Доходный дом И.М. Коровина

Дом 9 по Тверскому бульвару выделяется из общего ряда домов нечетной стороны. Высокий доходный дом, возвышаясь над деревьями, в то же время не смотрится как громоздкая, массивная постройка. Декоративная простота балконов и эркеров делает дом объемным, но одновременно легким.

Дом возведен по проекту архитектора Ивана Гавриловича Кондратенко. В 1906 году он получил заказ от известного московского домовладельца, купца Ивана Михайловича Коровина. Это был не первый заказ, полученный архитектором от богатого домовладельца, ранее Кондратенко уже строил несколько доходных домов в стиле эклектики, и личный особняк Коровина во Власьевском переулке. К 1906 году Кондратенко имел звание классного художника архитектуры 1-й степени. Был удостоен двух золотых и одной серебряной медалей и являлся сверхштатным сотрудником Строительного отделения Московского Губернского правления. Его заказчиками были уважаемые представители купеческих фамилий.

Доходный дом Коровина на Тверском бульваре выглядит не совсем «кондратенковским», легкие балконы, изящные линии окон, эркеры напоминают о сотрудничестве Кондратенко и Вильяма Валькота. В 1903 году архитектор строил по проекту Валькота дом Московского Торгово-Строительного Акционерного общества. Позднее, после 1910 года Кондратенко уйдет от стилистики модерна, его дома приобретут форму неорусского и неоклассического стилей. Но дом на Тверском бульваре совсем другой.

Пятиэтажное здание располагается на полуподвале. Старожилы вспоминают, как в конце 1970-х - начале 1980-х в полуподвале располагалась мастерская «никому тогда неведомого скульптора Церетели».

Внутрь дома ведут два высоких подъезда, расположенных в боковых крыльях здания, средний фасад прерывается высокой аркой, ведущей во внутренний двор и закрытой ажурными воротами. Подняться наверх можно по широкой лестнице, подъезды украшены лепниной, квартиры здесь имеют высокие потолки.

По всей длине фасада идут изящные балконы с кованными легкими решетками. Позднее длинные общие балконы станут «визитной карточкой» конструктивизма.

Зимой 1914-1915 года в сравнительно дешевой квартире верхнего этажа (№9) у певицы Зинаиды Михайловны Синяковой (Мамоновой) поселились ее младшие сестры, приехавшие в Москву из Харькова - Мария, Надежда, Вера и Ксения. Они стали собирать в своей квартире московскую художественную молодежь. В своей автобиографической повести «Охранная грамота» Б. Пастернак пишет: «Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер С-х - З.М.М-ва. Ее посещали. К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И.Добровейн. У ней бывал Маяковский. <…> Маяковский редко являлся один. Обыкновенно его свиту составляли футуристы, люди движенья. В хозяйстве М-вой я увидал тогда первый в моей жизни примус. Изобретенье не издавало еще вони, и кому думалось, что оно так изгадит жизнь и найдет себе в ней такое широкое распространенье ».

О Синяковых выразительно вспоминала Л.Ю.Брик: «Синяковых пять сестер. Каждая из них по-своему красива. Жили они раньше в Харькове, отец у них был черносотенец, а мать человек передовой и безбожница. Дочери бродили по лесу в хитонах, с распущенными волосами и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу. В их доме родился футуризм. Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю - Пастернак, в Марию - Бурлюк, на Оксане женился Асеев».

Артистическая богема Синяковых не нравилась родителям Пастернака. Они были против участия сына в этих сборищах. «Леонид Осипович, - писала Е.Б. Пастернак, - открыто протестовал, когда Борис уходил в эту, как он отечески выражался, “клоаку”». Роман между Н.М. Синяковой и Борисом тоже не вызывал у родителей никакого энтузиазма. Весной 1915 г. Надежда Михайловна заболела и уехала в Харьков, в начале лета Пастернак отправился к ней и провел три недели в селе Красная поляна под Харьковым. Роман с Н.М. Синяковой длился затем еще почти год, преимущественно в письмах.

В советское время дом был отдан под коммунальные квартиры, комнат в каждой квартире было не меньше десяти, две из них выходили на бульвар и имели балкон, остальные шли перпендикулярно ему, и окнами смотрели во двор.

Сейчас это элитный дом в центре города, он по-прежнему является украшением бульвара и привлекает к себе любопытные взгляды прохожих.

Здесь по-прежнему обитает скульптор Церетели, об этом сообщает вывеска на доме о Московском музее современного искусства. Также в доме расположен магазин «Ноты», существовавший еще в советское время.

Сколько поколений назначали свидания «у Пампуша (памятника Пушкину) на Твербуле»! Он не просто любимое место встреч и прогулок, он часть истории - города и страны.

Официальный статус «гульбища» Тверской получил в 1796 году - чтобы, по указу Екатерины Второй, «по примеру чужест-ранных земель иметь место в средине города для общественного удовольствия, где бы жители оного могли, не отдаляясь от своих домов, употреб-лять прогуливание».

Тверской бульвар, начало XX века.

Верста свободы

872 м - почти верста - длина Тверского. «Моя первая пространственная мера, та самая вечная пушкинская верста», - называла бульвар своего дет-ства Марина Цветаева. Сюда её с сестрой водили гулять, как и многих российских будущих знаменитостей - Грибоедова, Батюшкова, Герцена да того же самого Пушкина! А уж когда в 1880-м открыли памятник, впервые в истории созданный на народные средства, ему, гению и москвичу по рождению, бульвар стал от поэта не-отделим. «На Тверском бульваре очень к вам привыкли», - писал в «Юбилейном» Владимир Маяковский, призывавший при этом снести Страстной монастырь. В 1930-е он и был снесён, а памятник перенесён через улицу (идеи о его возвращении «на место» и о воссоздании Страстного живы и по сей день).

Бульвар был обустроен на месте части крепостной стены и вала Белого города. Ново-введение очень быстро прижилось и полюбилось и жителям, и гостям. И совсем забылось, что вплоть до 1795 г. в тех местах «нехорошо было ни ходить, ни ездить, местами грязь до колена». Там привязывали пастись коров, коз и овец, и иные, из местных, возмущались: «Выдумали гулять по топям, округ Козьего болота!» О нём напоминают теперь лишь ближние Козихинские переулки...

Изначально Тверской был местом аристократическим - особенно ко времени своего расцвета, к 1820-м гг. Липы, куртины с цветами, два искусст-венных водоёма, фонтаны, беседка и мостки, статуи, уютная «арабская» кондитерская-кофейня посередине... Ежедневно к полудню на бульваре собиралась лучшая публика. Здесь в разные времена гуляли Гоголь, Островский, Тютчев, Чехов, Толстой, Бунин, Лермонтов, Есенин. Бывали и Александр I, и Николай I, прогуливался легендарный герой войны 1812 г. генерал Алексей Ермолов, опальный и независимый, которому все при встрече, вспоминал писатель Николай Лесков,«кланялись, иногда в пояс, с удовольствием».

Именно здесь по объявлении войны в мае - июле 1812 г. в патриотическом порыве собирались толпы, а в июле началась запись в народное ополчение. И демонстрации, и красные флаги, и алые банты на памятнике Пушкину 1905-го, и пулемёты у его пьедестала, и страшные бои февраля и октября 1917-го - это тоже история Тверского...

Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной площади (сейчас - Пушкинской). Акварель О. Кадоля. 1827 г.

Всё смешалось…

Смешение эпох, архитектур - это тоже Тверской бульвар. Начало его - у Никитских ворот - долгое время было отмечено шумной славой студенческой пивной «Седан», в бывшем доме князя Гагарина (снесён), где собирались московские студенты, известные своим вольнодумием, нищетой, а порой и бездомностью. Гиляровский пишет, что раз такого «бомжа», ночевавшего прямо на Тверском, узрел сам обер-полицмейстер Москвы Козлов, живший в казённой квартире полицей-ского управления в д. 22 (бывшем «доме с гротом» Кологривовых. В нём Пушкин на балу впервые увидел Натали, в нём бывал Гоголь. В 1937-м на месте дома начали постройку здания Музыкального театра им. Немировича-Данченко, 30 лет стоял «недострой», пока в 1973-м не возвели здесь «новый» МХАТ, как инородное тело на пустыре) и ходивший ночами через бульвар к любовнице и обратно, и спросил: «Отчего это вы гуляете по ночам вдоль бульвара?» Студент не растерялся: «А оттого, что не всем такое счастье, чтобы гулять поперёк бульвара!»

Новый МХАТ, Тверской бульвар, д. 22

АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В дни жестоких октябрьских боёв 1917 г. в доме Гагарина засели юнкера и эсеры - этот кровавый бой описан в повести «Октябрь» Яковлева. Теперь на месте руин гагаринского дома - памятник Тимирязеву.

Среди сохранившихся ампирных особнячков и многоэтажных доходных домов не затерялся на Тверском д. 11. При его реставрации были обнаружены кирпичи с клеймом «добульварного» 1773 г. Дом уцелел и в пожаре 1812 г. В 1889 г. его купил адвокат Николай Шубинский и стал жить в нём с супругой - великой актри-сой Малого театра, кумиром молодёжи, а затем и революции, народной артисткой Республики Советов Марией Ермоловой. Она прожила в нём 40 лет, здесь Валентин Серовнаписал её известный портрет в рост, в Белом зале на 2-м этаже. После революции дом актрисе передали в пожизненное владение. Около него собирались тысячи поклонников, шли шествия со знамёнами в её юбилей. В доме бывали Горький, Шаляпин, Нежданова, Немирович-Данченко, актёры Малого… После смерти актрисы в 1928 г. дом стал коммуналкой, а с 1986 г. здесь располагается Дом-музей Ермоловой.

Музей Ермоловой на Твер-ском, д. 11.

Sergey Rodovnichenko, flickr.com

А в соседнем доме № 13 жил Павел Иванович Голохвастов, дядя писателя-вольнодумца Александра Герцена (родившегося тоже на Тверском, но в доме 25). У дяди, вспоминает Герцен в «Былом и думах», хотело укрыться в 1812 г. его семей-ство вместе с ним, тогда 3 месяцев от роду. Перешли по бульвару - а дом уж горит и французские солдаты стоят биваком в саду! Даже Сашины пелёнки перерыли, изорвали - всё драгоценности искали. Тогда французы почти все здания на Тверском пожгли, деревья вырубили, а на фонарях вешали «диверсантов».

Далее слева - д. 17, яркий образец архитектуры эклектики постройки 1850-х гг. Его первая владелица, Варвара Крекшина-Пукалова, была любовницей зловещего графа Аракчеева. Дом приказала выстроить в точности как её особняк в Париже. Но в московском доме не жила, а сдавала под квартиры и различные «мероприятия» (выставки и пр.). На одной из них представлена была знаменитая картина «Княжна Тараканова» Флавицкого из Петербурга, приобрёл её сам Павел Третьяков. В -1867-1869 гг. в доме снимал помещение Артистический кружок, среди основателей его был драматург Островский. Он считал необходимым приучать актёров к нормальной жизни без излишеств, но с умеренностью в застольях, к хорошему обществу с умными беседами. Членский взнос - всего 12 рублей в год. Немудрено, что кружок стал очень популярен! На его вечерах охотно выступали многие знаменитости тех лет - от Чайковского до Фета - и, конечно, сам Островский.

Вид на дома №17 и 19 и памятник Сергею Есенину

ru.wikipedia.org

Герцен и Печерин

Чем ближе к памятнику Пушкина, тем интереснее история домов на Тверском. Дом 25, где родился Герцен, в 1933-м стал Литературным институтом с общежитиями. Знаменитый «Дом Герцена», высмеянный Маяковским («хрен цена дому Герцена») и описанный Булгаковым в «Мастере и Маргарите», в начале 1840-х приобрёл Дмитрий Николаевич С-вербеев. Комнаты он перестроил, «но подъезд, сени, лестница, перед-няя - всё осталось», по слову Герцена. Свербеев был из круга декабристов, удалён Николаем I из Москвы до 1826 г., по возвращении сюда женился на княжне Щербатовой и поселился на Тверском, где вскоре стал устраивать «литературные пятницы», приобретшие о-громную популярность. В этом салоне побывали сотни лучших умов России - от Чаадаева до Гоголя, Щепкина и Лермонтова.

«Дом Герцена», а ныне Литературный институт.

АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Ампирные дома 24 и 26, что напротив, были в XIX в. одним «прекрасным владением» с «великолепною фасадою на бульвар» и ансамблем строений внутри дворов. Сейчас остались от уникальных зданий лишь два фасада, остальные снесены уже в 2000-х (а ведь они пережили пожар 1812 г.). Принадлежали они Ивану Римскому-Корсакову, яркому «герою» грибоедовских времён, богачу, красавцу, дававшему умопомрачительные балы-праздники. А главное - кратковременному фавориту (всего на 16 месяцев, в 1778-1779 г.) самой императрицы Екатерины II. В свои блестящие 24 года пригожий гвардеец так полюбился императрице, что стремительно «дослужился» до генерал-адъютанта, имел богатейшие дары от неё с имениями и крепостными. «Все поэты должны воспевать его красоту», - требовала влюблённая царица. Но… застав юношу с другой, Екатерина выслала его из Петербурга в Москву, где он, официально так и не женившись никогда, жил в своё удовольствие с возлюбленной, графиней Строгановой, бросившей ради него семью.

В его владениях на Тверском в 1830-1831 гг. бывал Пушкин - интересовался Екатерининской эпохой. Любопытно, что дом 24 уже перед революцией 1917 г. принадлежал князю Феликсу Юсупову, одному из участников убийства Распутина, а дом 26 - приятелю Григория Ефимовича банкиру Рубинштейну.

У самой Тверской улицы, на месте магазина «Армения», раньше стоял красивейший храм Димитрия Солунского, снесённый в 1933-м. В этом же доме с башенкой, на углу бульвара и Тверской, располагалась на 1-м этаже квартира-мастерская Сергея Конёнкова. Её Советское правительство подарило в 1946 г. мэтру-скульп-тору, вернувшемуся на родину после двадцати с лишним лет жизни в Америке, и в ней он прожил до самой смерти в 1971 г. Теперь здесь уникальный, з-амечательный музей.

Страстная площадь. В правом нижнем углу — церковь Дмитрия Солунского. Фото 1920-х гг. с крыши дома Нирензее в Гнездниковском переулке.

ru.wikipedia.org

А напротив, где разбит газон-скверик с гранитным памятным знаком в честь революционных событий 1905 и 1917 гг., располагались прежде номера с трактиром-пивной - «Город Берлин» (так уж сложилось, что с обоих концов Тверской окаймляли пивные) . В 1835-1836 гг. там жил колоритнейший персонаж эпохи с лермонтовской фамилией Печерин - дворянин, молодой профессор-филолог Московского университета, с богатой биографией и карьерой в свои 28 лет, отучившийся в Берлине. Владимир дожидался здесь, среди полупьяных швейцарцев-гувернёров, отъезда обратно в Германию: он яростно ненавидел Россию и всё русское. «Как сладостно Отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья!» - это его стихи. Однако Европа разочаровала его, ненависть к Родине исчезла. Печерин стал католическим монахом, священником и умер спустя полвека капелланом больницы в Дублине.

Тверской является самым длинным бульваром в Москве, его протяженность составляет 872 метра. Тверской бульвар начинается у площади Никитских ворот, от которой ведется нумерация домов, и доходит до Пушкинской площади. Слева с бульвара можно выйти на Большую Бронную улицу, Богословский и Сытинский переулки. Структура Тверского бульвара следующая: он состоит из двух аллей - главной и боковой тенистой. Но начнем мы прогулку с конца бульвара, а точнее от Новопушкинского сквера, который появился тут не так давно. В 1976 году на Тверском бульваре на месте целого квартала домов, который был снесен, разбили сквер. Именно здесь у сквера на Тверском бульваре был открыт первый в Москве ресторан Макдональдс.
Маршрут подготовлен по материалам проекта "Урок в Москве"

    По Новопушкинскому скверу спускаемся к пересечению Сытинского переулка и Большой Бронной улицы

    По Сытинскому переулку выходим на нечетную сторону Тверского бульвара и направляемся к дому №25

    Проходим к соседнему дому №23

    Продолжаем двигаться по нечетной стороне бульвара, пересекаем Богословский переулок и останавливаемся у дома №19

    Возвращаемся на нечетную сторону, подходим к дому №17, входим во двор через ворота в арке

    Возвращаемся на улицу и переходим к дому №13

    Проходим несколько метров и смотрим на небольшой особнячок под номером 11

    Продолжаем движение по улице и подходим к дому №9

    Подходим к пересечению бульвара и Малой Бронной улицы, смотрим на дом №7

    По бульвару идем к площади Никитских ворот и останавливаемся у дома №1

    По переходу возвращаемся на сам бульвар, подходим к памятнику К.А. Тимирязеву

  • В октябре 1917 г. на Тверском прошли ожесточенные бои между вооруженными отрядами большевиков и юнкерами, из-за чего в начале бульвара сгорел дом. На его месте в 1923 г. поставили памятник К.А.Тимирязеву. Гранитная фигура в мантии почетного доктора Кембриджского университета вырублена из цельного куска шведского гранита. А во время войны 1941-1945 гг. на площадь упала крупная бомба, и ударной волной памятник снесло с постамента. Позже его вернули на место, но до сих по можно увидеть на постаменте выбоины от осколков.

    Смотрим напротив, на четную сторону бульвара

  • Проходим несколько метров к дому №6

    Переходим по бульвару к соседнему зданию

    Смотрим на соседнее здание №10

    Продолжаем двигаться по бульвару и рассматривать четную сторону. Подходим к дому №12

  • Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

    Дом №12 построен в 1891 г. для Нижегородско-Самарского Земельного банка известным архитектором К.М. Быковским. Сейчас сложно найти границу между 12 и 10 домом, а в начале XIX века это были два разных владения. Дом 12 занимал банк, дом 10 модное ателье Н. Ламановой. Два разных мира, два разных архитектора.

Бульварное кольцо было основано на месте стены Белого города, которая была окончательно разрушена к 1780 году. Последняя капитальная реконструкция кольца проводилась после Великой Отечественной войны, в 1947 году: были высажены кустарники и деревья, установлены скамьи и чугунная ограда.

Тверской является самым длинным бульваром в Москве, его протяженность составляет 872 метра. Тверской бульвар начинается у площади Никитских ворот, от которой ведется нумерация домов, и доходит до Пушкинской площади. Слева с бульвара можно выйти на Большую Бронную улицу, Богословский и Сытинский переулки. Структура Тверского бульвара следующая: он состоит из двух аллей - главной и боковой тенистой.

История Тверского бульвара очень длинная и довольно неоднозначная. Первое его название было просто Бульвар, официальной датой основания считается 1796 год. Потом бульвар нарекли Тверским по названию улицы, которая к нему примыкает. Строительство бульвара было перспективным делом, его даже внесли в Прожектированный план Москвы 1775 года. Стену Белого города, на месте которой и был впоследствии заложен бульвар, снесли еще в 1782, а бульвар проложили летом 1796 года. Во главе строительных работ стоял архитектор С. Карин, занимавшийся и проектом, и непосредственно строительными работами. Первыми деревьями, высаженными на Тверском бульваре, стали березы, к сожалению, они не прижились, поэтому пришлось высадить липы. Потом на Тверском бульваре появились еще и клёны, вязы, дубы, ясень пенсильванский, хвойные породы, в том числе ель колючая голубая и туя. В скором времени Тверской бульвар стал одним из любимейших мест прогулок представителей московского дворянства. Здесь было большое число развлечений: работали фонтаны, были установлены мостики, беседки из зелени, даже бюсты знаменитых людей вдоль главной аллеи. В часы променада все проезды по бульвару, даже Страстная площадь, заставлялись экипажами гуляющей публики.

Ведущим стилем архитектуры Тверского бульвара на тот момент был классицизм. Необходимо отметить, что репрезентативный характер застройки во многом сохранился до настоящего времени. Тверской бульвар неоднократно воспевался и в прозе, и в стихах. Одним из таких сатириков-поэтов был князь Волконский, которого даже арестовали на месяц за его так называемые бульварные стихи. Кроме того, Тверской бульвар упоминается в стихах А.С. Пушкина, романах Л.Н. Толстого, рассказах А.П. Чехова, книгах других писателей.
Пожар, поразивший Москву в 1812 году, не прошел бесследно и для Тверского бульвара. Большинство построек по обеим его сторонам было уничтожено. Французские солдаты, вырубив все зеленые насаждения на бульваре, сделали его местом своей дислокации, разбив здесь лагерь. Постепенно бульвар восстановили, дополнительно высадили еще деревья, установили скамьи, поставили мостики и фонтаны.

В конце 1880 года на деньги, собранные по подписке, на Тверском бульваре появился памятник А.С. Пушкину. На открытии памятника произносили речи Достоевский и Тургенев, а подножие монумента было буквально засыпано лавровыми венками. Впоследствии памятник перенесли на Пушкинскую площадь. В николаевскую эпоху на бульваре были посажены шелковичные деревья, поздно дающие листву. Николай I, гулявший по Тверскому бульвару, обратил внимание на торчавшие палки, какими выглядели шелковичные деревья. На подобную реакцию императора быстро отреагировали, очистив бульвар от шелковичных деревьев.

В 80-х годах 19 века по Тверскому бульвару проложили линию конки, которую потом заменил трамвай. Что касается архитектуры конца 19 века, то в это время бульвар продолжает активно застраиваться, здесь появляются доходные дома, выполненные в стиле эклектики и модерн. Много претерпел Тверской бульвар и во время ожесточенных боев 1917 года. Столкновение между большевиками и юнкерами привело к многочисленным разрушениям. В конце бульвара сгорел дом, на месте которого в 1923 году установили памятник К.А. Тимирязеву.

Начало 20 века было ознаменовано тем, что на Тверском бульваре проводились книжные базары, которые стали доброй традицией. Архитектор В.И. Долганов стал инициатором реконструкции Тверского бульвара, которая состоялась 1946 году. Тогда были высажены молодые саженцы, появились новые скамейки. Гордостью бульвара стала чугунная ограда, созданная по проекту архитектора Г.И. Луцкого. В 1976 году на Тверском бульваре появился сквер, его разбили на месте целого квартала домов, который был снесен. Именно здесь у сквера на Тверском бульваре был открыт первый в Москве ресторан Макдональдс.

По материалам "Урок в Москве"

  • Тверской бульвар

    Бульварное кольцо было основано на месте стены Белого города, которая была окончательно разрушена к 1780 году. Последняя капитальная реконструкция кольца проводилась после Великой Отечественной войны, в 1947 году: были высажены кустарники и деревья, установлены скамьи и чугунная ограда.

    По Новопушкинскому скверу спускаемся к пересечению Сытинского переулка и Большой Бронной улицы

  • Усадьба Салтыкова

    Участок № 27 в XVIII в. занимала обширная усадьба Салтыкова, она выходила на Б.Бронную, Сытинский переулок и в проезд Тверского бульвара. Строения стояли по всему периметру участка, многие из них сохранились после пожара 1812 г., когда исчезли многие жилые и хозяйственные постройки нечетной стороны бульвара.

    По Сытинскому переулку выходим на нечетную сторону Тверского бульвара и направляемся к дому №25

  • Дом Герцена

    В этом доме, в угловой комнате второго этажа 25 марта 1812 года родился и жил до сентября 1812 года Александр Иванович Герцен, незаконнорожденный сын московского барина, помещика Ивана Алексеевича Яковлева и Генриетты Вильгельмины Луизы Гааг из Штутгарта. Впоследствии, уже взрослым, Герцен приезжал сюда в гости к своему двоюродному брату, Алексею Александровичу Яковлеву.

    Проходим к соседнему дому №23

  • Камерный театр

    С екатерининских времен украшает Тверской бульвар дом № 23. Значительно перестроенный, сменивший многих владельцев, главный дом городской усадьбы сегодня занимает драмтеатр им. А.С. Пушкина. Здание театра отличается скромным и лаконичным фасадом: первый этаж рустован, два верхних этажа, отделенные от первого протяженным козырьком, оформлены в едином конструктивистском стиле. На уровне третьего этажа размещается надпись «Московский драматический театр им. А.С. Пушкина».

    Продолжаем двигаться по нечетной стороне бульвара, пересекаем Богословский переулок и останавливаемся у дома №19

  • Дом К.М. Святополк-Мирской

    Жилой дом № 19 стоит на углу бульвара и Богословского переулка. На карте Хотева 1852 г. это сложное квадратное строение с запутанным внутренним двором, принадлежащее купчихе Анисье Яковлевой. Во второй половине XIX в. владение записано на Клеопатру Михайловну Святополк-Мирскую. Сохранилась фотография 1896 г., посвященная коронационным тожествам Николая I, на ней богатый двухэтажный дом на полуподвале, со скошенным углом и рустованными стенами, архитектора А.А.Мартынова.

    Чуть возвращаемся назад, по переходу попадаем на аллею Тверского бульвара и подходим к памятнику Есенину

  • Одним из последних памятников, установленных на Тверском бульваре, стал монумент С.А. Есенину, открытый в 1995 году к столетию со дня рождения поэта.

    Возвращаемся на нечетную сторону, подходим к дому №17, входим во двор через ворота в арке

  • Возвращаемся на улицу и переходим к дому №13

  • Дом Голохвастовых

    Участок дома № 13 по Тверскому бульвару в XIX веке принадлежал семье Голохвастовых. О Павле Ивановиче Голохвастове вспоминал А.И. Герцен в романе «Былое и думы». Родственник и друг семьи Герцена, Голохвастов спас их от пожара 1812 года, зазвав к себе в усадьбу: «Пойдемте ко мне, мой дом каменный, стоит глубоко на дворе, стены капитальные». Старый дом описывал как красивое здание с фасадом, украшенным пышным четырехколонным портиком, по бокам участка шли флигеля, но пожар не пожалел старого каменного здания. Дом пришлось восстанавливать.

    Проходим несколько метров и смотрим на небольшой особнячок под номером 11

  • Дом актрисы М.Н. Ермоловой

    Адрес «Тверской бульвар, дом 11» известен всей Москве, как адрес великой русской актрисы Марии Ермоловой. В здании создан музей ее памяти. Актриса жила в этом доме с 1889-1928 г. Комнаты помнят звук ее шагов. Сюда приходили В.И.Немирович-Данченко, К.С.Станиславский, Ф.И.Шаляпин. В гостях у актрисы бывали А.Ленский, А.Южин.

    Продолжаем движение по улице и подходим к дому №9

  • Доходный дом И.М. Коровина

    Дом 9 по Тверскому бульвару выделяется из общего ряда домов нечетной стороны. Высокий доходный дом, возвышаясь над деревьями, в то же время не смотрится как громоздкая, массивная постройка. Декоративная простота балконов и эркеров делает дом объемным, но одновременно легким.

    Подходим к пересечению бульвара и Малой Бронной улицы, смотрим на дом №7

  • По бульвару идем к площади Никитских ворот и останавливаемся у дома №1

    По переходу возвращаемся на сам бульвар, подходим к памятнику К.А. Тимирязеву

  • В октябре 1917 г. на Тверском прошли ожесточенные бои между вооруженными отрядами большевиков и юнкерами, из-за чего в начале бульвара сгорел дом. На его месте в 1923 г. поставили памятник К.А.Тимирязеву. Гранитная фигура в мантии почетного доктора Кембриджского университета вырублена из цельного куска шведского гранита. А во время войны 1941-1945 гг. на площадь упала крупная бомба, и ударной волной памятник снесло с постамента. Позже его вернули на место, но до сих по можно увидеть на постаменте выбоины от осколков.

    Смотрим напротив, на четную сторону бульвара

  • Здание ТАСС

    Корпус нового здания ТАСС, который появился на Никитской площади в 1977 году, называли одним из удачных архитектурных проектов 1970-х. Здание заняло место старой московской застройки. Здесь стоял угловой жилой дом № 2 и здание бывшего Тверского народного училища, находившегося здесь с первой половины XIX в. В доме 2 располагался роддом, детский сад, небольшие магазинчики. Он помнил бои 1917 и страшный взрыв 1941 г., когда в площадь попал немецкий снаряд. О нем писали в воспоминаниях М. Сабашников и К. Паустовский.

  • Дом Коробковой

    Дом № 6 на Тверском бульваре больше известен как дом Коробковой, или дом Санкт-Петербургского общества страхования, хотя зданием владело так же Товарищество Ярославской Большой мануфактуры, а в 1917 году оно досталось потомственному дворянину А.М. Константинову.

    Проходим несколько метров к дому №6

  • «Дом песни»

    Сейчас, глядя на дома 8, 10 и 12 по Тверскому бульвару, сложно определить, где кончается один и начинается другой. Они смотрятся как единое целое, а ведь когда в 1910 году был построен дом № 8, он был самым высоким домом по четной стороне Тверского бульвара.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!