Голубев в ф герой советского союза биография. Схватка асов – голубев против бартлинга и лейште

Родился 16 Ноября 1912 года в деревне Каменка, ныне Волховского района Ленинградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы. Работал инструктором Осоавиахима города Волхова. С 1933 года на службе в ВМФ. В 1940 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года, сражался в составе ВВС Балтийского флота. Участвовал в обороне полуострова Ханко.

К Июню 1942 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского Флота) Гвардии Капитан В. Ф. Голубев совершил 339 успешных боевых вылетов, участвуя в 61 воздушном бою, сбил 4 самолёта лично и 23 - в составе группы. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил 589 боевых вылетов. В 133 воздушных боях уничтожил 39 самолётов противника.

После войны продолжал служить в авиации. В 1951 году, окончив Военно - Морскую академию, командовал авиационной дивизией. С 1971 года - Старший преподаватель Академии Генерального штаба. С 1975 года Генерал - Лейтенант авиации В. Ф. Голубев - в запасе. Почётный гражданин поселка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (семь), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, высшими военными орденами Египетской Республики и Великобритании, многие медали. Автор книг: "Школа войны", "Крылья крепнут в бою", "Второе дыхание", "Впереди комиссар", "Во имя Ленинграда" и других.

* * *

Один из наиболее результативных лётчиков - истребителей ВВС Балтийского флота, Василий Голубев прошёл Великую Отечественную войну от первого до последнего дня, от рядового лётчика до командира 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, участвовал во всех операциях ВВС Балтийского флота. За это время он проявил себя талантливым командиром, тщательно планируя каждый боевой вылет и операцию в воздухе, учитывая все тактические слабости противника и скрупулёзно разбирая ошибки лётчиков своей части.

Родился он в 1912 году в селе Каменка, недалеко от Ленинграда. После учёбы в школе и работы на бумажном комбинате Василий в 1933 году добровольно вступил в Красную Армию и прослужил два года. Его влекли самолёты. Эта увлечённость и привела Василия в 1936 в планерную школу Осоавиахима. Был инструктором, а с 1937 года стал руководителем Волховского лётно - планерного клуба. Спустя год окончил Высшую лётную школу пилотов Осоавиахима. Затем работал инструктором и командиром звена аэроклуба в городе Минеральные Воды. Много летал на самолётах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.

Опытный и способный лётчик, он твердо решил стать военным авиатором, овладеть более мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году В. Голубев поступает в военно - морское авиационное училище в Ейске, причем его сразу принимают на 3-й курс. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.

С того времени и началась его постоянная служба в авиации. Поначалу был лётчиком - истребителем, начальником парашютно - десантной службы, командиром звена 13-й отдельную эскадрилью. Войну начал в составе отдельной авиационной бригады, а в Октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, который впоследствии стал 4-м Гвардейским. Василий Голубев и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.

Знаменательно, что первый боевой вылет на отражение атаки немецких самолётов на Кронштадтскую военно - морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 Июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали один за другим днём и ночью. Главнейшей задачей морские лётчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.

Воевать он начал на И-16 с бортовым номером "13". Но 13-е число не принесло удачи Голубеву. Первую победу он одержал 28 Июня 1941 года, сбив немецкий бомбардировщик Ju-88. В начале Июля его жертвой стал истребитель Ме-109Е. Затем началась полоса неудач.

13 Июля он атаковал в лоб немецкие самолёты, приняв их за Ju-88. Однако это оказались двухмоторные тяжёлые истребители Ме-110 с мощным носовым вооружением. В итоге "ишачок" Голубева был подбит и пилот, весь облитый маслом, едва сумел совершить посадку на своем аэродроме. После этого случая механик Богданов предложил исправить бортовой номер истребителя на "14", но Голубев отказался...


Немецкий двухмоторный многоцелевой самолёт Ме-110.

Надёжный ведущий Василий Голубев при встрече с противником всегда стремился построить боевой порядок группы так, чтобы сохранить за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он всегда выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значение придавалось взаимовыручке в бою. Пример в этом подавал сам ведущий. В критический момент соприкосновения с вражескими самолётами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.

Память фронтовиков сохранила такой эпизод. Во второй половине Июля 1941 года наши войска остановили захватчиков, рвавшихся к Ленинграду, у реки Луга. Голубев получил задание разведать их силы в районе города Гдова. Он вылетел вместе с Лейтенантом Зотовым. Когда самолёт ведомого был повреждён и потерял скорость, Голубев приказал ему занять место ведущего и на предельно малой высоте следовать курсом на аэродром. Не дойдя до линии фронта, они были перехвачены четырьмя Ме-109. Прикрывая повреждённый самолёт друга, Голубев, владея высшим пилотажем на малой высоте, в головокружительных маневрах не только отбивал атаки врагов, но и поджёг один "Мессер"; остальные истребители ушли. А наша пара благополучно приземлилась на своем аэродроме.

Ещё более жаркий воздушный бой разгорелся в районе железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта Лейтенант Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь сильное истребительное прикрытие. По его просьбе командир эскадрильи добавил к двум трёхсамолётным звеньям ещё два истребителя и таким образом создал две тактические группы по 4 машины для действий парами. И это полностью себя оправдало в бою.

Патрулируя над станцией, лётчики обнаружили приближение большой группы "Юнкерсов". Они шли тремя колоннами по десятку в каждой под прикрытием 12 "Мессеров". Итак, 8 наших И-16 против 42 немецких Ju-88 и Ме-109 ! Это не смутило Голубева. Надо было чем - то ошеломить врагов. И ведущий решил стремительно атаковать армаду бомбардировщиков своей четвёркой строем "фронта" на встречном курсе, чего очень боялись немцы. Они не выдерживали такой психической атаки, начинали отворачивать. Расчет оправдался. Метким огнём реактивных снарядов и пулемётов наши лётчики сразу сбили два Ju-88.

Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле далеко от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы Голубева, отражая атаки "Мессеров", прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши лётчики сбили 11 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

Уже к 13 Августа 1941 года, то есть, за сравнительно небольшое время, на его счету было более 100 боевых вылетов, из которых 45 на бомбово - штурмовые удары. Участвуя во многих воздушных боях, лично и вместе с друзьями сбил 11 вражеских машин - 4 бомбардировщика Ju-88, разведчик FW-189 (прозванный "рамой") и 6 истребителей Ме-109.

13 Августа 1941 года шестёрка И-16 отправилась на прикрытие железнодорожной станции Вейнмар. Самолёты патрулировали на высоте всего 1200 - 1500 метров, и этот тактический промах дорого обошёлся лётчикам. Десять Ме-109 напали на них сверху - ведомый Голубева был сбит, а сам Василий, получивший ранение в ногу, с трудом посадил машину на фюзеляж. Самолёт был разбит, а пилот угодил на месяц в госпиталь.

В середине Сентября Голубев вернулся в свою часть, но 9 оставшихся истребителей полка к этому времени уже перелетели на аэродром в Новой Ладоге. Однако на авиабазе остались два повреждённых И-16 со снятым вооружением, которые к вечеру удалось отремонтировать. На них Голубев вместе со своим товарищем Ф. Зотовым и отправился догонять полк. Но в пути безоружные самолёты были атакованы "Сто девятыми", и истребитель Голубева вновь оказался подбит, приводнившись на поверхность Ладожского озера. Голубев вконец обессиленный, едва добрался до берега, вышел на безлюдный мыс. Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева - Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашёл друга!

На новом месте Голубеву опять достался И-16 с номером "13", но на этот раз Богданов не выдержал и по собственной инициативе исправил цифру на "ЗЗ". С этих пор балтийский лётчик постоянно летал на машинах с таким обозначением.

24 Сентября 1941 года для отражения штурма Ленинграда войсками противника, в бой были брошены все имеющиеся у нас силы. Вспоминает В. Ф. Голубев:

В тот день мы с Дмитрием Татаренко сделали по 8 боевых вылетов. А 25 Сентября - поставили своеобразный рекорд, выполнив по 11 боевых вылетов: 6 на сопровождение штурмовиков и 5 - на штурмовку вражеских войск. Выполнить 19 боевых вылетов за два дня и остаться боеспособными, когда вокруг свистели тысячи пуль, осколков и снарядов - такое и теперь кажется мне чудом...

В начале Октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации. Здесь отчётливо проявилась манера боя будущего аса, основанная на традициях Антоненко и Бринько. Сам Голубев описывал её так:

- "Юнкерсы" начали уходить на восток. Я выбираю одного, подхожу метров на 400, посылаю два снаряда. Сближаюсь на короткую снайперскую дистанцию, стрелки "Юнкерса" молчат, видимо, оба убиты. Длинная очередь из трёх пулемётов прошивает самолёт врага от хвоста до кабины. Ju-88, медленно заваливаясь на крыло, уходит вниз. Близ позиций наших войск на земле вспухает огненный шар...

В конце Октября Голубев сбил два финских трофейных истребителя И-153, изрядно досаждавших советскому флоту, а 2 Ноября 1941 года провёл в одиночку бой с четвёркой финских "Спитфайров" из LeLv.32 и записал на свой счёт одну победу (по другим источникам это были "Харрикейны").

Уже после капитуляции Финляндии, Голубеву довелось в Мальме поговорить с финским пилотом, участвовавшим в том бою. Финн рассказал, что два из трёх оставшихся "Спитфайров" разбились при возвращении на базу. Однако другие источники опровергают эти факты: по материалам издательства Tietoteos в тот день Финляндия, вообще, не потеряла ни одного "Спитфайра".


Истребитель И-16 тип 29, из состава 4-го ГвИАП ВВС КБФ,
на котором в 1942 году летал Старший лейтенант В. Ф. Голубев

В последние месяцы 1941 года 13-й ИАП понёс большие потери при обороне "Дороги жизни" через Ладожское озеро. Частично в этом были виноваты немецкие "охотники" из JG 54, летавшие на Ме-109F. Например, в начале Декабря полк потерял двух лётчиков, сбитых из - за их собственной невнимательности.

7 Декабря четвёрка И-16, находясь в невыгодной позиции под облаками, была атакована "охотниками" по пути домой. Двое пилотов были ранены, а один погиб, врезавшись вместе с самолётом в землю. С другой стороны, сказалось тактически неграмотное ведение боёв руководством полка. Только 1 Января 13-й ИАП лишился пяти лётчиков, выбывших из строя по ранению, 3 истребителя сгорели и 7 были повреждены.

Это переполнило чашу терпения вышестоящего начальства, и командный состав полка был полностью сменён. Василий Голубев, как опытный боец, получил должность командира эскадрильи. С этого момента он мог без помех претворять в жизнь собственные тактические идеи и боевые порядки. И-16 стали летать парами, эшелонированными на разных высотах. Атаки противника он предлагал проводить на встречных курсах. Все боевые задания тщательно разбирались на предполетном инструктаже. Результаты сказались быстро - его 3-я эскадрилья стала лучшей в полку.

Некоторое время Голубева занимала тактика действий немецких "охотников". Поклявшись первым уничтожить вместе со своим подразделением "Мессершмитты", он вскоре пришел к выводу, что немцы, как правило, атакуют либо невнимательных пилотов, либо группы самолётов, возвращающиеся с боевого задания без боеприпасов. Особое внимание они уделяли отставшим от строя и повреждённым "подранкам".

12 Марта 1942 года Василий Федорович сбил два истребителя из штабного штаффеля известной немецкой истребительной эскадры JG 54, пилотируемые Унтер - офицером Хейнцом Бартлингом (67 побед) и его ведомым - Лейтенантом Херманом Лейште (26 побед). При этом, оба немецких пилота погибли.

В тот день группа И-16 возвращалась на аэродром после штурмовки железнодорожной станции. Полностью сохранив боезапас, Голубев на обратном пути покинул строй и имитировал полёт повреждённого самолёта. Через некоторое время на горизонте появились две чёрные точки - два Ме-109, заметив отставший истребитель, на форсаже бросились за ним вдогонку. Когда "охотники" приблизились на дистанцию около 1000 метров, "повреждённый" И-16 вдруг резко развернулся навстречу противнику. Голубев вспоминал:

Вот когда пригодились десятки вариантов и расчётов на такой маневр! Заканчиваю разворот на высоте около 500 метров, противник намного ниже меня. Он такого маневра не ждал и оказался в лобовой атаке. Оба "Мессера", задрав жёлтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложную атаку. Тёмные трассы от двух Ме-109F точно тянутся к моему мотору. В прицеле ведущий "охотник", дистанция примерно 500 метров, полторы секунды осталось на всё, пусть даже на жизнь. Три огненные трассы молнией пронизали тонкое тело "Мессершмитта", мелькнувшее ниже меня метрах в пяти...

Вспыхнувший немецкий истребитель упал на землю, а Голубев, развернувшись вслед второму Ме-109, дал залп реактивными снарядами. Вражеский самолёт, попытавшийся уйти горкой, потерял скорость и с повреждённым хвостовым оперением, зацепившись за макушки ёлок и потеряв плоскости, совершил вынужденную посадку на границе аэродрома. Его пилот, раненый осколками, скончался через несколько минут после приземления. На руле поворота ведомого "Мессера" насчитали отметки 26 побед. Таким образом на счету Голубева появились 14-й и 15-й сбитые самолёты.

В середине Марта 1942 года 13-й ИАП был переименован в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк, а в Апреле начались ожесточённые бои...

В течение двух дней подряд, 24 и 25 Апреля 1942 года, противник предпринял массированные налёты на Ленинград. Вспоминает бывший Командующий Краснознаменным Балтийским Флотом Вице - адмирал В. Ф. Трибуц:

"...Над нашими коряблями, стоявшими на стоянках Невы, появлялись вражеские самолёты, обстановка была сложной. У нас не было возможности быстро изменить позиции кораблей - на Неве стоял крепкий лёд. Балтийские лётчики - истребители, отражая налёты врага, делали в день по несколько боевых вылетов. В один из этих дней 7 своих воспитанников вёл будущий Герой Советского Союза Василий Голубев. Внезапно они встретились с вражескими бомбардировщиками, прикрываемыми истребителями. Силы были неравные, но балтийцы не раздумывая вступили в бой и сбили несколько машин. Голубев умело управлял своими лётчиками и лично уничтожил самолёт противника."

16 Мая комэск 4-го ГвИАП Гвардии Старший лейтенант В. Ф. Голубев во главе пятёрки И-16 провёл тяжелейший бой над "Дорогой Жизни", в котором с немецкой стороны участвовал сразу 81 самолёт. В этом бою комэск сбил немецкий истребитель и бомбардировщик. За смелые и инициативные действия все 5 советских лётчиков получили правительственные награды.

Памятными для Василия Голубева были бои под Ленинградом. 28 Мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолётов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го Гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ju-88 и Не-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109. Получалось 5-кратное превосходство противника!

В небе над Кобоной завязался тяжёлый и длительный бой. Теряя самолёты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, немцы сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налёт. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Взбешённые неудачами, немцы на следующую ночь всё же попытались уничтожить корабли флотилии. В налёте участвовало три колонны пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что "Юнкерсы" бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулемётный огонь. Несколько "пиратов", не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки и ушли, не выполнив задания.

За эти два дня Гвардейцы отразили 3 налёта. Противник бросил более 280 самолётов с задачей потопить основные силы Ладожской военной флотилии и транспортные суда Северо - Западного параходства, но потерпел неудачу. В этих боях Голубеву удалось сбить 3 бомбардировщика и 1 истребитель.

Уже на следующий день командующий Краснознамённым Балтийским флотом Вице - адмирал В. Ф. Трибуц поздравил лётчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трёх офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Октября 1942 года В. Ф. Голубеву было присвоено это высокое звание.

Осенью 1942 года Василий Голубев был назначен заместителем командира 4-го ГвИАП. Полк по - прежнему воевал на И-16, хотя время этих юрких монопланов уже давно прошло. На вооружении JG 54 с конца Декабря появились новейшие истребители FW-190A-4, сильно осложнившие для советских ВВС обстановку в воздухе. Тем не менее в Январе 1943 года балтийский ас сумел и на "ишачке" уничтожить два хваленых "Фоккера".

Так, 9 Января 1943 года Василий Голубев, возглавлявший четвёрку И-16 тип 29, атаковал в районе Ладожского озера FW-190, окрашенный в белый камуфляжный цвет и уничтожил его. Второй истребитель, повреждённый ведомым Голубева, скрылся в облачности и был ими потерян (при посадке на фюзеляж, этот "Фоккер" разбился северо - восточнее Мги).

В этом же месяце полк наконец был снят с фронта для освоения новых истребителей Ла-5. Обратно под Ленинград он вернулся лишь спустя два месяца. Количество побед Голубева неуклонно росло.

13 Апреля В. Ф. Голубев одержал сразу 2 победы на новом истребителе Ла-5, недавно поступившим на вооружение полка. В паре с ведомым, начальником штаба 61-й бригады ВВС КБФ Полковником Катковым он вылетел на свободную охоту в район Порзоловских болот под Ленинградом. Севернее посёлка Беззаботный балтийцы обнаружили две группы FW-190, маневрировавшие выше и в стороне.

Hабрав высоту, Голубев атаковал звено противника сзади и с дистанции 400 метров открыл огонь. Один истребитель был повреждён и начал отворот с креном влево, подставив под стволы Ла-5 всю площадь крыла. Вторая пушечная очередь добила "Фоккер". Командир 2 штаффеля JG 54 Обер - лейтенант граф Зигфрид Матушка (29 побед) не сумел покинуть штопорящий истребитель, который упал на минное поле и взорвался. Между тем, Голубев, продолжая бой, уничтожил ещё один истребитель. Унтер - офицер Теодор Вольфан (17 побед) выбросился с парашютом и попал в плен.

21 Апреля Голубев сбил два финских истребителя Фиат G-50bis, а в Мае его жертвами стали три Ju-88 и один Ме-109.

В это время пилоты полка на нескольких оставшихся И-16 часто вылетали на ночное патрулирование, попутно штурмуя прожекторные и зенитные установки противника, ведущие борьбу с лёгкими бомбардировщиками У-2. 30 Июня Василий Голубев впервые поднялся в воздух ночью на Ла-5. Перехватив и уничтожив немецкий разведчик Ju-88, он внезапно во время посадки был обстрелян собственной зенитной артиллерией, не предупрежденной заранее о полёте незнакомого самолёта. Истребитель получил повреждения, и пилот, после психологической встряски, с трудом совершил посадку на аэродроме.

Это происшествие весьма удачно прокомментировала одна из кухарок: "Проклятые зенитчики! Ходят в кино, на танцы, а вот заглянуть на аэродром и посмотреть как выглядят наши самолёты - у них времени нет".

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные ими средства приобрели целую эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Герой Советского Союза, Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись - "Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа.

Во многих случаях, на машинах имелась и другая надпись - "От колхозников и колхозниц Горьковской области" - на другой стороне. Одна из таких машин, с "Белым номером 33", была передана в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС КБФ в Августе 1943 года, Василию Голубеву. На этом самолёте он одержал ещё несколько побед.


Истребитель Ла-5 из состава 4-го ГвИАП ВВС КБФ, на котором
весной - летом 1943 года сражался Гвардии Капитан В. Ф. Голубев

В конце 1943 года Голубев принял командование над 4-м ГвИАП и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания.

Зимой 1944 года, в период ликвидации вражеской блокады Ленинграда, лётчики Краснознаменного Балтийского Флота действовали как всегда умело, решительно и находчиво. Вот несколько примеров. 13 Января 1944 года Василий Голубев сбил свой 36-й самолёт - многоцелевой Ме-110. С машиной этого типа у Голубева связаны и другие эпизоды его биографии.

Зимой 1944 года противник начал использовать "Сто десятые" на Ленинградском фронте в качестве высотных разведчиков. Советские лётчики немедленно организовали за ними охоту. 6 Февраля Голубев перехватил на высоте около 8 км разведчик Ме-110 и после долгого преследования сбил на выходе из пикирования - Ме-110 пропахал целую просеку в лесу. Это была его 37-я победа.

23 Февраля 1944 года Гвардии Майор В. Ф. Голубев повёл четвёрку "Лавочкиных" для прикрытия наступающий войск Ленинградского фронта. Когда истребители приблизились к линии фронта, Голубев заметил вражеский разведчик Ме-110, летевший выше нашей группы на 1500 метров. Предупредив ведомых, Голубев начал круто набирать высоту. Первыми же меткими очередями он зажёг левый мотор "Мессера". Стрелок вражеского самолёта открыл огонь, но Голубев, продолжая сближаться, короткой очередью поразил стрелка, а затем вывел из стоя и правый мотор.

Теперь, когда противник был совершенно беззащитен, Голубев почти в упор открыл огонь. Результат был ошеломляющим. Ме-110 взорвался, и перевернутый взрывной волной истребитель Голубева сорвался в штопор.


Трёхпушечный истребитель Ла-7 на котором осенью 1944 года летал
командир 4-го ГвИАП ВВС КБФ Гвардии Подполковник В. Ф. Голубев.

Восстановив управление машиной, контуженный, оглохший лётчик с повреждённой барабанной перепонкой левого уха тем не менее доставил на свою базу убедительные доказательства своей очередной победы. Капот двигателя изуродованного истребителя был вдавлен в цилиндры, а кусок дюралевой обшивки немецкого самолёта врезался в крыло Ла-5 до самого лонжерона. Так закончился 500-й боевой вылет балтийского аса. Сбитый им Ме-110 был третьей машиной данного типа, сбитой Василием Фёдоровичем с начала года, и 38-й победой с начала войны.

6 Марта 1944 года над Финским заливом командир 4-го ГвИАП провёл очередной показательный бой с асом из JG 54. Hа глазах лётчиков своей группы, Василий Фёдорович прижал противника к самой воде, вынудив сначала потерять скорость, а затем, без скорости - уходить на вертикаль. Догнав "Фоккер" на горке, Голубев сбил его. Обер - лейтенант Герхард Лооз (92 победы) из I.JG 54 выбросился с парашютом и был пленён экипажем минного тральщика.

Войну Василий Голубев закончил Гвардии Подполковником, командиром 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который за боевые заслуги был награждён орденом Ушакова 2-й степени. Почти 2 года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых лётчиков. Пилоты прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолётов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по вражеским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники.

Свои последние бои он провёл уже на новом истребителе Ла-7. 28 Июня 1944 года одержал свою последнюю победу, отправив в воду Финского залива истребитель "Фокке - Вульф" FW-190.

К Маю 1945 года Василий Фёдорович Голубев совершил 589 успешных боевых вылетов и, участвуя в 133 воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 16 лично и 23 в группе с товарищами. При этом, ещё один самолёт сбитый Голубевым упал прямо в болото и, за отсутствием материальных доказательств, не был записан на его боевой счёт. Во многих источниках приводятся и другие цифры, отражающие окончательный итог его воздушных побед: 39 лично и 12 в составе группы. Ниже приведён список побед Гвардии Майора В. Ф. Голубева, опубликованный в книге Т. Полака и К. Шоурза "Асы Сталина". Некоторые данные в нём не совпадают с данными, приведёнными в советских источниках. Однако, считаю своим долгом поместить его в том виде, в каком он даётся зарубежными исследователями:

Дата Тип сбитого самолёта На чём сбит самолёт
28 Июня 1941 г. Ju-88 И-16 (в составе 13-го ИАП)
11 Июля 1941 г. Ме-109Е - " -
11 Августа 1941 г. - " -
15 Октября 1941 г. Ju-88 - " -
24 Октября 1941 г. 2 И-153 (финские) - " -
2 Ноября 1941 г. 2 "Харрикейна" (финские) - " -
7 Декабря 1941 г. - " -
12 Декабря 1941 г. Ju-88 - " -
? Декабря 1941 г. He-111 - " -
21 Декабря 1941 г. Ме-109F - " -
27 Декабря 1941 г. Ju-87 - " -
12 Марта 1942 г. 2 Ме-109F И-16 (в составе 4-го ГвИАП)
13 Марта 1942 г. - " -
14 Марта 1942 г. Ме-109F - " -
19 Марта 1942 г. Ju-88 - " -
21 Апреля 1942 г. Ju-88 - " -
28 Мая 1942 г. 2 Не-111 - " -
29 Мая 1942 г. Ju-87 - " -
30 Мая 1942 г. Ju-87 - " -
3 Июня 1942 г. Me-109F - " -
10 Января 1943 г. FW-190 - " -
12 Января 1943 г. Me-109F - " -
15 Января 1943 г. FW-190 - " -
2 Апреля 1943 г. Me-109F Ла-5 (в составе 4-го ГвИАП)
14 Апреля 1943 г. FW-190 - " -
15 Апреля 1943 г. Fiat G-50bis (финский) - " -
21 Апреля 1943 г. 2 Fiat G-50bis (финский) - " -
28 Мая 1943 г. Me-109F - " -
28 Мая 1943 г. Ju-88 - " -
29 Мая 1943 г. 2 Ju-88 - " -
7 Февраля 1944 г. - " -
24 Февраля 1944 г. - " -
28 Июня 1944 г. FW-190 - " -

С окончанием войны В. Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно - Морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание лётного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.

По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В. Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряжённая работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время Голубев увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел. 17 Апреля 2001 года Василий Фёдорович ушёл из жизни.



Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка, ныне Волховского района Ленинградской области. Окончил 7 классов. С ноября 1933 года по октябрь 1935 года служил в Красной Армии, младшим командиром зенитной артиллерийской батареи (Ленинградский военный округ). После окончания службы поступил в Дудергофскую (ныне станция Можайская в черте Санкт-Петербурга) лётно-планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором, затем руководителем Волховского лётно-планерного клуба. В 1938 году закончил Высшую лётно-планерную школу Осоавихима в посёлке Коктебель (Крым). Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды. В октябре 1939 года поступил в Ейское военно-морское авиационное училище. С августа 1940 года служил в 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье (ОИАЭ), был лётчиком и старшим лётчиком (с августа по ноябрь 1940 года), начальником парашютно-десантной службы (с ноября 1940 года по июнь 1941 года).

С 22 июня 1941 года лейтенант В. Ф. Голубев на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота той же 13-й ОИАЭ, летал на И-16. В начале октября 1941 года откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов вражеской авиации, в ноябре 1941 года назначен командиром звена. С февраля 1942 года сражался в составе 13-го ИАП КБФ (18 января 1942 года преобразован в 4-й Гвардейский ИАП КБФ), с марта 1942 года - командир 3-й эскадрильи. В составе этого полка служил до конца войны. Летал на И-16, Ла-5 и Ла-7.

К июню 1942 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка (61-й я истребительная авиационная бригада ВВС Краснознамённого Балтийского флота) Гвардии капитан В. Ф. Голубев совершил 339 боевых вылетов, провёл 61 воздушный бой, сбил 5 самолётов противника лично и 16 - в составе группы (в наградном листе говорится о 4 личных и 23 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 722).

В марте 1943 года назначен помощником командира 4-го Гвардейского ИАП КБФ по лётной подготовке и воздушному бою. Летом 1943 года в полк поступили самолёты, построенные на средства горьковских колхозников ("Валерий Чкалов"). На Ла-5 с бортовым номером "33" летал Гвардии капитан В. Ф. Голубев. В августе 1943 года он принял командование полком, продолжая принимать личное участие в боевых действиях.

К 9 мая 1945 года командир 4-го Гвардейского истребительного Краснознамённого ордена Ушакова авиационного полка ВВС КБФ Гвардии подполковник В. Ф. Голубев совершил 546 боевых вылетов, провёл 133 воздушных боя, в которых сбил лично 17 и в составе группы 16 самолётов противника (в последнем наградном листе говорится о 16 личных и 23 групповой победах). Последний вылет совершил 8 мая 1945 года.

После окончания войны продолжал служить в морской авиации. С марта 1946 года командовал 3-м Гвардейским ИАП ВВС КБФ. С декабря 1948 года по декабрь 1951 года учился на авиационном факультете Военно-Морской академии. С декабря 1951 года командовал 122-й ИАД ВВС Северного флота. С января 1957 года генерал-майор авиации В. Ф. Голубев - заместитель командующего ВВС Черноморского флота по ПВО. В 1960 году переведён из ВМФ в Войска ПВО Страны, в июне 1960 года назначен первым заместителем командующего 14-й Отдельной армией ПВО. С октября 1966 года - генерал-инспектор ПВО инспекции по Военно-Воздушным силам государств - участников Варшавского Договора Управления Главнокомандующего Войск ПВО страны. С августа 1968 года по сентябрь 1970 года - старший военный советник командующего ПВО Объединённой Арабской Республики. С января 1971 года по январь 1975 года - старший преподаватель кафедры ПВО Военной академии Генерального штаба. С июня 1975 года генерал-лейтенант авиации В. Ф. Голубев - в запасе, а затем в отставке. Жил в Москве. Умер 17 апреля 2001 года, похоронен на Введенском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (16.03.1942, 23.10.1942), Красного Знамени (14.08.1941, 14.03.1944, 19.07.1945, 30.12.1956, 29.04.1957, 22.02.1968, 26.08.1970), Отечественной войны 1-й степени (19.01.1943, 06.04.1985), Красной Звезды (26.02.1953, 22.02.1955), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (30.04.1975); медалями, "Орденом Британской империи" 4-го класса (1943), "Орденом за военные заслуги перед Объединённой Арабской Республикой" (1970).


* * *

Список известных воздушных побед В. Ф. Голубева:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
01.08.1941 1 Ю-88 (в гр. 1/3) южнее станция Вайвара И-16
06.08.1941 2 Ю-88 (в гр. 2/10) озеро Глубокое - станция Калище
09.08.1941 1 ФВ-189 (в гр. 1/6) Брюмбель
10.08.1941 1 Ю-88 (в гр. 1/6) южнее Молосковицы
1 Ме-109 (в гр. 1/6) станция Веймарн
11.08.1941 1 Ме-109 (в гр. 1/6) Среднее Село
12.08.1941 1 Ме-109 (в гр. 1/6) Веймарн
14.10.1941 1 Ю-88 (в паре) Кердля
24.10.1941 1 "Бульдог" (в паре) Ханко - Инкоо
01.11.1941 1 "Спитфайр" (в паре) южнее озеро Коэ
21.02.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/4) Карбусель
12.03.1942 1 Ме-109 северо-восточнее аэродром Выстав
1 Ме-109 (в гр. 1/4) Дусьево
19.03.1942 1 Хе-111 (в гр. 1/8) западнее Шала
31.03.1942 1 Ме-109 севернее станция Погостье
16.05.1942 1 Ме-109 западнее Лаврово
28.05.1942 1 Хе-111 (в паре) остров Зеленец
1 Ме-109
29.05.1942 1 Ю-87 ВМБ Кобона
1 Ю-87 (в гр. 1/4) севернее Липка
13.04.1943 1 ФВ-190 юго-восточнее Беззаботное Ла-5
1 ФВ-190 Прозоловское болото
18.04.1943 1 "Брюстер" маяк Шепелев
21.04.1943 2 "Фиат" остров Гогланд
02.06.1943 1 ФВ-190 остров Кирккомансаари
20.08.1943 2 "Брюстер" севернее маяк Шепелев
08.01.1944 1 Ме-110 Новая Буря
06.02.1944 1 Ме-110 Нарва
23.02.1944 1 Ме-110 Тудулинна
05.03.1944 1 ФВ-190 северо-западнее Омути

Всего сбитых самолётов - 17 + 16; боевых вылетов - 546; воздушных боёв - 133.

Из фотоматериалов разных лет:






Из материалов прессы военных лет:



Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области. Отец - Голубев Федор Михеевич (1874 - 1957). Мать - Голубева Варвара Николаевна (1875 - 1965). Супруга - Голубева Александра Федоровна (1918 г. рожд.). Дочь - Ананко Галина Васильевна (1942 г. рожд.), фармацевт.

После учебы в школе и работы на бумажном комбинате Василий в 1933 году добровольно вступил в Красную Армию и прослужил два года. Его влекли самолеты. Эта увлеченность и привела Василия в 1936 в планерную школу Осоавиахима. Был инструктором, а с 1937 года стал руководителем Волховского летно-планерного клуба. Спустя год окончил Высшую летную школу пилотов Осоавиахима. Затем работал инструктором и командиром звена аэроклуба в городе Минеральные Воды. Много летал на самолетах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.

Опытный и способный летчик, он твердо решил стать военным авиатором, овладеть более мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году В. Голубев поступает в Военно-морское авиационное училище в Ейске, причем его сразу принимают на 3-й курс. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.

С того времени и началась его постоянная служба в авиации. Поначалу был летчиком-истребителем, начальником парашютно-десантной службы, командиром звена. В октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, который впоследствии стал 4-м гвардейским. В. Голубев и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.

Знаменательно, что первый боевой вылет на отражение атаки немецких самолетов на Кронштадтскую военно-морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали один за другим днем и ночью. Главнейшей задачей морские летчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.

Надежный ведущий Василий Голубев при встрече с противником стремился построить боевой порядок группы так, чтобы сохранить за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он всегда выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значение придавалось взаимовыручке в бою.

Пример в этом подавал сам ведущий. В критический момент соприкосновения с гитлеровскими самолетами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.

Память фронтовика хранит такой эпизод. Во второй половине июля 1041 года наши войска остановили захватчиков, рвавшихся к Ленинграду, у реки Луга. В. Голубев получил задание разведать их силы в районе города Гдова. Он вылетел вместе с лейтенантом Зотовым. Когда самолет ведомого был поврежден и потерял скорость, Голубев приказал ему занять место ведущего и на предельно малой высоте следовать курсом на аэродром. Не дойдя до линии фронта, они были перехвачены четырьмя "мессершмиттами". Прикрывая поврежденный самолет друга, Голубев, владея высшим пилотажем на малой высоте, в головокружительных маневрах не только отбивал атаки фашистов, но и поджег один "мессер"; остальные истребители ушли. А наша пара благополучно приземлилась на своем аэродроме.

Еще более жаркий воздушный бой разгорелся в районе железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта лейтенант Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь сильное истребительное прикрытие. По его просьбе командир эскадрильи добавил к двум трехсамолетным звеньям еще два истребителя и таким образом создал две тактические группы по четыре машины для действий парами. И это полностью себя оправдало в бою.

Патрулируя над станцией, летчики обнаружили приближение большой группы "юнкерсов". Они шли тремя колоннами по десятку в каждой под прикрытием 12 "мессершмиттов". Итак, восемь наших И-16 против 42 немецких Ю-88 и Ме-109! Это не смутило Голубева. Надо чем-то ошеломить фашистов. И ведущий решил стремительно атаковать армаду бомбардировщиков своей четверкой строем "фронта" на встречном курсе, чего очень боялись немцы. Они не выдерживали такой психической атаки, начинали отворачивать. Расчет оправдался. Метким огнем реактивных снарядов и пулеметов наши летчики сразу сбили два Ю-88. Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле далеко от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы В. Голубева, отражая атаки "мессершмиттов", прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши летчики сбили 11 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.

Бывали и беды. В районе Шлиссельбурга однажды летчики встретились с четырьмя Ме-109. Пришлось применить испытанный прием - идти в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдержали, отвернули. Но истребитель Голубева был подбит зенитной артиллерией. Летчик еле дотянул до восточного берега Ладожского озера. Самолет приводнился и затонул. Голубев вконец обессиленный, едва добрался до берега, вышел на безлюдный мыс. Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева - Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашел друга!

Памятными для Василия Голубева были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ю-88, Хе-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109 и Ме-109ф. Получалось пятикратное превосходство противника!

В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, фашисты сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что "юнкерсы" бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько "пиратов", не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки и ушли, не выполнив задания.

Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В.Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

Почти два года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых летчиков. Летчики прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолетов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по фашистским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. В послевоенные годы авиаторы КБФ выполняли задачи по охране морских и сухопутных рубежей Родины в зоне Балтийского моря.

С окончанием войны В.Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно-морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание летного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.

По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряженная работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодежью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны.

Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали.

В последнее время Голубев увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел. 17 апреля 2001 года в Москве Василий Федорович ушел из жизни.

Ему было суждено пройти всю войну «от звонка до звонка», не прекращая летать и сбивать самолеты противника, даже находясь на руководящих должностях. В списке летчиков - балтийцев, по количеству лично сбитых самолетов, он занимал второе место, деля его с командиром эскадрильи 3 гвардейского полка Александром Шилковым.

А по общему количеству (личные + групповые) среди морских летчиков всех флотов СССР, он уступил только Герою Советского Союза Георгию Костылеву. Василий Фёдорович Голубев написал восемь книг и множество статей, которые увековечили память его однополчан лётчиков-балтийцев. Родился Василий Федорович в 1912 году в маленькой деревеньке Каменка, расположенной в Ленинградской области. Родители его были простыми крестьянами. С детства Василий не понаслышке знал о тяжелом крестьянском труде и до совершеннолетия помогал своим близким. Он был влюблён в авиацию. После семи классов средней школы Василий приходит в волховский Осоавиахим, где получает первые навыки управления самолётом. В 1933 году, уже на службе в ВМФ он подает рапорт на поступление в Ейское летное училище летчиков. В 1940-м году, окончив училище «на отлично», молодой лётчик едет служить на Балтийский флот.

22 июня 1941 года начинается Великая Отечественная Война. Личный состав 13 отдельной истребительной эскадрилья, командиром звена в которой встречает войну Голубев, с первых дней активно принимает участие в боевых действиях. Самолетный парк эскадрильи состоит из истребителей «И-16». Кроме этого в эскадрильи имеется две «Чайки», которые используются для разведки. Вылеты 1941-го летчики звена под командованием Василия Федоровича осуществляют в основном на прикрытие военно-морской базы или разведку. На «Ишачке» с бортовым номером «13» Василий в июле 41-го одерживает свои первые воздушные победы. Его самолеты записывают как групповые, но в действительности они сбиты командиром звена Василием Голубевым, надежно прикрытым ведомыми. Первую официальную личную победу (данные архива ЦВМА в г. Гатчина) Василий Фёдорович одерживает 26.07.1941. В разведывательном вылете совместно со своим ведомым лейтенантом Зотовым. Это был явно неравный бой против четверки «Ме-109». После неожиданной атаки Зотов получил о серию попаданий в двигатель и попытался выйти из боя. Немецкие истребители, потеряв бдительность, устремились добить поврежденный «Ишачок», но Василий Голубев, подойдя на тридцать метров, дерзко сбил ведущего немецкой четверки. Эта атака привела остальных в замешательство. Этим и воспользовались разведчики, оторвавшись от преследования.

Уровень летного мастерства Голубева рос с каждым вылетом. Умелое использование возможностей маневренного «И-16» позволяли ему одерживать воздушные победы над бомбардировщиками и истребителями противника. Кроме этого, в эскадрильи на истребителях были установлены направляющие для реактивных снарядов, что делало возможным нападение и на крупные группы бомбардировщиков, не входя в огневую зону стрелков. В октябре 1941 года Василий, в числе шести наиболее подготовленных и закаленных в боях летчиков, откомандировывается на полуостров Ханко, героические защитники которого ведут тяжелые бои с немецко-финскими войсками. Аэродром базирования истребителей находится под постоянным артиллерийским обстрелом, который затрудняет вылеты. В перерывах между обстрелами летчики небольшими группами вылетают на перехват немецких и финских истребителей. Здесь Василий Федорович продолжает увеличивать количество сбитых самолетов: сбивает немецкий разведчик «Ю-88». Затем, в начале ноября, в составе группы сбивает два истребителя «Кертис», управляемые финскими летчиками. В списке побед и истребитель «И-153», который использовался финнами для разведывательных полетов.

В конце 1941 года Голубев В. Ф. откомандировывается в 13 истребительный полк (впоследствии 4 гв. иап), который нёс тяжелые потери в боях с немецкими асами. Появление в должности заместителя 3-ей эскадрильи Василия Голубева сказывается на подъеме морально-психологического климата. Изначально приход «варяга» воспринимается летным составом «в штыки», но Василий Федорович не из робкого десятка и сразу расставляет все на свои места. Вскоре он назначается командиром эскадрильи. Весной 1942 года аэродром базирования 4 гв. иап постоянно блокируют немецкие асы 54 истребительной эскадры, подкарауливая и сбивая самолеты, заходящие на посадку. Потери в личном составе растут. Моральное состояние молодых лётчиков уже начинало вызывать опасения. 12 марта 1942 года Голубев принимает решение «наказать» охотников. Возвращаясь из вылета на штурмовку войск противника и сохранив боезапас, он покинул строй и имитировал полёт повреждённого самолёта. Ловушка сработала. Через некоторое время на горизонте появились две чёрные точки. Это были два «Ме-109». Но когда «охотники» приблизились к «добыче» «повреждённый» «И-16» вдруг резко развернулся навстречу противнику. Голубев, вспоминал:

«…Заканчиваю боевой разворот на высоте около 500 метров, противники намного ниже меня. Они такого маневра не ждали и оказались в так не любимой ими лобовой атаке. Оба «Мессера», задрав жёлтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложный манёвр. Тёмные трассы от двух «Ме-109F» уже тянутся к моему мотору. Нервничают… Наконец в прицеле ведущий «охотник», дистанция примерно 500 метров, а это - полторы секунды на всё, пусть даже на жизнь. Ещё немного. Ещё…Три огненные пунктира прошивают тонкое тело ведущего «Мессершмитта», мелькнувшее ниже меня метрах в пяти…»

Вспыхнувший немецкий истребитель еще падает на землю, а Василий Голубев, разворачивается вслед второму «Ме-109». Он продолжает атаку и даёт точный залп реактивными снарядами. Вражеский истребитель, попытавшийся спастись крутой горкой, получает повреждения хвостового оперения. Потеряв скорость и управление, зацепившись за макушки деревьев, он совершает вынужденную посадку на границе аэродрома. Его пилот, раненый осколками, в шоке выскакивает из истребителя, но тут же падает и умирает через несколько минут после окончания боя на руках у медиков. Сбить в одном воздушном бою двух «охотников», да еще на глазах всего персонала аэродрома… Это в очередной раз показало всем сомневающимся, что летчик Голубев является профессионалом высокого уровня.

Памятными для Василия Голубева были и бои под Кобоной. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада насчитывала до 80 бомбардировщиков: «Ю-88», «Хе-111» в сопровождении 24 истребителей «Ме-109» и «Ме-109ф». Получалось пятикратное превосходство противника! В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, немцы сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя. Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков «Ю-87» под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что «юнкерсы» бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько «пиратов», не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь повторных лобовых атак ушли, не выполнив задания. Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В. Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

В весенних боях 3-ая эскадрилья пол командованием Василия Голубева выходит на первое место по количеству сбитых в полку. Право выноса гвардейского знамени предоставляется именно летчикам этой эскадрильи. К концу 1942 года общий счет полка приближается к цифре 250. По количеству сбитых самолетов противника полк лидирует не только на Балтийском флоте, но и среди всех флотов СССР. В начале 1943 года летчики полка в составе двух эскадрилий (одна под командованием Героя Советского Союза Цоколаева Г. Д. продолжает нести дежурства на истребителях «И-16») направляются на переучивание. Получив, новые истребители «Ла-5ф» летчики в конце марта, начале апреля возвращаются под Ленинград в зону боевых действий. За короткое время, на самолётах изготовленных на средства тружеников полей Горьковской области, отважные авиаторы сбивают 34 вражеских самолёта. Газета «Красный Балтийский флот» выступила с тематической полосой, озаглавленной «Слушайте, Горьковские колхозники!». Слово было предоставлено Герою Советского Союза Капитану В. Голубеву, старшине В. Потапову, Капитану Е. Маркунину и другим мастерам воздушного боя, которые рассказали о борьбе с немецкой авиацией, о том, как они уничтожают врага в небе и на море. В заключение газета писала: «Пусть в Горьковских колхозах знают, что машины, созданные на их средства,- в надёжных руках, пусть радует их каждая победа, достигнутая нашими лётчиками». Сильно досталось от Балтийцев и финским летчикам, в апреле-мае 1943 года было сбито порядка 30 истребителей, погибло шестеро финских асов. В конце 1943 года Голубева назначают командиром 4 гвардейского полка и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания и сбивать самолеты противника. С начала 1944 года Василий лично сбивает три высотных разведчика «Ме-110». Кроме этого 6 марта 1944 года в групповом бою с истребителями «Fw.190» из 54 истребительной эскадры «Зеленое сердце» Василий Федорович одерживает свою 38 победу.

Войну Голубев закончил Гвардии подполковником, командиром 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который за боевые заслуги был награждён орденом Ушакова 2-й степени. Почти 2 года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых лётчиков. Пилоты прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолётов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по вражеским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. Все это большая заслуга легендарного летчика. Учил, берег, воспитывал, наказывал свой летный состав и карал противника – это слова ветеранов полка, прошедших горнило войны и встретивших победу. К маю 1945 года Василий Фёдорович Голубев совершил 589 (по другим источникам - 546) успешных боевых вылетов и, участвуя в 133 воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 19 лично и 20 в группе с товарищами. По мнению однополчан и ряда историков в области авиации, эта цифра не соответствует действительности. По их мнению Голубев В. Ф. сбил порядка 45 самолетов лично, не считая групповых побед. Ряд сбитых самолетов записывалось на его ведомых. Это делалось для поднятия боевого духа и приобретения уверенности в себе молодого летного состава. С окончанием войны В. Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно - Морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание лётного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины. По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В. Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряжённая работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время, Голубев, увлекался литературным творчеством. Работу над очередной книгой он закончить не успел. 17 Апреля 2001 года Василий Фёдорович ушёл из жизни. Похоронен в г. Москве. Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали. Вечная память Герою!

PS. Уважаемые форумчане и посетители сайта «Расправленные крылья». Более трех лет занимаюсь сбором материалов (воспоминания, фото, характеристики, биографии, летные книжки и.т. д) по летчикам-истребителям Дважды Краснознаменного Балтийского флота (пишу книгу). Очень Вас прошу помочь указанными материалами. Отзывы, критику и материалы принимаю по адресу: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script С уважением Василий Силантьев.


Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области. Отец - Голубев Федор Михеевич (1874 - 1957). Мать - Голубева Варвара Николаевна (1875 - 1965). Супруга - Голубева Александра Федоровна (1918 г. рожд.). Дочь - Ананко Галина Васильевна (1942 г. рожд.), фармацевт.

После учебы в школе и работы на бумажном комбинате Василий в 1933 году добровольно вступил в Красную Армию и прослужил два года. Его влекли самолеты. Эта увлеченность и привела Василия в 1936 в планерную школу Осоавиахима. Был инструктором, а с 1937 года стал руководителем Волховского летно-планерного клуба. Спустя год окончил Высшую летную школу пилотов Осоавиахима. Затем работал инструктором и командиром звена аэроклуба в городе Минеральные Воды. Много летал на самолетах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.

Опытный и способный летчик, он твердо решил стать военным авиатором, овладеть более мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году В. Голубев поступает в Военно-морское авиационное училище в Ейске, причем его сразу принимают на 3-й курс. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.

С того времени и началась его постоянная служба в авиации. Поначалу был летчиком-истребителем, начальником парашютно-десантной службы, командиром звена. В октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, который впоследствии стал 4-м гвардейским. В. Голубев и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.

Знаменательно, что первый боевой вылет на отражение атаки немецких самолетов на Кронштадтскую военно-морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали один за другим днем и ночью. Главнейшей задачей морские летчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.

Надежный ведущий Василий Голубев при встрече с противником стремился построить боевой порядок группы так, чтобы сохранить за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он всегда выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значение придавалось взаимовыручке в бою.

Пример в этом подавал сам ведущий. В критический момент соприкосновения с гитлеровскими самолетами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.

Память фронтовика хранит такой эпизод. Во второй половине июля 1941 года наши войска остановили захватчиков, рвавшихся к Ленинграду, у реки Луга. В. Голубев получил задание разведать их силы в районе города Гдова. Он вылетел вместе с лейтенантом Зотовым. Когда самолет ведомого был поврежден и потерял скорость, Голубев приказал ему занять место ведущего и на предельно малой высоте следовать курсом на аэродром. Не дойдя до линии фронта, они были перехвачены четырьмя "мессершмиттами". Прикрывая поврежденный самолет друга, Голубев, владея высшим пилотажем на малой высоте, в головокружительных маневрах не только отбивал атаки фашистов, но и поджег один "мессер"; остальные истребители ушли. А наша пара благополучно приземлилась на своем аэродроме.

Еще более жаркий воздушный бой разгорелся в районе железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта лейтенант Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь сильное истребительное прикрытие. По его просьбе командир эскадрильи добавил к двум трехсамолетным звеньям еще два истребителя и таким образом создал две тактические группы по четыре машины для действий парами. И это полностью себя оправдало в бою.

Патрулируя над станцией, летчики обнаружили приближение большой группы "юнкерсов". Они шли тремя колоннами по десятку в каждой под прикрытием 12 "мессершмиттов". Итак, восемь наших И-16 против 42 немецких Ю-88 и Ме-109! Это не смутило Голубева. Надо чем-то ошеломить фашистов. И ведущий решил стремительно атаковать армаду бомбардировщиков своей четверкой строем "фронта" на встречном курсе, чего очень боялись немцы. Они не выдерживали такой психической атаки, начинали отворачивать. Расчет оправдался. Метким огнем реактивных снарядов и пулеметов наши летчики сразу сбили два Ю-88. Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле далеко от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы В. Голубева, отражая атаки "мессершмиттов", прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши летчики сбили 11 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.

Бывали и беды. В районе Шлиссельбурга однажды летчики встретились с четырьмя Ме-109. Пришлось применить испытанный прием - идти в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдержали, отвернули. Но истребитель Голубева был подбит зенитной артиллерией. Летчик еле дотянул до восточного берега Ладожского озера. Самолет приводнился и затонул. Голубев вконец обессиленный, едва добрался до берега, вышел на безлюдный мыс. Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева - Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашел друга!

Памятными для Василия Голубева были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ю-88, Хе-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109 и Ме-109ф. Получалось пятикратное превосходство противника!

В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, фашисты сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что "юнкерсы" бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько "пиратов", не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки и ушли, не выполнив задания.

Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В.Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

Почти два года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых летчиков. Летчики прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолетов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по фашистским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. В послевоенные годы авиаторы КБФ выполняли задачи по охране морских и сухопутных рубежей Родины в зоне Балтийского моря.

С окончанием войны В.Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно-морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание летного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.

По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряженная работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодежью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны.

Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали.

В последнее время Голубев увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел. 17 апреля 2001 года в Москве Василий Федорович ушел из жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!