Что такое психоанализ в психологии определение. Психология или психоанализ? Критика теории психоанализа

Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами. Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как "принцип удовольствия", характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения. У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая часть подобных ранних конфликтов "забывается" (в действительности - вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.Основные принципы психоанализа. Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них - принцип детерминизма . Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого. Второй принцип носит название топографического подхода . Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать. Согласно динамическому принципу , психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных - стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения. Четвертый принцип был назван генетическим подходом . Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход - не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства. Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на "критические события", особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок - болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, - в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре. Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца - глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два-три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое - как часть внешнего мира. На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н. "первичного нарциссизма". Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других - желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, - содействует переходу от детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных условиях к шести-семи годам ребенок постепенно преодолевает большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте - периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний. Психоаналитическая терапия - это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название "психоаналитической ситуации". Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики - Я, Оно и Сверх-Я - изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что - более зрелыми способами реагирования. Цель психоаналитической терапии - замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как "перенос", или "трансфер". Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос - повторение в миниатюре невротического процесса. а.

История психоанализа

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации "Исследования истерии", в которой предположили, что симптомыистерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых "травмирующих" событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает тем не менее оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями. По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола. Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название "эдипов комплекс". Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия. Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык. Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя "цензура", которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар - знак неудачной защиты от угрожающего импульса. Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера. В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики - "Оно" (или "Ид"), "Я" (или "Эго"), и "Сверх-Я" (или "Супер-Эго"). "Я" выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. "Оно" включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. "Сверх-Я" отвечает за "удаление" нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида. а.

Неофрейдизм

Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль придавалась влиянию социокультурнон среды. В свое время Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами. Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято называть неофрейдистами. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, неофрейдисты объясняли адаптацией индивида к исторически сложившейся культуре. Эти выводы базировались на большом антропологическом материале, собранном при изучении нравов и обычаев племен, далеких oт западной цивилизации.

Одним из лидеров неофрейдизма была Карен Хорни (1885- 1953). В своей теории, на которую она опиралась в психоаналитической практике, Хорни доказывала, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность но власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования - обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как "конечную и реальную потребность каждого человеческого существа". Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм.

Эрик Эриксон: Эго-психология. А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология". Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Профессор В.В.Петухов о психоанализе

    ✪ Психоанализ за 5 минут

    ✪ Ольга Гамаюнова - Как лечит психоанализ: от Фрейда к современности

    ✪ ЧТО ТАКОЕ ПСИХАНАЛИЗ ФРЕЙДА И КАК ОН РАБОТАЕТ

    ✪ Один день из жизни психоаналитика. Бренд-фильм "Инсайт"

    Субтитры

История

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений ». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене , утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд - как глава церкви - изгнал Адлера ; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории» .

Топографическая модель психического аппарата

  • Сознание - часть психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным . Сознание и бессознательное антагонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия , который модифицируется в принцип реальности; при нарушении баланса возможностей и желаний (когда желание не принимается обществом или самим индивидом), происходит проскальзывание информации в сознание посредством снов, оговорок и т. п. (то есть через бессознательную сферу).
  • Бессознательное - часть психики, процессы в которой неосознанны и находятся в конфликтных отношениях с сознательными представлениями человека. Фрейд различает бессознательное в описательном смысле слова (которое не является предметом психоанализа), в динамическом смысле - что означает наличие конфликта, в результате которого часть переживаний активно вытесняется из сознания, и в структурном смысле. Последнее означает, что в бессознательном действуют особые законы, управляющие психической активностью - такие как отсутствие времени, неразличение фантазии и реальности, отсутствие принципа противоречия и т. д.
  • Предсознательное - часть психики, бессознательная в описательном смысле слова, но потенциально осознаваемая при направлении на неё внимания. К предсознательному, в частности, относятся свободные ассоциации, используемые в практике психоанализа.

Позднее (в 1923 г.) Фрейд предложил новую, структурную модель психики:

  • Ид («Оно») - область влечений, к которым ко времени создания этой модели Фрейд относил влечение к жизни и влечение к смерти. Ид переняло на себя многие характеристики, ранее относимые к бессознательному (принцип удовольствия, отсутствие времени и пр.), хотя инстанции Эго и Суперэго также в значительной своей части бессознательны.
  • Эго («Я») - инстанция, управляющая поведением и сознательным мышлением, а также отвечающая за действие защитных механизмов.
  • Суперэго («Сверх-Я») - часть Эго, выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки. Суперэго образуется в результате интроекции образов родителей и их системы ценностей.

В целом структурная модель была шагом вперед в развитии психоаналитической теории, позволив описать более широкий спектр психических расстройств и создать новые инструменты психотерапии. Её значительным достижением стала в частности теория защитных механизмов. Однако, некоторые аспекты ранней теории были потеряны в новой - например, понятие бессознательного было в ней не столь четко определено. Сам Фрейд не завершил работу по пересмотру своей теории и продолжал использовать обе модели достаточно произвольно. В дальнейшем аналитики нового поколения предпринимали различные попытки завершения этой работы. В частности, американские аналитики Дж. Арлоу и Ч. Бреннер предложили систематический пересмотр всех понятий психоанализа в русле структурной модели . С другой стороны, в Британии Р. Фейрберн и М. Кляйн вписали структурную модель в теорию объектных отношений, описывая происхождение фрейдовских инстанций в ранних отношениях ребёнка и в результате действия процессов проекции и интроекции .

Защитные механизмы

Фрейд выделил и описал следующие защитные механизмы психики:

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической личности, «отбрасывание» (Verwerfung) - психотической и «отказ» (Verleugnung) - перверсивной.

  • невроз - отрицание (Verneinung)
  • психоз - отбрасывание (Verwerfung)
  • перверсия - отказ (Verleugnung)

Комплексы

Расщепление сознания

Основная статья: Расщепление сознания (психоанализ)

«Понятие расщепления разрабатывалось Фрейдом преимущественно в статьях „Фетишизм“ (Fetischismus, 1927), „Расщепление Я в процессе защиты“ (Die Ichspaltung im Abwehrvorgang, 1938) и в „Очерке психоанализа“ (Abriss der Psychoanalyse, 1938) в связи с размышлениями о психозе и фетишизме».

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. Оральная фаза (0 - 1,5 года), в личности проявляется только Ид - желание;
  2. Анальная фаза (1,5 - 3,5 года), формируется сверх-Я - социально обусловленные запреты;
  3. Фаллическая фаза (3,5 - 6 лет), интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры ;
  4. Латентная фаза (6 - 12 лет), сексуальное затишье;
  5. с 12 лет - Генитальная фаза или взрослая стадия.

Основные школы психоанализа

За более чем сто лет истории психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

  • Классическая теория влечений З. Фрейда
  • Школа М. Кляйн
  • Структурный психоанализ Ж. Лакана
  • Селф-психология Х. Кохута
  • Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан , Клара Томпсон)
  • Интерсубъективный подход (Р. Столороу)

Психопатология

Взрослые пациенты

Различные психозы включают в себя нарушение автономных эго-функций (интеграция мышления, способность к абстрактному мышлению, отношение к реальности и тестирование реальности). При депрессиях с психотическими элементами также может быть нарушена функция самосохранения (иногда из-за подавляющего депрессивного аффекта). При расстройствах интеграции Я (часто приводящих к тому, что психиатры называют «несвязанные ассоциации», «перерыв в течении ассоциаций», «скачка идей», «повторение бессмысленных слов или фраз» и «ускользание мыслей») также нарушается развитие самостно-объектных репрезентаций. По этой причине клинически психотики также демонстрируют ограничения в эмоциональном тепле, сочувствии, доверии, идентичности, близости и / или стабильности в отношениях (из-за тревоги самостно-объектного слияния).

Пациенты с ненарушенными автономными эго-функциями, но имеющие проблемы с объектными отношениями часто диагностируются как «пограничные» (borderline). Для пограничных пациентов также характерны нарушения, связанные с контролем над импульсами, аффектами или фантазиями, но их способность тестировать реальность остается более или менее неповрежденной. Взрослые, не испытывающие чувство вины и стыда и демонстрирующие преступное поведение, как правило, диагностируются как психопаты, или, согласно DSM-IV-TR, как люди с антисоциальным расстройством личности.

Паника, фобии, конверсии, навязчивые идеи, компульсивные побуждения и депрессии (аналитики называют их «невротическими симптомами») не всегда вызваны нарушениями эго-функций. Наоборот, они вызываются интрапсихическими конфликтами. Как правило, эти конфликты связаны с сексуальными и враждебно-агрессивными желаниями, чувством вины и стыда, фактами реальной действительности. Конфликты могут быть и осознанными, и бессознательными, но в любом случае они формируют тревожность, депрессивный аффект и гнев. В конечном итоге различные элементы конфликта находятся под управлением защитных механизмов - по своей сути, защитные механизмы - это «выключающие» механизмы, благодаря которым человек не осознает данный элемент конфликта. «Вытеснение» - термин для обозначения механизма, который вытесняет определённые мысли из сознания. «Изоляция аффекта» - термин для обозначения механизма, который не позволяет чувству быть осознанным.

Невротические симптомы могут проявляться как отдельно, так и в сопровождении нарушений эго-функций, нарушений объектных отношений, нарушения силы Я. То есть обсессивно-компульсивные шизофреники или страдающие от панических атак пациенты с пограничным расстройством личности - далеко не редкость.

Исследования

Более сотни лет клинические описания единичных случаев в журналах Modern Psychoanalysis, Psychoanalytic Quarterly, International Journal of Psychoanalysis и Journal of the American Psychoanalytic Association оценивали эффективность психоанализа при неврозах и расстройствах характера и личности. Психоанализ, модифицированный техниками объектных отношений, был эффективен при многих сложных случаях нарушений в сфере интимности и межличностных отношений (см. многочисленные публикации Отто Кернберга). Как терапевтический метод, психоаналитические техники могут быть полезны и при одноразовых консультациях . Психоаналитическое лечение в других случаях может длиться от года до многих лет, в зависимости от серьёзности и сложности патологии.

Психоаналитическая теория была объектом критики и споров, начиная с момента своего зарождения. Фрейд отмечал это ещё в самом начале своей карьеры, когда медицинские круги Вены подвергли его остракизму за находку того, что истерические конверсионные симптомы характерны не только для женщин. Критика психоаналитической теории началась с Отто Ранка и Альфреда Адлера (в начале 20 века), продолжилась в рамках бихевиоризма (например, Вольпе) в 1940-х и 1950-х, и существует по настоящее время. Критика исходит от тех, кто не согласен с положением о существовании бессознательных механизмов, мыслей или чувств. Критиковалось также утверждение о «детской сексуальности» (описание того, что дети в возрасте от двух до шести лет фантазируют о зарождении). Критика приводила к модификациям психоаналитической теории, таким как работы Рональда Фейрбэрна, Михаэля Балинта и Джона Боулби . В последние десятилетия, критика сосредоточилась на вопросе эмпирической вирификации - несмотря на множественные эмпирические проспективные исследования (см., например, работы Барбары Милорд и её коллег из Медицинской школы Корнеллского университета). В современной научной литературе можно найти исследования, поддерживающие многие идеи Фрейда, например, бессознательное, регрессию и т. д.

Психоанализ был использован как инструмент исследования детского развития (см. журнал The Psychoanalytic Study of the Child), и развился в гибкий, эффективный метод лечения ментальных нарушений . В 1960-е, ранние (1905) представления Фрейда о детском развитии и женской сексуальности подверглись пересмотру. Это привело к активным исследованиям в 1970-х и 1980-х и последующим новым концепциям женского сексуального развития, которые скорректировали некоторые положения Фрейда . См. также многочисленные работы Элеаноры Галенсон, Нэнси Ходоров, Карен Хорни, Франсуазы Дольто, Мелани Кляйн, Сельмы Фрайберг и других. В последнее время, исследователи включившие в свою работу теорию привязанности (например, Алиса Либерман, Сюзан Коатс и Даниэль Шехтер) исследовали роль родительской травматизации в развитии у маленьких детей способностей к ментальной репрезентации себя и других .

Несколько мета-исследований показали, что эффективность психоанализа и психодинамической психотерапии сравнима по результативности или превосходит другие виды психотерапии или лечение антидепрессивными препаратами . Эмпирические исследования говорят о том, что «классический» долговременный психоанализ - когда пациент лежит на кушетке как минимум три раза в неделю - также эффективен . Обзорная работа 2005 года по рандомизированным и контролированным исследованиям заключает, что «психоаналитическая психотерапия (1) эффективнее, чем отсутствие лечения или стандартное лечение и (2) эффективнее коротких форм психодинамической психотерапии» . Эмпирическое исследование эффективности психоанализа и психоаналитической психотерапии стало популярным в среде психоаналитически ориентированных исследователей.

Исследования эффективности психодинамического лечения в некоторых популяциях показали противоречивые результаты. Исследования Бертрама Кэрона и его коллег из Мичиганского государственного университета говорят о том, что грамотное применение психодинамической терапии может быть успешно в случае больных шизофренией. Более поздние исследования сомневаются правильности этого утверждения. Так, отчет Центра изучения результативности лечения больных шизофренией (Schizophrenia Patient Outcomes Research Team, PORT ) не рекомендует использование психодинамических форм психотерапии при шизофрении, указывая что дополнительные исследования необходимы для подтверждения их эффективности. Однако, рекомендация PORT основана на экспертных мнениях клиницистов, а не на эмпирических данных. Существуют эмпирические данные, противоречащие этой рекомендации .

Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, практикующие психоаналитическое мышление. Например, помимо классического психоанализа, психоаналитическая психотерапия. Другие примеры распространенных терапевтических методов, которые используют находки психоанализа: психотерапия на основе ментализации (Mentalization-Based Treatment) и психотерапия, фокусированная на переносе (Transference-Focused Psychotherapy).

Критика

Уже при самом своём появлении психоанализ подвергся критике, в частности такими авторами, как К. Ясперс , А. Кронфельд , К. Шнайдер , Г.-Й. Вайтбрехт и многие другие . Первоначально неприятие концепции Фрейда европейскими психиатрами было решительным и повсеместным - за немногими исключениями, как, например, Э. Блейлер и В. П. Сербский . Например, Э. Крепелин утверждал :

На основании разностороннего опыта я утверждаю, что продол­жительные и настойчивые расспросы больных об их интимных переживаниях, а также обычное сильное подчеркивание поло­вых отношений и связанные с этим советы могут повлечь за со­бой самые неблагоприятные последствия.

- Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику

К. Ясперс относился с безусловным уважением к Фрейду как личности и учёному и признавал значительный вклад его теорий в науку, однако считал психоаналитическое направление исследований непродуктивной вульгаризацией идей Шопенгауэра и Ницше , «порождением мифотворческих фантазий», а само движение психоанализа - сектантским. Он называл психоанализ «популярной психологией», позволяющей обывателю легко объяснить что угодно. Фрейдизм для К. Ясперса, так же как и марксизм , - суррогат веры. По мнению Ясперса, «психоанализ несет значительную долю ответственности за общее снижение духовного уровня современной психопатологии » .

Подвергается критике психоанализ и в конце ХХ - начале ХХI века. В спорах вокруг учений З. Фрейда обсуждаются такие основные пункты: научность используемых им понятий, реальный лечебный эффект психоаналитической терапии, а также долгосрочные влияния фрейдизма на общество .

Джон Килстром в своей статье «Фрейд всё ещё жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет и что и большее влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остаётся спорной.

Многие десятилетия психоанализ Фрейда упрекали в научной несостоятельности. Сейчас эти упрёки можно признать справедливыми лишь в части архаической версии психоанализа. Современная психодинамическая теория построена на положениях, получивших многочисленные эмпирические подтверждения. В частности, подтверждены (а) существование бессознательных когнитивных, аффективных и мотивационных процессов, (б) амбивалентность аффективной и мотивационной динамики и их функционирование в параллельном режиме, (в) происхождение многих личностных и социальных диспозиций в детстве, (г) ментальные репрезентации «Я» и «Других» и их взаимоотношений, (д) динамика развития (Westen, 1998). Для эмпирической психологии подтверждение указанных выше положений является сенсацией. Скажем, в когнитивной психологии феномен бессознательного стал получать признание лишь около 15 лет назад (см., например, Kihlstrom, 1987, 2000).

- Дорфман, Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки

В 1994 году Клаус Граве с группой учёных опубликовал мета-анализ 897 самых значимых эмпирических исследований, опубликованных до 1993 года, посвящённых изучению эффективности психоанализа и сходных психотерапевтических методик . Граве пришёл к следующим выводам:

  • отсутствуют положительные показания для долговременного применения (1017 сессий за 6 лет и более) психоанализа
  • при длительном применении психоанализа существенно повышается риск ятрогенных эффектов
  • кратковременное применение (57 сессий за год) психоанализа малоэффективно для пациентов со страхами, фобиями и с психосоматическими расстройствами
  • кратковременное применение уменьшает симптоматику у пациентов со слабовыраженными невротическими и личностными расстройствами

В этой же работе Граве провёл мета-анализ 41 работы, в которых сравнивалась эффективность различных методов терапии. Граве заключил:

  • группы пациентов, которые проходили психоаналитическую терапию, показали лучше результаты, чем контрольные группы, где терапия отсутствовала, а терапевт лишь ставил диагноз
  • поведенческая терапия оказалась в два раза эффективней психоаналитической.

Кроме того, Айзенк приводит данные, что психоанализ может оказывать и негативное действие на пациентов, ухудшать их психологическое и физическое состояние . Проанализировав исследования, изучавшие корреляцию между смертностью и видами психотерапии, Айзенк заключил, что психоанализ в целом имеет деструктивный эффект. Согласно исследованиям , психоанализ вызывает психологический стресс у пациента, что ведёт к повышению смертности у страдающих онкологическими заболеваниями и ишемической болезнью сердца . Айзенк также заявил о том, что применение психоанализа к онкологическим больным неэтично и должно быть запрещено «как „лечение“, которое никогда не помогало и которое, как было показано, ведёт к крайне нежелательным последствиям» .

Айзенк отмечал, что в течение длительного времени «превосходство психоанализа просто предполагалось на основе псевдонаучных аргументов без каких-либо объективных доказательств», а случаи из практики, описанные Фрейдом, не являются такими доказательствами, поскольку то, что заявлялось им как «излечение», в действительности излечением не было. В частности, знаменитый «человек-волк», вопреки утверждениям об этом, вовсе не был излечен, так как на самом деле симптомы его расстройства сохранялись в последующие 60 лет жизни больного, на протяжении которых он постоянно лечился. Безуспешным было лечение и «человека-крысы». Сходная ситуация и с известным случаем «излечивания» Брейером Анны О.: в действительности, как показали историки, диагноз истерии, выставленный больной, был ошибочным - женщина страдала туберкулёзным менингитом и долгое время находилась в госпитале с симптомами этого заболевания .

Согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков, хотя во многих гуманитарных науках психоанализ широко распространен, факультеты психологии нередко относятся к нему лишь как к историческому артефакту .

В своей статье «Вреден ли психоанализ?» американский психолог Альберт Эллис дал свою оценку потенциального вреда от применения психоанализа . В частности, Эллис утверждал следующее:

  • психоанализ в целом построен на ошибочных предпосылках;
  • психоанализ уводит пациентов от нужды работать над собой, дает им оправдание бездействия;
  • психоанализ поощряет зависимость пациента от терапевта, часто пациентам предлагается принять на веру интерпретации терапевта, даже если они далеки от фактов;
  • экспрессивный, катарсивно -абреактический метод психоанализа, заключающийся в принятии и высвобождении враждебности, не решает проблему враждебности, а лишь усугубляет её;
  • психоанализ развивает в пациентах конформизм ;
  • иррационализм психоанализа запутывает пациентов, уже страдающих от иррациональных убеждений;
  • из-за неэффективности психоанализа (потраченных впустую средств и времени) у многих пациентов в США подорвано доверие к психотерапии в целом.

Психоаналитическая терапия во многих отношениях основана на поиске того, что, вероятно, не существует (подавленные детские воспоминания), предположении, которое, вероятно, ошибочно (что детский опыт является причиной проблем пациентов), и терапевтической теории, которая почти не имеет шансов быть верной (что перевод подавленных воспоминаний в сознание есть существенная часть курса лечения).

Согласно утверждению американского философа науки , известного критика психоанализа А. Грюнбаума , прочный терапевтический успех, на котором основывается утверждение Фрейда об этиологической доказательности метода свободных ассоциаций, никогда не имел места в действительности, а временные терапевтические результаты вполне объяснимы не подлинной эффективностью этого метода (то есть его эффективностью в обнаружении и снятии вытеснений), но лечебными факторами иного свойства - эффектом плацебо, то есть временной мобилизацией надежд пациента врачами. «Не слишком ли это просто, чтобы быть истиной - то, что некто может уложить психически озабоченного субъекта на кушетку и выявить этиологию её или его заболевания с помощью свободной ассоциации? Сравнительно с выяснением причин основных соматических заболеваний это выглядит почти чудом, если только истинно », - пишет А. Грюнбаум. Он упоминает, что, согласно данным тщательных исследований, так называемые «свободные ассоциации» в действительности не свободны, но зависят от едва заметных подсказок психоаналитика пациенту и потому не могут надёжно ручаться за содержание предполагаемых вытеснений, которые ими якобы снимаются.

Многие специалисты из области нейробиологии , когнитивной психологии , философии науки и теории познания считают , что методы и теории психоанализа не имеют под собой научных оснований, а сам психоанализ зачастую рассматривают как псевдонаучную теорию .

Реакция на критику

Со своей стороны психоаналитики обвиняют многих критиков в предвзятости и скрытой поддержке иных видов помощи (медикаментозного психиатрического лечения, поведенческой терапии и т. д.) . Они противопоставляют этой критике новые исследовательские проекты, опирающиеся как на традиционное психоаналитическое изучение отдельных случаев, так и на объективные количественные методы .

По мнению психоаналитика Петера Куттера, Айзенк и другие критики психоанализа в своих исследованиях пользуются методиками, прямо противоположными психоанализу, не применимыми к бессознательным процессам .

Психоанализ литературы

Психоанализ в XX веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Ему близки методы патографического анализа литературы и психиатрического литературоведения .

Ассоциации и школы

  • Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP)

См. также

Примечания

  1. Psychoanalysis // Encyclopædia Britannica .
  2. Erich Fromm (1992:13-14) The Revision of Psychoanalysis
  3. Лейбин В. М. Психоанализ (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) / Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов , В. Л. Абушенко , Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий).
  4. Dufresne T. .- Stanford University Press, 2007.- 180p.- ISBN 0-8047-5548-5 , ISBN 978-0-8047-5548-1 .
  5. Hansson, Sven Ove , Science and Pseudo-Science // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2008 Edition), Edward N. Zalta (ed.),
  6. Freudian psychoanalysis // Robert T. Carroll
  7. Cioffi F. Freud and the question of pseudoscience .- Open Court Publishing, 1998.- 313p.- ISBN 0-8126-9385-X , ISBN 978-0-8126-9385-0
  8. Webster R. Why Freud was wrong: sin, science and psychoanalysis.- London: Harper Collins, 1995
  9. Grünbaum A. The foundations of psychoanalysis: a philosophical critique.- Berkeley: University of California Press, 1984
  10. Tallis RC (1996), «Burying Freud», Lancet 347 (9002): 669-671
  11. Crews F. C. // Times Higher Education , 3.03.1995
  12. Лейбин В.М. Психоанализ // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

Какие тайны скрывает наша психика? Почему говорят, что «все мы родом из детства»? Почему мы упорно наступаем на одни и те же грабли и никак не можем выбраться из заколдованного круга не устраивающих нас отношений? Откуда берутся сновидения и о чем они пытаются нам рассказать?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся психической жизни человека, дает свои ответы созданный в начале XX века и подорвавший до основания психологию сознания психоанализ.

Революционные взгляды Зигмунда Фрейда, блистательного ученого начала XX века, не только перевернули науку психологию, но и оказали огромное влияние на всю западную культуру. Между тем, нельзя сказать, что выбор области деятельности, которой Фрейд позже будет предаваться со всей, свойственной лишь великим талантам страстью, был сделан им осознанно.

Зигмунд Фрейд (1856 г.рож.) происходил из бедной еврейской семьи, и поэтому, даже блестяще окончив гимназию в Вене, он не имел возможности заниматься чем-либо, кроме медицины и права – таковы были негласные антисемитские правила тех времен. Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета. С самого начала он больше хотел заниматься научными изысканиями, но денежные затруднения вынудили его к началу практики. Фрейд успел поработать и как хирург, и как терапевт, и как домашний врач, но свой выбор остановил на психиатрии и невропатологии.

Фрейд был необычайно работоспособен: его наследие составляет 24 тома научных сочинений. Он постоянно развивал и пересматривал свои взгляды, с горячностью утверждая и подтверждая практическими исследованиями истинность своих догадок и озарений. Вокруг Фрейда собрался круг молодых врачей, многие из которых в последствии развили собственные представления и создали собственные школы психологической мысли. С ним было нелегко ладить – он тиранично требовал от соратников преданности и лояльности и деспотично изгонял тех, кто осмеливался критиковать его теорию, или предлагать новые, по мнению Фрейда ошибочные, взгляды на психику. Возможно, еврейское происхождение, которое автоматически делало его человеком низшего класса, и необходимость отстаивать свое мнение, с юности воспитали в Фрейде «бойцовские» качества и умение противостоять большинству.

В последние годы своей жизни Фрейд боролся с постоянной болью, вызванной тяжелейшей болезнью – раком лица. За 15 лет он перенес тридцать три операции, но не переставал работать: проводить исследования, читать лекции, издавать труды. Чем большую известность получали его воззрения, тем больше критики слышалось в его адрес, и с тем большей силой Фрейд парировал доводы своих оппонентов. В 1933 году нацисты сожгли груду его книг, на что Фрейд с юмором отреагировал, заметив, что это – прогресс, что в средние века сожгли бы его самого. В 1938 году, после захвата фашистами Австрии, Фрейду было разрешено уехать в Англию, где он и скончался годом позже.

История возникновения психоанализа

В начале своей карьеры Зигмунду Фрейду посчастливилось работать с такими выдающимся учеными, как известный европейский физиолог Эрнст Брюкке, успешно практикующий гипноз врач Иосиф Брейер и знаменитый невролог Жан-Мартен Шарко. (Да-да, тот самый Шарко, душ имени которого применяют и сегодня для лечения нервно-психических расстройств). Некоторые идеи и мысли, зародившиеся в этот начальный период деятельности, в последующем нашли развитие в научных трудах Фрейда.

В частности, внимание молодого ученого и практикующего врача Зигмунда Фрейда привлек тот факт, что некоторые симптомы, проявлявшиеся у больных истерией, никак нельзя было объяснить с точки зрения физиологии. Например, человек «терял чувствительность» в какой-то одной области своего тела, хотя нервная проводимость в соседних областях оставалась здоровой. Другим примером, что не все происходящие в психике процессы можно объяснить реакцией нервной системы или актом сознания человека, стало наблюдение за поведением людей подвергшихся гипнозу. Сейчас каждому понятно, что человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить приказание выполнить какие-то определенные действия, и после пробуждения человек неосознанно будет стремиться исполнить приказанное. Если спросить у человека, почему он хочет выполнить это действие, то он приведет вполне логичные обоснования. То есть психика сама «придумывает» объяснения поступкам, даже если объективной нужды в этих поступках нет. Во времена Фрейда понимание, что сознательными действиями человека могут управлять скрытые от сознания причины, было настоящим открытием. До Фрейда понятий «бессознательное» или «подсознательное» вообще не существовало! Эти наблюдения и послужили толчком к развитию психоанализа – то есть анализу психики человека с точки зрения её движущих сил, причин и последствий, влияния предыдущего опыта на последующую жизнь и на нервно-психическое здоровье.

Основные положения психоанализа

Вся теория психоанализа базируется на утверждении Фрейда о том, что в природе психической (душевной) жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, желание, чувство или поступок имеют свою причину — сознательное или бессознательное намерение. Предшествующие события и переживания оказывают влияние на последующие. Даже если какие-то душевные переживания, по мнению человека, ничем не обоснованы, существуют скрытые связи, устанавливающие одно сознательное событие с другим.

Поэтому психику человека можно разделить на три области: сознание, предсознание, бессознательное.

  • Области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были в сознании и никогда не будут ему доступны. Также сюда из сознания вытесняются переживания, чувства и мысли не прошедшие «цензуру», то есть воспринимаемые человеком как запрещенные, грязные, не имеющие права на жизнь. Бессознательное не подчинено времени. Ранние детские воспоминания, если они вдруг снова попадают в сознание остаются такими же яркими, как и в момент их зарождения.
  • Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать доступной сознанию.
  • Сознание включает то, что мы осознаем в каждый момент времени нашей жизни.

Главными действующими силами психики, по мнению Фрейда, являются инстинкты – напряжения, направляющие организм к определенной цели. Среди инстинктов существует два основных:

  • Либидо (от лат. «желание») – энергия жизни;
  • Агрессивная энергия или инстинкт смерти.

В психаналитической теории рассматривается большей частью «либидо», в своей основе имеющее сексуальное природу. Либидо – живая энергия, возникновение, количество, перемещение и распределение которой может объяснить наблюдаемые расстройства психики или особенности в поведении, мыслях и переживаниях человека.

В личности человека, согласно психоанализу, представлено три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это все, заложенное в человеке изначально – наследственность и инстинкты. Ид не подчиняется законам логики, в нем все хаотично и неорганизованно. Однако Ид, вне сомнения, оказывает влияние на Эго и Супер-Эго. Ид — это слепой король, власть которого безгранична, но который вынужден полагаться на подчиненных в исполнении своей воли.

Я (Эго) – это та часть личности, которая непосредственно контактирует с окружающими. Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя личностью. Эго питается соками Ид, защищая его, как кора защищает дерево. Взаимодействие Эго и Ид можно представить на примере сексуальной потребности: Ид осуществило бы разрядку этой потребности прямой сексуальной деятельностью, Эго призвано решить, когда и в каких условиях такая деятельность будет уместна. Эго сдерживает или перенаправляет инстинктивное Ид, обеспечивая физическое и душевное здоровье, а также безопасность личности.

Сверх-Я (Супер-Эго) – в свою очередь развивается из Эго. Супер-Эго – это хранилище моральных норм и законов, это ограничения и запреты, накладываемые на личность. По мнению Фрейда у Супер-Эго есть три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Ид, Эго и Супер-Эго призваны совместно добиваться одной цели: поддерживать равновесие между стремлением к увеличению удовольствия и опасностью неудовольствия.

Энергия, рожденная в Ид, находит свое выражение в Эго, а Супер-Эго определяет границы Эго. Поскольку требования Ид, Супер-Эго и внешней реальности, к которой личность должна приспособиться, часто противоречивы, в личности неизбежно возникают конфликты.

Решение внутриличностных конфликтов может проходить несколькими способами:

  • Сновидения;
  • Сублимация;
  • Компенсация;
  • Блокирование с помощью «механизмов защиты»

В сновидениях могут находить выражения желания, которые не были исполнены в реальной жизни. Повторяющиеся сновидения могут указывать на какую-либо нереализованную потребность, которая является препятствием к свободному самовыражению человека и его дальнейшему психологическому росту.

Сублимация – это перенаправление энергии либидо на социально одобряемые цели. Часто в качестве таких целей выступают творчество, интеллектуальная или социальная деятельность. Сублимацию можно назвать успешной защитой. Сублимированная энергия создает то, что принято называть цивилизацией.

Возникающую вследствие неудовлетворенного желания тревожность можно разрешить непосредственным обращением к проблеме. В таком случае энергия, не находящая выхода, направляется на преодоление трудностей, на уменьшение их последствий, на компенсацию нехватки чего-либо. Ярким примером органической компенсации может служить развитие идеального слуха у слабовидящих или слепых людей. Психика человека может поступить также: например, при недостатке способностей и сильном желании непременно добиться успеха в выбранной деятельности у человека могут развиться беспримерная работоспособность или чрезмерная напористость.

Например, такая ситуация как потеря любви и признания, при невозможности вновь получить одобрение, может вызывать сильную тревогу и беспокойство – создавать непереносимое напряжение. Это напряжение может найти выход в снах, или быть направлено на творчество: создание стихов, рисование картин и так далее. Или в такой ситуации человек прямо может стараться завоевать расположение и направлять свои усилия на получения одобрения от кого-либо – всем известны случаи, когда неуспехи в личной жизни некоторыми людьми компенсируются чрезвычайно успешной карьерой.

Но в других случаях возникающее напряжение искажается или отвергается с помощью таких механизмов защиты как репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия, гиперкомпенсация.

В приведенном нами примере с потерей любви, механизмы защиты можно проиллюстрировать так:

  • Репрессия (подавление): – Была любовь? Не помню…
  • Отрицание: – Да не было никакой любви!
  • Рационализация: – Я любила (любил) не того человека, это было ошибкой.
  • Реактивное образование (искажение потребности): – Лучший мой мужчина – это мой кот!
  • Изоляция: – Любовь – это не для меня.
  • Проекция (приписывание другим своих мыслей и чувств): – Никто никого не любит, никто не умеет любить по-настоящему… (Читаем: меня никто не любит…)
  • Регрессия (переход на более ранние стадии развития): – У меня теперь есть только одна любовь – вкусная еда.
  • Гиперкомпенсация (чрезмерная компенсация) – Я за свободные сексуальные отношения без ограничений!

Психоанализ – это гениальная попытка Зигмунда Фрейда понять и описать те составляющие психической жизни, которые в дофрейдовский период казались непостижимыми.

Словом «психоанализ» со времен его создания и до настоящего времени называют:

Психоаналитическая практика

Пожалуй, при слове «психоанализ» у многих в голове всплывет картинка, часто анекдотично используемая в кинематографе:

Безучастный с абсолютно нейтральным выражением лица, порою бородатый (чтобы уж совсем не было видно никаких эмоций), аналитик сидит за своим столом, а пациент располагается в полулежащем кресле или на кушетке чуть ли не спиной к аналитику и что-то там рассказывает о своей жизни. Аналитик иногда отпускает реплики, но в целом не препятствует и не форсирует поток речи пациента. По характеру происходящего видно, что пока пациент изливает душу, психоаналитик погружен в свои собственные мысли и не слишком следит за процессом.

Смысл всего этого действа не очень-то понятен, и часто люди искренне удивляются за что психоаналитикам «платят такие деньги!».

На самом деле процедура психоанализа внешне выглядит почти также, за исключением того, что в момент рассказа пациента аналитик предельно сосредоточен — ведь именно в этот момент он в «режиме реального времени» проводит анализ всего, что доверяет ему пациент. Клиент во время психоанализа действительно располагается не напротив аналитика, а чуть в стороне, но так, чтобы при желании он мог повернуть голову и увидеть выражение его лица. Эмоции на лице аналитика обязательно есть, и эти эмоции должны показывать человеку: «я принимаю все, что Вы говорите, я не осуждаю, не морализирую, не выношу приговор».

Главной задачей аналитика является высвобождение подсознательных мыслей и чувств так, чтобы с ними можно было работать сознательно. Для этого и создается атмосфера расслабленности и доверия с одной стороны и полного нейтралитета с другой. Правило нейтралитета заключается еще и в том, что в психоанализе запрещены любые личные контакты пациента и аналитика: никаких рукопожатий, не говоря уж о большем. Пациент не должен знать подробности личной жизни психоаналитика, достаточно того, что он знает его профессиональные данные.

Цель психоанализа – высвободить заблокированную энергию и позволить ей свободно реализовываться, делая человека свободнее и счастливее. Считается, что путем осознания причин подавленных влечений и осознания наличия комплексов, можно, хоть и не без труда, найти приемлемые формы выражения Ид, а также сделать Эго человека сильным, самостоятельным и более независимым от Супер-Эго.

Труды Фрейда и психоанализ и сегодня нередко подвергаются критике, но введенные им понятия Оно (Ид), Я (Эго) Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, сублимация, защитные механизмы сегодня понятны не только ученым, практикующим психологам, психотерапевтам и психиатрам, но и просто культурно образованным людям. Психоанализ находит свое отражение в литературе и искусстве, включая кинематограф, в антропологии, этнографии, педагогике и социологии.

Под термином психоанализ подразумевают теорию душевной жизни человека, методики исследования, способы лечения различных невротических расстройств, создателем которых является Зигмунд Фрейд. Эта теория оказала огромное влияние на интеллектуальную жизнь человечества, на ее культуру.

Причем, данное влияние не прекращается и в настоящее время. Психоанализом называют способ изучения психических процессов, которые иначе недоступны. Также подразумевается методика терапии невротических расстройств, основанная на данном исследовании. В том числе, психоанализом называется ряд психических концепций, возникших как результат и в дальнейшем сложившихся в отдельную научную дисциплину.

Что такое психоанализ? Как известно, многие из идей Фрейда были пересмотрены и изменены, тем не менее, основные положения являются прежними. Что такое психоанализ? Это открытие, что основная часть психики, хотя и оказывает на человека определяющее влияние, все-таки остается для человека скрытой.

Психоанализ признает повсеместность бессознательного конфликта, а также понимание, что общаясь с окружающими, человек использует так называемые шаблоны, взятые из раннего детства, переносит эти ситуации в реальную жизнь.

Психоанализ признает центральную роль и сексуальности в психической жизни, и закладка этих важнейших аспектов происходит в детском возрасте. Психоанализ применяется в различных контекстах, в том числе, в искусстве, политике, социологии, литературе.

Психоанализ в виде метода психологической помощи основывается на таком мнении, огромная роль отведена ранним переживаниям любви, утраты, понимания смерти, переживания сексуальности, и прочее. Все это способствует формированию бессознательного представления, влияющего на психику.

Данный фактор может представлять собой источник конфликтов, который блокирует развитие. Что значит психоанализ, какие возможности обеспечивает пациенту? Это практика, в ходе которой человек способен осознать ряд бессознательных проявлений, найти им объяснение.

Благодаря психоанализу пациент получает возможность быть более глубоко понятым, проявляются бессознательные силы, которые сформировали в его жизни пустые отношения или возникающую тревогу. Психоанализ направлен на коррекцию структуры психики, при этом имеется направленность не только на осознание определенных симптомов, но и на их тщательную проработку.

Задача психоаналитика не в том, чтобы осудить пациента, поставить диагноз или дать совет. В первую очередь ставится цель помочь человеку разобраться в себе, устранить социальные стереотипы, избавиться от необоснованной самокритики, всевозможных заблуждений. Важно, чтобы пациент научился полноценно чувствовать жизнь, стать внутренне свободным.

В первую очередь, психоаналитическая психотерапия психоанализ необходимы людям, чувствующим безысходность из-за постоянно возникающих психологических проблем, создающих препятствия для реализации жизненных целей, мешающих в личной жизни, дружбе.

Спады настроения, торможения и тревоги являются часто встречающимися признаками внутренних конфликтов. Если оставить их без внимания, они значительно воздействуют на личные выборы и профессиональные решения. Обычно корни таких проблем расположены в бессознательной области, и их невозможно разрешить без применения психотерапевтических методов.

Специалист помогает пациенту по-новому понять бессознательную часть проблем. Благодаря разговору с психоаналитиком в спокойной обстановке пациент осознает элементы внутреннего мира, ранее для него недоступные. Имеются в виду его воспоминания, сновидения, а также чувства и мысли. Тем самым снимается психическая боль, обеспечивается самосознание.

Все это дает пациенту уверенность, что его жизненные цели будут достигнуты. При позитивных эффектах психоанализа активно развивается дальнейший личностный рост. Причем, это продолжается длительное время после того, как психоанализ завершен.

Что такое профессиональный психоанализ? До обращения к психотерапевту человек вынужден находиться со своей проблемой один на один, искать различные способы решения, исследовать. Если все его усилия в данном направлении не дают желаемых результатов, не оправдывают себя, или даже усугубляют проблему, то возникает решение обратиться за помощью к специалисту.

Вначале, в течение двух-четырех встреч происходит знакомства клиента с психоаналитиком, происходит первичное исследование проблемы, которая беспокоит человека. Обе стороны приходят к договоренности о форме работы. Это может быть анализ либо психоаналитическая терапия.

Данный этап подразумевает, что аналитик получает максимум информации о пациенте, узнает его историю жизни. Это служит основой для принятия решения о дальнейших действиях, максимально полезных в каждом случае.

Если работа психоаналитика начата со свободных ассоциаций, то в начале анализа клиент посещает специалиста до пяти раз в неделю. Человек располагается на кушетке, и говорит все, что в данное время придет в голову. Это его переживания, впечатления, а также мнение о психоаналитике. Вместе с пациентом специалист интерпретирует бессознательные факты, являющиеся основой поведенческих способов, отношений и поступков пациента.

Очень часто причиной обращения к психоаналитику является депрессия. Поняв, что такое психоанализ, многие люди осознают, что именно этот метод поможет им понять себя, вернуться к нормальному жизненному ритму.

Тоскливое состояние, подавленность и глубокое разочарование являются чувствами, знакомыми каждому. Но порой депрессия приобретает интенсивность и чрезвычайный размах, буквально поглощает человека. Причем, обратившись к психоанализу, можно проработать боли и тревоги, увеличить способность человека переживать невзгоды и трудности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!