Как научиться выражать гнев. Как правильно выразить свой гнев

В одной подмосковной обители прихожане, как-то утром придя на службу, увидели внутри монастырских стен резво скачущего барашка. Руководство обители обратило на него внимание не сразу, а потом долго думало, что же с ним теперь делать. Откуда же взялся барашек? Выяснилось, что какой-то уроженец Кавказа в связи с исполнением молитвенных просьб и следуя традиции своего народа решил пожертвовать барашка монастырю, для чего и выпустил его прямо внутри обители. Это была его благодарственная жертва! Но как, оказывается, по-разному мы все понимаем жертву и жертвенность!

В Евангелии упоминаются две сестры Лазаря - . Обе любили Господа, и каждая по-своему старалась Ему послужить. Отношения каждой из них к Спасителю были настолько различны, что это легло в основу различения в христианской аскетике двух видов служений - Марии и Марфы. Служение Марии - образ духовного делания, всецелого устремления души ко Христу с забвением всего земного. Служение Марфы - жертвенная забота о ближних ради Христа.

Зная текст Евангелия, можно предложить провокационный вопрос: а Сам-то Христос кого из двух сестер ставил на первое место? Конечно, никто из нас не способен измерить Божию любовь. Но непосредственные слова Господа словно бы свидетельствуют, что Он выделяет Марию, которая, как сказано в Евангелии, благую часть избрала (см.: Лк. 10: 42). Однако если мы всмотримся внимательнее в строки Священного текста, то увидим следующее: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин. 11: 5), - первой упоминается именно Марфа!

Дело в том, что служение Марфы - это бескорыстное, жертвенное служение ближним по образу Самого Христа, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28).

Лишь та любовь есть любовь настоящая, которая выражается делом. А находясь в стороне от страдающих, не оказывая реальной помощи бедствующим - в общем, не вступив на стезю Марфы, - вряд ли можно говорить о любви и о своем внутреннем стремлении к Богу.

Но тут-то и возникают вопросы: а что есть подлинная жертвенность? как понимать жертвенную любовь? да и что такое жертва вообще?

Оказывается, мы далеко не всегда вкладываем в понятие жертвы одинаковый смысл. Например, одна женщина как-то сказала: «Я свою свекровь не люблю, я не могу с ней долго рядом находиться, но я привожу ей продукты, терпеливо жертвую своим временем». То есть любви в данном случае нет, зато человек что-то от себя отнимает, вынуждает себя отдать это другому и называет подобное отношение жертвой.

А и правда, если сказать, что жертва - это только когда отнимаешь у себя и добровольно отдаешь другому что-то для себя очень значимое, то, в таком случае, жертва может оказаться вообще без любви. Более того, получается, что в сознании многих людей подобная жертвенность как бы компенсирует необходимость любви. Ты как бы откупаешься от любви своей хладнокровной жертвой. Относительно такой жизненной позиции в Священном Писании есть бескомпромиссные слова: «Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3). Значит, жертвенность без любви не настолько угодна Богу и не приносит должной пользы нашей душе? Действительно, в Евангелии Христос говорил все-таки о любви как главном сокровище сердца, с которым должна быть неразрывна и жертвенность: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34-35). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12-13). То есть, с позиции Христовых заповедей, любовь - естественный источник жертвенности, когда не жалко отдать любимому что-то свое. «Любовь… милосердствует» (1 Кор. 13: 4), и иначе просто не может быть, когда есть любовь.

Конечно, к любви невозможно принудить, и хорошо уже то, что упомянутая выше женщина ездит к свекрови, помогает ей в чем-то. Святые отцы говорят, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. Но в упомянутом случае скорее видится выполнение долга, обусловленного семейными узами, обманчивая в связи с тем успокоенность: «хоть и не люблю, но жертвую, значит, исполняю положенный долг».

Возможно, вы согласитесь с тем, что если мы любим кого-то, то нам не жалко отдать ему всё самое дорогое, что у нас есть. Жалко ли было принести в жертву Небесному Отцу перворожденное от стад своих? Наверно, не жалко, ибо Авель любил Бога. Каин же поступил по принципу: «на Тебе, Боже, что мне не гоже», ибо относился к Всевышнему соответственным образом. И, как гласит предание, дым от жертвы Авеля сразу взошел к небу, тогда как от жертвы Каина клубился внизу, распространяя вокруг себя смрадный чад. И когда в храм мы несем то, что не жалко, потому что не нужно, - это не жертва, а прагматичное освобождение от ненужных вещей. Когда же отдаем другим то, что нам дорого, так что нам по естественным чувствам и расположенности было бы жалко расстаться с этим, но по любви мы легко и с радостью отдаем, - это настоящая жертва.

И дело вовсе не в качестве принесенного, как думают многие, ибо Бог принял две жалкие лепты вдовы, отвергая богатые приношения фарисеев, а все дело в сердце и чувствах души, в отношении нашего духа к Богу и ближним. Не имея к Нему любви, благоговения и желания близости с Ним, человек напрасно несет свои жертвы - зачем они Богу, когда Ему нужны не бездушные приношения, а живые сердца людей?

Поэтому, когда мы говорим: «жертвенная любовь», то подразумеваем: «жертва по глубокой любви». Не томная самоотдача и жертвование чем-то своим: деньгами, силой, временем, - вызывающее в душе лишь скорбь, досаду и борьбу со своей раздражительностью, а то совершенно очевидное, исключающее всякое сомнение пожертвование собой, которое естественно является при горячей, бескомпромиссной любви к другому.

Увы, человек, посещающий ближнего в больнице только чтобы исполнить заповедь, - формалист, который выполняет букву закона, но совершаемое им не находит отклика в его душе. Богу нужна живая душа и живое отношение к ближнему, а не холодно-мертвое соблюдение приличий и правил. Стало быть, жертвенность, милосердие, бескорыстная помощь должны исходить из сострадания. А сострадание - это не обязательно даже слова и дела, но это, прежде всего, наше внутреннее отношение к другим людям.

Однажды четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену, увидел, что тот сидит и плачет. Ребенок зашел в его двор, залез к нему на колени и так с ним долго сидел. Когда его мама спросила, что же такое он говорил соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать». Мы часто страдаем от того, что не видим никакого сострадания, сочувствия у наших ближних. Хотя бы и малое сопереживание способно вершить чудеса.

В «Луге духовном» рассказывается, как в монастыре святого Феодосия жили два брата, давшие друг другу клятвенное обещание не разлучаться ни в жизни, ни в смерти. В обители они для всех были примером благочестия. Но вот один из них подвергся плотской брани и, будучи не в силах превозмочь ее, сказал другому: «Я решился уйти в мир». Не желая отпустить его одного, брат пошел вместе с ним в город. Подвергшийся плотской брани зашел в дом блудницы, а другой брат стоял вне, молясь и сильно страдая душою. Впавший в блуд, выйдя из дома, сказал: «Я уже не могу возвращаться в пустыню. Ты иди туда, а я останусь в миру». И брат его решил остаться с согрешившим в миру, так что оба они начали трудиться для своего пропитания. Они нанялись работать на строительстве монастыря, который возводил авва Авраамий. Впавший в блуд получал плату за двоих и каждый день отправлялся в город, где тратил деньги на распутство. Между тем другой постился все эти дни, молча делал свое дело и не говорил ни с кем. Мастера, видя ежедневно, что он не ест и не пьет и сосредоточен в себе, доложили обо всем святому Авраамию. Авва Авраамий позвал труженика к себе в келью и обратился к нему с вопросом: «Откуда ты, брат, и каково у тебя занятие?» Тот открылся ему во всем, заключив: «Ради брата я терплю все это, да видит Бог скорбь мою и да спасет его». «И Господь даровал тебе душу брата твоего!» - выслушав все, произнес Авраамий. Лишь только авва отпустил работника и тот вышел из кельи, как перед ним оказался его брат. «Возьми меня в пустыню, - воскликнул он, - да спасется душа моя!» И немедленно они удалились в пещеру близ святого Иордана и затворились там. Так собственным состраданием и самопожертвованием брат приобрел для жизни вечной душу брата. Прошло немного времени, и согрешивший брат, усовершенствовавшись в духе перед Богом, скончался. А другой остался в той же пещере, согласно клятве, чтобы и самому скончаться там же.

Это не просто милостыня, которую богатый щедро уделяет от обилия даров своих, а сердечное проникновение в положение другого человека, когда ты не можешь не помочь ближнему и потому не думаешь в этот момент о себе.

Это такое сопереживание ближнему, когда его проблема становится твоей, и потому ты принимаешь на себя его скорбь для ее уврачевания. Такую любовь явил людям Христос, восприняв страдания за наши грехи на Себя, щедро даруя нам вечные блага.

Почему же мы редко встречаем жертвенность, взаимопонимание и отзывчивость?

Потому что преобладающее большинство людей стремится в жизни к личному комфорту, старается окопаться и закрепиться на каких-то позициях, наивно думая построить на земле незыблемое личное счастье. Достигая определенных результатов - создавая семью, воспитывая детей, добиваясь успехов на работе, - человек погружается в эйфорию покоя, отгораживаясь от бед окружающих его людей. Для того же, чтобы чувствовать страдающих и скорбящих, нужно отвергать обманчивое самозабвение. Необходимо внутреннее движение, а не застой, активность, а не пассивное пребывание в тихой заводи своего болота. Когда человек, наслаждаясь, загорает под солнышком, ему, естественно, не до замерзающих.

Герой М.Ю. Лермонтова Печорин признавался: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил». А не жертвует человек только тогда, когда любит больше себя, чем других; а если он и любит кого, то разве что ради собственного удовольствия, для себя, своего эгоистичного комфорта, любит как некую новую вещь, которая может пригодиться на время, но которой ты сам не обязан ничем.

И все же, указывая на жертвенную любовь, христианство тем самым показывает планку, до которой дотянуться каждому из нас достаточно трудно.

Одна благочестивая девушка росла без мамы, воспитывала ее бабушка. Девушка вышла замуж за студента семинарии, который вскоре стал батюшкой. Зажили счастливо, но однажды бабушка упала, сильно ушиблась, а потом осталась парализованной. В семье рождались один за другим малыши, батюшка часто служил на приходе и практически не имел возможности помогать молодой супруге, а она, бедная, была вынуждена нянчиться не только с вечно кричащей ребятней, но и с прикованным к постели пожилым человеком. Еще на целых два года жизнь молодой матушки стала практически невыносимой: у бабушки оказалось онкологическое заболевание, да такое, что она уже не могла принимать относительно твердую пищу, и приходилось протирать для нее всю еду, а потом кормить страждущую с ложечки, но глотала она с трудом и большую часть положенного ей в рот выплевывала. Каждые два часа, в том числе и в ночное время, бабушку следовало переворачивать с боку на бок во избежание пролежней. Когда бабушка умерла, ухаживавшая за ней матушка вздохнула с облегчением: «Всё, похоронила бабушку».

Да, она вздохнула с облегчением. Но разве кто-то дерзнет сказать, что она не имела любви или будто бы игнорировала родного человека, ставшего инвалидом? Просто иногда нам бывает настолько трудно, невыносимо тяжело, что освобождение от заботы, словно от удушающей ноши, мы воспринимаем как Божию милость, и здесь уже не до философских рассуждений, не до патетики о высоких чувствах любви. Да ведь и Сам Христос в преддверии величайших страданий, принятых именно по жертвенной любви к человечеству, в душевном содрогании молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26: 39).


Но ведь только что мы говорили, что когда есть жертвенная любовь, то не жалко отдать что-то свое другому. Значит ли это, что жертвенность, исходящая из любви, не предполагает усилий, что она реализуется всегда так легко и свободно? Если жертвенность включает возможность страданий ради любимого, то значит, здесь очевидны и тяжесть, и муки, и колебания. Христос пострадал за людей по любви к ним, легко ли Ему было страдать?

Подлинная жертва, таким образом, может включать и подвиг, усилие. очень точно сказал: «Любовь - это радость, а цена любви - жертва. Любовь - это жизнь, а цена любви - смерть».

В этой связи зададим и более сложный вопрос: а всегда ли мы способны на жертвенность? И всякая ли жертва посильна для нас?

Увы, во взаимоотношениях современных христиан время от времени можно заметить такую картину. Понимая, что надо жить по евангельским заповедям, христианин соглашается помочь ближнему в определенных проблемах. Пытаясь участвовать в жизни ближнего, он берет на себя нагрузки, связанные с заботой о нем. Чувствуя, что мера этих нагрузок в определенный момент становится для него непосильной, христианин загоняет свое недовольство внутрь себя, думая, что надо терпеть, исполняя заповедь.

Поднатужившись еще немного, он все равно не выдерживает. Наступает момент, когда его недовольство прорывается наружу, причем в достаточно грубой форме: «Ты не благодарен мне», «Я для тебя столько сделал, а ты…» В итоге вместо исполнения заповеди мы видим грех озлобленности, а ранее близкие люди разрывают отношения, наглядно демонстрируя мирской принцип: меньше видимся - больше любим друг друга.

Безрассудно принятые на себя непосильные нагрузки способны довести до озверения. Ноша, взятая не по плечу, делает сердце равнодушным, холодным и жестким. Итог - не христианская жертвенность, равнозначная бескорыстной любви, которая не ждет за свое доброе дело даже обыкновенного «спасибо», а злоба, психотравмирующая личность и вносящая дисбаланс в жизнь.

Мы все несем в себе свои немощи. Все мы можем сорваться в каких-то ситуациях, не справившись с собой. Парадокс взаимоотношений заключается в том, что вместо простого решения проблемы участники взаимоотношений подчас идут самым трудным, окольным путем. Не лучше ли попытаться исправить ситуацию в тот самый момент, когда ты почувствовал, что не справляешься? Просто и ясно, без раздражения, со смирением объяснить всё ближнему, не доводя себя до озлобленности и не коря другого своей невозмещенной жертвенностью. Лучше не принимать ношу не по плечу, не думать наивно о себе как о великом подвижнике, способном горы свернуть и изменить жизнь окружающих тебя людей.

Ожидание же от других людей соответствующего восполнения твоей жертвы окончательно опустошает душу. Обида на неблагодарность не знает границ и пределов, и нет уже внутри ничего, кроме шипов и колючек, уязвляющих самого обиженного.

Странно и жалко слышать от христианина: «Я ему столько сделал, а он неблагодарен», как будто его обманули, разрушив расчет на отдачу и прибыль. Евангельские истины бескомпромиссны: всё, что сделано в ожидании благодарности, уже не добро, а корысть. И если Христос говорил: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3), то как мы вообще можем помнить, какое добро кому сделали?

Как важно понять, что, делая добро другим людям, мы не стремимся превратить их в должников, не пытаемся возложить на их шею иго, которое они должны со временем скинуть, делая в ответ добро нам. - не депозиты в банке, возвращающиеся нам с процентами; милосердие - добродетель, изнутри преображающая душу.

Подлинная любовь не закабаляет других; она, напротив, способна вдохновить их к свободному проявлению себя в добром, проявлению не ради принятой помощи, а потому, что душа их тоже полюбила добро.

Помню, как мой друг по семинарии, ныне священник, однажды кому-то из просивших на улице сказал: «Спасибо, что вы приняли милостыню». И он на самом деле так считал, вовсе не ожидая от кого-либо благодарности. Жертвуя чем-либо, мы не покупаем других, напротив, мы радуемся, что нам представилась возможность сделать кому-то бескорыстно добро.

Что еще можно сказать о жертвенности, так это, пожалуй, то, что внешне одинаковые поступки могут иметь совершенно разную сущность. Ибо при внешне одинаковых действиях один человек исполнен сострадания и любви, другой же движим расчетливостью или желанием самоутвердиться. Например, не великое ли дело - отдавать свою кровь ради спасения ближних? Но кто-то сдает кровь ради выгоды. А в 1990-е годы в одной воинской части солдаты договорились сдать кровь, чтобы на вырученные деньги купить видеомагнитофон и смотреть пошлые фильмы. Люди жертвуют материальным, чтобы причинить вред своей бессмертной душе: отказывают себе во всем, чтобы лишний раз выпить или принять дозу наркотика. На Западе в одной жившей гражданским браком паре юноша заразился вирусом иммунодефицита. Его подруга решила продолжить свою с ним плотскую связь по любви к нему. Она жертвует собой и своим здоровьем, но ради чего? Ради того, чтобы максимально продлить плотское содружество, понимаемое ими как счастье. Как уместно здесь вспомнить сравнение преподобного Исаака Сирина: «Пес, который лижет пилу, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе».

Итак, ценность всех наших жертв и самой нашей жертвенности определяется состоянием нашей души, содержанием сердца, его ценностями и святынями: наполнено ли сердце добром и любовью или своекорыстием и формалистикой, не зря в Священном Писании сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23).

Гнев - эмоция, внутренний наш ответ на то, что мы воспринимаем. Эмоции, чувства мотивируют нас, позволяют (или заставляют) выбрать ту или иную форму поведения. Т. к. мы обычно оцениваем поведение в терминах “хорошо” и “плохо”, то и эмоции, определяющие его, получают тот же ярлык. А ведь эмоции сами по себе не могут быть плохими или хорошими, по крайней мере до тех пор, пока они являются внутренним достоянием человека. Осознание, рефлексия чувств позволяет нам принимать более ответственные решения.

Интенсивность переживания эмоции может быть весьма различной; не каждая ее градация может быть адекватно выражена в речи. Мы свободно говорим о том, что испытываем раздражение, но очень редко - об испытываемом нами гневе. О ком-нибудь другом мы можем сказать, что он “взбешен” или “в ярости”. Ниже мы рассмотрим чувство гнева во всех градациях интенсивности его переживания.

Обучаясь выражать и контролировать свой гнев, важно понять, что запускает эту эмоцию и как она “функционирует”. Это позволит выражать ее более конструктивно.

Обычно чувство гнева включает в себя три компонента:

1. Гнев - это, как правило, защитная реакция. Мы испытываем гнев, когда ощущаем необходимость защитить себя физически или психологически.

2. Гнев является нам, когда мы не получаем того, чего хотим. Это обычная реакция в состоянии фрустрации , когда разрушены наши планы или что-то угрожает их нарушить.

3. Переживание гнева связано с представлением о попрании своих прав. Таким образом, мы настолько концентрируемся на идее, что с нами поступили несправедливо, что уже не в состоянии подумать ни о своем участии в происходящем, ни о том. как можно решить конфликт.

Итак, гнев - это защитная, самоутверждающая реакция на фрустрацию или агрессию.

ФУНКЦИИ ГНЕВА

Эмоциональная реакция, которую мы обозначаем словом гнев или близкими понятиями, оказывает на нас многообразное влияние и имеет множество функций. Некоторые из них (на наш взгляд - важнейшие) перечислены ниже:

1. Гнев вызывает прилив сил, энергии. Он нацеливает нас на активные действия и мобилизует необходимую для них энергию.

2. Гнев прерывает текущее целенаправленное поведение. Возбуждение, поглощенность открыто” несправедливостью нарушают нашу способность воспринимать и адекватно оценивать новую информацию.

3. Гнев облегчает негативные реакции, которые, с одной

стороны, блокируют получение информации, необходимой для принятия конструктивного решения, а, с другой стороны, способствуют преувеличению значения конфликта, что ведет к его эскалации.

4. Гнев помогает нам преодолеть нерешительность, связанную с душевной уязвимостью, снижая уровень тревоги по поводу внешних конфликтов. Гнев побуждает нас игнорировать страх и опасения и совершать действия, на которые на другом эмоциональном фоне мы бы не отважились.

5. Гнев повышает готовность к агрессивным действиям. Если мы воспитаны в духе безусловной защиты своих прав, агрессия может стать для нас не сознательно контролируемым поведением, а едва ли не рефлекторной реакцией.

6. Гнев может быть сигналом того, что какое-либо событие угрожает нашей физической или психологической интегральности, еще до того как мы осознаем эту опасность. Рефлексия эмоциональной реакции гнева в этом случае помогает нам в анализе ситуации и своего отношения к ней.

7. Гнев помогает поддерживать чувство своей правоты в противостоянии с другими.

8. Гнев производит устрашающее действие на некоторых людей и тем самым может рассматриваться как средство интерперсонального воздействия. Когда мы хотим подавить кого-либо, удержаться на своей позиции или контролировать ситуацию, в гневе, как эмоциональном состоянии, мы находим своего союзника.

КОНСТРУКТИВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

Переживание, и особенно выражение гнева, может привести к весьма неприятным осложнениям. Лицо, на которое направлен наш гнев, с большой долей вероятности ответит нам враждебностью. В связи с этим, гнев может переживаться нами на фоне тревоги по поводу враждебных чувств и действий нашего партнера. Тем не менее, конструктивно выраженное чувство гнева способно оказать благотворное действие на конфликтную ситуацию.

Овладевая искусством выражать свой гнев, попробуйте следовать следующим рекомендациям:

1. Признайте тот факт, что вы испытываете чувство гнева (раздражены, взбешены и т. д.). Гнев - естественная здоровая эмоция, ее переживание не связано с грехом или пороком. Каждый человек время от времени испытывает гнев. Ваша задача не подавить его, а научиться им управлять и правильно выражать его. Подавленный гнев проявит себя психосоматическими расстройствами, да и вообще снизит качество вашей жизни.

2. Решите для себя, хотите ли вы выразить свое чувство гнева. Как правило, разумней пойти на конфронтацию в момент возникновения конфликтной ситуации, чем через несколько дней, заполненных бесплодными переживаниями. Но бывает, что временный выход из конфликтной ситуации создает более благоприятные условия для ее разрешения.

3. Заранее готовьтесь к ситуациям, которые могут спровоцировать гнев или депрессию (фрустрации, нападки окружающих и т. д.). Имейте в запасе альтернативные реакции, на которые можно загодя настроиться. Например, релаксация или волевое изменение видения ситуации, при котором она лишается провоцирующего воздействия.

4. Если обстановка позволяет и вы приняли решение выразить свой гнев, сделайте это в прямой (непосредственной) форме. Выражая гнев, вы совершаете коммуникативное воздействие, т. е. сообщаете о чем-то своему партнеру. Это сообщение может выражать ваше к нему отношение, а может свидетельствовать о крайней важности для вас, затронутых в конфликте ценностей. Отказ от выражения своих чувств (в том числе гнева) создает серьезные проблемы в общении, т. к. укрывает, и, по крайней мере, не дает раскрыться некоторым весьма существенным сторонам вашей личности. Вы уходите от разработки важных для вас тем во взаимоотношениях с партнером и тем самым чрезвычайно обедняете и искажаете его представление о вас. Воздерживаясь от выражения чувств, вы демонстрируете свою незаинтересованность во взаимоотношениях, свою недостаточную в них ангажированность. Все это может восприниматься партнером по общению как пренебрежительное отношение к нему. (См. ниже “Рекомендации по непосредственному выражению чувства гнева”.)

5. Если обстановка не допускает прямого выражения гнева, а выход из ситуации невозможен, постарайтесь выразить свой гнев косвенным образом (опосредованно). Выражение чувств тем уместнее, чем выше интенсивность их переживания, и чем сильнее потребность их выразить. Не стоит пренебрегать выражением даже относительно слабых чувств (например, раздражение, легкое разочарование и т. п.) - загнанные “внутрь”, они имеют тенденцию к росту. Косвенное выражение гнева минует свой объект или направлено на подставной:

А) Энергичные упражнения (бег, плавание, игра в теннис,

форсированная ходьба) дают выход физической энергии, способствуют мышечной и тем самым эмоциональной разрядке и релаксации.

Б) В уединении дать волю своему желанию выразить гнев. Все средства хороши: крик, стоны, удары по подушке или боксерской груше, разбрасывание вещей и т. д. в меру фантазии. Такое “формальное” выражение гнева дает хорошую эмоциональную разрядку.

В) Разрешение конфликтной ситуации в воображении или примирение с ней могут существенно уменьшить интенсивность переживания гнева. Откажитесь от мыслей о мщении. Живо представьте себе, что вы простили партнера по конфликту.

6. Анализ условий возникновения и особенностей протекания эмоциональных реакций гнева. Попытайтесь выяснить для себя какие события (ситуации) вызывают у вас чувство гнева. Изучите внутренние компоненты этой эмоциональной реакции, ее предвестники. Выявите свои чувствительные пункты, “давление” на которые вызывает у вас защитную реакцию гнева. Подумайте, как вы можете организовать свою жизнь, чтобы естественно избегать ситуаций, провоцирующих эти реакции. Определите, какие адаптивные задачи решает для вас чувство гнева (см. выше). Подумайте, нельзя ли достичь этих целей другими средствами.

7. Поздравляйте себя с каждым достижением в контроле над эмоциями. Не обращайте особого внимания на неудачи в этом деле (ведь нынешние неудачи раньше были вашим нормальным состоянием) и на язвительные замечания окружающих.

ПРЯМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

Если обстановка допускает прямое выражение гнева и вы решились на это, предлагаем руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Не останавливайтесь в выражении гнева на половине дороги. Это чувство требует исчерпывающего выражения, оно не из тех эмоциональных состояний, которые стоит сдерживать либо можно разряжать малыми порциями. Активные средства разрядки разнообразны: смех, крик, разговор о своих проблемах и т. д. Если “сеанс разрядки” проведен правильно, после него вы перестанете испытывать чувство гнева или раздражения.

2. Не торопитесь с проявлением чувств. Убедитесь, что против вас действительно выступают - ведь вы можете ошибиться в оценке ситуации.

3. Выражайте чувство гнева только тем лицам, которые

имеют непосредственное отношение к конфликту. Не переносите своих чувств на посторонних, будьте конкретны: “Поскольку вы делаете то-то и то-то, я чувствую, что со мной совершенно не считаются”.

4. Осознайте то обстоятельство, что выражая свои чувства, вы берете за них ответственность. Адресуйте свои “претензии” не личности партнера, а его действиям или ситуации, которая сложилась благодаря им. Имейте в виду, что выражение своих чувств по поводу ситуации уменьшает ваши шансы выхода из нее, увеличивая вашу вовлеченность в происходящее.

5. Помните, что слишком интенсивное выражение гнева может восприниматься партнером как готовность к антагонистическим действиям и привести к эскалации конфликта. К тому же в аффекте резко снижается ваша способность оценивать происходящее и принимать решения.

6. Постарайтесь избегать выражения чувств ради самоутверждения и демонстрации своего превосходства. В этом случае аффективная экспрессия теряет свою коммуникативную значимость.

7. Не отвлекайтесь от поставленной задачи. Вы будете лучше управлять своими чувствами и добьетесь больших успехов в решении конфликта, если будете ориентироваться только на существо возникшей проблемы. Не принимайте на свой счет упреки и претензии, выдвигаемые партнером по конфликту, помните, что это только общепринятая форма выражения, а на самом деле претензии относятся к каким-то вашим конкретным действиям или сложившейся ситуации в целом. Обидчивость втянет вас в нежелательные побочные конфликты и отвлечет от сути. В свою очередь избегайте личных выпадов и выражайте свой гнев по поводу конкретных аспектов ситуации.

8. Отдавайте себе отчет в том влиянии, которое оказывает выражение ваших, чувств на партнера. Дав волю своему раздражению, вы скорее всего почувствуете себя лучше, но на “реципиента” ваш эмоциональный посыл может подействовать непредсказуемо. После того, как вы высказались, надо непременно дать партнеру возможность в свою очередь выразить его чувства.

9. Выражая гнев, мобилизуйте все свои коммуникативные способности, стараясь уловить ответную реакцию партнера по невербальным средствам экспрессии.

10. Выражая свой гнев во время обсуждения ситуации, не забывайте и о выражении своих позитивных чувств, повод для которых найдется в любом положении. Широкий спектр выражаемых эмоций демонстрирует вашу заинтересованность личностью партнера и сложившейся ситуацией, а также свидетельствует о вашей конструктивной ориентации.

Прежде чем рассказывать о том, как бороться с гневом, хочу рассказать про фильтр Любви и Уважения.

Есть такой чудесный фильтр, который называется - Любовь и Уважение.

Допустим, что то произошло, например, пришли с работы, а муж поужинал, а тарелки грязные на столе оставил. А вам хочется не за ним убирать, а самой поужинать, приготовить на завтра еду, вещи, и упасть у телевизора. А тут грязная посуда,…

Что хочется первым делом сделать? Восстановить справедливость. Вы, так же как и он пришли с работы, так еще и позже, чем он. А он … (тут идет нецензурная лексика) даже за собой убрать не может.

Из какого чувства вы пойдете восстанавливать справедливость? Злость, гнев, обида, досада. И что он начнет делать, если вы к нему пройдете и начнете ему говорить все, что вы о нем думаете? Ну, секса, сегодня вечером у вас, скорее всего, точно не будет. Хотя есть пары, когда они специально (бессознательно) вызывают в партнере злость, потому что только так понять, что между вами еще хоть какие-то чувства есть, лучше злость, чем безразличие, равнодушие и совместное одиночество.

Так что же делать? Как восстановить справедливость?

В начале разберитесь с собой:

1. Осознайте, что что-то чувствуете (проверьте свою физическую реакцию)

2. Назовите свое (и) чувство (а) (посмотрите, сколько слоев чувств)

3. Разберитесь в том, какие и этих чувств относятся к настоящему времени, а какие - к прошедшему

4. Подтвердите свое право переживать эти чувства;

5. Действуйте соответствующим образом - исходя из своих ценностей, стиля жизни, религиозных убеждение и т.п.

Так вот если вы чувствуете Злость, негодование. И с этим чувством хотите пойти к партнёру. И вот здесь включается фильтр Любви и Уважения к Себе, Другому и Богу.

Т.е. мы идем разговаривать с другим человеком, только из чувства Любви и Уважения к себе, другому и Богу. А так же наблюдаем, как другие люди с вами общаются, если вы чувствуете, что на вас выливают негатив. Только вы можете позаботиться о себе, только вы может поставить здоровые личностные границы. С нами обращаются так, как мы сами позволяем с нами обращаться. Если вам не нравятся, что нам говорят, только наша ответственность, сделать так, что бы нам было хорошо и комфортно.

Есть чудесное правило: Вначале гладим, а потом режем.

Например: Мама, я тебя очень люблю, и ценю все, что ты для меня делаешь, но я прошу, перестань мне говорить, что я плохая мать своим детям, что я плохая хозяйка, что я плохо готовлю, и что у меня плохой муж - это мой выбор, моя жизнь, и я взрослая женщина, мне 28 лет, я самостоятельно могу принимать решения. Я буду звонить тебе каждый день, только для того что бы узнать что ты жива, здорова и буду приезжать к тебе в гости 1 раз в неделю.

И вы это говорите из Любви и Уважения, прежде всего к себе (Почитайте статью круги ответственности, близости и влияния), к маме и к Богу.

А теперь как же все же разбираться с Гневом.

Вы поняли, что сейчас вы злитесь. Из чувства злости, лучше не идти к мужу, маме или кому-либо еще выяснять отношения. Но и подавлять его тоже не стоит. Злость это очень мощная энергия. И если вы не дадите ей выход, а постараетесь за консервировать ее у себя внутри, то это может привести к усталости, а если это делать годами то и к заболеваниям. Понаблюдайте за собой, вот вы ходили было чудесное настроение, вы излучали жизнерадостность, а потом, кто-то что-то сказал. И все настроения как не бывало, так мало того еще и силы куда-то подевались. Ходите как варёная, спать хочется, а не работать или что либо делать. Усталости может быть много причин, но если вы будете за собой больше наблюдать, вы заметите. Например, что к вам подошел руководитель, что-то сказал, вы понимаете, что он сейчас не прав и не справедлив к вам, это по любому вызывает злость, но возразить ему вы боитесь, в итоге злость осталась у вас внутри. Представьте себе воздушный шарик, который вы пытаетесь держать под водой, на это надо потратить очень много сил. Тоже самое и с гневом. Что бы не сказать, все, что мы думаем руководителю, мы естественно это все подавляем в себе, на что тратиться очень много сил и энергии. И вы в итоге разбитая и уставшая, а руководитель вроде как молодец, он же знает, как лучше надо работать, но в итоге, люди на него уже работают уже не на свои 100%, а в лучшем случае на 20-30%, и не из желания Хочу и Нравиться, а из Страха, Злости и Обиды.

Так что же делать. Дать мирный выход этой энергии. А вот теперь и основные рецепты:

1. Возьмите большой лист бумаги, А4 тоже подойдет, но лучше даже рулон обоев. Напишите на нем все, что вы думаете, о том человека, который вас обидел. А потом возьмите теннисную ракетку и бейте по бумаге, можно и кричать или говорить при этом, если обстановка позволяет.

2. Побить боксерскую грушу

3. Побить большую детскую игрушку.

4. Взять плед, скатать его валиком, и начать им бить пол.

5. Коробочка для криков: берёте коробку из-под обуви, проделывайте с одной стороны круглое отверстие, диаметром примерно 5 см, внутрь положите вату, закрывайте ее, залепите скотчем и украсите ее, что бы она была очень красивой. Так вот при обиде, когда хочется поорать, орать можно прямо в отверстие такой коробки, она очень хорошо поглощает звук. Знаю семью, у каждого члена семьи была такая коробочка, и когда кто-то начинал злиться:

Ему говорили: Иди, поори в коробку.

Он шел, выплескивал туда весь свой гнев, а уж потом шел и в нормальном состояние, мог общаться и договариваться о чем-либо.

6. Чудесный способ выразить гнев. Купите 6-7 десятков яиц. Пойдите туда, где вас ни кто не увидят, и не услышит, например в лес. И разбейте их. Можно кричать. Можно представлять обидчика и кидать в него яйца. Яйца с одной стороны красиво разбиваются, но при этом ни какого вреда природе.

7. Возьмите стул, посадите туда вашего обидчика, и скажите ему все, что вы о нем думаете:

Начала предложений:

Я обижена на тебя за то, что….

Я злюсь на тебя…

Мне грустно…

Я злюсь…

Я боюсь того, что…

8. Если сложно найти уединенной место. То можно сделать следующие:

Налейте в ванную воды и кричите в воду, вода очень хорошо поглощает звук.

8. Нарисуйте свою злость, лучше всего не доминирующей рукой, если Вы правша, то левой, если левша, то правой, на большом листке, потому что когда вот это всё происходит у нас состояние не взрослого человека, а ребёнка, и нужен именно большой лист, потому что дети любят рисовать на больших листах, большими маркерами. Рисуйте все что идет, не останавливайте себя.

У нас боятся проявлять злость. Кому в детстве родители разрешали злиться? Могу сказать практически не кому.

Знакомая фраза: На маму и папу злиться нельзя. Нельзя - это понятно, но что дальше с этой злостью делать, наши родители нас не научили, потому что и сами не знали, как с этим быть.

Но злость она нужна, без нее не возможно построить здоровые гармоничные отношения. Представьте, что к ваш дом пришел кто-то и начинает вам говорить, как вам правильно надо жить, а вы с душе с ним не согласны. И злиться в этой ситуации это нормально. Потому что мы все разные, очень-очень разный, и только вы знаете, что вас делает счастливым, что вы любите, что доставляет вам удовольствие, что для вас правильно. Вы и только Вы? И злость нам нужна, для того что бы понять, что вам сейчас не нравиться, где ваши границы переходят и сказать об этом вашему собеседнику: А вот здесь ты не прав? Стоп, так со мной вести себя не надо. И это наша ответственность заботиться о себе, чувствовать себя, понимать себя.

Злость - это хорошо. Если бы это было плохо, то этого у нас бы не было, Бог бы нам ее не дал. Но и у злости должны быть границы дозволенного.

И когда вы говорите другому человеку, как с вами нужно обращаться, а как нет, пожалуйста, говорите об этом из Любви и Уважения к себе, Богу и другому человеку. А то иногда некоторые начинают понимать, что они сейчас злиться, и начинают своими границами стучать всем остальным.

Как маятник, в начале меня подавляли, потом я всем начинаю говорить о себя, но так что границы других не берутся в расчет, то, что ваши слова могут обидеть, ранить, об этом мы иногда можем забывать.

Любви, Уважения и гармоничный отношений!

Как правильно злиться

До сих пор помню слова своего отца когда-то: «а на папу злиться – нельзя!». Тогда почувствовала жуткую растерянность, гнев и обиду. И даже понимание того, что он так говорил из своего страха и неумения справляться с моей детской агрессивностью – не отменяет тех моих переживаний. А детский опыт - так или иначе - становится основой взрослой жизни.

Думаю, и вам, уважаемые читательницы, есть что вспомнить про родительские запреты и непринятие. Особенно – вашего детского раздражения, злости, гнева или ярости. Это могли быть прямые послания родителей: «не злись», «злиться плохо, некрасиво…». Или же – уход мамы/папы в момент злости ребенка, угрозы «замолчи, а то…!» и т.д. Во взрослом возрасте мы начинаем запрещать злиться самим себе. Блокируя – осознанно или нет – все порывы высказать свое негодование, которое копится внутри и постепенно превращается в ярость. У одних людей потом неожиданно появляются болезни сердца, сосудов, головные боли. Другие – могут, что называется, «сорваться» на кого-то из-за мелочи.

Впрочем, это все можно исправить. Научившись осознавать свои эмоции и грамотно с ними обходиться. Ведь здоровая агрессия – это очень хорошо! Именно она помогает нам двигаться по жизни, принимать решения, отстаивать свои границы, удовлетворять потребности. Вопрос только в том, как выражать агрессию и при этом не терять отношения со значимыми людьми.

Предлагаю вам пройти маленький тест. Поиграем в «сантехников эмоций». Возьмите карандаш, ручку или фломастер и посмотрите на рисунок. Тут изображены четыре краника. Страх, печаль, злость и радость. Вам нужно нарисовать, как бежит из них вода. Поразмышляйте – как вы в вашей жизни выражаете обозначенные эмоции? Сдерживаете ли – или они «льются» со всей силы, с брызгами? Не лукавьте – будьте честны сами с собой! После того, как вы дорисовали потоки воды – посмотрите на них. Какие эмоции у вас выражаются свободно, а какие – «текут тоненькой струйкой» или вообще не появляются? Как течет вода в кранике «злость»? Прорисованы ли капли, какой величины поток, он бурлит или течет плавно? Какой он по сравнению с другими? Если поток злости маленький, скудный, течет вяло – это значит, что вы не даете в полной мере выходить вашей злости. Результат – скорее всего вы заменяете ее другой эмоцией. Например, краник страха очень активный, или краник радости. Но чтобы человеческий организм гармонично функционировал, абсолютно всем эмоциям важно иметь свое место и выражаться на все 100%.

Как быть злым?

Итак, вы поняли, что краник злости у вас работает не на всю мощность. Что же делать? Ясно, что выражать эту эмоцию бесконтрольно – рискованно. Это может задеть других людей и они перестанут с вами общаться. Предлагаю практические шаги, которые помогут безопасно обойтись со своей агрессией.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!