Долгосрочный проект по фэмп в старшей группе. Проект по математике (старшая группа) на тему: проект по фэмп

Федорченко Зинаида Александровна, воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ «Мальвина», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий А. О.

Проект для детей старшей группы «Все измерить мы хотим»

Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т. п., но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.

Тип проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: два месяца (октябрь, ноябрь)

Введение.

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Актуальность проекта.

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

Проблема : Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Не умение детейвыделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

Задачи проекта:

Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять вумении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.

Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности,совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.

Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Продукт проекта. Заключительный математический досуг «У нас в гостях Фея Величины»

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы,умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности,которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).

Полный текст материала находится в приложенном файле


«В мире форм»

Климина А.А.

МАДОУ «Берёзка»

Когалым, 2016.

Вид проекта: познавательно-творческий .
Проблема: «Какой формы предмет?»
Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.
Срок реализации проекта: в течение месяца.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом.
Задачи:
1. Углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах.
2. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
3. Развивать умение различать модели близких по форме фигур.
4 . Воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми математических знаний в области «Форма предметов».
2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
Результат (продукт) проектной деятельности:
4. Создание сборника с загадками и стихами, оформление его детскими рисунками.

5.Коллективная работа: коллаж «Город геометрических фигур».
6. Презентация проекта: «В мире форм».
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Организация работы над проектом.
3. Практическая деятельность.
4. Подведение итогов (презентация).
Схема реализации проекта:
1. Работа с детьми.
* Непосредственно образовательная деятельность.
ФЭМП.
Тема: «Количественный состав числа 3, цифра 8, геометрические фигуры».
Программное содержание: познакомить с количественным составом числа 3 из единиц; познакомить с цифрой 8; закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур; продолжать определять свое местоположение среди окружающих предметов.
Изобразительная деятельность.
Рисование «Сказочные домики».
Программные задачи: учить детей создавать образ сказочного домика, передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур; закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию.
Аппликация.
Тема: «Сказочная птица»
Программные задачи: закреплять умение детей вырезать части предмета разной геометрической формы и составлять из них изображение; учить предавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое.
Лепка из пластилина.
Тема: «Овощи и фрукты для магазина».
Программные задачи: закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов; учить сопоставлять их форму с геометрическими формами, находить сходство.
Ознакомление с художественной литературой.
Тема: Пересказ детьми словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» по моделям заместителям.
Программные задачи: учить пересказывать сказку самостоятельно по моделям заместителям, предавать интонацией характеры героев, рассказывать сказку в лицах (меняя голос, интонацию).
Заучивание стихотворений «Учим формы предметов» Кожевников А.Ю. и разгадывание загадок о геометрических фигурах.
* Самостоятельная игровая деятельность. Логические блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», Колумбово яйцо, головоломка Пифагора, Вьетнамская игра, квадраты Воскобовича, решение логических задач на поиск недостающих фигур, д/игра «Перевертыш» (преобразование одной фигуры в другую), д/игры «Формы», «Найди похожую фигуру», «Цвет и форма» (соотнесение форм предметов с геометрической фигурой), «Подбери ключик», «Разложи фигуры по местам» и др. Раскрашивание картин, состоящих из геометрических фигур.
2. Совместная работа с родителями.
Подбор стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника и создание иллюстраций совместно с детьми.

Вывод:
Гипотеза подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.

Предварительный просмотр:

Проект по ФЭПМ старшей группы № 7 «Дельфин»
«Зачем повару нужна математика?»

Подготовила воспитатель группы №7

Климина А.А.

МАДОУ «Берёзка»

Когалым, 2016.

Аннотация. Дошкольное детство – это период развития всех психических процессов. Ребенок-дошкольник очень любознательный, он каждый день открывает новый мир, тянется к новым знаниям. После беседы с детьми «Зачем в нашей жизни математика?», определили значимость математики в профессиях, швеи, продавца, кондуктора, и столкнулись с проблемой, а нужна ли повару математика. Так появился проект «Зачем повару нужна математика?»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: одна неделя.

Тип проекта: исследовательско - творческий.

По количеству участников: коллективный .

По продолжительности: краткосрочный.

Итоговое мероприятие: математический досуг.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознать необходимость и ценность математических знаний в профессии повара.
  2. Создать зарисовку модели «Так вот зачем повару математика».
  3. Поддержать интерес к математике, к играм математического характера.
  4. Раскрыть значимость математики в жизни людей.

Цель проекта: Раскрытие значимости науки-математики в жизни человека.

Задачи проекта :

  1. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
  2. Развивать мыслительные операции, внимание, зрительную память, моторику рук.
  3. Содействовать поддержанию интереса к математике, через ознакомления детей с профессией повара.

4. Воспитывать уважение к профессии повара.

Этапы проекта:

1.Подготовительный.

  • Обсуждение темы проекта и выбор формы для ее реализации.
  • Подбор материалов.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Выявление проблемы «Зачем повару нужна математика?».

2.Основной этап проекта.

План реализации проекта

Формы работы

Цель

Беседы:

Практические исследования:

  • Домашнее задание «Готовим с мамой»
  • Игровые ситуации: «Расставь посуду», «Какой посуды не стало?», «Приготовим овощи для салата», «Расставь кастрюли по высоте», «Помоги выбрать нужную кастрюлю», «Измерь крупу условной меркой».

- Заинтересовать детей в участии проектной деятельности;

Определить значимость математики в жизни людей;

Воспитывать интерес к профессиям родителей.

- Расширить и уточнить знания детей о профессии повара;

Показать значимость профессии повара;

Воспитывать уважительное отношение к человеческому труду;

Развивать умения детей уравнивать неравное число предметов двумя способам (убавлением и прибавлением); - Закреплять навыки сравнения предметов по высоте и измерения условной меркой; - Упражнять в ориентировке на листе бумаги; - Развивать зрительную память.

Заключительный этап проекта .

Приложение

  • Беседа «Зачем в нашей жизни нужна математика?»

Цель: Определить значимость математики в жизни людей.

Воспитатель в костюме «Королева Математика» входит в группу.

К.М.: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Д.: Да… Нет…

К.М.: Я – Королева Математика! Вы слышали обо мне?

Д.: Да, слышали…

К.М.: Ребята, я пришла к вам в гости, чтобы найти ответ на один сложный вопрос – зачем в нашей жизни нужна математика? Кто мне даст ответ?

Варианты ответов детей

К.М.: Ребята, а хотите оказаться в моем королевстве?

Д.: Хотим.

Королева Математика одевает детям волшебные колпаки – помощники, с помощью которых дети попадают в «Королевство Математики»

К.М.: Принцы и принцессы математического королевства, предлагаю устроить состязание на знание математических задачек! Готовы?

Карандаши

Я беру карандаши.

Ты считай, но не спеши.

Вот смотри, не будь разиней:

Красный, черный,

Желтый, синий.

Отвечай - в руке моей

Сколько всех карандашей?

(4 карандаша)

Котлеты

Папа, мама, братик, я -

Вот и вся у нас семья.

Все мы любим на обед

Съесть по парочке котлет.

Сколько маме, каждый раз,

Нужно жарить их для нас?

(8 котлет)

Квадрат

Вот посмотрите,

Скажите, ребята,

Сколько углов

У любого квадрата?

(4 угла)

Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

(5 свинок)

Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

(6 малышей)

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Сколько будет два и пять?

(7 цветов)

К.М.: Молодцы, ребята! Вижу я, хорошо вы знаете математику. Спасибо, что помогли мне найти ответ на мой вопрос.

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!

Знать где лево, а где право

Знать длину и ширину.

Понимать значение: "Равный",

"Больше", "Меньше", высоту.

Математика - точна,

Математика - нужна!

Нужно только понимать!

К.М.: Пора вам возвращаться в детский сад, а мне спешить к другим детям!

Помните о том, чему учит математика.

Дети снимают волшебные колпачки, Королева Математики уходит. В группу входит воспитатель. Подводит с детьми итоги беседы.

  • «Беседа о профессиях родителей»

Цель: Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей; Развивать словесно-логическое мышление и речь детей; Воспитывать интерес к профессиям родителей.

  • «Экскурсия на кухню детского сада»

Цель:

Расширить и уточнить знания детей о профессии повара.

Найти ответ на вопрос: «Для чего повару математика?»

  • Игровое упражнение «Расставь посуду»

– Прежде чем начать готовить, давайте расставим посуду на свои места (дети раскладывают картинки по инструкции воспитателя-главного повара: кружку – в центр, тарелку – справа, сковороду – слева, ложку – сверху, кастрюлю – снизу). Проверьте друг у друга, правильно ли вы расставили посуду?

  • Игровое упражнение «Какой посуды не стало?»

Посмотрите и запомните, где какая посуда стоит. А теперь закройте глазки (воспитатель убирает у каждого ребенка по одному предмету посуды). Какой посуды не стало? Где она была? (у меня не стало кружки, она была справа. …)

  • Игровое упражнение «Приготовим овощи для салата»

Нам пора готовить салат. Загляните в кастрюльку и скажите, из чего мы будем готовить салат? (из помидоров и огурцов) Сколько у вас помидоров? (5 или 6) Сколько огурцов? (6 или 5) Чтобы салат получился вкусным, овощей в нем должно быть поровну. Как сделать так, чтобы овощей стало поровну? (добавить 1 помидор … убрать 1 огурец)

  • Игровое упражнение «Расставь кастрюли по высоте»

– Ребята, чтобы на кухне был порядок, нужно расставить кастрюли по высоте, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой (дети выполняют задание).

  • Игровое упражнение «Помоги выбрать нужную кастрюльку»

– Для компота мне нужна самая высокая кастрюлька. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (красную, потому что она самая высокая)

– Для котлет мне нужна самая низкая кастрюлька. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (голубую, потому что она самая низкая)

– Для супа мне нужна кастрюлька ниже оранжевой, но выше зеленой. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (желтую, потому что она ниже оранжевой, но выше зеленой)

– Для салата мне нужна кастрюлька выше голубой, но ниже желтой. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (зеленую, потому что она выше голубой, но ниже желтой)

– Для каши мне нужна кастрюлька ниже красной, но выше желтой. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (оранжевую, потому что она ниже красной, но выше желтой)

  • Игровое упражнение «Измерь крупу условной меркой»

– Кастрюльки вы выбрали правильно, вы хорошие помощники! А теперь нам нужно приготовить крупу для каши. Посмотрите, у меня целый мешок крупы. Узнали, какая это крупа? (гречневая). Целый мешок, это очень много, а как взять только нужное количество крупы? (надо измерить крупу условной меркой, например, ложкой, кружкой…). Хорошо, отмерьте, пожалуйста, 2 стакана крупы (дети выполняют).

  • Домашнее задание «Готовим с мамой»:
  • Создание альбома «Вот зачем повару нужна математика!»

Проект

«Создание условий для развития речи

у детей 5-6 лет посредством элементарных математических представлений

и дидактических игр»

2015-2016 уч.г

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития

Игра - это огромное светлое окно,

Через которое в духовный мир ребёнка,

Выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие .

Математика обладает уникальным развивающим эффектом . Ее изучение способствует развитию памяти , речи , воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков , а в приобщении детей к материалу , дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Обучение математике немыслимо без использования игр (математических, дидактических, физкультминуток). Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Математическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии речи детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, но также у детей развивается речь, память мышление.

Цель:

Создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста, посредством элементарных математических представлений и дидактических игр.

Задачи:

  • Составить подборку игр по ФЭМП, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • Использовать разработанный материал на НОД по математике с детьми 5-6 лет.
  • Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать.
  • Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Ожидаемый результат:

Сформированный у воспитанников группы интерес к математическим играм; стремление играть в них, и на основе этого: формирование элементарных математических представлений;

Активизация познавательного интереса дошкольников;

Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

Умение решать логические задачки.

Срок реализации проекта: проект долгосрочный (2017 -2018 учебный год)

Проект разработан в соответствии с задачами программы «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители (законные представители).

Роль родителей в реализации проекта

  • изготовление настольных, дидактических игр.
  • Занятия с детьми дома.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Месяц

Направление работы

СЕНТЯБРЬ

Подбор литературы по теме проекта.

Анкетирование.

Работа с документацией.

Планирование работы с детьми.

ОКТЯБРЬ

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей. Работа над предметно-развивающей математической средой группы

Игровые задания: «Путешествие по сказочному лесу» («Воспитатель в ДОУ» №6 2009 г.стр.52)

НОЯБРЬ

Составление картотеки «Игры по ФЭМП»

Занимательные истории про числа и цифры.

Беседы с воспитателями.

ДЕКАБРЬ

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

ЯНВАРЬ

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Игры Воскобовича»)

ФЕВРАЛЬ

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на НОД и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

МАРТ

Проведение открытой НОД для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр.

Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

АПРЕЛЬ

Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

МАЙ

Анализ проведенной работы.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год

Сотрудничество с родителями:

Беседа для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Открытая НОД для родителей «В гостях у математики»

Оформление папки-передвижки: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Индивидуальные беседы.

Литература по теме:

1. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

2. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина

3. З.А. Михайлова. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

5.Н.В.Степанова. «Дидактические игры по математике»

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Назови и сосчитай»

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

«Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«На птицефабрике»

Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

Содержание . В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Посчитай птичек»

Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

2.Случится в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше

Присядь попробуй на пенек

Не торопись… Послушай…

3.Вот уж вечер.

Роса.

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве…

4.Плакали ночью желтые клены:

Вспомнили клены,

Как были зелены…

«Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

В заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

«Прогулка в сад»

Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

«Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

«Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал. Мяч.

«День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».

«Угадай»

Цель: закрепить навыки счета в пределах (…).

«Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

«Про вчерашний день»

Цель: показать детям, как необходимо беречь время.

Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так - береги время, упустишь - не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:

Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал. …

Так-так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.

Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:

Тик-так, тик-так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.

Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.

Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.

А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.

И попробую, - ответил Сережа.

Только он это сказал, как что-то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит - подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как закричит:

Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?

Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?

Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.

Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.

«Вот чудеса„ - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит - мама идет.

Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.

Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.

Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.

И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.

Вот наш вчерашний день, - говорит мама.

Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.

«Машины»

Цель: закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается.

«Путешествие в оранжерею»

Цель: познакомить детей с образованием числа (2-10), упражнять в счете в пределах (3-10).

« Чиним одеяло»

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры . «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Сосчитай и назови»

Цель: упражнять в счете на слух.

Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»

«Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

«Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

«Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

«Кого больше»

Цель: учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т. д.

Содержание. «Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, - рассказывает В., - в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте, больше было мальчиков девочек, если девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков – маленьких» - педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6 маленьких кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что девочек и мальчиков было поровну?» Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним. «Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем».

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Содержание. В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

«Услышь и посчитай»

Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать игрушки.

Материал: подносы с мелкими игрушками.

Содержание. В. обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки и отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание будет потруднее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.

«Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины.

Вариант № 2.

«Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Демонстрационный материал : полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал : у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ».

Аналогично: с кругом.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 18 города Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянский район

Проект разработан:

Старшим воспитателем Халардиной

Мариной Владимировной

г. Славянск - на - Кубани

Введение:

Место проведения исследования : территория муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеобразовательного вида № 18 города Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянского района

Сроки выполнения проекта : май 2015года

Цель проекта : создание условий для развития умственных, математических способностей, заинтересовывать их предметом математики, с помощью дидактических игр.

Участники проекта : дети, педагог, музыкальный руководитель.

Данный проект по виду является игровым;

по составу участников - фронтальным.

по характеру контактов - внутри группы.

Задачи :

Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

Формирование представлений о числе и количестве:

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

Устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Развитие ориентировки во времени:

Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Ожидаемый результат.

Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

Учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

Учить успешно решать логические задачи;

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

Развивать быстроту мышления;

Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Проект предназначен для детей старшей группы 5-6 лет

Актуальность.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Дидактическая игра является универсальным педагогическим явлением, которое даёт воспитателю возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ребёнок познаёт мир математики с самого раннего возраста, путём экспериментирования с различными предметами. Задача педагогов - поддерживать инициативу малыша. Дидактическая игра увлекает ребёнка и создаёт приподнятое настроение и он не замечает, что играя, решает определённые задачи и тем самым, учится. Задача педагога - способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Однако ребята в нашей группе недостаточно хорошо умеют формировать множества, количественный и порядковый счет в пределах 10, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам, поэтому обогащению опыта детей могут послужить дидактические игры, которые и взяты за основу проекта.

1.этап:

1.Чтение стихотворения Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки»

Цель: закрепить знания детей о цифрах в пределах 10 с презентацией по ИТК

1)Цифру ноль ты раньше знал,

Это круг или овал.

2)Эта цифра единица.

Видишь как она гордится.

А ты знаешь почему?

Начинает счет всему.

3)Цифра два-лошадка - диво.

Мчит, размахивая гривой.

4)Выгнув шею- гусь и только,

Цифра три спешит за двойкой.

5)Цифра четыре всех удивляет:

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

6) Кто так может закружится,

Кто так может танцевать,

Кто так может прокатится?

Ну, конечно, цифра пять!

7)Рисуем сверху мы крючок,

И плавно вниз рисуем круг.

Так получилась цифра шесть.

Ты молодец, мой юный друг.

8)Цифра семь, мои друзья,

Словно нос у корабля.

9)Два друга, два круга

Стоят друг на друге.

Всех ребят запомнить просим,

Получилась цифра восемь.

10) Цифру девять получить несложно.

Нужно только цифру шесть

Вверх ногами повернуть осторожно.

11)Ничего нет проще

Число 10 написать.

Нужно только единице

Справа ноль пририсовать.

2.Дидактическая игра «Найди, кто лишний»

Цель: Закрепить умение сравнивать свойства предметов.

3.Дидактическая игра: «Геометрическое лото»

Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, овал, краг, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

4. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов.

5.Дидактическая игра: «Продолжи счет»

6.Дидактическая игра: «Найди свой дом»

4.Обучающие мультфильмы для детей:

Мудрые сказки тетушки Совы;

Развивалки для Мишутки;

Арифметика с тетушкой Совой;

Геометрия для малышей;

4. Чтение пословиц, сказок, загадок. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", пальчиковых игр на закрепление счёта.

5. Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.

2 этап:

1.НОД по изобразительной деятельности:

Тема: «Рисование города» с помощью геометрических фигур

Цель Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Учить изображать предметы из геометрических фигур. Развивать интерес, воображение, память, внимание, логическое мышление.

3 этап:

1. Математическое развлечение: « Путешествие на планету Точных наук»

Цель: Закрепление математических представлений дошкольников.

Образовательные:

Закреплять умение собирать из частей целое изображение.

Закреплять знание геометрических фигур, их основные признаки, сходства и отличия. Совершенствовать навыки количественного счета, определения состава числа из двух меньших чисел, решения простых арифметических задач, умение соотносить количество предметов с числом, соотносить заданное число с цифрой.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление, конструктивные способности, умение анализировать и синтезировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде, организованность, самоконтроль.

Оборудование:

Детали трех «космических кораблей»;

. «билеты» на космический корабль с наклеенными геометрическими фигурами;

Цифры на тесьме от 1 до 10;

Наборы цифр на карточках;

Три набора игрушек от 1 до 10-ти;

Три стола для игр;

Числовой кубик;

Карточка крупного формата с изображением домика

Ларец - сундучок, цепи из бумаги, замок из картона, ключи к замку из картона.

Ход развлечения:

Ведущая: Сегодня Королева Математики пригласила нас на свою удивительную планету Точных Наук. Она устраивает праздник. И попасть туда могут только Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач. А вы не боитесь? Тогда в путь.

Задание 1. «Сбор космических кораблей»(собери из частей целое).

Педагог выставляет три конверта - частями космических кораблей.

Ведущая: На эту планету мы можем попасть только на космических кораблях, которые вы должны построить сами. Детали будущих кораблей лежат у вас в конвертах.

Набираем три команды по 6 человек.

По моему сигналу каждый из вас возьмет 1 деталь будущего корабля и выйдет к коврографу, на котором вся команда и соберет свой корабль.

Ведущий дает сигнал. Команда детей выходит и собирает из отдельных частей свой корабль. (В том случае, если детали корабля собраны неверно, ведущий предлагает выйти к одного "конструктора" из команды для устранения неполадок).

Ведущая: Все корабли собраны. Экипажи готовы?

Задание 2. «Узнай и назови геометрическую фигуру - изображение на билете».

Педагог раздаёт билеты с наклеенными фигурками детям треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, овалы;

Билеты нужно нам раздать,

а вам - фигуры в них узнать.

Дети называют геометрические фигуры, изображенные на билетах.

Отправляемся в полет.

Начинаем мы отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,-лети.

Но что-то корабль лететь не желает.

Выстроим цифры мы все по порядку.

О цифрах стихи прочитаем ребятки.

Дети берут цифры

Задание 3. Игра «Живые цифры»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, упражнять в нахождении последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на единицу.

Оборудование: карточки с цифрами

Ход игры.

Каждый ребенок берет себе эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число от 1 до 10.

Варианты заданий:

● педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем порядке;

● педагог предлагает детям - цифрам разместиться в убывающем порядке;

Ведущая: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- пуск.

Музыкальный руководитель включает музыкальное сопровождение полета.

Ведущий: Чтобы было в полете нам не скучно, исполнят нам дети математические частушки.

Музыкальный руководитель аккомпонирует.

Задание 4. «Математические частушки»

1. Ноль на месте, на пустом, ставят, как известно,

Только он при всем при том не пустое место.

2. Вид ее -как запятая, хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев, а лентяи ее нет.

А учится он не хочет, кувыркается, хохочет.

4. Там в углу лежат игрушки, ожидают в тишине…

Пять игрушек в день рожденья, подарили гости мне.

Королева Математики рада принять нас на своей планете. Хотела Королева бы узнать. Умеете ли, дети, вы считать?

Выходят трое чтецов.

Цель: Закрепить умение детей выразительному и осмысленному чтению стихов.

Задание 5. Соотнесение количества предметов с цифрой

Цель: учить детей отбирать количество предметов по заданному числу.

Ведущая: Посмотрите, на планете Точных наук есть числовой кубик.

Вы бросаете кубик и должны собрать столько игрушек, какое число выпадет на кубике.

Ведущая: Мы подлетели к самой большой горячей звезде под названием «Солнце». Задание: сосчитать и цифрами показать сколько самых горячих лучей у звезды.

Ребята, на Планете Точных наук есть замечательная страна Геометрия. Мы с вами попали в гости к двум братьям Треугольнику с Квадратом.

Педагог помогает детям надеть маски треугольника и квадрата.

Задание 6. Инсценирование стихотворения «Треугольник и квадрат» Евгения Паина.

Цель: Учить детей выразительно рассказывать стихотворение, закреплять знания о геометрических фигурах.

Задание 7 . Вычленение частей из целого. Счет геометрических фигур.

Цель: Закреплять знания детей о треугольниках, учить внимательно считать, логически мыслить.

Задание: Посчитай сколько каких фигур в каждом домике.

Задание 8. Ребята, на планете Точных наук, в стране Первого Десятка, в городе Чисел построен новый дом. А как расселить в новом доме жильцов? Справимся мы с этой задачей?

Ребята, да вы Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач.

Педагог выносит ларец. Раскладывает перед ним ключи.

Задание 9 . Подбор ключей к замкам.

Цель:Зрительное восприятие и соотнесение контура предмета по форме.

Посмотрите, что это за волшебный ларец?

Ой, сколько здесь замков! Как же их открыть?

А вот и ключи. Давайте подберем к каждому замку свой ключ.

Дети выполняют задание. Открывают ларец.

Педагог достаёт из ларца и раздаёт детям подарки.

Ведущая достаёт из ларца и читает письмо.

Это письмо от Царицы Математики.

Ребята! Сегодня вы проявили свои знания, смекалку и сообразительность.

Настоящие короли и королевы математики - это вы. А ваша дошкольная страна может превратиться в любую страну: страну Точных Наук, страну Театра, страну Творчества и Фантазии, страну Добрых Сердец. Пусть ваши желание, интерес и любознательность станет настоящим кораблем, несущим вас по волнам знаний. В Добрый Путь!

2. Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Умеет составлять множества и устанавливать отношения

Умеют сравнивать два предмета по величине

Знание геометрических фигур

Умение определять пространственные направления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, в середине

Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту

Стремиться к самостоятель -ному разрешению постав- ленной проблемы

Начало проекта 20 чел

Конец проекта 20 чел

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что дидактические игры помогают детям раскрепоститься, выдвигать свои версии в решении поставленных задач. Работа в команде развивает у детей чувство ответственности, коллективизм, быстроту мышления. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а так же мы будем привлекать родителей в работе с детьми по развитию математических представлений, изготовлению и приобретению демонстрационного, раздаточного обучающего материала.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь в игровой форме развивать у детей математические представления, логическое мышление, ответственность, взаимовыручку. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере математического воспитания путем применения игровых методов и приемов. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать в команде.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!