Гуманизм повести а. с. пушкина «станционный смотритель. А. Пушкин "Станционный смотритель": описание, герои, анализ произведения

Цель:

  1. Ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести, раскрыть общечеловеческий характер темы “блудных детей”;
  2. Сопоставительный анализ повести Пушкина и библейской притчи;
  3. Нравственное и эстетическое воспитание.

Наглядность:

  1. Репродукции с картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
  2. Иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.
  3. Словарь: гуманизм, “маленький человек”, коллежский регистратор, шлафрок, графика.

Ход урока

I. Слово учителя.

– Вы прочитали повесть А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Какие чувства вызвали у вас её герои?

(Жалость, сочувствие, сострадание).

– Значит, цель, поставленная Пушкиным при создании этого произведения, была достигнута, потому что он хотел вызвать именно сочувствие, сострадание в сердцах своих читателей. В этом проявился гуманизм поэта, его человеколюбие.

Гуманизм – любовь к людям, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей.

В этом произведении А.С.Пушкиным впервые в русской литературе так остро поднимается тема “ маленького человека”.

“Маленький человек” в литературе – обобщённый образ бесправного и страдающего человека.

– Как вы думаете, кого в повести “Станционный смотритель” можно назвать “маленьким человеком”? Подтвердите свою мысль словами текста (учебник).

– Чаще всего это бедный человек, в данном случае – чиновник низшего класса.

Коллежский регистратор – чиновник низшего, 14 класса в “Табели о рангах”.(“Табель о рангах” – классификация чинов и порядок их прохождения на гражданской и военной службе. Учреждена в 1722 г., во времена Петра I.)

II. Беседа.

  1. Кто является главным героем повести?
  2. Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?
    Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
  3. Но Самсон Вырин в начале повести производит впечатление бодрого, счастливого человека. Почему?
    Потому что у него была дочь – красавица, которой он гордился.
  4. Как выглядит его дом? (“…смиренная, но опрятная обитель”.)
  5. Что особенно запомнилось рассказчику в доме смотрителя? (Картинки, изображающие историю блудного сына.)
  6. Зачитываем рассказ о картинках (учебник).
  7. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? (Эти картинки словно намекают на будущую историю “ блудной дочери”, героини повести. А “почтенный старик в колпаке и шлафроке” напоминает самого смотрителя.)
    Шлафрок – домашний халат.
  8. Прошло несколько лет. Что изменилось? Что осталось неизменным? (“Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына…”)
  9. Итак, автор снова возвращает нас к библейской притче. Вспомним, что такое притча.
    Притча небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
  10. Зачем висят картинки в доме смотрителя? Научили ли они чему-нибудь наших героев? Следуют ли они наставлениям Христа? (Нет.)
  11. Почему вы так думаете? (Станционный смотритель сам отправляет дочь из дома. Дуня уезжает со слезами, но уезжает, не задумываясь, что может случиться дальше.)
  12. Что стало с отцом после похищения Дуни? (Он заболел.)
  13. Почему он особенно страдает? (Потому что сам её отправил.)
  14. Как представляет отец будущее своей дочери? (“ Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою…”)
  15. Чем закончилась история Самсона Вырина? (Он вернулся из Петербурга один, не вынес одиночества, спился и умер.)
  16. А что же стало с Дуней? (Она приехала к отцу, навестить его.)
  17. Почему ясно, что прекрасная барыня – Дуня? (Когда Ванька предложил довести её до кладбища, она ответила: “Я сама дорогу знаю”.)
  18. Счастлива ли она? (Вероятно, да.)
  19. Но почему Дуня плачет? (Вернулась, но слишком поздно. Не получила отцовского прощения.)
  20. Вы уже говорили о своём сочувствии, сострадании героям повести. А как сам автор относится к ним? В чём это выражается? (Автор любит и жалеет своих героев. Это подтверждается, во-первых, тем, что он вызывает такие же чувства у читателей. Во-вторых, пейзаж в повести помогает почувствовать отношение автора. Во время первого приезда рассказчика стоит жаркий майский день, затем идёт благодатный проливной дождь. Совсем другие картины природы сопровождают описание последнего посещения рассказчиком знакомой станции: “Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей…”)

III. “ Притча о блудном сыне” в литературе и живописи.

1. Притча– маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете…

Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи и в те далёкие времена, и позже. Правда, авторы произведений Древней Руси чаще сверяли жизнь своих героев с евангельским словом, писатели нового времени – реже.

В произведении 17 века “Повесть о Горе-Злосчастии” героя постигла судьба блудного сына из евангельской притчи. Он не слушался родительских наставлений, ушёл из дома, прокутил с другом родительские деньги. И пошёл по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему Горе-Злосчастие, ходит-бродит за ним неотступно. “Научате молодца богато жить, убить и ограбить”. Казалось, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием.

Рассказчик не называет имени героя, неизвестно, где он родился, откуда и куда путь держит. Оттого, наверное, что история эта возможна с каждым и которое уже столетие повторяется. Но евангельские притчи для молодца 17 века ещё дышат живой историей, поэтому “спамянует молодец спасения путь”, ушёл в монастырь – вернулся к Богу, а горе у ворот осталось.

Два столетия спустя уже иначе живёт эта притча в литературе нового времени. В пушкинской повести “Станционный смотритель” картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают уроки из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

2. “Притча о блудном сыне” нашла отражение не только в литературе, но и в живописи. (Рассматриваем репродукции картин И. Босха, Б.Э. Мурильо и других художников).Но особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне голландского художника Рембрандта “Возвращение блудного сына” (1669 г.) Только умудрённый жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение. Оно стало духовным завещанием художника. В том же 1669 году Рембрандта не стало.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома. Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя.

И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света, отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.

IV. Сопоставление картины Рембрандта и иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.

1. Какая из картин, на ваш взгляд, более трагична? (Конечно, картина Рембрандта)

2. Почему? (На иллюстрации Доре – светлый фон, видно движение, жизнь.)
Картина Рембрандта – мгновение неподвижности, несколько застывших фигур. Много красного, трагического цвета. Фон картины – тёмный.

Графика – вид изобразительного искусства, рисунок на бумаге карандашом, углём, мелом, кистью либо оттиск этого рисунка со специально обработанной доски или камня.

3. Зачитайте из “ Притчи о блудном сыне” слова, которые могут служить подписью к иллюстрации. (“Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его…”) Полотно Доре – это непосредственная иллюстрация к Библии, поэтому мы видим картину встречи отца и сына по-иному, нежели на полотне Рембрандта.

Картина Рембрандта не только передаёт библейский сюжет, но и отражает жизненные наблюдения художника, понимание им тех страданий, через которые пришлось пройти и сыну, и отцу, поэтому на его полотне сын – обессиленный и больной человек, а отец ослеп от того, что выплакал все слёзы по пропавшему сыну.

V. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” и библейской “Притчи о блудном сыне”.

1. Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)

2. Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он не сказал ему слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)

3. Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил. Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)

4. Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.
“ Авось приведу я домой заблудшую овечку мою…”.
“ Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз увидеть бедную свою Дуню…”.
“ Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною, он поневоле ею любовался”.

5. Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин. Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп от горя. Станционный смотритель умер.)

6. Но почему он желает смерти своей дочери?
(“ Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…).

7. А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да, своими страданиями.)

8. Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)

9. А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её простить.)

10. А вы её простили? Почему? (Она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы видим, что она страдает.)

11. Простит ли Дуня себя?

12. Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

Вывод: Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу, и некому было сказать “ прости”. До конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

VI. Подведение итогов урока.

1. О чём эта повесть?

– о глубокой и всепрощающей отцовской любви;
– о дочерней неблагодарности;
– об одиночестве и беззащитности “маленького человека”, сохранившего своё достоинство;
– о запоздалом раскаянии “блудной дочери”, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.

2. В чём проявился гуманизм А.П.Пушкина – автора повести “Станционный смотритель”? (Писатель вызывает у читателя сочувствие и уважение к “маленькому человеку”.)

3. Одно из значений слова Гуманизм – “забота о благе людей”. Как проявилась забота автора о благе людей в этом произведении?

Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас.

Рассказчик ещё и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции. Пусть бы Вырин вместе с ней порадовался внукам…

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья.

В перечне повестей "Смотритель" (так он был поначалу именован) значится на третьем месте, после "Гробовщика" и "Барышни-крестьянки". Но писался он вторым, до "Барышни-крестьянки". Это - социально-психологическая повесть о "маленьком человеке" и его горькой судьбе в дворянском обществе. Судьба "маленького", простого человека впервые показана здесь без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения и моралистической направленности, показана как результат определенных исторических условий, несправедливости общественных отношений.

По своему жанру "Станционный смотритель" во многом отличается от остальных повестей. Стремление к максимальной жизненной правде и широта социального охвата продиктовали Пушкину иные жанровые принципы. Пушкин отходит здесь от сюжетной заостренности интриги, обращаясь к более подробной обрисовке быта, среды и в особенности внутреннего мира своего героя.

Во вступлении к "Станционному смотрителю" Пушкин стремится выдержать характер рассказчика. Титулярный советник А.Г.Н., рассказывающий болдинскую повесть о смотрителе, умудрен годами и жизненным опытом; о первом посещении станции, оживленной для него присутствием "маленькой кокетки", он вспоминает как о деле давнем; он новыми глазами, сквозь призму принесенных временем перемен видит и Дуню, и обласканного ею смотрителя, и себя самого, "бывшего в малых чинах", "с бою" берущего то, что, по его мнению, следовало ему по праву, но зато так взволнованного поцелуем смотрителевой дочки. Рассказчик сам характеризует себя, описывая свой нрав: "Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина…". Он сообщает некоторые факты своей биографии ("в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны"). Это - человек достаточно образованный и гуманный, с горячим сочувствием относящийся к станционному смотрителю и его судьбе.

Кроме того, он обнаруживает и закрепляет свою позицию в языке и стиле. Языковая характеристика рассказчика дана очень сдержанными штрихами. Его язык тяготеет к старомодным книжным выражениям: "Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые…". Только в языке "Станционного смотрителя" канцелярская, архаически-приказная струя речи выступает как отдельный, широкий стилистический пласт; в языке других повестей канцеляризмы ощущаются как общее нормальное свойство книжного выражения той эпохи. ("Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев…").

Язык рассказчика подчинен "авторскому" языку. Это определяется иерархией образов рассказчика и автора. Образ автора стоит над образом рассказчика. И если в аспекте образа рассказчика рассуждение о станционных смотрителях вполне "серьезно", то в аспекте образа автора оно пародируют научное изложение, на которое покушается титулярный советник. Сопутствующая этому приему ирония способствует последующему переключению на "авторский" стиль изложения. Простодушные рассуждения А.Г.Н. переходят в сентенции, которые с позиций автора могут пониматься только в обратном смысле. Далее рассуждение сменяется повествованием, которое идет уже в "авторском" русле: "В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту ныне уничтоженному…".

В повести наиболее отлична от "авторского" языка речевая манера Самсона Вырина. Вырин - бывший солдат, человек из народа. В его речи часто встречаются просторечные обороты и интонации: "Так вы знали мою Дуню? - начал он. - Кто же не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подоле поглядеть…".

Пушкин не воспроизводит рассказ полностью. Это привело бы к сказовой форме повествования, нарушило бы ту сжатость, которая, прежде всего, характеризует метод его прозы. Поэтому основная часть истории Вырина передается в изложении повествователя, чей стиль и слог близок к авторскому: "Тут он стал подробно рассказывать мне свое горе. Три года тому назад, однажды в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей".

Дело здесь не только в более краткой передаче рассказа смотрителя, но и в том, что, повествуя о нем в третьем лице, рассказчик, "титулярный советник А.Г.Н.", одновременно передает и переживания самого Самсона Вырина, и свое отношение к его рассказу, к его печальной судьбе: "Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром…". Эта форма повествования позволяет не только сжать изложение истории Вырина, но и показать ее как бы со стороны, более глубоко осмысленной, чем это было в бессвязном рассказе смотрителя. Рассказчик придает литературное оформление его жалобам и бессвязным воспоминаниям: "Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался". Ясно, что это изящное описание ("сидела… как наездница", "сверкающие пальцы") дано не глазами смотрителя. Эта сцена дана одновременно в восприятии отца и в восприятии рассказчика. Тем самым создается стилевое, языковое "многоголосье", сочетание в единстве художественного произведения множества языковых партий, выражающих эти аспекты восприятия действительности. Но заключительные слова рассказчика: "Долго думал я о бедной Дуне" - таят как бы ту же мысль, что и слова ее отца: "Много их в Петербурге, молоденьких дурр, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою".

Побег смотрителевой дочки - лишь завязка драмы, за которой следует цепь протяженных во времени и переносящихся с одной сценической площадки на другую. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя - на сирую могилу за околицей. Время и пространство в "Смотрителе" утрачивают непрерывность, становятся дискретными и одновременно раздвигаются. Сокращение дистанции между уровнем самосознания героя и сутью сюжетной коллизии открыло перед Самсоном Выриным возможность мыслить и действовать. Он не в силах повлиять на ход событий, но перед тем как склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню. Герой осмысляет происшедшее и сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды. В рассказе о таком герое и таких происшествиях всеведущий автор, находящийся за кадром, наблюдающий события с определенной отстраняющей дистанции, не давал тех возможностей, какие раскрыла избранная Пушкиным повествовательная система. Титулярный советник то сам оказывается непосредственным наблюдателем событий, то восстанавливает недостающие их звенья по рассказам очевидцев. Это служит обоснованием и дискретности рассказа, и непрерывного изменения дистанции между участниками драмы и ее наблюдателями, причем всякий раз точка зрения, с которой воспринимаются те или иные живые картины истории смотрителя, оказывается оптимальной для конечной цели, сообщает рассказу безыскусственность и простоту самой жизни, теплоту неподдельной гуманности.

Рассказчик симпатизирует старому смотрителю. Об этом говорят повторяющиеся эпитеты "бедный", "добрый". Эмоционально-сочувственную окраску придают речам рассказчика и другие словесные детали, подчеркивающие тяжесть горя смотрителя ("В мучительном волнении ожидал он…"). Кроме того, в повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств, мыслей Вырина - любящего отца и Вырина - доверчивого, услужливого и бесправного человека. Пушкин показал в своем герое черты человечности, протеста против социальной несправедливости, которые раскрыты им в объективном, реалистическом изображении судьбы простого человека. Трагическое в обыденном, в повседневном представлено как человеческая драма, каких много в жизни.

В ходе работы над повестью Пушкин использовал в ней уже существовавшее в тексте "Записок молодого человека" описание картинок с историей блудного сына. Новый замысел, усвоивший важнейшую художественную идею, которая определилась в экспозиции "Записок", был осуществлен в несколько дней. Зато "Записки" вместе с описанием картинок лишились основного нерва, на котором основывался замысел их сюжетного движения. Возможно, что Пушкин и пошел на это потому, что тема судьбы молодого человека, замешанного в восстании Черниговского полка и пришедшего к мысли о самоубийстве как единственном выходе из создавшегося положения, вряд ли была возможна в подцензурной печати 1830-х годов. На этой многозначительной художественной детали строится повествование: в библейской притче несчастный и всеми брошенный блудный сын возвращается к счастливому отцу; в повести же - счастливая дочь не возвращается к несчастному одинокому отцу.

"М. Гершензон в анализе пушкинского "Станционного смотрителя" первым обратил внимание на особое значение картинок на стене почтовой станции, иллюстрирующих библейскую историю блудного сына. Вслед за ним Н. Берковский, А. Жолковский, В. Тюпа и др. увидели в герое пушкинской новеллы настоящего блудного сына и возложили вину за его несчастливую судьбу на него самого. В Самсоне Вырине не было смирения и мудрости отца из евангельской притчи, когда он препятствовал уходу Дуни из дома, когда называл ее "заблудшей овечкой". Они опровергали мнение тех, кто объяснял трагедию героя социальным "общим укладом жизни", видел причины несчастной судьбы "маленького человека" в социальном неравенстве героя и его обидчика Минского.

Немецкий славист В. Шмид дал свою интерпретацию этого произведения. В выражении Вырина о Дуне - "заблудшая овечка" и гневном возгласе Минского "…что ты за мною всюду крадешься,как разбойник?" он обнаружил связь с притчей о пастыре добром, об овцах и "расхищающем" их волке. Вырин выступает у Шмида в роли евангельского разбойника и вора, пробравшегося в дом Минского - двор "овечий", чтобы погубить, украсть счастье Дуни" (29).

Происходит дальнейшее опровержение "человечности" "маленького человека", погибшего от собственной эгоистичной любви, и реконструируется авторская идея: несчастье и горе коренятся в самом человеке, а не в устройстве мира. Так обнаружение библейских аллюзий в повести (благодаря картинкам из библейской притчи) помогает преодолеть стереотип прежнего ее восприятия. И дело не в том, что Пушкин спорит с библейской идеологией, ставит под сомнение непререкаемость притчи, а в том, что он иронизирует над слепым некритическим отношением героя к исповедуемым штампам, над отказом от живой правды жизни.

Но идейное "многоголосие" проявляется и в том, что автор подчеркивает и социальную сущность драмы героя. Главная черта личности Самсона Вырина - отцовство. Покинутый и брошенный, он не перестает думать о Дуне. Оттого так значимы детали повести (картинки о блудном сыне), приобретающие символический смысл. Оттого так значимы отдельные эпизоды, например, эпизод с деньгами, полученными от Минского. Почему он вернулся к этим деньгам? Почему "остановился, подумал… и воротился…"? Да потому, что он опять подумал о времени, когда нужно будет спасать брошенную Дуню.

Отцовство героя проявляется и в его отношениях с крестьянскими детьми. Уже спившийся, он по-прежнему занимается с детишками, и они тянутся к нему. А ведь где-то у него есть горячо любимая дочь, и внуки, которых он не знает. Для иного человека тут впору озлобиться, а он по-прежнему и любящий отец, и добрый "дедушка" для крестьянских ребятишек. Сами обстоятельства так и не смогли вытравить его человеческую сущность. Социальные предрассудки так изуродовали человеческую природу всех действующих лиц, что простые человеческие отношения им недоступны, хотя человеческие чувства не чужды ни Дуне, ни Минскому, не говоря уже об отце. Об этом уродстве сословных отношений Пушкин говорит уже в самом начале повести, иронизируя над чинопочитанием и безусловно вставая на сторону "униженных и оскорбленных".

В "Станционном смотрителе" отсутствует литературная стилизация. Неторопливое описание встреч рассказчика со смотрителем Выриным подчеркивает жизненную правдивость, безыскусственность рассказа. Действительность, типические ситуации выступают в своем естественном, неприкрашенном виде. Фигура такого рассказчика в повествовательной системе лишний раз подчеркивает демократический пафос повести - осознание несправедливости общественного устройства с точки зрения человека из народа. Да, Пушкин не идеализирует Вырина, так же как он не делает Минского злодеем. Его рассказчики (в том числе и Белкин) не пытаются объяснить несчастье станционного смотрителя случайной причиной, а констатируют обыденность, типичность подобного положения в данных социальных условиях.

В. Гиппиус подметил главное в повести Пушкина: "…на Вырине, а не на Дуне сосредоточено внимание автора" (30). В повести не проясняется, счастлива ли Дуня или нет, уйдя из отцовского дома, нашла она свою судьбу или не так уж удалась эта судьба. Мы не знаем об этом, так как повесть не о Дуне, а о том, как отъезд ее с Минским сказался на ее отце.

Вся повествовательная система свидетельствует о множественности, неоднозначности точек зрения. Но при этом ощущается позиция автора, он и есть "гарант целостности" повести и всего цикла. Эта сложность композиционно-идейной и повествовательной структуры "Повестей Белкина" знаменовало утверждение реалистических принципов, отказ от монологической субъективности сентиментализма и романтизма.


Какие чувства и мысли вызвала у вас повесть станционный смотритель 7 класс

Ответ:

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые. Мне эта повесть очень нравится еще со школьных времен. Не раз ее перечитывала. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. В своих произведениях он затрагивал многие вопросы, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Об этом говорится и в в повести "Станционный смотритель". Главный герой повести - Самсон Вырин - станционный смотритель. Кто он? "Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда". Жилище его неказисто и небогато. Украшено лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: "ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала". Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием. Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом. Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое - что Дуня действительно стала счастливой "барыней", обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным или не смогла вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен. И никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями.

Похожие вопросы

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция


Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.


Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.


В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!