Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества. Русская народная мудрость


Народная мудрость в произведениях устного народного творчества окунает нас в духовную культуру наших предшествующих поколений.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Народные песни, сказки, загадки знают все. В глубокой древности не было письменности, и каждый человек рассказывал сказку или былину свою.

Таким образом творцом всех песен, и былин становился народ. Вся мудрость народа передавалась в песнях, сказках. Люди заметили что с песней веселее работалось. И песни изменялись в них появилась ритмичность. С песней легче было возделывать землю, валить лес.
Первобытные люди верили в различных духов и богов в силы природы. Они слагали песни прославляющих их. В сказках люди рассказывали о своем труде, о каких-то исторических событиях. Сказки учат детей быть честными, и трудолюбивыми, мужественными. В сказках дается ответ на простой вопрос: «Что такое добро и зло? »



Загадки — составленные народом отличаются оригинальностью и поэтичностью. Помогают детям развивать фантазию.

В пословицах и поговорках отражается жизненный опыт людей. В Русских пословицах можно понять как и чем живет человек на пример: «Кудри завивай да про дела не забывай» «Лицом и туда и сюда, а делами не годится не куда».

Труд в жизни наших предков занимал огромное место. Да и в нашем времени эти пословицы очень актуальны. Ведь они несут большой воспитательный заряд в себе. Вот пословицы о Родине:


Пословицы говорят о ценности нашей земли, воспитывают и вдохновляют нас:
«С родной земли-умри, не сходи».
«Один в поле не воен».
«Смелость города берет».

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества (к таковым традиционно относятся былины, сказки, поговорки, загадки, пословицы, песни) составляют сокровищницу народной художественной культуры, тем самым представляют интересный источник познания родного языка, и народного быта.

«Поверья…в сущности своей, основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и темными».
В.И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».

Говоря о жизни и деятельности гвардии генерал-майора танковых войск Лебедева Виктора Григорьевича, нельзя умолчать о выработанных им представлениях по русской народной культуре, выраженной в русской народной мудрости. С его слов, этим вопросом он интересовался еще в предвоенные и военные годы. Интересным фактом является, то, что Виктор Григорьевич через все свои военные испытания прошел с томиком «Жития протопопа Аввакума, написанное им самим». Непосредственно первый экземпляр этой книги сгорел вместе с его танком в оборонительных боях под Киевом. После войны Виктор Григорьевич приобрел новый экземпляр «Жития…» В настоящий момент этот экземпляр, с пометками генерала, находится в музее-заповеднике «Прохоровское поле». Особо активно Виктор Григорьевич занялся русской народной мудростью в послевоенное время, находясь уже в отставке. В предлагаемой ниже статье, автор сделал попытку в максимально доступной широкой читательской публике изложить представления генерала по данному вопросу.

1. Русские народные пословицы.

Русский человек «за словом в карман не лезет». Везде, в транспорте, в быту и на работе, мы говорим и сами слышим: «Все что не делается, все к лучшему»; «Заставь дурака богу молиться, он себе лоб расшибет»; «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сломать»; «Свинья грязь везде найдет»; «Не было счастья, да несчастье помогло»; «Ни в свои сани не садись»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Ну, где уж нам дуракам чай пить»; «На Миру, и смерть красна»; «Двум смертям не бывать, одной не миновать»; «От добра, добра не ищут» и т.д. Все это с усмешкой или в насмешку, часто с сарказмом, но, как правило, не в прямом смысле, а в переносном, по аналогии. Русская пословица хлесткая, оптимально краткая до изящества, образная и эмоциональная, всегда точно бьющая в цель, еще жива и не собирается уходить в небытие. И это в условиях жесточайшего прессинга со стороны глобальной массовой урбанизированной «культуры». Ее живучесть, когда многие народные культуры приобрели даже не этнографический, а археологический интерес, объясняется тем, что она буквально пропитала плоть и кровь русских людей, их жизнь, их речь.
К настоящему времени составлена масса сборников русских пословиц. Сбору, изучению и толкованию русских народных пословиц посвятили себя многие любители русской словесности. Отдали ей свою дань и знаменитый педагог К.Д. Ушинский (1824 - 1870), и известный фольклорист, историк и литературовед А.Н. Афанасьев (1826–1871). Особое место для понимания русской народной культуры заняли работы В.И. Даля (1801 – 1872). Большим знатоком русской пословицы был и наш известный историк В.О. Ключевский, который в своих лекциях по русской истории [(5), XVII-ая лекция] связал формирование русской народной мудрости с психологией русского человека, сложившейся под воздействием характера среды его обитания: «Великороссия…со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу (русскому человеку, Н.Л.) тысячи мелких опасностей, непредвидимых затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нём изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями». «Притом по самому свойству края каждый угол его, каждая местность задавали поселенцу трудную хозяйственную загадку: где бы здесь ни основался поселенец, ему, прежде всего, нужно было изучить своё место, все его условия, чтобы высмотреть угодье, разработка которого могла бы быть наиболее прибыльна. Отсюда эта удивительная наблюдательность, какая открывается в народных великорусских приметах». Историк утверждает, что в приметах и в пословицах русского человека «и его метеорология, и его хозяйственный учебник, и его бытовая автобиография; в них отлился весь он со своим бытом и кругозором, со своим умом и сердцем; в них он и размышляет, и наблюдает, и радуется, и горюет, и сам же подсмеивается и над своими горестями, и над своими радостями».
С русской народной мудростью автор настоящей статьи знаком не понаслышке, а что называется из первых рук, от своей бабушки Анны. А.М. Лебедева (1875 – 1954) прожила всю свою жизнь в глухом лесном углу Серпуховского района Московской области, в деревне с вроде неславянским названием Терехунь (по простонародному, согласно словарю Даля, терехунь – забытый, заброшенный край). Как и большинство тогдашних деревенских женщин, она хранила и передавала другим устные народные традиции. Помнится, все свои действия она всегда сопровождались причитаниями и поучениями: «Эх, рано пташка запела, как бы кошечка не съела». «Терпение и труд все перетрут». «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». «Курочка по зернышку клюет, тем сыта бывает». «Каждый сверчок, знай свой шесток». «Жизнь прожить, не поле перейти». «Человек предполагает, а бог располагает». «Нет худа без добра» и т.д.
Большим знатоком устной народной культуры был и отец автора, Лебедев В.Г. В частности, в своих представлениях он опровергал мнение, что русская народная мудрость простая совокупность разрозненных, несвязанных между собой выражений, рожденных по тому и иному случаю, но считал ее за целостное мировоззрение, обладающее необходимой для этого широтой и детальностью. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть в сборник Даля . В этом сборнике, содержится более 30 тысяч пословиц разложенных по 180 (!) рубрикам, тщательно проверенных на их истинно народное происхождение. Здесь и простые, житейские вопросы, такие как хозяйство, свадьба, дети. Здесь же вопросы всеобщие, такие как Вселенная, Мир, Жизнь. Детальность же проработки тем он видел в мнимой парадоксальности русских пословиц, таких как: «Под лежачий камень и вода не бежит», «Но на одном месте и камень мхом обрастает», или: «Большому – большое», «Но мал золотник, да дорог». Именно такая многогранность оттенков свидетельствует о постоянном, многократном возвращении русского человека к каждой из рассмотренных тем. По В.Г., русская народная мудрость, обладая мировоззренческим содержанием, имеет «пирамидальную» структуру, при которой существует ряд пословиц завершающих обобщение природных закономерностей, наблюдаемых русским народом на протяжении его истории. Проведя тщательный анализ русских пословиц, он выделил четыре основных правила русской народной мудрости, о которых поведем речь ниже.

2. Глубина памяти русского народа.

Народное мировоззрение неотрывно связано с глубиной памяти народов, проистекающее из времени его происхождения и развития. И здесь конкретно о русском народе мнения исследователей расходятся. По официально признанной точке зрения, основанной, главным образом, на русских летописях XI – XV веков, считается, что русский народ начал складываться с конца I тысячелетия н.э. из местного финно-угорского населения и пришлых славян [Ключевский (5), лекция IV]. Поэтому он относительно молод и глубина его коллективной памяти определяется тридцатью – сорока поколениями. Отсюда делается вывод, что за период своего сложения русский народ не мог сам по себе составить целостного мировоззрения, привязанного к месту своего развития. А то, которое существует на данный момент, является мировоззрением инкорпорированным, прямым следствием приобщения русского народа к христианству (по Карамзину, Соловьеву и др.) Естественно эта идея поддерживается Русской Православной церковью. Конечно, трудно отрицать ее роль в его формировании психологии русского народа. Она действительно велика. На протяжении ряда веков принадлежность к православию являлась важнейшим принципом самоидентификации русского человека, что способствовало народному единению в один из тяжелейших периодов существования, в момент татаро-монгольского ига. Но все же, в таком случае, необходимо ответить, почему на протяжении всего «христианского» тысячелетия Русская Церковь прилагала столько усилий в борьбе с «пережитками» язычества . Что это за пережитки, и где их истоки?
Еще академик А.И. Соболевский обратил внимание на, как он выразился, «скифские» названия рек Русской равнины, до него огульно воспринимаемые как финно-угорские. Учитывая, что Волго-Окское междуречье, с примыкающими районами верхнего течения Дона, Волги и Сухоны, считается историко-культурным местом развития русского народа вообще, это существенное замечание. В результате произведенных в последнее время подсчетов установлено, что около 40% названий рек этой территории имеют индоевропейское происхождение . Это реки: Двина, Сухона, Кубена, Тиксна, Лизна, Шексна, Десна, Дон, Пра, Проня и многих другие. Их этимология прочитывается по словарю Даля, и большинство приведенных названий являются прилагательными в той сокращенной форме, которая имеет широкое распространение в русском языке. Так, мы говорим очаровательная девица, обширная страна, но… девица очаровательна, страна обширна. Отсюда Двина – дивная река, Сухона – сухонная (тоскливая по Далю), Кубена – кубенная река (от слова куба, кубышка), Десна – десная река (правая по Далю) и т.д. Происхождение названий этих рек многие авторы относят к финальной стадии мезолита , то есть к VI тысячелетию д.н.э. Что же касается большинства, так называемых, финно-угорских названий, то они составляют около 50% . Время их происхождения исследователями определяется первой половиной первого тысячелетия н.э. . Исследователи предполагают, что в этих названиях, как правило, индоевропейский корень и финно-угорское окончание . Автор же данной работы предполагает, что большинство их, подобно названию деревни Терехунь, слишком простонародны, а поэтому достаточно далеки от славянского звучания. Примерами могут служить названия рек Вазуза и Яуза, которые, согласно Забелину , имеют корень уз, ус – длинный и узкий, или Волга и Ока, которые имеют корень ogha – поток (ин-евр.), и т.д. Детальнее с происхождением названий рек Русского Севера см. работу С. Ухова .
Академик Б.А. Рыбаков [(10), глава II], исследуя элементы язычества ритуального характера, выраженные в предметах русского народного быта, пришел к выводу, что они являются общими для огромной территории между Псковом Архангельском и Тамбовом. К этим предметам необходимо отнести: свадебное убранство невесты, подзоры, покрывала, полотенца, прялки, многие сосуды, детали внешнего интерьера – наличники и коньки крыши и многое другое. На них, в виде вышивки, резьбы и красочной росписи, присутствуют мотивы (сватичные, меандровые, ромбо-точечные узоры, тема небесных оленей), которые, на основании археологических материалов, прослеживаются через ряд промежуточных этапов к эпохе мезолита (VI – IX тысячелетия д.н.э). Это то время, замечает академик, «когда к кромке уходящего к северу тающего ледника, подальше от вязкой, размокшей почвы юга, уходили грузные мамонты и носороги, вслед за ними устремлялись и привыкшие охотиться на них люди». Но, если для Западной Европы исчезновение ледника означало освобождение лишь сравнительно небольшой полосы (Северная Англия, Нидерланды, Дания, Скандинавия), то на Русской равнине новые земли открывались на 2 000 км к северу, от верхнего течения Дона до Ледовитого океана. События того времени нашли свое отражение и в сюжетах русских сказок, где обычно фигурирует лес, густой, дремучий, темный, непроходимый и нить-дорожка сквозь него. За необъятными лесами море и острова. Впереди героя ждут хрустальные или стеклянные горы и дворцы, расцвеченные самоцветами (ледяные массивы).
Согласно Жарниковой , это время соответствует Бутовской археологической культуре (IX – VI тысячелетия до н.э.), являющейся по Кольцову и Жилину фоновой для мезолита Волго-Окского междуречья. В свою очередь Бутовская культура без видимых перерывов предшествует Верхневолжской и Льяловской мезолитическим культурам (VI – IV тысячелетия д.н.э.) . А они, в свою очередь непосредственно переходят в Фатьяновскую культуру (энеолит – бронзовый век, IV – II тысячелетия д.н.э.), центр которой располагался так же в Волго-Ок¬ском междуречье. По современным представлениям Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности – «культур боевых топоров и шнуровой керамики», предков славян, балтов и германцев . Таким образом, возможно, наших далеких пращуров, живших в эпоху мезолита, и нас, живущих в эпоху освоения космоса, соединяет жизнь 240 – 300 поколений (восемь – десять тысячелетий). Такова вероятная глубина исторической памяти русского народа.
Таким образом, не отрицая участия в сложении русского народа славян и финно-угров, необходимо признать, что главную роль в этом процессе сыграло автохтонное индоевропейское население, от которого мы, современные русские люди, и получили столь богатое наследство, как русская народная мудрость. Это население по своим этнокультурным особенностям было близко пришлым славянам. Поэтому его «не заметили» ни их пишущие современники, ни последующие историки. Однако, Жарникова резонно замечает: «Вглядитесь внимательно в карту севера Восточной Европы, в названия рек, озер, населенных пунктов. Все эти названия сохраняются только в том случае, если остаются люди, которые помнят их. В противном случае приходит новое население и называет все по-новому». Только с указанных позиций можно объяснить видимую грань между «живым великорусским языком», сохранявшим свою исконную индоевропейскую основу и русским литературным языком, большей частью тщательно отцеженным от этой основы.
Бабушка Анюта говорила, что согласно древним преданиям, русские раньше называли себя разами, по имени своего первопредка Раза. По этим преданиям, заботясь о своем народе, Раз (Род по Рыбакову), проявлял особую любовь и заботу о слабых, прежде всего, о детях и роженицах. Поэтому, в отличие от жестоких, мстительных и кровожадных богов многих других стран и народов, например, Одина древних германцев, Зарина древних венедов, Тина древних этрусков, Зевса древних греков, Юпитера древних римлян, он бесконечно добр. Его божественность проявлялась в особой высокой Мудрости, что вызывало к нему бескрайнее уважение всех живущих на Русской Земле, даже тех, у кого «нечистая совесть», и которые поэтому стараются избегать встречи с Разом. Воплощая собой всю русскую Природу в целом, он сама Правда. От его имени, по этим преданиям, пошло слово Разум, то есть ум Раза. После падения тысячелетней церковной цензуры и семидесятилетней партийной цензуры появилось много литературы, в которой упоминается древнейшее имя верховного русского бога – Раза. Например, «Россия во времени» А.Н. и В.Н. Сторожевых . Что в написанном «новодел», а что седая древность, сказать сложно. Но как говорится в русском народе – «на пустом месте и трава не растет». Приведенное поверье вряд ли простая выдумка. Достаточно вспомнить, что персы, а с их подачи большинство народов Ближнего Востока, до сих пор именуют нас народом раш (ruz). Для западноевропейцев мы – рашен. А вот по-простонарод¬ному наша страна называется Расея, то есть рожденная Разом.

Вот из такой глубокой древности русский народ принес свое видение окружающего мира и происходящих в нем перемен. Это видение В.Г. Лебедев сформулировал пространной фразой составленной из широко известных пословиц:
«Не в силе бог, а в правде (изречение по традиции приписывается князю Александру Ярославичу Невскому), так как,
– ничто не проходит бесследно, всегда что-то остается (будем называть данное суждение первым правилом русской народной мудрости);
– все идет своим чередом, каждой вещи свое место, каждому овощу свое время (второе правило);
– все, что имеет начало, имеет и конец; сколько веревочки не виться, кончику быть (третье правило);
– все возвращается на круги свои; сколько и как прибудет, столько и так убудет, свято место пусто не бывает, и на каждую силу найдется еще большая сила (четвертое правило)».
В данной фразе в явном и не явном виде присутствует ряд обобщенных образов – категорий. Функционально они объединяются в две логически связанных между собой троицы: место – пра – след и черед – начало – конец. Чисто русское, народное их толкование можно прочесть у Даля. Но так как русское мировоззрение имеет, прежде всего, этическую направленность, рассмотрим еще одну троицу категорий непосредственно преломляющих в человеческом сознании первые две: судьба – совесть – нрав.
СУДЬБА, по-русски, есть последовательность событий, череда, в которой заложены «участь, жребий, доля, рок, часть, счастье, предопределенье, неминучее в быту земном, пути провидения». СОВЕСТЬ, есть мерило, естественное ограничение бытия, которое опре¬деляет «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каж¬дого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине». НРАВ, «вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении). Ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и прочие. А к уму – разум, рассудок, па¬мять и прочее. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, со¬вершенство духа. Раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада. Там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно в побудки (инстинкт). Человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга». Отсюда понятие НРАВСТВЕННЫЙ, «в противопоставлении телесному, плотскому – духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противопоставляется умственному, но составляющий общее с ним духовное начало. К умственному относится истина и ложь. К нравственному – добро и зло». Отсюда же понятие ДОЛГ, «все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина (бремя, Н.Л.). Исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанью или какому условию».
Из приведено видно, что русское понятие нравственность не совпадает с западноевропейским понятием мораль. Французское moralitte есть закон, определяющий поведение человека. Этот закон исходит от самого человека и, как правило, освящен какой-либо верховной властью, королем, богом, обществом и спущен всем остальным людям для исполнения, в условиях глубочайшего убеждения европейца, что он лично некому ничего не должен. Русский же человека носит своего бога у себя внутри, именно ему он всегда должен, и этот бог его суть жизни. Поэтому, по-русски, нравственность и долг являются неотъемлемой частью души человека. Другой разговор, как конкретный человек слушает этот внутренний, природный зов.
Таким образом, позволительно утверждать, что высокая жизнестойкость русской народной мудрости обеспечивается, прежде всего, ее древностью, которая, в свою очередь, предоставляя неограниченную по широте эмпирическую базу данных, обеспечивает русской народной мудрости максимальное приближение к истине. Но эта база находится не в застывшем состоянии, а в постоянном переподтверждении в ходе жизни каждого из нескольких сотен поколений русских людей. Русская народная мудрость в силу той же древности обладает всесторонней литературной проработкой, в результате чего ее формулировки приобрели характерную остроту и завершенность. В отличие от других мировоззренческих систем, имеющих, как правило, элитарный характер, русская народная мудрость является коллективным продуктом всего народа, где каждому человеку дозволительно добавить с его точки зрения необходимое, установленное и отбросить ненужное, неправильное.
Но только этикой не ограничивается проникновение русской народной мудрости в суть происходящего в окружающем нас мире. Действительно. Основным объектами изучения русской народной мудрости являются последовательности событий. Под современным понятием событие понимается и факт вещественно-энергетического превращения – фиксация не повторяющегося далее возникновения, изменения, перемещения или прекращения чего-либо, и одновременно, отрезок времени, фиксирующее момент случившегося факта по шкале времени. По Хартли, любой рассказ о событии, которое уже произошло или может произойти, представленный «совокупностью сообщений между корреспондирующими сторонами, и осуществляемый по проводу, путем устной речи, письма или другим способом с помощью слов, (букв, цифр Л.Н.), точек, тире и так далее, называется информацией . Такой рассказ восполняет проявившееся незнание и снимает возникающую неопределенность. Подобная неопределенность меряется вероятностью события, поскольку «любое сообщение (о событии Л.Н.) несет тем больше информации, чем менее вероятным оно является» . Следовательно, событие, вероятность которого равна единице, а количество информации об этом событии равно нулю, является целью череды событий. Естественно, подобные рассуждения применимы только для конечных последовательностей. В бесконечных же – цель просто не достижима, что равнозначно ее отсутствию. В таком случае, эволюция большинства известных природных систем: химических, биологических, экономических и социальных является целенаправленной. Процессы, происходящие в этих системах на ранних стадиях эволюции, представляют собой упорядочивание событий по следованию друг за другом в соответствии с возрастанием их вероятности, т.е. их организацию, где каждому преобразованию свое время и свое место (1-ое и 2-ое правила русской народной мудрости). По достижению цели, на поздних стадиях эволюции, сама цель теряется и, если не поставлена новая цель, возникает неопределенность. Снять эту неопределенность может только привлечение дополнительной информации. Появление этой информации уменьшает вероятность последующих событий и вносит в организованные системы дезорганизацию. Возникает явление бифуркации (расщепление, расслоение). Системы начинают множиться, вырождаться и разрушатся, а на их месте возникают новые системы (3-е и 4-е правила русской народной мудрости).
Организация природных систем, а точнее самоорганизация Природы – удивительное свойство материи, к пониманию которого настойчиво продвигается современная наука еще с появления работ У. Эшби в 1948 году. Изучение ее механизма имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как самоорганизация – это именно тот универсальный механизм, который лежит в основе эволюции всех природных систем: химических, биологических, экономических и социальных. Очевидно, тот же механизм может быть положен и при создании современных технических устройств. Таким образом, русская народная мудрость должна служить ключом к решению этой проблемы.

ЛИТЕРАТУРА.
1. Большая Советская Энциклопедия. М. 1968-72.
2. Даль В.И. Собрание сочинений. Эл. версия (Р) 2000-2001. IDDK.
3. Жарникова С.В. «Реки - хранилища па¬мяти». М. «Вече» 2003.
4. Забелин И.Е. История города Москва 2007. М. «Фирма СТД».
5. Ключевский В.О. Лекции по русской истории. М. «Мысль». 1988.
6. Котоусов А.С. Теория информации. М, 2003.
7. Кузнецов А.В. «Дославянские топонимы Тотэмского края». 2007. Эл. версия http://www.booksite.ru/fulltext/1to/tma/alm/ana/3.htm.
8. Ларина Е.А., Пискарев В.А., Тимощук А.С. «К вопросу об арийских корнях славян». М., Эл. № 77-6567, публ.11970, 15.04. 2005.
9. Лебедев Н.В. Жизнь природных стихий. М. «Белые Альвы» 2000.
10. Рыба¬ков Б.А. «Язычество древних славян» М. М. София, Гелиос, 2001.
11. Рыбаков Б.А. «Языче¬ство древней Руси» М. София, Гелиос, 2001.
12. Сторожевы А.Н. и В.Н. Россия во времени. М. «Вече» 1997.
13. Соболевский А.И.. «Названия рек и озер Русского Севера», М. 1927.
14. Ухов С.. «История Вятки как часть этнической истории восточной Европы». 2006. Эл. версия http://julycat.narod.ru/histukhov.
15. Формозов А.А. Проблемы этнокультурной истории камен¬ного века на территории европейской части СССР. М. Наука. 1977.
16. Р. Хартли. Передача информации, сб. ГИФМЛ. Теория информации, и ее приложения, 1957.

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.

Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: "Наступил на землю русскую, да оступился", "С родной земли - умри, не сходи", "За правое дело стой смело".

Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): "Белые ручки чужие труды любят", "Не сметя силы, не поднимай на вилы", "На чужой спине беремя легко", "На чужую работу глядя, сыт не будешь", "Часом опоздано, годом не поверстаешь", "Слово не стрела, а разит".

Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия - все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: "Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Молебен пет, а пользы нет", "Хвали рожь в стогу, а барина в гробу".

И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.

Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

Письмо военным морякам

Дорогие друзья, военные моряки!

Большое спасибо за теплое письмо и за внимание к моему творчеству.

Вы спрашиваете, почему я сделал Давыдова балтийским матросом.

У Давыдова было несколько прототипов. Я встречался со многими моряками, беседовал с ними, видел, как они работают там, куда направляла их партия. И всюду они вносили в жизнь свои хорошие морские, революционные традиции.

Еще Владимир Ильич Ленин дал высокую оценку морякам после Октябрьских событий. Так же доблестно сражались они и в гражданскую войну, принимали самое деятельное участие в строительстве советской власти.

Это и зародило во мне мысль сделать Давыдова бывшим балтийским матросом. Ибо человек, приехавший на работу в деревню, должен был обладать отвагой, выдержкой, хорошим юмором, умением общаться с людьми, чувствовать коллектив. Все эти качества, беззаветную преданность партии и делу коммунизма я видел у моряков, воспитанных на нашем флоте.

Вот, пожалуй, и все, что я коротко могу сказать в ответ на ваше письмо.

Горячо приветствую вас, дорогие и доблестные моряки, со славным 40-летием наших Вооруженных Сил.

Труден и славен наш подвиг

Дорогие мои, родные воины!

Все самые лучшие чувства, всю теплоту сердца отдаю вам в день 40-летия Советских Вооруженных Сил. Труден и славен ваш подвиг на полях сражений, высока ваша святая обязанность перед народом, перед Коммунистической партией.

Народ создал Армию и Флот в тяжкое время, чтобы отбросить прочь интервентов, чтобы защитить рождение нового строя - советской власти. Наши воины мужественно выполнили заповедь народную.

Я не видел других солдат, которые сражались бы с большим упорством и отвагой и так бы любили свою землю, как советские солдаты. Преданность советскому народу звала их на подвиг в дни Великой Отечественной войны, когда мы спасали не только себя, свой родной дом, а все человечество от ненавистного фашизма.

Для советского литератора нет выше чести, чем писать о вас. Мужество, доблесть, верность знамени революции и войсковому братству - всем этим славитесь вы, верные защитники нашего отечества.

Хочется пожелать вам сердечно новых успехов на трудном воинском пути. Народ уважает и любит вас, храбрые солдаты, стоящие на страже нашего дома. Горячо, от всего сердца поздравляю вас, доблестные защитники нашей матери-родины, со славным 40-летием Советских Вооруженных Сил.

Любите родину, свой народ, крепите войсковое товарищество, и вы всегда будете непобедимы.

В годы Великой Отечественной войны я был с вами, мои родные. И если позовет родина, я - как старый солдат - буду с вами до последнего дыхания.

Обнимаю вас, родные мои.

Солдаты моей Родины

Юбилей Советской Армии не только торжественный день в нашей жизни, но и общечеловеческий праздник, который очень много значит и для населения стран народной демократии, и для народов капиталистической Европы, вдоволь наглотавшихся дыма фашистских кремационных печей, и для немецкого народа, немало испившего цикуты из горькой чаши Бухенвальда.

Создавая Советскую Армию, великий Ленин ставил перед ней благородную задачу - защищать отчизну и завоевания Октября. На протяжении всей своей истории наши Вооруженные Силы были верны этой цели - вели только справедливые войны.

Оборонительные бои гражданской войны против орд интервентов и внутренней контрреволюции, кровавая схватка на далеком озере Хасан, сражение с японскими захватчиками на монгольской реке Халхин-Гол, освободительный поход в Западную Украину и Белоруссию породили столь массовый героизм советских солдат, какого еще не знала мировая история. Советский воин показал себя как подлинный сын своего века.

Может быть, сегодня стоит вспомнить, какими темными волнами накатывались события в суровые годы Великой Отечественной войны. Полонив капитулировавшую французскую армию, Гитлер огнем и мечом прошел по цветущим полям Бельгии и Голландии и с меловых круч у Дюнкерка сбросил в холодные воды Ла-Манша остатки разгромленной английской армии генерала Александера. Как будто вернулось средневековье: в Европе зачадили костры, зажженные фашистской инквизицией.

В распоряжении фашистского фюрера оказались все арсеналы Западной Европы. Он стал полновластным хозяином промышленности и земли от Атлантики до советских границ.

Теперь известно, с какой точностью германский генеральный штаб разработал и расписал по месяцам и дням планы захвата Арабского Востока, Южной Америки, США. Над народами земного шара, все время разрастаясь, нависла коричневая тень свастики.

Мы помним ясное солнечное утро, тишина которого нарушилась грохотом танковых армий, гулом воздушных армад, топотом стрелковых дивизий, устремившихся на нашу землю, на которой начиналась косовица хлебов.

На оселке войны оттачивал наш народ свою ненависть к захватчикам.

Все лучшие люди мира, затаив дыхание, следили за кровавым сражением, разгоревшимся на Востоке, когда советские войска одни, без помощи союзников, вели напряженные оборонительные бои.

Уже тогда, в первые, самые тяжелые дни войны, ЦК Коммунистической партии поставил перед нашими Вооруженными Силами великую освободительную цель - отстоять родину и вызволить народы Европы из-под фашистского ярма.

Любопытные документы остались от той эпохи. Передо мною лежит пожелтевшая от времени американская газета "Вашингтон пост", в которой с душевным мужским волнением написано: "Дрожишь при одной мысли о том, что могло бы произойти, если бы Красная Армия рухнула под напором наступающих германских войск или если бы русский народ был менее мужественным и неустрашимым…"

Народы, главы правительств и парламенты стран мира не скрывали самого высокого мнения о мужестве советских людей. Английские газеты признавали: "Не будь Красной Армии, судьба свободных народов была бы поистине мрачной".

Победы Советской Армии прибавляли силы народу в закабаленных фашизмом странах, там все ярче разгоралось движение Сопротивления. Мы горды тем, что в рядах партизан Польши, Чехословакии, Югославии, Бельгии, Франции, Италии сражались бежавшие из фашистского плена наши соотечественники, такие, как московский слесарь Федор Поетан и ленинградец Анатолий Тарасов.

Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.

Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Кутейкина в комедии Недоросль

    Комедия Фонвизина «Недоросль» богата яркими персонажами, несущими в себе правдоподобные образы из общества. Одним из таких персонажей был Кутейкин, учитель Митрофана по русскому и старославянскому языку.

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс (описание)

    Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил другим людям насладиться натюрмортом десятки лет и всмотреться в него. Ведь мало кто останавливается, что бы посмотреть, в какие тона разукрашено небо

  • Сочинение по картине Грабаря Зимний пейзаж, 6 класс (описание)

    Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов!

  • Главные герои Тараса Бульбы сочинение

    Тарас Бульба Тарас – старый опытный казак, которого уважают и в семье и в Сечи. Всю свою жизнь он провел на войне или на гульбищах

  • Сочинение Господин из Сан-Франциско Бунина рассуждение по рассказу

    Этот рассказ про жизненный путь человека к смерти через богатство. Автор рассказа не наградил главного героя именем. Ведь имя это что-то сугубо духовное, это оставляет отпечаток на жизни


Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество - фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народное творчество еще называют и фольклором, который в переводе означает - народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны - это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п. Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей - что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка - тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление. Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня - гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак - защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение. Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева - это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость.

Украинская народная песня - самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества. Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков. * Наша дума, наша песня * Не умрет не погибнет. * Вот где, люди, наша слава, Слава!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!