Как обрести мир и душевный покой. Три источника душевных сил

К 40-летию со дня кончины о. Тавриона (Батозского) (10 августа 1898 г. – 13 августа 1978, Рига). Публикуется впервые

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Народ: Аминь.

Вот и опять, братья и сёстры, в этот вечер пред праздником воскресного дня Господь нас сюда собрал, да. Сердцеведец Господь знает, с чем мы пришли сюда. Знает и то, что нам потребно, знает и то, в каких обстоятельствах каждый из нас живёт, и что нас ждёт. Поэтому слово Божие, которое мы завтра за Божественной литургией услышим, говорит так: «Что вы были тогда, в то время, без Христа, отчуждённые от общества избранного, чужды Завету обетования, не имели надежды, Вы были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровью Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду» (Еф 2:12–14).

О чём это говорит?

Христос – мир наш. Вы прекрасно знаете, что все люди говорят о мире, что всё возможно сделать на международных <встречах>. Всё говорят: государства с государствами стремятся найти те или другие возможности, чтобы утвердить, найти основание для мира. А вот видите, слово Божие говорит, что «Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду». Так вот, Христос есть мир наш! А почему мы это узнаём? И почему именно так?

А вот видите: Христос мир этот принёс нам, в существо нашей природы. Как жить? Ведь человек, нарушая волю Божию, нарушил гармонию собственной своей жизни, у него стали неправильные отношения внутри самого себя и с людьми. Отчего это?

Тому причина – грех.

Так вот, Господь пришёл уничтожить этот грех и человеку дать могущественные силы, чтобы он воспрянул от греха и возымел возможности высокодуховно. благодатно преуспевать и выразить, и выполнить то, что он есть. Поэтому Христос Спаситель взял на себя великий подвиг, и ту вражду, которая посеяла грех посреди людей, Он уничтожил.

Вот как говорит апостол Павел: «А теперь во Христе Иисусе вы, которые были некогда далеко, стали близки кровью Христовой» – через искупление Христа. «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду».

Итак, говорит он: «Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф 2:15). Сам Себе Господь из двух создал одного человека, Сам Собою устрояя мир. А поэтому, для того, чтобы человеку найти мир внутри самого себя, и вокруг него был бы мир, он должен <пережить> эту великую тайну, он должен осознать сам в себе: кто ты такой? Вот видите: кто ты такой? Ибо ты такой, которого Господь так прекрасно создал. Потому что, ведь как Он ещё прекраснее тебя восстановляет, и какими великими средствами – Божественной Своей любовью! Он возлюбил тебя так, как Евангелие говорит: что не пожалел Он отдать Своего Божественного Сына, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16)». Вот действие благодати Божией! Вот именно каким фактом любви Божией Господь восстановляет, воссозидает человека.

Способны ли мы, человеки, почувствовать эту любовь? Потребна ли Ему эта любовь? Да, потребна. Евангелие много ставит нам в пример: люди совершенно безнадёжные, грешные, обращались ко Христу и, прежде чем прийти ко Христу, они справедливо смотрели на самих себя. Находили в себе собственную ценность, находили правду, находили именно любовь к Богу в природе своей души. И в то же время действительно жили и чувствовали, как они грешны, что справедливо их осуждают, справедливо их порицают.

Так, братья и сёстры, лично каждый человек в своей жизни должен обратить внимание на собственные свои состояния, почувствовать: кто ты такой? Когда ты это почувствуешь, потрудишься над собой, ты хоть чуть-чуть здесь поймёшь свою собственную природу и увидишь своё недостоинство, свою ответственность, неисправимое бессилие свое. И вот здесь ты почувствуешь особую потребность мира Христова.

Мир-то наш есть Христос! Он нас возлюбил, совершил за нас величайший подвиг: умер на Кресте, дал нам Своё Божественное Слово, окружает нас особою благодатью. Теперь: устроил и Божественную Церковь, которая своими благодатными средствами спасает нас. И мы, несмотря на то, что живём около двух тысяч лет от того момента, когда Христос умер на Кресте, мы так к нему бли зки, и Его Божественная Любовь так нас к себе привлекает.

Господь сказал, идя на Крест: «Тогда, когда Меня вознесут, когда Меня распнут, Я всех привлеку к Себе» (Ин 12:32). Это были не просто слова, это действие Благодати Божией таково, которое по настоящее время над каждым из нас действует.

Пусть и каждый себя хорошенько спросит: ты ли спасаешься, или благодать Божия тебя спасает? То случайно было? Были у тебя обстоятельства, которые обнаружили твоё нехорошее состояние. Ведь эти обстоятельства и дали почувствовать тебе то, как тяжко жить тебе без веры. Теперь чувствуешь ты ответственность свою! Как же это так? Ведь ты устроял свою жизнь по собственной воле, а теперь приходится по необходимости тебе осознавать всё и чувствовать ответственность. Вот это всё есть проявление той благодати Божией, о которой Господь и сказал: «Тогда, когда Я буду вознесён от земли, Я всех привлеку к Себе».

И вот, благодать Божия привлекает нас. Не будем ей противиться! А тем паче в настоящий день, когда мы живём в таких особых обстоятельствах, где каждый свидетельствуй о том, как жить надо по вере, и что из себя представляет жизнь без веры.

Откуда черпать веру? Из Слова Божия! Мы имеем прекрасную возможность его читать и в нем разбираться. Так вот, будем черпать силу веры из Священного Писания, просвещать своё сознание, просвещать свою совесть и быть верными учениками Христа Спасителя.

А теперь, в эти благодатные минуты вместе со всеми братьями и сёстрами станем и послужим и, благоговейно выполняя свое предназначение, будем вместе с нашими братьями и сёстрами, всеми, кто есть в мире, вместе с ними, будем прославлять и восхвалять Господа, воспевая псалом: «Хвалите имя Господне»…

Подготовили Анна Лепехина, Александр Копировский и Мария Беляева

"Чем больше просвещенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности"
(И.Кант)

"Разумом все управляется, но страстью все живет".
(А.С.Хомяков)

Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови.
(Преподобный Исаак Сирин).

«Да, бой с самим собой - Есть самый трудный бой. Победа из побед - Победа над собой».
(Ф. Логау)

"Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?"
(святитель Игнатий)

"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9,12)

«Первый признак здравия души есть видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
(св. Петр Дамаскин)

"Старайся жить, как Бог велит, а не как "все живут" , потому что "мир во зле лежит".
прп. Иосиф

"Слишком огорчаться внешними трудностями – признак маловерия; слишком огорчаться внутренними – признак гордости".
Игумен Никон (Воробьев)

В тексте использованы высказывания:

Святителя Игнатия (Брянчанинова).
Игумен Никон (Воробьев)
А.И. Осипова.

Мы, сейчас живем в непростое время. Развилась жизнь вещественная, исчезает жизнь духовная, наслаждения и попечения телесные пожирают все время. Границы между добром и злом исчезают. Из нашей жизни уходит простота, добро и любовь.
Мы уже спокойно воспринимаем аборт, блуд, сожительство.

Семья, принадлежащая к важнейшим общественным ценностям, сейчас уничтожается. Богом установленный брак превращается в союз двух эгоистов по расчету (контракту), где каждая половина преследует свои цели и желания. А где нет любви, там нет истины, нет правды, нет счастья, и там будет господствовать лишь переодетый эгоизм!

Мы забыли такую простую, но важную истину, что Дух творит себе формы .
«Все то, что мы видим, что совершается в окружающей нас жизни - это уже плоды. А корни находятся в глубине души человека, и именно они определяют всю нашу жизнь - и политическую, и социальную, и все наши проблемы, с которыми мы сталкиваемся».

Духовное состояние человечества хорошо видно на примере современного искусства(т.к. это зеркало души человека).

Посмотрите какие сейчас картины, скульптуры, книги, детские мультфильмы, танцы, послушайте музыку. Просто ужас (за редким исключением). И самое страшное, то что многим это нравится. Говорит о многом. Шедевры на века, уже давно не создаются.

На чем стоит наш мир?

На трех гнилых столпах: сластолюбие (вожделения, поиск наслаждений), сребролюбие (жажда богатства) и славолюбие (жажда славы и власти).

«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего » (1 Ин. 2:16, 17).

Нужно не забывать о чем нам свидетельствует история человечества. С падением нравов, исчезли целые империи.

В наше время соблазны и пороки умножились до бесконечности! Если раньше такая нравственная, духовная деградация касалась только отдельного народа, и он просто сметался с лица земли, то теперь благодаря развитию технического прогресса поражено целое человечество. По всей видимости, в недалеком будущем человечество ждут страшные потрясения.

Напомню слова из Евангелия о закате человечества:

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбовы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 тим.2:2-5). Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 фесал.5:3). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2.петр.2:10).

Что делать человеку, кто это видит и понимает?
Как жить сегодня?

Отступление попущено Богом; не покусись остановить его твоей немощной рукой.

Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно.

Понуждайте себя к исполнению заповедей Евангелия, стараясь обратить их в свой навык. Это есть самый верный и надежный залог нашего спасения.

Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния.

Нужно решительно отсечь общение и дружбу с людьми, которые развращают нашу душу.
Об этом нас учит Евангелие, и мы должны следовать ему, если желаем себе блага.

Не осуждай ближних, предоставляя суд над ними Богу, и тогда очистится сердце твое от лицемерия и воцарится в нем мир.
Преследуй лицемерие в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженного им множества людей, действующих и намеренно, и бессознательно в духе его.

Бойтесь чрезмерного комфорта. Он вводит душу и тело в дебелое состояние.
Возлюби труд, и Бог скоро пошлет тебе спокойствие.
Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод.
Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его.

Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого!
Спасайтесь не напоказ, но втайне, лишь перед очами Бога.
Не ищите известности и славы!
Не ищите и не ожидайте любви от людей! Ищите всеми силами и требуйте от себя любви и соболезнования к людям.
Не ожидайте и не ищите жизни бесскорбной, пространной, вполне удобной!
Это - не ваш удел.

Великое приобретение - быть всем довольным.
Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. Не забывайте, счастлив тот, кого радует все, что есть в нем, у него и около него.
А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу.

Как наше тело нуждается в осторожности от ветра, холода, различной еды и напитков, так и наша душа нуждается в многообразном хранении. Наверно все замечали внутреннею опустошенность, дебелость после пустого времяпровождения.

Начните вести внимательную жизнь. Уклоняться насколько возможно от того, что несет сейчас наш мир - ереси, насилие, разврат, всякие пустые и суетные дела, попечение. Цените свое время. Будьте внимательны к тому, что читаете, слушаете и смотрите (журналы, книги, радио, телевидение, интернет т.д.).

Не забывайте, если прикасаться к грязи, трудно не испачкаться. Тянитесь ко всему доброму.
Особенно опасайтесь и сторонитесь книг, людей - несущих яд лжи.

Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, - упорно держится в зараженной ею душе – трудно для человека исцеление от этого недуга!

Ум, этот царь в человеке, если он желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Пост дает человеку ясность ума, не тучное тело. Через него мы учимся обуздывать его. И страсти понемногу начинают затихать. Русская пословица гласит «Сытое брюхо к Богу глухо»
Садясь за стол, не объедайтесь. Старайтесь есть простую и здоровую пищу. Возьмите за правило, среда и пятница, постные дни. Старайтесь соблюдать посты, установленные Церковью. Нужно только не забывать: пост для человека, а не человек для поста. Будьте рассудительны. Соизмеряйте свои силы. Постарайтесь постом не доставлять неудобства своим близким, родным, которые не постятся.

Читайте Новый завет и Святых отцов. Там найдете ответы на свои вопросы.

Здесь тоже должна быть рассудительность и умеренность. Знать основы христианской веры нужно, но вдаваться в догматику и богословие не советую. Это удел некоторых людей. Богословие развивалось для облечение различных ересей и для диалога с иноверцами. Полезного для души там мало. Нам всех тонкостей знать ни к чему. А то может случиться «горе от ума». Буква может убить веру. И привести человека «к самомнению».

Рекомендую начать знакомиться с христианством, прослушав лекции профессора духовной академии А.И. Осипова. . Они понятны и интересны. Их можно скачать . Сейчас на Алексея Ильича со всех сторон льются потоки грязи, здесь нет ничего удивительного. Так было всегда, ибо таких людей наш мир не любит.

Из книг: письма – Святители - Игнатий Брянчанинов; Филарет Дроздов; Иннокентий Херсонский; Феофан затворник; письма - Валаамского старца; Никона (Воробьева); Игнатия Брянчанинова; Дух, душа и тело - Архиепископ Лука; Добротолюбие избранное для мирян; Душеполезные поучения - Авва Дорофей; записи Священника Александра Ельчанинова; Моя жизнь во Христе - Иоанна Кронштадтского; Наставления о доброй нравственности и святой жизни - Антоний Великий.

Лучше читать именно книги. Приобрести их можно в церковной лавке вашего Храма или заказать в интернет магазинах. Кто не может читать, можно скачать аудио книги на сайте http://www.predanie.ru/audio/ .
Что не понятно, пропускайте, прочтете позже. Всему свое время.

Помни о смерти - и вовек не согрешишь.

Какую пользу принесут тебе злые дела? Не живи как бессмертный. Смерть грешника люта (пс.33,22) .
«Удел всех человеков на земле, удел неизбежный ни для кого – смерть. Мы страшимся ее, как лютейшего врага, мы горько оплакиваем похищаемых ею, а проводим жизнь так, как бы смерти вовсе не было, как бы мы были вечны на земле.
Гроб мой! отчего я забываю тебя? Ты ждешь меня, ждешь, – и я наверно буду твоим жителем: отчего ж я тебя забываю, и веду себя так, как бы гроб был жребием только других человеков, отнюдь не моим?» (св. Игнатий Брянчанинов).

Будьте внимательны к своим помыслам и мыслям. Как только появляются помыслы не добрые, не вступайте с ними в разговоры, подавляйте тот час сочувствие к ним. Это есть прилог к греху. Пока они не окрепли и слабы.

"Душа всех упражнении о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами.

Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и, посредством искреннего покаяния, возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией.

Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство.

Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления". (св. Игнатий Брянчанинов)

"Кому Церковь не Мать,тому Бог не Отец".

Без всякого сомнения, превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом, самым ощутительным и самым полезнейшим для человека»(св. Игнатий Брянчанинов).
Во время службы не отвлекайтесь, не мечтайте, не рассматривайте, не думайте о суетном. Понуждайте себя к Молитве. Иначе не будет вам пользы.

Обязательно нужно хорошо подготовившись, по возможности чаще исповедоваться и причащаться.
Таинством исповеди очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением. Смущение на исповеди отгоняйте. Вы пришли исповедоваться Господу, а священник только свидетель. Что тяжелее? Камень (тяжкий грех) или мешок песка (мелкие согрешения). Не носите все в своем сердце.

Причащение Святых Христовых Тайн – это благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни.
Причащение - это такой дар, который соединяет нас с Богом. Но это возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в греховной жизни и решительного оставления ее.

Человек, пытающийся начать жить по-христиански, очень скоро понимает, что он сам не может справиться со своими страстями. Исправление, спасение человека, без помощи Божьей невозможно. Путь к Богу - молитва.

«Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.

Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. Тесен и прискорбен этот путь для ума, привыкшего странствовать свободно по вселенной; но путь этот приводит к вниманию. Кто вкусит великое благо внимания: тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем к блаженному вниманию.

Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим, и удобно приучишься к вниманию.

Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Если образы допустить в ум молитвы, то они соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. “Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога”, сказал преподобный Мелетий Исповедник» (св. Игнатий Брянчанинов)


Возьмите за правило начинать и заканчивать день молитвой. Научиться удерживать свой ум в молитве очень нелегко. Когда человек в огне или тонет, он, зовя на помощь, думает только о своем спасении. Так и нам не нужно просить у Господа, ничего суетного и тленного. Господь наперед нас знает наши нужды и что нам полезно, а что нет. Научившись молиться правильно, молись постоянно – и наследуешь спасение.

Приведу две основных молитвы:

Молитва Иисусова .

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного(ою)».

Молитва Господняя.

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

). Греческое слово, переведенное как «стараясь», является причастием, исключающим всякую пассивность, всякое отношение «поживем - увидим». Нам необходимо быть активными. Если мы ругаемся и спорим в своих семьях, если в церкви создаем группировки, если отказываемся любить и уважать других, значит отвергаем мир Божий в Иисусе Христе, учрежденный Им на кресте.

Ирония заключается в том, что мы должны сражаться за мир. Элеонора Рузвельт в радиопередаче «Голос Америки» сказала: «Недостаточно говорить о мире - мы должны верить в него. Недостаточно верить в него - мы должны трудиться над ним». Мир, который Христос приобрел для нас, также требует наших усилий, тяжелого труда и постоянного самоисследования.

Изучая урок этой недели, мы должны спросить себя: «Воспользовался ли я тем миром, который Христос приобрел для меня на кресте? Как я могу сотрудничать с Духом Святым, ежедневно привносящим мир в мою жизнь?»

Воскресенье 17 января. Мир С Богом. (Римл. 5:1)

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Римл. 5:1).

Иметь мир с Богом - нечто большее, чем чувствовать себя уютно в Его присутствии. Это значит, что мы, будучи некогда «отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» (Колос. 1:21), примирились и восстановили общение с Богом. Некогда мы враждовали с Богом, но благодаря Своей смерти на кресте Иисус дал нам возможность прекратить эту войну и стать друзьями, а не врагами Бога.

С одной стороны, мир - это не то, что мы потихоньку взращиваем, начиная с малого. Наоборот, мы примиряемся с Богом однажды и навсегда посредством креста Христова. Это свершившийся факт. Однако с другой стороны мы возрастаем в мире с Богом. Чем яснее мы видим Божьи пути и ходим по ним, тем больше принимаем Его силу, чтобы жить, как Его сыновья и дочери. В этом смысле мир с Богом действительно является плодом Духа.

По мере нашего возрастания до зрелости детей Божьих, мы будем испытывать все больше и больше благословений и преимуществ жизни в Его Царстве, доколе не скажем: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Псал. 118:165).

Какому основному принципу учит нас Иисус в этих текстах? Почему нам бывает сложно применять этот принцип в своей жизни?

Несомненно, Иисус гораздо серьезнее относится к нашим взаимоотношениям друг с другом, чем мы. Нередко горечь и обида годами разделяют членов церкви. Представьте себе, как бы все изменилось, если бы мы все следовали этому учению!

«Незадолго перед распятием Христос завещал Своим ученикам мир. “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается” (Иоан. 14:27). Такой мир не дается тем, кто приспосабливается к этому миру. И Христос никогда не добивался его ценой компромисса со злом. Мир, который Христос оставил ученикам, - это мир в сердцах, но не мир вокруг. Надлежало, чтобы мир всегда обитал в сердцах Его верных свидетелей, несмотря ни на какое противодействие и борьбу» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 84).

«В стремлении к превосходству проявляется такой дух, который, если его лелеять, в конце концов лишит Царства Божьего тех, кто потворствует ему. Мир Христов не может обитать в уме и сердце работника, критикующего и выискивающего недостатки у своего коллеги только потому, что тот не использует методы работы, которым он сам отдает предпочтение, или потому, что он чувствует себя недооцененным. Господь никогда не благословит критикующих или осуждающих своих братьев, ибо в этом проявляется действие сатаны» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 102).

Вопросы для обсуждения:

    Каким образом вы можете трудиться в своей местной церкви, чтобы помочь сохранить мир между братьями и сестрами, когда возникают неизбежные трения и разногласия?

    Приведите пример самой распространенной ситуации, с которой мы встречаемся в повседневной жизни и которая угрожает нашему миру? Какие библейские обетования мы можем использовать, когда сталкиваемся с чем-то подобным?

    Конечно, всегда легко говорить о доверии Господу во всех обстоятельствах и о том, что такое доверие приносит мир. Это действительно так. Но все же, какие конкретные практические шаги мы можем предпринять с целью изменить обстоятельства, не способствующие миру? Другими словами, как часто наши волнения и страхи являются результатом принятых нами решений?

    Как мы можем помочь другим преодолеть обстоятельства, препятствующие им в достижении мира?

    Насколько оправдано наше ожидание мира на этой Земле, преисполненной борьбы, хаоса, страданий и беспорядков?

Мне кажется, чтобы приблизиться к счастью, нужно расстаться с некоторыми ложными идеями, которые существуют в современном мире. Например, о том, что материальные блага - более высокая зарплата или дорогая машина - могут принести в жизнь счастье и душевный мир.

Внутренний комфорт и эмоциональная удовлетворенность гораздо важнее внешнего благосостояния - источник счастья находится внутри нас, а не вовне. Это легко понять, размышляя над собственным опытом. Ментальная, эмоциональная удовлетворенность уменьшает физические страдания: каждый из нас знает, что даже боль (или голод) стихает, когда человек поглощен любовью или какой-то интересной задачей.

Но если некто ментально и эмоционально неудовлетворен, несчастлив в душе, то физический комфорт не принесет никакого облегчения. Когда нас одолевают ментальные страдания - тяжелые мысли или внутренняя неудовлетворенность, - физический комфорт просто перестает существовать. Уже не имеет значения красота обстановки или одежды: человеку в стрессе, депрессии не хочется наслаждаться ни едой, ни другими вещами.

Наносить вред другим даже мысленно - все равно что вредить себе

Отсутствие мира в душе может отравить даже самое обеспеченное, полное комфорта существование. Еще надо сказать о мире - это не просто отсутствие насилия. Вспомним времена холодной войны: это был «мир», но отравленный страхом нейтронной бомбы, ядерного противостояния. Настоящий мир - это нечто связанное с теплотой сердца, с неспособностью думать о нанесении вреда другим.

Противостояние «я» и «они» перестает существовать в подлинном мире. Маленькому ребенку важно отделить свое «Я» от окружающего мира, чтобы правильно развиваться, но по мере взросления человека - и человечества - противопоставление своих интересов и окружающих уже не на пользу развитию. И вот почему: идея, что «я» и «они» - понятия отдельные, независимые, показывает свою несостоятельность в том мире, где мы живем. Современный человек - уже не фермер, который может прожить, питаясь тем, что дает земля, самостоятельно изготавливая для себя одежду.

Если расширить свое «мы» до пределов человечества, то некому будет противостоять, некого бояться и ненавидеть

Сегодня мы все в теснейшей зависимости от своего окружения: коммунальных служб, средств информации, наших машин и супермаркетов. То есть от других людей. Наносить вред другим даже мысленно при такой высокой степени зависимости - все равно что вредить себе. Для достижения внешнего и внутреннего мира нам нужно внешнее и внутреннее «разоружение».

Что это значит? Перестать мыслить в категориях «мы» и «они». Как-то на одной из неофициальных встреч в Брюсселе я высказал полушутя идею о том, что Евросоюз нужно расширить: сначала включить в него всю Восточную Европу, а затем пригласить и Россию. И в конце концов перенести штаб-квартиру из Брюсселя в Москву. Тогда все шансы для военного противостояния будут исчерпаны и пространство будет естественным образом демилитаризовано. Военные заводы выпускали бы полезные вещи - и это могло бы быть экономически оправданно.

Если расширить свое «мы» до пределов человечества, то некому будет противостоять, некого бояться и ненавидеть. Это значит обрести мир, где нет ничего «твоего», потому что он принадлежит тебе весь. Мир в душе. И во всем мире.

Как обрести мир и душевный покой. Три источника душевных сил

Где взять силы? Когда все плохо, когда все очень-очень плохо – и свет не мил, и жизнь не удалась, и все вокруг как сговорились портить жизнь, и никто-никто не любит…. Что делать? Если уж решила, что детке, носимому под сердцем, нужно их – дать?

Тогда имеет смысл первым делом заглянуть в себя.

Ощутить внутри – родники серебряные.

Золотые россыпи.

Крутим ворот. Медленно, раскачиваясь на цепи, из прохладной глубины поднимается деревянная бадейка, полная холодной живительной воды.

Приникаем губами и жадно, проливая на босые ноги ледяную воду родника, питающую колодец души, – пьем.

Да, у каждой из нас, сестры, есть собственные резервы, источники, к которым можно обратиться в скорбную минуту.

Но ведь может – не помочь. Может колодец – пересохнуть, обмелеть, так что на дне его останутся лишь ил и грязь.

Из книги Богоизбранность. В двух томах. Том 1 автора Лайтман Михаэль

3.2 Обрести душу свою Эгоизм, т.е. развитие с эгоистическим намерением, привело человечество к возникновению большого разрыва между развитием моральным и технологическим. Именно этого боялись уже Аристотель и Платон, преграждая путь к наукам людям недостойным, морально

Из книги Как относиться к неверующим и другие советы преподобного Серафима Саровского автора Саровский Серафим

Как приобрести и сохранить мир душевный Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «Проидохом сквозь огнь и воду; и извел еси ны в покой» (Пс. 65,12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые

Из книги Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах автора Авдеев Дмитрий Александрович

39. Вопрос: Как обрести душевный мир? Единственно правильный путь к исцелению от болезненой нервности лежит через истинную Православную веру, покаяние и исправление своей жизни согласно заповедям Божиим. Главное для человека – понять греховные истоки своего заболевания,

Из книги Движимые вечностью автора Бивер Джон

ПОТЕРЯТЬ, ЧТОБЫ ОБРЕСТИ Это обмен: мы должны отдать свою жизнь полностью, а вместо нее получать Его жизнь (натуру). Иисус неоднократно пытался донести до нас следующее: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (забыть, игнорировать, перевести взгляд с самого себя и

Из книги Чтения по литургическому богословию автора (Милов) Вениамин

Душевный пост Телесным постничеством обессиливаются только две душевных и притом поверхностных страсти - блуд и чревоугодие. Глубже их в душе лежат корысть и гордость со всеми проявлениями зла.Отсюда истинный и приятный Богу пост души есть отложение разновидностей

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Мир душевный, или спокойствие По приобретении нами малого душевного спокойствия бес тщеславия понуждает идти в мир для спасения погибающих душ. , потому что познается эта добродетель только опытно, по мере преуспеяния человека в духовной жизни. Мир, по

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Как обрести веру? 14 Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего? 15 И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую

Из книги Основы искусства святости, том 1 автора Варнава Епископ

Отдел III. «Душевный человек в борьбе со страстями» Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической. § 1. Святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной. Мы уже выше видели, что

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

471. Благодатная отрада. Примирение с болезнью. Как созидать душевный покой Милость Божия буди с вами! Письма ваши дышат отрадою, особенно последнее, где вы описываете бытие у вас чудотворной Вышенской иконы Божией Матери. Вот какую милость явила вам Матерь Божия! Да

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

548. Душевный покой приобретается строгим исполнением обетов монашества Милость Божия буди с вами! Монастырь - тихое пристанище. Отчего же душа ваша не имеет покоя? Посмотрите, не от того ли, что вы не все, требуемое монашеством, исполняете, как следует, и совесть ваша

Из книги автора

МИР ДУШЕВНЫЙ Вы еще не победили страстей и имеете залоги оных в сердцах своих, но при мире не знаете об них; а враг, оными возмущая, вас борет. Вам есть случаи к истреблению оных: самоукорением, самосознанием и объяснением друг другу; но это дело не одного дня или случая, но



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!