Что такое мораль и зачем она нужна. Равенство как следствие из определения морали

02Ноя

Мораль – это система сугубо условных правил поведения в обществе, основанная на сложившейся восприятия добра и зла. В широком понимании, мораль – это система координат, которая позволяет направлять действия людей таким образом, чтобы результаты их действий приносил благо для всего человечества в целом. С точки зрения психологии, мораль это – глубинная часть человеческой психики, которая отвечает за оценку происходящих событий, а именно за распознание добра и зла. Довольно часто слово «мораль», принято заменять словом «Нравственность».

Что такое мораль человека. Понятие (определение) морали простыми словами – кратко.

Несмотря на достаточно простую суть термина «мораль», существует огромное множество его определений. Так или иначе, практически все они являются верными, но, пожалуй, самым простым ответом на вопрос «Что такое мораль?» будет данное утверждение:

Мораль — это попытка человека определить, что правильно и неправильно в отношении наших действий и мыслей. Что хорошо и плохо для нашего бытия.

Если с термином по большому счету все более или менее понятно, то сама концепция того, что является моральным, а что является аморальным вызывает массу споров. Дело в том, что понятия зла и добра не всегда являются абсолютными и их оценка зависит исключительно от современной парадигмы, принятой в обществе.

К примеру, в средние «темные» века, когда общество было малообразованным, но весьма религиозным – сжигать людей, заподозренных в колдовстве было весьма высокоморальным поступком. Само собой, что в современную эпоху , науки и права, подобное считается ужасной глупостью и преступлением, но исторические факты никто не отменял. А еще было рабство, святые войны, различного рода и другие события которые воспринимались определенными частями общества, как что-то нормальное. Благодаря подобным примерам мы разобрались с тем, что мораль и ее нормы, это весьма условные правила, которые способны изменятся в угоду общественному укладу.

Несмотря на приведенные выше примеры и печальный исторический опыт в оценке тех или иных событий, сейчас мы имеем в определенном отношении более или менее адекватную систему моральных ценностей.

Функции морали и зачем мораль нужна людям?

Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.

В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.

Золотое правило морали гласит:

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали с тобой. »

Существует несколько интерпретаций данного принципа, но все они передают одну суть.

Нормы и примеры морали.

К нормам и примерам морали можно отнести огромное множество аспектов, некоторые из них будут высокоморальными абсолютно везде, а некоторые спорными с учетом различия культурных особенностей. Тем не менее в качестве примера приведем именно те нормы морали, которые не вызывают сомнений.

Нормы морали в обществе:

  • Честность;
  • Храбрость;
  • Умение держать слово;
  • Надежность;
  • Щедрость;
  • Сдержанность (самоконтроль);
  • Терпение и смирение;
  • Милосердие;
  • Справедливость;
  • Терпение к различиям ();
  • Самоуважение и уважение к другим людям.

Часто в разговоре с разными людьми мы применяем фразы: «это же аморально» или «это бесчеловечно». Особенно часто подобного рода высказывания прмименяются в двух случаях,
1. Родители пытаются таким образом повлиять на своего ребенка.
2. В паре подобные высказывания позволяет себе женщина для проталкивания своей точки зрения. (Не обязательно женщина, но как правило)))
Пользуясь такими категориями, мы практически вынуждаем человека делать то, что нам необходимо. Эффективность этих фраз очень высока. Иногда даже доходит до смешного…)))
В арсенале влиятельного человека мораль - отличный инструмент для власти над другими.
Зачем придумана мораль? Кому она нужна?

Если обратиться к истории, то вы найдете огромное кол-во примеров, того как мораль помогала людям умеющим ею пользоваться в своих делах, кстати, не обязательно плохих. Для себя я давно ответил на этот вопрос - мораль нужна для того, чтобы было легче управлять людьми. Параллельно с общепринятой моралью существуют разные институты, диктующие обычному человеку правила поведения. Например, правила поведения в различных коллективах - это местечковое проявление морали. А догмы, насажденные церковью или различными сектами уже являются более глобальным размахом влияния.
И это не проявления неверия по отношению к религиозным общинам, все дело в том, что иногда они прикрываются таковыми. А реальность она немного другая.
Хочешь понять Библию - прочти её в оригинале.

Мораль - это сильный инструмент в руках манипулятора.
Мораль - это сборник типовых правил поведения обычных людей в распространенных жизненных ситуациях. Сравнивая свое поведение с нормами морали, каждый человек должен делать вполне определенные действия и обязан поступать именно так, а не иначе. Мораль во многих ситуациях лишает человека возможности думать. И самое полезное для нас с вами - многие люди этому несказанно рады. До 80% людей живут по правилам морали, перекладывая на нее всю ответственность за свои решения.
Чем меньше люди думают, тем легче ими управлять.
Как руководитель четко понимаю, что нам бездумные исполнители нужны далеко не всегда!

Что делать?
Ответ прост: в сознании тех людей, которые нам нужны как думающие и предприимчивые подчиненные, необходимо создать такую мораль, которая будет гласить следующее:«От меня ждут результат и я обязан думать и действовать. Я должен выложиться на все 110%! Я часть команды и я не могу их подвести. Мой Босс (читай свое имя) великий человек и мне повезло, что я могу на него работать. Я сделаю все, чтобы он (читай свое имя) был доволен мною».

На деле такую мораль в сознание человека можно легко внедрить.

Мы понимаем друг друга и нам по пути.
Здесь я пишу о том, как быть сильным и влиятельным человеком. Как быть Альфа -
Человеком, за которым идут другие, идут все.
Мы обсуждаем вопросы влияния и власти. Не все инструменты будут «моральными» с точки зрения подчиненных, но мораль у каждого своя.
Как вы используете кухонный нож? Уверен, что по прямому его предназначению - готовишь еду. А по статистике 70% бытовых убийств делается при помощи именно кухонного ножа. Все, о чем мы здесь говорим, в разумных руках является инструментом для созидания, достижений и реализации своих планов.

Мораль - понятие очень условное!

Уверен, что именно ваша способность идти вперед, не обращая внимания на общественное мнение (общественную мораль) не сделает вас хорошим человеком - она сделает вас Великим Человеком!

В наше время наблюдается тенденция к разрушению морали и объявление ее предрассудком. Но разве мораль является предрассудком? Давайте подумаем, как появилась мораль и зачем она нужна. Ведь не просто так возникли запреты не некоторые аспекты поведения человека.

Обычно моральные принципы запрещают то, что человек в здравом уме итак никогда не додумается сотворить. Т.е. эти запреты накладываются на элементы противоестественного поведения, которые противоречат здоровому рассудку и вызывают негативную реакцию в психике окружающих. Часто такое поведение называют асоциальным, оно губительно для человечества. Например, если было нормой убивать друг друга, то человечество давно бы исчезло с лица земли. Поэтому нормальный человек испытывает отвращение к убийству и переживает ужас при виде мучения других. Такая реакция – это данный нам природой психологический механизм, определяющий такой стиль поведения с другими индивидами, который способствует выживанию всего вида. Таким образом, базовые принципы морали заложены генетически. На это также указывает и тот факт, что у преступников имеется генетическая предрасположенность к преступлениям. Мораль это своего рода социальный инстинкт самосохранения, обеспечивающий выживание вида и исключающий его самоуничтожение. Кстати, даже животные при внутривидовой борьбе редко когда загрызают друг друга насмерть.

Но не все элементы нравственного поведения разумных существ еще до конца сформированы. Можно сказать, что мораль только формируется, и вся история вида Homo Sapiens это эволюция и становление морали и этот процесс еще далек до завершения. Многие нравственные законы существуют в виде правил. Но, правила общественной морали, будучи основаны на морали генетической, запрещают делать лишь то, что вызывает ужас, отвращение или неприязнь. А отвращение может вызывать не только убийство, но также подлые поступки, разврат и особенно извращения. Последние вызывают его вследствие своей негигиеничности и противоестественности. Физические уродства тоже вызывают отвращение, потому что они противоестественны и являются отклонениями от нормы, это то – чего не должно быть. Аморальное поведение это такое же уродство, только психологическое. И чувства, которые испытываешь при виде сексуальных извращенцев, идентичны тем, что испытываешь при виде уродцев в пробирках. Гей-парад это точно такое же нездоровое безобразное зрелище. Только вот уродцы не виноваты, что родились такими, и наряду с отвращением они вызывают сострадание, а извращенцы стали таковыми по своей воле, и поэтому кроме омерзения вызывают еще гнев и негодование, и хочется чтобы они исчезли с лица земли.

Таким образом, мораль отражает естественно правильное, выработанное природой поведение, и ни в коей мере не является предрассудком. Аморальное всегда = отвратительное. Если вы нагадите посреди банкетного зала, это будет аморально, так как вызовет естественное отвращение у окружающих. Также аморально прилюдно обнажать свои испражнительные органы, так как они являются канализацией организма, откуда вытекают нечистоты, и смотреть на них противно. И хотя передние органы часто называют половыми, в первую очередь они все же являются испражнительными. Голые сиськи тоже зрелище не очень приятное, хотя они ни в коей мере не являются «погаными местами» в отличие от предыдущих, а как раз наоборот. Но взгляните на папуасок, и сразу поймете, почему сиськи стали считать срамом в цивилизованном обществе. Именно из-за неприятности созерцания срамных мест их стали прикрывать, а вовсе не потому, что это кого-то возбуждает. К слову, ни папуасов, ни нудистов это не возбуждает. Даже с точки зрения сексуальной привлекательности, женщина в эротическом белье выглядит в 10 раз соблазнительнее, чем полностью обнаженная. А интерес к обнаженной женской груди объясняется только тем, что в нашей культуре это место принято прикрывать, что создает завесу тайны и вызывает любопытство.

Моральными предрассудками можно назвать лишь некоторые культурные аспекты, принятые в том или ином обществе. Например, где-то мини-юбка считается неприличной, а где-то считается неприличным ходить без паранджи. Здесь имеют место просто разные традиции и привычки, они весьма относительны. Совсем другое дело, когда заголяются для развратных целей, например в стриптизе или порно. К тому же стремление демонстрировать всем свои срамные места является психическим заболеванием (эксбиционизм). Потеря интимного стыда часто наблюдается также при шизофрении. Поэтому все любители порнографии являются психически нездоровыми. Это тоже самое, если бы они с упоением наблюдали за поведением пациентов дурдома.

Можно провести аналогию нравственных норм с правилами дорожного движения. Их тоже можно объявить условностями и предрассудками, и начать превышать скорость, проезжать на красный, ездить по тротуарам, управлять машиной в нетрезвом виде. Согласились бы вы жить в городе, где пьяные водители гоняют по тротуарам и это считается общепринятой нормой?

Разрушения морали – это разрушение эволюционно сложившихся законов поведения в социуме, без которых общество (а, следовательно, и каждый человек в нем) не может нормально существовать. Разрушение морали это падение в хаос, беспредел и, в конечном итоге, вымирание. Что и было доказано на основе Римской империи, и многих других народов, которые были развращены. А тем дурикам, которые считают мораль предрассудком, я скажу: если бы не было морали, вас бы давно ограбили, изнасиловали в извращенной форме и зверски замочили, напоследок расчленив и подвергнув каннибализму. Всего этого с вами не произошло только благодаря тому, что в большинстве людей заложены моральные законы, которые вызывают ужас и омерзение к подобным поступкам. Разрушение нравственных норм, которое происходит сейчас на Западе, в Европе и России проводиться врагами человечества – мировой олигархической закулисой, цель которых убрать «бесполезных едоков» и сократить население планеты до жирующего «золотого миллиарда» и его прислуги. Отсюда и пропаганда половой распущенности, и либерализация однополных браков с прочими извращениями, и насаждение толерантности ко всей этой противоестественной мерзости, которая изначально у людей вызывала отвращение на подсознательном уровне.

Развратники же и дегенераты, которые пытаются навязать другим свое асоциальное поведение, напоминают двоечников, которые вместо того чтобы стараться лучше учиться, мешают учиться отличникам, чтобы их тоже превратить в двоечников, и таким образом не чувствовать свою ущербность. Спрашивается, если тебе нравиться творить разврат и другие аморальные поступки, зачем тогда ты вообще родился человеком? Лучше был бы кобелем или быком-производителем. А раз родился человеком, то нефиг превращаться в скотину! Ты же не на помойке подобрал свое человеческое тело, чтобы так его паскудить. С уважением и трепетом относись к тому, что родился разумным существом и веди себя соответственно. И помни, твое ДНК всего лишь дает тебе возможность стать человеком, и только от твоего морального уровня зависит, будешь ты человеком или скотиной.

(С) Максим Кобрин

Известно, что слова «мораль» и «нравственность» часто употребляются как синонимы. Пользуясь этим, попробуем понять, что же такое мораль. Дело в том, что такие словосочетания, как «моральный человек» или «моральный поступок» не являются слишком благозвучными, тогда как их аналоги: «нравственный человек» и, соответственно, «нравственный поступок» уже устоялись.

Сейчас пойдут, в общем-то, тавтологические рассуждения, но именно по причине тавтологичности они являются очевидными. Итак, кто же такой нравственный человек? Можно ответить на этот вопрос так, что это такой человек, который ведет нравственную жизнь. Но возникает резонный вопрос, что же это такое — вести нравственную жизнь? На этот вопрос можно опять же ответить при помощи тавтологии: вести нравственную жизнь — это совершать по большей части нравственные поступки. И определим, наконец, нравственные поступки. Это такие поступки, которые отвечают некоторым критериям нравственности.

Разберемся теперь с критериями нравственности. По определению, если поступок им удовлетворяет, то он является нравственным. Тогда можно выработать некоторые правила, следуя которым можно отсеивать поступки, такими критериями не обладающие, а следовательно — совершать возможно больше нравственных поступков и возможно меньше поступков безнравственных.

Этот набор правил и будем называть моралью . Надо понимать, что мораль касается только человеческих отношений (действительно, ведь никому даже не придет в голову называть нравственными или наоборот, аморальными, отношения человека и техники, человека и программы, человека и растения). Кроме того, мораль относится вообще ко всем человеческим взаимоотношениям, формальным или неформальным.

Но зачем нужна мораль? Особо хочу подчеркнуть, что рассматривается сейчас не причина морали, а ее цель . Рассмотрение цели морали можно вести с двух позиций — с позиции общества и с позиции индивида. Всякие другие позиции можно отсеять, ибо они непосредственно с человеческими взаимоотношениями не связаны.

С точки зрения общества мораль нужна для поддержания его стабильности. Действительно, любые правила взаимоотношений между людьми важны для общества как упреждающие как можно больше конфликтных ситуаций, которые порождаются человеческими взаимоотношениями. С точки зрения индивида мораль необходима опять же для стабильности, но уже иного рода: при отсутствии правил взаимоотношений индивид не может чувствовать себя в обществе в безопасности, а согласно теории Маслоу, чувство безопасности является вторым по значимости в пирамиде потребностей. Однако удовлетворение потребности в безопасности индивида напрямую следует из удовлетворения потребности в морали общества (обратное неверно, ведь индивид может существовать вне общества).

Итак, теперь мы можем выделить важную функцию морали, которая, как было описано выше, следует фактически из ее определения: мораль должна поддерживать стабильность в обществе, предотвращая развитие конфликтов .

Нравственное сознание.

Зачастую можно услышать такое словосочетание, как «нравственное сознание». Попробуем выяснить, что же это такое. Естественно предположить, что человек обладает нравственным сознанием, если он свои поступки оценивает с точки зрения морали. Но это не совсем верно. Во-первых, мораль просто из ее определения (см. выше) может быть разной, и вовсе не факт, что оценка поступка одного человека будет воспринята как истинно моральная другим. Во-вторых, некоторые люди просто не задумываются над моральным соответствием своих поступков, хотя и имеют для этого возможность. Нелепо говорить, что такие люди нравственным сознанием не обладают.

Исходя из этих соображений, попробуем дать более точное определение нравственному сознанию. Нравственное сознание — это возможность к такой оценке своих поступков, которая согласуется с принятой в обществе моралью .

Из этого вытекают некоторые важные следствия.

Во-первых, недопустимо требовать соблюдения морали от лиц, не обладающих нравственным сознанием, поскольку они не имеют для этого физической возможности . Но люди, которые неспособны к простейшей оценке соответствия своих поступков некоторым правилам, не являются мыслящими. Таким образом, всякий человек, который способен мыслить, обладает нравственным сознанием .

Во-вторых, раз мыслящих людей в любом обществе большинство, то есть теоретическая возможность принять эффективную мораль, которую смогут соблюдать практически все члены общества .

Равенство как следствие из определения морали.

Подумаем теперь, как можно предотвратить конфликты, задав некий набор правил. Очевидно, что человеку нет нужды отстаивать свои права, если они, во-первых, не нарушаются, будучи декларированными, а во-вторых, их круг является максимально широким (если у человека нет прав, то нарушать, собственно, и нечего, но при этом вряд ли он будет доволен своим правовым положением). Если человеку нет нужды отстаивать свои права, то это, конечно, исключает большое количество конфликтов.

Запреты и обязанности — вещи, которые легко можно выразить друг через друга. Например, запрет на действие А — это обязанность не совершать А. Поэтому отдельно эти понятия можно не рассматривать. Разумеется, любые запреты в сфере морали являются абсолютными, ведь мораль относится к любым человеческим отношениям. Следовательно, чем больше запретов, тем меньше прав, а следовательно — тем менее эффективной является мораль. Делаем вывод — мораль должна предоставлять как можно больше прав, а как следствие — как можно меньше запретов .

Теперь можно рассмотреть следующий важный вопрос — является ли равенство людей непременным атрибутом эффективной морали?

Предположим, что это не так. Проведем мысленный эксперимент: возьмем некоторое общество, поделим его на классы, для каждого класса зададим различный набор прав и запретов и рассмотрим, что это повлечет.

Предположим, что права любых двух классов не пересекаются. Но тогда мораль не является эффективной по причине того, что все классы, за исключением одного, не имеют права на жизнь. Конечно, такое деление неправомерно. Однако даже если всем классам дать право на жизнь и все права, из этого вытекающие, а все остальные права распределить по классам попарно непересекающимися множествами, все равно мораль будет неэффективной, ибо ни одному из классов не будет предоставлено максимально широкого круга прав.

Предположим теперь, что права различных классов пересекаются, но у одних классов (группа А) их больше, а у других (группа Б) — меньше. Тогда максимально широкий круг прав для обеих групп можно предоставить только таким образом, что группа А будет иметь больше прав за счет лишения прав группы Б. Допустим, что в группе Б больше человек, чем в группе А. Тогда если мы лишим их некоторого права, то приобретет его меньшее количество человек из группы А. Но это будет означать проигрыш в широте круга прав для общества, ведь меньшее количество человек имеет большее количество прав. Теперь допустим обратное, что в группе А человек больше, чем в группе Б. Тогда мы получаем своеобразный выигрыш в правах для общества в целом. И чем меньше группа Б (и, соответственно, больше группа А), тем больший выигрыш от лишения их прав получаем общество. В предельном случае в группе Б не состоит ни одного человека. Это означает, что все общество относится к группе А, то есть — имеет равное максимально возможное количество прав.

Тогда можно сделать еще один важный вывод: эффективная мораль непременно влечет за собой равенство, то есть является всеобщей . Разумеется, это относится только к людям, которые обладают нравственным сознанием (см. выше). Но надо помнить, что в любом обществе их большинство, поэтому приближение всеобщности эффективной морали будет достаточно хорошим. В дальнейшем речь будет идти только о множестве людей, которые обладают нравственным сознанием.

Разумные ограничения.

Выше достаточно много говорилось о максимальной широте круга прав, но ясности, какова эта широта должна быть, это не добавляло. Попробуем разобраться, какие ограничения должны налагаться на круг прав, чтобы не быть хоть сколько-нибудь чрезмерными. Вспомним выводы, к которым мы пришли ранее:

      Мораль — это набор правил человеческих взаимоотношений.

      Эти правила должны предотвращать конфликты между людьми.

      Эти правила должны как можно меньше ограничивать свободу людей.

      Эти правила должны быть одинаковы для всех.

Из этого следует, что для соответствия всем этим пунктам мораль должна предусматривать, что люди не должны ограничивать свободу других лю дей. Но раз основной функцией морали является предотвращение конфликтов, то нужно, конечно, к свободе также отнести право на положительные эмоции. Кроме того, повторюсь, широта круга прав должна быть одинакова для всех. Но тогда всякий самостоятельно может оценить, будет ли его поступок в рамках такого ограничения. Для этого достаточно помыслить, будет ли такой поступок нежелательным в случае совершения его по отношению к мыслящему. Если ответ утвердителен, то поступок несомненно аморален. Итак, наилучшим эффективным моральным ограничением будет отрицательная форма Золотого правила нравственности: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе .

Насилие.

Для удобства введем такой термин как насилие.

Н асилие — не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. Насилие есть узурпация свободной воли. Оно есть посягательство на свободу человеческой воли (А.А.Гусейнов, «Понятия насилия и ненасилия», http://www.philosophy.ru/library/vopros/22.html). Понятно, что в э т о м сл учае человек не может желать насилия по отношению к себе (П отому что насилие отрицает за ним само это право хотеть (волить) чего бы то ни было (А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян, «Этика», http://lib.philosophical.ru/gus_apr_etika.rar)) . В общем, отрицательная форма Золотого правила нравственности в первую очередь запрещает насилие. Это разумно, потому что насилие по определению ограничивает свободу других людей.

Золотое правило нравственности.

Разберем теперь подробнее так называемое Золотое правило нравственности. У него существует две формы, положительная и отрицательная. Положительная: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой . Отрицательная, как указывалось выше, звучит так: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе . В данном параграфе я хотел бы разобрать именно положительную форму.

Что это высказывание означает? В нем содержится явное и прямое указание к действию, то есть обязанность. Попробуем точно выяснить, каково это указание. Для этого переформулируем его в логическое суждение с импликацией: Если ты хочешь, чтобы с тобой как-то поступ а ли, то поступай так с другими . Эта формулировка корректна, потому что в ином случае импликации получается указание хотеть, чего в изначальном варианте правила не присутствует.

Для этого суждения можно составить таблицу соответствия поступков правилу, то есть, по сути — формальную таблицу истинности. Вот она:

      N хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А, N совершает поступок А — верно .

      N хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А, N не совершает поступок А — неверно .

      N не хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А, N совершает поступок А — верно .

      N не хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А, N не совершает поступок А — верно .

Как видим, из правила получились не слишком нравственные выводы. В третьем случае произошло моральное оправдание насилия, что недопустимо. Кроме того, во втором пункте задается зависимость поступка от желания, то есть накладывается безусловная обязанность. А любая моральная обязанность снижает эффективность морали. Попробуем несколько усовершенствовать правило, чтобы получилось более соответствующее морали указание. Разберем такой вариант: поступай с другими только так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой .

Сделаем из правила логическое суждение и составим для него таблицу истинности.

Если ты поступаешь как-то с другими, то ты хочешь, чтобы так поступали с тобой .

      N совершает поступок А, N хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А — верно

      N совершает поступок А, N не хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А — неверно .

      N не совершает поступок А, N хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А — верно .

      N не совершает поступок А, N не хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А — верно .

Теперь, как вид но , насилие во втором пункте запрещено. Правило стало более соответствующим эффективной морали. Кроме того, в третьем пункте произошло сокращение числа обязанностей. Но как изменится правило, если его переформулировать в виде отрицаний?

Из поступка следует желание.

Из нежелания следует отсутствие поступка.

Если ты не хочешь, чтобы с тобой как-то поступали, не поступай так с другими.

Иными словами, не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Уже известная отрицательная форма.

Раскаяние, оправдание и прощение.

Из практического опыта ясно, что поступать морально получается не всегда даже при наличии уверенного представления о морали и моральных ограничениях. В связи с этим важно понять, что происходит при поступке, который человек, его совершивший, считает аморальным, ибо аморальные поступки, к сожалению, в реальной жизни имеют место очень часто.

Если человек совершил поступок, который противоречит его убеждениям, то он, по сути, пошел против себя самого, фактически отрицая то, во что он верит. В этом случае возникает неприятное ощущение, известное большинству людей как муки совести. Иначе говоря, после совершения поступка, аморального в глазах его совершившего, человек раскаивается за то, что он сотворил, сожалеет об этом. Это означает, что совершивший такой поступок не может найти оправдания за содеянное перед самим собой. Действительно, если человек считает для себя некоторый поступок оправданным, то раскаяния после его совершения не произойдет — о чем сожалеть, если поступок оправдан?

Одним из выходов прекратить муки раскаяния является прощение раскаивающегося. Как правило, прощение происходит со стороны пострадавшего от аморального поступка, но бывают и исключения — например, прощение Бога (отпущение грехов) для верующих людей намного важнее, чем человеческое. Но здесь мы коснемся только человеческого прощения, ибо в этом случае каждый может оказаться как прощаемым, так и прощающим.

В настоящее время прощение утратило свою изначальную роль. Очень часто сейчас оно используется как инструмент примирения. В этом нет ничего дурного, если просьба о прощении и само прощение искренни, но если прощение нацелено только на примирение, то это может быть и не так. Посмотрим, как можно определить, стоит ли за просьбой о прощении раскаяние. Очевидно, что если раскаяние имеет место, то оправдания себе человек найти не может. Следовательно, если человек помимо просьбы о прощении приводит некие оправдания в пользу своего поступка, то раскаяния за просьбой о прощении не стоит. Таким образом, если просьба имеет форму «прошу прощения, но <оправдание>», то человек в своем поступке совершенно не раскаивается, его просьба — не искренна, а прощение не имеет собственной ценности, прощаемый пытается добиться чего-то иного. Стоит задуматься, надо ли прощать человека, который не испытывает нужды в прощении. Ясно, что из отсутствия оправдания в просьбе делать никаких выводов нельзя. Вряд ли вообще существует метод, который однозначно бы указывал на раскаяние — люди слишком хорошо умеют притворяться. Поэтому при прохождении первичного «теста» уже вступает в силу степень доверия к прощаемому.

Заключение.

В данном тексте, конечно, рассмотрена не вся полнота эффективной морали — наивно полагать, что на пяти страницах А4 можно раскрыть настолько обширную тему. Мне лишь хотелось выразить свои мысли на этот счет, вывести необходимость морального поведения практически с нуля и, возможно, заинтересовать данной темой тех, кто это прочтет. В качестве дополнительной литературы на тему морали я могу в первую очередь посоветовать «Этику» Гусейнова и Апресяна, ссылка на книгу приведена выше. Это классический труд, в котором освещены очень многие аспекты этической науки. Читается он, при этом, довольно легко и интересно.

Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто вдохновил меня на эти 5 страниц. Спасибо философам, которые затрагивали этические проблемы, отдельное спасибо авторам вышеупомянутого труда, спасибо моим нравственным и безнравственным друзьям и знакомым (не буду называть имен в целях сохранения анонимности).

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!