Гунны хунны. Откуда пришли гунны

В гуннах обыкновенно видят тюркский народ сюнну или хьюнг-ну (Huing-nu), упоминаемый в китайских хрониках еще за несколько столетий до Р.Х. Под натиском империи Хань гунны якобы постепенно откочевывали из Внутренней Азии на запад, включая покоренные народы — угров, монголов, тюркские и иранские племена — в свою орду. Около 370 г. они переправились через Волгу, разгромили аланов и затем набросились на остроготов.

Этой точки зрения придерживаются главным образом ученые «евразийской» школы для иллюстрации своих концептуальных построений. Однако письменные источники и археология говорят, что исторические судьбы сунну оборвались в начале н. э. где-то на территории Средней Азии. Все первое столетие н. э. — это эпоха непрерывного упадка некогда могущественного племенного объединения. Голод, бескормица и внутренние распри привели к тому, что в середине I в. держава сюнну, охватывавшая Южную Сибирь, Монгольский Алтай и Манчьжурию, распалась. Часть сюнну откочевала на запад, в некую страну «Канцзюй» (предположительно на территории Киргизии). Здесь один их отряд численностью в 3000 воинов, возглавляемый шаньюем Чжи-Чжи, был разгромлен китайцами и полностью уничтожен (убито 1518 человек и попало в плен свыше 1200). Другие орды сюнну, мигрировавшие в этот район, в течение I в. были подчинены племенным союзом сяньби. Характерно, что источники ничего не сообщают о дальнейшем продвижении сюнну на запад. Бегут «неизвестно куда» только их вожди — шаньюи, а основная масса племени остается на месте. Так, наиболее крупая орда сюнну, насчитывавшая 100 000 кибиток, после своего поражения в 91 г. «приняла название сяньби», то есть влилась в это племенное объединение. Археологических памятников сюнну западнее Средней Азии не обнаружено. Таким образом, родство гуннов и сюнну/хьюнг-ну основывается евразийцами исключительно на некотором сходстве их имен. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что «их отождествление (с народом хьюнг-ну. — С. Ц .), некритично принимаемое многими учеными... в действительности не обосновано и противоречит данным лингвистики, антропологии и археологии…» [ Свод древнейших письменных известий о славянах. Составители: Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г.Литаврин. В 2-х т. М., 1994. Т. I, 87-88 ].

Вопрос об этнической и языковой принадлежности гуннов доныне остается дискуссионным. Я придерживаюсь мнения, что европейские гунны IV-V вв. должны быть отождествлены с племенем хунну, о котором уже в середине II в. писал Птолемей, помещая его на территорию «между бастарнами и роксоланами», то есть значительно западнее Дона, вероятно, где-то между Днестром и Средним Поднепровьем. По всей видимости, эти хунны принадлежали к угро-финской языковой семье. В языках некоторых уральских народов слово «гун» или «хун» означает «муж», «человек» [Кузьмин А. Г. Одоакр и Теодорих. В кн.:Страницы минувшего. М., 1991, с. 525 ]. Но хуннская орда была, конечно, неоднородна по своему этническому составу. Скорее всего к середине IV в. хунны подчинили себе угорские и булгарские племена Подонья и Поволжья. Это племенное объединение и получило в Европе название «гунны».

Вторжение гуннов в Северное Причерноморье и Крым было подобно падению камня, вызвавшему сход горной лавины. Военное преимущество гуннам обеспечивала их тактика. В начале сражения, избегая рукопашного боя, они кружили вокруг противника и осыпали его стрелами до тех пор, пока вражеские боевые порядки не приходили в полное смятение, — и тогда решительным ударом собранных в кулак конных масс гунны довершали разгром; в рукопашном бою они орудовали мечами, «нисколько не помышляя о себе», как замечает Аммиан Марцеллин. Их стремительное вторжение застало врасплох не только римлян, но и племена Северного Причерноморья. Современники в связи с этим единогласно пишут о «внезапном натиске», «внезапной буре» и уподобляют гуннское нашествие «снеговому урагану в горах».

В 371 г. гунны ворвались во владения готского короля Эрманариха. Ряд раннесредневековых авторов, в том числе Иордан и Прокопий Кесарийский, приводят в связи с этим забавный случай, который помог гуннам проникнуть в Крым. Однажды гуннская молодежь охотилась на оленей на берегу Мэотиды (Азовского моря) и прижала одну самку к самой воде. Неожиданно она бросилась в воду и пересекла море вброд, увлекая за собой охотников. На другом берегу, то есть уже в Крыму, она исчезла, но гунны не огорчились: ведь теперь они узнали то, о чем раньше и не подозревали, а именно, что в Крым, к остроготам, можно попасть, минуя хорошо охраняемый Перекопский перешеек. Вернувшись к сородичам, охотники сообщили о своем открытии, и гунны всей ордой вторглись в Тавриду по пути, указанному им животным. История с оленихой, если это, конечно, не легенда, могла произойти только в одном месте — в Сивашском заливе, через который с севера на юг тянется Арабатская стрелка — узкая и длинная коса, на севере очень близко подходящая к берегу моря. Это еще раз подтверждает, что остроготов атаковали хунны Птолемея, а не сюнну, пришедшие из-за Волги, которые в таком случае должны были появится в Крыму со стороны Тамани.

Королевство остроготов было превращено гуннами в груду развалин, население подверглось массовой резне, сам престарелый Эрманарих в отчаянии покончил с собой. Большинство остроготов отступило на запад, к Днестру; оставшиеся признали власть гуннов, и только небольшой части остроготов, укрепившейся на Керченском полуострове удалось сохранить свою независимость (их потомки были известны под именем готов-трапезитов* еще и в XVI в.; Трапезунтом в древности называлась гора Чатырдаг в южном Крыму; Иордан знает также крымский город Трапезунт, разрушенный гуннами).

Гунны между тем обрушились на везеготов, устроив им настоящую бойню. «Побежденные скифы (везеготы. — С. Ц .) были истреблены гуннами и большинство их погибло, — пишет современник этих событий Евнапий, — причем не было предела жестокости при их избиении». В 376 г. десятки тысяч спасающихся от нашествия везеготских семейств появились на берегу Дуная, умоляя римские власти позволить им переправиться и поселиться во Фракии. За ними шли остроготы, слыша за своей спиной топот и ржание гуннских лошадей. Император Валент согласился принять везеготов, намереваясь использовать их для пограничной службы на дунайской оборонительной линии. Однако переправа такого огромного количества людей заняла много времени; подвоз припасов не был организован должным образом, и среди везеготов разразился голод. Римские чиновники вместо помощи «варварам» использовали ситуацию в целях личного обогащения. За кусок хлеба они заставляли везеготов отдавать им в рабство жен и детей. Дошло до того, что любого раба продавали за десять фунтов говядины или за ковригу хлеба. Аммиан Марцеллин пишет даже, что римляне «по ненасытности своей, набрав откуда только было можно собак, давали их по одной за каждого раба», а Иордан утверждает, что голодные везеготы порой продавали своих детей в рабство за «дохлятину — собачью и других нечистых животных».

Доведенные до отчаяния везеготы взбунтовались, опустошили Фракию, и римлянам пришлось усмирять их силой оружия. Но на помощь разбитым везеготам пришли остроготы, переправившиеся через Дунай без императорского позволения и приглашения. 9 августа 378 г. на равнине возле Адрианополя римские легионы были растоптаны готской кавалерией; решающая роль в победе принадлежала остроготам и их союзникам аланам, которые «как молния» обрушились на врага. Император Валент пал в сражении и даже тело его не было найдено. По известию Иордана, он укрылся в каком-то поместье близ Адрианополя, а готы, не зная об этом, сожгли дом вместе с ним. Его преемник, император Феодосий I, с большим трудом спас положение, даровав готам права федератов (союзников империи, получающих регулярное жалованье). Тем временем в Паннонию вступила гуннская орда, увлекая за собой аланов, угров, булгар и другие кочевые племена южных степей. Эти события были началом Великого переселения народов.

III.

Страшное опустошение Северного Причерноморья, произведенное гуннами, не замедлило отразиться на самих разрушителях, среди которых разразился голод. Приостановив наступление на запад, гуннская орда в конце IV столетия перевалила через Кавказ и наводнила Переднюю Азию, разоряя и грабя города и массами уводя население в рабство. Сельские местности Сирии и Каппадокии совершенно обезлюдели. Осаде подверглась Антиохия; Иерусалим и Тир готовились к отражению нашествия; Аравия, Финикия, Палестина и Египет, по словам писателя V в. Иеронима, «были пленены страхом». Гунны отступили только после того, как иранский шах двинул против них крупные силы.

Гуннам понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы прочно обосноваться в причерноморских степях. В первой четверти V в. они наконец появились в Паннонии, которая освободилась благодаря уходу в Галлию аланов и вандалов. В 434 г. гуннский вождь Ругила осадил Константинополь, спасенный на этот раз, как повествует византийское предание, лишь посредством вмешательства небесных сил. В том же году Ругила умер и власть в орде наследовали его племянники - Аттила и Бледа. Последний вскоре был убит своим соправителем, которому и суждено было превратить свое имя и имя своего народа в нарицательные.

Гунны привели в ужас цивилизованный мир: после них готы и вандалы казались афинскими воинами. Они вызывали отвращение даже у самих варваров. Готы рассказывали, что один из их королей сослал вглубь Скифии колдуний, которые встретились там с блуждающими демонами. От их соития и родилось отвратительное племя гуннов, отродье, по словам Иордана, зародившееся в болотах, — «малорослые, тощие, ужасные на вид, не имеющие с человеческим родом ничего общего, кроме дара слова», чье лицо — безобразный кусок сырого мяса с двумя дырами вместо глаз. Аммиан Марцеллин описывает их с чувством естествоиспытателя, столкнувшегося с неведомыми чудовищными тварями. Рассказав об отталкивающей наружности гуннов, об их приземистых телах, непомерно больших головах, о приплюснутых носах, о подбородках, изрезанных шрамами, якобы для того чтобы помешать расти бороде 1 , он заключил: «Я сказал бы скорее, что это двуногие животные, а не люди, или каменные столбы, грубо вытесанные в образ человека, которые украшают парапеты мостов».

Читая рассказы современников о нравах этих кочевников, можно подумать, что гуннская орда — это скорее волчья стая, чем сообщество людей. Если галлы, по рассказам римских писателей, боялись одного: что небо рухнет им на голову, — то гунны, казалось, опасались только того, чтобы на них не упали крыши. У них не было даже кибиток, и они проводили свой век на спинах своих лошадей, к которым были точно приклеены. Иероним утверждал, что согласно поверью гуннов, кто-либо из них, коснувшийся земли, считал себя уже мертвым. Верхом они исправляли всякие дела, продавали и покупали, обсуждали общеплеменные вопросы, верхом же и спали, наклонившись к сухопарым шеям своих лошадей, «нескладных, но крепких». Одежда из холста или меха истлевала на их теле, и только тогда заменялась новой. Огня они не знали, и когда хотели есть, клали себе под седло кусок сырого мяса и таким образом размягчали его. Грабили они с бессмысленной жестокостью.

Средневековое изображение Аттилы

Впрочем, сегодня гунны не кажутся нам такими уж дикарями. Мы знаем, что двор Аттилы был средоточием европейской дипломатии и развлекались там не только выходками шутов, но и беседами «философов»; образованная гуннская верхушка использовала письменность — неизвестно, свою или заимствованную. Именно к гуннам бежал в 448 г. известный врач Евдоксий, выходец из Галлии, уличенный в сношениях с багаудами 2 . Один из римских дипломатов при дворе Аттилы встретился там с соотечественником-эмигрантом, который расхваливал ему общественные порядки гуннов и даже не думал о возвращении на родину. (Надо заметить, что главным социально-экономическим благом в гуннской империи было отсутствие налогов: грабежи и контрибуции с лихвой покрывали издержки и нужды двора Аттилы). При осаде городов гунны с успехом использовали сложные военно-инженерные сооружения и стенобитные машины.

С появлением Аттилы варварство, доселе почти безымянное и безликое, обретает имя и лицо. Из своего далекого степного стана он грозил империи, уже разделенной, и Рим с Константинополем истощали свою казну, чтобы удовлетворить его требования. Посланники империи униженными просителями приближались к деревянному ханскому дворцу, весьма искусно построенному из бревен и досок и украшенному резьбой, — где подвергались долгим мытарствам, прежде чем быть допущенными внутрь, за линию оград и частоколов. Представ перед Аттилой, они видели большеголового человека с проседью, коренастого, широкогрудого, курносого, безбородого, почти черного лицом; маленькие глазки его обыкновенно горели гневом. Во время пиршества владыка гуннов ел и пил из деревянной посуды, тогда как его гостям подавали яства на золотых и серебряных блюдах. Посреди пира он оставался неподвижен, и только когда в залу входил младший из его сыновей, взгляд «Бича Божьего» смягчался и, ласково схватив ребенка за щеку, он привлекал его к себе.

Именно здесь, в степном лагере Аттилы, мы слышим первое славянское слово, долетевшее до нас из бездны времен. И обозначает оно хмельной напиток. Приск, один из участников византийского посольства 448 г. к Аттиле, рассказывает, что по пути к лагерю гуннов посольство останавливалось на отдых в «деревнях», жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по-туземному «медос», то есть славянским мёдом. К сожалению, Приск ничего не говорит об этнической принадлежности гостеприимных и хлебосольных жителей «деревень», но этот отрывок из его сочинения можно сопоставить с более поздним известием Прокопия Кесарийского о том, что войска ромеев переправлялись через Дунай, чтобы поджечь деревни славян и разорить их поля. Стало быть, этническая принадлежность задунайских соседей не была для византийцев тайной.

Другое славянское слово донес до нас Иордан. Он рассказывает, что после смерти Аттилы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых превозносились подвиги покойного. «После того как он был оплакан такими рыданиями, — пишет Иордан, — они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое они сами называют страва, и, сочетая в себе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп, тайно скрытый в земле, окружают покровами — первый из золота, второй из серебра, третий из прочного железа... И, чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным последовала для погребавших».

Иордан прав лишь отчасти, приписывая убийство устроителей могилы Аттилы стремлению гуннов скрыть место погребения своего предводителя. Точнее, перед нами - древний обычай убийства слуг вождя для сопровождения его в загробный мир. Например, Менандр под 576 г. сообщает, что в день погребения правителя Западного Тюркского каганата Дизабула были убиты кони умершего и четверо пленных, которых как бы послали в загробный мир к усопшему, чтобы рассказать ему о совершенной в его честь тризне. Как часть похоронного ритуала для знати, этот обычай зафиксирован также у русов еще в начале X в.

Несмотря на то, что описание похорон Аттилы имеет этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древности, — термин «страва» (strava) в смысле «погребальное пиршество, поминки» известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение «пища». Возможно, гунны заимствовали его у славян вместе с какими-то чертами, обогатившими их собственный погребальный обряд [ Свод, I, с. 162-169 ].

Сознавая слабость обоих частей разделенной Римской империи, Аттила вел себя как подлинный повелитель мира. С ножом у горла он требовал от западного и восточного императоров выполнения всех своих требований и даже капризов. Однажды он велел византийскому императору Феодосию отдать ему богатую наследницу, на которую зарился один из его воинов: насмерть перепуганная девушка спаслась бегством, но Феодосий, чтобы предотвратить войну, был вынужден найти ей заместительницу. В другой раз Аттила потребовал от западноримского императора Валентиниана священные сосуды, спасенные епископом города Сирмия при разграблении гуннами этого города. Император ответил, что такой поступок будет с его стороны святотатством и, пытаясь удовлетворить алчность гуннского вождя, предложил вдвойне оплатить их стоимость. «Мои чаши — или война!» — ответил Аттила. В конце концов, он захотел получить от Феодосия баснословную дань, а от Валентиниана — его сестру Гонорию и половину империи в качестве приданого. Встретив от того и другого отказ в своих притязаниях и будучи, кроме того, взбешен попыткой одного из членов посольства Приска отравить его, он решил атаковать сразу обоих своих врагов. Два гуннских посланника в один день предстали перед Феодосием и Валентинианом, чтобы сказать им от имени своего повелителя: «Аттила, мой господин и твой, приказывает тебе приготовить дворец, ибо он придет».

И он действительно пришел в страшный 451 год. Потрясенные современники уверяют, что его приход возвестили кометы, лунное затмение и кровавые облака, посреди которых сражались призраки, вооруженные пылающими копьями. Люди верили, что наступает конец света. Аттила виделся им в образе апокалипсического зверя: одни летописцы наделяли его головой осла, другие свиным рылом, третьи лишали его дара слова и заставляли издавать глухое рыканье. Их можно понять: это было уже не нашествие, а потоп, Германия и Галлия исчезли в водовороте людских масс, конных и пеших. «Кто ты? — кричит Аттиле святой Лу (St. Loup) с высоты стен Труа. — Кто ты, разметавший народы, как солому, и ломающий короны копытом своей лошади?» — «Я Аттила, Бич Божий!» — звучит в ответ. — «О, — отвечает епископ, — да будет благословен твой приход, Бич Бога, которому я служу, и не я остановлю тебя».

Помимо гуннов Аттила привел с собой булгар, аланов, остроготов, гепидов, герулов, часть франкских, бургундских и тюрингских племен; современные источники умалчивают о славянах, однако не приходится сомневаться, что они присутствовали в качестве вспомогательных отрядов в этой разноплеменной орде. По словам Иордана, гунны держали во власти весь варварский мир.

Аэций

И все же на этот раз «Гесперия» устояла. Полководец Аэций, последний из великих римлян, противопоставил гуннской орде коалицию германских племен — гибнущую цивилизацию должны были отстаивать варвары. Знаменитая Битва народов произошла в июне 451 г. на обширных Каталаунских полях в Галлии, близ современного Труа (в 150 км восточнее Парижа). Ее описание современниками напоминает рагнарёк — последнее грандиозное побоище богов в германской мифологии: 165 тысяч убитых, ручьи, вздувшиеся от крови, обезумевший от бешенства Аттила, кружащийся вокруг гигантского костра из седел, в который он намеревался броситься, если бы неприятель ворвался в гуннский лагерь... Противникам так и не удалось сломить друг друга, но спустя несколько дней Аттила, не возобновив сражения, увел орду назад в Паннонию. Солнце античной цивилизации замедлило свой кровавый закат.

На следующий год Аттила опустошил Северную Италию и, обремененный добычей, снова вернулся в придунайские степи. Он готовился нанести удар по Византии, но в 453 г. внезапно скончался, на другой день после свадьбы с германской красавицей Ильдико, которую молва обвиняла в отравлении «Бича Божьего» и «осиротителя Европы». Впрочем, Ильдико вряд ли была новой Юдифью. Скорее всего, как об этом свидетельствует Иордан, Аттила умер во сне от удушья, вызванного часто случавшимся у него носовым кровотечением. После его смерти гуннская империя быстро распалась. Вскоре, потерпев поражение от готов на реке Недао, гунны ушли из Паннонии назад в южное Поднепровье и на Северный Кавказ.

Гуннское «опустошение мира» сыграло важную роль в истории славянского этноса. В отличие от скифских, сарматских и готских вторжений, нашествие гуннов было чрезвычайно масштабным и привело к разрушению всей прежней этно-политической ситуации в варварском мире. Уход на запад готов и сарматов, а затем и распад империи Аттилы позволил славянам в V в. начать широкую колонизацию Северного Подунавья, низовьев Днестра и среднего течения Днепра.

О них слышали все. Но никто в точности не знает, какими, они были. В том числе и ученые. А вот что о них сейчас известно благодаря древним историкам и современным археологам и антропологам.

В карьере кирпичного завода близ села Белоглазово, на Оби, было найдено погребение воина. Пояс покойника украшали золотые и серебряные бляхи, на шее висела золотая гривна с головами хищных зверей на концах, положенное в могилу оружие - меч, кинжал, нож, лук и колчан со стрелами - блистало золотой отделкой, было расцвечено вставками сердолика и кроваво-красного альмандина.

Тысячи километров отделяли могилу от Рима. Но потомки воина, сраженного на берегу сибирской реки, купали своих коней в реках Италии. Гунны шли на запад.

Гунны и Римская империя

Все дороги по-прежнему вели в Рим. Много веков по ним стекались в ненасытный город золото, рабы, добыча. Много веков по ним шествовали легионы, возвращавшиеся домой для очередного триумфа. Теперь наступило время расплаты. По дорогам спешили жадные до добычи варвары.

Рим еще боролся. Он был силен, уже не столько оружием, сколько своей прежней славой, страхом, который он когда-то внушал. Своим уменьем разделять и властвовать, натравливать одних варваров на других. Наконец, своим золотом, дававшим возможность нанимать, подкупать, переманивать или, на крайний случай, просто откупаться. Но все это только отодвигало конец. «Вечный город» пустел, нищал. На Форуме, где еще не так давно решались судьбы мира, теперь росла трава, и бродили свиньи.

Четыреста пятидесятое Рождество Христово отмечено было по всей Италии в печали и унынии. Наступающий год не сулил ничего хорошего. В церквах спешно замаливались прегрешения, большие и малые, подлинные и мнимые. Кара Господня никогда не казалась такой неотвратимой. «Бич Божий» - Аттила, царь гуннов, - готовился перейти границы Империи.

Аттила требовал в свой гарем Гонорию, сестру императора Валентиниана III, а с ней и значительную часть его владений и сокровищ в качестве приданого. Сама Гонория дала согласие на брак. Она не приносила себя в жертву из любви к родному городу. С детства Гонории была уготовлена незавидная участь. Будущий муж ее - дочери одного императора и сестры другого - мог претендовать на престол. Этого следовало избежать. Поэтому Гонорию обрекли на безбрачие, заперли во дворце и готовили к монашеской жизни. Много лет честолюбивая и энергичная женщина боролась против властных родственников. Тайный брак с управляющим ее имениями Евгением раскрыли. Незадачливого супруга казнили, а Гонорию отправили в Константинополь, ко двору ее двоюродного брата. Рушились последние надежды на свободу, власть, честолюбивые мечты о престоле. В отчаянии Гонория тайно послала верного евнуха к Аттиле с предложением взять ее замуж и отправила ему драгоценный перстень в виде залога.

Рим был возмущен. «Вовсе недостойное детище, - писал древний историк, - купить себе свободу сладострастия ценою зла для всего государства». Но зато Аттила был доволен. Конечно, в его гареме нашлись бы женщины и моложе и красивее, чем тридцатидвухлетняя римлянка. Но брак с ней давал право на римское наследство. Война стала неизбежной. Аттила начал собирать войска, свои и подчиненных племен. Гунны, остготы, герулы, гепиды, ругии и другие, всего несколько сот тысяч воинов, двинулись на Рим.

Из всех варваров римляне больше всего боялись и больше всего ненавидели гуннов. За неистовую ярость в бою и свирепую беспощадность в грабеже, за кровожадность и жестокость. Там, где проходили гунны, не оставалось ни людей, ни строений, только пепел и трупы. Они были ненасытны, и золото, отсылавшееся им в виде дани, только еще больше разжигало их алчность.

Переселение и войны гуннов

В конце IV века н. э. гунны появляются в степях Северного Причерноморья. Все предавалось огню и мечу, сопротивлявшиеся безжалостно истреблялись. Сперва были разбиты и покорены степняки-аланы. Оседлых алан почти всех перебили, а часть кочевых алан подчинились гуннам. Двумя потоками - через Перекоп и с Таманского полуострова через нынешний Керченский пролив - гунны обрушились на Боспорское царство в Крыму. Его города были взяты штурмом и разграблены. Просуществовавшее более тысячи лет Боспорское царство погибло, чтобы никогда не возродиться.

Затем наступила очередь германских племен - готов, живших к западу и северо-западу от алан. Вестготы бежали на Дунай, остготы - разбиты. Их король, стодесятилетний Эрманарих, не перенеся позора поражения, покончил самоубийством. И вот уже под властью гуннов находится огромная территория от Дуная до Волги, со множеством живущих на ней племен и народов, а сами они становятся соседями Римской империи, соседями беспокойными и беспощадными. Где тут было интересоваться гуннским прошлым. События разворачивались быстро, и римлянам было не до исторических изысканий.

Происхождение гуннов

Откуда они пришли и кем были их предки, никто не знал. Писал же римский историк про гуннов, что никто из них не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше. Многие всерьез полагали, что гунны произошли от браков нечистых духов с ведьмами, «свирепейшее племя… малорослое, отвратительное и сухопарое, которое можно считать людьми лишь в том смысле, что оно обнаруживало подобие человеческой речи».

Ненависть буквально сочится из каждой строчки любого современника, писавшего о гуннах (сами гунны сочинений о себе не оставили). Например, Аммиан Марцеллин, свидетель их первого появления в Европе, давал гуннам следующую характеристику: «Все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что можно принять их за двуногих зверей… При столь неприятном человеческом облике они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями полевых трав и полусырым мясом».

В прошлом веке ученые вновь заинтересовались гуннами, прежде всего тем, кто они такие и откуда пришли в Европу. Римская версия о потомках злых духов и ведьм, конечно, снимала все сомненья, но уже не соответствовала господствующему умонастроению. Гипотезы рождались одна за другой. Гунны объявлялись поочередно, а то и одновременно, монголами, тюрками, сарматами, славянами, германцами, иранцами, бог весть кем еще.

Затем стали известны древние летописи, полные проклятий по адресу жившего на территории современной Монголии и Забайкалья народа хунну или сюнну. У китайцев тоже были веские основания для ненависти.

Культура гуннов

Сюнну были кочевниками, и летописи характеризовали их так. «По обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи; скот же питается травой и пьет воду, переходя в зависимости от сезона с места на место». «В поисках воды и травы они переходят с места на место… у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства, и они не занимаются обработкой полей».

Каждый мужчина был воином. «Завидев неприятеля, устремляются за корыстью подобно стае птиц, а когда бывают разбиты, то подобно черепице рассыпаются, подобно облакам рассеиваются». По сути, жизнь гуннов состояла из непрерывных битв.

Как выглядели гунны? Примерно так.

История гуннов

История возвышения сюнну начинается в 206 году до н. э., когда их предводителем стал Модэ (именно он, вероятно, был легендарным основателем гуннов). Согласно преданью, он был сыном верховного вождя и имел в своем подчинении десять тысяч всадников, объединенных железной дисциплиной. Если Модэ выпускал по мишени стрелу, все, не раздумывая, должны были следовать его примеру. Однажды Модэ выстрелил в любимого аргамака. Некоторые из приближенных не осмелились выстрелить вслед за ним, и им немедленно отрубили головы. То же самое повторилось, когда Модэ пустил стрелу в свою любимую жену. Но зато когда мишенью затем стал конь его отца, непослушных уже не оказалось. Вскоре после этого на охоте Модэ застрелил отца, и вслед за его стрелой в несчастного вонзились стрелы приближенных Модэ. Затем Модэ убил мачеху, младшего брата, старейшин, не желавших ему повиноваться, и стал единоличным правителем сюнну.

Начались десятилетия войн и набегов. Китайские войска были не раз биты. Сюнну вторгались на территорию Поднебесной, грабили, убивали, жгли, и вереницы рабов вновь и вновь тянулись в негостеприимные северные степи. В народных песнях пелось: Ни семьи и ни дома нет больше… Беда - Это гуннская вторглась орда.

Найдены курганы вождей сюнну, разграбленные еще в древности и все равно содержащие остатки роскошных ковров, шелковых тканей и парчи, оружие, обломки золотых украшений и изделий из нефрита. И все это составляло только жалкую толику того, чем владела знать сюнну при жизни.

Военная фортуна, как известно, переменчива. В первые два века нашей эры сюнну вступили в полосу неудач и распались на несколько орд. Соседние кочевые племена в союзе с китайцами смогли нанести им ряд поражений. Северные сюнну двинулись на запад и через Среднюю Азию дошли до Каспия. По-видимому, этот путь занял у них несколько веков, и все это время сюнну кочевали, воевали с различными племенами и одновременно смешивались с ними. Затем они появились в Северном Причерноморье, «как снеговой ураган в горах», и под именем гуннов стали известны римлянам.

Итак, прародина гуннов, кажется, была найдена. Увы, это мало помогло ответу на вопрос, кто же были они сами. Скорее всего, тот народ, который китайцы называли сюнну, был тюркским по языку и монголоидным по внешнему облику. Но продвигаясь на запад, сюнну смешивались со многими народами, срывали с насиженных мест и увлекали за собой целые племена. Недаром Аммиан Марцеллин с тревогой писал, что по всему пространству, которое тянется к Понту (то есть к Черному морю), волнуется варварская масса скрытых до сих пор племен, внезапной силой сорванная со своих мест.

Европейские гунны уже очень сильно отличались от сюнну, настолько сильно, что некоторые ученые вообще отказываются признать в них потомков последних. Это, вероятно, излишний скептицизм, но о реальных и значительных различиях совершенно ясно говорит археология. Она знает погребения азиатских гуннов и не может найти в земле следов гуннов европейских. Сложилась парадоксальная ситуация. Много было народов и племен, некогда могущественных и наводивших страх на соседей. Археологам известны их занятия, поселения и жилища, их погребения, до мельчайших подробностей изучены их оружие, украшения и кухонная утварь. Антропологи восстановили их внешний вид, историки первобытного общества реконструировали в общих чертах их общественный строй. Не хватает лишь одного - письменного свидетельства, упоминания этих народов в древних книгах и летописях. И поэтому можно только догадываться об их истории и судьбе, и само имя многих таких народов нам неизвестно.

С гуннами все обстоит по-другому. Известны их имя и прародина, изучена их история. Неизвестны только они сами. Неизвестно, на каком языке они говорили, каким был общественный строй гуннов, к какой расе принадлежали и насколько европейские гунны отличались от азиатских сюнну. Казалось бы, чего проще. Надо сравнить археологические памятники времен господства гуннов в Европе с теми монгольскими и забайкальскими, которые бесспорно принадлежали сюнну. Те из них, которые напоминают забайкальские, очевидно и являются гуннскими. Так и пытались делать и пытаются до сих пор. Только из этого мало что получается.

Может быть, в Европе не открыты памятники гуннского времени? Напротив, одних погребений там известно много сотен.

Погребений воинов с оружием, украшенным в аляповатом и безвкусном, на современный взгляд, стиле, когда золото без счета усыпалось драгоценными камнями - чем больше, тем и лучше, - а если не было камней, то хотя бы цветными стекляшками, а если и золото было не по карману, то его заменяли хотя бы золотой фольгой. Погребений варварских женщин с украшениями, выполненными в том же стиле, предметами домашнего ремесла, немудреной утварью. И среди этих погребений наверняка есть гуннские. Но выделить их, отличить от других археологи пока не умеют. Попытки делались, и неоднократно, но без особого успеха.

Недаром это время называют эпохой Великого переселения народов. Все пришло в движение. Одни племена разделялись, другие, наоборот, сливались. Учились друг у друга, перенимали чужие обычаи, культуру, даже имена. Все стало если не общим, то чрезвычайно сходным - и оружие, и украшения, даже погребальный обряд. Попробуй тут определи, где гунн, а где алан, гот или гепид! Даже когда находят покойников с явно монголоидными чертами - а таких известно всего несколько - нельзя быть уверенным до конца, что они гунны. Смешанные браки в ту эпоху практиковались чаще, чем когда-либо. Правда, в самое последнее время археологу И. П. Засецкой, по всей видимости, удалось выделить в Северном Причерноморье ряд гуннских погребений. Но для решения всей проблемы этого пока слишком мало. Северное Причерноморье было лишь небольшой частью «Гуннии», этой условной империи гуннов притом к середине V века - ее далекой окраиной.

Итак, в конце IV века н. э. гунны стали новыми соседями Империи. И сразу же сделали соответствующее представление. В 395 году они совершают вторжение на Закавказье и Месопотамию, в том же году доходят до стен Константинополя. В начале V века гунны захватывают дунайские земли. Отныне Паннония, нынешняя Венгрия, богатая и плодородная равнина, издавна манившая к себе кочевников, становится центром гуннской державы. Отовсюду стекаются плоды грабежа и дань: драгоценности, золото, скот, рабы.

В 433 году умирает гуннский царь Ругила, передав власть двум своим племянникам - Бледе и Аттиле. Двенадцать лет они правят вместе, покоряют германские племена, разрушают бургундское королевство на Рейне, тревожат Рим. Но Аттила был не таким человеком, чтобы с кем-нибудь делить власть. Недаром готский историк Иордан писал про него впоследствии: «Этот человек родился в мир для потрясения народов и для внушения страха всем странам». В 445 году Аттила вероломно убивает брата и начинает править единовластно.

Аттила – предводитель гуннов

Аттила был, безусловно, незаурядным полководцем и политиком. Это признавали даже римляне, питавшие к нему лютую ненависть. Недаром он оставил такой след, как в воображении современников, так и в памяти потомков. Невысокого роста, с широкой грудью и гордо посаженной большой головой, с узким разрезом глаз и редкой бородкой, Аттила внушал страх уже одним своим непривычным для римлян внешним видом.

Жестокий, алчный и сластолюбивый, снедаемый всепоглощающей жаждой власти, он умел вместе с тем и приобретать друзей, привлекать на свою сторону, умел, когда надо, одарить и обласкать, был способен прислушаться к совету других. Обладатель несметных богатств, он одевался, как рядовой воин, был умерен в еде и питье, ел только на деревянной посуде.

Так изображают Аттилу

Свой первый удар Аттила нанес по Восточной Римской империи. Одна за другой пали крепости на Дунае, и вот уже гуннские орды, как саранча, растеклись по Балканам, все уничтожая на своем пути. Римское войско наголову разбито и рассеяно в первом же сражении. Греция опустошена: семьдесят городов сожжено и разграблено, тысячи людей угнаны в рабство. Аттила легко мог взять и Константинополь, но рассудил, что не стоит убивать курицу, несущую золотые яйца. За отказ от штурма он получил 6 тысяч фунтов золота и обещание выплачивать регулярную дань в размере 2100 фунтов ежегодно.

К 451 году Аттила был повелителем державы, простиравшейся от среднеазиатских пустынь до Рейна, от Балтийского моря до Черного. В его ставке всегда толпились короли и вожди различных племен. «Куда бы он ни повел глазом, тотчас же всякий из них представал перед ним без малейшего ропота, но в страхе и трепете, или же исполнял то, что ему приказывалось». Весной 451 года Аттила перешел Рейн. Вновь запылали сожженные города. Судьба Рима висела на волоске.

Во главе римских войск стоял Аэций. В молодости он провел несколько лет заложником в ставке гуннов, где встречался с Аттилой, хорошо знал беспокойный варварский мир. В течение тридцати лет ему удавалось силами варваров против варваров же поддерживать угасающую Западную Римскую империю. На этот раз его главной надеждой была всеобщая ненависть к гуннам. Под знамена Аэция стекаются вестготы, аланы, алеманы, бургунды, франки. 15 июня 451 года на Каталаунских полях, близ города Труа, состоялась решающая битва. Вплоть до XIX века в истории не было сражения более крупного и кровопролитного - с обеих сторон в нем принимало участие несколько сот тысяч воинов.

Битва длилась весь день, и протекавшая по полям речка вышла из берегов, переполненная кровью. Убитых было 165 тысяч. Страдающие от жажды раненые пили воду реки, смешанную с кровью. «Застигнутые несчастным жребием, они глотали, когда пили, кровь, которую сами они раненые и пролили». Даже сухой и не склонный к лирическим излияниям Иордан не выдержал и при описании битвы взволнованно заметил: «Доказано, что род человеческий живет для королей, если по безумному порыву единого ума совершается побоище народов и по воле надменного короля в одно мгновенье уничтожается то, что природа производила в течение стольких веков».

Битва на Каталаунских полях, гунны против римлян

И впервые военное счастье изменило Аттиле. Вместе с войском ему пришлось укрыться в укрепленном лагере. В ожидании штурма он даже готовился, по гуннскому обычаю, сжечь себя, чтобы живым не попасть у руки врагов. Но штурма не последовало. В римском лагере начались разногласия, увели свои войска вестготы, и Аттила смог благополучно отступить. Вскоре, ослабленный, но не обессиленный, он ринулся на юг, в Италию, снова сея вокруг гибель и разрушение.

Аквилея, Верона, Мантуя, Бергамо были стерты с лица земли. Милан покорился добровольно, сам открыл ворота и за это, в качестве милости, был только разграблен. Наступала очередь Рима. Обороняться он не мог - все войска находились с Аэцием. Из «вечного города» к Аттиле отправилось посольство во главе с папой Львом I, униженно молящее о пощаде. Неожиданно Аттила оказался сговорчивым: в армии гуннов началась чума, а у Апеннинских перевалов его поджидал Аэций. Гуннский царь ушел в Паннонию, но пригрозил, что вернется в следующем году, если ему не пришлют Гонорию. Аттила не вернулся.

Риму помог случай. Аттила надумал взять в свой гарем новую наложницу, пленную бургундку красавицу Ильдико. Наутро после свадьбы прислужники нашли на брачном ложе плачущую девушку и мертвого деспота. По официальной версии, он умер «от великого ею наслаждения и отягощенный вином». Но во всех концах Европы говорили, что Аттила был ночью заколот Ильдико, мстившей за смерть родных и разрушение бургундского королевства.

В начале XIII века в Австрии, на берегу Дуная, неизвестный шпильман - бродячий певец-профессионал, впервые записал героические сказанья, которые много столетий передавались из уст в уста у различных германских народов. Подобные же сказанья позднее были найдены в древних исландских манускриптах. Так дошла до наших дней «Песня о Нибелунгах» - средневековый германский эпос. В ней мы снова встречаемся с гуннами, готами и бургундами, с красавицей Ильдико (ее в эпосе зовут Гудруной или Кримхильдой, но ведь имя Ильдико - ласкательное уменьшение от Хильды) и грозным Аттилой (его теперь зовут на германский лад Этцелем или на скандинавский - Атли).

«Красавица царевна в Бургундии жила, прекрасней всех на свете та девушка была». Царевна была выдана замуж за Этцеля, короля гуннов, родила ему двух сыновей. Братья Кримхильды, бургундские короли, владеют несметным сокровищем - золотом Нибелунгов, которое они спрятали на дне Рейна. Этцель, жаждущий заполучить сокровище, заманивает братьев к себе во дворец. Но они стойко умирают под пытками, не выдав тайны. На следующий день во дворец Этцеля собираются на пиршество вожди гуннов. Прислуживавшая им королева подносит мужу лакомое яство - сердца своих сыновей. Ради мести, она, как некогда Медея, не пожалела собственных детей. Объятый ужасом Этцель падает на ложе, и Кримхильда вонзает меч ему в грудь, затем поджигает дворец и гибнет в пламени. Так отразились в народной памяти реальные исторические события.

Впрочем, есть иная версия «Нибелунгов». Кримхильда в ней мстит не Этцелю - Аттиле за братьев, а, наоборот, с помощью Этцеля - братьям за смерть своего первого мужа, Зигфрида. Сам же Этцель предстает перед нами в этой версии добрым, мягким и благородным королем, великодушным покровителем рыцарей княжеского рода.

Очередная шутка истории? Может, и так. Ведь бывало, что кровавые деспоты становились в памяти последующих поколений добродетельными монархами, посвящавшими жизнь заботе о благополучии своих подданных. А может, тем германским племенам, которые были союзниками Аттилы, соучастниками его грабежей, «бич божий» запомнился именно с «положительной» стороны?

Но вернемся к реальному Аттиле. Тело мертвого царя перевезли в пустынную степь и положили в шелковом шатре. Женщины в знак траура обрезали свои косы, мужчины ранили себе лицо. Лучшие всадники участвовали в ристалищах вокруг шатра с покойником. Лучшие певцы прославляли его подвиги. Затем соорудили курган и после пышной тризны, поздней ночью, тайно предали труп земле, предварительно заключив его в три гроба - золотой, серебряный и железный, и положив в погребение захваченное Аттилой оружие убитых врагов, дорогую конскую сбрую, золото и драгоценности без счета. В ту же ночь были убиты все, кто сооружал могилу грозного царя, чтобы никто не узнал ее место и не потревожил бы в поисках сокровищ покойника.

Могилу Аттилы искали многие. Пока безуспешно. Где-то в венгерских степях, наверное, и сейчас стоит оплывший от времени курган с останками деспота, сама смерть которого послужила лишь поводом для нового кровопролития. Открытие его многое дало бы науке. Но найдут ли его когда-нибудь?

А может быть, курган следует искать вовсе и не в Венгрии? Может быть, гунны увезли тело своего царя в далекие причерноморские степи, чтобы там, подальше от чужих глаз, совершить кровавый погребальный обряд? Наконец, не исключено, что грабители давным-давно раскопали курган с могилой Аттилы и похитили его драгоценности, только не поняли, кому эти драгоценности принадлежали. И лежат они сейчас в музеях и частных собраниях неопознанными. Или, и того хуже, камни были вынуты из оправ, золото переплавлено для удобства продающих, железо выброшено как ненужный хлам.

Гунны и славяне

Есть еще одно загадочное обстоятельство в похоронах Аттилы. Иордан, подробно описавший их, особо отметил тризну - грандиозное пиршество, когда похоронную скорбь выражают ликованием. И назвал его «стравой». Но ведь страва - слово славянского происхождения. В Толковом словаре Даля сказано, что оно означает пищу, еду, кушанье, яство и т. д. Откуда же попало к гуннам это слово, более уместное на тризне, скажем, князя Олега? Случайность? Совпадение?

Но вот в 448 году ставку Аттилы посетил в составе константинопольского посольства ученый грек Приск Панийский. И в записках о своем путешествии он упоминает, что в дунайских селениях посольству предлагали «вместо вина мед, так именно называемый в тех местах». Опять славянский обычай и славянский термин для его обозначения у гуннов!

Какова же роль гуннов в истории славян и наоборот? Возможно, что уже в начале V века славяне проникли на Дунай, в те области, куда пришли и гунны, которые восприняли от славян некоторые слова и обычаи.

Смерть Аттилы не спасла Рим. Два года спустя его, ослабленного войной с гуннами, захватили вандалы и тщательно грабили в течение двух недель. А еще через двадцать один год Западная Римская империя навсегда прекратила свое существование.

Падение государства гуннов

Вскоре после смерти Аттилы распалась и держава гуннов, скрепленная только страхом и силой оружия. Его многочисленные сыновья стали оспаривать друг у друга власть. Восстали подчиненные племена и народы. Гунны были наголову разбиты и бежали в причерноморские степи. «Так отступили гунны, - заключил древний историк, - перед которыми, казалось, отступала Вселенная».

Дальнейшие судьбы гуннов практически неизвестны. Скорее всего, они смешались с другими племенами, окончательно утратив свой язык и имя. Но где и когда в точности и с кем именно?

Гунны, видео

И в завершение интересный документальный фильм о гуннах и их легендарном вожде Аттиле.

Многие события древнего мира до сих пор привлекают внимание историков. Причиной такого внимания обычно являются спорные вопросы, ответы на которые до сих пор не получены. К ним относится и вопрос о происхождении гуннов — союза воинственных варварских племен, который сформировался путем смешения различных этнических групп во II — IV веках на территории Великой Евразийской степи, Приуралья и Приволжья.

Василий Никитич Татищев, русский историк, тоже пытался определить принадлежность гуннов к какому-либо народу. Он писал, что угры и обры, называемые иностранными историками аварами и гуннами широко известны. Славянский летописец Нестор считал угров славянами, а обров — сарматами. Но в историческом Лексиконе их считали одним родом. Лично Татищев полагал, что среди угров и обров было много славян, присоединившихся вследствие гуннских завоеваний. Угры — значит обитающие у Кавказских гор от рек Куме, Терку до Сулака, т.е. имя дано по месту обитания, что происходило в древности достаточно часто. Сами себя угры называли куманами. Птолемей же упоминал угров в качестве матер, коноплен, сабочей и других племен. Татищев подчеркивает, что сам Птолемей в тех местах не бывал, а лишь перевел славянские источники и выдал их за свои труды. Плиний называл славян есседонами (исседонами), а Страленберг называл племена, живущие от Волги до гор и по Дону, ойгурами (уграми).

Иордан, будучи неприятелем угров и гуннов, по мнению Татищева, «сложил весьма смешную и глупую басню». Филимер, король готов, пришедший в Паннонию, выгнал из своего войска несколько колдуний, которые, прелюбодействуя с фавнами и лешими, породили гуннов.

Многие историки по незнанию домысливали и придумывали исторические факты, что, по мнению Татищева, с честью историка не согласуется. А Библию «прямо как ковер Мелитриссы употребляют, и на все, что только хотят, натягивают». Греки и римляне же многие имена переводили до приятного звучания в своем языке.

Кочевое общество варваров было очень динамичным, но их социальный строй – загадка. Письменность в обществе гуннов отсутствовала. Песни, которые гунны слагали о своем предводителе Атилле, со временем затерялись бы в истории, если бы не свидетельства римских и греческих путешественников и историков, но и в песнях отсутствуют данные об их происхождении. Степная кочевая жизнь и постоянные набеги не способствовали увековечиванию побед в письменных источниках. Кочевники не занимались ручным трудом, ремеслами и земледелием. Греческие мастера обменивались с гуннами своими изделиями, за которые те платили золотом, мехами или захваченными трофеями. Поэтому археологические раскопки ничего не дали, а все, что археологи находили, с тем же успехом можно приписать и скифам до или после правления Атиллы, римским и греческим мастерам. Например, в начале 40-х гг. XX века профессор Альфеди описал, как минимум, четыре предмета явно гуннской принадлежности. Венгерский же археолог Золтан определил их как римские, так как в местах, где располагались стоянки кочевников, были найдены только римские монеты. Остатки погребений гуннов находили в Закарпатье, Ростовской, Архангельской, Одесской, Николаевской и Херсонской областях, в Крыму и Феодосии. Поверх захоронений клали чучело коня. Множество подобных захоронений находят в России и Казахстане.

Все государства, находящиеся на территории стоянок гуннов: Россия, Украина, Польша, Болгария, Хорватия, Венгрия, Турция, Германия, Чувашия, Казахстан и многие другие, претендуют на родство с Атиллой и гуннами. И, скорее всего, все имеют для этого достаточно оснований.

С гуннами связывают Великое переселение народов. Великое переселение – это и Великое смешение родов и национальностей, да и в войске гуннов были люди различных кровей, многие присоединялись к Атилле, чтобы все вместе продолжать набеги. Облик полководца Атиллы древними источниками изображается по-разному, не говоря уже о его дальнейшей исторической интерпретации. То он похож на монгола, то на араба, то на голубоглазого и светловолосого воина (киммериец, скандинав, склавянин). Даже один из самых главных исторических источников, воевода Приск Паннийский, создал, по всей видимости, собирательный образ. Там, где отсутствовали реальные данные, добавил уже существующие стереотипы.

Атилла собрал «наемников» со всех завоеванных территорий для дальнейшего захвата и грабежа. Имя его осталось в истории лишь благодаря серии удачных набегов на Византию и Древний Рим, где уже существовали письменность и историки, которые и запечатлели историю набегов. Но запечатлели только с одной стороны. Со стороны тех, кого изрядно потрепали набеги гуннов. Со стороны тех, кто был вынужден платить дань страшным варварам и вряд ли испытывал к ним симпатию.

По концепции Г. Вирта (первый руководитель Аненербе), Атилла намеревался создать свое политическое государство, но хаотичность набегов, отсутствие военной логики и тактики, а также странные отношения с Римской империей не позволяют принять данную концепцию.

Аммиан Марцелин описывал воинов, чья жизнь без набегов немыслима, настроение переменчиво, они легко отказываются от своих намерений, обещаний и союзников, с которыми заключили перемирие. Это может и свидетельствовать о наличии нескольких объединений, не связанных между собой.

В бой они бросаются, выстроившись клином, издавая воинственный клич: «Хурра!». Ненадежны в слове, не имеют религии и суеверий, ограничивающих их в действиях, жестоки по отношению к побежденным, включая детей и женщин. Практически неразделимы со своими лошадьми, живут на них: едят, спят и заключают торговые сделки.

А ведь подобное единение с лошадью в истории уже происходило. В начале VII в. до н.э. у границ Китая появились неизвестные воины. Сражения они вели, слившись воедино со своими лошадьми, не соскакивая на землю, как это было принято. Настолько стремительными были их действия, настолько воины и кони казались едиными существами, почти фантастическими, что они дали начало легенде о кентаврах. Тысячи светлокожих, голубоглазых и белокурых воинов, которых китайцы прозвали жуну (сюнну), в течение двух тысячелетий сражались с миллионами китайцев. До тех пор, пока не появилась китайская стена. Воины, как и гунны позднее, умело пользовались луком. Профессор Дегинь, живущий в 18 веке, выдвинул гипотезу об идентичности гунну с сюнну. Но доказательств тождественности так и не обнаружили.

Гуннами также назывались все нашествия варваров с северо-востока после смерти Бича Божьего. Так позднее стали называть Атиллу в ранней средневековой литературе, где ему отводили роль варвара-разрушителя. На примерах борьбы с Бичом Божьим прославлялись деяния святых и совершались чудеса на благо укрепления веры.

После смерти Великого Скифа похоронили, заключив его в три гроба: из золота, серебра и железа. В могилу также положили оружие и золотые украшения и монеты. По свидетельству Иордана, всех, кто принимал участие в захоронении, затем убили, дабы избежать разглашения точного места могилы. В свидетельстве Иордана о захоронении Атиллы также наблюдаются некоторые домыслы: отвели русло реки, похоронили, и затем снова вернули реку. Тяжелые воды сомкнулись над телом Великого гунна. Многие археологи занимаются поиском легендарной могилы, которая может приоткрыть тайну происхождения гуннов.

Степные варвары досаждали более развитым государствам, и именно тогда их начинали замечать. Прекращались нападения, и легендарные воины «внезапно исчезали». Может быть, причина внезапных появлений и исчезновений кроется именно в этом? И тогда необходимо признать, что гунны – причина и результат Великого переселения.

No related links found



Гунны - название, известное каждому школьнику. Завоеватели, буквально сметавшие на своем пути поселения, подминавшие под себя народы и территории.

Точно неизвестно, откуда они пришли, потому что история громко говорит о гуннах только там, где они оставили кровавый след. Как только их военное могущество сошло на нет, следы их снова затерялись.

Появились гунны в 370-х годах. Они прошли через Северный Кавказ, покорив аланов. Каждое покоренное племя платило дань завоевателям, а также обязано было участвовать в военных походах, увеличивая армию и мощь гуннов.

В это время их возглавлял Баламбер. Они прошли до Днепра и Днестра, дошли до Сирии, которая была римской провинцией, часть из гуннов осела в Паннонии и современной Австрии. Оттуда гунны регулярно нападали на провинции Восточной Римской империи.

В армию гуннов влилось слишком много разнородных племен и народов. Среди них были булгары и остготы, сарматы и герпиды, и германские, и негерманские народы.

В 430-х гунны продолжали нападать на Фракию, которая также была частью Римской империи. В конце концов император Феодосий II согласился выплачивать дань, но в ходе переговоров скончался вождь гуннов, Ругила.

Пришло время Аттилы. Аттила единолично правил с 445 года. Для восточно-римских правителей он стал настоящим бичом божьим. Он взял измором около 60 городов, среди них греческие и римские. Все они выплачивали огромную дань.

Но Аттила оказался из тех правителей, что только силой собственной личности держат народ вместе. После его смерти в 453 году гунны перестали быть единой силой, наводившей ужас на Европу и Азию.

Отдельные племена захотели свободы. Уже в 454 году гунны были оттеснены в Причерноморье, а вскоре они незаметно и бесславно просто растворились среди других племен.

Есть, правда, упоминания о том, что в Дагестане было племя хонов, то есть гуннов с 6 века. Правитель этих закавказских гуннов в 682 году принял вместе со всей знатью христианство, окончательно вытеснив из памяти варварское прошлое гуннских племен. После 7 века нет никаких упоминаний о гуннах вообще или о гуннах на Кавказе.

Это был впечатляющий марш огромной конной орды. Гунны захватывали чужие кочевья, а прежде пасшие там скот племена или погибали, или сторонились, отскакивая на холодный север или пустынный юг. А некоторых орда гнала перед собой, и они сами бесцеремонно расправлялись с теми, кто жил еще дальше от них на закат солнца.

Но не надо слишком сгущать алую краску. Конечно, иногда победители бывали беспощадны ведь даже в относительно спокойное время кочевники, да и не только кочевники не мыслили мир без элементов борьбы всех против всех.

Однако была не только борьба, но и сосуществование большинство племен и народов давно были знакомы друг с другом.

Так что кого-то гунны оставляли на прежних местах, но ясно давали понять, чьи это теперь места и как надо себя вести, чтобы земля эта не стала для них преждевременной могилой. А кого-то брали с собой: тоже, конечно, обозначив приоритеты.

Ученые давно спорят, кто такие гунны: монголы, тюрки, а, может быть, иранцы! Но причина такого разномыслия, скорее всего в том, что в этом потоке кого только не было. Однако преобладающее мнение: те, изначальные хун-ну были монголами, а потом до6авились и мощные тюркские напластования, и индоевропейские. Вот какими увидел гуннов поздний римский историк Аммиан Марцеллин.

Вельтман видел в гуннах древних восточных славян; до абсурда довели эту идею литераторы более позднего времени, в частности, Иван Билык, назвавший великого гуннского царя Аттилу князем Гатило.

Но к нынешнему дню споры, практически, окончены.Серьезными исследователями гунны окончательно признаны тюркским народом, вышедшим с Востока.Их предками были жившие севернее Китая кочевые племена хунну, для защиты от которых китайцы построили свою прославленную Великую стену.Но Аттилой гуннская история, практически, оканчивается. Первым же объединителем державы Хунну был шаньюй, т. е. верховный правитель по имени Модэ.

Его отец, шаньюй Тумань, пытался убить сына, но это не удалось; восхищенный храбростью Модэ, Тумань отдал под его командование десять тысяч воинов.

Царевич немедленно взялся за обучение своей армии, и обучал весьма своеобразно. Первым и главным правилом стало: всем воинам немедленно пускать стрелы туда, куда пустил свою стрелу Модэ.

Чтобы проверить дисциплинированность своих солдат, однажды царевич выстрелил в собственного великолепного коня. Кое-кто из воинов заколебался; им немедленно отрубили головы.

В другой раз Модэ пустил стрелу в свою молодую красавицу-жену. Опять-таки, некоторые лучники не смогли последовать его примеруи поплатились головами. Наконец, настал знаменательный день.

Во время большой охоты Модэ выстрелил в своего отца: вся охрана, уже автоматически, повторила его действия, и шаньюй Тумань погиб, сплошь утыканный стрелами. Случилось это в 209 г. до н. э.

Так, в жутковатом, но действенном духе древнего варварства пробил себе путь к власти Модэ, затем создавший единое государство Хунну.

Об этом шаньюе рассказывают и другое. Однажды правитель воинственного соседнего народа дунху, под угрозой войны, потребовал от Модэ, чтобы тот отдал ему, правителю, своего лучшего коня и любимую жену.Модэ не возражал: К чему жалеть для соседей одну лошадь и одну женщину?

Но когда дунху захотели получить узкую полоску гуннской земли, совершенно бесплодную и, по сути, никому не нужную- шаньюй заявил: Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?

Не дожидаясь нападения дунху, Модэ сам пошел на них - и одержал победу.

Гунны были группой кочевых людей, которые сначала появились с востока реки Волги и были вначале упомянуты как тюркоязычные хунну. Первоначально будучи около Каспийского моря в 91 н. э. Гунны мигрировали в юго-восточную область Кавказа приблизительно 150 н. э. и в Европу 370 н. э. где они установили там обширную империю Хунник. Прискус упоминает, что у Гуннов был собственный язык. Они сформировали объединенную империю при Аттиле Гунн, который умер в 453, в следующем году их империя распалась. Их потомки или преемники с аналогичными именами, зарегистрированы, гранича с населением на юг, восток и запад как занимавшие части Восточной Европы и Средней Азии приблизительно с 4-ого столетия до 6-ого столетия. Начиная с Жозефа де Гина в 18-ом столетии, историки связали Гуннов, которые появились на границах Европы в 4-ом столетии с Хиогну, который мигрировал из Монголии приблизительно за триста лет до этого. Из-за конфликта с ханьским Китаем, Северное отделение Хионгну отступило в северо-западном направлении, их потомки, возможно, мигрировали через Евразию, и следовательно у них может быть определенная степень культурной и генетической непрерывности с Гуннами. У гуннов не было постоянных жилищ, они кочевали вместе со своим скотом и не строили шалашей.

Источники: znayuvse.ru, otvet.mail.ru, uighur.narod.ru, www.superotvet.ru, istoriagagauz.com

Гор и Сет – борьба добра и зла

После смерти Осириса, Исида бежала от Сета в Дельту Нила и там, среди болот, в уединении стала воспитывать...

Египет - древняя архитектура

Огромная территория Египта раскинулась между самой восточной частью Средиземного моря, так же как Красного моря и...

Чудовищное привидение Эмпуса

Эмпуса - в древнегреческой мифологии женщина-демон с ослиными ногами. Ночью, когда восходит луна, на поверхности земли появляется Геката. ...


I.

В гуннах обыкновенно видят тюркский народ сюнну или хьюнг-ну (Huing-nu), упоминаемый в китайских хрониках еще за несколько столетий до Р.Х. Под натиском империи Хань гунны якобы постепенно откочевывали из Внутренней Азии на запад, включая покоренные народы - угров, монголов, тюркские и иранские племена - в свою орду. Около 370 г. они переправились через Волгу, разгромили аланов и затем набросились на остроготов.

Этой точки зрения придерживаются главным образом ученые «евразийской» школы для иллюстрации своих концептуальных построений. Однако письменные источники и археология говорят, что исторические судьбы сунну оборвались в начале н. э. где-то на территории Средней Азии. Все первое столетие н. э. - это эпоха непрерывного упадка некогда могущественного племенного объединения. Голод, бескормица и внутренние распри привели к тому, что в середине I в. держава сюнну, охватывавшая Южную Сибирь, Монгольский Алтай и Манчьжурию, распалась. Часть сюнну откочевала на запад, в некую страну «Канцзюй» (предположительно на территории Киргизии). Здесь один их отряд численностью в 3000 воинов, возглавляемый шаньюем Чжи-Чжи, был разгромлен китайцами и полностью уничтожен (убито 1518 человек и попало в плен свыше 1200). Другие орды сюнну, мигрировавшие в этот район, в течение I в. были подчинены племенным союзом сяньби. Характерно, что источники ничего не сообщают о дальнейшем продвижении сюнну на запад. Бегут «неизвестно куда» только их вожди - шаньюи, а основная масса племени остается на месте. Так, наиболее крупая орда сюнну, насчитывавшая 100 000 кибиток, после своего поражения в 91 г. «приняла название сяньби», то есть влилась в это племенное объединение. Археологических памятников сюнну западнее Средней Азии не обнаружено. Таким образом, родство гуннов и сюнну/хьюнг-ну основывается евразийцами исключительно на некотором сходстве их имен. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что «их отождествление (с народом хьюнг-ну. - С. Ц.), некритично принимаемое многими учеными... в действительности не обосновано и противоречит данным лингвистики, антропологии и археологии…» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Составители: Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г.Литаврин. В 2-х т. М., 1994. Т. I, 87-88].

Вопрос об этнической и языковой принадлежности гуннов доныне остается дискуссионным. Я придерживаюсь мнения, что европейские гунны IV-V вв. должны быть отождествлены с племенем хунну, о котором уже в середине II в. писал Птолемей, помещая его на территорию «между бастарнами и роксоланами», то есть значительно западнее Дона, вероятно, где-то между Днестром и Средним Поднепровьем. По всей видимости, эти хунны принадлежали к угро-финской языковой семье. В языках некоторых уральских народов слово «гун» или «хун» означает «муж», «человек» [Кузьмин А. Г. Одоакр и Теодорих. В кн.:Страницы минувшего. М., 1991, с. 525]. Но хуннская орда была, конечно, неоднородна по своему этническому составу. Скорее всего к середине IV в. хунны подчинили себе угорские и булгарские племена Подонья и Поволжья. Это племенное объединение и получило в Европе название «гунны».

Вторжение гуннов в Северное Причерноморье и Крым было подобно падению камня, вызвавшему сход горной лавины. Военное преимущество гуннам обеспечивала их тактика. В начале сражения, избегая рукопашного боя, они кружили вокруг противника и осыпали его стрелами до тех пор, пока вражеские боевые порядки не приходили в полное смятение, - и тогда решительным ударом собранных в кулак конных масс гунны довершали разгром; в рукопашном бою они орудовали мечами, «нисколько не помышляя о себе», как замечает Аммиан Марцеллин. Их стремительное вторжение застало врасплох не только римлян, но и племена Северного Причерноморья . Современники в связи с этим единогласно пишут о «внезапном натиске», «внезапной буре» и уподобляют гуннское нашествие «снеговому урагану в горах».

В 371 г. гунны ворвались во владения готского короля Эрманариха. Ряд раннесредневековых авторов, в том числе Иордан и Прокопий Кесарийский, приводят в связи с этим забавный случай, который помог гуннам проникнуть в Крым. Однажды гуннская молодежь охотилась на оленей на берегу Мэотиды (Азовского моря) и прижала одну самку к самой воде. Неожиданно она бросилась в воду и пересекла море вброд, увлекая за собой охотников. На другом берегу, то есть уже в Крыму, она исчезла, но гунны не огорчились: ведь теперь они узнали то, о чем раньше и не подозревали, а именно, что в Крым, к остроготам, можно попасть, минуя хорошо охраняемый Перекопский перешеек. Вернувшись к сородичам, охотники сообщили о своем открытии, и гунны всей ордой вторглись в Тавриду по пути, указанному им животным. История с оленихой, если это, конечно, не легенда, могла произойти только в одном месте - в Сивашском заливе, через который с севера на юг тянется Арабатская стрелка - узкая и длинная коса, на севере очень близко подходящая к берегу моря. Это еще раз подтверждает, что остроготов атаковали хунны Птолемея, а не сюнну, пришедшие из-за Волги, которые в таком случае должны были появится в Крыму со стороны Тамани.

Королевство остроготов было превращено гуннами в груду развалин, население подверглось массовой резне, сам престарелый Эрманарих в отчаянии покончил с собой. Большинство остроготов отступило на запад, к Днестру; оставшиеся признали власть гуннов, и только небольшой части остроготов, укрепившейся на Керченском полуострове удалось сохранить свою независимость (их потомки были известны под именем готов-трапезитов* еще и в XVI в.).

* Трапезунтом в древности называлась гора Чатырдаг в южном Крыму; Иордан знает также крымский город Трапезунт, разрушенный гуннами.

Именно здесь, в степном лагере Аттилы, мы слышим первое славянское слово, долетевшее до нас из бездны времен. И обозначает оно - о, Русь, это ты! - хмельной напиток. Приск, один из участников византийского посольства 448 г. к Аттиле, рассказывает, что по пути к лагерю гуннов посольство останавливалось на отдых в «деревнях», жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по-туземному «медос», то есть славянским мёдом. К сожалению, Приск ничего не говорит об этнической принадлежности гостеприимных и хлебосольных жителей «деревень», но этот отрывок из его сочинения можно сопоставить с более поздним известием Прокопия Кесарийского о том, что войска ромеев переправлялись через Дунай, чтобы поджечь деревни славян и разорить их поля. Стало быть, этническая принадлежность задунайских соседей не была для византийцев тайной.

Другое славянское слово донес до нас Иордан. Он рассказывает, что после смерти Аттилы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых превозносились подвиги покойного. «После того как он был оплакан такими рыданиями, - пишет Иордан, - они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое они сами называют страва, и, сочетая в себе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп, тайно скрытый в земле, окружают покровами - первый из золота, второй из серебра, третий из прочного железа... И, чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным последовала для погребавших».

Иордан прав лишь отчасти, приписывая убийство устроителей могилы Аттилы стремлению гуннов скрыть место погребения своего предводителя. Точнее, перед нами - древний обычай убийства слуг вождя для сопровождения его в загробный мир. Например, Менандр под 576 г. сообщает, что в день погребения правителя Западного Тюркского каганата Дизабула были убиты кони умершего и четверо пленных, которых как бы послали в загробный мир к усопшему, чтобы рассказать ему о совершенной в его честь тризне. Как часть похоронного ритуала для знати, этот обычай зафиксирован также у русов еще в начале X в.

Несмотря на то, что описание похорон Аттилы имеет этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древности, - термин «страва» (strava) в смысле «погребальное пиршество, поминки» известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение «пища». Возможно, гунны заимствовали его у славян вместе с какими-то чертами, обогатившими их собственный погребальный обряд [Свод, I, с. 162-169].

Сознавая слабость обоих частей разделенной Римской империи, Аттила вел себя как подлинный повелитель мира. С ножом у горла он требовал от западного и восточного императоров выполнения всех своих требований и даже капризов. Однажды он велел византийскому императору Феодосию отдать ему богатую наследницу, на которую зарился один из его воинов: насмерть перепуганная девушка спаслась бегством, но Феодосий, чтобы предотвратить войну, был вынужден найти ей заместительницу. В другой раз Аттила потребовал от западноримского императора Валентиниана священные сосуды, спасенные епископом города Сирмия при разграблении гуннами этого города. Император ответил, что такой поступок будет с его стороны святотатством и, пытаясь удовлетворить алчность гуннского вождя, предложил вдвойне оплатить их стоимость. «Мои чаши - или война!» - ответил Аттила. В конце концов, он захотел получить от Феодосия баснословную дань, а от Валентиниана - его сестру Гонорию и половину империи в качестве приданого. Встретив от того и другого отказ в своих притязаниях и будучи, кроме того, взбешен попыткой одного из членов посольства Приска отравить его, он решил атаковать сразу обоих своих врагов. Два гуннских посланника в один день предстали перед Феодосием и Валентинианом, чтобы сказать им от имени своего повелителя: «Аттила, мой господин и твой, приказывает тебе приготовить дворец, ибо он придет».


Средневековые изображения Аттилы

И он действительно пришел в страшный 451 год. Потрясенные современники уверяют, что его приход возвестили кометы, лунное затмение и кровавые облака, посреди которых сражались призраки, вооруженные пылающими копьями. Люди верили, что наступает конец света. Аттила виделся им в образе апокалипсического зверя: одни летописцы наделяли его головой осла, другие свиным рылом, третьи лишали его дара слова и заставляли издавать глухое рыканье. Их можно понять: это было уже не нашествие, а потоп, Германия и Галлия исчезли в водовороте людских масс, конных и пеших. «Кто ты? - кричит Аттиле святой Лу (St. Loup) с высоты стен Труа. - Кто ты, разметавший народы, как солому, и ломающий короны копытом своей лошади?» - «Я Аттила, Бич Божий!» - звучит в ответ. - «О, - отвечает епископ, - да будет благословен твой приход, Бич Бога, которому я служу, и не я остановлю тебя».

Помимо гуннов Аттила привел с собой булгар, аланов, остроготов, гепидов, герулов, часть франкских, бургундских и тюрингских племен; современные источники умалчивают о славянах, однако не приходится сомневаться, что они присутствовали в качестве вспомогательных отрядов в этой разноплеменной орде. По словам Иордана, гунны держали во власти весь варварский мир.


Аэций

И все же на этот раз «Гесперия» устояла. Полководец Аэций, последний из великих римлян, противопоставил гуннской орде коалицию германских племен - гибнущую цивилизацию должны были отстаивать варвары. Знаменитая Битва народов произошла в июне 451 г. на обширных Каталаунских полях в Галлии, близ современного Труа (в 150 км восточнее Парижа). Ее описание современниками напоминает рагнарёк - последнее грандиозное побоище богов в германской мифологии: 165 тысяч убитых, ручьи, вздувшиеся от крови, обезумевший от бешенства Аттила, кружащийся вокруг гигантского костра из седел, в который он намеревался броситься, если бы неприятель ворвался в гуннский лагерь... Противникам так и не удалось сломить друг друга, но спустя несколько дней Аттила, не возобновив сражения, увел орду назад в Паннонию. Солнце античной цивилизации замедлило свой кровавый закат.


Битва на Каталаунских полях. Средневековая миниатюра

На следующий год Аттила опустошил Северную Италию и, обремененный добычей, снова вернулся в придунайские степи. Он готовился нанести удар по Византии, но в 453 г. внезапно скончался, на другой день после свадьбы с германской красавицей Ильдико, которую молва обвиняла в отравлении «Бича Божьего» и «осиротителя Европы». Впрочем, Ильдико вряд ли была новой Юдифью. Скорее всего, как об этом свидетельствует Иордан, Аттила умер во сне от удушья, вызванного часто случавшимся у него носовым кровотечением. После его смерти гуннская империя быстро распалась. Вскоре, потерпев поражение от готов на реке Недао, гунны ушли из Паннонии назад в южное Поднепровье и на , низовьев Днестра и среднего течения Днепра.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!