Биология как наука. Методы научного познания

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

  • Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, только один из которых верный.
  • Часть 2 содержит 8 заданий (B1-B8): 3 - с выбором трёх верных ответов из шести, 4 - на соответствие, 1 - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
  • Часть 3 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом (С1-С6).

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1-A36) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Генеалогический метод используют для

1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира

А2 Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории
2) закона сцепленного наследования
3) теории гена
4) клеточной теории

А3 Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

1) хлоропласт
2) митохондрия
3) рибосома
4) эндоплазматическая сеть

А4 Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом
2) при слиянии образуют зиготу
3) участвуют в половом размножении
4) имеют одинаковую форму

А5 К неклеточным формам жизни относятся

1) бактериофаги
2) цианобактерии
3) простейшие
4) лишайники

А6 Изображённый на рисунке организм размножается

1) делением надвое
2) с помощью гамет
3) почкованием
4) спорами

А7 Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов
2) неполном доминировании
3) независимом расщеплении
4) множественном действии генов

А8 Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

1) 1: 1
2) 3: 1
3) 1: 1: 1: 1
4) 9: 3: 3: 1

А9 Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

1) определённой
2) фенотипической
3) мутационной
4) комбинативной

А10 Какой признак у грибов и растений является сходным?

1) наличие хитина в клеточной стенке
2) автотрофное питание
3) неограниченный рост
4) наличие плодового тела

А11 Побег - вегетативный орган, образованный

1) стеблем с листьями и почками
2) верхушкой стебля
3) междоузлиями и узлами
4) зачаточными листьями

А12 Почему папоротники относят к высшим растениям?

1) они обитают в наземно-воздушной среде
2) их организм состоит из тканей и органов
3) их организм - скопление клеток - слоевище
4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

А13 Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она

1) питается плавающими животными
2) имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму
3) обитает в пресном водоёме
4) реагирует на действие раздражителей

А14 Особенность внешнего покрова пресмыкающихся - наличие

1) однослойного эпидермиса
2) роговых чешуй
3) хитинового покрова
4) кожных желез

А15 Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют

1) мышечные клетки
2) эпителиальные клетки
3) железы желудка
4) кровеносные сосуды

А16 Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная

1) впадина
2) сумка
3) головка
4) прослойка хряща

А17 Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, -

1) лечебные сыворотки
2) антитела
3) вакцины
4) антибиотики

А18 Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

1) глюкозы
2) инсулина
3) адреналина
4) тироксина

А19 Одна из причин близорукости -

1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий
2) повреждение зрительного нерва
3) помутнение хрусталика
4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

А20 Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, - критерий

1) экологический
2) географический
3) физиологический
4) морфологический

А21 Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор

А22 Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
2) приспособленности организмов к среде обитания
3) индивидуального развития растений и животных
4) влияния окружающей среды на развитие организмов

А23 К атавизмам человека относят появление

1) хвостовых позвонков
2) диафрагмы
3) дифференцированных зубов
4) шестипалой конечности

А24 Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.

1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные

А25 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

А26 Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как

1) происходит убыль веществ из биосферы
2) повышается температура земной поверхности
3) изменяется газовый состав атмосферы
4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей

А27 В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах
2) в рибосомах
3) в митохондриях
4) в хлоропластах

А28 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

1) 30%
2) 40%
3) 60%
4) 80%

А29 Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях
2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве
3) изменяется число хромосом из поколения в поколение
4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А30 Частота нарушения сцепления между генами зависит от

1) структуры хромосомы
2) расстояния между ними
3) числа групп сцепления
4) доминантности или рецессивности генов

А31 Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует

1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению полиплоидов
4) проявлениию мутантных генов

А32 Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?

1) 7
2) 2
3) 6
4) 4

А33 Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством

1) сократимости
2) проводимости
3) возбудимости
4) раздражимости

А34 Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, - это

1) белочная оболочка
2) палочки и колбочки
3) зрительная зона коры
4) стекловидное тело

А35 Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) в верхних слоях атмосферы
2) в глубинах океанов
3) в верхних слоях литосферы
4) на границах трёх сред обитания

А36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.
Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (B1-B8) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В заданиях B1-B3 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В1 Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер
2) расхождение гомологичных хромосом
3) образование метафазной пластинки
4) сближение гомологичных хромосом
5) обмен участками гомологичных хромосом
6) спирализация хромосом

B3 Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4 Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

А Б В Г Д Е

В7 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

А Б В Г Д Е

В задании B8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В8 Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (C1-C6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ.

С1 В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

С2

С3

С4

С5

С6

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ


Часть 2

Правильно выполненные задания В1-В8 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов -допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

№ задания

Ответ


Часть 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

C1 В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Баллы

Элементы ответа:

1) бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты
синтезируют органические вещества из неорганических,
обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл


C2
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.

Баллы

Элементы ответа:

1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что
давление отбора направлено на гибель особей с минимальным
или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно
постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не
произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее
значение признака

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит

биологических ошибок

Ответ включает все названные выше элементы, не содержитбиологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше
элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных
выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С3 В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

Баллы

Элементы ответа:

1) нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной
системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца);

2) гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин,
соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а
соли калия оказывают противоположное действие;

3) нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию
всех физиологических процессов в организме

Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

ИЛИ

ИЛИ

1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С4 Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Баллы

Элементы ответа:

1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвлённые, чем в еловом;
3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл


C5
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Баллы

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом - 2n,
так как зародыш развивается из зиготы - оплодотворённой
яйцеклетки;
2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом -
3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной
клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор
хромосом - 2n, так как взрослое растение развивается из
зародыша

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

C6 При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Баллы

Схема решения задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

Р. ААВВ ааbb
G AB ab
F 1 AaBb
семена гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена гладкие и усики х морщинистые и без усиков

Р. АаBb ааbb
G АB ,аb аb
F 1 АаBb, ааbb
семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;

3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются
доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение
растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены,
определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В),
локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как
при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам
признаков в соотношении 1:1

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Итоговый тест по биологии

10 класс

Вариант 1

А1. Генеалогический метод используют для

1) получения генных и геномных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3) исследования наследственности и изменчивости человека

4) изучения этапов эволюции органического мира

А2. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории 2) закона сцепленного наследования

3) теории гена 4) клеточной теории

А3. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке ?

1) хлоропласт

2) митохондрия

3) рибосома

4) эндоплазматическая сеть

А4. Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом 2) при слиянии образуют зиготу

3) участвуют в половом размножении 4) имеют одинаковую форму

А5. К неклеточным формам жизни относятся

1) бактериофаги 2) цианобактерии 3) простейшие 4) лишайники

А6. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов 2) неполном доминировании

3) независимом расщеплении 4) множественном действии генов

А7.Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных

растений гороха (Аа)?

1) 1: 1; 2) 3: 1 3) 1: 1: 1: 1 4) 9: 3: 3: 1

А8.Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание

хромосом при оплодотворении?

1) определённой 2) фенотипической 3) мутационной 4) комбинативной

А9. В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов,

участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах 2) в рибосомах 3) в митохондриях 4) в хлоропластах

А10. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от

общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле ?

1) 30% 2) 40% 3) 60% 4) 80%

А11. Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях

2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве

3) изменяется число хромосом из поколения в поколение

4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А12. Частота нарушения сцепления между генами зависит от

1) структуры хромосомы 2) расстояния между ними

3) числа групп сцепления 4) доминантности или рецессивности генов

Часть В Выберите три правильных ответа из шести .

В1. Соотнесите особенности спермато- и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.

Особенности Процесс

а) протекает в семенниках 1). Сперматогенез

б) протекает в яичниках 2) Овогенез

в) начинается у эмбриона

г) в результате образуется 4 гаметы

д) начинается в подростковом возрасте

е) завершается образованием 1 гаметы

В2. Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

Часть С .

С1.У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая

группа.Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

Часть А

1. 3

2. 4

3. 4

4. 1

5. 1

6. 2

7. 2

8. 4

9. 1

10. 1

11. 1

12. 2

Часть В

456

Часть С

3. Схема решения задачи:

1) генотипы родителей: матери – 00 , отца – AА

(гаметы ОA,);

Биология как наука. Методы научного познания.

I вариант

1. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории 3) теории гена

2) закона сцепленного наследования 4) клеточной теории

3. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

2. Наиболее правильно следующее из утверждений:

1) только живые системы построены из сложных молекул

2) все живые системы обладают высокой степенью организации

3) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов

4) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы

3.Отделить от других определенные органоиды клетки на основе различий в их плотности можно методом:

2) хроматографией 4) центрифугирования

4.Уровень жизни, на котором начинают проявляться межвидовые отношения, называется:

1) биогеоценотическим 3) организменным

5. В XX веке наиболее современное определение жизни дал:

1) Ф. Энгельс 3) Н. Вавилов

2) М. Волькенштейн 4) И. Мичурин

6. Методы получения новых сортов культурных растений разрабатывает наука

1) ботаника 3) селекция

7. Микология - это наука о

2) систематика 4) палеонтология

13.Какой из методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

1) экспериментальный 3) сравнительно-исторический

2) микроскопирование 4) наблюдение и описание

14. Диссимиляция-

1) водный обмен 3) энергетический обмен

2) солевой обмен 4) пластический обмен

15. Живые организмы являются системами

1) закрытыми 3) открытыми

2) прикрытыми 4) управляемыми

16. Дезоксирибонуклеиновая кислота - это уровень организации живой природы:

1) клеточный 3) организменный

2) молекулярный 4) популяционный

17. Уровнем организации жизни в приведённом перечне является:

1) биохимический 3) клеточный

2) функциональный 4) прокариотический

18. Ученый, открывший яйцеклетку млекопитающих и установивший, что все многоклеточные организмы начинают своё развитие из одной клетки - зиготы:

1) Р. Гук 3) К. Бэр

2) А. Левенгук 4) Т. Шванн

19. Способность живых организмов поддерживать постоянство концентрации веществ, расположенных в цитоплазме клеток и межклеточной жидкости, - проявление свойства:

1) обмен веществ 3) гомеостаз

2) раздражимость 4) изменчивость

1) гомеостаз 3) изменчивость

2 вариант

1. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

1) центрифугирования 3) меченых атомов

2) пересадки генов 4) микроскопии

2. Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ, - это:

1) биосферный 3) организменный

2) популяционно-видовой 4) клеточный

3.Какое из приведенных утверждений наиболее правильно:

1) все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации

2) все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ

3) все организмы одинаково реагируют на окружающую среду

4) все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации

4.Общим для всех уровней организации жизни свойством является:

1) сложность строения системы

2) проявление закономерностей, действующих на каждом уровне

3) однородность элементов, составляющих систему

4) сходство качеств, которыми обладают разные системы

5. Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:

1) вода и минеральные соли 3) соединения серы, фосфора

2) жиры и углеводы 4) нуклеиновые кислоты и белки

6. Первым с помощью светового микроскопа обнаружил клетки

1) М. Шлейден 3) Р. Гук

2) Ч. Дарвин 4) А. Левенгук

7. Процесс трансляции изучают на уровне

1) организменном 3) популяционно-видовом

2) молекулярном 4) биосферном

8. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы называют

1) наследственность 3) размножение

2) раздражимость 4) развитие

9. Для всех живых организмов характерна способность к

1) движению 3) питанию белками, жирами, углеводами

2) обмену веществ 4) неограниченному росту

10. Наука, изучающая два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость, –

1) цитология 3) генетика

2) селекция 4) эмбриология

11. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) клеточный 3) биогеоценотический

2) популяционно-видовой 4) биосферный

12. Наука, изучающая строение, химический состав, функции,

индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого

1) генетика 3) цитология

2) анатомия 4) физиология

13. Самый низший уровень организации живой материи:

1) молекулярный 3) электронный

2) атомный 4) органный

14. Онтогенез-

1) эволюция 3) историческое развитие

2) индивидуальное развитие 4) пластический обмен веществ

15. Движения лепестков тюльпана при распускании цветка -

1) настии 3) фототаксис

2) гелиотропизм 4) геотропизм

16. Наука цитология изучает:

1) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

2) строение органов и систем органов многоклеточных организмов

3) фенотипы организмов разных царств

4) морфологию растений и особенности их развития

17. Увеличение числа особей в популяции, преемственность между поколениями обеспечивается:

1) эволюцией 3) размножением

2) развитием 4) митозом

18. Метод, позволяющий установить последовательность этапов химического превращения какого-либо вещества

1) метод меченых атомов 3) центрифугирования

2) цитохимический 4) световая микроскопия

19. Ученый обобщивший имеющиеся знания о строении животных и растений,

сформулировавший первую клеточную теорию:

1) Р. Гук 3) К. Бэр

2) А. Левенгук 4) Т. Шванн

20. Р. Гук открыл ячеистые структуры, которые впоследствии назвал клетками, изучая объект:

1) кора дуба 3) сердцевина липы

2) пробка бузины 4) корень лука

3 вариант

1.Общая биология изучает:

1) строение и функции организма животных и растений

2) взаимосвязи живой и неживой природы

3) закономерности развития и функционирования живых систем

4) проблемы исторического развития жизни на Земле

2.Теория описывает следующий уровень организации жизни:

1) биосферный 3) цитологический

3. Открытость живых систем связана с:

1) их строением и функциями

2) обменом веществами, энергией и информацией с внешней средой

3) процессами исторического развития

4) их способностью к самовоспроизведению

4.Первым надорганизменным уровнем жизни считается:

2) биогеоценотический 4) организменный

5. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне

1) биосферном 3) популяционно-видовом

2) биогеоценотическом 4) организменном

6. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и систем органов, называется:

1) анатомия 3) физиология

2) цитология 4) генетика

7.Термин "клетка" в науку ввел

1) Т. Шванн 3) Р. Гук

2) М. Шлейден 4) А. Левенгук

8. Все живые организмы объединяет

1) клеточное строение 3) наличие ядра в клетке

2) способность к фотосинтезу 4) способность к движению

9. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?

1) биосферный 3) популяционно-видовой

2) экосистемный 4) биогеоценотический

10. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?

1) окрашивание 3) культуры тканей

2) центрифугирование 4) химический анализ

11. Какая наука изучает ископаемые остатки организмов?

1) биогеография 3) сравнительная анатомия

2) эмбриология 4) палеонтология

12.Наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и

изменчивости организмов

1) генетика 3) цитология

2) анатомия 4) физиология

13. Совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества представляет собой:

1) клеточный уровень 3) органный уровень

2) молекулярный уровень 4) тканевый уровень

14. Реакция простейших организмов на свет -

1) фототаксис 3) геотропизм

2) хемотаксис 4) рефлекс

15. Реакция амёбы на поваренную соль в капле воды -

1) гелиотропизм 3) геотропизм

2) фототаксис 4) хемотаксис

16. Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царств живой природы, используют метод:

1) микроскопирования 3) сравнения

2) прогнозирования 4) моделирования

17. Способность организмов формировать конкретные ответные реакции на внешние и внутренние факторы:

1) гомеостаз 3) изменчивость

2) раздражимость 4) рефлекс

18. Ученый, впервые описавший ядро растительной клетки, сделавший вывод о том, что ядро является обязательной составной частью любой клетки

1) А. Левенгук 3) Р. Вирхов

2) К. Бэр 4) Р. Броун

19. Сужение зрачков глаз у человека при ярком освещении - это проявление свойства:

1) гомеостаз 3) изменчивость

2) раздражимость 4) наследственность

20. Отличия потомства, полученного при половом размножении,

от родительских особей по ряду признаков является проявлением свойства:

1) гомеостаз 3) изменчивость

2) раздражимость 4) наследственность

Ответы

вариант



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!