Как называлась в прошлом сирия. Сирия (Syria)

Глава 1. Древняя история Сирии

История Древней Сирии так перенасыщена событиями, что более-менее основательно изложить ее потребуется не меньше пяти увесистых томов. Посему мне придется начать ее с сухого и скучного перечня грандиозных и интересных событий.

Важно отметить, что Сирия как страна в современных границах сформировалась лишь в 20-х гг. ХХ века. А до этого она находилась в составе более чем двух десятков государств, и современники включали в состав Сирии многие города и территории, ныне находящиеся вне ее. Характерный пример: для греков, римлян, византийцев и крестоносцев Антиохия была классическим сирийским, а не чьим-либо иным городом.

Первые следы пребывания человека на территории нынешней Сирии относятся к эпохе раннего палеолита. В неолитическую эпоху и последующие тысячелетия страна являлась своего рода мостом между Междуречьем, Малой Азией, Аравией и Египтом. Туда неоднократно переселялись соседние народы и племена.

О древнейшем, досемитском населении Сирии известно очень мало. Первое переселение семитских племен (амореев) произошло в начале III тысячелетия до н. э. Тогда население уже занималось земледелием и скотоводством, а политическая власть находилась в руках племенных вождей. Через побережье современного Ливана в Сирию проникало египетское культурное влияние.

«На основе раскопок в районе Телль-Мардиха, в 40 км к югу от Халеба, установлено, что около 2500 г. до н. э. там располагалась столица богатого и сильного государства Эбла.

При раскопках была обнаружена дворцовая библиотека, состоящая из 17 тыс. глиняных табличек, среди них - самый ранний из известных в мире двуязычный словарь. Выборный глава и сенат Эблы, состоявший из знати, правили Северной Сирией, Ливаном и частью территории Северной Месопотамии. Его главным противником было царство Мари в долине Евфрата. Эбла вела активную торговлю древесиной, тканями и металлическими изделиями с небольшими государствами-городами долины Евфрата и северной Персии, а также с Кипром и Египтом. Между Эблой, с одной стороны, и ассирийским городом Ашшур на севере Месопотамии и городом Хамази на севере Персии - с другой, были заключены договоры о дружбе. В XXIII веке до н. э. Эбла была завоевана Аккадом, ее столица была стерта с лица земли.

После 2300 до н. э. в Сирию несколькими волнами вторглись ханаанские племена. В стране сложились многочисленные мелкие государства, а на побережье утвердились финикийские города (Угарит и др.). В последующие века ее территория стала объектом завоеваний со стороны соседних государств. Около 1760 г. до н. э. Сирию завоевал вавилонский царь Хаммурапи, уничтоживший государство Мари. В XVIII–XVII вв. до н. э. страна находилась под властью гиксосов, затем северными районами завладели хетты, а в 1520 г. до н. э. установилось господство царства Митанни. С 1400 г. до н. э. во внутренние районы Сирии стали вторгаться и переселяться семитские племена арамеев. На юге с XVI века до н. э. существовал город Дамаск, ставший крупным торговым центром. Первоначально он находился под властью египетских фараонов.

Ожесточенная борьба за Сирию развернулась между египетским Новым царством и державой хеттов. После 1380 г. до н. э. власть над Сирией принадлежала хеттам. Фараон Рамзес II пытался отвоевать ее, но не сумел добиться успеха в решающей битве при Кадеше (в окрестностях современного Хомса) в 1285 г. до н. э. Но после распада державы хеттов (около 1200 г. до н. э.) Сирия вновь распалась на ряд мелких государств, возглавлявшихся местными династиями.

В конце XI века до н. э. Дамаск и другие районы Южной Сирии были покорены царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже во второй половине Х века до н. э. Дамаск вновь обрел независимость и стал самостоятельным арамейским царством. В IX–X веках до н. э. Сирия была завоевана ассирийцами, в 605 г. до н. э. - вавилонянами, в 539 г. до н. э. - персами».

12 ноября 333 г. до н. э. у города Исс состоялась решающая битва между войсками Александра Македонского и персидского царя Дария. Персы были наголову разбиты и бежали.

Стремительно наступавшая македонская конница без особого труда овладела Дамаском. Там был захвачен обоз с сокровищами Дария, который он всегда возил с собой.

Вместо того чтобы преследовать Дария, ушедшего в глубь Персии, Александр овладел всем средиземноморским побережьем вплоть до Газы, а затем двинулся в Египет.

13 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский умер в Вавилоне. Его полководцы начали делить огромную империю Александра. В 301 г. до н. э., после битвы при Ипсе, они разделили империю на несколько самостоятельных частей. Так, например, Кассандру достался трон Македонии, Лисимаху - Фракия и большая часть Малой Азии, Птолемею - Египет, Селевку достались обширные земли от Сирии до Инда.

Новые государства организовывались по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Появилась так называемая эллинистическая культура, представлявшая синтез греческих и восточных элементов.

Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, а сельское население, продолжавшее жить по-старому, медленно, через несколько поколений меняло свои обычаи.

Религия эллинистических государств - множество культов греческих и восточных богов, зачастую искусственно переплетенных друг с другом.

Замечу, что сами термины «эллинизм» и «эллинистические государства» были введены германским историком Иоганном Густавом Дройзеном, автором труда «История эллинизма», вышедшего в 1840 г. Термин прижился, и поэтому государства - наследники империи Александра стали называться эллинистическими.

Первоначально государство Селевкидов занимало огромную территорию и включало в себя регионы с древними цивилизациями - Вавилонию, Ассирию, Финикию, Пергам, и в то же время земли племен, находившихся на стадии родоплеменных отношений. Такой конгломерат народов и племен постепенно стал разрушаться. Сирия, как наиболее развитая в экономическом отношении территория и важная в геостратегическом отношении, играла важную роль в государстве. Недаром в титуле царей Селевкидов первым значился «царь Сирии».

Меняла свое место и столица государства. Первоначально это был Вавилон. В конце IV века до н. э. Селевк I основал в Месопотамии город Селевкию на Тигре и перенес туда свою резиденцию. Около 300 г. до н. э. в Сирии, в 20 км от побережья, была основана новая столица - Антиохия на реке Оронт. Еще раз повторяю: Антиохия во все века считалась сирийским городом. Но в 20-х гг. ХХ века вошла в состав Турецкой республики и находится там по сию пору под названием Антакья.

В эллинистические времена Антиохия делилась на 4 квартала, каждый из которых был окружен отдельной стеной, а вместе они были обнесены еще более высокой и укрепленной стеной. Находясь на перекрестке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Во главе государства Селевкидов, как и других эллинистических государств, стоял царь. Власть царя была абсолютной. А сама его личность воспринималась как существо неземного порядка, почти бог. В документе, датированном 180 годом до н. э., в качестве главных божеств названы Зевс, Аполлон и… Селевк Никатор.

К началу II века до н. э. Сирия составляла большую часть территорию державы Селевкидов. После смерти последнего селевкидского царя Антиоха XIII римский полководец Гней Помпей осенью 64 г. до н. э. захватил Сирию и сделал ее римской провинцией.

Административным центром римской провинции Сирия стал город Антиохия. Первоначально в провинции дислоцировались три римских легиона, защищавших границы империи.

В I веке н. э. провинция Сирия занимала площадь 20 тыс. кв. км и имела население до 10 млн человек.

Римские императоры Марк Антоний и Тиберий застроили Антиохию улицами с рокошными домами из мрамора, театрами и стадионами.

Любопытно, что эпизодически Антиохия становилась столицей Римской империи. Так, с июля 362 г. по март 363 г. в Антиохии правил римский император Юлиан Отступник. В 371–378 гг. в Антиохии находился двор императора Валента (364–378), последнего римского императора - сторонника ариан.

Согласно преданию, первая христианская община в Сирии была основана около 37 года апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии.

Епископом этой Церкви был «муж апостольский святой Игнатий Богоносец» (умер во II веке н. э.). Пресвитер Лукиан (умер в 312 г.) основал в Антиохии знаменитую Антиохийскую богословскую школу, которая способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие.

Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и защитники православия: святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (умер около 780 г.), богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; преподобный Иларион Великий (умер около 371 г.), основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков, и многие другие.

На I Вселенском соборе, проходившем в Никее в 325 г., была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский провозглашался главенствующим епископом своего округа. Тогда под юрисдикцией Антиохии находились Сирия, Финикия, Палестина, Аравия, Киликия, Кипр и Месопотамия.

После III Вселенского собора, проводившегося в Эфесе в 431 г., от нее откололись почти все восточные епархии, принявшие несторианство.

На IV Вселенском соборе, прошедшем в Халкидоне в 451 г., Антиохия получила статус патриархата, причем Антиохийский патриарх получил преимущество чести после патриархов Рима и Константинополя. По решению этого же собора 58 ее епархий были переданы Иерусалимской православной церкви.

Осуждение монофизитства на IV Вселенском соборе привело к разделению Антиохийской православной церкви на две части: оставшихся верными православию и склонившихся к монофизитству. Сохранившие православие получили название мелькитов (от слова «мельк» - император, то есть сторонников византийского императора), принявшие монофизитство - яковитов. Православные преобладали в эллинизированных прибрежных городах, монофизиты в небольших городах и сельской местности внутренней Сирии.

Свой отпечаток на развитие монофизитской смуты наложили противоречия, существовавшие между греками и семитским населением Антиохийского патриархата. Контроль над патриаршей кафедрой переходил попеременно от мелькитов к яковитам, а с 550 г. Антиохийская церковь официально разделилась на две части: православную и яковитскую церковь (при этом яковиты по-прежнему называют себя православными).

В период с 702 по 742 г. Антиохийский патриарший престол оказался вакантным, этим воспользовались монахи, чтившие отшельника Марона своим покровителем, и образовали свой собственный маронитский патриархат Антиохии.

Антиохия и ряд других городов Сирии серьезно пострадали в ходе землетрясений, происшедших там в 526 и 528 гг. Первое, по свидетельству современников, видимо, сильно преувеличенному, привело к гибели 250 тыс. человек. В ходе стихийных бедствий Антиохия была разрушена целиком, пострадали также Дафна, Лаодикия, Селевкия, Пиерия. Так же был разрушен Бейрут в результате землетрясений 50-х гг. VI века.

Огромный ущерб Антиохии наносили и непрерывные войны с Персией. Так, в 528 г. возобновились пограничные столкновения в Месопотамии, в 530 г. византийский полководец Велисарий отразил персидское наступление на Дару. На следующий год персы при поддержке своих арабских союзников обошли с юга византийские укрепления Месопотамии и вторглись в слабозащищенные местности Сирии на правобережье Евфрата. Осенью 532 г. между обоими государствами был заключен мир, оказавшийся, впрочем, недолгим, поскольку Персия была весьма обеспокоена военной экспансией Византии при Юстиниане.

Весной 540 г., когда лучшие войска империи были сосредоточены на западе, персидский шах Хосров I, опрокинув слабые византийские заслоны, вторгся в Сирию. Не пытаясь закрепиться на захваченных территориях, персы стремились нанести максимальный урон византийским землям. Иераполь, Вероя, Апамея, Эмеса были захвачены и обложены тяжелой контрибуцией. Антиохийцы оказали персам серьезное сопротивление. Тем не менее город был взят, методично разграблен и разрушен, множество жителей уведено в плен. Катастрофа 540 г. значительно пошатнула престиж византийской власти на Ближнем Востоке. Правительство Юстиниана предпринимало значительные усилия по восстановлению Антиохии, однако город не достиг и малой доли прежнего величия.

Тут волей-неволей придется вновь вернуться к истории различных течений в христианстве в Сирии и на Ближнем Востоке, начиная с IV века.

Монофизитство (евтихианство, произошло от греческого слова????? - «только один, единственный» + ????? - «природа, естество») - еретическая христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной-единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378–454).

На соборе 449 года в Эфесе (2-й Вселенский собор) Евтихий изложил свое исповедание, и поскольку в нем не было обнаружено никакой докетической ереси, константинопольский игумен был оправдан.

Церковь будоражило, царил «теологический хаос».

На Халкидонском соборе (Халкидон - предместье Константинополя), созванном императором Маркианом в 451 г., Евтихий был осужден.

«Чтобы успокоить империю, несколько императоров кряду издавали противоречащие друг другу документы, то отменяющие результаты Халкидонского собора, то их восстанавливающие. Наиболее значимым среди этих документов стал энотикон Зенона (482) - вероисповедальное послание императора, призванное примирить враждующие партии через возврат веры Церкви к временам трех Вселенских соборов. То есть предлагался отказ как от Второго Эфесского, так и Халкидонского соборов, равно претендующих на статус Четвёртого Вселенского. Соответственно главными еретиками объявлялись: с одной стороны, Несторий, с другой стороны - Евтихий. Это был компромисс, и миафизиты ради общецерковного отвержения Халкидонского собора подписывались под энотиконом, чем приносили Евтихия в жертву, признавая его еретиком-докетом, в чём он и обвинялся диофизитами. Невзирая на приведший к т. н. “Акакианской схизме” демарш Римской церкви, на основе энотикона было достигнуто единство восточных патриархатов. В самом конце V века, ради единства с церковью Византии, к энотикону присоединились и находящиеся вне империи церкви Армении, Грузии и Кавказской Албании. Так имя константинопольского игумена Евтихия попало в списки анафематствованных ересиархов и в этих церквях. В 519 году, ради устранения раскола между Константинополем и Римом, новый император Юстин I отверг энотикон Зенона и провозгласил Халкидонский собор святым и Вселенским.

Когда Армения немного пришла в себя после персидского разгрома, ей пришлось как-то ориентироваться в теологическом хаосе. Армяне поступили просто: они выбрали ту веру, которой придерживалась Византия, а Византия в те годы придерживалась энотикона Зенона, то есть фактически монфизитства. Через 40 лет Византия откажется от энотикона, а в Армении эта философия укоренится на века. Те армяне, что окажутся под контролем Византии, останутся православными - то есть, “халкидонитами”.

В 491 году собрался собор церквей Закавказья (Вагаршапарский собор), который отверг постановления Халкидонского собора, как слишком похожие на несторианство.

В 505 году собрался Первый Двинский собор Закавказья. Собор еще раз осудил несторианство и принял документ “Послание о вере”, который не сохранился до наших дней. В этом документе церкви Армении, Грузии и Албании осудили несторианство и крайнее монофизитство, признав основой веры умеренное монофизитство».

В итоге сейчас в большей или меньшей мере монофизитской является Армянская церковь, приверженцы которой и сейчас есть в Сирии, копты в Египте и какое-то число яковитов в Сирии.

В конце VII века, в связи с арабским завоеванием, марониты потеряли связь с Константинополем и поэтому в 687 г. избрали собственного патриарха - Иоанна Марона. Ему приписывается ряд важных для маронитской церкви сочинений, а также чин маронитской литургии. Избрание собственного патриарха вызвало конфликт маронитов с Византией и поддерживающими ее мелькитами и яковитами. В 694 г. войска Византии разорили монастырь св. Марона, убив при этом множество маронитских монахов.

В начале VIII века из-за непрекращавшихся преследований маронитские монахи вместе с группой своих последователей перебрались в отдаленную область горного Ливана, где несколько веков просуществовали в относительной изоляции. Именно в этот период они осознали себя особой Церковью и стали именовать своего епископа патриархом Антиохии и всего Востока. Дальнейшая миграция маронитов привела к их появлению на Кипре (XII век), Мальте и Родосе (XIV век).

В XII веке, когда крестоносцами было основано Антиохийское княжество, марониты вошли в контакт с латинской Церковью. В 1182 г. марониты формально подтвердили свое единство с Римом, однако большинство маронитов считают, что они никогда и не прерывали общения с Римской церковью. Существует мнение, что до контактов с крестоносцами марониты были монофелитами, последователями учения, основанного на сочинениях монофизитского патриарха Александрии Евтихия, однако оно опровергается самими маронитами. В любом случае не вызывает сомнений, что с 1182 г. марониты исповедуют ортодоксальную христологию.

Патриарх Иеремия I Аль-Амшитти (1199–1230) стал первым маронитским патриархом, посетившим Рим, где в 1215 г. он участвовал в работе 4-го Латеранского собора. Этот визит положил начало тесным связям с Римом и тенденции к латинизации Церкви.

В XVI веке родину маронитов завоевали турки, и начался длительный период владычества Османской империи. В конце XVI века маронитские патриархи созвали ряд синодов, на которых ввели в церковную жизнь постановления Тридентского собора и отчасти латинизировали литургию. В 1584 г. в Риме была основана Маронитская коллегия, в которой получили образование многие выдающиеся представители Маронитской церкви и которая способствовала более глубокому пониманию наследия маронитов на Западе. В 1606 г. в Маронитской церкви был введен григорианский календарь.

В 1736 г. на горе Ливан был созван главный собор этой Церкви, проведший важные реформы. Легатом папы римского был известный востоковед Иосиф Ассемани. На соборе приняли свод канонов Маронитской церкви, согласно которым Церковь впервые была разделена на диоцезы, были установлены правила церковной жизни, главные из которых сохранились по сей день. С начала XIX века западные государства, особенно Франция, стали поддерживать маронитов, входивших в состав Османской империи. Резня маронитов, которую учинили в 1860 г. друзы в союзе с турецкими властями, вызвала вооруженное вторжение французов.

Начиная с 1790 г. резиденция маронитского патриарха находится в Бкирки, в 25 милях от Бейрута.

В состав церкви входят восемь архиепархий - Антелиаса, Бейрута, Триполи и Тира (все в Ливане), Кипрская архиепархия, Алеппо, Дамаска (обе в Сирии), Хайфы (Израиль); 17 епархий и два патриарших экзархата. Церковь насчитывает 1033 прихода, 1359 священников и 41 епископа. Маронитская церковь - самая многочисленная в Ливане, в неё входит 37 % христиан и 17 % населения Ливана. К 2015 г. в Сирии насчитывалось до 50 тысяч маронитов.

Несколько слов стоит сказать и о культуре Сирии в IV–VI веках, когда она входила в состав Византии. Так, в Сирии и Палестине греческий язык был языком общения образованных слоев общества, а также науки и литературы. Латынь долгое время употреблялась в административной сфере. Богослужение велось на греческом и на сирийском. Сирийский был языком бытового общения для большинства населения.

«В Месопотамии существовала обширная литература на сирийском языке. Еще до византийского времени сирийский получил широкое распространение в Передней Азии в качестве торгового и дипломатического языка. В Хауране и Заиорданье развивалась арабоязычная культура, в первую очередь бедуинская поэзия, шло становление арабской письменности.

Для этого региона, особенно в IV–V веках, было характерно сосуществование христианства и античной языческой культуры, особенно сильной в больших эллинизированных городах. Театральные представления были широко популярны даже среди христиан, как свидетельствуют обличительные сочинения церковных авторов. В Антиохии в IV–VI веках проводились местные Олимпийские игры, постепенно, впрочем, приходившие в упадок в общем контексте ослабления сословия куриалов, все менее способных нести бремя расходов на муниципальные нужды. В сирийских городах жили философы-неоплатоники, софисты и риторы, самым знаменитым из них был Ливаний (Либаний) (314–393) - антиохийский оратор, преподаватель и государственный деятель, поклонник языческого прошлого, учитель императора Юлиана и святого Иоанна Златоуста. Уроженцем Антиохии был последний античный латинский историк Аммиан Марцеллин».

Однако христианство начало доминировать в сирийской культуре.

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

ГЛАВА 1 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 1. Древняя история Северной Евразии

Из книги Славянское завоевание мира автора

Глава 5 Древняя Русь, всемирная история и всемирная география глазами средневековых скандинавских географических

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора

Глава I. Насколько достоверна древняя и средневековая история Китая? Для того, чтобы мои дальнейшие выводы не были еще более неожиданны для читателя, чем «Татарское иго», я должен показать фантастичность средневековой истории Китая раньше, чем в дальнейшем обработаю

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

I. Древняя история степей: скифы и гунны Античный мир степной цивилизации Первый евроазиатский путь, с которым мы сталкиваемся, является путем северных степей. Этим путем, начиная с эпохи палеолита, ориньякская культура распространяется в Сибири. "Ориньякская Венера"

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

1. Вступление. Древняя история и эпоха Талмуда Древнейший (библейский) период своей истории еврейский народ пережил среди народов Востока, в соседстве с Египтом, Сирией, Ассирией, Вавилонией и Персией. Вавилония и Персия одна за другой утверждали свое владычество в

Из книги Покорение Сибири. От Ермака до Беринга автора Ципоруха Михаил Исаакович

Древняя история якутов На северо-востоке Сибири ко времени прихода туда русских казаков и промышленников самым многочисленным народом, занимавшим видное место среди других народов по уровню развития культуры, были якуты (саха). К 30-м гг. ХVII в. основные племена их

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава VIII Древняя ли это история или просто современная литература гебров - парсов, выработанная под влиянием апокалипсиса? Если судить по суеверным обычаям и до сих пор существующим у немногочисленных и почти уже оевропеившихся гебров (или парсов) Индии, то момент смерти

Из книги Вопросы и ответы. Часть II: История России. автора Лисицын Фёдор Викторович

Древняя История ***>Увы, но после прочтения таких вот «перлов» из описания жизни древних славян: «Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов, но у них не было ни храмов, ни жрецов;, а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Глава 1 ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Когда в 539 г. до н. э. Кир вошел в Вавилон, мир был древним. И что еще более важно, мир знал о своей древности. Его ученые составили длинные династические списки, и простое сложение, казалось, доказывало, что цари, памятники которым еще можно было

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВВЕДЕНИЕ ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ! Ведя свой род из крепостного крестьянства, спешу принести Освободителю дань сердечной, глубокой благодарности. Русское государство, в образе происхождения и в ходе событий, представляет совершенное различие

Из книги Возрождённая Русь автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Древняя история казачества Славьтесь, славьтесь, казаки, Удальцы природны, Славьтесь, храбрые донцы, Вы на все пригодны. Не страшат вас пуля, меч, Не страшат ядро, картечь, Горы и долины, Топи и стремнины. Казачья песня Действительно, ничто не страшно казаку, только страшны

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 1 Древнейшая и древняя история человечества

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи Murad ADZHITHE KIPCHAKS An Ancient Historyof the Turkic People and the Great SteppeThe Steppe is our Homelandand the Altai is our cradleIntroductionMany people, in fact billions of them around the Earth, speak Turkic languages today, and have done so since the beginnings of history, from snow-swept Yakutia in Northeast Asia to temperate Central Europe, from chilly Siberia to torrid India, and even in a

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

Традиционная древняя и средневековая история неверна Она не отражает действительного положения в относительно давнем прошлом, отстоящем от нас на 5–7 столетий, не говоря уже о еще более ранних временах. Неверна в первую очередь номенклатура исторических эпох, событий,

Часто люди интересуются, где находится Сирия. Достаточно открыть карту и тщательно поискать. Сирия — страна, находящаяся в Западной Азии, граничащая с Ираком, Иорданией, Турцией, Ливаном и Израилем. Её западную часть омывает Средиземное море. Территория государства возвышается над уровнем моря на 200-700 метров. Координаты: 35°18′00″ с. ш. и 38°38′00″ в. д.

Краткая характеристика Сирии

Площадь страны - 185, 2 тыс. км, численность населения равна 18,5 млн человек (по данным 2015 года), из которых 90% составляют сирийцы (арабы), 9% - курды, живущие в сельской местности и ведущие кочевой образ существования, 1% - армяне, обитающие в основном в городе Халебе. Для людей, которые узнают, где находится Сирия, сразу становится понятным их специфический уклад жизни. Во главе государства стоит президент, избирающийся на 7 лет. Арабский язык является официальным. Основная религия - мусульманство, количество верующих составляет 90% от всех проживающих в этой стране.

В основном сконцентрировано около Средиземноморского побережья. Климат тут тесно связан с местонахождением государства. Он здесь средиземноморский, субтропический, с преобладающей вечнозелёной растительностью. На протяжении всего побережья находится множество пляжей. Покрытие их, как правило, галечное или песчаное. Особенно красиво смотрится пляж Вади аль-Кандил с вулканическим чёрным песком. Восточная часть страны отличается очень засушливым климатом. Тут преобладают степи и пустыни, годовое количество осадков не превышает 150 мм, а летняя температура обычно составляет около 40 градусов. Западную и восточную части страны разделает гора Ансария.

История

Страна Сирия известна ещё с самых дальних времён. История зарождения государства берёт своё начало со времён до нашей эры. А её столица - город Дамаск - является одним из самых старинных городов в мире, который прославился изготовлением всемирно известной В Сирии зародилась одна из древнейших видов письменности - финикийская. На территории страны расположено большое количество культурно-исторических объектов, например, базилика святой Захарии, находящаяся в Дамаске или крупнейший древний театр в городе Босра.

Сирийская наука и искусство внесли в своё время огромный вклад в развитие не только арабской, но и византийской и римской культуры. Государство делится на 14 административных округов, которые называются - мухафазы. Одна из них - Кунейтра - начиная с 1973 года находится под оккупацией Израиля. В связи с этим на улицах Сирии запрещено появляться с символикой и вещами, связанными со страной-захватчицей.

Кухня

Постоянные вопросы о том, где находится Сирия, связаны и с их прекрасной кухней. Каждый хочет приехать сюда, чтобы отведать самые вкусные блюда. Население придерживается арабской, кавказкой и арамейской традиции. Отличительной чертой в приготовлении пищи является использование большого количества специй, оливкового масла, кисломолочных продуктов. Сирийцы не употребляют в пищу свинину и алкоголь, так как это запрещает ислам. К самым распространённым блюдам является лепёшка хобз, имеющая пресный вкус и употребляющаяся почти со всеми блюдами. Самый популярный десерт - пахлава.

Особенности уклада жизни

Узнавая, где находится Сирия, необходимо помнить, что государство имеет весьма странный уклад жизни, который местному населению страны кажется традиционным. Именно поэтому приезжим из Европы следует быть очень аккуратными и заранее изучить все необходимые правила поведения:


Однако, несмотря на такие жёсткие понятия, сирийцы отличаются гостеприимством. В основном это связано с расположением государства. Ведь выжить в суровой пустыне без взаимовыручки просто невозможно.

Сирия или Сирийская Арабская Республика - государство на Ближнем Востоке, в восточном Средиземноморье, граничит с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе. Площадь составляет 185,2 тысяч км².

Горная цепь Ансария разделяет страну на влажную западную часть и засушливую восточную.

Плодородная прибрежная равнина расположена на северо-западе Сирии и простирается на 130 км с севера на юг, вдоль берега Средиземного моря от турецкой до ливанской границы. Здесь сосредоточено практически все сельское хозяйство страны.

Большая же часть сирийской территории расположена на засушливом плато, испещренном горными цепями Дажабль-ар-Рувак, Джабаль-Абу-Руджмайн и Джабаль-Бишри. Средняя высота плато над уровнем моря колеблется от 200 до 700 метров. К северу от гор расположена пустыня Хамад, к югу - Хомс.

На востоке Сирию пересекает река Евфрат. В 1973 в верхнем течении реки была построена дамба, что стало причиной образования водохранилища, названного Озером Асада.

Климат

Климат в Сирии субтропический средиземноморский на побережье и сухой континентальный во внутренних районах. Средняя температура января - от +4..+6°C в восточных районах до +12 °C на побережье, в июле - от +33 °C до +26 °C соответственно. В конце лета в Сирии дует горячий восточный ветер "хамсин", иногда перерастающийся в песчаные бури.

Путешествовать по стране лучше всего весной в период с марта по май или осенью в период с сентября по ноябрь, когда погодные условия наиболее благоприятные. Пляжный сезон длится здесь с мая по ноябрь.

Последние изменения: 09.05.2013

Население

Население Сирии - 22 198 110 человек (2009). Большинство населения сосредоточено вдоль берегов Евфрата и на побережье Средиземного моря. Средняя продолжительность жизни - 70 лет.

Арабы (в том числе около 400 тысяч палестинских беженцев) составляют более 80 % населения Сирии.

Крупнейшее национальное меньшинство - курды, составляют 10 % населения. Большинство курдов проживает на севере страны, многие по-прежнему пользуются курдским языком. Также курдские общины есть во всех крупных городах.

3 % населения Сирии - ассирийцы, в основном - христиане, также проживают на севере и на северо-востоке страны.

Кроме того, в Сирии проживает до 400 тысяч черкесов (адыгов) и около 200 тысяч армян, а также на границе с Турцией в городах Алеппо (Халеб), Латакия и в столице проживает около 900 тысяч турок.

Религия

90 % населения Сирии - мусульмане, 10 % - христиане.

Из мусульман 75 % - сунниты, остальные 25 % - алавиты и исмаилиты, а также шииты, число которых с 2003 постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака.

Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % - католики (главным образом члены Сирийской католической и Мелькитской католической церквей). Присутствуют значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей.

В Дамаске и Латтакии проживает также около 100-200 сирийских евреев, остатки 40-тысячной общины, практически полностью бежавшей в Израиль, США и страны Южной Америки в результате погромов 1947 года, начавшихся после оглашения плана ООН о разделе Палестины.

Язык

Государственный и наиболее распространенный язык - арабский. В северных регионах страны часто используется курдский язык. В число самых распространенных языков входят также армянский, адыгский (черкесский) и туркменский. В отдельных областях встречаются разнообразные диалекты арамейского.

Среди иностранных языков самые популярные - французский и английский.

Последние изменения: 09.05.2013

Валюта

Денежная единица Сирии - Сирийский фунт (SYP или S£), часто его называют сирийской лирой. Имеет номиналы: 1, 2, 5, 10, 25 (монеты) и 1, 5, 10, 25, 50, 100, 200, 500, 1000 (банкноты).

Расплатиться иностранной валютой где-либо практически невозможно. Обменять её можно в отелях, обменных пунктах и в банках, где курс обычно самый выгодный. За обмен наличных комиссия не взимается. Частный обмен валюты официально запрещён, но на деле широко распространён. Обратный обмен фунтов практически невозможен.

Банки обычно работают с 8:30 до 13:00-14:00 с субботы по четверг, по четвергам банки открыты только утром. Обменные пункты работают с 8:30 до 19:00-20:00 в эти же дни.

Кредитные карты принимаются достаточно ограниченным кругом заведений: с их помощью можно приобрести авиабилеты, расплатиться в крупных магазинах, в некоторых офисах компаний по аренде автомобилей и крупных отелях. Получить наличные с «кредитки» в Сирии практически невозможно.

Туристические чеки принимают только в офисе Коммерческого банка Сирии, при этом за их обналичивание берут комиссионные.

Последние изменения: 09.05.2013

Связь и коммуникации

Телефонный код: 963

Интернет-домен: .sy

Туристическая полиция - 222-00-00, полиция - 112, скорая помощь - 110

Телефонные коды городов

Дамаск - 11, Алеппо - 21, Латакия - 41, Хама - 33, Хомс - 31

Как позвонить

Чтобы позвонить из России в Сирию, нужно набрать: 8 - гудок - 10 - 963 - код города - номер абонента.

Чтобы позвонить из Сирии в Россию, нужно набрать: 00 - 7 - код города - номер абонента.

Стационарная связь

Телефоны-автоматы расположены во всех общественных местах и работают как по карточкам, так и по монетам. Позвонить за границу можно из гостиниц (через операторов) и со специализированных переговорных пунктов (звонок из большинства гостиниц обычно на 25% дороже).

Мобильная связь

Мобильная связь в Сирии стандарта GSM 900/1800.

Интернет

Интернет в Сирии подвержен цензуре, на некоторые сайты, например, такие как Facebook.com или Youtube.com доступ закрыт.

Последние изменения: 09.05.2013

Шопинг

Магазины работают с субботы по четверг с 9:30 до 14:00 и с 16:30 до 21:00. Многие частные магазинчики работают по собственному расписанию. Многие покупки хорошо делать на рынках, самые лучшие из которых находятся в Дамаске и Алеппо. При этом разумеется, рекомендуется торговаться.

В Сирии продаётся много ценных изделий местных ремесленников из перламутра, дерева, ткани, кожи и серебра. Местные сувениры: специи, серебряные и золотые украшения, изделия из дерева, шёлковые платки, национальные костюмы, оливковое масло, овечьи шкуры и сладости.

В отличие от других стран, магазины "duty free" в Сирии находятся повсеместно, а не только в аэропорту. Любой приобретенный в "duty free" товар должен быть вывезен из страны и использован лишь за ее пределами. Товар в магазине обычно упаковывают, помечают именем покупателя и доставляют в аэропорт к отлету рейса, где и вручают покупателю.

Последние изменения: 09.05.2013

Море и пляжи

Вдоль побережья Латакии тянутся многочисленные пляжи. Купальный сезон в здешних неглубоких, а потому хорошо прогревающихся водах, длится с мая по ноябрь. Пляжи песчаные, комфортные, хорошо подходят для отдыха с детьми: здесь практически не бывает больших волн.

Последние изменения: 09.05.2013

История

История сирийской цивилизации восходит, как минимум, к четвёртому тысячелетию до н.э. Археологами доказано, что Сирия явилась колыбелью большинства древних цивилизаций мира. Уже в 2400-2500 годах до н. э. огромная Семитская империя с центром в Эбле простиралась от Красного моря до Закавказья.

Сирия за свою историю попадала под владычество египтян, ханаанитов, арамейцев, ассирийцев, вавилонян, персов, греков, армян, римлян, набатейцев, византийцев, арабов и крестоносцев, прежде чем в итоге попасть под власть Османской империи. Сирия занимает важное место в истории христианства - согласно Библии, Павел принял христианскую веру в Антиохии, где была основана первая церковь.

Ислам закрепился в Сирии в 636, когда Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира. В 750 Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после чего столица Халифата переместилась в Багдад.

В середине XIII века Дамаск стал провинциальным центром Империи мамлюков. В 1400 Сирия подверглась нападению со стороны татаро-монголов. Тамерлан разгромил отряды мамлюков, разрушил Дамаск и вывез все его богатства в Самарканд.

В 1517 Сирия на несколько столетий попала под владычество Османской империи. Вскоре после поражения в Первой мировой войне Османская империя распалась.

В 1920 году было основано Сирийское арабское королевство с центром в Дамаске. Королем был объявлен Фейсал из династии Хашемитов, позже ставший королем Ирака. Но независимость Сирии длилась недолго. Уже через несколько месяцев французская армия оккупировала Сирию, разгромив 23 июля сирийские войска в битве у перевала Мейсалун. В 1922 году Лига Наций приняла решение разделить бывший сирийский доминион Турции между Великобританией и Францией. Великобритания получила Иорданию и Палестину, а Франция - современную территорию Сирии и Ливана (так называемый «мандат Лиги Наций»).

В 1936 году между Сирией и Францией был подписан договор, предусматривающий независимость Сирии, но в 1939 году Франция отказалась его ратифицировать. В 1940 году Франция сама была оккупирована немецкими войсками, и Сирия перешла под контроль Режима Виши (губернатор - генерал Денц). Нацистская Германия, спровоцировав мятеж премьер-министра Гейлани в британском Ираке, направила в Сирию подразделения своих ВВС. В июне - июле 1941 года при поддержке британских войск подразделения Свободной Франции (позднее переименованной в Сражающуюся Францию) во главе с генералами Де Голлем и Катру в ходе кровопролитного конфликта с войсками Денца вошли в Сирию. Генерал Де Голль в своих воспоминаниях прямо указывал, что события в Ираке, Сирии и Ливане были напрямую связаны с германскими планами по вторжению в СССР (а также Грецию, Югославию и Крит), так как имели задачу отвлечь вооруженные силы союзников на второстепенные театры военных действий.

27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. 26 января 1945 года Сирия объявила войну Германии и Японии. В апреле 1946 года французские войска были эвакуированы из Сирии.

Президентом независимой Сирии стал Шукри аль-Куватли, боровшийся за независимость страны ещё при Османской империи. В 1947 в Сирии начал действовать парламент. Основными политическими силами стали пропрезидентская Национал-социалистическая партия Сирии (в настоящий момент действует только на территории Ливана), Партия арабского социалистического возрождения и находившаяся тогда в подполье Коммунистическая партия Сирии.

В 1948 году сирийская армия приняла ограниченное участие в арабо-израильской войне начатой союзом арабских государств.

15 марта 1956 между Сирией, Египтом и Саудовской Аравией был заключен договор о коллективной безопасности против возможной израильской агрессии.

22 февраля 1958 на волне популярности панарабского движения Сирия и Египет объединились в одно государство - Объединённую арабскую республику с центром в Каире. Президентом нового государства стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер, но сирийцы также занимали многие важные посты. Однако вскоре Насер распустил все сирийские политические партии. В Сирии началась масштабная национализация сельского хозяйства, а затем промышленности и банковского сектора. 28 сентября 1961 в Дамаске под руководством группы офицеров произошёл государственный переворот, Сирия вновь объявила независимость. Насер решил не сопротивляться сепаратистам, таким образом, ОАР просуществовала всего 3 с половиной года.

После выхода Сирии из конфедерации страну возглавил либерал Назим Аль-Кудси. Он вернул многие национализированные предприятия прежним владельцам. 28 марта 1962 в стране вновь произошёл переворот под руководством все той же группы армейских офицеров. Аль-Кудси и его премьер-министр были арестованы. Через 5 дней сторонники прежнего режима свергли временное правительство, и Аль-Кудси вновь стал президентом страны.

8 марта 1963 в Сирии вновь произошёл военный переворот, в результате которого к власти пришла партия Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ), которая иногда называется «Баас» (ар. «возрождение»).

В 1964 была принята новая конституция, в которой была закреплена ведущая роль ПАСВ. Страну возглавил Амин Хафез, начавший радикальные социалистические реформы. В частности, вновь была произведена национализация основных отраслей хозяйства.

23 февраля 1966 Сирию потряс уже пятый за 4 года переворот под руководством Салаха Джедида и Хафеза аль-Асада. Амин Хафез был свергнут, но ПАСВ осталась у власти, и социалистический путь развития Сирии остался в целом неизменным.

В ноябре 1970 года в результате «исправительного движения» в ПАСВ, которое возглавил Х. аль-Асад, группировка Салеха Джедида была отстранена от власти. Таким образом, Сирия стала основным союзником Советского Союза на Ближнем Востоке. СССР оказал Сирии помощь в модернизации экономики и вооружённых сил.

В 1967 в ходе Шестидневной войны Голанские высоты были оккупированы Израилем. В 1973 в Войне Судного дня Сирия безуспешно попыталась вернуть их себе. По решению Совета Безопасности ООН по окончании войны 1973 создана буферная зона, разделяющая Израиль и Сирию. В настоящий момент Голанские высоты контролируются Израилем, но Сирия требует их возвращения.

В 1976 по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в эту страну с целью остановить гражданскую войну. Война закончилась в 1990, тогда в Ливане установилось правительство, поддерживающее дружеские отношения с Сирией. Сирийские войска покинули Ливан лишь в 2005 после убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири. Сирия поддержала Иран в ирано-иракской войне 1980-1988.

После кончины 10 июня 2000 Хафеза аль-Асада, бессменно руководившего страной почти 30 лет, президентом стал его сын Башар аль-Асад.

По некоторым сведениям, в ходе израильско-ливанской войны в 2006 Сирия поставляла оружие Хезболле. С этим, в частности, связаны по-прежнему натянутые отношения Сирии с некоторыми западными странами.

Последние изменения: 09.05.2013

Голанские высоты

Территория Голанских высот составляет сирийскую провинцию Кунейтра с центром в одноименном городе. Израильские войска захватили Голанские высоты в 1967, и до 1981 регион находился под управлением Армии обороны Израиля. В 1974 в регион были введены Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Непосредственно по восточной границе провинции Кунейтра была проведена разграничительная линия и создана демилитаризованная зона. В районе базируются Силы ООН по наблюдению за разъединением.

В 1981 году Кнессет Израиля принял «Закон о Голанских высотах», где в одностороннем порядке был провозглашен суверенитет Израиля над этой территорией. Аннексия была признана недействительной Резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 года и осуждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 году.

Центром израильских Голан стал город Кацрин. Большинство нееврейского населения в Голанах - друзы, сохраняющие сирийское гражданство (им предоставлено право получить гражданство Израиля). В Сирии они пользуются некоторыми привилегиями, в частности, им гарантировано бесплатное высшее образование.

В 2005 население Голанских высот составляло примерно 40 тысяч человек, в том числе 20 тысяч друзов, 19 тысяч евреев и около 2 тысяч алавитов. Крупнейший населенный пункт в районе - друзская деревня Мадждаль Шамс (8800 человек). Первоначально право свободного передвижения между Сирией и Израилем имели лишь служащие СООННР. Но в 1988 израильские власти разрешили друзским паломникам переходить на территорию Сирии, дабы те получили возможность посещать храм Авеля, расположенный в соседней провинции Дара. Также, с 1967 друзским невестам, решившим выйти замуж за сирийца, разрешено переходить на сирийскую сторону, причем, права на возвращения они уже теряют.

Сирия и Израиль де-юре находятся в состоянии войны, так как мирный договор между этими странами не подписан до сих пор.

В августе 2007 Израиль впервые с 1967 начал поэтапное сокращение военного присутствия на Голанах.

Последние изменения: 09.05.2013

Название Сирия происходит от древнегреческого названия колоний Ассирии, образованных от семитского слова «Сирион». Местность на восточном побережье Средиземного моря южнее Киликии, между Египтом и Месопотамией, включающую Коммагену, Софену и Адиабену, Плиний Старший описывает как «бывшую Ассирию». К тому времени, как Плиний закончил свой главный труд - «Естественную историю», этот регион был разделен Римской империей на несколько провинций: Иудея (позже - Палестина, современный Израиль, ПНА и часть Иордании), Финикия (современный Ливан), Месопотамия и Полая Сирия.

Последние изменения: 09.05.2013

Во въезде в Сирию будет отказано гражданам Израиля и путешественникам с какими-либо доказательствами посещения Израиля (в том числе с марками в паспортах, которые ставят туристам в паспорта при пересечении сухопутных границ Египта (Иордании) и Израиля). Если у вас есть израильская отметка в паспорте - вам нужно получить новый паспорт или выбрать другую страну для путешествия.

Путешествовать по стране лучше всего весной в период с марта по май или осенью в период с сентября по ноябрь, когда погодные условия наиболее благоприятные. Пляжный сезон длится здесь с мая по ноябрь.

Гостеприимство - одна из важнейших сирийских традиций. От такого приглашения не следует отказываться, чтобы не обидеть хозяина - в большинстве случае такие приглашения делаются от всей души. Считается невежливым отказаться от предложенного кофе.

Женщинам, путешествующим в одиночку, может оказываться слишком много внимания со стороны сирийских мужчин. Однако это внимание, как правило, ограничивается взглядами или слабыми попытками вступить в разговор.

Сирийцы, как и все арабы, едят правой рукой. Считается уместным брать кушанье с блюда рукой или подбирать соус с тарелки лепешкой. Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Хлеб обычно разламывается руками. Брать пищу, деньги и вещи следует также правой рукой.

Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе (особенно с сигаретой). Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь.

Фотографировать государственные учреждения, дворцы, военные и транспортные объекты запрещено. В христианских храмах перед съёмкой надо спросить разрешения (обычно возражений не следует). А вот в мечетях даже спрашивать нет смысла: снимать там нельзя. Также не следует без разрешения фотографировать местных женщин. Документы (а ещё лучше - их ксерокопии) стоит всегда носить с собой.

Кроме того, находясь в Сирии, не стоит забывать о жарком климате и активном солнце: нужно пользоваться солнцезащитными средствами, пить больше жидкости и защищать глаза солнечными очками.

Местная водопроводная вода обычно хлорируется и относительно безопасна для употребления, но всё же лучше употреблять внутрь бутилированную.

Коран запрещает употребление спиртного, но в Сирии этот вопрос практически не стоит. Алкогольные напитки можно приобрести в любом магазине, ресторане или баре, но распивать их на виду у всех не следует. Ограничения на продажу алкоголя вводятся на период Рамадана.

C осени 2009 года в Сирии действует запрет на курение в общественных местах. Курильщикам, пойманным с сигаретой или трубкой в кафе, барах и ресторанах, теперь грозит штраф в размере 2 000 сирийских фунтов ($46). Запрет также распространяется и на курение кальяна. Владельцы заведений, на территории которых поймают нарушителей, также будут оштрафованы, а в некоторых случаях даже привлечены к уголовной ответственности. Кроме того, введен ряд ограничений на рекламу табачных изделий.

Страна хоть и социалистической закваски, но мусульманская, поэтому одеваться нужно соответствующе. Одежда должна быть скромной. В Дамаске и в городах у побережья на это еще смотрят сквозь пальцы, а вот в консервативных городах центра страны и уж тем более в глубинке относятся к неподобающим нарядам с явной неприязнью. А в Хаме так и вовсе могут закидать камнями. Никакой облегающей одежды! Женщинам лучше прикрыть руки и ноги. Мужчинам придется отказаться от шорт и маек без рукавов.

Лучше всего избегать политических разговоров с «местными», чтобы избежать возможных проблем. Проблемы могут возникнуть, прежде всего, как раз у «местных» - так как вокруг немало полицейских в штатском а также информаторов (стукачей).

В любом крупном городе Сирии есть Tourist information centre, где можно получить всевозможную информацию и бесплатные карты страны и ее отдельных частей. В Дамаске Tourist information находится напротив Российского культурного центра, на улице 29 мая, главной улице города. В Алеппо Tourist information centre вы найдете возле Центрального банка, на краю Alrais platz.

Последние изменения: 09.05.2013

Как добраться до Сирии

Внимание! В настоящее время почти всё международное авиа и ж/д сообщение с Сирией прекращено в связи с затяжной гражданской войной в этой стране.

На самолете

Между Россией и Сирией есть прямое регулярное авиасообщение. Москву и Дамаск связывают регулярные рейсы «Аэрофлота» (по четвергам и воскресеньям из «Шереметьево-2») и Syrian Airlines (по вторникам и субботам из «Внуково»). Время в полёте около 3,5 ч.

Также в Сирию летают многие европейские авиаперевозчики.

Рейсы в Дамаск из Алматы, Киева и Минска осуществляют Turkish Airlines .

На поезде

Еженедельные поезда следуют из Алеппо в Стамбул (Турция), из Дамаска в Багдад (Ирак) и Тегеран (Иран) - через Алеппо, а также в Амман (Иордания). Стоимость проезда в Стамбул и Тегеран варьируется от $45 до $70 в одну сторону в вагоне высшей категории. Стоимость проезда в Иорданию - около $5.

При этом ехать в Амман поездом можно рекомендовать лишь любителям железнодорожных путешествий, имеющим значительный запас свободного времени. Речь идет о древней узкоколейной линии (Хиджазская железная дорога), построенной еще турками. Средняя скорость движения поезда - 30 км/ч, таким образом, расстояние между двумя столицами (300 км) преодолевается весь световой день c пересадкой в пограничном городке Деръа (поезда отправляются из Дамаска в 8 утра и прибывают в пункт назначения в 22:00).

Поезд Деръа - Амман отправляется раз в неделю по субботам в 18.00. Стоимость проезда поездомнемногим ниже, чем на автобусе (поезд - $5, автобус - около $7-8), а время, затрачиваемое на автобусе - вдвое меньше. Вместе с тем, в такие города, как Стамбул и Тегеран, лучше всего следовать именно поездом.

На автобусе

Дамаск и Алеппо имеют хорошее автобусное сообщение с соседними государствами.

Из Алеппо следуют автобусы в турецкий Хатай (Антакья) и Стамбул, а также в Бейрут, Каир и Багдад. Из Дамаска можно добраться автобусом и маршрутным такси в Бейрут, иорданские Амман с Ирбидом и иракский Багдад. Стоимость проезда в приграничном транспорте из Дамаска составляет: Бейрут (до 20 раз в день) - $8-10 на маршрутном такси и $4-5 на автобусе, Амман (10-15 раз в день) - $10 на маршрутном такси и $8 на автобусе.

Кроме того, имеются маршрутные такси из Дамаска и Алеппо в крупные города соседних государств: Триполи (Ливан), Ирбид (Иордания), Антакья (Турция) и многие другие.

Аэропортовый сбор при вылете из аэропортов Сирии - 32 USD (1500 SYP). С лета 2009 этот налог некоторые авиакомпании стали включать в стоимость авиабилета.

При выезде (сухопутные и морские границы) из Сирии взимается сбор в размере 12 USD (550 SYP).

Последние изменения: 14.03.2017

Сирийская Арабская Республика .

Название страны происходит от наименования древнего государства - Ассирия.

Площадь Сирии . 185200 км2.

Население Сирии . 16 700 тыс. чел.

Расположение Сирии . Сирия - государство в Западной , растянувшееся от до . На севере граничит с , на востоке - с Ираком, на юге - с , на западе - с и .

Административное деление Сирии . 13 мухафаз (губернаторств) и приравненный к ним муниципалитет Дамаск.

Форма правления Сирии . Республика.

Глава государства Сирия . Президент, избираемый сроком на 7 лет.

Высший законодательный орган Сирии . Народный совет (однопалатный парламент), срок полномочий которого 4 года.

Высший исполнительный орган Сирии . Правительство.

Крупные города Сирии . Халеб, Хомс, Латакия, Хама.

Государственный язык Сирии . Арабский.

Религия Сирии . 90% - мусульмане, 10% - христиане.

Этнический состав Сирии . 90% - арабы, 10% - , армяне.

Валюта Сирии . Сирийский фунт =100 пиастрам.

Полезная информация для туристов

Завтрак подают рано, часто в 6 утра. Он представляет собой легкую трапезу из оливок, сыра, йогурта и турецкого кофе. Самым важным является обед, время которого назначено на 14.00, после него отдыхают. Начинается он с закусок, которые называют mezze, затем наступает черед гуляша из курицы или баранины, салатов, овощей, хлеба, а завершают пирожками и фруктами. Поздним вечером приступают к ужину, обычно легкому, если это не праздник или не Рамадан. После каждой трапезы пьют очень крепкий и сладкий турецкий кофе и чай. Гостеприимные сирийцы зачастую не дают гостю встать из-за стола, пока все на столе не будет съедено. Даже есть арабская поговорка, согласно которой количество еды, поглощенной гостем, отражает силу его привязанности к хозяину.

Чаевые принято давать только в дорогих отелях и ресторанах, обычно 5-10% от стоимости обслуживания.

В III тыс. до н. э. на этих землях располагался семитский город-государство Эбла, он входил в круг шумеро-аккадской цивилизации. Впоследствии здесь было образовано аморейское государство Ямхад, но ему положило конец нашествие хеттов с Балкан. В XVII веке местные племена хурритов формируют государство Митанни. В XV в. до н. э. сюда пришел египетский фараон Тутмос I.
В период с X до VIII века до н. э. Дамаск стал центром могущественного арамейского царства. В начале IX в. до н. э. сирийцы завоевали у израильтян часть северной Галилеи. В это время ассирийцы набирали силу. Они начали собирать дань с правителей Сирии. Правители создали мощный анти-ассирийский союз. Ожесточенная битва состоялась в 854 до н. э., под стенами города Каркара, но она не принесла результата.
Однако опасная для ассирийцев коалиция сирийских и палестинских правителей сохранялась недолго. Между ними началась война. Ассирийцы сумели разбить сирийское войско, но так и не смогли взять город.
Сирийский царь Азаил сумел сохранить престол, но начал войну с израильтянами. Сирийцы практически сделали израильского царя Иоахаза вассалом. Но в 802 до н. э. ассирийцы снова напали на Сирию. В этот раз они захватили и разграбили Дамаск. Азаил стал вассалом Ассирии. Но снова он остался на престоле. При его детях израильтяне продолжали теснить Дамаск.
Следующий ассирийский царь, Тиглатпаласар III, решил расширить границы за счет Сирии. В 738 до н. э. его войска захватили 19 сирийских городов. В этих условиях правители Сирии сплотились вокруг нового дамасского царя Ризона II. Его союзником стал царь Израиля - Факей.
В 734 до н. э. Тиглатпаласар III завоевал Израиль, а в 733 до н. э. ассирийцы взяли Дамаск. Город был сильно разрушен. Затем на смену ассирийцам пришли халдеи, а затем персы.
Александр Великий захватил Сирию и сделал ее частью македонского царства. Позднее Сирия перешла к Селевку Никатору, при котором она достигла своего высшего развития.
Но после его смерти Сирия была захвачена в 83 году Тиграном, царем Армении. В 64 г. Помпей победил Тиграна и сделал Сирию римской провинцией, присоединив к ней Иудею. Но постепенно власть римских императоров ослабла, и Сирия стала добычей сарацинов.
В 635 г. Сирия была опустошена и затем завоевана арабами, которые большую часть арамейского населения обратили в ислам. В 660-750 гг. Дамаск служил резиденцией халифов. Крестовые походы в течение 2 веков приводили к постоянным военным столкновениям на территории Сирии. Здесь было образовано Антиохийское княжество, которое в 1187 г. было завоевано египетским султаном Саладином.
В 1260 году ослабевшее государство Айюбидов было захвачено монголами, которые были остановлены силами мамлюков во главе с султаном Кутузом.
В 1517 году Сирия была завоевана султаном османов Селимом I. Ее территорию разделили на 4 провинции во главе с губернаторами.
В XVIII веке здесь усилилось французское влияние. В конце 1850-х и начале 1860-х гг. вспыхнули кровавые распри между друзами и маронитами.
Из Европы через движение младотурков в Сирию проникли идеи национализма. Во время Первой мировой войны Дамаск был объявлен резиденцией независимого правительства всей Сирии, которая воспринималась как возрождение Дамасского халифата.
Фейсал I объявил себя королем Сирии. Но Великобритания за его спиной договорилась отдать Сирию Франции в обмен на отказ от богатой нефтью области Мосула.
В 1920 году Франция получила мандат на управление Сирией. Ее войска изгнали Фейсала. После Восстания 1925-27 Франции пришлось пойти на уступки в вопросах местного управления. В 1932 году Сирия была объявлена республикой (с сохранением французского мандата). В 1939 году Франция предоставила Турции Сирийскую провинцию Александретта.
Полную независимость от Франции Сирия получила 17 апреля 1946 года. Первым президентом стал глава колониальной администрации Куатли. Появление государства Израиль в 1948 и последующая за ним арабо-израильская война привела к острому политическому кризису. В 1949 году в Сирии произошло три военных переворота.
В 1958 году Сирия попыталась объединиться с Египтом и образовалась Объединённая Арабская Республика.
Но в 1963 г. Сирия оказалась под властью лидеров партии БААС (Партия Арабского Социалистического Возрождения) с ориентацией на тотальный социализм.
В годы правления Хафеза Асада Сирия стремилась ограничить влияние Израиля в регионе. Под контроль Израиля перешли сирийские Голанские высоты, но Сирия получила почти полный политический контроль над Ливаном, установленный во время гражданской войны в этой стране. Конец этому был положен в 2005 году, войска Сирии были выведены из Ливана.
После смерти Хафеза Асада президентом Сирии стал его сын, Башар аль-Асад, чья политика отличалась большей мягкостью.
В 2011 году в Сирии вспыхнуло восстание.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!