Какие бывают эмоции? Список эмоций. Техника снижения чувствительности до уровня «эмоциональной разумности»

Люди ежедневно испытывают различные эмоции – иногда хорошие, а иногда и не очень.
Это стало настолько привычным, что мы даже не задумываемся о том, как и зачем эмоции появились у наших предков. Но ведь они были очень важны!

Мы испытываем множество эмоциональных порывов, но среди них есть и семь самых главных, базовых эмоций, без которых наша жизнь была бы совсем другой. Именно о них мы сейчас и поговорим.

Всякая эмоция непроизвольна, если она искренна.
Марк Твен

6. Базовая эмоция - Удивление

Эмоция, с помощью которой у нас появляется возможность лучшей ориентации в пространстве, повышения внимание и достижение взаимопонимания. Такая реакция способствует возможности рассмотреть нечто новое в том, к чему мы уже привыкли. Однако если человек находится в состоянии тревоги, то вместо удивления он может испытывать испуг.

7. Базовая эмоция - Радость

Одна из лучших возможных эмоций, которая поддерживает наши внешние проявления. Благодаря этой реакции мы сокращаем дистанцию между собой и другими людьми и можем взаимодействовать с ними. Это реакция на получения удовольствия, или того, что под ним подразумевается.

Заключение

Это еще далеко не вся "палитра" наших с вами эмоций, тем более что к уже существующим часто добавляются новые.

Нужно учиться понимать свои эмоции, и тогда мы сможем четко определять, как мы реагируем на разные события и как себя вести в том или ином случае.

Слушайте свое сознание – и перед вами откроются действительно замечательные возможности!

Как уже наверняка стало понятно из наших первых уроков по представленной теме, актёрское мастерство является очень интересной и увлекательной творческой деятельностью. Но в то же время и очень сложной деятельностью, т.к. требует от любого человека, который в неё вовлечён, максимального раскрытия своего творческого потенциала, что, в свою очередь, подразумевает активизацию и мобилизацию всех психических ресурсов, и в особенности - умения выражать и передавать переживаемые эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что ремеслом актёра, в огромной степени, является умение управлять своими эмоциями.

Согласно Станиславскому, ремеслом является применение актёром уже готовых актёрских штампов, воспринимая которые зритель может однозначно определить, какие эмоции испытывает персонаж в данный момент времени. Причём, акцент должен ставиться именно на внешние проявления внутренних переживаний. Об умении актёра воспроизводить эмоции и пойдёт в речь в представленном вашему вниманию уроке.

Изучив данный урок, вы узнаете о том, что такое эмоции и чем они характеризуются, какие существуют базовые эмоции и как он проявляются внешне. Но главное - вы познакомитесь с различными способами и методами управления эмоциям, которыми так богато актёрское ремесло. В уроке будут подробно описаны основные эмоции и чувства, представлены упражнения и рекомендации, способствующие тренировке их воссоздания и проявления (мимике, жестам, позам и т.п.), а также будут рассмотрены несколько эффективных техник управления эмоциями, применяя которые вы научитесь быстро воспроизводить любые эмоциональные состояния в любой момент. Эмоции актёров - это эмоции людей, а этот урок сделает вас настоящим мастером управления эмоциями, что позволит вам использовать этот уникальный навык не только на сцене, но и в своей повседневной жизни.

Эмоциональный процесс

Эмоциональный процесс является психофизическим процессом, который мотивирует и регулирует деятельность человека (мышление, восприятие, поведение) и отражает субъективное значение различных ситуаций и объектов для человека, выражаясь в его сознании в виде переживаний. Несмотря на это определение, в научных кругах бытует огромное количество разных взглядов на саму природу эмоциональных процессов, и какого-то одного конкретного определения этому феномену нет, и понимать эмоциональные процессы всегда следует из того, в каком контексте они рассматриваются.

Классификация эмоциональных процессов разными учёными также происходит по-разному. Есть даже теории, которые берут за основу существование вообще только одной эмоции, которая просто зависит от определённых факторов и вызывает различные переживания. Большинством же исследователей среди эмоциональных процессов выделяются несколько основных - это аффекты, эмоции, чувства и настроения. Рассмотрим каждый из них немного подробнее.

  • Аффекты - являются кратковременными интенсивными эмоциональными процессами, которые сопровождаются изменениями на физиологическом уровне. Например, внезапный испуг.
  • Эмоции - являются более продолжительными, но менее интенсивными, чем первые, и отражают субъективное значение ситуаций (но не конкретных объектов) для человека. Например, ощущение тревоги.
  • Чувства - являются более продолжительными, но менее интенсивными, чем аффекты, и отражают субъективное значение для человека конкретных объектов. Например, любовь.
  • Настроения - являются продолжительными эмоциональными процессами низкой интенсивности. Например, скука.

Причинами для возникновения различных эмоциональных процессов, как несложно заметить, может послужить что угодно: события, ситуации, явления, предметы, люди, животные, мысли и т.п. Если же говорить относительно актёрского мастерства, то можно сказать, что эмоциональные процессы служат основой всех возникающих у актёра эмоций, и только умение управлять этими процессами делает возможным по-настоящему правдоподобное переживание, интерпретацию и репрезентацию мастером перевоплощений любых образов и ролей.

Учитывая то, что наш урок посвящён именно управлению эмоциями, нам следует немного побеседовать о том, что такое эмоции и перечислить базовые эмоции человека.

Эмоции и базовые эмоции

Эмоция является эмоциональным процессом, характеризующимся средней продолжительностью и отражающим субъективную оценку существующих или возможных ситуаций человеком. Как и большинство других психических явлений, они мало изучены и разными специалистами понимаются по-разному. Отсюда следует, что данное определение не является всеобъемлющим и общепринятым.

Эмоции характеризуются рядом признаков:

  • Валентность - положительная или отрицательная окраска. Кстати, научно подтверждено, что отрицательные эмоции превалируют у человека над положительными, и их количество в несколько раз больше.
  • Интенсивность - сила, с которой эмоции переживаются.
  • Стеничность - эмоции могут быть побуждающими к активности (стеничными), например, радость, или расслабляющими, парализующими (астеничными), например, тоска.
  • Содержание - эмоции могут отражать различные аспекты значений ситуаций, которые их вызывают.
  • Физиология - фактор, отражающий воздействие эмоций на человека на физиологическом уровне и вызывающий определённую реакцию организма.
  • Мимическая обратная связь - эмоции могут вызывать непроизвольные проявления на уровне мимики. Однако и мимика может вызвать определённые эмоции, т.е. связь является двухсторонней.

Здесь же следует заметить, что учёными выявлена сильнейшая связь между эмоциями и стрессом, что означает, что наиболее сильные эмоции, независимо от валентности, оказывают на организм человека утомляющее воздействие и приводят к состоянию стресса, что, при продолжительном воздействии, может даже вызывать проблемы на психическом, физиологическом и других уровнях.

Что такое базовые эмоции?

Базовые эмоции - это основной набор эмоций, присутствующих у каждого человека. На сегодняшний день не существует какой-либо общепринятой классификации эмоций, и одни учёные склоняются к тому, что базовые эмоции существуют, другие же отрицают факт их существования. Но большинство специалистов всё же склоняются к тому, что они есть, а для того чтобы определить, является ли эмоция базовой, имеется несколько определяющих параметров:

  • Базовые эмоции имеют фундамент на нервном уровне
  • Базовые эмоции проявляются на уровне мимики
  • Базовые эмоции осознаются человеком и отчётливо переживаются им
  • Базовые эмоции являются результатом эволюционно-биологических процессов
  • Базовые эмоции оказывают на человека организующее и мотивирующее воздействие

Существуют и другие характеристики, которые следует учитывать при определении базовых эмоций, но они являются второстепенными.

Определить базовые эмоции пытались и пытаются многие исследователи, но какого-то одного их списка пока не создано. Но, несмотря на это, есть несколько основных классификаций, наиболее популярной из которых можно назвать классификацию Кэррола Изарда. Именно её мы и рассмотрим.

Классификация базовых эмоций по Изарду

Согласно Кэрролу Изарду, имеется одиннадцать базовых эмоций, а любые другие являются их комбинацией и модификацией, и возникают на их основе. Ниже приведён список базовых эмоций. Базовые эмоции по Изарду:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Отвращение
  5. Презрение
  6. Горе-страдание
  7. Интерес-волнение
  8. Смущение

Радость

Радость - относится к числу основных положительных эмоций человека. Характеризуется чувством удовлетворения, счастья и удовольствия, а также считается положительной внутренней мотивацией.

Улыбка, желание заниматься активной деятельностью, ярко выраженная жестикуляция, учащённое сердцебиение, стремление к общению, хорошее настроение.

Как вызвать радость: для того чтобы взывать у себя радость, можно подумать о чём-нибудь приятном (о каком-то радостном событии), воспроизвести в памяти приятные воспоминания, пообщаться с человеком, у которого хорошее настроение, купить что-то, о чём давно мечтали, в общем, сделать что-то, что вызывало, вызывает или может вызвать у вас приятные эмоции.

Удивление

Удивление является эмоцией, которая появляется в случае возникновения неожиданной ситуации. Говоря более научным языком, удивлением можно назвать адекватную реакцию на отклонение от нормы. В зависимости от особенностей ситуации, удивление может перейти в страх, интерес или радость.

Физиологические и внешние проявления: поднятые брови, округлённые глаза, разомкнутые губы, в другом случае - сведённые брови, наклонённая вперёд голова, при сильном удивлении - пересекающие лоб морщины.

Как вызвать удивление: основным способом вызвать у себя удивление является воспроизведение физиологических проявлений. Чтобы упростить себе задачу, можно мысленно представить что-то, что могло бы вас удивить: какой-то предмет, человека, ситуацию. Проще говоря, чтобы удивиться, нужно сделать вид, что вы удивлены.

Печаль

Печаль - это эмоция, занимающая промежуточное положение между тоской, грустью и унынием, и способная склоняться то к одному, то к другому, то к третьему. Возникает в случае возникновения каких-либо огорчающих человека обстоятельств.

Физиологические и внешние проявления: сведённые брови и приподнятая их внутренняя часть, натянутые уголки верхних век, опущенные уголки губ, вертикальные морщины между бровей, горизонтальные морщины в центре лба, иногда - слёзы, пассивное поведение, желание остаться наедине с собой.

Как вызвать печаль: взывать у себя печаль можно довольно просто: для этого нужно подумать о каком-либо печальном, грустном, трагическом событии в своей жизни, попытаться почувствовать то, что вы чувствовали тогда, когда это событие произошло, и постараться задержаться в этом состоянии, прочувствовать его как можно глубже, чтобы эмоция печали проявила свои внешние признаки.

Гнев

Гнев - это эмоция с яркой отрицательной валентностью. Чаще всего гнев вызывается несправедливостью по отношению к человеку и желание эту несправедливость немедленно устранить.

Физиологические и внешние проявления: сведённые и опущенные брови, если гнев доходит до предела, то внешняя сторона бровей взмывает вверх, суженые или, наоборот, выпученные глаза, напряжённые веки, напряжённые и сомкнутые губы, в других случаях возможен оскал, напряжённые мышцы шеи и подбородка, огромная мотивация к активным действиям, иногда неадекватным, желание воздействовать на объект гнева физически.

Как вызвать гнев: вызвать у себя эмоцию гнева можно очень просто: нужно подумать о чём-либо, вызывающем у вас откровенное чувство протеста и несправедливости, вспомнить конфликтную ситуацию или человека (если такой есть, конечно), действия которого вызывают у вас негативные эмоции. В случае с гневом очень хорошо помогает воспроизведение физиологических проявлений.

Отвращение

Отвращение представляет собой сильную форму неприятия, отрицательно окрашенное чувство. Возникает в случаях, когда человек сталкивается с чем-то, что ему очень неприятно с моральной, физической, эстетической точки зрения.

Физиологические и внешние проявления: сильно приподнятая верхняя губа, поднятая или опущенная, но выпученная нижняя губа, приподнятые щёки, суженые глаза и немного опущенные брови, морщины у переносицы, желание отвернуться, отмахнуться, отойти подальше.

Как вызвать отвращение: вызвать у себя отвращения очень легко, если постараться во всех деталях представить в своём воображении что-нибудь очень неприятное: какие-либо объекты, ситуации, проявления и поведение людей, запахи, привкусы, картинки и т.д. Легко выразить эмоцию отвращения, просто воспроизведя внешние её проявления. Скорее всего, необходимые внутренние переживания возникнут у вас сами собой.

Презрение

Презрение является отрицательно окрашенным чувством, которое возникает по отношению к какому-либо объекту, проявляющему поведение или качества, которые сам испытывающий отвращение человек не позволяет демонстрировать себе и которые кажутся ему крайне неприемлемыми. Нередко отвращение связано с чувством превосходства одного человека над другим и может перейти в гнев и даже в ненависть.

Физиологические и внешние проявления: признаки схожи с признаками отвращения, но в них чаще всего отсутствует симметрия, напряжённые уголки губ, сомкнутые губы, выдвинутый вперёд и/или приподнятый подбородок, желание выразить своё отрицательное отношение, указать на неправоту.

Как вызвать презрение: вызвать презрение немного сложнее, чем вышеназванные эмоции, но, конечно, можно. Для этого лучше всего так же, как и ранее, воссоздать в воображении образ какого-либо человека, поведение или качества которого вызывают у вас отрицательные эмоции, и проявить которые вы сами себе не позволяете. Для этого прекрасно подходят образы людей, совершающих низкие, лживые поступки.

Горе-страдание

Горе представляет собой отрицательно окрашенную эмоцию, связанную с ощущением потери. Нередко синонимами горя являются скорбь и печаль. Страдание же, в свою очередь, является совокупностью очень неприятных и мучительных физических или эмоциональных ощущений.

Приподнятая внутренняя сторона бровей, сведённые брови, опущенные уголки губ, морщины на лбу, в других случаях - сомкнутые челюсти, оскал, откинутая или опущенная голова, сжатые кулаки, напряжённое тело, слёзы.

Как вызвать горе-страдание: т.к. данная эмоция является очень сильной, вызвать её довольно просто: во-первых, можно воспроизвести внешние проявления, во-вторых, представить себе какую-либо физическую боль, в-третьих, можно воссоздать в воображении очень трагическую ситуацию из своей жизни (жизни другого человека) и погрузиться в испытываемые в связи с этим переживания.

Стыд

Стыд - это эмоция с отрицательной окраской, связанная с каким-то неприемлемым скрытым или явным поступком или качеством самого человека, который испытывает стыд, или с другим человеком, за которого ему становится стыдно.

Физиологические и внешние признаки: оцепенение, желание остаться одному, скованные движения, пассивность или желание убежать, чувство вины, напряжённое дыхание, опущенные глаза, морщины на лбу, сжатые губы, покраснение лица как следствие обильного притока к нему крови.

Как вызвать стыд: чтобы вызвать у себя эмоцию стыда, достаточно представить, что вы совершили что-то очень плохое или непристойное и все, кто находится рядом, об этом узнали. Очень хорошо почувствовать стыд позволяет представление себя голым на обозрении большого количества людей, которые над вами смеются. Также легко воспроизвести данную эмоцию, если отразить её физиологические признаки.

Интерес-волнение

Интерес представляет собой эмоцию с положительной окраской. Интерес связан, преимущественно, с потребностью узнавать что-то новое о каком-либо объекте, и повышенным вниманием к нему. Волнением в данном контексте можно назвать совокупность внутренних переживаний, связанных с чем-либо.

Физиологические и внешние признаки: немного сморщенный лоб и чуть сдвинутые брови, нередко учащённое сердцебиение и дыхание, сомкнутые или, наоборот, чуть приоткрытые губы, желание обладать, стремление к физическому контакту, пристальный взгляд, повышенная концентрация на объекте интереса, в случае сильного волнения - повышенное потоотделение, дрожь в конечностях, заикание, сбивчивое дыхание.

Как вызвать интерес-волнение: взывать у себя эмоцию интереса довольно просто: можно представить, что вам очень хочется больше узнать о человеке, с которым вы находитесь рядом, или о каком-то предмете, ситуации, событии, явлении, воспроизвести физиологические признаки интереса, думать о том, что интересно, говорить об этом, собирать необходимую информацию и т.п. Если нужно вызвать волнение, то можно подумать о каком-то важном предстоящем событии, или же о том, которое уже произошло, но представить себе в том состоянии, в котором вы находились ещё до этого.

Вина

Вина - это эмоция с отрицательной окраской, возникающая вследствие совершения некоего поступка, который представляется человеку несущим негативные для него самого или для других последствия. Чаще всего появляется у человека в отношении чего-то, сделанного конкретно им, что отличает эмоцию вины от эмоции стыда.

Физиологические и внешние признаки: опущенные или бегающие в стороны глаза, опущенная голова, глубокое дыхание, желание остаться наедине с собой, появление румянца на лице, дрожащий голос, иногда - задранный подбородок и презрительный взгляд, но нежелание встречаться глазами с другими.

Как вызвать вину: человек может вызвать у себя ощущение вины, во-первых, если представит, что он совершил какой-либо поступок, который будет причиной страданий других людей или его самого. Во-вторых, если в точности воспроизведёт физиологические признаки эмоции вины. Также можно вспомнить что-то из прошлого, за что чувствовал себя виноватым: какие-то действия, сказанные слова, совершённые поступки. Эмоция вины тесно связаны с эмоцией стыда, поэтому, можно прибегнуть к способам, которые позволяют вызвать именно эту эмоцию.

Как несложно заметить, эмоции тесно взаимосвязаны друг с другом и, в подавляющем большинстве случаев, позволяют одному человеку понять, что чувствует в данный момент другой человек. Но если актёр будет на сцене проявлять только те эмоции, которые в действительности чувствует в данный момент времени, это может крайне отрицательно отразиться на качестве его игры. Для того чтобы избежать неприятных ситуаций (связанных с выражением эмоций) во время репетиций, спектаклей, съёмок в кино, да и вообще в жизни, полезно обучиться некоторым техникам управления эмоциями. Но для начала об этих техниках нужно узнать. Именно этому мы и посвящаем заключительный раздел нашего урока.

15 техник управления эмоциями

1. Якорение

Техника « » берёт своё начало в нейролингвистическом программировании и поэтому является одной из самых результативных, когда речь заходит об управлении эмоциями. Она обладает потрясающей силой воздействия человеком, как на окружающих, так и на себя самого. По этой причине мы рассмотрим её несколько подробнее, чем все нижеследующие.

Смысл данной техники заключается в том, что в процессе простых, но регулярно выполняемых действий человек вызывает определённое эмоциональное состояние и закрепляет (производит якорение) его, посредством, так называемого, ритуального действия. Если говорить проще, то создаётся условный рефлекс, позволяющий через выполнение определённого действия входить в нужное состояние. С помощью якорения можно вызывать любые эмоции.

Первым делом, нужно создать подкрепление, т.е. вызвать нужное эмоциональное состояние, вспоминая какой-либо соответствующий ему прошлый опыт из жизни. Затем, в момент наивысшей интенсивности этого состояния, нужно выполнять определённое действие, придуманное заранее. Это может быть скрещивание пальцев, прикус губы, щипание кожи и т.д. Важно, чтобы об этом действии знали только вы. Проделав такую процедуру несколько раз, вы создаёте якорь, который в дальнейшем будет моментально вызывать нужную эмоцию. Процесс этот очень простой, но требует регулярного и систематического закрепления.

Итак, техника якорения такова:

  • Вызываете желаемое состояние, обратившись к своей памяти. Представляйте его во всех деталях, визуализируйте, чувствуйте его, проникайтесь этим ощущением полностью, стараясь достигнуть пиковой точки.
  • В момент достижения пиковой точки совершаете заранее придуманное действие. Старайтесь придумать такое, которое ни с чем и никогда не спутаете и наверняка не сделаете спонтанно. Повторите эту последовательность несколько раз, делая между каждым «подходом» небольшие паузы, пока находитесь «на пике».
  • После этого отвлекитесь, чтобы войти в обычное эмоциональное состояние. Сделайте паузу на некоторое время (полчаса/час) и дайте состоянию утихнуть. Затем повторите первые два пункта и снова отвлекитесь.
  • Повторяйте процедуру регулярно (10, 20, 30…100 раз), чтобы якорь стабильно закрепился. Итогом станет возможность взывать любую нужную вам эмоцию определённым действием.

2. Техника противоположного действия

Данный метод применяется для управления эмоциями высокой интенсивности. Он основан на замене переживаемых эмоций противоположными им по значению действиями. Причём, выполняемые действия не должны подавлять или тормозить переживаемое состояние, но должны просто выражать другое.

В качестве примера можно использовать состояние повышенного эмоционального возбуждения, когда человек, по какой бы то ни было причине, испытывает эмоциональный всплеск, который выражается в чрезмерной психической активности. Чтобы этот всплеск подавить, пользуясь техникой противоположного действия, нужно поудобнее расположиться на кресле или диване, расслабиться, замедлить дыхание, подумать о чём-нибудь спокойном и приятном. Некоторое время спустя, вы заметите, что ваше состояние сменилось с эмоциональной возбуждённости на спокойствие и умиротворение.

3. Техника мышечной разрядки

Эта техника помогает избавиться от напряжения и связанных с ним эмоций. Очень удобно применять её, когда ощущается прилив каких-либо отрицательно заряженных эмоций, например гнева, злости и т.п.

Применять её очень просто: как только вы почувствовали, что вами начинают овладевать негативные (или позитивные) эмоции, нужно резко и быстро напрячь все мышцы тела (или какую-то определённую группу мышц) и пробыть в таком состоянии до тех пор, пока не почувствуете, что сил находиться в напряжении больше нет. После этого мышцы начнут расслабляться самопроизвольно, а уходящее напряжение будет забирать с собой энергетический потенциал начавших развиваться эмоций.

4. Техника выявления и обозначения эмоциональной реакции

Предлагаемая техника представляет собой основной метод управления эмоциями, а именно: распознавание и выявления текущих эмоциональных состояний. Но этот метод по-своему сложен, т.к. требует о человека максимальной активизации способности к самонаблюдению и описанию своих психических проявлений.

Техника применения этого метода состоит из нескольких шагов:

  1. Определение и описание породившего эмоцию события
  2. Определение и описание придаваемого событию значения
  3. Определение и описание связанных с эмоцией ощущений
  4. Определение и описание движений, вызванных эмоцией
  5. Определение и описание того влияния, которое эмоция оказывает на вас

Пошаговое выполнение этих инструкций, во-первых, уже само по себе снимет большую часть эмоционального напряжения, а во-вторых, позволит вам адекватно и рационально оценить своё поведение и предпринять необходимые для устранения эмоции действия. Кстати, этот же метод можно использовать и для того, чтобы вызывать у себя какую-либо эмоцию. Но для этого нужно иметь чёткое представление о базовых эмоциях человека, чтобы было возможным воспроизвести нужные элементы.

5. Техника применения метода допуска страданий

Бытует мнение, что иногда человеку, чтобы справиться с отрицательной эмоцией, нужно позволить проявиться тем действиям, которые она вызывает. Данный метод основывается на том, что те переживания, которые сопутствуют негативной эмоции, можно и нужно просто перетерпеть.

Например, вы чувствуете гнев или злость и хотите покричать, что-то разбить, ударить кого-то. Делать этого ни в коем случае не нужно. Необходимо просто принять эту эмоцию такой, какая она есть, позволить ей быть. Через время вы заметите, что эта эмоция начнёт угасать, а позже исчезнет совсем. А зная о том, какие психические страдания может причинить отрицательный эмоциональный заряд, вы можете намеренно воспроизвести ту или иную эмоцию в случае необходимости, например, когда требуется воспроизвести поведение разъярённого человека.

6. Техника выявления барьеров, мешающих изменить эмоции

Во многих случаях изменить эмоции человеку мешают определённые барьеры. Они могут быть связаны с привычным образом действий, потаканием своим слабостям, защитой своего эго, сохранением статуса в обществе и т.д. Техника выявления барьеров делает возможным эти барьеры выявить, произвести их оценку, прийти к пониманию того, что вами движет и сделать на основе всего этого соответствующие выводы, которые позволят повлиять на своё эмоциональное состояние путём волевых усилий.

Как только вы почувствовали, что где-то в глубине вашего существа начинает зарождаться отрицательная эмоция, и вы не можете её перебороть, постарайтесь переключить своё внимание на определение её истинных причин: почему она возникает у вас, что мешает вам её изменить, какие факторы на это влияют. Такой анализ позволит вам не только научиться выявлять барьеры, но и лучше узнать себя и особенности своей личности. Впоследствии это пригодится вам в практике актёрского мастерства, т.к. поможет, например, освободиться от сценических зажимов, каких-либо комплексов и т.п. препятствий, мешающих раскрыться вашему актёрскому таланту.

7. Техника простого выявления эмоций

Ещё одна техника, относящаяся к основным. Её целью является овладение навыком смотреть своим эмоциям в лицо, а не искать от них спасения. Когда человек осознаёт свои эмоциональные состояния, у него всегда есть выбор, как отреагировать на ту или иную ситуацию и что почувствовать.

Осваивать данную технику нужно с простого записывания событий, которые вызывают у вас различные переживания, проявления этих переживаний, особенности их воздействия на вас и ваше поведение. Проделывая это, вы научитесь выявлять присущие вам типичные реакции на определённые эмоции. Зная такую информацию о себе, вы сможете в любой подходящий момент не только нейтрализовать состояния, которые не хотели бы переживать, но и продуцировать те, которые вам необходимы в настоящий момент времени. Представьте только, какое влияния окажет на ваши актёрские данные умение воспроизводить или гасить эмоциональные состояния!

8. Техника снижения чувствительности до уровня «эмоциональной разумности»

В случаях воздействия на человека стрессовых ситуаций и отрицательных эмоций повышается и его эмоциональная реактивность, т.е. человек начинает реагировать на всё очень быстро, порой, не отдавая себе отчёта в том, что делает. Основополагающим фактором здесь является умение сохранять эмоциональный баланс в любых жизненных ситуациях. Это и есть «эмоциональная разумность», которая предупреждает перенапряжения любого рода.

Чтобы стало возможным всегда и везде контролировать свой эмоциональный баланс, нужно не только стараться постоянно находиться в состоянии осознанности, но и учитывать такие факторы как правильное питание, здоровый сон, утренняя зарядка, воздержание от алкоголя и наркотиков и т.п. В совокупности, это окажет на вас потрясающее воздействие. Составьте сами для себя оптимальный «режим жизни». Если вы будете придерживаться особых правил, способствующих улучшению вашего образа жизни, это непременно отразится, как на вашем эмоциональном состоянии вообще, так и на умении его контролировать, что, в свою очередь, будет для вас преимуществом в актёрском амплуа и в жизни.

9. Техника увеличения количества событий, вызывающих положительные эмоции

Умение управлять эмоциями основывается, помимо всего прочего, на том, что отрицательные эмоции способствуют плохому самочувствию человека и наоборот. Конечно, можно изменить восприятие эмоций, но эмоции в любом случае останутся. Данная техника подразумевает овладение навыком контроля над тем, что вызывает негативные эмоции.

Главным и основным приёмом этой техники является увеличение положительных событий, которые происходят в жизни человека. Это можно осуществлять путём целенаправленного совершения каких-либо действий или организации мероприятий, доставляющих радостные переживания. Систематическая практика этого может даже привести к тому, что ваш образ жизни изменится в корне. Но первоначальным результатом станет то, что вы начнёте замечать больше хороших событий, которые происходят в вашей жизни. А это значит, что и ваш общий настрой на любую деятельность будет позитивным, а все начинания будут увенчиваться успехом, т.к. во всём вам будет сопутствовать энтузиазм и раскрытие творческого потенциала.

10. Техника безоценочного восприятия эмоций

Эта техника рассчитана на снижение интенсивности эмоций путём безоценочного их восприятия. Основополагающим принципом здесь является то, что, когда человек не выносит никаких суждений относительно своих эмоций, он, тем самым, не позволяет их психической энергии овладеть своим сознанием.

Применяется данная техника довольно просто: в момент возникновения сильной эмоции, не поддавайтесь её воздействию, не придавайте ей ни хорошей, ни плохой оценки, сконцентрируйтесь на дыхании, посмотрите на свои эмоции со стороны. Просто отмечайте все изменения, мысли, суждения об этих эмоциях, помните о том, что вы наблюдаете за собой. Можете даже постараться спрогнозировать возможные перемены, которые могли бы быть, если бы вы поддались переживаниям. Этот навык можно успешно применять и в реальной повседневной жизни, и в той, которую вы ведёте, находясь в образе, играя, например, в спектакле или в кино, т.к. позволяет входить в любые эмоциональные состояния путём воспроизведения их деталей.

11. Техника уменьшения психологической вовлечённости в текущее эмоциональное состояние

Представляемая техника базируется на утверждении о том, что ещё большее переживание возникшей отрицательной эмоции только усугубляет ситуацию, ведь начиная сопереживать сам себе, человек индуцирует появление связанных с базовой второстепенных эмоций, которые увеличивают потенциал первой, принося ещё большие страдания. Из этого следует, что любую негативную эмоцию нужно и можно тормозить, уменьшая свою психологическую вовлечённость в неё.

Так же, как и во многих предыдущих техниках, первой задачей здесь является умение вовремя заметить возникновение эмоции. Как только вы почувствовали, что эмоция появилась, не давайте себе выстроить привычную цепочку последующих реакций. Например, если вы почувствовали вину, то за ней непременно последует грусть, разочарование, самобичевание и т.д. Чтобы этого не произошло, «затормозите» свою эмоцию, не пускайтесь в дальнейшие размышления, не выносите суждений, не оценивайте. Просто примите состояние, как оно есть. Подумайте о чём-нибудь отвлечённом, приятном, приносящем противоположные - положительные эмоции и т.д. Если вы не будете вовлекаться в отрицательное состояние, его интенсивность со временем начнёт угасать и сойдёт на «нет». Этот навык будет вам полезен, как в жизни, так и на сцене.

12. Техника уменьшения физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями

Данная техника схожа с техникой снижения чувствительности, рассмотренной выше. Здесь наиболее важным является умение распознавать физические состояния, которые делают человека в той или иной мере предрасположенным к воздействию эмоциональных состояний.

Для того чтобы определить, как физические состояния влияют на ваши эмоции, нужно задать себе несколько важных вопросов:

  1. Каким образом то, как я питаюсь, влияет на моё самочувствие?
  2. Каковы кратковременные и долговременные последствия переедания и недоедания?
  3. Каковы кратковременные и долговременные последствия употребления мной алкоголя, медикаментов и т.п.?
  4. Каким образом на моё самочувствие влияет мой сон?

Ответы на эти вопросы должны показать вам действительно положение вещей, а именно: как вышеупомянутые факторы в общем и целом влияют на ваше эмоциональное состояние, и как эти состояния изменяются, в зависимости от перемены показателей этих факторов. На основе этого вы сможете определить наиболее подходящий вам образ жизни, включающий сон, диету, употребление или неупотребление алкоголя и т.п. Правильно составленный режим непременно будет способствовать возникновению преимущественно положительных эмоций и улучшению жизни, а также будет оказывать влияние на вашу продуктивность, как в повседневной жизни, так и в актёрском мастерстве.

13. Техника «Вторая пара глаз»

Используя эту технику, вы сможете, так сказать, разделяться надвое и овладеете навыком смотреть на себя со стороны, что позволит вам более критично оценивать себя, свои поступки и эмоциональные переживания, видеть их суть и изменять по своему усмотрению.

Применение этой техники подразумевает то, что вы позволяете всему происходящему идти своим чередом. При этом, основная часть вашего внимания должна быть направлена на вас самих. Нужно наблюдать за своими реакциями, проявлениями, действиями и т.д. Воспитывайте в себе внутреннего наблюдателя, который должен быть максимально критичным и беспристрастным. Наблюдение за собой позволит вам, по необходимости, производить корректировки своих психических проявлений, а значит, в любой ситуации вы будете держать себя и своим эмоции под контролем, что является огромным преимуществом не только в состоянии нахождения в сценическом образе, но и в жизни вообще.

14. Техника глубокого дыхания

В основе рассматриваемой техники лежит дыхание т.к. оно тесно связано с нервной системой человека. Дыхание - это основа жизни, и то, как дышит человек, оказывает непосредственное влияние на любые переживаемые им состояния и эмоции.

Практика этой техники - это практика дыхательных упражнений, являющихся регуляторами состояний. На сегодняшний день существует очень много упражнений на дыхание, в которых люди совершают, главным образом, глубокие вдохи и выдохи. Вот одно из таких упражнений:

  • Нужно ровно сесть и сделать на счёт четыре глубокий вдох через нос, затем на счёт четыре выдох через рот.
  • На вдохе сначала поднимается левая нога, на выдохе - опускается. После этого - правая нога. И так по очереди.
  • Нужно сделать по четыре подхода для каждой ноги.

Применение данной методики позволит вам понизить интенсивность любой эмоции и войти в состояние равновесия и умиротворённости. Она является очень эффективной, т.к. её можно применять практически всегда и везде.

15. Техника сознательного управления эмоциями

Это последняя техника, которую мы рассмотрим. Главным её принципом является сознательное и намеренное управление своими эмоциональными состояниями, позволяющее человеку держать под контролем все возникающие эмоции и их последующие проявления.

В любой ситуации, когда вы почувствуете, что возникает какая-либо сильная эмоция, сделайте небольшую передышку. Это значит, что нужно самому себе сказать: «Мне нужно подумать», «Я хочу перенести этот разговор», «Пора сделать паузу» или что-то подобное, что позволит вам на какое-то время абстрагироваться от переживаемого состояния и «разложить в голове всё по полочкам». Определите для себя временной лимит, в течение которого сможете осознать своё состояние и оценить его. Это станет стимулом к вхождению в состояния повышенной осознанности, во время которого вы сможете успокоиться и сделать необходимые выводы. Очень удобно применять данный способ для изучения эмоций, что в будущем позволит вам нейтрализовывать их или, наоборот, намеренно вызывать.

На основе приведённых нами в этом уроке техник мы можем сделать вывод о том, что существует множество способов оказывать влияние на свои эмоции. Из всех рассмотренных техник вы можете выбрать ту, которая наиболее подходит именно вам, развивать её, изучать её особенности и применять в повседневной жизни. Важно помнить одно важное правило: человек сам выбирает - быть ему рабом своих эмоций или их повелителем.

Что же касается управления эмоциями вообще, то следует заметить, что этот навык является необходимым человеку не только в тех случаях, если он актёр, но и в вообще в повседневной жизни. Умение управлять эмоциями может пригодиться и для публичных выступлений и для ведения переговоров, и для воздействия на людей, и для успешного ведения бизнеса, и для выстраивания дружеских или любовных отношений, и даже для таких вещей, как звукозапись, фотосессии, интервью и т.п.

Тренируйтесь, учитесь управлять своими эмоциями и познавайте себя! Мы желаем вам успехов в жизни и в актёрской деятельности!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Чуть-чуть сокращенный вариант статьи Л.Черняева из сборника "Гештальт-2007", МГИ, Москва, 2007.

Эмоция - накопляемая и накопленная энергия для изменения или сохранения дистанции и процесса контактирования. Эмоция позволяет менять дистанцию до другого и варьировать интенсивность контакта.

Базовые эмоции это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Это: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вина, нежность, радость, удовлетворение, интерес, удивление, благодарность.

Аутичные эмоции - это эмоции, переживание которых возможно без субъекта в среде: отвращение, злость, страх, интерес, радость, удовлетворение, удивление.
Контактные эмоции это эмоции к субъекту, т.е. это аутичные эмоции, но направленные к субъекту, и еще нежность, печаль, благодарность.

Социальные или оценочные эмоции - это стыд и вина.
Сложная эмоция состоит из взаимодействия простых эмоций: например, зависть состоит из злости, интереса и стыда.

Отличительной чертой базовых эмоций, является то, что они легко преобразовываются в желание и действие.

Сложные эмоции переживаются сложно, потому что они требуют одновременного удовлетворения двух и более потребностей (иногда противоположных). Каждая эмоция поддерживает свой процесс изменения дистанции и активности.

Переживая эмоцию, человек настраивает себя на определенные действия, поэтому нет негативных или позитивных эмоций, все эмоции являются позитивными. Скорее есть способность к переносимости эмоции. И удовольствие, нежность и радость некоторые не переносят долго, а вину, обиду и злость хранят годами.

При контакте эмоция является рамками и формой взаимодействия организма и среды. Приятно/неприятно переживать эмоцию является следствием отношения человека к данной эмоции, исходя из семейного сценария и опыта. Соответственно, деление на полезная/вредная эмоция - это следствие рационализации, подавления или стимулирования переживания.

Чередование напряжения и расслабления организма в среде - это влияние эмоции, т.к. любая эмоция есть выражение потребности и готовит к действию, соответственно приводит к напряжению, но при этом и среда активирует в организме эмоцию. А после полного проявления эмоции и удовлетворения потребности напряжение поля уменьшается. Таким образом, эмоции поддерживают спонтанную саморегуляцию, участвуя в процессе напряжения-расслабления.

Токсический уровень эмоции - это такой уровень эмоционального возбуждения, при котором эта эмоция доминирует и тормозит появление других эмоций, разрушает контакт организма со средой, сужает восприятие до тоннельного восприятия, организует чрезмерное сосредоточение энергии без разрядки, ведёт к потере ориентировки и способности к тестированию реальности, подмене реальности на представления и фантазии о реальности.При этом возникает запредельное возбуждение и состояние непереносимости данной эмоции.

Деятельность человека и среды направлены на понижение интенсивности токсической эмоции.
Токсической эмоцией может быть любая базовая эмоция. В фоне любой ситуации одновременно есть все базовые эмоции.

I. Страх

Страх (испуг, боязнь, ужас, паника) - эмоция, возникающая при обнаружении опасности. В страхе есть знание о вредном и разрушительном прошлом и стремление избежать повторения опасного опыта в будущем. Страх предупреждает о возможном нарушении граиц.

Страх проективен, часто отрицает настоящее, игнорирует реальные возможности и ресурсы.
Страх содержит в себе энергию для увеличения дистанции. При этом эта дистанции, в зависимости от способностей переживать страх и оценки опасности, могут быть следующими:

А. Максимальная дистанция для отдаления от опасности. Это дистанция, при которой опасность перестает быть различимой и сливается с фоном. Это реакция бегства, разрушения контакта,

Б. Переносимая и подвижная дистанция. При этой дистанции, опасность хорошо различима, но ее влияние ограничено. Этот баланс между приближением и отдалением сохраняет неизменным отношения и контакт между организмом и средой. Эта дистанция возникает под влиянием двух страхов - страх приближения и страх удаления.

Страх приближения останавливает сокращение дистанции и усиление контакта, т.к. контакт несет опасность, а страх удаления останавливается угрозой разрыва контакта, а интенсивность страха колеблется вокруг зоны одновременного результирующего минимума от этих двух страхов. Фиксируется дистанция на уровне переносимости обоих страхов.

Как правило, страх связан с интересом к новизне, изменениям и возможной опасности, с желанием противостоять среде или желанием познавать среду. Через страх удовлетворяются потребность в ориентировании и потребность в изменении ("чего боюсь, того и хочу").

Страх может быть почти непереносимым, но если в ситуации присутствует стыд, то человек не может сильно изменить дистанцию. При увеличении дистанции до опасности страх становиться переносимым, но непереносимым становится стыд, и образ Я меняется на неприемлемый, что ведет к сокращению дистанции. Так возникает колебание, при котором любая дистанция неприемлема. Для устойчивого изменения дистанции должна возникнуть другая эмоция, например, злость, отвращение, интерес.

Действия под влиянием страха:

  1. Бегство, избегание, игнорирование, отрицание
  2. Замирание
  3. Защита А. Нападение б. Контроль
  4. Прогнозирование
  5. Регрессия и беспомощность
  6. Просьба о помощи
  7. Рационализация

Страх переживается всем организмом.
Можно выделить два типа страхов:

  1. Витальные страхи, связанные с Ид:
    Страх смерти, Страх безумия, Страх боли и болезни, Страх бессилия, голода
  2. Социальные страхи, связанные с Персонелити:
    Страхи ситуаций: нищеты, успеха, близости.
    Страх переживаний: беспомощности, бессилия, унижения, ответственности, отвержения (одиночество - это следствие отвержения. Экзистенциальное одиночество - это данность. Бывает одинокое одиночество, следствие отвержения или утраты, и свободное одиночество.)

Страх похож на отвращение увеличением дистанции, но в страхе есть энергия для контакта с опасностью, для исследования опасности, разоблачения и победы.
Токсичный страх - это ужас и паника.
Контактный страх - страх, боязнь.
Аутичный - ужас и испуг

II. Злость

Злость (раздражение, неприязнь, досада, возмущение, сердитость, гнев, ярость, ненависть, бешенство) - это эмоция для изменения существующей ситуации, для изменения и дистанции, и объекта или субъекта контактирования.

Если мишенью злости являются изменения отношения, ситуации, то она конструктивна. В случае если невозможно изменить отношения, то злость становиться аннигиляционной и направляется или на объект, вызывающий злость, или на себя, на сам организм, или на разрыв отношений, т.к. разрыв отношений это тоже "уничтожение" объекта ("Он для меня больше не существует").

Но после внешнего прерывания отношений злость сохраняется в виде желания мести, чувства вины. Внутренние отношения не завершены, и злость является источником энергии для восстановления и трансформации отношений.

Причиной злости могут быть голод, боль и страх. Голод или дефицит возбуждают злость в организме для поиска и добывания из среды необходимых элементов среды, для преодоления сопротивления среды. Самый естественный ответ на боль - это злость, которая необходима для уничтожения источника боли. Страх, обозначая опасность в среде, активирует злость для защиты. Злость поддерживает целостность и защиту границ.
Злость может быть покрывалом от других, болезненных эмоций, т.к. злость является хорошим обезболивающим и надежным источником энергии. Часто за злостью могут стоять стыд, вина, нежность, горе и страх и другие эмоции. Когда человек начинает переживать болезненное состояние от вины или стыда, то для обезболивания и уничтожения обидчика легко возникает злость.

В любой трансформации отношений есть энергия злости. Чтобы построить новое, надо изменить, разрушить старое. Злость - контактное чувство для уменьшения дистанции.
Токсическая злость - это ярость и бешенство.

III. Отвращение

Отвращение (брезгливость, пресыщение, пренебрежение, омерзение, гадливость).
Эта эмоция возникает при нарушении границ организма, при котором произошло отравление и разрушение. Отравлять могут запахи, интроекты, отношения, внешний вид, способ поведения среды.

Отвращение - это эмоция для отвержения и удаления с минимумом прикосновения, или, как минимум, для того, чтобы отвернуться. Если организм не может отторгнуть, то он сам отдаляется подальше от объекта отвращения. Отношения при отвращении не развиваются, дистанция увеличивается до тех пор, пока отвращение не сливается с эмоциональным фоном.

Отвращение помогает поддерживать целостность и границы, удаляя за пределы организма и за его границы всё, что его разрушает. При этом важно выделять в отношениях со средой отравляющие и поддерживающие отношения.

Отвращение похоже на страх, т. к. эти обе эмоции увеличивают дистанцию, но отвращение предполагает отдаление и забывание, а страх - отдаление вместе с вниманием к опасности, и потом взаимодействие, т.к. в страхе есть энергия для контакта.

Злость и отвращение надо хорошо дифференцировать. Часто среда вызывает отвращение, а человек привычно пытается переживать раздражение и начинает ошибочно приближаться, тем самым усиливая отвращение. Усиливающееся отвращение вызывает еще большую злость, и так далее, вплоть до аннигиляционной агрессии.

В нашей культуре отвращение табуировано, подавлено, что и приводит согласно Ф. Перлзу к жадности и корысти.

IV. Печаль

Печаль (грусть, тоска, уныние, скорбь, горе). Эта эмоция помогает завершить отношения, создать новую целостность организма и восстановить границы.
Печаль - это энергия для завершения процесса потери и утраты. При потере происходит увеличение дистанции помимо желания, воли и контроля. Организм теряет ресурсы: поддержку среды, и внутренние ресурсы, или то и другое.

Вместе с утратой приходит внутренняя боль и пустота, которые надо пережить и потом найти, чем заполнить внутреннюю пустоту. Печаль помогает проститься с отношениями и согласиться с реальностью. Если привязанность была глубока, то после её утраты возникает ощущение пустоты, и человек может поддерживать образовавшуюся пустоту в ожидании возвращения и восстановления отношений. Если пустота достаточно объемна и нет ресурсов для проживания печали, то возможно и работа по восстановлению границ не может быть завершена, и возникает тоска или острое горе.

Признание пустоты и факта, что отношений больше не существует, самое сложное в работе с горем или токсической печалью. Энергия печали направлена: на признание пустоты, бессилие удержать контакт, на проживание пустоты и ее заполнение. Если другой был значим, то после работы печали, он остается в структуре Я, но уже занимает меньше места и пустота наполняется воспоминаниями, а не фантазиями и надеждами.

Часто чувство вины заполняет эту пустоту, сохраняя надежду на прощение и восстановление отношений. Если есть вина, значит, возможно, после наказания и прощения, произойдет возобновление отношений.

Аутичному клиенту завершить горевание легче.
Горе - это токсическая печаль.

V. Стыд (отвращение к себе).

Стыд (смущение, замешательство, застенчивость, робость, скромность, неудобство, растерянность) - это интроецированное ребенком отвращение, отвержение и игнорирование родителей к самому ребенку. Позже, во внутренней речи, это отвращение звучит так: "Я отвратителен сам для себя. Как мне стыдно быть таким, какой я есть сейчас. Я готов сгореть от стыда, провалиться сквозь землю. Я краснею и прячусь".

Отвращение родителей является для ребенка отвержением, лишением их любви, и ребенок готов разрушить свое неугодное Я, отказаться от части себя, но остаться в контакте с родителями. Таким образом, ребенок, интроецируя стыд, обучается быть в контакте и соответствовать ожиданиям.

Позже в переживании стыда есть отвержение какой-либо части своего Я под влиянием среды или интроекта. В переживании стыда есть присутствие незримого ока оценивающего наблюдателя, носителя правильных ценностей поведения. Наблюдающее око часто проецируется на партнера по контакту.
Стыд - это социализированное отвращение к себе.

Энергия стыда возникает из противопоставления идеального Я и оцененного Я, это напряжение между тем образом, каким человек хочет быть или выглядеть, и тем, каким себя оценивает. Оценка создается из самооценки и внешней оценки.
Стыд останавливает актуальный контакт, т.к. человек, испытывающий стыд, считает себя недостойным этого контакта, и он должен либо изменить себя, либо уйти.
Дистанция при переживании стыда фиксируется. Стыд, относительно дистанции, это остановленное бегство, замирание с исчезновением для уменьшения давления от оценивающего ока.

Есть токсический стыд. Это стыд, при котором отвергаемая часть своего Я достаточно большая и сравнима с целым Я. Поэтому полное отвержение невозможно, т.к. возникает угроза всему Я.

Но и целостность невозможна, т.к. энергия стыда не разряжена. Тогда задача терапии - это дифференциация внутренних отвержений, распознавание и новая ассимиляция интроектов, направление остановленной энергии на тестирование среды при постоянном признании терапевтом клиента.

Энергия стыда - это энергия для изменения и преобразования своего Я. Стыд сопровождает любое изменение Я, например, обучение, демонстрацию своих новых достижений и приобретений.
При нарциссическом типе организации контакта есть много скрытого стыда и огромный дефицит признания при невозможности его получить.

VI. Вина (злость на собственные действия и страх наказания).

Человек совершил действие, которое принесло или приносит вред или разрушение другому человеку. Это разрушение может быть реальным, а может быть только предполагаемым. Для торможения таких действий среда возбуждает чувство вины.

Также как при переживании стыда, в чувстве вины есть осуждающая значимая фигура, которая злилась на деятельность ребенка, наказывала его, и обучила его быть виноватым при определенных действиях. В дальнейшем человек сам испытывает вину для остановки своих действий. Среда, обвиняя, может манипулировать человеком через вину.

Вина останавливает текущее действие и эту энергию незавершенного действия перенаправляет на завершение ситуации, т.е. предполагает просьбу о прощении за причиненный вред, принятие наказания, искупление и возмещение этого вреда, получение прощения и продолжение отношений.

Вина возможна только в зоне ответственности человека. Вина растворяется в прощении от другого, восстановлении и признании границ.

Вина предполагает прощение, искупление и наказание, поэтому дистанция будет и на удаление и на сближение.

Токсическая вина - это переживание вины за события поля вне зоны ответственности человека. Такая вина поддерживает иллюзию всемогущества, захвата и управления другим через присвоение себе чужой ответственности, а реальные границы при этом игнорируются.

VII. Нежность

Нежность, симпатия - переживание открытости к контакту и доступности для другого человека, усиливает и насыщает энергией процесс контактирования, раскрывает границы. Это эмоция максимального сокращения дистанции, вплоть до слияния, но слияние в нежности подвижное и позволяет легко восстанавливать автономность.

Нежность сохраняет границу между Я и Ты, и позволяет образовывать Мы. Нежность иногда вызывает стыд.

Энергия нежности берется из потребности в привязанности и близости.
Токсичная нежность -это патологическое Эго-слияние.

VIII. Радость

Радость - это эмоция, поддерживающая процесс передачи важной и ценной собственности от человека в среду, процесс выделения из организма в среду. Радость поддерживает и укрепляет отношения и контакт, расширяет границы. Радость переживается при излучении любви, знаний, заботы, агрессии. Дистанция сокращается, контакт насыщается. Радость, поддерживая процесс, выделения, может не учитывать возможность среды по усваиванию выделяемого организмом.

Нежность и радость могут быть агрессивны, если теряются обратные связи организм-среда.
Причина радости в избытке.

Токсичная радость - это эйфория.

IX. Удовлетворение

Удовлетворение поддерживает процессы поглощения и усвоения, дистанция сокращается вначале до минимальной, а потом удовлетворение поддерживает здоровое слияние, при котором взаимодействие максимально полное, а границ нет (усвоение еды в желудке). По мере насыщения удовлетворение уменьшается.

Процесс поглощения и ассимиляции регулируется парой отвращение и удовлетворение. В процессе поглощения и последующей ассимиляции удовлетворение ослабевает, т.к. возникает насыщение, а отвращение нарастает (самые вкусные кусочки еды это первые кусочки).

Далее есть момент, когда удовлетворение по силе равняется растущему отвращению, это самое время для прекращения поглощения и увеличения дистанции до, например, еды.
При радости важно сохранить чувствительность к партнеру и не перекормить его, а при эмоции удовлетворения - важно сохранить чувствительность к себе. Радость и удовлетворение поддерживают экологичный обмен в цикле контакта.

Токсическое удовлетворение может быть неразборчивостью и ненасыщаемостью.

X. Удивление

Удивление поддерживает ориентацию в пространстве, времени и ситуации, останавливает или суживает процесс взаимодействия, фиксирует дистанцию, усиливает границы. Удивление фокусирует внимание на изменениях в поле и дает энергию для ориентировки в нем.

Удивление поддерживает спонтанную саморегуляцию, а способность видеть новое в обычном и очевидном поддерживает удивление.
Причина удивления в изменчивости поля.

Удивление блокируется усталостью, т.к. нет сил к адаптации к новому в среде.
Токсическое удивление - это шок.

XI. Интерес

Интерес - это эмоция, поддерживающая сближение и постепенное усиление процесса контактирования. Сокращение дистанции медленное при условии, что другой остается отдельным субъектом со своими границами. Энергия интереса поддерживает контакт через обнаружение, раскрытие и изменение новых фигур.
Интерес сохраняется, пока есть новизна и привлекательность различий и нет слияния, а субъект интереса не захватывается и не подчиняется.
Токсический интерес - подглядывание.

XII. Благодарность

Благодарность помогает завершить и прекратить данный контакт, но не отношения. После выражения благодарности дистанция увеличивается, энергия контакта убывает, границы закрываются.

Благодарность - это эмоция постконтакта, которая создает новые границы, т.к. поле изменилось в результате контакта.

Если в контакте были радость и удовлетворение, и возникли насыщение и легкость, то благодарность возникает легко. Если в контакте переживались злость, отвращение, вина и стыд, то благодарность возникает не столь просто.

Если контакт завершается, а благодарность не возникает, то можно предполагать чувство вины, которое продлевает процесс контактирования и мешает завершению контакта.
Неадекватная и многократная благодарность унижает.
Токсическая благодарность - преклонение и фанатизм.

Дистанция может регулироваться парами эмоций:

  1. Страх приближения/страх отдаления фиксируют дистанцию.
  2. Пара интерес/страх регулируют среднюю дистанцию.
  3. Пара нежность/отвращение регулируют близкую дистанцию.
  4. Пара благодарность/печаль завершают контакт и увеличивают дистанцию.
Метки: Медитативные упражнения и техники, Управление эмоциями, Психотехники и упражнения

Здравствуйте, дорогой читатель. Для того чтобы показать актуальность нашего сегодняшнего разговора, хочу, чтобы Вы на несколько мгновений остановили чтение статьи и ответили на вопрос: «Какие эмоции Вы в данный момент испытываете?»
Подумали? Ответили?

А теперь давайте разберемся, какие проблемы часто возникают при ответе на этот вопрос.

  • Многие люди на такой вопрос отвечают следующим образом: «Да никаких особенно эмоций я сейчас не испытываю, все нормально». Значит ли это, что эмоций действительно нет? Или это означает всего лишь то, что человек плохо осознает свое эмоциональное состояние? Дело в том, что эмоции человек испытывает всегда, каждое мгновение своей жизни. Когда-то они достигают высокой интенсивности, а когда-то их интенсивность низкая. Многие люди обращают внимание только на сильные эмоциональные переживания, а эмоциям низкой интенсивности не придают никакого значения и даже совсем их не замечают. Однако, если эмоции не очень сильные, это не значит, что они отсутствуют.
  • Другой возможный ответ на поставленный вопрос таков: «Как-то мне неприятно. Я испытываю дискомфорт». Мы видим, что человек осознает, что внутри присутствуют неприятные эмоции, но какие именно, назвать не может. Может быть, это раздражение, а может разочарование или чувство вины, а может еще что-то.
  • Часто на наш вопрос отвечают подобным образом: «Я чувствую, что мне пора встать из-за компьютера и заняться делом» или «Я чувствую, что эта статья мне может быть полезна». Многие люди путают свои эмоции с мыслями и стремлением что-то сделать. Пытаясь описать свое эмоциональное состояние, они описывают все что угодно, кроме эмоций.

Медитативное упражнение для понимания эмоций

В работе с клиентами я часто использую медитативное упражнение, помогающее лучше понять собственные эмоции. Оно настолько эффективное, что я решила сделать аудиозапись для того, чтобы любой желающий мог воспользоваться этой техникой. Механизм действия упражнения основан на связи эмоций и телесных реакций. Любая, даже самая незначительная, эмоция имеет свое отражение в теле (подробнее об этом читайте ). Научившись прислушиваться к собственным телесным реакциям, можно лучше познакомиться со своими эмоциями.

Вы можете выполнить упражнение прямо сейчас. Вот запись:

После того, как Вы узнали, какие бывают эмоции, и с легкостью научились описывать свое внутреннее состояние, Вас может заинтересовать более глубокое исследование себя. Например, Вы можете захотеть разобраться, какой позитивный смысл могут нести в себе эмоции, которые, на первый взгляд, абсолютно бессмысленны и даже вредны. Об этом читайте в следующей

В ходе процессинга мы работаем с ментальным (подсознательным) материалом, который, как пирамида, является суммой 4-х граней.

Вот перечень этих граней, этих 4-х элементов:

картинка (образ)
мысль (мыслеформа)
телесное ощущение
эмоция (чувство)

Ключевым из этих элементов для нас является эмоция, представляющая собой сгусток внутренней (психической) энергии человека. Именно эмоция (энергия) является главным определяющим ориентиром жизни человека. Практически во всех своих действиях и поступках человек руководствуется той или иной эмоцией.

Согласно Лестеру Левенсону (автору «Метода Седона») нам всем свойственны 9 эмоциональных состояний : апатия, печаль, страх, вожделение, злость, гордыня, мужество, принятие и умиротворение. Каждое из этих эмоциональных состояний занимает свое место на шкале энергии и действия. В состоянии апатии мы практически лишены энергии и либо совершаем мало действий, либо не действуем вовсе. В состоянии печали мы обладаем большим объемом энергии и более активны. Каждая последующая эмоция на этой шкале, до умиротворения, отличается более высоким уровнем энергичности и большей способностью к активным действиям.

Предлагаю полезную аналогию. Представьте, что ваши чувства - это океан энергии, который течет через шланг, воплощающий ваши тело и разум . Когда Вы в апатии, шланг пережимается, не пропуская практически ни капли энергии. В печали его диаметр чуть шире. Когда мы добираемся до мужества, шланг почти полностью развернут и открыт, так что Вы можете направить энергию на создание всего, чего пожелаете. В состоянии умиротворения шланг абсолютно прямой, без закручиваний и пережимов: Вы единое целое с океаном. Если Вы будете рассматривать эмоции в таком ракурсе, то перестанете судить себя за эмоции, которые у Вас есть или которых у Вас нет. В конце концов, эмоции - это просто энергия.

Представленный здесь материал будет очень полезен для определения эмоционального состояния в момент . Каждый раз, когда возникают трудности с пониманием своих чувств, обратитесь к словам и фразам, описывающим каждое из девяти эмоциональных состояний. Например, если Вы считаете, что слишком часто бросаете начатые дела, негативно относитесь к себе или другим людям, или Вам просто сложно сделать первый шаг, то, скорее всего, Вы находитесь в состоянии апатии. Возможно, Вы часто ловите себе на мысли: «Я не такой, как они. Я прав. Я умнее остальных» - или считаете себя лучше и опытнее других. Подобные мысли и чувства свидетельствуют о гордыне.

Девять эмоциональных состояний - способ пробудить значительную часть разума, находящуюся под сознанием. Эта часть нашего разума подобна ящику с мусором - знаете, такому месту, куда Вы забрасываете и засовываете всякий хлам, которому не можете найти применения. У некоторых есть чулан, или чердак, или гараж, служащий этой же цели. Мы забиваем эту часть разума всем, с чем не в состоянии справиться или что не в состоянии разрешить. Любое не отпущенное чувство откладывается в подсознании, захламленном эмоциональным мусором и ограничивающими мыслями и чувствами. Накопленные проблемы мешают думать о том, что для нас действительно важно, и забыть о том, что не имеет значения.

В ходе процесса мы в разной степени интенсивности переживаем каждое из указанных девяти эмоциональных состояний, выводя его на поверхность сознания и растворяя, освобождая его от тисков и зажимов, давая заключавшейся в нем энергии свободно течь в нас.

АПАТИЯ

В состоянии апатии нам кажется, что в нас умерли все желания, да и нет от них никакого прока. Ничего не хочется делать, и кажется, что никто не в состоянии помочь. Мы ощущаем вялость и скованность и не видим выхода. И предпочитаем быть слабыми и устраниться, чтобы не испытывать боли. На душе становится так неспокойно, что нами овладевает полное онемение и беспомощность.

Возникающие образы деструктивны и ограниченны. Мы во всем видим неудачи, рисуем картины своих провалов, да и чужих, впрочем, тоже. В нас осталось слишком мало энергии, чтобы действовать и воплощать свои замыслы и мечты, поскольку внутри мы разрываемся в противоположных направлениях.

Слова, характеризующие апатию :

Безрезультатно
Невнимательный
Беспомощный
Неактивный
Бесчувственный
Неприметный
Выдохшийся
Нерешительный
Вялый
Несобранный
Деморализованный
Неудача
Депрессивный
Неудачник
Забывчивый
Невозможность сосредоточиться
Зачем пытаться?
Никчемный
Какой в этом смысл?
Ничего не ждет от жизни
Ленивый
Ничего не получается
Мне все равно
Одинокий
Не могу одержать победу
Ожесточенный
Опускающий руки
От меня ничего не зависит
Равнодушный
Отрезанный
Рассеянный
Плохое настроение
Слишком поздно
Отсутствие чувства юмора
Слишком уставший
Отчаявшийся
Смертельно уставший
Негативно воспринимающий окружающий мир
Смирившийся
Удрученный
Побежденный
Уставший
Подавленный
Холодный
Подозрительный
Шок
Потерявший надежду
Это может подождать
Потерянный
Я не могу

ПЕЧАЛЬ

Когда мы печалимся, то хотим, чтобы хоть кто-нибудь помог, ибо, кажется, что мы не в состоянии ни с чем справиться самостоятельно, и надеемся, что это удастся кому-нибудь другому. Мы взываем о помощи, в отчаянии молим о ней. Наше тело отличается чуть более высоким уровнем энергии, однако она так зажата, что причиняет боль. Сознание не так сильно захламлено, в отличие от апатии, но его отличает сумятица и замутненность. Мы рисуем свою боль и теряемся в этих картинах. Мысли беспрестанно крутятся вокруг того, какую мы испытываем боль, что потеряли, и может ли хоть кто-нибудь помочь нам.

Слова и фразы, характеризующие печаль :

Безутешный
Беспомощный
Горесть
Грусть
Душевная боль
Если только
Жалость
Забытый
Игнорируемый
Испытывающий мучения
Испытывающий стыд
Меланхолия
Меня никто не любит
Одинокий
Отверженный
Отчаяние
Павший духом
Печаль
Пожалейте меня
Позабытый
Потеря
Почему я
Преданный
Разочарованный
Не находить себе места
Неадекватный
Нежеланный
Нелюбимый
Непонятый
Несчастливый
Ни на что не годный
Никому нет дела
Ностальгия
Обвиненный
Обиженный
Обижающийся
Обманутый
Раскаяние
С разбитым сердцем
Слезливость
Смущенный
Сожаление
Страдающий
Страстно жаждущий
Тоскующий
Уязвимый
Чувство вины
Это несправедливо

СТРАХ

Когда мы находимся в состоянии страха, то хотим побеждать, но не побеждаем, поскольку считаем, что риск слишком велик. Мы уверены, что потерпим неудачу. Стремимся добиться великих результатов, но не добиваемся, ибо боимся боли. Уровень энергии выше, чем в состоянии печали, однако она так плотно сжата, что доставляет боль. Чувства возникают и испаряются в одно мгновение, как холодная вода на раскаленной сковородке. Сознание не так сильно захламлено, как при апатии, но его отличает сумятица и замутненность. Образы и мысли деструктивны и мрачны. Мы думаем лишь о том, как нам причиняют боль, что мы можем потерять и как защитить себя и близких нам людей. Освобождение через - это идеальное оружие для борьбы со страхом.

Слова и фразы, характеризующие страх:

Беспокойство
В ужасе
Дрожь в коленках
Загнанный в ловушку
Истеричный
Колеблющийся
Малодушный
Медлительный
Напряженный
Напуганный
Недоверчивый
Нелогичный
Нервозность
Нерешительный
Неуверенный
Осторожный
Паника
Парализованный
Параноидальный
Закомплексованный
Замкнутый
Застенчивый
Защищающийся
Подозрительный
Робкий
Сбитый с толку
Скептичный
Сомнения
Страх перед публичными выступлениями
Суеверный
Тошнота
Тревожность
Угроза
Уклончивый
Уход от реальности
Уязвимый
Шокированный

ВОЖДЕЛЕНИЕ

В состоянии вожделения мы хотим обладать материальными вещами. Мы ЖАЖДЕМ. Мы испытываем потребность в деньгах, власти, сексе, людях, местах, вещах, но с сомнениями и неуверенностью. Где-то в глубине души нам кажется, что мы не можем или не должны иметь то, что нам хочется. Уровень энергии при таком состоянии повыше, чем при страхе. Она все еще сжата, но ощущения временами довольно приятны, особенно при сравнении с тремя предыдущими эмоциональными состояниями. Чувства отличаются интенсивностью и насыщенностью. Сознание не так сильно захламлено, но его все еще отличает сумятица и одержимость. Мы пытаемся заполнить свои представления позитивными образами, но, по сути, эти представления отражают то, чего у нас нет.

Наши мысли связаны с тем, что мы жаждем получить и чего не хватает. Неважно, чем и в каком количестве мы владеем, нам никогда не бывает этого довольно, мы не чувствуем удовлетворения и никогда не наслаждаемся тем, что имеем.

Слова и фразы, характеризующие вожделение :

Безжалостный
Безрассудный
Бессердечный
Бесцеремонный
Внутреннее побуждение
Голод
Жадный
Жажда
Забывчивый
Зависть
Излишества
Импульсивность
Манипулятор
Навязчивая идея
Навязчивое влечение
Накопление
Не могу ждать
Не могу насытиться
Неистовство
Ненасытный
Нетерпеливый
Нечестный
Никогда не достаточно
Никогда не удовлетворен
Одержимость
Потребность
Предвкушение
Разочарование
Распутный
Скаредный
Сладострастный
Собственнический
Хищнический
Эгоистичный
Эксплуатирующий
Я должен это иметь
Я хочу

ЗЛОСТЬ

Когда мы находимся в состоянии злости, то стремимся напасть на других и причинить им боль, но нас останавливают сомнения. Уровень энергии чуть выше, чем в состоянии вожделения, она не так сжата, а чувства могут быть весьма интенсивными и бурными. Сознание не так захламлено, как при вожделении, однако оно все еще беспорядочное и полно навязчивых мыслей.

Наши картины деструктивны и связаны с тем, что бы мы хотели сделать с другими людьми. Мы поглощены мыслями о расплате, о том, как поквитаемся с другими, как заставим их заплатить за все. Эта энергия может испугать нас, может вынудить подавлять ее, даже ранить.

Предпринимаемые действия, как правило, опасны и для нас самих, и для окружающих.

Слова и фразы, характеризующие злость :

Агрессивный
Безжалостный
Безрассудный
Бунтующий
Взбешенный
Вздорный
Взрывной
Возбужденный
Возмущенный
Воинственный
Враждебность
Враждебный
Всем недовольный
Грубый
Деструктивный
Досада
Жесткий
Жесткость
Жестокий
Задумчивый
Замкнутый
Злобный
Злой
Злорадный
Кипящий от злости
Любящий спорить
Мрачный
Мстительный
Негодование
Ненависть
Непокорный
Нетерпение
Обидчивый
Разгневанный
Раздраженный
Разочарование
Ревнивый
Резкий
Своенравный
Сопротивление
Требовательный
Угрюмый
Упрямый
Чувствовать отвращение
Язвительный
Яростный

ГОРДЫНЯ

Когда нами овладевает гордыня, мы стремимся сохранить статус-кво. Мы не желаем ничего менять или двигаться вперед; поэтому мы отговариваем от движения других, ибо боимся, что они смогут нас обойти. Уровень энергии чуть выше, чем в состоянии злости, но она нередко недоступна. Эта энергия не так сжата, как при злости, но она расплывчата и менее очевидна. Сознание не так захламлено, как при злости, но его отличает сумятица, негибкость и размытость. Наши образы и мысли связаны с тем, что мы сделали и что знаем. Если мы вообще обращаем внимание на окружающих, то хотим, чтобы они заметили наше величие и уникальность и рассеяли гнетущие сомнения.

Слова и фразы, характеризующие гордыню :

Бескомпромиссный
Бесчувственный
Властный
Всезнайка
высокомерный
выше упреков
Дистанцированный
Задавала
Замкнутый
Заносчивый
Злорадный
Испорченный
Категоричный
Критичный
Лицемерный
Ложная добродетельность
Самоуверенный
Скучающий
Сноб
Стоик
Суровый
Тщеславный
Ложная скромность
Ложное достоинство
Надменный
Не умеющий прощать
Нетерпимый
Никогда не ошибается
Ограниченный
Особенный
Поверхностный
Покровительственный
Предвзятый
Презрительный
Пренебрежительный
Равнодушный
Самодовольный
Самонадеянный
Узко мыслящий
Умный
Упрямый
Ханжеский
Хвастливый
Эгоцентричный

Помните, первые шесть эмоциональных состояний образуют тонкую пленку над следующими тремя: мужество, принятие и умиротворение. Первые шесть состояний базируются на убеждении «я не могу», три последних - «я могу».

МУЖЕСТВО

Когда мы проявляем мужество, то готовы действовать без колебаний. Мы способны на все. Все можем исправить. Мы в состоянии изменить что угодно и когда угодно. Нами движет желание освобождаться и идти вперед. Уровень энергии гораздо выше, чем при гордыне, и она доступна для конструктивных действий. Наша энергия доступна, чиста и насыщенна. Сознание менее захламлено, и в нем царит меньше сумятицы. Мы гибки, открыты и полны жизни. Наши образы и мысли связаны с тем, что мы можем сделать и чему научиться, а также с тем, как помочь другим.

Мы целеустремленны и уверены в себе, но желаем успеха и реализации и другим. Жизнь - это огромная радость.

Мы черпаем энергию мужества каждый раз, когда освобождаем себя от негативных эмоциональных наслоений. Поскольку мужество - наше естественное состояние, мы можем получить к нему доступ, как бы глубоко оно ни было запрятано под любой другой эмоцией.

Слова и фразы, характеризующие мужество :

Активный
Благородный
Внимательный
Гибкий
Деятельный
Динамичный
Жизнерадостный
Здравомыслящий
Изобретательный
Инициативный
Компетентный
Любознательный
Любящий
Мотивированный
Не боится мечтать
Независимый
Непобедимый
Не боится сопротивляться
Неутомимый
Оживление
Оказывающий поддержку
Оптимистичный
Отважный
Отзывчивый
Открытый
Позитивно настроенный
Полный энтузиазма
Предприимчивый
Проницательный
Рассудительный
Решительный
Самостоятельный
Сильный
Смелый
Сострадание
Спокойный
Старательный
Счастливый
Творческий
Уверенный
Целенаправленный
Целеустремленный
Честный
Чувствительный
Чувство юмора
Щедрый
Энергичный
Я могу
Ясность

ПРИНЯТИЕ

Принимая, мы наслаждаемся тем, что имеем, тем, что все именно так, как оно есть. Не нужно ничего менять. Все так, как есть, и это замечательно. Оно прекрасно так, как есть. Уровень энергии намного выше, чем при мужестве, большую часть времени она находится в состоянии покоя, однако доступна в любой момент. Наша энергия светлая, теплая и насыщенная. Сознание не так захламлено, как при мужестве, оно спокойно и уравновешенно. Образы и мысли находятся в гармонии с окружающим миром. Жизнь восхитительна и прекрасна.

Слова и фразы, характеризующие принятие :

Баланс
Кроткий
В гармонии
Великодушный
Веселый
Внимательный к другим
Воодушевление
Восприимчивый
Восторг
Все хорошо
Гармоничный
Дружелюбный
Изобилие
Искренний
Светлый
Сострадание
Страстный
Теплый
Тонко чувствующий
Уверенный
Красивый
Любящий
Милосердный
Мягкий
Нежный
Непосредственный
Непринужденность
Нечего менять
Обогащаться
Открытый
Понимающий
Принадлежность
Радостный
Умиротворение
Целостность
Чувствительный
Чудо
Эмпатия
Я имею

УМИРОТВОРЕНИЕ

В состоянии умиротворения мы чувствуем: «Я есть. Я единое целое, полное и гармоничное. Всё и все - часть меня. Все совершенно». Уровень энергии намного выше, чем при принятии, и она находится в состоянии полного покоя - неподвижная. Энергия тиха и спокойна. Сознание чистое и ясное, но, тем не менее, Вы все чутко воспринимаете. В образах и мыслях нет нужды Жизнь такова, какова она есть, и все замечательно.

Для умиротворения нужно только быть.

Слова и фразы, характеризующие умиротворение :

Безграничный
Безмятежный
Вечный
Восприимчивый
Единство
Не ограниченный временем
Нестареющий
Порядок
Пространство
Реализовавшийся
Свободный
Совершенный
Совершенство
Сосредоточенный
Спокойный
Страстный
Существование
Умиротворенный
Целый
Чистый
Я есть

Растворяя негативные состояния и интегрируя их с позитивными мы высвобождаем огромный объем энергии, который делает нашу жизнь гораздо более полной и насыщенной чем та, который Вы жили раньше и продолжают жить окружающие.

Если вы хотите подняться по шкале эмоциональных состояний и начать чувствовать себя намного лучше и гармоничнее — просто пройдите несколько сессий



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!