Что определяет нашу индивидуальность. Характер и темперамент

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Психологический портрет героя. Буратино

Студент гр. ВБ 220102

Слесарева Е. О.

Преподаватель

Меренкова Е. И.

1. Тип темперамента

Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.

2. Характер и его акцентуация

Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы выбрал

Моему воспитаннику с таким характером и типом темперамента как у Буратино могли помешать такие черты, как:

·Импульсивность;

·Эмоциональная непредсказуемость;

·Беззаботность;

·Отсутствие значимых целей;

·Необдуманность поступков;

·Невнимательность и несосредоточенность, разбросанность и т.д.

К такому ребенку нужен особый индивидуальный подход, направленный на повышение его трудоспособности. Воспитанник будет стремиться к самостоятельной работе, будет плохо подчиняться «власти». Не стоит подавлять его активность, лучше наладить с ним отношения и направить по своему влиянию. Идеальная работа для такого типа людей должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять все существо дела, лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять его без работы. Основной мотивацией его деятельности служит мотивация достижения успеха.

С такими детьми следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки можно вынести на коллективное обсуждение, так как такой тип людей не боится наказаний. Указания на ошибки активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Если говорить о наказании, то наказывается не человек, а его проступок. Давая обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

Для того чтобы облегчить понимание и общение с другими людьми необходимо:

· научиться говорить наполовину меньше, чем обычно;

· больше слушать;

· развивать последовательность и самодисциплину;

· внимательно наблюдать за происходящим;

· вовремя останавливаться.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Психологический портрет героя. Буратино

Студент гр. ВБ 220102

Слесарева Е. О.

Преподаватель

Меренкова Е. И.

1. Тип темперамента

Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.

2. Характер и его акцентуация

Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы выбрал

Моему воспитаннику с таким характером и типом темперамента как у Буратино могли помешать такие черты, как:

· Импульсивность;

· Эмоциональная непредсказуемость;

· Беззаботность;

· Отсутствие значимых целей;

· Необдуманность поступков;

· Невнимательность и несосредоточенность, разбросанность и т.д.

К такому ребенку нужен особый индивидуальный подход, направленный на повышение его трудоспособности. Воспитанник будет стремиться к самостоятельной работе, будет плохо подчиняться «власти». Не стоит подавлять его активность, лучше наладить с ним отношения и направить по своему влиянию. Идеальная работа для такого типа людей должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять все существо дела, лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять его без работы. Основной мотивацией его деятельности служит мотивация достижения успеха.

С такими детьми следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки можно вынести на коллективное обсуждение, так как такой тип людей не боится наказаний. Указания на ошибки активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Если говорить о наказании, то наказывается не человек, а его проступок. Давая обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

Для того чтобы облегчить понимание и общение с другими людьми необходимо:

· научиться говорить наполовину меньше, чем обычно;

· больше слушать;

· развивать последовательность и самодисциплину;

· внимательно наблюдать за происходящим;

· вовремя останавливаться.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Определение характера. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Проявление характера в поведении и деятельности человека. Человек с характером выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему.

    реферат , добавлен 02.12.2005

    Акцентуации характера, их типологии и характеристика. Психологический аспект удовлетворенности в браке молодых супругов, ее связь с типом акцентуации их характера. Эмпирическое исследование проблемы. Характеристика выборки и методов исследования.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Теоретический анализ понятия и свойства восприятия времени. Анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера. Методы и организация эмпирического исследования. Анализ и интерпретация данных.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Анализ литературного героя с точки зрения психологических знаний. Исследование образа Родиона Романовича Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Определение акцентуации характера и интровертированной личности.

    эссе , добавлен 10.12.2013

    Переход к подростковому возрасту. Подходы к пониманию характера, темперамента. Базовые качества личности. Развитие характера в возрастном аспекте. Семья как фактор формирования характера. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2009

    Формирование характера и понятие о темпераменте. Связь характера и способностей. Основные виды темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Развитие характера в возрастном аспекте. Взаимосвязь характера и темперамента.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Общее понятие о характере. Физиологические основы характера. Типология характера. Влияние видов характера на профессиональную деятельность. Гармоничные типы характера. Взаимодействие с людьми, затруднения и конфликты. Акцентуации характера.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Определение характера. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Проявление характера в поведении и деятельности человека. Устойчивые личностные побуждения. Воспитательная работа по формированию характера.

    реферат , добавлен 30.11.2006

    Направления современной характерологии. Понятие и структура характера, его связь с мировоззрением, точки зрения на его природу. Особенности общения и поведения в зависимости от акцентуации характера. Методики определения акцентуированных свойств личности.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Определение понятия "акцентуация характера". Основные типы акцентуаций характера. Лабильный циклоид личности. Период становления характера, его типологические особенности. Патологические аномалии характера. Типы психопатий.

Внеклассное мероприятие для 7-9 классов. Конспект

Внеклассное занятие для подростков «Дружба по типу темперамента»

Цель Составить у подростка представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.
Методы и формы Словесный, практический.
Технические средства: Мультимедийный кабинет.
Триединая цель урока
Обучающий аспект Познакомить учащихся с понятием “темперамент”, его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в разных жизненных ситуациях
Развивающий аспект Формирование у учащихся умения анализировать: психические особенности личности, выделять важные особенности поведения личности в общении
Воспитательный аспект Создание психологического комфорта на мероприятии, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, поддерживать стремление учащихся вносить посильный вклад в получение результата.
Ход мероприятия.
Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собой.
В.Гумбольдт

Темперамент идет впереди мысли. Это плохо. Надо поставить мысль впереди темперамента.
К.С.Станиславский

1. Психологический настрой.
Игра «Рисуем портрет»
Каждый ученик на листочке рисует чей–нибудь портрет. Листочки собираем и пускаем по кругу. На обороте все пишут свои версии, чей это портрет, только на своих листочках никто не пишет имя нарисованного. Затем листочки возвращаются, и авторы считают, сколько человек правильно узнали портрет. Определяется самый талантливый художник.
2.Основная часть.
А) историческая справка
Еще древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ ввел понятие темперамента, разделив людей на четыре группы. Он считал, что поведение человека зависит от преобладания определенной жидкости в организме:
крови (сангвис)
желтой желчи (холе)
черной желчи (мелайна холе)
лимфы (флегма)
От латинских названий этих жидкостей и получили свое обозначение типы темперамента, принятые до сих пор:
сангвиник
холерик
меланхолик
флегматик.
Современные ученые связывают тип темперамента человека со следующими свойствами нервной системы:
1. Сила – этот параметр определяет степень устойчивости нервной системы к психическим нагрузкам.
2. Подвижность – показывает, насколько быстро происходит чередование нервных процессов.
3. Уравновешенность – это характеристика соотношения процессов возбуждения-торможения.
Сразу же отметим, что в жизни «стопроцентных», «чистых» типов темперамента практически не существует. В каждом из нас есть черты от нескольких, обычно двух темпераментов.
Темперамент характеризует врожденные особенности поведения человека: уравновешенность,
чувствительность,
активность,
энергичность,
эмоциональность.
Темперамент, например, накладывает свой отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в установлении контактов. Но от него не зависят интересы и увлечения, взгляды и убеждения, воспитанность и общественная направленность человека.
Честным, добрым, смелым, талантливым или, наоборот, лживым, злым, трусливым, бесталанным можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному.
Какой их типов темперамента лучше, сказать сложно, в каждом из них есть свои положительные стороны. Судя по заверениям древних ученых, идеал в абсолютно равном смешении черт всех четырех типов, но этот идеал труднодостижим практически.
Зная, что большинство людей действительно соединяют в себе черты разных темпераментов, обычно тип темперамента определяется на основании преобладания в поведении человека черт какого-либо одного из типов.
Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.
Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.
Б) диагностическая часть.
«Тест на определение темперамента». (Приложение №1)
В) просмотр мультфильмов.
Сангвиник - Буратино (фильм “Приключения Буратино”)
Холерик - Карлсон (фильм “Приключения Малыша и Карлсона”)
Флегматик – Кот Матроскин (Мультфильм “Приключения в Простоквашино”
Меланхолик – ослик Иа (мультфильм “Винни-пух и его друзья”)
Г) полезная информация
Основные типы темперамента и их свойства (Приложение №2,3)
Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.
Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.
Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.
Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.
Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако Наполеон Бонапарт и Петр I были сангвиниками, М. И. Кутузов - флегматиком, А. В. Суворов - холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылов был флегматиком, Н. В. Гоголь - меланхоликом, А. С. Пушкин - холериком, М. Ю. Лермонтов - сангвиником. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента.
3.Закрепление материала.
Определите тип темперамента по карточке, объясните почему. (Приложение №4)
Приложение №1
Тест для определения типа темперамента:
Нужно выбрать из представленных качеств или особенностей поведения те, которые свойственны Вам. Нужно выбрать не менее 20 качеств
впечатлителен до слезливости
неусидчив, суетлив
чрезмерно обидчив
не растрачивает попусту сил
неустойчив в интересах и склонностях
настойчив в достижении поставленной цели
легко переносит одиночество
молчалив и не любит попусту болтать
обладает всегда бодрым настроением
осторожен и рассудителен
неуравновешен и склонен к горячности
легко приспосабливается к разным обстоятельствам
стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих
обладает выразительной мимикой
с увлечением берется за любое новое дело
злопамятен и обидчив
быстро утомляется, нуждается в более частых перерывах для отдыха
вынослив и работоспособен
общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми
стеснительный, застенчивый
быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую
не верит в свои силы, падает духом при невзгодах
предъявляет высокие требования к себе и окружающим
решителен и инициативен
обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота
болезненно чувствителен и легко раним
обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой
легко сдерживает порывы, желания
любит аккуратность и порядок во всем
обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
резок и прямолинеен в отношениях с людьми
малоподвижен, вял
постоянен в своих отношениях и интересах
последователен и обстоятелен в делах
неустанно стремится к новому
спокоен и хладнокровен
склонен уходить в себя
находчив в споре
работает рывками
часто не собран, проявляет поспешность в решениях
медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое
нетерпелив
агрессивный забияка
сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке
теряется в новой обстановке
c трудом приспосабливается к новой обстановке
затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми
весел и жизнерадостен
способен быстро схватывать новое
способен быстро действовать и решать жизненные задачи
нетерпим к недостаткам
чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию
невольно приспосабливается к характеру собеседника
умеет ждать
быстро засыпает и пробуждается
малоактивен и робок
склонен переоценивать себя, свои возможности
строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе
доводит начатое дело до конца
обладает выдержкой
быстро остывает, если дело перестает интересовать
безропотно покорный
незлоблив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
малоактивен и робок чувствует подавленность и растерянность при неудачах
склонен к резким сменам настроения
ровен в отношениях со всеми
склонен к риску
обладает спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики
склонен иногда скользить по поверхности, отвлекаться
энергичен и деловит
упрям
легко переживает неудачи и неприятности
тяготится однообразием, будничной, кропотливой работой
склонен к подозрительности, мнительности
сдержан и терпелив
маловосприимчив к одобрению и порицанию
часто не доводит начатое дело до конца
невыдержан, вспыльчив
обладает резкими, порывистыми движениями
скрытен и малообщителен, не делится ни с кем своими мыслями

После выбора наиболее близких качеств, компьютер обработает результаты и выведет на экран тип темперамента соответствующий человеку проходящего тест.
Приложение №2
Тип темперамента холерик
Холерик относится к сильному неуравновешенному типу. Отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.
Сильный тип нервной системы позволяет им легко преодолевать трудности, однако неустойчивость мешает быть сдержанными. Чем сильнее выражен холерический темперамент, тем более взрывным характером обладает человек. Вспыльчивость, необузданность и агрессивность – самые заметные черты типичных холериков. Очень уверены в себе и своих силах, порой самоуверенны. Ни в коем случае не показывают другим свои слабости.
Работоспособность холериков крайне неустойчива, зависит от внешних обстоятельств и личного интереса. Однако, если холерик заинтересован, будет работать упорно, целеустремленно и обязательно достигнет желаемого результата.
Дружба и общение.Холерики общительны, легко идут на контакт. При этом, обожают лидировать и быть везде первыми. Любят подчинять и контролировать окружающих, во всех видят соперников. Стремление к лидерству в сочетании с несдержанностью делает характер людей-холериков достаточно тяжелым в общении. Холерик не может похвастаться большим кругом друзей, однако к тем, кого любит, очень привязан.
Тип темперамента флегматик
Флегматик относится к сильному уравновешенному инертному типу темперамента. Инертность психических процессов означает, что таких людей тяжело вывести из равновесия. Сильная, уравновешенная нервная система делает этих людей очень эмоционально устойчивыми. Флегматики адекватно себя оценивают, иногда склонны несколько занижать свои способности. Скромны, не любят быть на виду. Уверенны в своих силах, без самоуверенности и желания хвастаться своими успехами.
Работоспособность. Такие люди сначала доводят до конца одну работу и лишь потом, после длительного «включения», приступают к другой. Правда, включившись, работают с большой самоотдачей, упорно и долго..
Дружба и общение.Предпочитает ровные и спокойные отношения. Друзьям флегматика нужно уметь хорошо считывать «зашифрованные» эмоции. Флегматик влюбчив и привязан к немногочисленным друзьям, способен на сильные чувства, но, даже будучи сильно влюблен, ярко выражать свои эмоции не станет. С флегматиком дружить легко и приятно. Именно поэтому завести с ним дружбу стремятся многие. Он спокоен и рассудителен, не навязывает свое мнение и ценит честность в любых отношениях, никогда не судит за глаза и не рвется в лидеры – идеальный друг.
Спокойная рассудительность, которой обладают флегматики, позволяет им все свои переживания контролировать и держать внутри, не выплескивая их наружу
Тип темперамента сангвиник
Сангвиника характеризует «активный» тип темперамента. У них сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Это означает, что у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения. Они хорошо справляются с психическими и эмоциональными нагрузками, при этом уравновешены в своих чувствах и действиях. А подвижность психических процессов помогает им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Сангвиникам свойственна гибкость поведения и высокая социальная адаптивность.
Сангвиник очень активен и энергичен. Ему свойственна доброта и готовность прийти на помощь. Чаще всего, это оптимист, полный надеждИз негативных черт сангвиника отметим следующее: он много обещает, но не всегда держит слово. Хороший пример сангвинического темперамента – знаменитый д’Артаньян, горячий, порывистый, отзывчивый и увлекающийся.
Работоспособность.Сангвиники отличаются высокой работоспособностью и дисциплинированностью. Из них выходят ответственные сотрудники и руководители. В работу включаются легко быстро и энергично. Переключиться на новое дело для них не составляет труда.
Дружба и общение. Самый общительный тип темперамента. Любят общение ради общения, им нравится быть в центре внимания. Хорошие собеседники. Без труда вступают в контакт с незнакомцами. Стараются всех веселить и развлекать. Благодаря активности и легкому характеру у сангвиников много приятелей. Однако их поверхностность мешает устанавливать прочные дружеские связи. По характеру сангвиник доверчив и отрыт другим людям. В то время, когда остальные с осторожностью наблюдают за собеседником, он получает удовольствие от общения с новым человеком. У него постоянно много друзей. Позитивный взгляд на мир притягивает не только людей, но и позитивные ситуации. Поэтому сангвиник часто очень даже успешный в жизни. Ведь изгоняя негативные мысли и думая только позитивно в любой жизненной ситуации, он исключает из своей жизни все отрицательное.
Тип темперамента меланхолик
Меланхолики обладают слабой нервной системой. Это означает, что такие люди с трудом переносят высокую нагрузку, быстро утомляются. У них чувствительная, ранимая психика. Меланхоликов отличает эмоциональная нестабильность: даже небольшое затруднение способно сбить их с толку и вызвать серьезные переживания. Меланхолик, как ни один другой тип темперамента, умеет тонко чувствовать окружающих людей и внешний мир. Человек этого типа темперамента придаёт всему большое значение, слов на ветер не бросает. Если не может сдержать обещание, искренне переживает, даже в случае, когда от него ничего не зависело. Чтобы справиться со сложностями, обусловленными слабой нервной системой, меланхоликам необходимо повышать уверенность в себе, стараться достичь успеха в любимом деле.
РаботоспособностьИз-за слабой нервной системы меланхолики быстро утомляются, поэтому при выполнении любой работы им необходим частый отдых. Они медлительны, малейшее затруднение их отвлекает. Яркие меланхолики не бывают руководителями и категорически не подходят на работу в экстремальных условиях.
Дружба и общение Меланхоликам мало интересны другие люди, больше их заботит собственный внутренний мир. В коллективе они необщительны, держатся в стороне, социально пассивны. В общении легко подчиняются лидеру, не любят соперничать. Любят быть опекаемыми, предпочитают оставаться в тени. Из-за эмоциональной неустойчивости в общении с меланхоликом необходимо быть чуткими, избегать резких слов.
Коммуникабельность
Коммуникабельность - термин, широко используемый в повседневной жизни для обозначения определенного типа поведения. Как коммуникабельного обычно характеризуют такого человека, который легко и непринужденно вступает в общение с другими людьми, умело его поддерживает, и своим поведением побуждает других людей к общению. Эта природная особенность относится к социально одобряемым качествам. В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала академик О.Я. Гойхман относит личность к следующим типам:
a. Доминантный
b. Мобильный
c. Ригидный
d. Интровертный
Доминантный тип.
Доминантного собеседника не спутаешь ни с кем. Уже через две минуты общения возникает ощущение, что собеседника чересчур «много», что на вас «давят», вы непроизвольно увеличиваете дистанцию между вами, но доминантные человек ее упорно сокращает. Манера общения доминантного собеседника действительно такова: жесткая, напористая. Доминантный собеседник не объясняет, он – втолковывает, «вбивает» вам в голову, если выслушивает, то обязательно задает уточняющие вопросы, либо прерывает в самом начале, показывая, что уже все понял и «не надо так много слов». В разговоре «доминант» может позволить себе ядовитую насмешку или грубость, он редко признает свою неправоту. Даже если он хвалит вас, признает ваши доводы (обычно тоже шумно и эмоционально), то это тоже демонстрация силы.

Интровертный тип.
Интровертный собеседник - полная противоположность вышеописанному типу. Он заранее чувствует себя виноватым, когда возникает потребность обратиться к вам, вдруг его вопрос покажется вам глупым или неуместным. Уж лучше тогда вообще промолчать и обращаться к окружающим как можно реже. Если же вы обратитесь к интровертному человеку, то он сочтет своим долгом ответить незамедлительно, чтобы не обидеть или не разозлить своей замедленной реакцией. Такая деликатность обычно импонирует таким же недоминантным собеседникам.
Мобильный тип.
Мобильный собеседник легко включается в беседу, прерывая любые, даже самые важные дела. И также легко из нее выходит, переключает внимание на что-то более интересное в самый неподходящий, по вашему мнению, момент. Глаза только что страстно заинтересованного в ваших словах собеседника становятся «пустыми», а взгляд ускользает. Речь мобильного собеседника быстра, порой из-за этого даже не понятна, выражение лица меняется с калейдоскопической скоростью (причем не всегда в соответствии с произносимыми словами). Речь других кажется такому человеку непозволительно медленной, он торопит вас взглядом, перебивает, давая понять, что уже давно все понял.
Ригидный тип.
Чтобы включиться в беседу с вами такому человеку требуется необходимое время и настрой. Причем, это не зависимо от характера, будь он даже решительным и уверенным в себе человеком. Основная характеристика ригидного собеседника – основательность. И если он к моменту начала вашего разговора о чем-то думал, то ему надо некоторое время, чтобы додумать мысль и поставить в определенном месте точку. Зато слушать он вас будет очень внимательно, говорить не спеша, подробно излагая свою мысль и то, как он к ней пришел.
Фразы ригидный собеседник формулирует с максимальной точностью (точность не всегда означает, что мысль изложена коротко). Иногда у вас может возникнуть из-за этого ощущение, что собеседник топчется на месте или считает, что до вас «доходит» медленнее, чем до других.
Приложение №3
меланхолик: Отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью, неуверенностью.
Голос тихий, речь замедленная, мимика и движения бедны и невыразительны.
Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным, у него всегда плохое настроение. Меланхолик чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, незначительный повод может вызвать у него слезы. Склонен к опасениям по поводу и без повода. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Его пугает новая обстановка, он теряется, смущается, боится новых контактов с незнакомыми людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Он успешно приспосабливается лишь к узкому кругу особенно близких людей.
Меланхолик не энергичен, ненастойчив и малоработоспособен. Он быстро утомляется, особенно при значительном напряжении. Если он занимается делом, противоречащим его характеру (например, самостоятельной управленческой работой), он может, конечно, успешно с ним справиться, но цена за несвойственное ему поведение может быть слишком велика - нервное перенапряжение, стресс. Если же для меланхолика созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают, меланхолик - отличный работник.
В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Положительные качества меланхолика:
точность
исполнительность
высокая чувствительность
мягкость
способность к сотрудничеству и т.д.
Отрицательные качества:
низкая работоспособность
мнительность
ранимость.
Для человека с меланхолическим типом темперамента больше подходит работа, требующая точности, высокой чувствительности, кропотливая, с большой надеждой на успех, не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными, комфортная по психологическим и физиологическим критериям:
переводчик-синхронист
адвокат
художник
музыкант
литератор
актер
холерик: Вспыльчивый, неуравновешенный человек.
Внешне поведение холерика отличается высокой активностью. Движения стремительные, порывистые, порой лихорадочные. Речь быстрая, громкая. Однако, в силу свойственного холерику непостоянства, может быть молчаливым, впадать в апатию.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, ярко выраженными эмоциональными переживаниями, которые могут проявляться в несдержанности, раздражительности, низком самоконтроле, агрессивности. Практически не воспринимает юмора, особенно шуток в свой адрес. Общителен, имеет много друзей, однако резкие перемены настроения создают сложности в общении.
Холерик работоспособен, готов к быстрой реакции, настойчив, инициативен. Однако его идеи, интересные, оригинальные, часто не додуманы до конца. В отличие от уверенного в себе сангвиника, бывает самоуверен. Схватывает новую информацию на лету, быстро запоминает. Всегда идет навстречу трудностям, в критические моменты может работать долго и неудержимо. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами.
Положительные качества холерика:
энергичность
увлеченность
целеустремленность и т.д.
Отрицательные качества:
горячность
невыдержанность
нетерпеливость
Преобладание холерического темперамента может привести к хорошим результатам в работе, требующей смелости, энергичности:
летчик
геолог
менеджер т.п.

сангвиник: Решительный, оптимистичный, уверенный в своих силах человек.
Речь сангвиника быстрая, громкая, с живыми интонациями и богатой мимикой, сопровождаемая выразительными движениями. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку.
Сангвиник обычно весел и жизнерадостен, любит шутку, остроумие, но, в отличие от холерика, умеет сдерживать свои чувства и эмоции. Невозмутим, его трудно вывести из себя. В критических ситуациях особенно собран и целеустремлен.
Непостоянен сангвиник в своих вкусах и интересах. Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Это человек очень энергичный и работоспособный, может долго работать, не утомляясь. Но если работа кажется неинтересной, однообразной, то сангвинику сразу же становится скучно. Он легко и быстро переключается с одной работы на другую. Без усилий переучивается, овладевая новыми навыками. Хороший организатор. Он больше склонен к решению тактических задач, что, однако, не исключает и способности стратега.
Положительные качества сангвиника:
подвижность
оптимизм
целеустремленность
трудоспособность и т.д.
Отрицательные качества:
легкомысленность
поспешность
поверхностность
склонность к зазнайству.
Можно предположить, что человеку с сангвиническим типом будет сопутствовать успех в сфере организации и управления, в профессиях, связанных с разнообразием условий, впечатлений, требующих широкого диапазона способностей, умения быстро переключаться:
педагог
тренер
врач скорой помощи

флегматик: Человек спокойный, медлительный, склонный к порядку, к привычной обстановке.
Движения медленные, невыразительные, мимика бедная, интонации однообразные. Речь спокойная, без эмоций, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, что затрудняет общение с ним. Круг общения флегматика менее широк, чем у сангвиника, и достаточно постоянен. Он трудно, медленно сходится с новыми людьми и нескоро начинает общаться с ними - задавать вопросы, вступать в беседу. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Флегматик терпелив, выдержан, уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя, и даже при серьезных неприятностях он остается внешне спокойным.
Флегматик не любит пустословия, его уверенность основана на знаниях и расчете. Он хороший стратег. В зависимости от среды и воспитания из него может вырасти и ленивый, равнодушный, безвольный человек, и выдержанный, целеустремленный. Положительные качества флегматика:
спокойствие
устойчивость
постоянство
терпеливость
надежность и т.д.
Отрицательные качества:
медлительность
невыразительность.
Для человека с флегматическим типом темперамента подходит самостоятельная, не зависящая от общения работа, требующая методичности, пунктуальности, настойчивости, хладнокровия, длительной работоспособности. Особенно легко они осуществляют медленные, плавные движения:
конструктор
экономист
бухгалтер
расчетчик т.п.

То, что природа создала людей разными, известно давно… и с древнейших времён люди науки пытались это разнообразие как-то упорядочить, внести в него какую-то закономерность. Так, великий древнегреческий врач разделил людей на 4 категории - в зависимости от того, какая жидкость («сок») преобладает у них в организме: кровь, слизь, жёлтая желчь или чёрная желчь.

Другой знаменитый античный медик - Клавдий Гален - посвятил этой проблеме целый трактат под названием “De temperamentum” - «соразмерность», «соотношение частей». Из идеи «соотношения соков» в организме он вывел 4 психических типа людей, которые с тех пор и именуются темпераментами : сангвиник (от латинского sanguis - кровь), флегматик (от греческого phlegma — флегма), холерик (от греческого chole — желчь), меланхолик (от греческого melas chole — черная желчь), причём преобладание крови делает человека весёлым и подвижным, слизи - спокойным и медлительным, жёлтой желчи - горячим и безудержным, чёрной желчи - мрачным и боязливым.

Такая классификация - при всей фантастичности её основы - оказалась настолько удачной, что ею пользуются и по сей день - разумеется, внеся некоторые коррективы. Так, уже давно никто не связывает тип темперамента со «смешением соков организма» - это совокупность индивидуально-психологических особенностей, связанных с типом нервной системы.

Именно так объяснил природу темперамента академик И.Павлов: тип нервной деятельности определяется свойствами процессов возбуждения и торможения - их силой ( и выносливость нервной системы), их уравновешенность (преобладание возбуждения или торможения или же их равновесие) и подвижность (быстрота «ответа» на действие раздражителя, формирования нервных связей, способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга). Исходя из этого, И.Павлов выделил 4 типа темперамента - да-да, опять четыре, и они, по сути дела, соответствуют галеновской классификации:

Слабый тип (соответствует меланхолику )

Сильные подразделяются на уравновешенных и неуравновешенных . Сильный неуравновешенный тип И.Павлов называет «безудержным» (соответствует холерику ).

Сильные уравновешенные подразделяются на подвижный тип , который И.Павлов назвал «живым» (соответствует сангвинику ) и инертный , который он именует «спокойным» (соответствует флегматику ).

Присмотримся же повнимательнее к каждому типу. Начнём со слабого типа - меланхолика. Вспомним для начала незабвенного Пьеро из «Золотого ключика» - вот самый что ни на есть типичный меланхолик. Такая нервная система неспособна к длительному сильному напряжению. Эмоции внешне выражаются слабо, но отличаются силой и глубиной. Такие люди ранимы, чувствительны к обидам и похвалам, с трудом приспосабливаются к обстановке и новым людям. По словам И.Павлова, такой человек способен достигать результатов «в оранжерейных условиях» - в реальности же «оранжерейные условия» встречаются достаточно редко… некоторые исследователи даже считают, что изначально такого темперамента не было - ведь такой человек был попросту нежизнеспособен!

Впрочем, есть и противоположная точка зрения: в первобытной «стае» меланхолики тоже имели свою нишу в качестве… пищевого НЗ. В самом деле - кого ещё есть, если не удалось убить мамонта - холерика съесть не так-то просто (сам кого угодно съест!). Впрочем, меланхоликов с успехом «едят» и в наше время (если вернуться к сказке про Буратино - то поставленный Карабасом-Барабасом спектакль, в котором Пьеро получает 22 подзатыльника, вполне адекватно отражает положение меланхолика)… Так что если судьба свела вас с таким человеком, будьте осторожны: от того, что вам кажется невинной шуткой, он может повеситься.

Раз уж мы заговорили о «Золотом ключике» - там ведь есть ярчайший пример и другого темперамента - сангвинического. Это Буратино: жизнерадостный, легко сходящийся с людьми (и выбивающийся в лидеры!), так же легко переживающий неудачи, легко увлекающийся - и так же быстро переключающийся на что-то другое (неустойчив). Такие люди не склонны долго помнить обиды, быстро адаптируются к чему-то новому.

Холерик - человек возбудимый, порывистый, склонный действовать быстро. За дело берётся со страстью и подъёмом - но практически неспособен долго выполнять какую-то работу (особенно если она однообразна, требует сосредоточенности и усидчивости). В общении с людьми холерики нередко бывают вспыльчивы и резки, «заводятся с пол-оборота», тем самым провоцируя конфликты. Яркий пример холерика в литературе - д’Артаньян.

Полная противоположность - флегматик: психические процессы протекают медленно, и в ряде случаев это может мешать (про таких говорят - «доходит, как до утки на девятые сутки»), но уж если «дошло» - значит, усвоил основательно и прочно. Флегматик никогда не покажет мгновенного результата - ему надо дать время (поэтому, например, они не годятся для открытых уроков и мастер-классов), с трудом адаптируются к меняющейся обстановке - зато им нет равных, когда надо выполнять длительную однообразную работу, требующую терпения и продуманности. Пример литературного героя-флегматика - Пьер Безухов.

Будучи самым «общим» свойством нашей психики, темперамент проявляет себя во всём - в мышлении, поведении, деятельности. Так, музыкальные психологи, анализируя творчество композитора, могут сказать, каким темпераментом он обладал: сравните например, симфонии холерика Л.Бетховена с их интонациями песен Франузской революции, постоянно сталкивающимися друг с другом темами - и тонкие, ирреальные миниатюры меланхолика А.Лядова, уводящие в какой-то «затерянный» вымышленный мир собственной души .

Темперамент - это свойство, находящееся «на стыке» психического и биологического: тип нервной системы - свойство врождённое, определяется оно и наследственностью, и протеканием беременности (так, если во время беременности принимать димедрол - велика вероятность родить меланхолика), но так или иначе - даётся это свойство от природы, и воспитать его или переделать нельзя. Об этом следует помнить родителям, которые обожают поругать детей: «Что опять сиднем сидишь со своими книгами - пошёл бы лучше, мяч погонял!» или наоборот: «Что ты ни минуты спокойно посидеть не можешь!»… и это единственное врождённое психическое свойство - всё остальное формируется при жизни! Конечно, характер формируется на основе темперамента (вряд ли у флегматика будет экзальтированный тип), но типов темперамента, как мы уже говорили, четыре, а типов характера - десятки (так что никогда не говорите своим детям: «И в кого у тебя такой характер!» - характер такой, какой вы воспитали, а вот темперамент - такой, какой получил при рождении).

Как всё, что даётся от природы, темперамент нейтрален - нет темпераментов «хороших» и «плохих». Можно лишь говорить о целесообразности в той или иной деятельности - скажем, флегматику или меланхолику тяжело будет на такой работе, где требуется . Каждый темперамент имеет свои подводные камни (холерики легко наживают врагов, сангвиники часто не доводят дело до конца ) - но есть и достоинства. Среди представителей всех темпераментов есть великие люди: холерики - А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов, сангвиниками были Н.А.Римский-Корсаков, Наполеон, флегматиками - И.Кант, М.И.Кутузов, меланхоликами - Н.В.Гоголь, П.И Чайковский…

Не стоит пытаться определить темперамент по внешним проявлениям: поведение человека диктуется не только темпераментом, но и многим другим (воспитанием, обстоятельствами и прочим) - надёжнее делать это с помощью специальных тестов. Но определить стоит: зная свой темперамент, вы сможете объективно оценить его сильные и слабые стороны.

План урока по теме

Курс Твоя профессиональная карьера
Методы Словесный, практический.
Технические средства: Телевизор, видеомагнитофон.
Триединая цель урока
Обучающий аспект

Познакомить учащихся с понятием “темперамент”, его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

Развивающий аспект

Формирование у учащихся умения анализировать: психические особенности личности, выделять важные особенности поведения личности в профессиональной деятельности

Воспитательный аспект

Создание психологического комфорта на уроке, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, поддерживать стремление учащихся вносить посильный вклад в получение результата.

Ход урока.

Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собой.

В.Гумбольдт

Темперамент идет впереди мысли. Это плохо. Надо поставить мысль впереди темперамента.

К.С.Станиславский

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока.

Само слово “темперамент” в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков- желтая желчь (“холе”), у флегматиков-слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов-черная желчь (“меланхоле”).

Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.

Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

Экстравертированный типхарактеризуется обращенностью личности на окружающий мир.

Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Если о характере человека можно говорить в категориях “хороший”, “плохой”, то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

  • Проведение диагностики.
  • (Приложение №2 ) Тест на определение темперамента.
  • Использование видеоматериалов для более яркой характеристики типа темперамента.

Сангвиник - Буратино (фильм “Приключения Буратино”)

Холерик - Карлсон (фильм “Приключения Малыша и Карлсона”)

Флегматик – Кот Матроскин (Мультфильм “Приключения в Простоквашино”

Меланхолик – ослик Иа (мультфильм “Винни-пух и его друзья”)

  • Основные типы темперамента и их свойства

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Сангвинический тип. Сангвиникбыстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.

Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.

Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако Наполеон Бонапарт и Петр I были сангвиниками, М. И. Кутузов - флегматиком, А. В. Суворов - холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.

Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылов был флегматиком, Н. В. Гоголь - меланхоликом, А. С. Пушкин - холериком, М. Ю. Лермонтов - сангвиником. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента.

Посмотрите на характеристику типов темпераментов и решите, какие профессии подходят представителю вашего типа темперамента, а какие - нет, объясните почему.

  • Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности. Но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипным способам действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические ходы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, - меланхолики - сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех.

Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью, - сангвиники не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще их характеризуются нереалистичными (завышенными, заниженными) уровнями притязаний.

  • Учащиеся работают с карточками-заданиями “Проявление темперамента в профессиональных ситуациях”.

Определите тип темперамента, объясните почему.

  1. Светланасчитается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.
  2. Андрей работает программистом. Всевремя спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость - к концу дня работоспособность уменьшается.
  3. Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен.

На успешность овладения профессией в определенной степени влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

3. Закрепление материала.

Определите тип темперамента по карточке, объясните почему. (



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!