Как проходит Всероссийский день лицеиста? Пушкин и его лицей.

Евангельские чтения:
Лк. 18:35-43
Лк. 12:8-12

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В чтении Священного Писания, которое мы с вами сегодня услышали, звучит рассказ о слепце по имени Вартимей из Евангелия от Луки. Там говорится о человеке, который долгое время был слеп, и затем, когда уже исчерпал свои возможности, обращаясь к врачам и знахарям, ища поддержки и расточив многое из своих материальных средств, он услышал о проходящем мимо Христе. Он испытал чувство доверия и закричал, обращаясь к Богу. Те, кто шёл со Христом, имели глаза. Они понимали, куда им идти, а несчастный был в стороне от толпы и закричал, чтобы Господь его услышал. Но Бог услышал его крик ещё до того, как он закричал. И вот толкователи священного текста предлагают нам с вами учиться этому крику – но не в материальном, физическом отношении. Ведь Господь увидел в сердце слепого возможность обращаться горячо и искренне, и когда Он исцеляет несчастного слепца, Он с ним разговаривает. Если перевести это на более доступный нам язык: Бог приглашает этого человека идти к Божьему Царству, то есть вернуться домой.

В диалоге, который состоялся между слепцом и Богом, свидетелей не было. Как же в Священное Писание вошли эти слова и как люди святой жизни могут толковать вот этот разговор Бога с человеком? Когда человек начинает развивать в себе способность слышать Божье Слово и читать Его, и когда затем он достигает определённой высоты, ему открывается то, что никогда не откроется тому, кто не встал на путь серьёзного погружения в Священное Писание. Господь беседовал с тем человеком до его крика. Но святые, прошедшие путь такого диалога на собственном опыте, описывают его и предлагают тем, кто ещё не успел вместить в себя всего этого, взывать к Богу в своём сердце.

Это действует основательно и серьёзно. Прозрение наступает именно тогда, когда, обращаясь к Богу, человек имеет веру в то, что получит просимое. Находясь в этом состоянии, человек получает от Бога милость. Ведь есть слепцы, которые так и не прозрели и не прозреют. Но речь идёт не только о внешнем зрении, в первую очередь – о духовном. Потому что Господь тогда исполняет просьбу человека, когда видит его готовность работать над собой, выстраивать свою жизнь по Божьему Закону и внутренне духовно прозревать. Именно поэтому Господь даёт ему зрение, дабы он использовал этот Его дар для того, чтобы принести большую пользу, подняться выше, достичь большей высоты и обрести с Господом особое общение. Заметьте, Бог создавал людей для общения с Ним. Вступая с Богом в диалог, мы ощущаем, что что-то от этого получаем. Именно это сподвигает нас идти в храм, именно поэтому мы общаемся со священником, спрашивая и получая ответ на свои вопросы. Но если не вспахивать в себе эту ниву, если не развивать эти способности, тогда на пустое место в сердце придёт пустая забота, бесконечная в своей суетности, обуревающая человека, включающая его в поток событий, которые не могут закончиться. Они суетные, внешние и земные, и если человек начинает присягать им на верность, тогда он кричит этому «богу мира», лукавому демону, что он готов с ним разделить слепоту, погружаясь в неё всё больше, и он тоже чего-то достигает и попадает в состояние самообольщения, или прелести.

Сегодняшний евангельский текст – призыв каждому из нас учиться искусству прозрения, обращаясь к Богу с криком в сердце, чтобы обрести свой небесный дом, куда каждого из нас направляет невидимая Божественная рука. Будем стараться, дорогие братья и сёстры, внимательно изучая Божье Слово, ежедневно читать Его, открывая толкование на Священное Писание и погружаясь в глубину понимания того, как нужно постепенно каждому из нас выстраивать свою жизнь. Потому что дни наши очень коротки, и важно дорожить временем, данным Богом для совершенствования. Постараемся положить в сердце сказанное и услышанное. Осознавая, что каждый из нас духовно малозряч, будем просить о Бога милости, и, ведая тайники нашего сердца, каждому из нас Он подаст то прозрение, ту способность видеть, чувствовать и мыслить, которую мы готовы принять от Него. Потому что, по милосердию Своему, Он готов дать бесконечно много. Мы должны оценить всё это и быть готовы принимать Его Божественную милость. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Праздник 19 октября - Всероссийский день лицеиста

19 октября - поистине историческая дата для Государства Российского, и связана она с далеким от нас 1811 годом. Именно в этот день и этот год в соответствии с Высочайшим Указом царя Александра Первого в Царском селе под Петербургом был открыт Императорский Царскосельский лицей. Предназначено в нем было учиться детям дворян. А задачей ставилось готовить из них будущих государственных мужей, чиновников наивысшего ранга.
Идею о создании лицея подал тогдашний министр народного просвещения А. Разумовский. Директором был поставлен просветитель, литератор и дипломат В.Малиновский. Среди преподавателей - выдающиеся личности той эпохи: сам Малиновский, А.Куницын, А.Галич, Ф. Эльснер, Н. Кошанский и другие. В первый набор из тридцати восьми претендентов в лицеисты были приняты тридцать одаренных подростков, среди которых значились будущие кумиры российской, и не только, молодежи - Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, канцлер Горчаков, декабрист Пущин, директор Императорской библиотеки Корф и другие. В лицей принимались дети знатных особ десяти-двенадцати лет, ставшие после выпуска и многих лет работы действительно выдающимися личностями Отечества. О том можно судить и по канцлеру Горчакову и по великому русскому поэту Пушкину.
После того, как Россия от социализма вернулась на капиталистический путь развития, вполне был естественным вопрос о возвращения в систему просвещения лицеев. И это произошло в 1990 году. Начав с единиц, в настоящее время число лицеев по стране превысило тысячу, с числом учащихся более семисот тысяч. Многие из лицеев стали гордостью страны, к примеру, в городе Калуге, носящем имя великого Циалковского. В лицее три уровня образования - начальное (1-4 классы),основное общее образование (5-9 классы) и общее среднее образование (10-11 классы). При этом с углубленным изучением ряда дисциплин.
У нас часто путают лицеи с гимназиями. От обычных школ гимназии тоже отличаются углубленным изучением ряда предметов, скажем, иностранных языков или того же русского, математики, физики и так далее. И перед гимназистами-выпускниками тоже открывается путь в институты. А вот лицеисты - это практически студенты. Лицеи заключают договоры с институтами, и наиболее способные их выпускники сразу поступают на второй курс высшего учебного заведения. Среди дисциплин, которым уделяется особое внимание при их изучении, - информатика,физика, математика,химия, биология и даже экономика и даже право. То есть, лицеист, уже занимаясь в своем учебном заведении, активно готовит себя к будущей профессии - юриста, биолога, историка и так далее.К примеру, в Мурманске есть политехнический лицей. А Калужский имени Циолковского дает углубленные знания в области изучения космоса, Вселенной.
19 октября отмечался и отмечается по разному. В Императорском Царскосельском лицее это были лицейские обеды. В наше время практикуются открытые уроки по определенным темам, творческие вечера, концерты, выставки рисунков и так далее. Но во всех случаях Всероссийский день лицеиста - замечательный и надолго запоминающийся как самим лицеистам и их преподавателям, так и родителям детей праздник!

Название учебного заведения «лицей» после очень длительного перерыва (продолжавшегося с 1918 года по середину 90-х гг. прошлого века) стало входить в обиход наши сограждан. Возродился не только термин, но и сами лицеи, представляющие следующий после общеобразовательных школ уровень обучения. Хотя, конечно, они очень сильно отличаются от своего прародителя – Царскосельского лицея, известного высочайшим уровнем обучения и именами своих выпускников. На первом месте среди выпускников лицея стоит имя величайшего русского поэта и создателя современного литературного русского языка – Александра Сергеевича Пушкина.

Немало было в списках этого заведения и других великих людей:

  • военных;
  • дипломатов;
  • учёных;
  • творцов.

В ту же эпоху уходит и празднуемый нами замечательный праздник – День лицеиста.

История

Подавляющему большинству образованных людей прекрасно известно, что изначально День лицея в дореволюционный период его существования праздновался 19 октября. Этой дате даже посвящено специальное стихотворение Пушкина. Именно в этот день в 1811 году Царскосельский лицей впервые распахнул двери для своих первых воспитанников. И поэтому до 1918 года праздник отмечался именно в этот день. В его программу входил совместный «лицейский обед», представлявший на самом деле простые дружеские посиделки.

Возвращением Дня лицеиста в 90-х гг. мы обязаны не властям, а общественной инициативе, возникшей по мере распространения возрождённых лицеев по стране. Естественно, десятки тысяч преподавателей и сотни тысяч учащихся этих заведений не могли остаться без собственного профессионального праздника. Первоначально предполагалось отмечать его в последний день каждого года, но приверженность старым традициям возобладала и дата осталась прежней.

Традиции

Сегодня, в отличие от времён Пушкина «Всероссийский день лицеиста» празднуется весьма широко и с размахом. Скажем, на своё двухсотлетие праздник только в Санкт-Петербурге принял несколько десятков тысяч гостей, организовав целый фестиваль «Лицейская осень», проходивший прямо в Екатерининском зале Таврического дворца.

А в целом, дата отмечается во всех многочисленных лицеях страны, где проходят самые разные культурные мероприятия – концерты и даже балы, а также и торжественные собрания с вознаграждениями отличившихся преподавателей и учеников.


19 (31) октября- День рождения Царскосельского лицея – одна из знаковых дат в русской истории и культуре.

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!

А. С. Пушкин

Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года - Александровский лицей) - высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы.

Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I - Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.

Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.


В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. 12 августа 1811 года Пушкин выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. Церемония открытия была торжественной, но строгой. Никаких родителей. Зато присутствовали - император Александр Первый, обе императрицы – Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, цесаревич Константин Павлович, великая княгиня Анна Павловна, министры, члены святейшего Синода.


Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 года - четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:
# нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
# словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
# исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
# физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
# изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).


Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Разделения на факультеты в Лицее не было. Воспитанники изучали основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давая энциклопедические знания.


В Лицее придерживались строго распорядка дня. Чтобы «устранить возможность изнурения: час учения сменялся рекреацией в комнате или на воздухе». При любой погоде лицеисты трижды в день выходили на прогулки. Лицей был очень хорошо оснащен. Приборы, инструменты, таблицы, пособия, карты, даже электрическая машина полностью укомплектовывали учебные кабинеты.


При переходе воспитанников из начального в окончательный курс (для первого выпуска 4 и 8 января 1815 года) полагались переводные экзамены. Экзамены - открытые, публичные. На них приглашались родители воспитанников, известные педагоги из Петербурга. К экзамену тщательно готовились. Учили стихотворения и «целые прозаические рассуждения». Пушкин по совету словесника А. И. Галича написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое должен был читать на экзамене по российской словесности. На этом экзамене, 8 января присутствовал патриарх русской поэзии Г.Р. Державин.



Репин И. Е. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911

«Я прочел мои „Воспоминания Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. и не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня... Меня искали, но не нашли..."- А.С. Пушкин.


Учился Пушкин далеко не усердно. А. И. Кайданов, преподававший географию и историю, аттестует его так: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его дарованиям». В годы обучения в Лицее в пушкинском выпуске утвердился тот высокий строй отношений, который поэт назвал «лицейским братством». Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. С Лицеем связано рождение поэтического таланта Пушкина. За годы учёбы поэт написал более 120 стихотворений.


Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814-1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.


Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильей Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырех этажей. У каждого лицеиста была своя комната - «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.


Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Малиновским и Егором Энгельгардтом. Согласно Уставу 1811 г., в Лицей принимались наставники, «знаниями и нравственностью своею доверия заслуживающие». Первые учителя, несмотря на молодость многих из них, имели блестящее образование, стажировались за границей, имели педагогический опыт и были известны своей просветительской деятельностью. Первый легендарный пушкинский период Лицея связан с именами А. П. Куницына и И. К. Кайданова, Н. Ф. Кошанского, А. И. Галича и других наставников, имена которых сохранились и в памяти их учеников, и в истории русской культуры.


Отсутствие соответствующей учебной литературы, а главное - оригинальность учебных курсов, разработанных первыми преподавателями Лицея именно для этого учебного заведения, определили появление учебников, многим из которых была суждена долгая жизнь. Уже в первые годы преподавателями была заложена традиция приносить в дар Лицею свои труды. И сегодня на многих книгах из лицейской библиотеки стоят автографы авторов – профессоров Лицея. За 33 года существования его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Пушкин окончил Лицей в чине коллежского секретаря и был зачислен в Коллегию иностранных дел. Основная задача была выполнена – они стали образованными людьми, горячо любящими Отечество. Ну и, конечно, членами «лицейского братства».


Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности. Среди выпускников пушкинского курса были Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Константин Данзас, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков и другие друзья поэта. Несколько пушкинских стихотворений носят название «19 октября» и связаны с темой лицейской годовщины.


Трудно найти человека, который бы не знал о причастности Пушкина к лицею. Но мало кто знает, что там учился еще и М.Е. Салтыков-Щедрин, великий русский писатель-сатирик. Он поступил в Царскосельский лицей в 1838 году. Среди лицеистов на каждом курсе предполагался продолжатель А.С. Пушкина. На щедринском курсе «продолжателем» считался Михаил, писавший мрачноватые стихи под влиянием Лермонтова, Байрона и Гейне, которого любил за иронию.


Салтыков-Щедрин был последним из выдающихся питомцев Царскосельского лицея. После декабрьского восстания 1825 года Лицей был реорганизован. Был установлен контроль за подбором преподавателей и содержанием лекций. Указом Николая Первого от 23 февраля 1829 года Лицей переводился на подготовку чиновников только для статской службы. Военная кафедра была закрыта, вместо нее ввели курсы статистики, логики, психологии и географии.


6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.


Здание Александровского Лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В 1902-1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.


В 1917 году Временное правительство отобрало у него помещение, а вскоре лицей вообще прекратил существование. 29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум. В 1925 году многие бывшие воспитанники лицея были репрессированы. Библиотека Царскосельского Лицея в советское время была передана в созданный в 1920 году Уральский Государственный Университет и в дальнейшем разделена между выделенными из него институтами. Но память о пушкинском лицее была бережно хранима в советское время. И бывшая царская резиденция в 1937 году была переименована в город Пушкин.


В годы Великой Отечественной войны здание Царскосельского лицея было разрушено. В 1969-1975 годах его восстановили. Открытие музея-Лицея в г. Пушкине состоялось в 1974 году. Сегодня в музее бывшего лицея воссоздана обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.

Ежегодно День лицеиста в России отмечается 19 октября и связан с открытием в 1811 году Императорского Царскосельского лицея. В этом учебном заведении провели свои юные годы многие известные люди, такие как Александр Пушкин, поэты Дельвиг и Кюхельбекер, канцлер Горчаков, декабрист Пущин, мореплаватель Матюшкин и другие.

Царскосельский лицей был организован по указу Александра I специально для обучения дворянских детей. Первоначально в новом лицее должны были проходить обучение младшие братья императора Николая и Михаила, но этим планам было не дано осуществиться.

В программу обучения входила подготовка к государственной деятельности вплоть до чиновников высокого ранга. В лицей набор учащихся осуществлялся один раз в три года с продолжительностью обучения в шесть лет. Ученики в стенах учебного заведения обучались нравственным, историческим, математическим и физическим дисциплинам, а также практиковались в гимнастических упражнениях и изящных искусствах.

Конечно же, на обучение в Царскосельский лицей поступали исключительно дворянские дети, поскольку обучение в данном учебном заведении было достаточно затратным. Причем принимались на учебу исключительно мальчики.

Традиции

19 октября, как дата открытия лицея, выпускниками стала отмечаться в качестве Дня лицея, для празднования которого бывшие студенты собирались на «лицейский обед». В настоящее время 19 октября считается Всероссийский днем лицеиста.

Особенно интересно отмечается праздник в Псковской области, где в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» собираются лицеисты из Псковской и Ленинградской областей. Так, большинство молодых людей представляют Политехнический колледж из Пскова, Агротехнический лицей, Политехнический колледж из Пскова и Педагогический колледж из Опочки.

День лицеиста был отмечен широкий экскурсионной программой, а также большим концертом, в котором смогли принять участие творческие коллективы из Владимирской, Кировской, Псковской, Ростовской, Ленинградской, Рязанской, Ярославской областей, а также Ставропольского края.

Лицеисты девятнадцатого века знали намного лучше обязанности государства по сравнению с современниками. Также интересным фактом является то, что Пушкина старались направить на предметы естественнонаучного содержания. В лицее организовывались специальные классы, где преподавали основы психологии и педагогики.

В настоящее время система образования в лицеях намного отличается от той, что царила в 1811 году. В те времена лицей в своем лице объединял и гимназию и университет, представляя собой школу высшего образования без специализации. Учащимся преподавали российскую, немецкую, французскую, латинскую словесность, математику, физику, историю. И все эти предметы мальчики должны были знать, поскольку считалось, что именно эти знания будут способствовать продвижению по госслужбе.

Лицей являлся интернатом, поскольку учащиеся здесь жили почти безвыездно. Почти 170 лет назад Лицей был вынужден переехать из Пушкина в Петербург на Каменоостровский проспект. И в этом новом виде учебное заведение смогло просуществовать до 1917 года. В 21 веке традицию лицейского образования было решено возродить. В прошлом году колледжу было присвоено название «Императорский Александровский лицей». Для поступления в это учебное заведение не требуют доказательства дворянского происхождения, да и девочек принимают на обучение. Единственно, что осталось неизменным, так это заинтересованность в успеваемости учащихся, где ежегодно вручают премии лучшим студентам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!