Как заставить себя учить русский язык. Насильно английский язык не выучишь

Наверное, принимаясь учить английский язык, вы разрабатываете свой личный план-график, по которому собираетесь это сделать, составляете расписание дня, сотый раз собираясь жить по нему с очередного понедельника. Но самый важный вопрос, который мучит (тут я, думаю не ошибусь, зная по себе), это — о боже, как… как убить в себе это маленькое зловредное животное по имени «лень»? Как заставить себя учить английский язык? И ответ на него кажется таким простым: нужно собрать всю волю в кулак и преодолеть свою вековую инерцию.

Нужно ли заставлять себя учить английский?

Какое-то время вам удается соблюдать график. Но наступает день, и однажды вы говорите себе: «А что если я сегодня пропущу хотя бы один денечек? Ну неужели не наверстаю потом?». Прожитый без английского день оставляет приятные воспоминания, которое фиксируется в сознании, и вот, возобновляя занятие, вы убеждаетесь, что английский язык вдруг стал вызывать непонятное отвращение. Казалось бы отдых должен был придать новый позитивный импульс, ан нет — с первых же минут урока вы опять мечтаете поскорее отдохнуть.

Начинаются комплексы и обвинения себя в безволии. Далее следует наказание самого себя и самоистязание: вы специально наращиваете объем занятия и мотивируете себя: мол покончу сейчас с глаголами, и сразу в награду за это посмотрю кино. Но такая мотивация подходит разве что для детей. Однажды ваше нежелание учить станет непреодолимым ни за какие «прянички», а «порка» самого себя долго продолжаться не может, так как долго не любить и не жалеть себя очень трудно.

Видимо, что-то не так с самого начала. И это «что-то» — ваша неправильная мотивация. Нужно было поставить вопрос: не как заставить себя учить английский, а как полюбить его! Заставлять себя все время нельзя да и не получится.

Конечно, воля — это основа любого начинания. И чтобы начать жить по-новому или осуществить свой проект, без воли все же нельзя. Все-таки нужно намечать график и составлять расписание. Но это должно быть организационным началом и восприниматься так же естественно и без драмы, как, например, чертеж или эскиз перед строительством дома. Да, надо потратить время и «посушить» немного мозги, но когда вы начинаете строить свой собственный дом по вашему проекту, вы перестаете думать о чертежах, а начинаете думать о том, как же хорошо вам будет жить в вашем доме. В нем будет все по вашим рисункам, к вам придут друзья, вы будете пить чай на террасе и вести разговоры.
И вот уже вам хочется самому встать пораньше и бежать на стройку. Каждый воплощенный этап — будь то поднятые стены, положенный паркет, наклеенные обои — доставляет радость. Вы не замечаете, как идет время и можете находиться на стройке часами. Вам интересно и хочется поскорее построить дом.

Поиск мотивации изучения языка

Похожая мотивация обязательно должна быть и когда начинаете учить английский язык. Вы представляете себе, например:

  • как хорошо будет, когда я смогу общаться на английском со своими иностранными друзьями
  • я смогу поехать в любую страну и устроиться на работу и путешествовать по всему миру
  • я буду читать книги, любую новинку с зарубежных сайтов, смотреть «свежие», еще не переведенные фильмы

Если у вас будет мотив, то не будет причины и заставлять себя учить. Каждое новое выученное слово будет доставлять радость, так как оно будет потихоньку приближать к цели.

Можно ли заставлять детей учить английский

Обучение нужно сделать легким и радостным, особенно если это касается детей. Оно должно быть подобным игре. Вам же нравятся игры, так ведь? В них же нет никакого принуждения. Играя в футбол и забивая гол в ворота, вы чувствуете удовольствие и спортивный азарт. Точно такое же удовольствие и азарт появляются, когда учитесь языку: вчерашняя статья вдруг стала понятной, получилось написать первое слово или предложение, посмотреть первый фильм и т. д.

Для детей же такого понятия «заставить учить» нет вообще! Все советы по взятию воли в кулак и самоистязанию для них категорически не подходят — вы должны это помнить

Как научить детей английскому языку, можете посмотреть

Как сделать английский частью жизни

Конечно, никакая игра не происходит без тренировки. Тренировка должна вытекать из самой игры, войти в привычку и стать частью жизни. Как это сделать?

  1. Учите все новые и новые слова, но не путем механического заучивания, а через такие источники, как видеоролики и фильмы. Допустим, посмотрели ролик, и все непонятные слова из него выучили. Фильмы смотрите лучше с английскими субтитрами: в любой момент можно нажать на «стоп», чтобы связать меж собой произносимое на экране с переводом
  2. Выберите для себя интересную книгу или статью, и читайте ее каждый день. Обязательно интересную! Это будет стимулировать запоминание без усилия.
  3. Почаще проверяйте себя:
    • Напишите слово и проверьте, правильно ли написали
    • Выполните упражнение и посмотрите в ответы
    • Сами переведите предложение или текст и проверьте себя через он-лайн переводчик
    • Периодически устраивайте тесты на определение уровня знания английского. Тестирование интересно и является прекрасным стимулом и тренировкой

Итак, вам не нужно заставлять себя учить английский язык, вам нужно его полюбить. А для этого необходимо всего лишь:

  • Задаться правильной мотивацией
  • Учить язык без усилий и азартно, как в игре
  • Сделать английский частью жизни, совмещая полезное с интересным

Ни для кого не секрет, что наилучший эффект дает ежедневное изучение иностранного языка. Но где найти время и как себя заставить?

Сделать рутиной

Чтобы заниматься иностранным языком каждый день, нужно превратить это занятие в рутину – такую же, как чистка зубов и мытье посуды. Превращение в рутину позволит вам не раздумывать каждый день над тем: учить или не учить, перенести на завтра или послезавтра. Просто решите, что занятия иностранным языком – это ваша рутина. И вы должны ее выполнять каждый день.

Привязать к другому делу

Легче всего это сделать, привязав занятия иностранным языком к другому делу. Например, жаворонкам можно возвести иностранный язык в утреннюю рутину, то есть утром вставать, принимать душ, заниматься языком, а потом садиться завтракать. Если вы сова, то лучше привязать занятие к вечерним делам: пришли домой после работы, полчаса отдохнули, потом сели позанимались.

Если дома вечером и так полно дел, то занятие можно привязать к обеденному перерыву. Например, подогрели обед в микроволновке, съели, а оставшиеся полчаса посвятили занятию. Если обед занят выходом в кафе, можно заниматься по дороге на работу. Например, едете полчаса в метро и читаете иностранный текст, учите слова, слушаете аудио.

Подготовить материалы

Чтобы занятие прошло гладко, без сучка и задоринки, нужно, чтобы все материалы были готовы. Если речь идет об электронных материалах, должны быть расставлены закладки. Если вы используете бумажный учебник, то у вас должно быть отмечено, какую часть вы должны пройти сегодня. Если вы учитесь исключительно в транспорте и очередях, сделайте ксерокопии, чтобы не таскать с собой весь учебник. Тогда вы сможете носить с собой максимум по пять листков, и учебник не будет вас напрягать своим весом.

Использовать переходное время

Сколько времени в день мы тратим зря! Даже небольшая часть этого времени позволила бы каждому человеку свободно овладеть иностранным языком. Когда время уходит впустую?

  • ожидания всего на свете;
  • время в пути;
  • пустые разговоры;
  • рэндомный просмотр ТВ (что включил, то и смотрю);
  • самокопание – зачем я так поступила? зачем он так поступил? Почему мы оба не могли быть умнее?
  • беспокойство – сейчас кризис, а вдруг меня уволят?
  • зависание в социальных сетях и компьютерных игрушках и т.д.

Выбирать интересные форматы

Если вы знаете, что «должны» отработать дневную норму, но у вас нет ни сил, ни желания, просто выберите легкий формат усвоения. Например, вы можете воспользоваться языковой игрой, где надо выбирать из ярких карточек, нажимая правильные кнопки. Или вы можете посмотреть интересное кино или эпизод сериала на изучаемом языке. Вы также можете послушать песню и прочитать ее перевод. Все эти занятия тоже связаны с языком и вы можете себе их «засчитать».

Изменить имидж

Со школьных лет занятия кажутся людям скучными, «обязаловкой». Они прочно связаны с необходимостью волевых усилий, которые никак не прикладываются, если человек устал после работы или поссорился с коллегой или испытывает другие проблемы. Но вам под силу изменить имидж занятий и уроков. Ведь теперь вы учитесь для себя, а не потому, что вам нужен школьный аттестат. Поэтому процесс будет максимально гибкий. Все, что вам не по вкусу, не по нраву, вы можете изменить. Не нравится учебник – закрывайте и берите другой. Не подходит какой-то онлайн курс - не беда, в интернете этих курсов полным-полно. Вы абсолютно свободны и время свое вы тратите не потому, что надо, а потому что вы сами этого хотите. Если вам удастся начать иначе относиться к своим занятиям, они перестанут быть для вас тяжелой психологической ношей. Вы будет радоваться тому, что узнали что-то новое, выучили новые выражения, можете выразить свои мысли. Поэтому первое, на чем нужно сконцентрироваться – это на ломке стереотипов, что изучение иностранного языка – это непременно скучно, неинтересно и трудно. Развиваться – это всегда интересно и захватывающе! Так что начинайте прямо сегодня!

Решила я поднять уровень своего образования. Так как сейчас очень часто при приеме на работу требуют знание хотя бы одного иностранного языка, а я еще достаточно молода, чтобы сменить направление деятельности, то и решила, что английский мне точно не повредит. И даже поинтересовалась различными курсами рядом с домом. Но почему-то дальше этой точки дело не сдвинулось. Как можно заставить себя сдвинуться с мертвой точки, и начать уже заниматься уроками?

Виктория (г.Калуга)

Лучшие ответы

В этом деле главное – мотивация. Если дело дальше мёртвой точки не хочет двигаться, значит дело не вовсе в точке опоры, а в том, что кто-то эту точку двигать не хочет.

Перед тем, как начать учить язык нужно поставить себе конкретный вопрос и ясно на него ответить. Вот прямо сейчас просите себя – «зачем мне учить английский язык?». В описании вопроса я вижу, что конкретной цели у Вас нет, как и мотивации. Может быть, эта цель скрывается в словах «сменить направление деятельности»? Но тогда эта цель еще даже толком не определена. Если бы Вы действительно хотели сменить направление своей деятельности, то обучение языку не ограничилось бы просто поиском курсов. Значит, Вас в жизни всё устраивает и без иностранного языка эта самая жизнь не рухнет.

Задумайтесь и решите, а действительно ли оно Вам нужно. Учить язык без любви к нему, без мотивации, без цели – это пустая трата времени и денег. Подобное обучение не принесёт никаких плодов, несмотря на то, сколько бы Вы усилий не прилагали.

Татьяна (психолог)

Есть и другие ответы на этот вопрос. Их вы можете увидеть ниже на странице. А также оставить свой совет или рекомендацию.

Как заставить себя учиться? Что делать, чтобы, наконец, начать приходить на занятия вовремя? Куда девался весь пыл и интерес к учебе? Почему домашние работы не больше чем формальность? – Это не вопросы “двоечника” и не “неудачника”. Это вопросы, с которыми сталкиваются все. Главное в них не в том, что они возникают, а то, как мы реагируем и отвечаем на них. Именно это определяет наши успех или неудачу.

Наша жизнь переживает как эмоциональные взлеты, так и падения. Иногда мы видим в обучении определенно ясный смысл, чуть позже – не видим ничего кроме попросту потраченного времени. Никто не спорит, легко учиться, когда есть желание и энтузиазм, но что делать, когда подобного и близко нет?

В данной статье мы рассмотрим несколько наводящих вопросов и практических советов, направленных на то, как помочь самим себе прояснить свои мотивационные установки и справиться с периодами кажущейся бесполезности или апатии к учебе.

Зачем вам английский?

Это первое, над чем нам нужно задуматься. Несмотря на свою, на первый взгляд, банальность, вопрос предельно важен. Он является основанием для дальнейшего “строительства” учебного процесса. Чтение каких-либо других пунктов этой статьи будет бесполезным, если у нас нет четкой и ясной цели в обучении иностранному языку. Поэтому прежде чем подойти к другим аспектам данного рассуждения, выделите время, задумайтесь над вопросами, представленные ниже, загляните внутрь себя и постарайтесь дать себе честный ответ на каждый из них.

– Что значит для меня знание этого иностранного языка?
– Что я хочу достигнуть?
– Как знание этого языка поможет мне достичь своей основной или большей (предполагается больше, чем сам английский) цели?

Эти вопросы полезны, как в начале обучения, так и в его процессе. Здесь важно уяснить, что изучение , это – средство. Изучение должно иметь четкую и обоснованную причину, а также ясно очерченный контур, т.е. границу. Мы не можем учиться “на всякий случай”, “на будущее” или “для всего”. Желание учиться очень тесно связано с эмоциональной стороной нашей личности. Эмоции, как известно, изменчивы, поэтому полагаться на них в обучении не стоит. Здесь решающую роль должен играть разум, т.е. наш осознанный выбор. Наше решение должно иметь очень прочную рациональную основу, могущую противостоять нашей, иногда ленивой или апатичной, природе. Понимание цели обучения, в данном случае, может сыграть для нас большую роль. Важность цели будет пропорциональна уровню мотивации в обучении. Чем больше важность, тем больше мотивации.

Если мы учимся только потому, что (родители, начальник, приятель, партнер по бизнесу), возможно, нам будет очень сложно мотивировать себя, если у “другого” пропадет это желание. Если мы учимся потому, что так делают все и это “модно”, тогда нам нужно никуда не отходить от этих “мотиваторов”, так как без них прогресс для нас очень сомнителен.

Только та мотивация, которая исходит изнутри , из наших личных желаний и предпочтений – действительно может являться ответом. Будем честны к себе. Какое отношение имеет английский к осуществлению моей основной цели? Прямое или косвенное? Если последнее, то не существует ли другого способа достижения цели? Другими словами, насколько хорошо я должен владеть английским, для того чтобы приблизиться к тому, что для меня является смыслом всей жизни? Достаточно ли для меня простое ознакомление с основами языка, так как основной мой интерес лежит за пределами данной области изучения, или же я хочу посвятить остаток своей жизни лингвистике и грамматике английской речи?

Возможно, ответ для нас более чем очевиден, нам все же стоит озвучить его для себя, или даже записать. Я, как никто другой, должен знать, что без английского мне не достичь своих целей. Итак, определите цель, назовите её (т.е. озвучьте), напишите и запомните. Именно это небольшое предложение, которое у вас получилось, будет основой и движущей силой в вашем обучении.

Управляйте!

Как только мы определили, как английский поможет вам в достижении нашей основной цели, нам следует перейти к другому, так же важному вопросу: в течение какого времени мне необходимо освоить язык до желаемого уровня?

Будьте реалистичны. Если вы начинаете обучение с “нуля”, не стоит настраиваться на большой успех в короткие сроки, и думать, что через пол года вы будете свободно разговаривать с прохожими в британском местечке Виллстрит. Свободного владения языком не стоит ожидать ранее трех лет общего обучения (с учетом 4 часов занятий в классе в неделю). Большие цели не достигаются маленькими усилиями. Эдвард Андерсен, предполагал, что те учащиеся, которые достигают больших результатов, ставят для себя большие цели, а те, кто ставит перед собой маленькие цели, соответственно, приходили к меньшим результатам. После небольшого исследования он обнаружил совершенно противоположные данные. Оказалось, что большинство из тех, кто не достигал большого успеха в учебе, ставили перед собой великие цели, а те, кто был успешен, определяли цели, которые были чуть больше их возможностей. Иногда нам хочется все сразу, или ничего вообще. Второе достичь очень просто, первого же нам не видеть как … “свою макушку без зеркала”. Здесь должен быть выработан некоторый баланс.

Цели не должны быть маленькими, иначе мы не будем достаточно мотивированы. Они так же не должны быть слишком большими, чтобы мы знали, что мы МОЖЕМ их достигнуть, и, таким образом, опять же, были мотивированными.

Для сохранения должного уровня мотивации вам необходимо держать процесс обучения “под контролем”. Часть проблемы обычно решается преподавателем. Весь курс обучения разбивается на несколько этапов. Вся программа делится на 6 уровней. Естественно, никто не учится на всех уровнях сразу. После определения нашего багажа знаний и зачисления на курс обучения мы начинаем работать с определенным материалом, по программе, которая так же делится на ряд тем (от 10 до 18 юнитов). Таким образом, наша большая задача делится на ряд маленьких. Наше внимание должно быть направлено на выполнение вот этих “маленьких” задач в поставленные сроки. Не думать “пройти весь уровень за три месяца”, но выполнить то небольшое домашнее задание с ясным пониманием и уверенным владением материала.

Нам так же важно следить за своим вниманием во время работы. Нам необходимо научиться работать на результат, а не работать, потому что так надо или мы для себя так для себя решили. Не стоит полагать, что пассивное следование процессу обучения обеспечит нам блестящее владение языком. Ставьте перед собой конкретные цели, а так же сроки на их выполнение. Знайте свой темп. Если вы читаете обычную страницу несложного текста (2,000 символов) в течение 20 минут. Определяйте их для себя и заканчивайте чтение не позднее 20 минут. Точно так же с изучением новых слов. Если вы знаете что можете выучить 20 слов за 10 минут, не сбавляйте свой темп.

Разбивайте сложные задачи на несколько простых. Сосредотачивайтесь на одной задаче в одно время. Большинство из нас “однофункциональны”. Поэтому для большей эффективности затрачиваемого времени на обучение не стоит включать телевизор, слушать громкую музыку, разговаривать с друзьями, рисовать, играть в компьютерные игры и т.д. Это сохранит от рассеивания вашего внимания и предаст уверенности после успешного завершения задания.

Не пропускайте занятий. Чем больше вы пропускаете, тем больше вы отстаете. И вы это чувствуете. Когда вам задается на уроке вопрос, и вы не можете на него ответить, у вас возникают негативные чувства. Естественно, мы невольно, даже на неосознанном уровне, стремимся избежать подобных чувств и ищем предлога не идти на урок. В этом кроется большая опасность, так как если мы вовремя не опомнимся, на занятия потом приходить уже не будет смысла. Приходите на уроки в любом случае! Даже, если вы делаете ошибки и многое не понимаете, вы в классе не для того чтобы блистать своими знаниями. Вы в классе, чтобы делать ошибки и исправлять их. Если вы не сделали домашнее задание, вам все равно необходимо придти на уроки. Приходя на занятия, вы помещаете себя в благоприятную для обучения среду, которая будет способствовать вашему прогрессу.

Старайтесь сделать для себя задачу умеренно сложной. Если домашнее задание для вас показалось простым, во-первых, скажите об этом своему преподавателю, во-вторых, примените творческий подход, подумайте, как вы могли бы применить полученные знания в жизни. Нужно согласиться, в обоих случаях, если задание является слишком легким или слишком сложным, мы скорее будем чувствовать себя демотивированными. Обучение должно быть немного тяжелым, но все еще возможным для успешного выполнения.

Следующее, знайте свои сроки. У всех нас “только” 168 часов в неделе, независимо, кто мы, чем мы обладаем, или что мы делаем. Нам нужно знать, на что и сколько времени мы можем уделять. Поэтому точно определите, когда и сколько вы будете изучать предмет. Я знаю, все это рассуждение со всеми правилами, уже навевает скуку, не говоря уже о попытке воплотить это в жизнь. Особенно это относится к творческим личностям. Конечно, нам нужно оставлять время для отдыха, непредвиденных ситуаций, некоторой незапланированности или спонтанности. Жизнь должна иметь свои краски. Тем не менее, если отложить какую-либо последовательность вообще, мы можем оказаться у “пустого корыта” и винить преподавателя за то, что он/она не был(а) достаточно суров(а) или себя, что небыли хорошо организованы.

Знайте, в какое время суток обучение для вас более эффективное. Если предмет дается вам с трудом, не откладывайте самостоятельные занятия на конец дня, когда вы уже ничего не способны понять, слишком уставшие и вам уже ничего не хочется, не говоря уже о языке. Делайте первым более сложную и менее любимую работу, а затем вознаграждайте себя тем, что вам больше по душе (мороженое, просмотр хорошего фильма и т.д.). Научитесь разбивать сложные темы на ряд простых. Начинайте работу с более сложных заданий, затем переходите к легким.

На занятия в классе приходите подготовленными. Иногда приходится перестраиваться с родной речи на иностранный язык. Забегайте наперед и читайте в учебнике материал, который вы еще только собираетесь проходить в классе. Постарайтесь получить хотя бы общее представление о теме, подумайте какие слова, фразы или целые разделы вам будут не понятны, сосредоточьте свое внимание на них, подумайте, как бы вы задали вопрос или участвовали в беседе.

Управление поможет нам держать свое обучение под контролем, достигать конкретных целей в рамках определенного времени, и таким образом, видеть свой постепенный и целенаправленный успех, что, как хлеб, важно для поддержки своей мотивации.

Конец первой части статьи.

Я все чаще слышу от людей фразу, что «вот найду время и выучу английский! А сейчас дела, дела…»

У меня такое с фитнесом. Я вообще по идее хочу им заниматься, но как-то каждый раз когда я собираю сумку в спортзал возникает непреодолимая причина туда не идти. Мои любимые отговорки звучат так:
1. Мне потом на работу, я же устану и не смогу работать.
2. Ой, уже времени много! Пока я дойду, переоденусь, побегаю… уже и заниматься будет некогда! Пойду завтра.
3. Ууууу… голова что-то начинает болеть.
4. Кажется, дождь начинается.. =)
5. Мне кучу всего нужно сделать, если я сейчас пойду в спортзал - я не успею все сделать и потом очень поздно лягу а мне завтра рано вставать.

Знакомо?
Тогда эта статья для вас.

Прежде всего:
If it is important, you will find a way. If not - you will find an excuse.
Поймите - для вас действительно важно выучить английский? Если да - вы найдете способ.

Отговорка
У меня нет времени.

Что делать
Запишите поминутно 1 типичный день из вашей жизни. Проанализируйте, где в нем есть время,
которое вы можете посвятить английскому. Возможно, вы можете более рационально использовать время в тренажерном зале, в маршрутке, на кофе брейке, пока вы ждете ребенка на кружках?

Например, я знаю, что 40 минут в день провожу в метро, но я не могу в метро ничего слушать, так как слишком громко шумит поезд. Поэтому я читаю.

Вы можете в это время читать и разбирать задания и тексты из workbook, можно уделить это время чтению какой-то интересной книги. А то, что вам неудобно посмотреть новые слова из книги вам только на руку - ведь нужно учиться понимать слова из контекста!

Отговорка

Мне нужно еще много всего сделать.

Что делать

Правильно расставляйте приоритеты.
Вы же английский не просто «ради прикола» учите, правильно? Ведь он же вам зачем-то нужен. Вспомните, зачем. Эта причина менее важна, чем то, что вам нужно сделать прямо сейчас? Если нет, то все же найдите немного времени.

Наш мозг тоже любит расслабляться. Заодно и то же время можно успеть разное количество вещей в зависимости от того, сколько их нужно сделать. Проверено =)

А еще можете попробовать так - поставьте будильник на 15 минут, и в течение этих пятнадцати минут занимайтесь ТОЛЬКО одним делом (без соц. сетей, без телефона, только одним). Вы удивитесь, сколько успеете сделать за этот короткий срок!

Отговорка

Надо убрать в квартире.

Что делать

Начните делать домашнее задание. Хотя бы прочитайте те предложения, которые вам нужно перевести. Или просмотрите, что было на прошлом уроке. Потом смело приступайте к уборке.
Пока вы будете убирать, ваш мозг будет обрабатывать ту информацию, которую вы ему только что подкинули. И когда вы наконец сядете после уборки за домашку, ваш мозг будет в полной боевой готовности. Вам не нужно будет тратить дополнительное время на адаптацию и вспоминание темы, ведь вы уже это сделали!

Отговорка

Когда я начинаю переводить слова, там столько значений, не знаю какое выбрать, учу все, а на это уходит так много времени, что не успеваю ничего другого.

Что делать

Во-первых, не нужно учить ВСЕ значения каждого слова. У вас на занятии был какой-то контекст, верно? И для каждого слова вам на данном этапе нужно то значение, которое подходит данному контексту.

Попробуйте разные методики изучения слов. Возможно вы используете наименее эффективную для вас методику!

Если тема непонятна, возможно на эту тему будет спецкурс, запишитесь на него.
Ну а если совсем непонятно, всегда можно записаться на занятие по skype или спросить в нашем



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!