От европейской к мировой войне. II

Информационный лист 1.

Вопросы:


«Информационный лист № 2»

Информационный лист № 2.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

Информационный лист 3.

:

Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

Вопросы:

    На какой срок заключался?

Просмотр содержимого документа
«Основной рабочий лист группы»

Основной рабочий лист группы

Состав группы

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

11 класс

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

45 минут.

Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – групповая, общеклассная.

Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

- Обучающие:

1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

2. Установить причины второй мировой войны;

- Развивающие:

1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

- Воспитательные:

1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-

ный этап. Мотивация

Вступительное слово

Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

Фронтальная беседа.

Работа по схеме.

Что обозначают символы I, II на схеме?

Каковы их хронологические рамки?

Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

Как чувствуют себя те, у кого мало места?

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

А что испытывают те, у кого места много?

Какие государства вышли победителями из первой мировой?

А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

Садятся по группам, заранее сформированным.

Возможные ответы:

(Первая и вторая мировые войны).

(1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

(мировой экономический кризис)

(различие в положении победителей и побежденных)

(некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

(Германия и Италия)

(Англия, Франция, США)

Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

Да, виновны

- нарушение мира

- совершение агрессии

- милитаризм

- создание союза, цель которого передел мира

(Параграф № 6, с.56 учебника)

(Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

3. Особенности международ-

ных отношений начала 30-х годов

В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

Работа в группе. Обсуждение.

Ответы на вопросы. Беседа

Работа с информационным листом № 1

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

    В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

Работа с информационным листом № 2

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

Отвечают на вопросы.

Параграф № 9, с.78

6. Заключение. Рефлексия

И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Слушают учителя.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

В чем были причины второй Мировой войны?

(слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Записывают домашнее задание

Приложение № 1

Информационный лист 1.

Особенности международных отношений начала 30-х годов

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Вопросы:

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Приложение № 2.

Информационный лист № 2.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Реализация политики умиротворения.

В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Крах политики умиротворения.

Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Приложение № 3.

Информационный лист 3.

« Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

«По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

    Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

Вопросы:

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

Приложение № 4.

Основной рабочий лист группы

Состав группы

1____________________________________

2 ___________________________________

3 ___________________________________

4 ___________________________________

5 ___________________________________

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    В чем были причины второй Мировой войны?

    Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Список использованной литературы:

    Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

    Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

Просмотр содержимого презентации
«На пути ко второй мировой войне»


Мировой экономический кризис


Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

П О Ч Е М У?

Мировой экономический кризис


  • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
  • 2. Причины недооценки опасности миру
  • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
  • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

Япония

Германия

Италия

  • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
  • 1933 г. – выход из Лиги наций.
  • 1933 г. – выход из Лиги наций;
  • 1934 г. – создание военной авиации;
  • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
  • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
  • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
  • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

  • небольшая группа стран стремилась к войне;
  • приоритет внутренних проблем перед внешними;
  • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
  • изоляционизм США;
  • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Политика коллективной безопасности

Политика умиротворения

Германия

Франция + СССР

Англия

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

  • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
  • 13.03.1938 –
  • Аншлюс Австрии

Франция


Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Англия + Франция

СССР

Германия

  • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
  • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
  • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

Выгоды,

полученные Германией

Выгоды,

полученные СССР


Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

  • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
  • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

  • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

1 год 10 месяцев

  • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
  • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
  • Ликвидация угрозы войны на два фронта
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

  • самая кровопролитная,
  • самая жестокая,
  • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
  • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

из них 27 миллионов советских людей

Можно ли было ее предотвратить?


  • Ответить на вопросы:
  • В чем были причины Второй Мировой войны?
  • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
  • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
  • § 8, 9

Угроза начала Второй Мировой войны возникла сразу после завершения Первой Мировой войны, несмотря на стабильные пацифистические настроения некоторых европейских государств и США.

Предпосылки развязки Второй Мировой войны

Послевоенный передел мира в начале 20-х годов немало ущемил экономические и территориальные интересы побежденных государств, а также национальную гордость их граждан. С 20-х годов 20 века, Германия и Италия не рассматривались мировым содружеством как потенциальные политические лидеры: страны были обременены выплатами репараций.

Тем не менее, с установлением в поверженных государствах тоталитарных режимов, их национальная экономика начала стремительно укрепляться, вместе с ней активно возрастал уровень военной промышленности. Манипулируя национальными настроениями масс, фашистские лидеры готовили благодатную почву для развязки новой войны, делая основной акцент на пропагандистском воспитании молодого поколения.

Добавило масла в огонь противостояние и падение могущественных империй - Российской и Австр. - Венгерской, на развалинах которых, было образовано более десятка новых государств с весьма спорными границами. Наряду с европейскими государствами, претензии со стороны Германии выдвигались также к Советской России.

Помимо территориальных раздоров между странами стоял и идеологический вопрос. В планы А. Гитлера не входило строительство социалистического мирового общества, идеи которого активно внедрял Сталин. Также советский вождь представлял собой и значительную конкуренцию для фюрера, который не собирался разделять ни с кем лавры своей славы и влияния.

Начало военных действий

На своей первоначальной стадии Вторая Мировая война носила характер внутриконтинентального противостояния, о чем ярко говорит нейтральная позиция США, правительство которых зареклось вмешиваться во внутренние междоусобицы европейцев. Первой жертвой фашистской агрессии стала Польша - наиболее уязвимое государство, так как не обладало ни военным потенциалом, ни политическим весом в Европе.

На территорию государства немецко-фашистские войска вторглись 1 сентября 1939 года, в это же день в войну вступили Франция и Англия, которые имели военные соглашения с польским правительством. Спустя месяц, 6 октября польские войска безоговорочно капитулировали.

Гитлер инициировал проведение конференции, на которой мировые лидеры должны были ратифицировать соглашение о разделе польских земель. Фактически это был единственный шанс предотвратить масштабы будущих военных действий, однако европейские правительства ответили отказом, что значительно усилило агрессию нацистов.

Европейский блицкриг и вторжение в Азию и Африку

Весной 1940 года немецко-фашистская армия приступила к захвату европейских государств. В ходе Датско-норвежской и Франкской кампании, гитлеровские войска в течении нескольких месяц смогли установить оккупационные ражими во всех европейских государствах. Следует заметить, что агрессор не столкнулся с видимым сопротивлением - страны-лидеры, которые на протяжении многих лет кичились своим военным потенциалом, сдались фашистам фактически без боя.

Так в течении нескольких недель была захвачена Великобритания и Франция. Капитуляция Европы открыла фашистам путь на территорию Балкан, Африки и Азии. В итоге проведения Иракской, Греческой, Сирийской и Югославской операций, в первой половине 1941 года немецкие оккупационные режимы были установлены в большинстве государств континента.

В этот период главный союзник фашистов, милитаристская Япония, начинает активно вливаться в противостояние, разворачивая боевые действия на территории Китая и Таиланда. В начале 1941 года войну фашистской Германии объявила Австралия и Новая Зеландия, хотя де-факто правительства этих государств не спешили вступать в военные действия.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: На путях ко Второй Мировой Войне: Италия и Германия, Лига Наций, СССР
Следующая тема:   Антифашистская коалиция и итоги второй мировой войны

План-конспект урока истории.

Тема: «Международные отношения в 1930-е годы. Начало Второй мировой войны».

Цели. I). Образовательная цель

Дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Охарактеризовать международную отношения 1930-х годов;

2. Выявить причины краха политики коллективной безопасности;

3. Выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории; развивающие: развитие умения анализировать исторические документы, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

4. Рассмотреть Мюнхенское соглашение и пакт Молотова-Риббентроппа, ход военных действий польской кампании 1939 года;

II). Развивающая цель

Способствовать формированию самостоятельной работы учащихся (выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с учебником); продолжить формирование умений учащихся систематизировать исторический материал в виде опорной схемы, таблицы, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать исторические документы;

III). Воспитательная цель

Способствовать формированию чувства патриотизма, чувство гордости за свою Родину; формированию духовно-нравственных качеств учащихся.

Базовый учебник: Всеобщая история, XX-начало XXI века для 9-го класса, Алексашкина Л.Н., 2012.

Тип урока : изучение нового материала, комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод самостоятельной работы.

Оборудование : учебник, карта, портреты известных личностей, раздаточный материал, пректор.

Основные понятия : политика коллективной безопасности, блицкриг, рейх, вермахт, тактика, стратегия, мобилизация, эвакуация, денонсация.

Персоналии: И.В.Сталин, А.Гитлер, Э. Рыдз-Смиглы, Молотов, Риббентропп

Ход урока

Первый этап. (Актуализация изученного ранее – опрос домашнего задания. )

Постановка проблемного вопроса:

1. Какие новые противоречия появились между странами мира по итогам Первой мировой войны? Расскажите об итогах Первой мировой войны в Европе.

(Ответ. 1 Ученик рассказывает о договоре с Германией.)

(Ответ 2 Ученик рассказывает о договоре с Австрией).

(Ответ 3 Ученик рассказывает о договоре с Турцией и Болгарией) Показать на карте территориальные изменения.

(Ответ 4. Ученик рассказывает о Лиге Наций) 1

Второй этап. (Изучение нового материала. Словесный метод). Учитель ведет рассказ о «Великой депрессии», ее влиянии на экономику и политическое развитие стран Европы. Особенно следует заострить внимание на успехах НСДАП, ее программе по разрушению основ Версальского мироустройства. Важно отметить роль Сталина, который запретил коммунистам идти на выборы вместе с социал-демократами. Таким образом, были созданы условия для прихода нацистов к власти и усиление реваншистских настроений.

Мировой кризис 1929-1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось. Это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем - соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.

Воспользовавшись тем, что западные державы были заняты преодоле­нием последствий кризиса, в начале 1930-х годов на Дальнем Востоке перешла к активным действиям Япония. Осенью 1931 г. ее войска вторг­лись в являвшуюся частью Китая Маньчжурию. На захваченной террито­рии в марте 1932 г. было провозглашено «независимое государство» Маньчжоу-Го во главе с бывшим китайским императором Пу И, свергнутым в результате революции 1911-1913 гг. По­пытки Лиги наций приостановить япон­скую агрессию и урегулировать конфликт успеха не имели. Весной 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. Летом 1937 г. япон­ская армия оккупировала восточные про­винции Китая, началась затяжная японо-китайская война. Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов. 1 марта 1935 г . - к Германии перешёл (на основании результатов плебисцита) Саарский промышленный район. 3 октября 1935 г . - Италия без объявления войны напала на Эфиопию; санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными. 7 марта 1936 г . - немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону. 25 октября 1936 г. - подписано соглашение между Германией и Италией (создана так называемая ось Берлин - Рим). 25 ноября 1936 г. - Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, позже к нему присоединилась Италия (ноябрь 1937 г.). 12-13 марта 1938 г. - аншлюс (присоединение) Австрии Германией. 22 сентября 1938 г. - Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты - пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.

Кульминационным событием в политике «умиротворения» агрессоров стало Мюнхенское соглашение, подписанное А. Гитлером, Б. Муссолини, премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом и главой французского правительства Э.Даладье 2 .

Третий этап. (Изучение нового материала. Работа в группах. Словесный метод ). Задача каждой группы – составить конспект параграфа по заданной теме, ответить на вопросы и рассказать одноклассникам.

Темы для групп по работе с литературой и источниками.

1). Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников 3 . (работа с учебником и фрагментами договоров с Францией и Чехословакией) . Учащиеся должны знать ответы на вопросы: Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.? В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности? Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?

После выступления группы учитель может задать дополнительные вопросы, например: Сравните предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии. В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам? Какую позицию занимала в международных отношениях Польша? Как вы думаете, почему?

2). Мюнхенское соглашение, его последствия (учащиеся работают с учебником с (116-117) 4 и источником 5 ). Каково было содержание Мюнхенского соглашения? - Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене? – Какова была реакция на подписание этого договора в мире?

После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например: Уточните, на ком лежит политическую ответственность за Мюнхенское соглашение? Была ли альтернатива?

Учитель : В марте 1939 г. независимая Чехословакия была ликвидирована: Чехия присоединена к Германии, а Словакия стала независимым государством. Вскоре, по требованию Германии, Литва передала ей порт Клайпеду (Мемель), а Италия захватила Албанию. Резкое нарастание фашистской агрессии вынудило Англию и Францию начать в июне 1939 г. переговоры с СССР о военном союзе против Германии. Они тянулись более 2-х месяцев и не привели к результатам. СССР долгое время объясняли это позицией Запада. Сейчас нередко говорится, что в этом были виноваты обе стороны, которые относились друг к другу с недоверием. В этих условиях Гитлер идет на сближение с СССР, что вызывает позитивный отклик Сталина. Избежать войны на 2 фронта при захвате Польши - главная цель дипломатии Гитлера.

3.) Советско-германские отношения 1939-1941 годы. (учащиеся работают с учебником (с 118-121) 6 и пактом Молотова-Риббентроппа 7 ). Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой? Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора? В чем вы видите плюсы и минусы этого договора? (составить таблицу).

После выступления группы, учащиеся вместе с учителем делают вывод, о том, что, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть до сих пор вызывает горячие споры и не имеет однозначной оценки. Существуют следующие оценки этого договора: 1. пакт - вынужденная мера ввиду политики Запада, он позволил выиграть время, укрепить оборону; 2. пакт - ошибка Сталина, он привел к изоляции СССР;

3. пакт - вынужденная и оправданная мера, но договор о дружбе был непростительным сближением с фашизмом, который позволил ему дальнейшую агрессию.

После выступления могут быть заданы вопросы: Как вы считаете, был ли иной выход? В отличие от участников мирового кризиса 1938-1939 гг., мы смотрим на события ретроспективно. Мы знаем, что Германия напала на Польшу, что Великобритания и Франция объявили ей войну. Мы знаем, каковы были действия СССР, прибалтийских и восточноевропейских стран, знаем, чем закончилась польская кампания. Это мешает нам воспринимать события так, как воспринимали их непосредственные участники событий. Германия напала на Польшу – однако до 1 сентября никто не мог поручиться, что это произойдет. Варшава могла согласиться на нацистский диктат, Германия могла прибегнуть не к войне, а к дипломатическому нажиму, как с Чехословакией. И после того, как война началась – кто мог поручиться, что в нее вступят Великобритания и Франция, что они не пойдут на второй, «польский Мюнхен»?

Четвертый этап. Польская кампания 1939 года. (Просмотр видеофрагментов и кадров хроники на данную тематику).

Вывод : В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику обеспечения безопасности западных границ (во многом не совпадающую с целями других держав), введя войска в восточную часть Польши и начав военные действия против Финляндии. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. Безуспешные попытки западных демократий «стравить» Германию и СССР привели к значительному росту военно-промышленного потенциала Германии и поражению Франции. Столкновение Германии и СССР стало неизбежным.

Оценки за урок.

Домашнее задание: для закрепления материала оформить конспект, отражающий основные шаги человечества ко Второй мировой войне. Выучить основные даты и события (на следующем уроке подразумевается проведение контрольного мероприятия по международным отношениям в 1918-1941 годах). В качестве индивидуального задания (в профильном классе) можно дать доклад о катынском деле. На следующем уроке после доклада задать вопросы: «Действительно ли политика СССР отличалась миролюбием и гуманизмом? Все ли так однозначно?» Как оно влияет на современные взаимоотношения Польши и России? (это противоречит воспитательной цели урока, но дает почву для дискуссии в классе и формирует критическое отношение к источнику и/или учебнику).

1Возможен фронтальный опрос.

2Всеобщая история, XX - начало XXI века, 9 класс, Алексашкина Л.Н., 2012, - с 115.

3На базовом уровне подразумевается работа с учебником (с. 118-119), на профильном – фрагмент из книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989 – с. 107-112.

4На профильном уровне - работас фрагментом из книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989, - с. с. 151-155.

5Выдается в виде раздаточного материала.

6На профильном уровне с фрагментом книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989 – с. 274-280.

7Выдается в виде раздаточного материала.

Вводное слово учителя.
Четыре года продолжалась Первая мировая война. Вот её основные характеристики
(данные записаны на доске):





продолжительность – 1554 дня;
число стран­участниц – 38;
состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия,
Австро­Венгрия, Турция, Болгария;
число государств, на территории которого походили военные действия –14;
численность населения стран­участниц войны­ 1050 млн. человек (62% населения
планеты).
Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как
проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее
вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые
использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала
тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4
года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен
относительно благополучный европейский мир.
Наша цель – работая с алгоритмом характеристики войн мы должны будем дать оценку
Первой мировой войне, показать ее несправедливый характер (алгоритмы лежат на
каждой парте).

(Текст раздаточного материала)
Характеристика войн.
1. Международная обстановка в регионе накануне войны.
2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
3. Воюющие страны или группировки стран.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих сторон.
6. Ход военных действий (по этапам):



7. Характер войны.

8. Герои и полководцы.
9. 9. Условия мирного договора (капитуляции).
10. 10. Военные и политические итоги.
План объяснения нового материала.
I. Первый пункт алгоритма: "международная обстановка в регионе накануне войны"
Вопрос разбирается в форме беседы.
II. Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические
рамки.
Через проектор смотрим схему «Причины войны ». Далее заслушивается сообщение
учащихся об убийстве в Сараево, включается СД­диск «повод к войне». (СД­диск пар. 9,
альбом, схемы).
III. Воюющие страны или группировки стран.
Вопрос разбирается по схеме, проецируемой с СД ­ диска на экран.
IV. Цели сторон.
На экран проецируем «Цели воюющих государств».
Далее учащимся даётся задание почитать текст учебника с 70–71, сравнить цели
государств с написанными на экране и определить какие ещё цели, не отмеченные на схеме,
преследовала Германия?
V. Соотношение сил воюющих сторон.
Работа с таблицей, написанной на доске.

Страны Атланты
Германия и её союзники
Население
260 млн.
120 млн.
Вооружённые силы в
начале войны
5800 тыс.
военнослужащих, 221 пехотная и 4
1 кавалерийская дивизия.
3800 тыс, военнослужащих,
1 48 пехотных и 22
кавалерийских дивизий.

Орудия
12294
Самолёты
Крейсеры
597
316
VI. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.
9383
311
62
Перед учащимися лежат карты­планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и
Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое
внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.
Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.
Далее рассматриваются основные этапы войны.
1914 г, на карте показывают основные направления военных действий. Через проектор
показываю кадры кинохроники.
1915 г. по карте следим за ходом военных действий. Через проектор читаем воспоминания
Д.И. Деникина. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.
1916 г. события 1916 г. показываются на карте, показ сопровождается кадрами
кинохроники «наступление немцев на Верден».
1917–1918 гг. События показываются на карте.
VII. Характер войны.
Вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы. Освободительный для кого?
Захватнический для кого?
VIII. Герои и полководцы,
Заслушиваются сообщения учащихся о героях войны.
IX. Условия мирного договора (капитуляции).
Работая с учебником с 79, с 81 учащиеся выписывают основные условия Брестского мира и
Компьенского перемирия.

X. Итоги войны.
Учащиеся делают выводы об итогах войны.
По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны:
 Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
 Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
 Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских
ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война
становится тотальной;
 Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.
Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно
поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более
терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования
экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не
разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной
цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)
Цель: ­ определить причины войны и цели воюющих государств.
­ Объяснить, каким был повод к войне и как произошло вступление в войну крупных
государств;
­ Охарактеризовать развертывание военных действий в 1914 году; объяснить понятие и
термины: « шовинизм», « Июльский кризис», « план Шлиффена», « блицкриг», «геноцид»;
­ Развивать умение учащихся анализировать и обобщать исторический материал;
­ Воспитательный аспект урока реализуется на основе осознания учащимися трагичности
такого исторического явления, как война, для населения воюющих государств.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, настенная карта « Первая мировая война», атлас,
иллюстративный и дидактический материал.
Основные даты:
1 августа 1914­11 ноября 1914 года ­ Первая мировая война;
18 августа ­ 21 сентября 1914 г. – Галицкая битва;
5­12 сентября 1914 года ­ Битва на Марне.

Ход урока:
1. 1. Организационный момент.
2. 2. Проверка домашнего задания
3.
Актуализация опорных знаний.
4. 4. Изучение нового материала.
5.
6.
Причины Первой Мировой войны и цели воюющих сторон.
Июльский кризис 1914 года и начало войны.
7. 3. Вступление в войну крупных государств.
8. 4. План Шлиффена
9.
Что такое шовинизм
10. Какие события стали поводом Первой мировой войны?
11. когда началась Первая мировая война?
12. Что такое план Шлиффена?
1. Когда образовались Тройственный союз и Антанта. Назовите страны которые
входили в блоки.
2. Какие международные конфликты и кризисы происходили в начале XX века?
3. Приведите факты, свидетельствующие о развертывании гонки вооружений в начале
XX века.

Первая мировая война началась 1 августа 1914 года и продолжалась до 11 ноября 1918
года. По размаху боевых действий эта война стала крупнейшей из всех предыдущих.
ПМВ была вызвана обострением разногласий между крупнейшими державами мира в
начале XX века. С каждым годом увеличивались расходы на вооружение.ю
шовинистическая пропаганда раздувала национальную вражду, правящие круги все больше
склонялись к осуществлению захватнических планов силой оружия, постоянно возникали
новые международные конфликты.
Работа с терминами

Шовинизм – одна из агрессивных форм, для которой характерно провозглашение
непобедимости и исключительности одной нации, её превосходства над всеми другими.
Причины войны
­ Обострение противоречий между ведущими государствами из­за неравномерности их
экономического и социально­политического развития.
­ завоевание новых территорий, контроль над рынками сбыла и источниками сырья.
­ гонка вооружений
­ наличие двух враждующих блоков – Тройственного союза и Антанты. Желание
правительств воюющих стран отвлечь внимание народов от внутренних проблем.
Основные цели ведущих стран – участниц войны
Германия.
Завоевание новых колоний за счет Англии и Франции. Ослабление Франции и России.
Господство в Европе.
Англия.
Сохранение своих колонийи господства на море. Ослабление Германии. Завоевание Турции
Месопотамии и части Аравийского полуострова.
Франция.
Ослабление Германии. Возвращение Эльзаса и Лотарингии. Присоединение Саарского
угольного бассейна и левого берега Рейна.
Австро­Венгрия.
Расширение сферы влияния на Балканах. Покорение независимых государств Сербии,
Болгарии и Черногории. Господство на Черном, Адриатическом и Эгейском морях.
Россия.
Ослабление немецкого и австрийского влияния в Турции и на Балканах. Захват
черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Стремление присоединить Восточную
Галицию, Северную Буковину и Закарпатье.
Поводом к началу Первой мировой войны стал австро­сербский конфликт. 28 июня 1914 г.
в боснийском городе Сараево гавриила Принцип, член тайной организации « Млада Босна»,
боровшейся за объединение всех южнославянских народов, убил приемника австро­
венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Как главнокомандующего армии
Австро­Венгрии он прибыл сюда для участия в военных маневрах, которые должны были
состояться на границе с Сербией именно 28 июня. У сербов это был день национального
траура – чествование погибших в битве с турками на Косовом Поле в 1389 г. Сербские

националистические круги расценили визит эрцгерцога как оскорбление. В Вене
результатов расследования дожидаться не стали. Германский император Вильгельм II,
лаконично высказавшись « теперь или никогда», предложил австро­венгерскому
императору Францу Иосифу « покончить с сербами», использовав сараевское убийство в
качестве повода к объявлению войны. Для того чтобы начать войну против Сербии, австро­
венгерское правительство выдвинуло требования, заранее понимая, что она их отклонит. 23
июля сербское правительство получило ультиматум Австро­Венгрии.
Для ответа на ультиматум сербскому правительству давалось 48 часов. В Случае
непринятия его условий полностью Австро­Венгрия угрожала разрывом дипломатических
отношений. Ведущие Государства заняли выжидательную позицию, чтобы не быть
обвиненными во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из его сторон. За десять
минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает условия
ультиматума за исключением участия австрийской полиции в проведении следствия на
территории Сербии. Это стало для Австро­Венгрии поводом к разрыву дипломатических
отношение с Сербией и объявления ей войны. В ночь с 28­29 июля состоялась
артиллерийская бомбардировка Белграда. После этого события развивались стремительно.

Коллективная работа по учебнику + таблица.
Театры боевых действий Первой мировой войны.

Противники
Название, период
существования.
Западный фронт
(1914­1918 гг)
Антанта и её союзники
Тройственный(Четверной)
союз и его союзники
Великобритания, Франция,
Бельгия, США и др.
Германия
Восточный фронт
Россия
Германия, Австро­Венгрия
1914­1917 гг.
Итальянский фронт
(1915­1918 гг)
Италия, Великобритания,
Франция
Австро­Венгрия
Румынский фронт
Румыния, Россия
Германия, Австро­Венгрия,

(1916­1918 гг.)
Болгария, Турция
Кавказский фронт
Россия
Турция
(1914­1917 гг)
Салоникский фронт
Сербия, Черногория
Германия, Австро­Венгрия,
Болгария.
(1915 год)
Балканский фронт
(1917­1918 гг)
Франция, Греция, Сербия,
Черногория
Германия, Австро­Венгрия,
Болгария.
Месопотамский и
Палестинский фронты (1914­
1918 гг)
Великобритания и её
доминионы
Германия, Турция
Африканский фронт
Войска государств Антанты
(1914­1918 гг)
Германские колониальные
войска
Дальневосточный фронт (1914
г)
Япония, британские
доминионы
Германия
В начале войны государства Антанты имели преимущество в человеческих и материальных
ресурсах над государствами Тройственного союза. Однако Германия была подготовлена к
войне намного лучше своих противников. Её армия имела большой боевой опыт, лучшее
качество вооружений и преимущество в тяжелой артиллерии. К тому же у немцев была
возможность быстро перебрасывать войска с одного фронта на другой благодаря развитой
сети железных дорог. В государствах Тройственного союза германское верховное
командование обладало решающим голосом, а в Антанте координация действий между
государствами была слабой.

Работа с терминами и понятиями.

Блицкриг – теория ведения агрессивной войны, рассчитанная на капитуляцию противника
в кратчайшие сроки в результате внезапного нападения на него и быстрого продвижения в
глубь страны.
Почти за весь год войны начальник генерального штаба Германии Г. фон Мольтке подал
императору военно­оперативный план нападения на Францию и Россию, разработанный на
основе плана блицкрига его предшественником генералом А.фон Шлиффеном. План
предусматривал ведение войны на два фронта – против Франции и России. При этом его
главная идея заключалась в том, чтобы как можно скорее ликвидировать один из фронтов и
избежать затяжной войны. Продолжительная война грозила поражением Германии,
уступавшей противникам по человеческим и материальным ресурсам.
Согласно плану Шлиффена следовало направить 85% всех сил германской армии на
первый удар по Франции, осуществив вторжение на её территорию через слабую
нейтральную Бельгию севернее Парижа в обход основных сил французской армии.
Предпологалось, что в результате этого « непрямого удара» французская армия будет
окружена и уничтожена до того, как Россия завершит мобилизацию своей армии. Против
России до победы над Францией выставлялся лишь слабый заслон. После разгрома в
течении четырех –шести недель французской армии Германия должна была направить свои
войска на Восточный фронт и вместе с Австро­Венгрией в ходе молниеносной войны
нанести сокрушительное поражение России.
Мольтке, не меняя основы плана Шлиффена, усилил левый фланг Западного фронта и
заслон против России и Восточной Пруссии. Однако это несколько ослабило основную
германскую группировку, наносившую удар по Франции через Бельгию.
5 . Военные действия 1914 году.
Дата
Западный фронт
Восточный фронт
август
Вторжение германских войск в
Бельгию и Францию по плану
Шлиффена, который предусматривал
«молниеносную войну» ­ разгром
сначала Франции, а потом России.
Наступление русских войск на
восточную Пруссию
(командующий великий князь
Николай) и Галицию
(командующий генерал А.
Брусилов). Начало Галицкой
битвы, в результате которой
русские войска захватили Львов.
Сентябрь
Битва на Марне, в которой англо­
французские войска остановили
наступление немцев. Провал плана «
молниеносной войны»
Отступление русских войск из
восточной Пруссии.
Ожесточенные бои на
территории Польши.
Октябрь

Вступление в войну Турции на

стороне Тройственного союза.
Ноябрь­декабрь Переход к «позиционной войне»,
когда не велись масштабные боевые
действия.
Вторжение турецкой армии на
Кавказ, который принадлежал
России, и, как следствие этого,
поражение турок.

9а класс 11, 16.10.2017 год ур.№12-13

Тема урока: Вторая Мировая Война.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о переломном моменте Вторая Мировой войны. Рассказать об основных сражениях на фронтах 1943-1945г. Продемонстрировать наглядно все тяготы боевых действий. Осветить деятельность антигитлеровской коалиции.

Проследить вклад СССР в победу над странами оси, тем самым способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Продолжить формирование у учащихся умений пересказывать текст, выделять главное, работать с текстом.

Основные понятия и термины: антигитлеровская коалиция, коренной перелом, “Второй фронт”, капитуляция.

Ход урока:

1)Организационный момент.

2)Актуализация знаний учащихся по теме:

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и. Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Все с этим мнением согласны?

Отв.: Нет. В результате зимней войны, СССР обнаружил неподготовленность армии к ведению боевых действий и уничтожения командного состава в результате репрессий 1937г, необходимость перевооружения. Именно эти причины заставили СССР пойти на сближение с Германией и подписание пакта.

9. Только ли вопрос о ненападении был решен пактом, подписанным Германией и СССР?

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разделе стран Восточной Европы на сферы немецких и советских интересов на случай «территориально-политического переустройства» этих стран. Этим протоколом предусматривалась возможность включения Латвии, Эстонии, Восточной Польши, Финляндии и Бессарабии в сферу интересов СССР.

10. Когда началась Вторая мировая война?

11. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

4)Новая тема:

1)Коренной перелом

3)Антигитлеровская коалиция

4)Завершающий этап второй мировой

6)итоги второй мировой.

5)оценивание учащихся.

Изложение текста сопровождается показом презентации «Основные сражения Второй мировой 1943-1945».

1)Коренной перелом

19 ноября 1942 года Красная Армия переходит в контрнаступление под Сталинградом , в результате которого удаётся окружить и разгромить две немецкие, две румынские и одну итальянскую армии.

В июле 1943 года немецкое командование в последний раз пытается вернуть себе стратегическую инициативу в битве под Курском , однако она заканчивается серьёзным поражением немецких войск. Начинается отступление немецких войск по всей линии фронта - им приходится оставить Орёл , Белгород , Новороссийск . Начинаются бои за Белоруссию и Украину . В битве за Днепр Красная Армия наносит Германии очередное поражение, освободив Левобережную Украину и Крым .

2)Военные действия на других театрах войны.

Вопрос учащимся

На каких театрах союзники в основном вели боевые действия?

Отв.: Тихоокеанский с Японией и Северная Африка с Германией и Италией

8 ноября 1942 года в Марокко высаживается крупный англо-американский десант преодолев 900 км, вступают в Тунис , куда к этому времени немцы перебросили часть своих войск из Западной Европы .

Тем временем английская армия переходит в наступление в Ливии . Находившиеся здесь итало-немецкие войска не смогли удержаться у Эль-Аламейна и к февралю 1943 года, понеся большие потери, отступают в Тунис . 20 марта объединённые англо-американские войска переходят в наступление вглубь территории Туниса . Итало-немецкое командование пытается эвакуировать свои войска в Италию , однако к тому времени британский флот полностью владел Средиземноморьем и перерезает все пути к отступлению. 13 мая итало-немецкие войска капитулируют.

10 июля 1943 года союзники высаживаются в Сицилии . Находящиеся здесь итальянские войска сдаются почти без боя, В сентябре 1943 года англо-американские войска высаживаются на юге Апеннинского полуострова. Бадольо подписывает с ними перемирие и объявляет о выходе Италии из войны. Однако, воспользовавшись замешательством союзников, Гитлер освобождает Муссолини, и на севере страны создаётся марионеточное государство Республика Сало .

Войска США и Великобритании довольно медленно продвигаются на север. В начале 1944 года они предпринимают три безуспешные попытки прорвать оборону противника на реке Гарильяно и войти в Рим . Лишь 4 июня союзным армиям удаётся прорвать оборону итальянской столицы , которую держали немецкие войска.]

С августа 1942 года по февраль 1943 года японские и американские войска сражаются за контроль над островом Гуадалканал в составе архипелага Соломоновы острова . В этой битве на истощение в конце концов верх одерживают Соединённые Штаты . В ноябре 1943 года союзникам удаётся овладеть японским островом Тарава .

3)Антигитлеровская коалиция

Антиги́тлеровская коали́ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 гг. против блока Стран Оси : Германии , Италии , Японии и их сателлитов . Антигитлеровская коалиция не была формальным объединением, а вклад её участников в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так воинские соединения некоторых стран - Польши, Чехословакии, особенно Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других - принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например, Мексика ) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.

Предтеча Антигитлеровской коалиции, коалиция «Западных Союзников » возникла после вторжения Нацистской Германии в Польшу в 1939 г., когда связанные с последней и между собой союзными соглашениями о взаимопомощи вступили в войну Великобритания , Франция и некоторые другие страны.

До нападения Германии в 1941 г., СССР не был среди Антигитлеровской коалиции.

Широкая Антигитлеровская коалиция сложилась сначала по духу после заявлений правительств США и Великобритания о поддержке Советского Союза после нападения на него Германии, а затем и по дву- и многостронним документам в результате длительных переговоров правительств трёх держав о взаимной поддержке и совместных действиях.

Вопрос учащимся:Сыграла ли роль помощь Антигитлеровской коалиции СССР?

Отв: Да, нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

Наиболее значимые события в ходе действия коалиции: Московское совещание (1941), Атлантическая хартия (август 1941), Вашингтонская Декларация двадцати шести (Декларация объединённых наций, январь 1942), Тегеранская конференция (1943), Бреттон-Вудская конференция (1944), Ялтинская конференция (март 1945).

Помощь, полученная Советским Союзом от участия в Антигитлеровской коалиции, в отличие от таковой для других стран, может оцениваться различными источниками как значительная и как незначительная - см. ленд-лиз .

Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана ООН

4)Завершающий этап Второй мировой.

6 июня 1944 года союзные силы США , Великобритании и Канады после двух месяцев отвлекающих манёвров проводят крупную десантную операцию и высаживаются в Нормандии , тем самым открыв второй фронт .

В августе выброшены десанты на юге Франции , освобождены города Тулон и Марсель . 25 августа союзники входят в Париж , который к тому времени уже почти полностью контролировали отряды французского сопротивления.

В сентябре начинается союзное наступление на территорию Бельгии . К концу 1944 года немцам с большим трудом удаётся стабилизировать линию фронта на западе. 16 декабря немцы переходят в контрнаступление в Арденнах , которое становится полной неожиданностью для союзников. Немцам удаётся продвинуться на 100 км вглубь Бельгии , однако к концу января 1945 года они останавливаются, а потом и вовсе перебрасывают войска на Восточный фронт, где Советская армия начинает Висло-одерскую операцию. С февраля 1945 года боевые действия переводятся на территорию Германии. Германия к тому времени начала перебрасывать свои основные силы на защиту Берлина , и поэтому серьёзной обороны на западе у немцев не было.

В Италии наступление союзников продвигалось очень медленно. Несмотря на все попытки, им так и не удалось в конце 1944 года прорвать линию фронта и форсировать реку По .28 апреля 1945 года итальянские партизаны захватывают и казнят Муссолини . Полностью Северная Италия была очищена от немцев лишь в мае 1945 года.

Советское наступление

Вопрос учащимся: в каком году из войны вышла Финляндия?

Отв в 1944

Летом 1944 года начинается наступление Красной Армии по всей линии фронта. К осени от немецких войск очищена почти вся Белоруссия , Украина , Прибалтика . Лишь на западе Латвии окружённая группировка немецких войск смогла продержаться до окончания войны.

В результате наступления советских войск на севере Финляндия объявила о своём выходе из войны. Однако немецкие войска отказываются покинуть территорию Финляндии. В результате бывшие «братья по оружию» вынуждены сражаться друг против друга. В августе в результате наступления Красной Армии выходит из войны Румыния , в сентябре - Болгария . Немцы начинают эвакуацию войск с территории Югославии и Греции , где власть в свои руки берут народно-освободительные движения.

В феврале 1945 года проводится Будапештская операция , после которой последний европейский союзник Германии - Венгрия - вынуждена капитулировать. Начинается наступление в Польше , Красная Армия занимает Восточную Пруссию .

В конце апреля 1945 года начинается битва за Берлин . Осознавая своё полное поражение, Гитлер и Геббельс покончили с собой. 8 мая после упорных двухнедельных боёв за германскую столицу немецкое командование подписывает акт о безоговорочной капитуляции. Германия разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую.

14-15 мая в северной Словении состоялась последнее сражение Второй мировой войны в Европе , в ходе которого Народно-Освободительная армия Югославии нанесла поражение немецким войскам и многочисленным силам коллаборационистов.

Тихоокеанский театр военных действий

На Тихом океане боевые действия складывались также довольно успешно для союзников. В июне 1944 года американцы овладели Марианскими островами . В октябре В марте 1945 года начались упорные сражения за южные японские острова Иводзима и Окинава .

После окончания войны в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония . К тому времени войну Японии объявили около 60 стран. Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, японцы не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. В июне 1945 года японцы потеряли Индонезию , вынуждены были оставить Индокитай. 26 июля 1945 года США, Великобритания и Китай предъявили японцам ультиматум, однако он был отвергнут. 6 августа на Хиросиму , а через три дня на Нагасаки были сброшены атомные бомбы , и в результате два города оказались почти стёрты с лица земли. 8 августа СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал наступление и в течение 2 недель нанёс сокрушительное поражение японской Квантунской армии в Маньчжурии . 2 сентября был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии . Крупнейшая война в истории человечества завершилась.

5)Итоги войны

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50-55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн чел. Наибольшие людские потери понесли СССР, Китай, Германия, Япония и Польша.

Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР , США , Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В Восточной Европе , занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций , на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

Европа капиталистический ) и восточный (социалистический Холодная война .

Итог урока:

Итак, сегодня мы рассмотрели перелом период в ходе Второй мировой войны. Мы проследили вклад стран антифашистского союза в победу над Германией и Японией, основные сражения и договоры. Однако самым удивительным в истории войны является то что наша страна находясь в катастрофических условиях в 1941г, смогло остановить германские войска и перейдти в наступление, освобождая свои города от захватчиков, под обстрелом врага солдаты добивались успехов, а население давало фронту своевременно обмундирование, провиант, разрабатывало в кратчайшие сроки оружие, аналогов которому просто не существовало.

Как говориться кто с мечем к нам придет от меча и погибнет.

Закрепление урока:

Сегодня мы с вами рассмотрели перелом и окончание Второй мировой войны.

1. Какое событие считается началом перелома в ходе Второй Мировой Войны?

Проигрыш Германии в битве за Курскую дугу. Однако многие склонны считать что основа была заложена в С талинградской битве.

2. Какую помощь оказала Антигитлеровская коалиция СССР?

нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

3. Что стало итогом войны?

Разделение Берлина между СССР, Британией, США, Францией. Европа оказалась разделена на два лагеря: западный (капиталистический ) и восточный (социалистический ). Отношения между двумя блоками резко ухудшились уже через пару лет после окончания войны. Началась Холодная война .

6)Оценивание учащихся

Домашнее задание:

§20. Стр.141-146.Составить проспект «основные события Второй мировой»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!