосибирск, где над ним состоялся суд. С ним обращались очень вежливо, демонстрируя тем самым гуманное отношение к врагам новой власти. Пленному даже оставили шинель с необычным круглым монгольским воротником, которая была сшита по его указаниям, и Георгиевский крест, который он продолжал носить. Однако барон, опасаясь, как бы крест не попал в руки большевиков после суда, поломал его на куски и проглотил их.

Большевики предлагали барону Унгерну фон Штернбергу сотрудничать с ними, но белый генерал категорически отказался, прекрасно понимая, что это может стоить ему жизни. Он обосновал свой отказ так: «Идея монархизма – главное, что толкало меня на путь борьбы. Я верю, что приходит время возвращения монархии. До сих пор шло на убыль, а теперь должно идти на прибыль, и повсюду будет монархия, монархия, монархия. Источник этой веры – Священное Писание, в котором есть указания на то, что это время наступает именно теперь. Восток непременно должен столкнуться с Западом».

Затем он высказал свое отношение к Востоку и Западу: «Белая культура, приведшая европейские народы к революции, сопровождавшаяся веками всеобщей нивелировки, упадком аристократии и прочая, подлежит распаду и замене желтой, восточной культурой, образовавшейся 3000 лет назад и до сих пор сохранившейся в неприкосновенности. Основы аристократизма, вообще весь уклад восточного быта чрезвычайно мне во всех подробностях симпатичны, от религии до еды». До последних дней своей жизни находясь в убеждении, что Востоку предстоит играть главенствующую роль в мировой истории, Унгерн даже советовал комиссарам, которые вели допрос, направить войска через пустыню Гоби для объединения их с революционными отрядами Китая и излагал свое мнение относительно того, как лучше спланировать этот поход.

29 августа 1921 года состоялось заключительное заседание военного трибунала, на котором было принято окончательное решение о судьбе подсудимого. Генерал-лейтенант Роман Фёдорович Унгерн фон Штернберг был приговорен к расстрелу. Вскоре состоялась и казнь. Приговор привел в исполнение председатель Сибирской ЧК Иван Павлуновский.

Казнь совершили на рассвете. Унгерна вывели из камеры в тюремный двор, вслед за ним вышел председатель. Барон Унгерн фон Штернберг повернулся лицом к востоку и устремил взгляд вперед, на восходящее солнце. Руки у него были связаны за спиной, так как конвоиры, наслушавшись легенд о Божественной природе своего подконвойного, боялись его даже безоружного. О чем он думал в эту минуту?

О загадочной Шамбале, которую ему так и не удалось отыскать, как это не удалось многим до и после него? О сделанных ошибках? Может быть, о Даниэле, которая изменила бы всю его жизнь, если бы не утонула во время шторма в волнах Балтийского моря? Как знать, как сложилась бы история России и Монголии, если бы «бог войны» не исполнил своего предназначения?

Прогремел выстрел, пуля вылетела из ствола револьвера, находившегося в твердой руке председателя и направленного Унгерну прямо в затылок. В последний миг глаза барона немного расширились: ему показалось, что пейзаж вокруг до неузнаваемости изменился и он находится не на тюремном дворе среди конвоиров, а на вершине крутой скалы и смотрит вдаль, в голубое небо, по которому медленно плывут золотистые облака.

Еще через мгновение из раны брызнула густая, красная и горячая кровь. Председатель медленно опустил правую руку, затем так же медленно вытер с нее кровь поданным ему полотенцем. Затем он повернулся и ушел с места расстрела.

«Бог войны» покинул этот мир. На тюремном дворе осталась лежать только его телесная оболочка, скорченное тело, которое еще недавно было живым человеком, а теперь его предстояло сжечь и развеять прах по ветру.

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

I Письма Р. Ф. Унгерн-Штернберга 1. П. П. Малиновскому 17 сентября 1918 г. Даурия Многоуважаемый Павел Петрович! Благодарю Вас за Ваши два письма. Дышат они непоколебимою верою в успех. В последней моей поездке в Читу я эту веру потерял. Стыдно сознаться, но будьте уверены, что

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

IV Н. М. Рибо (Рябухин) История барона Унгерн-Штернберга, рассказанная его штатным врачом (Перевод с английского Н. М.

Из книги Самая страшная русская трагедия. Правда о Гражданской войне автора Буровский Андрей Михайлович

Роман Федорович Унгерн фон Штернберг (1886–1926) Родился в родовом имении на о-ве Даго (ныне Хийумаа, в Эстонии), барон. Гордился происхождением от известного пирата XVII века.Окончил Павловское военное училище (1908) и назначен в Забайкальское казачье войско. Участник 1-й мировой

Из книги Осажденная крепость. Нерассказанная история первой холодной войны автора Млечин Леонид Михайлович

Атаман Семенов и барон Унгерн Одна дама из знатной дворянской семьи вспоминала, как в Чите оказалась в резиденции хозяина города атамана Григория Михайловича Семенова. Перед входом в бывший губернаторский дом с одной стороны на цепи сидел медведь, а с другой - орел. Эта

Из книги Вожди белых армий автора Черкасов-Георгиевский Владимир

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ АТАМАНЫ Генерал-лейтенант Г. М. Семенов и генерал-лейтенант барон Р. Ф. Унгерн фон Штернберг Этой главой заканчивается наша книга, и вспомним цитату, какой сборник начинался в первом очерке, где, хотя и советской терминологией, но верно отмечена

автора

Вольфганг Акунов БАРОН ФОН УНГЕРН - БЕЛЫЙ БОГ ВОЙНЫ Моим друзьям Михаилу Блинову и Дмитрию Шмарину ГЕРБ БАРОНОВ УНГЕРН-ШТЕРНБЕРГ «Щит четверочастный с малым серебряным щитком в середине, в коем золотая шестиконечная звезда над зеленым трехглавым холмом. В первой и

Из книги Барон фон Унгерн - белый бог войны [исторические миниатюры] автора Акунов Вольфганг Викторович

ГЕРБ БАРОНОВ УНГЕРН-ШТЕРНБЕРГ «Щит четверочастный с малым серебряным щитком в середине, в коем золотая шестиконечная звезда над зеленым трехглавым холмом. В первой и четвертой частях в голубом поле три золотых лилии (2+1). Во второй и третьей частях в золотом поле

Из книги Барон фон Унгерн - белый бог войны [исторические миниатюры] автора Акунов Вольфганг Викторович

" Кажется, из монархистов только я один в целом свете." Барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг. 15 сентября 1921 г. перед судом «революционного трибунала» в Новониколаевске (еще не переименованном большевиками к тому времени в Новосибирск) предстал Начальник Азиатской Конной

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Иоганн Фридрих Унгерн-Штернберг Автор (1763-1825) - остзейский дворянин (барон), ландмаршал лифляндского дворянства, секретарь федерального суда. Его дом в Тарту стал первым зданием вновь открытого в 1802 году Тартуского университета, в котором он был заместителем куратора.

Из книги Повседневная жизнь на острове Святой Елены при Наполеоне автора Мартино Жильбер

Барон фон Штюрмер Австрийский коллега маркиза барон фон Штюрмер - профессиональный дипломат, сотрудник князя Шварценберга, исполнявший важные дипломатические поручения в Санкт-Петербурге, Париже и Флоренции и назначенный на Святую Елену в награду за «честную и

Из книги Геринг, брат Геринга. Незамеченная история праведника автора Берк Уильям Хастингс

Глава 8 Барон фон Мош “Вам письмо”. Это он. Под конец планы поменялись. Он хочет встретиться в это воскресенье в Париже. Сегодня пятница, и я во Фрайбурге. Новый план: сегодня взять машину напрокат, отправиться в путь в ночь на субботу сразу после смены, домчаться до Парижа и

Из книги Призрачные страницы истории автора Черняк Ефим Борисович

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Хорватский барон в Мексике Первым путешественником, отправившимся в Мексику из стран Балканского полуострова, был барон Иван Раткай – миссионер и автор путевых заметок. Он родился 22 мая 1647 г. в Великом Таборе – средне вековом замке в хорватском Загорье. Окончив

Из книги За кулисами истории автора Сокольский Юрий Миронович

«Вы шутите, барон?» Иногда в старых мемуарах можно найти много интересного и поучительного. Вот что нам удалось извлечь из воспоминаний М. Ф. Каменской.В начале прошлого века ректором Академии художеств был Иван Петрович Мартос. Это был известный скульптор: в Москве, на

Худой, с горящими глазами, склонностью к садизму и эзотерике , с манией величия - таким запечатлели его современники и дали соответствующие прозвища: Кровавый барон, Чёрный барон. В судьбах сподвижников он оставил тёмный след, многие плохо кончили, некоторые сошли с ума. Даже мимолётные короткие встречи с бароном имели последствия. Именно таковой была встреча Унгерна и Оссендовского в Монголии. Спустя много лет, после своей смерти, Чёрный барон явился к нему…

Потомок пиратов

Роман Фёдорович Унгерн фон Штернберг родился 29 декабря 1886 года в семье обедневшего аристократа. История его рода таинственна и очень интересна. В нём были авантюристы, солдаты, а также просто убийцы и грабители.

Предки Унгерна принимали участие в крестовых походах и сражались под стенами Иерусалима. В 12-м веке они числятся в ордене меченосцев, принимают участие в Грюнвальдской битве. Особым образом известен рыцарь Генрих Унгерн-Штернберг по прозванию Топор. Он странствовал по Европе и участвовал в турнирах во Франции, Англии, на одном из которых и погиб, встретив достойного противника. Барон Ральф Унгерн был прославленным пиратом в Балтийском море. Пётр Унгерн также был пиратом, имел замок на острове Даго - своеобразное разбойничье гнездо. Немалого внимания заслуживает Вильгельм Унгерн, которого называли Братом Сатаны за увлечение оккультизмом и тайными науками. Дед Романа Фёдоровича, пират , разбойничал в Индийском океане. До того как его схватили англичане, он успел принять в Индии буддизм.

Это был род рыцарей-пиратов, склонных к мистицизму. Можно по-разному относиться к подобной биографии, доверять ей или нет, но надо отметить, что в ней хорошо прослеживаются те черты, которыми особенно отличался Чёрный барон. Это склонность к воинской жизни, самовольству и интерес к восточным учениям и оккультизму.

Барон верил в реинкарнацию и считал, что он путешествует с древних времён. И, согласно его убеждениям, тот его предок - воин и маг - воплотился в нем. Ибо из века в век по истории странствует этот рыцарь-мистик Унгерн.

Первые шаги

Интересы юного барона лежали в русле устремлений его предков. Он решил посвятить себя войне. В 1908 году он окончил Павловское военное училище. Затем участвовал в Первой мировой войне в составе 34-го Донского казачьего полка и на фронте отличился самым положительным образом. Командуя кавалерийским эскадроном, совершил ряд подвигов. Все отмечали его храбрость, хладнокровие, выдержку - эти качества не раз спасали жизнь ему и однополчанам. Барон Врангель отметил, что Роман Фёдорович «жил войной, совершая столь же быстрые, сколь и дерзкие набеги в тыл германцев». За проявленное мужество был награждён рядом орденов. Неожиданно на карьере столь блестящего офицера появилось нелицеприятное пятно: драка с сослуживцем, которую барон устроил, находясь в нетрезвом состоянии. Тогда же было подмечено, что «его порок - постоянное пьянство и что он способен на поступки, роняющие честь офицерского мундира» .

В декабре 1917 года Роман Фёдорович подался в Забайкалье, где активно сражался с Красной армией. Ему сопутствовал успех, и в ноябре 1918 года он назначается генерал-майором, под командование ему отдаётся сформированная Азиатская конная дивизия. Но тут красные усилили натиск, и барон был вынужден отступить в Монголию .

Освободитель Монголии

Здесь его ожидали с нетерпением, уповая на то, что он поможет добиться независимости от Китая. Монголы настолько его превозносили, что объявили живым богом войны, кроме того, многие буддисты вполне серьёзно считали Унгерна реинкарнацией Чингисхана - у обоих были голубые глаза и рыжая борода.

На некоторое время его войска стали лагерем в Восточной Монголии, набираясь сил, собирая под свои знамёна людей. К нему охотно присоединялись и белые отряды, и монголы.

4 февраля 1921 года после долгих боёв была взята Урга, а отступившие китайские войска попытались прорваться в Китай. Барон Унгерн добил их, встретив у реки Толы. Таким образом, ожидания монголов оправдались - их страна стала свободной.

Садист и палач

В Монголии в полной мере проявились те особенности его натуры, за которые его прозвали Кровавым бароном. Открылась другая сторона «бога войны» - он был садистом.

Сохранилось множество свидетельств о его действиях в захваченной Урге. Многочисленные казни, пытки - причём страдали ни в чём не повинные люди. Отсутствовал всякий закон. Обвиняемых - часто в самых нелепых проступках - не отдавали под суд. Его попросту не было. Подозрительного или непонравившегося человека могли сразу забить палками на улице или зарубить. Кроме того, Унгерн окружил свою персону подобными себе личностями. Особенно среди них прославился подполковник Сипайлов, ставший комендантом в городе. Это был палач, сумасшедший, насильник и растлитель малолетних.

Сама взятая Урга представляла страшную картину. Полный разфом, повсюду трупы, по улицам слонялись пьяные казаки, отыскивая себе жертв. На столбах и фонарях качались повешенные, причём однажды барон собственноручно повесил женщину.

Это было страшно, и многие монголы уже мечтали о том дне, когда до Кровавого барона доберутся красные.

Родственные души

Всё это было поведано в доверительной беседе Фердинанду Оссендовскому, который изложил услышанное и описал свои монгольские приключения в книге «И звери, и люди, и боги».

Вера барона Унгерна в сверхъестественное иногда доходила до крайности. Так, ни одна подготовка к сражению не обходилась без гаданий. В штабе барона всегда толпилась масса ворожей и предсказателей, лам и простых цыганок. Также перед атакой нередко шаман творил обряды и читал заклинания, и это на глазах всего войска. Многие посмеивались про себя, но молчали: барон не любил, когда сомневались в подобных вещах.

Пророчество

Все, что рассказал барон поляку, он просил обнародовать после его смерти. Оссендовский засомневался, он был старше Унгерна, и резонно было предположить, что умрёт раньше. Но Роман Фёдорович уверил его, что всё будет иначе. В книге приведены его слова: «О нет! Ещё 130 дней, и все будет кончено, а потом… нирвана!».

Дело в том, что некий предсказатель нагадал барону, что жить ему осталось ровно 130 дней. В этот же день они вдвоём отправились в буддистский монастырь, где лама предсказал те же 130 дней, а также произнёс несколько слов относительно судьбы его спутника, поляка. Лама сказал, что «он умрёт, когда Унгерн ему напомнит, что пришло время расстаться с жизнью».

Спустя несколько дней барон попрощался с поляком. Каждый из них отправился своей дорогой.

Очень скоро под натиском Красной армии Унгерну пришлось оставить Ургу. Он отступил. К этому времени недовольство действиями барона и его палачей заметно усилилось, и против Романа Фёдоровича был составлен заговор. 20 августа 1921 года монголы связали его и сдали на руки отряду красных .

Барона Унгерна приговорили к смертной казни, и 15 сентября 1921 года приговор был приведён в исполнение. Это произошло ровно через 130 дней после предсказания.

Вестник смерти

Фердинанд Оссендовский благополучно вернулся в Польшу. Слова ламы давно были позабыты, и события прошлых лет также потеряли живость. Вторая мировая война застала его в Варшаве, и ему пришлось спасаться. Он нашёл убежище в пригороде.

И вот ночью 10 января 1945 года перед домом писателя остановился легковой автомобиль, пассажиром которого был некий лейтенант Доллерт из контрразведки нацистской армии. Его беседа с Оссендовским длилась долго, до самого утра. Когда он уходил, то унёс с собой экземпляр книги «И звери, и люди, и боги». Через день после его посещения поляк умер.

Вскоре после окончания войны Доллерта отчаянно искали, но он словно сквозь землю провалился. о нём ничего не удалось узнать, кроме того, что его на самом деле звали… барон фон Унгерн.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Монголы называли барона Унгерна "белым богом войны". Он мечтал восстановить империю Чингисхана и спасти монархию во всем мире. В своих устремлениях барон был парадоксален и смел, но его предали свои же офицеры.

Наследник Атиллы, пиратов и тевтонцев

Полное имя барона Унгерна - Роберт-Николай-Максимилиан (Роман Фёдорович) фон Унгерн-Штернберг. Родился будущий "белый бог войны" в Австрии, во время одного из родительских путешествий.

Род Унгернов происходил от Ганса фон Унгерна. В 1269 году он был вассалом рижского архиепископа.

Про своих предков барон Унгерн говорил: "Я происхожу из древнего рода Унгерн фон Штернбергов, в нем смешались германская и венгерская - от гуннов Аттилы кровь. Мои воинственные предки сражались во всех крупных европейских битвах. Принимали участие в крестовых походах, один из Унгернов пал у стен Иерусалима под знаменем Ричарда Львиное Сердце. В трагически закончившимся походе детей погиб одиннадцатилетний Ральф Унгерн" .

Также в роду у барона были тевтонские рыцари, и, как он сам уверял, странствующий рыцарь по прозвищу "Топор", рыцарь-разбойник Ральф Унгерн и алхимик XVII века Вильгельм Унгерн, которого называли не иначе как "брат Сатаны".

Вероисповедание

К вопросам веры Роман Унгерн подходил со свойственной ему оригинальностью. В протоколе допроса барона Унгерна он называет себя человеком верующим в Бога и Евангелие и практикующим молитву. Это косвенно подтверждают и письма Унгерна, в них нередко встречаются цитаты из Священного писания.

Однако во время беседы с писателем-оккультистом Фердинандом Оссендовским, Унгерн рассказывал: "Свою жизнь я провел в сражениях и за изучением буддизма. Дед приобщился к буддизму в Индии, мы с отцом тоже признали учение и исповедали его ".

Барон Унгерни исповедовал буддийское философское учение читтаматра, одно из течений Махаяны, распространенное среди тибетских лам. Одно из его положений гласит, что реальность является игрой ума и плодом воображения.

Другой барон, Врангель, вспоминал про Унгерна, отрешившегося от реальности: "Оборванный и грязный, он спит всегда на полу среди казаков своей сотни, ест из общего котла и, будучи воспитанным в условиях культурного достатка, производит впечатление человека, совершенно от них оторвавшегося "

По части буддизма барону Унгерну удалось добиться высокого статуса среди монгольских лам: в феврале 1921 года, после взятия Унгерном Урги, они признали его аватаром Махакалы, шестирукого бога войны и разрушения.

В поисках войны

Военная карьера Романа Федоровича также складывалась нетривиально. В 1902 году отчим отдал его Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Унгерн же с детства отличался своеволием и отсутствием всяческого понятия о дисциплине.

Через три года неровной учебы, его выгоняют из корпуса, но начавшаяся Русско-японская война не дает 20-летнему барону усидеть на месте - он поступает вольноопределяющимся 1-го разряда в 91-й Двинский пехотный полк, который так и не оказывается на фронте.

Унгерн в буквальном смысле жаждет войны, она манит его. Барон переходит на пополнение в 12-й Великолуцкий полк, едет в Манчьжурию, но ко времени его прибытия боевые действия заканчиваются и там.

В ноябре 1905 года Унгерн получает звание ефрейтора. С 1906 по 1908 - учится в Павловском военном училище, закончив которое зачисляется в 1 Аргунский полк Забайкальского казачьего войска в чине хорунжего. В полку он опять чудит: устраивает пари, участвует в дуэлях. В 1910 году над ним все же проходит суд чести, Унгерн переводится в 1-й Амурский казачий полк.

Через два года его производят в сотники, но барон делает очередной "финт": подает в отставку и отправляется в Монголию. Едет один, без припасов и постели. Формальная цель Унгерна – присоединиться к монгольским повстанцам в их борьбе против Китая. После прений и уверений в добронравии Унгерну разрешают служить только сверхштатным офицером в конвое русского консульства. Начинается Первая мировая война, будущий "белый бог войны" мчится ей навстречу.

На Первой мировой, дорвавшись, наконец, до фронта, Роман Унгерн проявляет чудеса храбрости, граничащей с фанатичным фатализмом. Про него говорили: "Либо он хочет умереть, либо совершенно уверен, что пули его не берут". За свои подвиги барон Унгерн был награждён пятью орденами, в том числе и св. Георгия 4-й степени с надписью "За храбрость".

В сентябре 1916 года Унгерн получает повышение: из сотников его производят сначала в подъесаулы, а затем и в есаулы. Тогда к нему прилепится одно из прозвищ "подъесаул-барон". Казалось бы - служи, но Унгерн не может просто служить, он попадает в очередную скандальную историю (пьяный избил коменданта), итогом которой становится отправка на Кавказский фронт. По одной из версий, его отравил туда недолюбливавший "казака-буддиста" Врангель.

На Кавказском фронте Унгерн проявил инициативу. Вместе со своим другом Георгием Семеновым он создает добровольческие отряды ассирийцев. Серьезного влияния на ход войны они не оказали: Первая мировая плавно перетекала в войну Гражданскую. Унгерн с Семеновым снова едут в Забайкалье.

Идея фикс: монархист

Унгерн был "воином мира". И убежденным монархистом. Для него идея монархии была идеей фикс.Он мечтал об обновлении Евразии под монархическими знаменами, уверовал в то, что именно азиатские народы лучше всего пробудить и направить против "загнивающего Запада" и проказы революции.

Черный барон мечтал о создании державы, которая бы объединила кочевников Востока от берегов Индийского и Тихого океанов до Казани и Астрахани. Её первой крупицей должна была стать Монголия, опорой - Китай, правящей династией - дом Циней, который китайцы свергли во время Синьхайской революции 1911-1913-го годов. Революции барон Унгерн ненавидел так же сильно, как верил в монархию.

"Белый бог войны"

В Даурии Унгерн установил жесткий режим личной власти. Бывший хулиган, теперь он свято верил в дисциплину, бывший алкоголик, он ввел в своей дивизии "сухой закон". Любой нарушитель закона, вне зависимости от чина и ранга, подвергался самым жестоким наказаниям. В Гусиноозерском дацане за грабеж обоза Унгерн выпорол всех лам (из протокола допроса).

Унгерн разрывался между любовью к монархии и ненавистью к революции. Уже задумав освободительный поход на Ургу, он осенью 1920 года вступает в столкновения с войсками Дальневосточной республики. Силы неравны, Унгерн скрывается в монгольских степях, снова сколачивает отряд и дважды пытается штурмовать Ургу, но тщетно. Он снова отступает, но с целью сбора подкрепления.

Под его знаменами оказываются русские, буряты, монголы, буддистские священники и монахи. Владыка Тибета - Далай-Лама XIII назвал Унгерна борцом за веру и прислал в помощь полк гвардейцев. Такое расположение Далай-Ламы было вызвано тем, что китайцы арестовали "живого Будду" - ургинского первосвященника и правителя Монголии Богдо-Гэгэна. Монголы поверили в силу барона. С конца 1920 года 35-летнего Романа Унгерна уже называли Цаган-Бурхан, "бог войны".

Предательство

"Белый бог войны" весной 1921 года пошел со своей Азиатской дивизией на север - бороться с большевиками и возрождать империю Чингисхана. Он надеялся на поддержку со стороны Семенова, но старый друг на этот раз никакого интереса к миссии барона не проявил, поскольку до этого признал отряд Унгерна партизанским и разошелся с бароном идеологически.

Красные все чаще оказывались сильнее. Барону снова пришлось вернуться в Монголию, но он понимает недостаточность своих ресурсов для борьбы и решает уйти в Тибет - поступить на службу к Далай-Ламе.

Этим планам не суждено было сбыться. Офицеры Азиатской дивизии организуют заговор против своего командира. В августе 1921 года Унгерн оказывается в плену у красных. 15 сентября, сразу после суда в Новониколаевске (сегодня Новосибирск), его расстреляли, хотя ещё 17 января 1920 года вышло постановление ВЦИК и СНК об отмене смертной казни в отношении врагов Советской власти.

Рассказывают, что перед расстрелом Роберт-Николай-Максимилиан фон Унгерн-Штернберг изгрыз свой Орден Святого Георгия, чтобы он не достался врагам.

Барон Унгерн. Имя этого человека всегда воспринималось неоднозначно. Разные авторы, в зависимости от политических убеждений и пристрастий, называли его то “кровавым палачом трудового народа”, то “идеальной фигурой белого движения”. Сегодня, по прошествии многих лет, отделяющих нас от далеких событий гражданской войны, мы вновь решили возвратиться в этой одиозной фигуре. Еще Н. Князев, служивший в годы гражданской войны в Азиатской конной дивизии барона Унгерна и близко знавший его, писал: “Личность барона Унгерна столь красочна в своих проявлениях, что, отвлекшись в одну какую-нибудь сторону, например, драматическую, рискуешь потерять всякую объективность”.

Так кто же он?

Роман Федорович (Роберт – Николай – Максимилиан) Унгерн фон Штернберг родился 29 декабря 1885 года и происходил из семьи старинного остзейского рода. “Семья баронов Унгерн-Штернбергов принадлежит роду, ведущему происхождение со времен Аттилы, один из Унгернов сражался вместе с Ричардом Львиное Сердце и был убит под стенами Иерусалима. Это был очень воинственный род рыцарей, склонных к мистике и аскетизму...”,- часто любил повторять Роман Федорович. С детства он хотел быть похожим на своих предков. Рос скрытным и нелюдимым мальчиком. Некоторое время он обучался в Николаевской ревельской гимназии, но из-за плохого поведения его выгнали. Тогда родители решили отдать юношу в какое-нибудь военное училище, надеясь, что суровые армейские будни несколько поумерят пылкую натуру. Роман отправился в Петербург, в Морское училище. В разгар русско-японской войны, бросил учебу и изъявил желание принять участие в боях с японцами. Но опоздал, война завершилась.

После войны 1904 – 1905 гг. Унгерн поступил в Павловское военное училище. В разное время его оканчивали такие известные деятели белого движения, как М. Дроздовский, П. Краснов, Я. Слащев. Кроме военных дисциплин, которые изучались здесь особенно тщательно, преподавались общеобразовательные – закон Божий, химия, механика, литература, иностранные языки. В 1908 году Унгерн окончил училище подпоручиком. В этом же году он решил перевестись в Забайкальское казачье войско. Просьба его была удовлетворена. В 1908 году подпоручик Унгерн стал хорунжим (младший офицерский чин) и направился служить в 1-й Аргунский полк. Сотник того же полка характеризовал его в аттестации: “Ездит хорошо и лихо, в седле очень вынослив”. В 1911 году хорунжий Роман Унгерн высочайшим указом переводится в 1-й Амурский казачий полк. Здесь он возглавил разведку первой сотни. Вскоре старания энергичного офицера были замечены, и на четвертом году службы его произвели в сотники. Уже тогда многие поговаривали, что барон Унгерн “не был знаком с чувством утомления и мог подолгу обходиться без сна и пищи, как бы забывая о них. Он мог спать вповалку с казаками, питаясь из общего котла”. Всех, кто сталкивался с Унгерном, поражала его внешность. Например, скотопромышленник А. Бурдуков, познакомившийся с ним в 1913 году, описал его следующим образом: “Он был поджарый, обтрепанный, неряшливый, обросший желтоватой растительностью на лице, с выцветшими застывшими глазами маньяка. По виду ему можно было дать лет около тридцати. Военный костюм его был необычайно грязен, брюки протерты, голенища в дырках. Сбоку висела сабля, у пояса револьвер...”.

Полковым командиром Унгерна был еще один знаменитый барон П. Врангель. Впоследствии, уже в эмиграции, Врангель опубликовал свои “Воспоминания”, где не обошел вниманием своего земляка барона Унгерна. Он оставил нам такую характеристику своего подчиненного: “Такие типы, созданные для войны и эпохи потрясений, с трудом могли ужиться в обстановке мирной полковой жизни. Худой и изможденный с виду, но железного здоровья и энергии, он живет войной. Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но сплошь и рядом грешит и против внешней дисциплины, и против воинского воспитания – это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида”. Ходили слухи, что полковник Врангель прятался под стол, как только слышал приближение нетерпеливого сотника Унгерна с его безумными авантюрами ведения войны.

С 1915 года Роман Унгерн стал командовать сотней в 1-м Нерчинском полку, который входил в состав Уссурийской казачьей дивизии (командир генерал-майор А. Крымов). Закончил Первую мировую войну Роман Федорович в чине есаула. В начале 1917 года с ним случился конфуз: он в пьяном виде избил комендантского адъютанта, который не предоставил ему квартиры. Есаулу Унгерну грозил трибунал, но его спас сослуживец – Петр Врангель. Роман Федорович уехал в Ревель к своему сводному брату, но дома долго не пробыл. В августе 1917 года он участвовал в корниловском мятеже, после разгрома которого бежал в знакомые места, в Забайкалье.

После Октябрьской революции Роман Унгерн вступил в отряд атамана Г. Семенова, который в свое время также служил в 1-м Нерчинском полку есаулом и хорошо знал эксцентричного барона. Семенову были нужны такие люди. Унгерна производят в полковники, а затем в генерал-майоры. В 1918 году атаман назначил своего бывшего однополчанина военным комендантом железнодорожной станции Даурия, где Унгерн начал формировать свою знаменитую Азиатскую конную дивизию. Он стал своеобразным диктатором, владыкой Даурии, подчинив себе всех и вся и введя железную дисциплину в своем отряде. Например, за заготовку плохого сена, Унгерн заставил интенданта это сено съесть. Одного чиновника за подмоченную муку сначала выпороли, а потом утопили в реке. Тех, кто сочувствовал большевикам, связывали и оставляли в лесу на съедение волкам. “Создав первоклассную по дисциплине и боеспособности Азиатскую конную дивизию, барон Унгерн всегда говорил, что они сложат головы, или доведут борьбу с красными до победного конца”,- вспоминал бывший адъютант Унгерна А. Макеев. Но недолго унгерновцы терроризировали мирных жителей.

В 1919 году красноармейцы разбили войска адмирала Колчака. А в октябре 1920 года потерпела поражение армия атамана Семенова, и Унгерн со своей дивизией (1045 всадников, 6 орудий и 20 пулеметов) ушел в Монголию. Уже несколько лет здесь хозяйничали китайские революционеры.

Только что прибывший в захваченную страну генерал-майор Унгерн решил помочь монгольскому народу сбросить иго китайской революционной анархии. У барона родился дерзкий план – разгромить чужеземных захватчиков и восстановить на монгольском престоле главу ламаистской церкви Богдо-Гэгэна. Через несколько месяцев все было решено. Китайцы позорно бежали, а Унгерн торжественно въехал в полуразрушенную столицу Монголии Ургу. В качестве трофеев ему достались 4 тыс. винтовок, 15 орудий, много патронов и холодного оружия. За взятие оплота китайских войск атаман Семенов произвел барона в генерал-лейтенанты.

В Урге сразу же вышел приказ Унгерна: “за мародерство, за насилие над жителями – смертная казнь!”. Данный приказ не распространялся на евреев, коммунистов и им сочувствующих. Тех, кто ослушался, ждала суровая пытка и казни. Провинившихся секли палками до смерти, рубили шашками, душили плетьми, сжигали заживо, отдавали на съедение собакам. За попытку дезертирства (что случалось нередко) вешали на городских воротах и не снимали в течение нескольких недель. Историк Л. Юзефович так оценил Ургу во время унгерновского правления: “ здесь убивали не только ради добычи, но и для устрашения, для самоутверждения, для куража, от отчаяния, из природного садизма, во хмелю, с похмелья и просто по привычке и без причин”.

После восстановления на престоле Богдо-Гэгэна, Роман Федорович стал думать о строительстве великой буддийской империи от Тихого океана до Каспийского моря. Но на его пути встали советские и монгольские коммунисты. На границе Монголии и Дальневосточной республики (ДВР) стали создаваться военные отряды Сухэ-Батора. Это бывший монгольский офицер, сбежавший от китайских властей в Сибирь. Обучался он в школе красных командиров в Иркутске.

Барон увидел в “красных” монголах откровенную угрозу и решил двинуться на север по направлению Урга – Кяхта, чтобы разбить всех красноармейцев как монгольских, так и русских. 21 мая 1921 года Азиатская конная дивизия (около 3 тыс. человек) генерал-лейтенанта Унгерн-Штернберга, выступила из Урги на север, в свой последний “крестовый поход” против большевизма.

Имея под своим началом только 3 тыс. воинов, он бросил вызов всей Дальневосточной республике. В сражении у Кяхты Унгерн был разбит 35-й дивизией красных и монгольскими повстанцами Сухэ-Батора. Добивать спесивого барона прибыли 12-я Читинская дивизия и сводно-партизанская бригада Щетинкина. Хотя “крестовый поход” против коммунистов окончился поражением унгерновцев, их командир не хотел отказываться от своей безумной идеи – “поднять на дыбы” всю Азию. Он предложил своим голодным, измученным бойцам новый грандиозный план – перейти пустыню Гоби и вступить в Тибет, где при поддержке Далай-ламы основать центр борьбы против преступного социализма. Но соратники Унгерна взбунтовались и решили покончить с надоевшим бароном. На сходке сотенных и полковых командиров большинство высказалось за физическую ликвидацию. Но Роману Федоровичу чудом удалось спастись от явной гибели. Он бежал. Вскоре на барона наткнулся красноармейский разъезд 35-го кавалерийского полка (командир К. Рокоссовский – будущий маршал Советского Союза). Ценный пленник был отправлен в Троицкосавск, а оттуда в Верхнеудинск (Чита). Здесь его посадили в звериную клетку и в ней повезли в Новониколаевск (Новосибирск).

Роман Федорович понимал, что за все его деяния ему полагалась смертная казнь. Большевики решили устроить над Унгерном показательный суд. Общественным обвинителем выступил известный большевик Емельян Ярославский. На вопрос: “Почему не признаете Советскую власть?”, бывший командир Азиатской конной дивизии ответил: “Потому что благодаря тактике и действиям Коммунистической партии систематически уничтожается моя Родина. Потому что закон и порядок исчезли с лица русской земли...;”. Барона обвинили в том, что он пролил слишком много народной крови в Забайкалье и Монголии (село Укрыр, станица Мензинская, город Урга, станция Даурия и др.). Приговор был суров – смертная казнь.

Так кто же он? Кем он остался в нашей памяти? Страшным маньяком белого движения?

Высокие идеалы, провозглашенные Унгерном, были оторваны от реальности. Всю свою жизнь он шел к одной цели – духовному преображения погрязшего в пороках общества, но средства к достижению этой великой цели он явил самые жестокие и беспощадные. Путь его был короток, но кровав. Барон знал, что насильно вводимое добро превращается в зло, но упорно не желал этому верить. В этом его главная ошибка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!