Где находилась ливония. Ливония - Курляндия - Латвия, Эстония или Литва? Достопримечательности Таллинна, Риги и Вильнюса

Ливо́ния (Лифля́ндия; Инфля́нты; лат. Livonia , нем. Livland , лив. Līvõmō , эст. Liivimaa , латыш. Livonija - «Земля ливов ») - историческая область (со 2-й четверти XIII века по Ливонская Конфедерация) на территории современных Латвийской и Эстонской республик . Названа германскими рыцарями -крестоносцами по имени одного из проживавших в то время на этой территории лифляндско-курляндских племён - ливов .

В русском языке долгое время преобладало название «Лифляндия» , которое является искажённой передачей нем. Livland . Искажением от немецкого слова является польское название «Инфлянты» , распространённое на территории Речи Посполитой . Лифляндией область называлась и во времена её вхождения в состав Российской империи .

Определение термина

Земли Ливонии разделили на 4 части: Швеция получила Гаррию , Таллин и половину Вирландии (так называемая Шведская Эстония). Дания (Магнус) - остров Эзель (ныне Сааремаа) и Пильтен . Кетлеру достались Курляндия и Семигалия . Оставшаяся часть земель Ливонского ордена (юго-запад современной Эстонии и северо-восток современной Латвии) отошла Великому княжеству Литовскому . В 1566 году на этой территории было образовано Задвинское герцогство . До 1569 года герцогство было провинцией Великого княжества Литовского, после Люблинской унии оно стало кондоминиумом Польши и Литвы. Ливонские владения Речи Посполитой обыкновенно назывались польскими Инфлянтами .

Вхождение в состав Российской империи

После революции южная часть Лифляндской губернии была объединена с Латвией, а северная часть - с Эстонией. Население - латыши, эстонцы, ливы.

Напишите отзыв о статье "Ливония"

Ссылки

  • Форстен Г. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Инфлянты // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Ливония

«Я начинаю аb ovo. Враг рода человеческого, вам известный, аттакует пруссаков. Пруссаки – наши верные союзники, которые нас обманули только три раза в три года. Мы заступаемся за них. Но оказывается, что враг рода человеческого не обращает никакого внимания на наши прелестные речи, и с своей неучтивой и дикой манерой бросается на пруссаков, не давая им времени кончить их начатый парад, вдребезги разбивает их и поселяется в потсдамском дворце.
«Я очень желаю, пишет прусской король Бонапарту, чтобы ваше величество были приняты в моем дворце самым приятнейшим для вас образом, и я с особенной заботливостью сделал для того все нужные распоряжения на сколько позволили обстоятельства. Весьма желаю, чтоб я достигнул цели». Прусские генералы щеголяют учтивостью перед французами и сдаются по первому требованию. Начальник гарнизона Глогау, с десятью тысячами, спрашивает у прусского короля, что ему делать, если ему придется сдаваться. Всё это положительно верно. Словом, мы думали внушить им страх только положением наших военных сил, но кончается тем, что мы вовлечены в войну, на нашей же границе и, главное, за прусского короля и заодно с ним. Всего у нас в избытке, недостает только маленькой штучки, а именно – главнокомандующего. Так как оказалось, что успехи Аустерлица могли бы быть положительнее, если б главнокомандующий был бы не так молод, то делается обзор осьмидесятилетних генералов, и между Прозоровским и Каменским выбирают последнего. Генерал приезжает к нам в кибитке по Суворовски, и его принимают с радостными и торжественными восклицаниями.
4 го приезжает первый курьер из Петербурга. Приносят чемоданы в кабинет фельдмаршала, который любит всё делать сам. Меня зовут, чтобы помочь разобрать письма и взять те, которые назначены нам. Фельдмаршал, предоставляя нам это занятие, ждет конвертов, адресованных ему. Мы ищем – но их не оказывается. Фельдмаршал начинает волноваться, сам принимается за работу и находит письма от государя к графу Т., князю В. и другим. Он приходит в сильнейший гнев, выходит из себя, берет письма, распечатывает их и читает письма Императора, адресованные другим… Затем пишет знаменитый суточный приказ генералу Бенигсену.
Фельдмаршал сердится на государя, и наказывает всех нас: неправда ли это логично!
Вот первое действие. При следующих интерес и забавность возрастают, само собой разумеется. После отъезда фельдмаршала оказывается, что мы в виду неприятеля, и необходимо дать сражение. Буксгевден, главнокомандующий по старшинству, но генерал Бенигсен совсем не того же мнения, тем более, что он с своим корпусом находится в виду неприятеля, и хочет воспользоваться случаем дать сражение самостоятельно. Он его и дает.
Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное, которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]
Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
– Он вспотел, – сказал князь Андрей.
– Я шла к тебе, чтобы сказать это.
Ребенок во сне чуть пошевелился, улыбнулся и потерся лбом о подушку.
Князь Андрей посмотрел на сестру. Лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели более обыкновенного от счастливых слёз, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, еще постояли в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света. Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошел от кроватки. – Да. это одно что осталось мне теперь, – сказал он со вздохом.

Вскоре после своего приема в братство масонов, Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян.
Приехав в Киев, Пьер вызвал в главную контору всех управляющих, и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы. Некоторые управляющие (тут были и полуграмотные экономы) слушали испуганно, предполагая смысл речи в том, что молодой граф недоволен их управлением и утайкой денег; другие, после первого страха, находили забавным шепелявенье Пьера и новые, неслыханные ими слова; третьи находили просто удовольствие послушать, как говорит барин; четвертые, самые умные, в том числе и главноуправляющий, поняли из этой речи то, каким образом надо обходиться с барином для достижения своих целей.
Главноуправляющий выразил большое сочувствие намерениям Пьера; но заметил, что кроме этих преобразований необходимо было вообще заняться делами, которые были в дурном состоянии.
Несмотря на огромное богатство графа Безухого, с тех пор, как Пьер получил его и получал, как говорили, 500 тысяч годового дохода, он чувствовал себя гораздо менее богатым, чем когда он получал свои 10 ть тысяч от покойного графа. В общих чертах он смутно чувствовал следующий бюджет. В Совет платилось около 80 ти тысяч по всем имениям; около 30 ти тысяч стоило содержание подмосковной, московского дома и княжон; около 15 ти тысяч выходило на пенсии, столько же на богоугодные заведения; графине на прожитье посылалось 150 тысяч; процентов платилось за долги около 70 ти тысяч; постройка начатой церкви стоила эти два года около 10 ти тысяч; остальное около 100 та тысяч расходилось – он сам не знал как, и почти каждый год он принужден был занимать. Кроме того каждый год главноуправляющий писал то о пожарах, то о неурожаях, то о необходимости перестроек фабрик и заводов. И так, первое дело, представившееся Пьеру, было то, к которому он менее всего имел способности и склонности – занятие делами.

Ливония (или Лифляндия) - примерная территория Латвии и Эстонии (северная и центральная первой и южная - второй). Названа в честь одного из племен — ливов, живших земли на северном берегу Даугавы, прибрежных землях Рижского залива. В разное время части территории Лифляндии принадлежали Польше, Швеции, Дании, Тевтонскому и Ливонскому рыцарским орденам. С 1721 года Лифляндия - часть России в качестве губернии. Города Рига, Дерпт (Юрьев)

Единственный детективный роман Жюля Верна называется «Драма в Лифляндии»

Первую карту Ливонии составил и опубликовал в 1589 году польский дворянин Мацей Струбич, получивший от короля Речи Посполитой в дар имение в Ливонии. На карте изображено Чудское озеро, его исток в Финский залив. реки Нарвы, Рижский залив с крупными островами Моондзундского архипелага Хиума и Сарема

Открытие Ливонии

«Герцог Генрих Лев из рода Вельфов в 1158 году основал город, который получил название Любек (совр. Любек, Германия). Этот город вступил в оживлённые торговые сношения с востоком. Из Любека и выехали моряки, открывшие Лифляндию. Узнав о существовавших уже сношениях между Эзелем (совр. Сааремаа, Эстония) и Готландом, они прибыли к устью Двины, проехали вверх по течению этой реки, которая уже давно служила как путь сообщения, и вступили с местными жителями в непосредственные торговые сношения. Открытие случилось после 1158 года, т.е. после основания Любека, и предполагать, что оно имело место немного после 1163 года» (Л.А. Арбузов. Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. Изд. 1899 года)

Ливония

Карта Ливонии из атласа Абрахама Ортелия, XVI век
Другие названия Terra Mariana, Лифляндия, Инфлянты
Географический регион Северная Прибалтика
Локализация Территории современных и
Население Курши, ливы, эсты
Включает Видземе, Вирумаа, Земгале, Курземе, Ляэнемаа, Рявала, Сакала, Уганди, Харью,
Государства на территории
Полоцкое княжество 1180-1212
Рижское архиепископство 1201-1561
Датская Эстляндия 1219-1346
Государство Тевтонского ордена 1224-1525
Дерптское епископство 1224-1558
Эзель-Викское епископство 1228-1560
Курляндское епископство 1234-1559
Ливонский орден 1237-1562
Ливонское королевство 1570-1578
Вольный город Рига 1561-1582
Задвинское герцогство 1561-1621
Шведская Эстляндия 1561-1721
Курляндия и Семигалия 1562-1795
Речь Посполитая 1620-1772
Шведская Ливония 1629-1721
Российская империя 1721-1918
Ливония на Викискладе

Ливо́ния (Лифля́ндия; Инфля́нты; лат. Livonia , нем. Livland , лив. Līvõmō , эст. Liivimaa , латыш. Livonija - «Земля ливов») - историческая область (со 2-й четверти XIII века по 1561 Ливонская Конфедерация) на территории современных и . Названа рыцарями-крестоносцами по имени одного из проживавших в то время на этой территории финно-угорских племён - ливов.

В русском языке долгое время преобладало название «Лифляндия» , которое является искажённой передачей нем. Livland . Искажением от немецкого слова является польское название «Инфлянты» , распространённое на территории Речи Посполитой. Лифляндией область называлась и во времена её вхождения в состав Российской империи.

Определение термина

На рубеже XII-XIII веков под Ливонией подразумевается исключительно область расселения ливов: земли по северной стороне Даугавы, прибрежные территории Рижского залива, на юге - земли куршей (Курляндия); со 2-й четверти XIII века по 1561 имеется в виду уже вся территория современных и , завоёванная немецкими рыцарями-крестоносцами.

История региона

X-XIII века

В X веке часть населения, жившего на территории Ливонии, платила дань великому князю Руси Владимиру Святославичу. В 1030 великий князь Ярослав Владимирович Мудрый, покорив часть местных чудских племён, построил в их земле опорный пункт для дальнейшей экспансии - крепость (по своему христианскому имени), которую немцы позже переименовали в Дерпт (современный ). В период феодальной раздробленности на Руси и возникновения уделов ливонские земли по Западной Двине были в зависимости от Полоцкого княжества.

Ссылки

  • Форстен Г. Ливония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Инфлянты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Инфлянты // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • «Атлас Ливонии, или как правительства, так и герцогств Ливонии и Эстонии, а в провинции Эзель» от Всемирной цифровой библиотеки

Примечания

  1. Вебер Д. И. Культ и иконография Девы Марии в Ливонии. К вопросу о генезисе // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 367-373. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-36

Ливония

Под Ливонией в средние века разумелись все три области, лежащие по восточному побережью Балтийского моря, т. е. нынешние Лифляндия, Эстляндия и Курляндия.

Ливония была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финского племени), леттгалой и латышами (литовск. племени). Она распадалась на следующие области: Унганния (с Дерптом), Саккала (с Феллином), Метсеполе, Идумея, Тореида, Антина, Трикатия и Толова. До XIII ст. нельзя говорить о какой-либо общей политич. организации Л. Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые, вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородной жертвой. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались и его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты и пр.

История Ливонии может быть разделена на три крупных периода. Первый - со времени утверждения здесь немцев до 1562 г., когда основанная немцами орденская организация Л. пала; в этот период все 3 провинции составляли одно политическое целое. 2-й период - до 1710 г., когда Лифляндия находилась под властью сначала Польши (1562-1625), а затем Швеции (1625-1710), Эстляндия - под властью одной Швеции, Курляндия - под властью Польши. 3-ий период - с начала XVIII ст. до настоящего времени: эпоха русского владычества, в Курляндии юридически установленного в 1795 г. Первое появление немцев в Л. относится к началу второй половины XII в. Это были не бременцы, как прежде думали, а вестфальцы и любчане, которые уже раньше имели свои торговые склады на Готланде, в Висби. Из Готланда купцы проникали в скандинавские государства и на дальний Восток.

Сношения немцев с туземцами имели сначала характер исключительно торговый; первые наскоро сколачивали свои лавочки и выставляли в них разную мелочь. Торговля была меновой. Те из немцев, которые оставались в Л., поддерживали деятельные сношения с своими соотечественниками; немецкая колонизация принимала все более и более широкие размеры. С торговлей вскоре соединилась и миссионерская деятельность Мейнгарда, в конце XII века. Он был первым епископом Ливонии (1186-1196); столицей его был Икскуль (Икескола). Новая епископия находилась в зависимости от бременского архиепископа. Распространение христианства встречало в Л. большие препятствия со стороны язычников-туземцев. Мейнгарду оказывал покровительство полоцкий князь Владимир.

В 1188 г. Мейнгард строит первую церковь и укрепляет Икскуль. Неоднократно обращался он за помощью к римскому папе; Целестин III обещал ему свое покровительство, проповедовал крестовый поход против ливонских язычников, обещал всем участникам в походе полное отпущение грехов, но из этого ничего не вышло. Более успешной была сначала деятельность второго епископа Л., Бертольда (1196-1199). В 1198 г. большое крестоносное войско высадилось у устьев Двины и успешно повело борьбу с язычниками. В следующем году счастье изменило немцам: они были разбиты, епископ пал. Немцы жестоко отомстили туземцам за его смерть. Водворение христианства выпало на долю третьего епископа Л., настоящего основателя ливонского государства, Альберта фон Буксгевден или Аппельдерн (1199-1229). Вооруженный апостол ливов, как называли Альберта, заручился помощью и дружбою датского короля Канута и вступил на ливонскую территорию, имея в одной руке меч, в другой распятие. Ему без особенного труда удалось смирить ливов. Весною 1201 г. он основал новый город - Ригу; первым жителям ее он даровал преимущества и перенес туда епископский стол.

Для утверждения и распространения христианства и немецкой культуры на востоке Балтийского моря Альберт основал здесь духовно-рыцарский орден (1202), названный орденом меченосцев. Рыцари нового ордена давали клятву безбрачия, послушания папе и епископу и обязывались всеми силами распространять христианство. Во главе ордена становился магистр, или мейстер; следующую иерархическую ступень составляли комтуры, или командоры, ведавшие военное дело, сбор десятины, светский суд, наблюдение за орденскими землями и вместе с магистром составлявшие капитул. Отношения магистра и епископа были вначале самые дружественные; в отсутствие одного другой замещал его должность. Но при ближайших преемниках Альберта между двумя властями возникает соперничество и борьба. Первым магистром ливонского ордена был Viunold von Rohrbach; сначала он жил в Риге, а затем резиденцией его стал Венден. С началом государственной организации Л. связано было и стремление Альберта точнее установить правовые отношения нового политического органа с Германской империей. В 1207 г. Альберт явился к германскому императору и от него получил всю Л. в лен. Ленниками империи и имперскими князьями сделались впоследствии и епископы дерптский, эзельский и курляндский.

Против русских Альбертом построена была крепость Кукенойс (1207), против латышей - крепость Сельбург. В 1212 г. состоялся договор с полоцким князем, в силу которого ливы и леттгалы освобождались от податей в пользу князя; между последним и епископом заключен был наступательный и оборонительный союз против эстов; установлена была и свободная торговля с русскими. Породнился Альберт с псковским князем, женив своего брата на его дочери. Очень упорна была борьба с эстами, окончившаяся в 1211 г. присоединением к орденской территории Саккалы. Вальдемар II датский утвердил, с своей стороны, датское влияние в Эстляндии и построил здесь сильную крепость Ревель, но в 1223 г. был побежден и взят в плен. В 1220 г. выступает еще новый претендент на восточное побережье Балтийского моря, Иоанн I шведский; но попытки шведов утвердиться здесь окончились полной неудачей. В 1227 г. покорен был немцами Эзель, в 1228 г. - вся Эстляндия, но в 1237 г. она вновь перешла к Дании.

Получив после долгих споров с епископом значительную часть завоеванных земель, орден стремится сбросить с себя всякую зависимость от епископа, добившегося между тем титула архиепископа, а еще раньше - самостоятельности от Бремена и непосредственного подчинения Риму. В дальнейшей истории ливонского ордена огромное значение имеет соединение его в 1237 г. с немецким или прусским орденом для распространения католичества и немецкой колонизации. Магистры ливонского ордена стоят под властью гохмейстера прусского, который и утверждает их в должности. По настоянию папы, немецкий орден поставлен в вассальные отношения к рижскому архиепископу: гохмейстеры давали ему присягу через посредство магистров ливонского ордена. Независимыми и самостоятельными князьями оставались епископы дерптский, эзельский и курляндский. Внутренние смуты все усиливались.

Орден желал присвоить себе исключительное право назначения на вакантные епископские столы; епископы призывали на помощь иноземных государей. С конца XIII ст. и города, в особенности Рига, обнаруживают стремление к самостоятельности; многие из них вошли в состав ганзейского союза. В 1317 г. Вальдемар IV продал ордену Эстляндию, что не мешало впоследствии Дании считать себя сохранившей суверенитет над этою областью. В XIV ст. в Л. возникает четвертый исторический фактор - дворянство; составившееся из вассалов ордена и епископства и заботившееся исключительно о сохранении и расширении своих привилегий; общие интересы ордена были ему чужды. Период времени с 1347 г. по 1494 г. - эпоха беспрерывных внутренних смут.

Целости орденской территории грозили сильные соседи, в особенности Польша. Борьба скандинавских государей с ганзейскими городами, к которым принадлежали и ливонские, также отражалась неблагоприятно на экономическом благосостоянии Л. С 1347 г., когда папская булла положила конец ленной зависимости ордена от епископов, орден не только de facto, но и de jure становится руководящей силой всей страны. Это вызывало оппозицию со стороны епископов, городов и дворянства. В XV ст. на ливонском ордене сказалась катастрофа прусского ордена, последовавшие за танненбергским поражением в 1410 г. Ливонский орден, помогавший прусскому, должен был теперь постоянно опасаться вторжения поляков с Юга. С Востока нередко нападали русские. Временное соединение архиепископа с орденом против Риги, в XV ст., еще более усилило внутреннюю слабость ордена. Торнский мир 1466 г. был новым ударом для прусского ордена: гохмемейстер стал вассалом Польши; под власть Польши подпали и прус. епископства, до тех пор подвластные риж. архиепископу.

Зависимость Ливонии от прусского ордена становится номинальной; он не представлял более для нее никакой опоры. Ей по необходимости приходилось искать помощи у иностранных государей. 43-му магистру ордена, Вальтеру фон-Плеттенбергу (1494-1535), удалось несколько оживить орден. Он проектировал наступательную лигу против Москвы с Швецией и Литвой; но как скоро слух о союзе его с Александром литовским и Стен Стуре дошел до Москвы, последняя заключила, в свою очередь, договор с Данией. Война с Москвой (1501-1505) не принесла ордену никакой существенной пользы. Духовенство Плеттенберг поставил в полную от себя зависимость. Учение Лютера проникло в Ливонию из Пруссии. Первые проповедники лютеранства были здесь Бугенгаген, Андреас Кнепкен, Иаков Тегетмейер. Церкви и монастыри стали подвергаться ограблению. Новое учение утвердилось сначала в Риге, затем в Ревеле и на Эзеле. Реформатором Дерпта был Мельхиор Гоффман. В Курляндии новая проповедь распространялась менее успешно. Религиозные вопросы усилили политический антагонизм между городами и рыцарством. В Пруссии реформация привела к секуляризации орденских земель; Плеттенберг был противником такой секуляризации в Л. Внутренняя организация ордена в последнее столетие его существования была следующая.

Все орденские владения были разделены на несколько областей, среди которых возвышался бург; в каждом бурге заседал конвент из 12-20 рыцарей; во главе конвента стоял командор или фохт. Конвенты сосредоточивали в своих руках финансовое и хозяйственное управление, судебную власть, полицию, военную организацию. В больших областях, где было несколько бургов, они зависели от обербурга. Предводительство на войне находилось в руках маршала ордена. Его резиденцией были Венден и Сегевольд. Орденский конвент, в состав которого входили маршал, командоры и фохты, избирал магистра, а утверждал его гохмейстер. Все члены ордена имели своих вассалов - ливонское рыцарство, обязанное нести военную службу. Для обсуждения вопросов внешней и внутренней политики созывались ландтаги.

При совещании и подаче голосов архиепископ рижский, с епископами эзельским, дерптским, ревельским и курляндским, составляли одно сословие (Stand) и сообща подавали свое мнение. Второй Stand составлял магистр со своими помощниками и рыцарями, третий - дворянство всей Л. и княжеские советники, последний - города. После Плеттенберга магистры ордена старались целым рядом уступок Москве предупредить открытый разрыв с нею. Для организации твердого правительства они были слишком слабы; не решались они и на секуляризацию орденских земель. Когда коадъютором архиеп. рижского сделался Вильгельм, маркграф бранденбургский, племянник Сигизмунда II Августа, и этим усилилось влияние Польши, на ландтаге в Вольмаре (1546) постановлено было не избирать на будущее время иностранцев без согласия представителей всех сословий. Вильгельм, сделавшись архиепископом, был противником участия Риги в шмалькальденском союзе; между ним и городом начались продолжительные междоусобия.

Этим облегчалось вмешательство соседей; московский царь предъявил требование, чтобы орден не заключал договоров с Польшей, не спросясь Москвы, чтобы он сохранял нейтралитет в случае польско-русской войны, чтобы русским разрешена была свободная торговля с немцами и восстановлены были православные храмы. Ливонцы согласились на эти требования (1554). С этих пор орден совершенно изолирован; ни Польша, ни Швеция, ни Дания не приходят к нему на помощь без прямых территориальных гарантий. В такой критический момент Вильгельм нарушает вольмарский рецесс и призывает к себе в коадъюторы Христофора Мекленбургского - опять иностранца. Магистр ордена, Гален, не одобрял усиливавшегося влияния Польши и в свои коадъюторы назначил противника Польши - Вильгельма Фюрстенберга. Заняв место магистра, Фюрстенберг не признал, однако, возможным продолжать борьбу с Польшей и заключил с нею оборонительный и наступательный союз против Москвы.

Вслед затем русские войска перешли ливонские границы. Началась известная ливонская война 1558-1582. В начале войны магистром сделался Кеттлер (см.). Северные области ордена вошли в переговоры с Швецией, приведшие к протекторату Швеции над Эстляндией. Эзель достался Дании, Лифляндия уступлена была Польше. За Кеттлером осталась одна Курляндия. Орден распался в 1561 г. Надежды на Польшу оказались тщетными: она ввела в страну иезуитов и стала попирать все исконные права и привилегии Л., в особенности после окончания войны с Россией. Вследствие притязаний Сигизмунда III на шведский престол между Польшей и Швецией началась война; неуспешная для Швеции при Карле IX, она принесла ей ряд побед при Густаве II Адольфе. В 1621 г. шведам сдалась Рига.

К концу 1625 г. вся Лифляндия признавала над собою власть шведского короля. Юридически владение ею признано было за Швецией по Альтмаркскому перемирию в 1629 г. Время шведского владычества распадается на два периода: первый, до 1680 г., ознаменован совершенной реорганизацией всей области, подъемом благосостояния и культуры; во время второго (1680-1710) Л. снова сделалась театром войны с поляками и русскими. В это же время шведское правительство и в Л. перенесло систему редукций. Величайшие заслуги в истории Л. остаются за Густавом-Адольфом. Он восстановил протестантизм, основал новые школы в Ревеле, Риге и Дерпте, между прочим дерптский университет, ввел лучшие судебные порядки, поднял торговлю, облегчил участь крестьян.

Последующие короли также немало заботились о благосостоянии своей новой провинции. Польша отказалась от всех своих притязаний на Л. по оливскому миру 1660 г. В великой северной войне Л. была потеряна для Швеции; в 1710 г. она вся уже была в руках русских. По Ништадтскому миру вся область перешла к России. Для истории Ливонии и ливонского ордена см. общие труды Richter"a, Rutenberg"a, братьев Seraphim, Schiemann"a и др., указанные в статье Курляндия. Ср. Г. Форстен, "Балтийский вопрос" (часть I).

В Таллинне, в Старом городе, есть древняя улица Vene - Русская. Но мало кто знает, что в сердце Старой Риги, недалеко от здания Сейма, имеется улица, которая когда-то тоже именовалась «Русской», хотя ныне она и зовётся по-другому. Это место называли также «Русское подворье». Но об этом чуть позже.

Часть четвёртая. Ливонские земли I
Русская улица

Не жги бересту -- это горят города,
И пепел их стен ветер несет на Восток.
Дм. Фангорн

В Таллинне, в Старом городе, есть древняя улица Vene - Русская. Но мало кто знает, что в сердце Старой Риги, недалеко от здания Сейма, имеется улица, которая когда-то тоже именовалась «Русской», хотя ныне она и зовётся по-другому. Это место называли также «Русское подворье». Но об этом чуть позже.

Не успели ушлые немцы угнездиться в устье Двины, как уже начали брать под контроль традиционные торговые пути, столетиями прокладываемые в этих местах купцами Руси. Те не могли взять в толк, по какому праву немчура творит беспредел?! Но пользовались тевтоны извечно уважаемым и почтенным правом - правом силы. Генрих Латвийский сообщает, что уже в год основания Риги, в 1201, некий русский купец спокойно плыл мимо города, но был для порядка задержан и убит вместе со своим кормчим. И в дальнейшем, несмотря на договоры и соглашения, купцам из русских земель чинились всяческие препятствия и вредности.

Тем не менее, жизнь есть жизнь, и, примерно, в 1212 г., когда после заключённого договора между Ригой и Псковом было достигнуто соглашение, «чтобы дорога по Двине для купцов всегда была открытой», в Риге появляется «Русское подворье», которое в книгах городского совета называют также «Русской деревней» (das rusische Dorp). Это было поселение купцов, прибывавших с верховьев Даугавы. Образовался целый квартал, где жили исключительно русские. Одни были купцами, другие занимались ремёслами. На территории Русской деревни находились жилые дома, склады, больница, приют и, даже, кладбище. Имелась и православная церковь Св. Николая Чудотворца (впервые упомянута в 1297 году). Церковь была каменная, с черепичной крышей и колокольней. Увы, но под влиянием немецких торговцев Рижский рат закрыл её в 1549 году. В 1582 г. все постройки церкви польский король Стефан Баторий щедрой рукой пожаловал Риге, лишний раз подтвердив старую истину, что чужое дарить не жалко. В дальнейшем храм был разорён шведами. В университетском музее г. Упсала и поныне можно видеть две иконы, украденные из рижской церкви Св. Николая. Подворье было окончательно ликвидировано во время Ливонской войны. Со временем строения разрушились (за исключением дома на ул. Алдару, 11). Именно Алдару вплоть до конца XVI века называлась «Русской улицей», но потом её переименовали. Границы Русского подворья можно выделить примерно в районе от здания Сейма, до Шведских ворот и от ул. Трокшню, до ул. М. Трокшню. Впрочем, некоторые исследователи расширяют территорию подворья вплоть до Пороховой башни и ул. Смилшу.

В городских архивах, относящихся к XIV веку, персонально отмечено 88 русских купцов. Семь из них были рижскими домовладельцами (бюргерами). Вот их имена: Афрем, Семён, Тимофей, Пётр, Дмитрий, Аким Скорняк и Демас Банщик. Известно, что предприимчивые русичи вели довольно оборотистую торговлю. Например, некий Тимошка около 1327 года торговал в самом Любеке. С 1330 года пятеро русских купцов имели постоянные торговые места на Ратушной площади у самого Дома Черноголовых.

Надо отметить, что выходцы из русских земель жили не только в «Русской деревне». Им принадлежали дома по всей Риге - как в черте города, так и в предместье. Кроме строений, они имели ещё и сады за городской стеной, и луга в Задвинье, и участки у озера Егель (Юглас). Торговые поселения древнерусских княжеств существовали и в других городах Ливонии, например, в Ревеле, Вендене, Дерпте.

В XIII--XIV веках русские купцы могли свободно торговать своим товаром и в Риге и за её пределами, без проблем закупая все необходимое. Имели они право на территории Риги «торговать гость с гостем», то есть любой русский купец с любым русским, немцем, латышом, ливом, эстом. Могли свободно пользоваться услугами любого весовщика и толмача. Но в XV веке в связи с распространением влияния Ганзейского союза положение резко меняется. Торговля теперь велась только при участии ганзейских посредников. Русский язык был объявлен монополией Ганзы. Учебные книги русского языка с записями отдельных слов и предложений содержались в строжайшей тайне. Ценили, однако, в те времена в Риге русский язык!
Вот лишь некоторые занятные фразы из того старинного учебника:
-- Лён перегнил, по половинам сгнил; лён костлив, нечист, стрепей в нем много.
-- Сало не чисто, изварин в нем много.
-- Среди белок много подпаленных, белки не гораздо росли, облиняли.
-- Почему ты меня хочешь воочию обманывать? Товар нечист, да зачем ты мне его продаешь?
-- Твой товар с зароком, проволокой, залежался,
-- В той сельди рассолу нет, эта сельдь сгнила.
-- Твое сукно хорь сьел, сукно проволоклось, изгрязнилась, смялась, цвет скинуло.
-- Твой товар хитрёный.
-- Мсти тебе Бог, что ты меня обманил, видит Бог и кривду, и правду.
Не надо только думать, что все торговцы с Руси были жуликами. Эти примеры заучивались «на всякий случай» и вовсе не обязательно, что ими часто пользовались. Скорее были востребованы короткие заготовки, на предмет познакомиться с красной девицей. Ну, а для споров с торговым партнёром, иностранные купцы изучали фразы, позволявшие предъявлять разумные претензии. К сожалению, их по цензурным соображениям, мы здесь привести не можем…
Как видим, еще в средние века рижане учили русский, предоставляли гражданство мигрантам с востока, торговали с Россией. И город, заметим, процветал!

Восточные рубежи

Всё что ни случалось с нами плохого,
всё это происходило из-за германцев!
Иван IV Грозный

К исходу XIII века Ливонские земли продолжали оставаться полем не прекращающихся боевых действий. Большие и малые войны с переменным успехом постоянно велись тут не одну сотню лет. В 1242 году Ливонский орден после поражения от Александра Невского на льду Чудского озера отказался от прав на «Лотыголу» (Восточную Латвию). Позднее рыцарям удалось завладеть Полоцком и даже Псковом. В те годы Русь истекала кровью в борьбе с Золотой Ордой, и русским князьям было тогда не до политического влияния в Прибалтике. Речь шла о самом существовании русского народа и православной веры.

Искушённые в интригах тевтоны навязывали Пскову союз против Новгорода, в другой раз уже новгородцы шли совместно с рыцарями против псковичей и литовцев. Не раз датчане и шведы вторгались на земли эстов, подчинённых в то время Ливонскому ордену. Конца-края не было пограничным конфликтам. Немалое число пленных, уводимых ливонцами из русских земель, селилось в Латгале и Видземе. Кого-то из них позднее выкупали богатые родственниками, а кто-то оставался здесь жить навсегда, и для них земля Балтии становилась родной. Любопытная память о тех страшных временах сохранилась в окрестностях города Бауски. В 1445 году Ливонские рыцари совершили очередной набег в Новгородские земли. Ту область называли Водской пятиной. Жил там народ финского племени вотланды, или водь. Главной целью набега были пленники, поскольку начиналось строительство Бауского замка, и требовалась рабочая сила. Захваченные новгородцы, потеряв каждого третьего по пути, были приведены к месту в количестве около четырёх тысяч человек. Руками водских и русских рабов возводились могучие стены. Спустя годы, те, кто выжил, были поселены в этих местах. Их потомков прозвали криевини (по-латышски русские - krievi). Одним из потомков криевиней был поэт Райнис...

После того, как Новгород и Псков стали частью Московского великого княжества, ситуация изменилась. Теперь ордену противостояла сила, несравненно более могучая, нежели ранее. Если до поры, в соответствии с принципом «Натиск на восток» («Drang nah Osten») рыцари последовательно стремились расширить свои владения за счёт древнерусских земель, то теперь решался вопрос о самом существовании Ливонского ордена. Да и с юго-запада напирала крепнущая Литва. Над орденским государством сгущались тучи!

Начиная с XVI века Русское государство последовательно воссоединяет земли, утраченные во время княжеских усобиц, раздробленности и монгольского владычества. Москва претендует на роль защитника интересов русских в северной части Прибалтики. В 1492 г. у границы Ливонии, напротив города Нарвы, Иван III выстроил мощную крепость Иван-город. Московский государь начал борьбу за упразднение немецких торговых привилегий, за ликвидацию посреднической роли ганзейских и прибалтийских городов. Ивангород стал успешно конкурировать с Нарвой в торговле с Западом. Ливонский «транзитный мост» немедленно взвыл на всю Европу от подобного нарушения своих посреднических прав! Времена ратных подвигов когда-то сурового и опасного для неприятеля ордена давно сменились коммерческой деятельностью. Рыцари стали перебегать в протестантство, удобства частной жизни и торговый интерес вытесняли монашеское подвижничество. Мудрый магистр Вальтер Плеттенберг, проявляя невероятную политическую изворотливость, умудрился продлить существование Ливонского ордена ещё на несколько десятков лет. Но дни его были сочтены. В марте 1503 года в Москве было заключено перемирие сроком на шесть лет. В последующем, мирные договоры неоднократно продлевались. Ливонцы были вынуждены принять ряд требований русских. В частности, Дерптский (Тартуский) епископ обязался платить дань в пользу Русского государства за его исконную территорию, захваченную тевтонами в XIII веке!

Ливония ходила по краю пропасти, но упорно нарывалась на неприятности. Например, Ливонский орден становился своеобразной преградой, буфером, между «просвещённым Западом» и «варварами-московитами». Отмечено немало фактов, когда ливонцы всячески препятствовали проезду в российские земли нанятых в Европе мастеров. Порой доходило до заточения в темницу и даже убийства тех, на кого не действовали запугивания. Не лучшим было и отношение к русским купцам. Накаляла и без того непростые отношения с Москвой и Реформация. Распространение лютеранской веры сопровождалось активной борьбой со «старым» христианством. Протестантские отморозки врывались в католические и православные храмы, разрушали алтари и статуи, выбрасывали из церквей иконы, изгоняли монахов из монастырей. Обычно духовное рвение сопровождалось желанием перераспределить материальные блага, что ещё более осложняло положение православных купцов.

В 1554 году истекло 50-летнее перемирие, заключённое с Ливонией ещё великим князем Иваном III. Для его продления в Москву прибыли послы от магистра ордена. Царь Иван Грозный поручил вести переговоры окольничему А.Ф.Адашеву и дьяку И.М.Висковатому. Адашев напомнил, что немцы пришли из-за моря и взяли силой русскую волость (Юрьевскую), которую великие князья уступили им под условием дани. Но эту дань немцы давно уже не платили! И вообще, «государь на всю землю Ливонскую гнев свой положил», поскольку купцов русских «немцы обижают», и русские кварталы в городах немцы присвоили, а церкви разграбили. Ливонские послы вынуждены были признать все претензии, и переговоры окончились согласием продолжить перемирие ещё на 15 лет. В Ливонии, однако, весть о таком договоре произвела смятение! Русского посла Терпигорева, прибывшего за подтверждением, решено было обвести вокруг пальца. Канцлер Гольцшир предложил привесить свои печати к договорной грамоте, но в действительности денег не платить, а представить это дело на решение императора германского, как своего верховного ленного государя. «Московский царь ведь мужик (ein Baur); он не поймёт, что мы передаём дело в имперский суд, который всё это постановление отменит», -- пояснил лукавый канцлер. Мысль показалась удачною. Но, как известно, на каждую хитрую дырку всегда найдётся болт с винтом. Ушлые немцы довесили к договорной грамоте новые печати и тут же в присутствии русского посла начали писать протест на имя императора. Глядя на их ухмыляющиеся физиономии, Терпигорев почуял неладное. «Что это один говорит, а другие записывают?» -- поинтересовался он. Когда ему объяснили, посол резонно заметил: «А какое дело моему государю до императора? Не станете ему дани платить, так он сам её возьмёт». Придя домой, Терпигорев приказал своему подьячему завернуть грамоту в шёлковый платок и уложить в особый ящик, заметив при этом шутя: «Смотри, береги этого телёнка, чтобы он вырос велик и разжирел».

Ливонская война

Небо лежит
На остриях копий
Уходящих во тьму.
Велеслав

Считая себя самыми умными, ливонцы тянули время. Обусловленный договором срок для уплаты «юрьевской дани» истекал. В 1557 году в Москву прибыли ливонские послы, но не с деньгами, а с просьбой о сложении дани. Через служилых людей им было передано, что государь «…сам будет искать на магистре и на всей Ливонской земле за её неисправление». Абзац подкрался незаметно...

В январе 1558 года московские войска вторглись в Ливонию. Началась война, продолжавшаяся четверть века. Нам нет нужды подробно пересказывать все перипетии этой затянувшейся трагедии, остановимся лишь на ключевых её моментах. Изначально русские воеводы не рассчитывали на ведение серьёзных боевых действий. Разделившись на несколько отрядов, московиты прошлись по ливонским землям, как бы намекая на то, что договоры надо соблюдать. По возвращении армии в Псков воеводы послали магистру ордена грамотку, где объясняли всем непонятливым, что после уплаты договорных сумм мир вновь возобновится. Ливонские послы, осознав всю серьёзность положения, метнулись в Москву улаживать возникшие проблемы. Но, увы, всегда обнаружится тот, кто испортит всю малину.

Во время православного Великого поста в нарвском гарнизоне нашлись идиоты, которые начали обстреливать стоящую напротив Нарвы русскую крепость Ивангород. Мы конечно уже не узнаем, какие побудительные причины заставили этих деятелей так поступить. Может, чрезмерная доза алкоголя, может - просто дурь. Так, или иначе, русские пришли в ярость и ломанулись через реку на штурм наглого супостата. Неожиданно для себя они взяли Нарву! Развивая этот успех, царские воеводы заняли ещё целый ряд замков на северо-востоке Ливонии. Вот тут то Иван IV и призадумался, а стоит ли сохранять мир на прежних условиях? Успешная война была продолжена.

Надо отметить, что готовясь к продолжению этой войны, царь в то время строго наказывал своим не трогать «ненемцев», т.е. эстонцев и латышей. Ссылаясь на старые летописи, он считал эти земли своими древними вотчинами. Герцог Магнус указывал в одном из писем, что крестьяне из восточной Ливонии, занятой армией московитов, весьма охотно присягали русскому царю и даже оказывали помощь его войскам. В 1560 году в сражении у местечка Эргеме ливонские «воинские люди» были наголову разбиты. Фактически государство Ливонского ордена перестало существовать.

На волне этих впечатляющих успехов Иван Грозный мог добиться многого. Но личные качества и ужасные сумасбродства московского владыки в конце концов привели страну к военной катастрофе. Наступала пора опричнины - чудовищной внутренней политики, направленной на укрепление самодержавного правления. Прежде всего, царский гнев коснулся его ближайших соратников, многие из которых не одобряли варварского способа ведения войны в Ливонии, её разорения и опустошения, в котором самое деятельное участие принимали служилые татарские орды. К ним, как ни странно, царь испытывал какое-то особое сочувствие, в то время как азиатская жестокость ордынцев воспринималась в Европе как истинно русское проявление московского варварства! Опричный террор выкосил тогда многих заслуженных воевод, ослабил войско и отбросил страну в нищету и в хаос.

Князь Андрей Курбский, после одного из неудачных сражений, бежал на сторону противника в г.Вольмар (Валмиера), откуда начал переписку с царём. В своих посланиях князь порицал Ивана Грозного, обвиняя его в нарушении всех христианских норм. Уже в наше время Курбского стали называть «первым русским диссидентом».

С гибелью Ливонского ордена война не закончилась. Наоборот, в борьбу за «ливонское наследство» ввязались Литва, Польша и Швеция. Ослабленное внутренними проблемами, терзаемое набегами крымских татар, Московское государство с трудом продолжало вести боевые действия. Шведы и поляки один за другим отбирали города, занятые русскими.
Поход 1577 года стал последним удачным для царских войск в Ливонии. В следующем году, под Венденом, они потерпели сокрушительное поражение. В том бою отличились русские пушкари, которые до конца исполнили свой долг, отражая атаки противника, пока это было возможно. Ходит байка, что они «не захотели ни бежать, ни сдаться в плен и повесились на своих орудиях». Это не совсем так, любезный читатель. Описывая осаду русскими Вендена в 1578 году, ливонцы весьма высоко оценивают уровень их артиллерии. Пауль Одеборн свидетельствует: «У московитов есть пушка огромной величины и силы, которую называют Волком. Она установлена впереди их лагеря и выстреливает дротики шестифунтовой тол-щины». Объединенные польско-литовско-шведские войска, атаковав на рассвете русский лагерь, разбили царских воевод и захватили пушки. Тогда и распространилась нелепая легенда, что московские пушкари сами повесились на собственных орудиях (стволы пушек торчали над глубоким рвом). На самом деле, как свидетельствуют очевидцы, пушкарей повесили победители, а начальника русской артиллерии казнили на упомянутой большой пушке «Волк».

Ливонская война, приносившая на заключительном этапе Ивану Грозному почти одни неудачи, закончилась в августе 1583 года. Героическая оборона Пскова заставила отступить армию короля Речи Посполитой Стефана Батория и не позволила врагам Московского государства торжествовать полную победу. Но доступ к Балтийскому морю страна утратила, лишившись всех плодов многолетних ливонских завоеваний.

Плоды чужих побед

Встречал ли кто-нибудь честного человека,
у которого голубые глаза?
Иван IV Грозный

В нынешних учебниках истории среди причин, побудивших Московское государство ввязаться в Ливонскую войну, вопрос возвращения древних русских земель не упоминается вообще. Такая вот сложилась тенденция. Но сам Иван Грозный говорил об этом постоянно! Известны его многочисленные письма, где поднимается эта тема. Например, вот что он писал Стефану Баторию: «Мы с Божиею волею вотчину свою, Лифляндскую землю, очистили, и ты бы свою досаду отложил». Для Грозного царя эта война была изначально делом правым и справедливым. За землю дедовскую, за ВОТЧИНУ свою воевали русские стрельцы. А уж потом шла борьба за выход к Балтийскому морю и налаживание торговых контактов с Западом. Признаем, что Иван IV был маньяком кровавым и вообще личностью жутковатой. Россия пострадала от его правления, как никто другой. Но, по-своему, он пытался бороться за интересы своей страны, своей державы. На определённом этапе русский царь зарвался, переоценил свои силы. Присоединение северной части Ливонии - эстонских земель, решало в то время основные стратегические задачи, стоявшие перед Московским государством, не задевая при этом интересов Великого княжества Литовского. Пределом желаний Литвы было достижение контроля над Ригой и Двиной. Осенью 1561 года всё было окончено: Ливония разгромлена, Эстония с Нарвой и Юрьевом отошла к Москве, южные ливонские земли присягнули польскому королю Сигизмунду II. Удержи Иван Грозный внимание в направлении Крыма, и не продолжалась бы эта обоюдно невыгодная война. Но алчное желание царя полного захвата Ливонии поставило крест на мирном исходе русско-литовских противоречий. Литву же, вступившую в унию с Польшей, Московия победить не могла.

Беда той далёкой войны в том, что именно тогда в Европе окреп и приобрёл характер аксиомы миф о варварском, восточно-деспотическом характере Русского государства, через призму которого Россия воспринимается на Западе до сих пор. В XVI веке произошло стремительное формирование пропагандистского мифа о «варварской России», являющей собой угрозу для всего западного мира. Все московиты - безбожники, людоеды, святотатцы, убийцы, агрессоры от природы. От них Европе может исходить только зло! Антимосковская пропаганда Польши была чрезвычайно последовательна и успешна. «Русские равны готам, гуннам, аланам и другим варварам, да тронутся христианские государи несчастной участью Ливонии и да подумают о своём животе, родителях, супругах и детях и о свободе всего христианского мира, так как ни для кого не должно быть сомнения, сколь фатальна и губительна этому миру [данная] северная страна…» -- так писал польский король Сигизмунд II Август. В Польше были очень популярны «летучие листки», сообщавшие о разгроме московитов, об их зверствах и насилиях. На этих материалах было воспитано целое поколение.

Отголоски этого восприятия, порождённого Ливонской войной 1558--1583 годов, слышны и сегодня в высказываниях многих иностранных политиков и учёных. Изменить этот имидж, создававшийся веками, сегодня для России и русских необычайно трудно. Прежде всего, из-за нежелания европейской стороны менять свои предубеждения и стереотипы, сформированные более четырёхсот лет назад. Бесполезно на документах доказывать, что за весь период «террористической диктатуры Ивана Грозного» было сгублено людей в несколько раз меньше, чем в одну только Варфоломеевскую ночь, а Генрих VIII обезглавил и пытал куда больше своих противников, чем русский изверг. Бесполезно показывать, что за века в «деспотической» России совершено всего несколько десятков смертных приговоров, в то время как в немецких городах к концу XVIII века были сожжены по обвинению в колдовстве до 100 тыс. женщин. Европейцы не стыдятся своих изуверов, а гордятся их государственными делами, в то время как русские перестали бы быть русскими, если бы прекратили мучиться сознанием, что в их истории были иваны грозные…

Часть четвёртая. Ливонские земли II

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други!
Как бой ни жесток, ни свирепа борьба.
Над вами - безмолвные звездные круги,
Под вами - глухие, немые гроба.
Пускай Олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук Их победный венец.
Ф. Тютчев

О существовании этого удивительного домика сегодня практически никто не знает, хотя в своё время здесь свершилось событие, коренным образом изменившее ход истории Европы. В научных трудах о домике написана всего одна строчка, да и та с постоянной ошибкой. Пишут, что находится он «под Тарту». Это не совсем так. Стоит он в 60 километрах от Тарту, если ехать по дороге на Раквере, невдалеке от озера Эндла, в местечке Кярде. Удивительным образом он сохранился, и называют его «Домик мира». Но об этом чуть позже.
Наивное заблуждение, когда пытаются мерками сегодняшнего дня оценивать события далёкого прошлого. Нам особо хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на кровавую резню Ливонской войны у народов Восточной Европы не появилось этнического противостояния. В мировоззрении того времени воевали монархи, цари, короли. Но взаимной ненависти этносов не возникало.

Кстати, сражения за ливонские земли получили свой диковинный отблеск и в далёкой Сибири. Мало кто знает, что при организации знаменитого похода Ермака купцы Строгановы включили в состав его отряда «немец и литвы триста человек» из числа пленных с Ливонской войны. Если учесть, что общая численность казачьей дружины составляла 840 бойцов, то получается, что почти треть её была из западных «военспецов». Думается, эти сорвиголовы с охотой предпочли опасности далёкого похода зловонию тюремных застенков. Неожиданное продолжение этой удивительной истории случайно обнаружилось в одной из книг, изданных в недавнее время и повествующих о криминальных легендах современной России. В числе прочего, там рассказывалось о некоем селении, затерянном в глухой сибирской тайге. Жили там русские крестьяне с «суровыми тевтонскими лицами» -- потомки тех самых ливонских сподвижников лихого атамана. И говорилось в той книге, что славились те мужики редким трудолюбием, удивительной аккуратностью и невероятной, скрупулёзной жестокостью, с которой они мстили своим обидчикам...

Но вернёмся на землю Балтии. Даже несчастный исход Ливонской войны не заставил московских царей отказаться от борьбы за эти территории. Заманчивое предприятие, тем более, что среди жителей Риги, недовольных польским правлением, были сторонники союза с Россией. В 1586 году, во время «Календарных беспорядков», рижане, восставшие против польско-литовского короля, повели переговоры о присоединении к Московскому государству. И хотя беспорядки были подавлены, а их руководители казнены, уже через 14 лет рижский купец Генрих Флягель вёл во Пскове тайные переговоры с доверенными лицами царя Бориса Годунова.

В дальнейшем, пользуясь ослаблением Московии в период Смутного времени, Речь Посполитая оттяпала у неё ряд пограничных территорий. Среди них, в частности, были земли в восточной части нынешней Латвии. Подписывая в 1618 году перемирие, польский король нагло настоял, чтобы, помимо всего прочего, молодой царь Михаил Романов отказался от титула государя Ливонского. Впрочем, через четыре десятилетия Алексей Михайлович вновь примет на себя этот титул и возобновит борьбу за бывшие ливонские земли.
В 1654 году после неоднократных просьб гетмана Богдана Хмельницкого, поднявшего на Украине антипольское восстание, Московское царство решило оказать помощь братьям-малороссам. Русские войска повели успешное наступление на принадлежавшие Речи Посполитой белорусские и смоленские земли. Царь торжествовал: «И Смоленск им не таков досаден, что Витебск да Полоцк, потому что отнят ход по Двине на Ригу». Рига тогда уже принадлежала шведам. Поляки просили их о помощи, но просьба осталась без ответа, поскольку у Швеции были свои злодейские планы относительно сильно ослабевшей Речи Посполитой. Ввязавшись в польско-русский конфликт, шведы постарались одинаково уязвить обоих противников. С одной стороны, они желали отколоть от Москвы украинского гетмана, соблазняя его возможностью поделить Польско-Литовские земли, с другой стороны, они успешно воевали в самой Польше. После захвата шведами Варшавы Алексей Михайлович объявил Швеции войну.

В июле 1656 года русские взяли Динабург, который был переименован в Борисоглебск. Спустя две недели царские полки овладели Кокенгаузеном (Кокнесе). Он был переименован в Царевич-Дмитров. В своём письме царь писал об этом городе: «А крепок безмерно: ров глубокий - меньшой брат нашему кремлёвскому рву, а крепостию сын Смоленску-граду: ей, чрез меру крепок!». В августе 80-тысячная московская армия осадила Ригу. За время осады шведский гарнизон совершил несколько вылазок, однако все они были отражены с большими для них потерями. Тем не менее, осада затянулась. В то время это была первоклассная крепость: вал, ров, бастионы по последнему слову инженерной науки. Наступившая осень оказалась холодной и дождливой. Не имея флота, русские не могли отрезать морские подступы к городу. Решающий приступ был сорван успешной вылазкой шведов, сумевших захватить 17 русских знамён. В печали царь приказал снять осаду, продолжавшуюся 50 дней. Память о том времени до сих пор сохраняется на фасаде церкви Св.Екаба. Там в стену вмурованы четыре пушечных ядра, которые во время осады Риги попали в башню.

В это время русские полки штурмовали Дерпт, который пал 12 октября. Той же осенью были захвачены Мариенбург (Алуксне) и Нейгаузен (Вастселийна). Вполне удовлетворённая достигнутыми успехами, Боярская дума постановила: «Промышлять всякими мерами, чтобы привести шведов к миру». Раздосадованные шведы стремились к реваншу, но неудачи на полях сражений вынудили их заключить трёхлетнее перемирие.

Это время было использовано русскими для укрепления своего влияния в землях Восточной Латвии. Деятельный и разумный воевода А.Л.Ордин-Нащокин строит укрепления и храмы, завозит мастеровых людей. В Царевич-Дмитрове готовится флотилия судов для нового наступления на Ригу. Здесь же был создан монетный двор, который чеканил русскую монету. Понимая, что необходимо прервать изоляцию России от Европы, приобретение выхода к Балтийскому морю, он считает первоочередной задачей. В 1657 году продолжаются переговоры о переходе Курляндии в российское подданство. Герцог Яков направил Ордин-Нащокину проект договора. В соответствии с его первой статьёй, герцогство переходило «в полную совершенную оборону» Московского государства. Правда, из-за активного противодействия Швеции фактического присоединения Курляндии к России не произошло. Шведы захватили самого герцога и заняли все его владения.

Ситуация становилась всё более неблагоприятной для русских. Швеция заключила с Речью Посполитой мир. Боярин Ордин-Нащокин настойчиво советовал Алексею Михайловичу уступить Украину полякам и бороться против шведов за Прибалтику. Однако царь считал, что отдать православное славянское население Малороссии под власть католической Польши будет преступлением перед братьями по крови и вере. Было решено замириться со Швецией, вернув ей лифляндские земли, и продолжить войну с Польшей за Украину. Мир был подписан в местечке Кардис (ныне Кярде) 21 июня (1 июля) 1661 года, в том самом «Домике мира».

Эта хрупкая постройка невероятным образом уцелела, пройдя сквозь века. Домик был построен ещё до церковного раскола на Руси и до восстания Стеньки Разина. Ещё не родился Петр Великий, сумевший позднее осуществить многие замыслы своего отца. Столько событий, столько страстей отшумело, а эта хижинка под камышовой крышей всё стоит! Домик пощадили даже мировые войны и революции. Вызывает уважение то внимание, которое оказывают памятникам истории в Эстонии, ведь этот интереснейший объект сохраняется в безупречном состоянии, он ухожен и любовно отреставрирован. Мы можем только восхищаться трудолюбивыми руками эстонцев, которые сохраняют и берегут свою историю, независимо от политической направленности её фигурантов. Сам же «Домик мира» в Кярде служит напоминанием о той полузабытой войне, в которой в очередной раз определялась будущность земли Балтийской


Раскол

В горе,
Во печали
Русская страна,
Правда в ней и вера
Преданы насилью.
Всюду мор и голод…
Видно, сатана
Выпросил у бога
Светлую Россию.
В.Фёдоров «Аввакум»

История церковного раскола в России - это повесть о трагедии, разделившей страну и поставившей вне закона самых лучших, самых достойных, самых искренних и честных её детей. Горькие плоды раскола мы пожинаем до сих пор.

Малоизвестный, но очевидный факт, что первопричиной раскола в России стал Орден иезуитов. Спасая себя и папский престол от Реформации и внешних врагов, эти Псы господни, начиная с А.Поссевино - теоретика программы привлечения Московского государства на сторону Ватикана (1580-е гг.), разработали целую систему способов и приёмов по реализации своих планов и со времён Смуты пытались претворить её в жизнь. На царя Алексей Михайловича иезуиты действовали не прямолинейно и не лично, но поэтапно, посредством зависимых от них вселенских патриархов и униатов, под благородным предлогом освобождения Константинополя от мусульман. Только Пётр I сумел понять реальные их цели и отреагировал резко, хотя и несколько запоздало. Царь издал указ, предписывающий иезуитам покинуть российские пределы, поскольку они «не могут отстать от того, чтобы не мешаться в политические дела». Полностью добиться подчинения православной церкви Ватикану католические эмиссары так и не смогли, но своё чёрное дело они сделали.

Церковный раскол, приведший к изменению обрядности, к появлению «старой» и «новой» веры, был ничем иным, как политической диверсией против Русской православной церкви. Предавая анафеме 700 лет своей истории, устраивая гонения на защитников истинного русского православия, ведущего своё официальное начало с 988 г. и основывающегося на первичном константинопольском каноне, патриарх Никон и царь Алексей выступали заложниками собственных политических амбиций и непомерного самолюбия, умело раздуваемых агентами Ватикана. Важнейшей их задачей было столкнуть Московское государство и Османскую империю, которая в то время являлась прямой угрозой для Европы. Соблазнив химерой «третьего Рима» ближайшее окружение царя, Ватикан втравил Россию в авантюрную многовековую войну с Турцией. Даже в XX веке Николай II ещё продолжал грезить о турецких проливах и о возрождении Константинополя! Как же проводилась эта тайная операция папских спецслужб в середине века XVII ?

Католический Запад на протяжении веков не оставлял попыток подчинить своему влиянию Святую Русь. В правление Ивана Грозного и во время Смуты эти планы осуществить не удалось. И вот, в 1649 году в Москву прибывает иерусалимский патриарх Паисий. Всякий раз визит особ подобного уровня носил какой-то особый смысл. В то время русский царь уже начинал верить, что наступают сроки, когда Россия приблизится к Босфору, и «третий Рим» возродится в самом Царьграде. И греки благосклонно поддакивали русским в этих мечтах, сами вожделея освободиться от ига ислама. Одна из тайн истории - кто и когда зародил в сознании царя идею о возрождении Царьграда. Но об этом знали и в Константинополе, и в Риме. Приезд Паисия был великим соблазном и заставил Алексея Михайловича проявить себя в полной мере.

Паисий прямо объявил тщеславному царю, что видит его восприемником «великого царя Константина, прадеда Вашего, да освободит народ благочестивых и православных христиан от нечестивых рук…». Он же чётко поставил условие: унифицировать обряды по образцу вселенской церкви, принявшей Флорентийскую унию 1439 г. и тем самым потерявшей самостоятельность. Требовалось убрать двуперстие, сугубую аллилую и другие обряды первоначального, древнего константинопольского устава, принятого в то время на Руси! Патриарх делает главный вывод: русское православие - ересь, его 700-летняя история - ересь, сами русские - еретики. Какое мы наблюдаем здесь трогательное единство с католическим Ватиканом, считавшим русских схизматиками, а в XIII-XIV вв. объявлявшим крестовые походы на Русь! Вот и получается, что царю, чтобы занять «Высочайший трон», нужна самая малость - провести реформы Русской православной церкви и обрубить лишнее. На Москве словоблудие патриарха Паисия никто не принял всерьёз. Никто, кроме царя и его окружения. Алексей Михайлович сделал свой судьбоносный для страны, роковой выбор. С этого времени постепенно и последовательно начинается процесс «исправления» русского православия.

Своих, московских «реформаторов», не хватало и потому для этого привлекали украинских священников, уже затронутых униатством. Напомним, кстати, что униатская церковь признаёт главенство католической церкви при формальном сохранении православных обрядов. Окончательно церковный раскол будет определён на церковном Соборе 1666 года (обратим внимание на дату!).

Лигинишский памятный крест. Установлен в 2003 г. на месте первого в Прибалтике храма древлеправославного христианства, построенного в 1660 году.

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них - закон и равноправность,
Для нас - насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян.
Ф.Тютчев «Славянам» (1867 г.)

Как известно, все реформы у нас проводятся для блага человека и уж, конечно, ради высших государственных интересов. В наше время русские школьники Латвии скандируют на митингах: «Нет реформе!», протестуя против политики ассимиляции, проводимой министерством образования. В «бунташном» XVII веке противники реформы церкви бежали от ревностных реформаторов на окраины государства. Россия оказалась расколота на два непримиримых лагеря: на тех, кто принял царскую волю и на старообрядцев, «раскольников», которые не желали отступать ни от веры, ни от духа древлеправославия. Власть жестоко преследовала и карала несогласных. Им оставалось либо смириться, либо погибнуть, либо искать «землю обетованную» в Сибири, на Кавказе, в Прибалтике. Очень многие оказались тогда на территории современной Латвии - в Инфлянтах Польских (Латгале) и в Курляндском герцогстве.

Войны и эпидемии в то время буквально выкосили население этих мест. Поэтому беглые старообрядцы были весьма благожелательно здесь приняты. Польский король Ян Собеский издал по этому поводу даже специальную грамоту «О свободном жительстве раскольников в польских пределах…»

Первые группы ревнителей «старой веры» появились в ливонских землях в 1659 году, т.е. ещё до официального разрыва отношений с Греко-православной церковью. Близ Динабурга, в деревне Лигинишки, в 1660 году был построен первый в Прибалтике старообрядческий храм. Центром земгальских старообрядцев стал нынешний город Екабпилс. Очень давно, ещё в начале XVI века, на левом берегу Двины, напротив Крейцбурга (Крустпилса), стали селиться беглые русские люди. В основном, это были новгородские стригольники - религиозные сектанты, бежавшие от гонений. Позднее, сюда же спасались беглецы от лютых опал Ивана Грозного. Основав Гольмгофскую слободу (немцы так и называли её -- Slobodde), они занимались торговлей, лесосплавом, проводом судов через опасные места.

Вторая волна беглецов из Руси появилась здесь в середине XVII века. Это были бедолаги, согнанные с верховьев реки войной. Среди них было много последователей древлеправославной веры. Герцог Яков грамотой от 12 февраля 1670 года жаловал этому поселению статус города и своё имя (по-немецки Jakobstadt -- город Якова, нынешний Екабпилс). Интересно, что в отличие от других городов герцогства, на Якобштадт было распространено магдебургское городское право. Оно закрепляло свободы горожан, их самоуправление. Подобная льгота говорит о том особом значении, которое герцог придавал этому новому городу.

С течением времени старообрядцы довольно плотно заселили окрестности Динабурга, Люцина, Иллукста. К концу XVII века они составляли уже значительную часть населения Восточной Латвии.

Занимательная история
латвийских русских
(С древнейших времён до начала XX века)

Редактор-составитель
Игорь Николаевич Зорин



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!