Литературная мистификация XIX века. Прутков на военной службе

Козьма Прутков - уникальное явление не только для русской, но и для мировой литературы. Существуют вымышленные герои, которым ставят памятники, открывают в домах, где они «жили», музеи, но ни у одного из них не было собственной биографии, собрания сочинений, критиков их творчества и приверженцев.

Афоризмы Козьмы Пруткова печатали в таких известных в 19 веке печатных изданиях, как «Современник», «Искра» и «Развлечение». Многие известные литераторы того времени верили, что это реальный человек.

«Опекуны» героя

Козьма Прутков появился благодаря совместной шалости братьев Жемчужниковых, Алексея, Владимира и Александра, и графа Алексея Толстого. Братья Жемчужниковы происходили из старинного русского рода, в котором были воеводы, стольники и сенаторы. и Владимир были поэтами, а их брат Лев - известным художником и гравером.

Алексей Константинович Толстой - известный русский писатель, драматург и поэт. Козьма Прутков, цитаты и афоризмы которого были любимы многими их современниками, возник благодаря провалу пьесы, написанной в соавторстве Толстым и Алексеем Жемчужниковым. Присутствовавший на представлении Николай I остался недоволен, пьесу сняли с репертуара, а в отместку братья начали писать на угодных царю поэтов пародии под именем Козьмы Пруткова.

Постепенно напечатанных в различных изданиях от имени Пруткова сочинений стало так много, что творцам пришлось дать ему не только биографию, но и внешность. Таким образом, они становятся покровителями и советчиками созданного ими графомана.

Биография Козьмы Пруткова

Получившие известность в литературных кругах афоризмы Козьмы Пруткова, стали основной причиной того, чтобы их автор обрел свое лицо. Представленный в 1854 году братьями Жемчужниковыми и Толстым Прутков, по их словам, родился 11 апреля 1803 года в деревеньке Тентелевой. У него даже было собственное небольшое поместье Пустынька, что неподалеку от станции Саблино.

В 17 лет будущий графоман поступил на военную службу в гусарский полк, в котором прослужил чуть больше 2 лет. После того как ушел в отставку, Козьма поступил на службу в Пробирную Палатку, где сделал успешную карьеру.

Умер Прутков 13.01.1863 года вследствие нервного удара, который настиг его на службе в директорском кабинете.

Прутков на военной службе

Военные афоризмы Козьмы Пруткова возникли на фоне его воспоминаний о военной службе, которая закончилась весьма скоропалительно. Причиной ухода в 1823 году из полка стал сон, который приснился молодому гусару в ночь на его день рождения 11 апреля.

Снился Козьме голый бригадный генерал, велевший ему встать и идти за ним. После блужданий по темным коридорам генерал вывел молодого гусара к склепу на вершине горы, из которого стал доставать дорогие материи и показывать ему. После того как бригадный генерал провел одной из материй по телу Пруткова, его ударил ток, и он проснулся.

Несмотря на то, что сон случился после сильной попойки, он произвел на Козьму настолько неизгладимое впечатление, что тот подал в отставку.

Благодаря этой короткой службе читатели смогли познакомиться с его "выдающимися" мыслями об армии:

  • «Строя солдатам новые шинели, помни, что они пили и ели».
  • «Пусть будет целью солдатской амбиции точная подгонка амуниции».
  • «Хочешь быть красивым, поступи в гусары» и многие другие.

Карьера на гражданской службе

Козьма Прутков, цитаты и афоризмы которого имели несомненный успех у публики, сделал блестящую карьеру не только на литературном поприще.

Начальство к молодому служащему Пробирной Палатки относилось весьма благосклонно, так как замечали за ним рвение к работе, за что поощряли и награждали его. Таланты Козьмы позволили ему пройти путь от простого служащего до высочайшего гражданского чина статского советника и получения не только должности директора Пробирной Палатки, но и ордена св. Станислава 1-й степени.

Афоризмы Козьмы Пруткова о государственной службе не менее глубоки, чем о военной стезе. «Только в государственной службе познаешь истину», - искренне верит он. «Не будь портных, как различил бы ты служебные ведомства?» - вот вопрос, жизненно важный для каждого чиновника.

Друзья горе-автора и его литературные опекуны Толстой и Жемчужниковы поощряли своего подопечного издавать свои произведения. Так, на свет появилась книга «Мысли и афоризмы» Козьмы Пруткова, в которой собраны его высказывания о жизни, любви и многом другом.

Литературная карьера

Первым литературным опытом нового графомана стала его пьеса «Фантазия», постановка которой провалилась в присутствии августейшей особы. Обескураженный этим, Прутков хотел бросить литературные занятия, но друзья уговорили его продолжать писать и были правы.

Философские афоризмы Козьмы Пруткова («Никто не обнимет необъятного», например) сникали ему славу мудрого человека, который глубоко видит суть вещей. Интересно, что многие читатели «Современника» воспринимали автора афоризмов, басен и сатирических стихов как реально существующую личность. У Пруткова были даже свои критики и почитатели. Так, Достоевский долгое время воспринимал его как горе-творца плохих стихов.

Не только афоризмы Козьмы Пруткова, но и его басни, стихи, романсы и проза легли в основу собрания сочинений автора. Книги не только были изданы и имели успех у читателей, живущих в его время, но и после его смерти их переиздавали, а высказывания использовали, чтобы слыть умными и образованными людьми.

О любви

Афоризмы Козьмы Пруткова про любовь показали его истинное отношение к женщине, любви и браку:

На самом деле многие высказывания Козьмы Пруткова, несмотря на его ограниченный ум, достойны внимания. Не имея собственной семьи, он все свое время посвящал службе, написанию стихов и своим друзьям.

Сослуживцы его ценили, товарищи по перу и родственники любили, начальство относилось с симпатией, этого было вполне достаточно, чтобы соответствовать своему афоризму: «Хочешь быть счастливым, будь им».

Другие его выражения начали применять в повседневной жизни как иносказательные просторечия. Фразу «Если у тебя есть фонтан, заткни его» стали произносить как «Заткни фонтан», что означало «замолчи».

Афоризмы Козьмы Пруткова и их значение вызывали у читателей смех, так как являлись показателем глупости и самоуверенности напыщенного графомана, считающего свои высказывания достойными мудрости древних философов: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе».

Портрет Пруткова

Благодаря стараниям братьев Жемчужниковых и Алексея Толстого их вымышленный герой обрел не только славу графомана и биографию, но и личность. Лев Жемчужников с его друзьями-живописцами были приглашены Прутковым для написания портрета «великого» литератора, пожелавшего издать с ним собрание своих сочинений.

Так появился знаменитый образ, переданный настолько реалистично, что заказчик лестно отзывался о художниках. Они изобразили и его кудри с проседью, и бородавки, и даже пластырь на шее, где был порез от бритвы.

По просьбе Козьмы Пруткова живописцы поместили под портретом лиру с исходящими из нее лучами. Хотя литературная деятельность сего героя длилась всего 5 лет, он оставил заметный след в русской литературе, а его знаменитые «Мысли и афоризмы» печатались и цитировались спустя многие годы после его смерти.

Творчество Пруткова сегодня

Сегодня наиболее известны 10 афоризмов Козьмы Пруткова, которые стали обычными фразами в повседневной жизни. Среди них наибольшую популярность имеют «Бди!» и «Смотри в корень!». Часто люди, произнося их, даже не знают, кто их автор.

Феномен Козьмы Пруткова остается непревзойденным, так как больше в мировой литературе не появлялся герой, имеющий собственные собрания сочинений и жизнь.

Тимофеева Алёна

В начале 50-х годов «родился» Козьма Прутков - автор стихов, басен, эпиграмм, пародий, пьесок, афоризмов, исторических анекдотов. Это загадочная личность , ведь не каждый способен посмеяться над собой и «выставить» свой портрет на обозрение общества. Кто такой Козьма Прутков? Что стало причиной возникновения его собраний, точных, колких, задевающих за живое?

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 6

с углублённым изучением отдельных предметов

города Ставрополя

Название работы «Кто такой Козьма Прутков?»

Руководитель: Мостакова Наталья Владимировна

2008

План

Введение

  1. Авторы Козьмы Пруткова
  2. Своеобразие творчества

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение

В начале 50-х годов «родился» Козьма Прутков - автор стихов, басен, эпиграмм, пародий, пьесок, афоризмов, исторических анекдотов.

Один из сборников Козьмы Пруткова открывается таким стихотворением:

Мой портрет

Когда в толпе ты встретишь человека, который наг;*

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Неровен шаг;

Кого власы подъяты в беспорядке;

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке, -

Знай: это я!

Кого язвят со злостью вечно новой,

Из рода в род;

С кого толпа венец его лавровый

Безумно рвет;

Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, -

Знай: это я!..

В груди - змея!

Меня заинтересовала эта личность, ведь не каждый способен посмеяться над собой и «выставить» свой портрет на обозрение общества. Кто такой Козьма Прутков? Что стало причиной возникновения его собраний, точных, колких, задевающих за живое?

Цель работы:

Выявить причины возникновения писателя Козьмы Пруткова и его произведений;

Определить основные грани творчества Козьмы Пруткова;

Отметить роль произведений Козьмы Пруткова в истории русской литературы.

  1. Личность Козьмы Пруткова – правда и вымысел

Биографический очерк, помещенный в первом собрании сочинений Козьмы Пруткова и перепечатанный во всех дальнейших, дает следующие основные сведения о жизни поэта.

Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года. В 1820 году он был принят в один из лучших гусарских полков, но прослужил в нем лишь два с небольшим года. В военную службу он вступил «только для мундира» и, выйдя в 1823 году в отставку, тогда же определился на гражданскую службу по министерству финансов - в Пробирную палатку. Здесь он прослужил сорок лет, до самой своей смерти.

Писателем Козьма Прутков стал в очень немолодом уже возрасте - в исходе пятого десятка. Он дебютировал в 1850 году комедией «Фантазия», поставленной на сцене императорского Александрийского театра, в следующем году он анонимно напечатал свои первые стихотворения. Затем талант его быстро развернулся. С 1854 года Прутков стал печататься под своим именем. В этом году и затем в 1860-м в журнале «Современник» были напечатаны все его основные произведения, относящиеся к разнообразным жанрам: Прутков писал стихотворения, афоризмы, исторические анекдоты, драматические произведения.

Умер Козьма Прутков 13 января 1863 года в звании директора. Пробирной палатки, имея чин действительного статского советника.

Все эти сведения, за исключением библиографических указаний, вымышлены. Изложенные выше события на самом деле не происходили. Вымышлен и самый объект биографии. Директор Пробирной палатки Козьма Петрович Прутков в действительности никогда не существовал. Эта личность со всем ее жизненным и творческим путем, с резко очерченными особенностями внешности и характера - такой же плод художественного вымысла, как и произведения Козьмы Пруткова. Жизнь и творчество этого писателя - художественное целое, единое по замыслу и выполнению.

Козьма Прутков - псевдоним, развившийся в самостоятельное лицо, в «авторскую маску». Такие «авторские маски» привились в русской литературе именно с легкой руки Козьмы Пруткова.

Цельность личности и творчества Козьмы Пруткова не уменьшилась оттого, что тут сотрудничало несколько авторов, каждый из которых, конечно, вносил свои художественные устремления и особенности своего таланта, расширяя тем самым творческий диапазон вымышленного поэта. Образ Козьмы Пруткова настолько скрепил произведения этих авторов, что возник единственный в русской литературе случай, когда вымышленный автор-герой стал в один ряд с реальными писателями.

Сочинения Козьмы Пруткова не разбиваются на произведения отдельных авторов, а издаются и изучаются как творческое наследие одного автора. Правда, разнести сочинения Пруткова по отдельным авторам до конца и невозможно, так как часть произведений написана сообща.

А.К.Толстой и его двоюродные брать Жемчужниковы являются создателями Козьмы Пруткова – вымышленного автора, от имени которого три поэта коллективно выступали с сатирическими выступлениями произведениями.

Алексей Михайлович Жемчужников (1821-1908). Вне Пруткова его многолетняя литературная деятельность имеет в истории русской поэзии довольно скромное значение. Он писал пейзажные и любовные стихи, но не обладал достаточным лиризмом и сосредоточился преимущественно на «гражданской» поэзии. Его основная творческая активность приходится на время, гораздо более позднее, чем деятельность Козьмы Пруткова, - на 70-90-е годы. В 40-е годы он, по утверждению П. П. Семенова-Тян-Шанского, посещал кружок Петрашевского.

Владимир Михайлович Жемчужников (1830-1884) вне Пруткова никак не проявил себя в литературе. Между тем это, собственно говоря, центральная фигура прутковского триумвирата. По количеству принадлежащих ему произведений Козьмы Пруткова Владимир Жемчужников стоит на первом месте. Он же был организатором и редактором публикаций Козьмы Пруткова, подготовил «Полное собрание сочинений» и написал «Биографические сведения».

В. Жемчужников был вхож в редакцию «Современника»; судя по материалам жандармских наблюдений, неоднократно бывал у Чернышевского. В сохранившейся конторской книге «Современника» 1860 года указано, что гонорар за прутковские материалы выдан Жемчужникову «чрез Чернышевского».

В «Биографических сведениях о Козьме Пруткове» признается участие в литературном наследии Пруткова еще одного Жемчужникова - Александра Михайловича (1826-1896), но в строго ограниченном объеме: указывается, что он участвовал в сочинении трех басен и двух комедий.

Из создателей Козьмы Пруткова наиболее известен Алексей Константинович Толстой (1817-1875). Видный лирик, стихи которого широко известны до сих пор, особенно благодаря тому, что чуть не половина их положена на музыку Чайковским и Римским-Корсаковым, выдающийся драматург, пьеса которого «Царь Федор Иоаннович» прославлена постановкою МХАТа, Алексей Толстой в то же время и блестящий сатирик. В особенности замечательна его поэма «Сон Попова» - одна из лучших сатир на жестокую и лицемерную бюрократию и полицию русского царизма.

Алексей Толстой ко времени создания Козьмы Пруткова имел уже пятнадцатилетний опыт самого разнузданного балагурства на бумаге. Его письма 30-х годов - это какой-то поток дурашливости, в которой многое, за неизвестностью реалий, совершенно нам непонятно. Местами появляются забавные куплеты, пародии, умышленно нелепые баллады.

Алексея Толстого, как и его кузенов, увлекал комизм нелепости. Можно себе представить, каков был в молодости этот зуд зубоскальства, если в старости А. Толстой мог начать письмо чем-нибудь вроде:

Желтобрюхого Гаврила

Обливали молоком,

А Маланья говорила:

Он мне вовсе незнаком!

Неприязнь к деспотизму и бюрократизму вообще характерна для Алексея Толстого, но в ней нет ничего революционного. Алексей Толстой враждебен идее революционного переворота; его оппозиционность в отношении властей носит в значительной степени характер аристократического фрондерства против обезличивающего деспотизма и всесилия чиновничества.

«Козьма Прутков» творился в привольной обстановке дворянского семейного быта. Братья Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой были баловни судьбы: красавцы и силачи, веселые, богатые, прекрасно образованные, с большими придворными, великосветскими и сановными связями, блестящие остроумцы и даровитые поэты.

Жизнь била в них ключом и в затхлой атмосфере николаевского царствования прорывалась в задорных выдумках и дерзких шалостях. В этих шалостях особенно отличался Александр Жемчужников - неистощимый забавник с необычайным даром имитатора. Многочисленные анекдоты о проделках Жемчужниковых, сохраненные мемуаристами, относятся главным образом к нему. Приведу несколько таких анекдотов.

Наступив в театре нарочно на ногу одному высокопоставленному лицу, Жемчужников затем каждый приемный день являлся к нему с извинениями, пока рассвирепевший сановник его не выгнал.

Министр финансов Вронченко ежедневно в девять часов утра гулял по Дворцовой набережной. Жемчужников, незнакомый с министром, стал каждое утро проходить мимо него и, приподнимая шляпу, приветствовал его словами: «Министр финансов - пружина деятельности». Вронченко, наконец, пожаловался петербургскому обер-полицмейстеру Галахову, и Жемчужникову под страхом высылки из столицы было предписано, впредь, министра не беспокоить.

Трудно сказать, что правда, что вымысел в этих рассказах, но «прутковский» дух в них чувствуется. Все казенное, все официальное, признанное возвышенным и почтенным, возбуждало в создателях Пруткова злую и шаловливую иронию.

В круг подобных проказ и выдумок входили и литературные шалости веселых братьев. Вот одна из них:

Думы и наблюдения

При борще или при щах

Завершает редко пир

Бланманже.

Воин, бывший на часах,

Отдыхает, сняв мундир,

В неглиже.

Жемчуг в нитках и вещах

Покупает ювелир

Фаберже.

Алексей Жемчужников был мастером комических записок, посвящений, альбомных стихов. Рукопись заставляет думать, что известное стихотворение Козьмы Пруткова «В альбом NN» первоначально было написано Алексеем Жемчужниковым от своего лица в альбом какой-то даме, а затем уже перешло в литературную собственность Козьмы Пруткова.

Младшие братья тоже рано ступили на стезю зубоскальства, проложенную старшими. Александр буффонил в стихах и прозе, как и в жизни. Нелепые басни - видный жанр в творчестве Козьмы Пруткова - начал культивировать он. На копиях некоторых произведений Александра, попавших в печать с именем Козьмы Пруткова, но не включенных в собрание его сочинений, имеется одинаковая пометка редактора собрания Владимира Жемчужникова: «Глупость Сашенькина!». Сколько, вероятно, было написано таких «глупостей», прежде чем возникла идея «Козьмы Пруткова»!

Младший брат Владимир был по преимуществу пародистом. У него был замечательный дар художественной имитации. Он легко и тонко высмеивал манеру любого поэта, соперничая с Алексеем Толстым. Этим двум авторам в основном принадлежат пародии Козьмы Пруткова. Судя по датам произведений, на которые направлено жало пародий, часть этих пародий едва ли не относится еще к 40-м годам.

В 1851 году Алексей Толстой и Алексей Жемчужников впервые вышли со своими шутками из интимной среды на арену публичности. Написав вдвоем одноактный водевиль «Фантазия», они поставили его не на «домашнем театре», а на Александрийской сцене.

Когда впоследствии возник Козьма Прутков, ему задним числом приписали эту пьесу, обозначенную на театральной афише как «Сочинение Y и Z». «Фантазия» - насмешка над убожеством тогдашнего комедийного репертуара. Печатая впервые «Фантазию» в 1884 году в первом собрании сочинений Козьмы Пруткова, В. Жемчужников необычайно обогатил текст комедии, приведя в подстрочных сносках все исправления цензора. Получился как бы удвоенный Козьма Прутков: Прутков вверху и внизу, Прутков, процензурованный Прутковым.

3. Своеобразие творчества Козьмы Пруткова

С самого зарождения идеи «Козьмы Пруткова» лучшей формой публикации его произведений представлялось собрание сочинений. Ведь идея состояла именно в том, чтобы писать от одного лица, «способного во всех родах творчества» и притом наделенного рядом комических черт. Но этот замысел мог доходить до читателя лишь при сопоставлении ряда произведений Пруткова. Поэтому с самого начала литературной деятельности Козьмы Пруткова перед его создателями встал вопрос о собрании сочинений.

Портрет Козьмы Пруткова, опубликованный лишь при собрании сочинений 1884 года, был, видимо, хорошо известен в литературном кругу. Согласно этому портрету описывает наружность Кузьмы Пруткова А. В. Дружинин в «Заметках петербургского туриста» («С.-Петербургские ведомости», 1856, № 431, 22 февраля). По этому портрету дан облик Кузьмы Пруткова и в карикатуре Н. А. Степанова в «Искре» (1860, № 43 ). )

«Полное собрание сочинений» было издано только через тридцать лет, хотя оно анонсировалось и при публикация «Пуха и перьев» в «Свистке»* и в некрологе 1863 года и хотя видные писатели говорили о необходимости его выпуска. Так, в том же 1863 году Ф. М. Достоевский писал в «Зимних заметках о летних впечатлениях»: «Есть у нас теперь один замечательнейший писатель, краса нашего времени, некто Козьма Прутков. Весь недостаток его состоит в непостижимой скромности: до сих пор не издал еще полного собрания своих сочинений».

Козьма Прутков понят как типичный представитель эпохи Николая I, как «сын своего времени, отличавшегося самоуверенностью и неуважением препятствий».

«Полное собрание сочинений» имело неожиданный для авторов и издателя успех. Выпущенное небольшим тиражом (600 экземпляров), оно сразу разошлось, и в следующем году было переиздано в 2000 экземпляров. С тех пор оно постоянно переиздавалось. В 1916 году вышло двенадцатое издание. В советские годы много раз издавались собрания сочинений Козьмы Пруткова, дополненные материалами, не входившими в дореволюционные издания.

Со времени первого собрания сочинений слава Козьмы Пруткова стала нерушимой. Козьма Прутков вошел в обиход русского читателя, завоевал репутацию классика без всякой критической указки, ибо ни один сколько-нибудь значительный русский критик не писал о нем. Особенно известны афоризмы Козьмы Пруткова. Они постоянно цитируются и многие употребляются как пословицы.

«Гони природу в дверь, она влетит в окно». (Н.М.Карамзин)

В числе шуточных афоризмов Козьмы Пруткова имеется перифраза этой поговорки: «гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно» (1860). И действительно, если человек любит, то, как бы он не пытался спрятаться от этого чувства, «закрыть двери и окна», оно все равно будет рядом, ведь оно живет в его душе, внутри и от него не избавиться.

«Заткни фонтан!»

Сокращенная редакция шуточного афоризма из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его: ай отдохнуть и фонтану». Употребляется в значении: замолчи.

«Никто не обнимет необъятного».

Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова (1854).Человек часто в своей речи употребляет словосочетание «объять необъятное», но не задумывается, что такое невозможно; но можно понимать это выражение по-другому: ты настолько силен, что тебе дано сотворить невозможное, и эта возможность есть у каждого, только к этому необходимо стремиться; либо: для каждого есть свое «необъятное», которого он может достичь.

«Смотри в корень!»

Афоризм Козьмы Пруткова. Для того чтобы понять обращать внимание на те качества, которые заложены в основе.

«Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Название водевиля (1844) С.Соловьева, использованного как афоризм в плодах раздумий (18540) Козьмы Пруткова.

Тем самым можно судить о том, что авторы не только сочиняли сами, но тщательно анализировали слова и фразы других людей, переделывали их либо цитировали в сборниках Козьмы Пруткова. Авторы были очень наблюдательны, и порой замечали то, что не задевало и оставляло равнодушными остальных.

Козьма Прутков был задуман прежде всего как поэт. Впервые выступив под своим именем, он сразу внушил публике представление о себе как о поэте-пародисте: «Я поэт, поэт даровитый! Я в этом убедился; убедился, читая других: если они поэты, так и я тоже!..».

Итак, Козьма Прутков для современников был, прежде всего, автором пародий на поэтов.

Козьма Прутков не упускает ни одного из стандартов романтизма - прежде всего, конечно, разочарования, мировой скорби, презрения к толпе, гордого обособления. Подобно всем ходовым байроническим героям, байронический герой Козьмы Пруткова - человек с неведомой биографией, с непонятными целями и с мучительными, но не раскрываемыми тайнами:

Ты к кому спешишь на встречу,

Путник гордый и немой?»

- «Никому я не отвечу:

Тайна то души больной!

Уж давно я тайну эту

Хороню в груди своей,

И бесчувственному свету

Не открою тайны сей. («Путник»)

Козьма Прутков любит накинуть чайльд-гарольдов плащ, «обнять грозное страданье», порисоваться презрительно-спокойным видом, скрывающим измученное, увядшее сердце:

В моих устах спокойная улыбка,

В груди - змея! («Мой портрет»)

Козьма Прутков отдает теме «величия поэта» обильную дань. Он преисполнен сознанием избранности и презрением к ничтожной толпе, высоко над которой стоит поэт:

Клейми, клейми, толпа, в чаду сует всечасных,

Из низкой зависти, мой громоносный стих:

Тебе не устрашить питомца муз прекрасных,

Тебе не сокрушить треножников златых!..

Озлилась ты?! так зри ж, каким огнем презренья,

Какою гордостью горит мой ярый взор,

Как смело черпаю я в море вдохновенья

Свинцовый стих тебе в позор! («К толпе»)

Теме поэта посвящено замечательное стихотворение Пруткова «Мой сон». Это своеобразная «синтетическая» пародия на три стихотворения Хомякова*. Стихи Хомякова-любомудра говорят о значении поэта, утоляющего жажду смертных понять «тайный глас природы» и слиться духом с «мировой душой». Хомяков говорит о поэте вообще. Козьма Прутков - о конкретном поэте, о себе самом. Стиху Хомякова:

Я видел сон, что будто я певец...

в прутковской пародии соответствует стих:

И снилося мне, что я тот певец**.

Вместо особого значения поэта, проникающего в глубину людских сердец и в душу мироздания, воспевается значение Козьмы Петровича Пруткова, весьма довольного привилегиями славы и власти, присвоенными ему по званию поэта.

Козьма Прутков также видит во сне свою смерть и бессмертие, но последнее представляется ему в образах посмертных почестей на земле и в среде небожителей. Козьма Петрович так тешится посмертной славой, что не хочет и возвращаться к жизни:

Но - ах! - я проснулся, к несчастью, живой,

Здоровый!

Этот финал - «к несчастью, живой, здоровый» - апофеоз нелепой оторванности поэзии от жизни, возникающей на почве эстетизации оторванного от своих идейных истоков искусства.

В стихах Пруткова разоблачены позерство и ложно-величавая торжественность «антологистов». Взять хотя бы реплики в «Споре древних греческих философов об изящном»:

Клефистон (самоуверенно )

Свесть не могу очарованных глаз

С формы изящной котурна.

Стиф (со спокойным торжеством и с сознанием своего достоинства )

После прогулок моих утомясь,

Я опираюсь на урну.

В замечательном стихотворении Козьмы Пруткова «Письмо из Коринфа» (пародирующем «Письмо» Щербины) построфно проходят все типовые темы «антологического рода», прекрасные предметы античного мира:

Я недавно приехал в Коринф.

Вот ступени, а вот колоннада.

Я люблю здешних мраморных нимф

И истмийского шум водопада.

Наслаждение эстетическим созерцанием:

Целый день я на солнце сижу.

Трусь елеем вокруг поясницы.

Между камней паросских слежу

За извивом слепой медяницы.

Культ «Красоты»:

Померанцы растут предо мной,

И на них в упоеньи гляжу я.

Дорог мне вожделенный покой.

«Красота! красота!» - всё твержу я.

Культ «изящного сладострастия»:

А на землю лишь спустится ночь,

Мы с рабыней совсем обомлеем...

Всех рабов высылаю я прочь

И опять натираюсь елеем.

И в других стихотворениях Козьмы Пруткова из-под античной тоги выглядывает фигура российского обывателя, который в поэтических мечтах «натирается елеем» на ночь («трусь елеем вокруг поясницы»), словно это средство от старческой боли в спине. Или он хвастает беседой с философом Лизимахом, упоминающим о не существовавших в древности очках. Или, показывая свою ученость, требует себе без разбору самые разнообразные и заведомо ненужные ему античные предметы:

Дайте бочку Диогена,

Ганнибалов острый меч,

Что за славу Карфагена

Столько вый отсек от плеч!

Дайте мне ступню Психеи,

Сапфы женственной стишок,

И Аспазьины затеи,

И Венерин поясок! («Честолюбие»)

В стихах Козьмы Пруткова замечательно имитировано простодушие, с которым поэт мешает «высокое» с обыденным. Он более всего вульгарен там, где более всего становится на ходули. Усиливается «парение ввысь», с одной стороны, и банальность житейской обыденщины - с другой, так что беспринципное смешение «действительности» с «мечтой» становится комичным в глазах каждого читателя.

Вот типовая романтическая ситуация: певец во время бури на море среди общего ужаса бесстрашно поет гимн разгневанной стихии:

Забыл песни неги, и песнь громовую

Настроил под твой гармонический рев!

Образ Козьмы Пруткова - воплощение тех тенденций, которые осмеивали его создатели в современной литературе.

Основное свойство вульгарного романтизма - эклектизм, неразборчивое сочетание идейно и психологически несовместимых «красот». Для демонстрации эклектизма надо было все пародии приписать одному автору, «писать от одного лица, способного во всех родах творчества», то есть мыслящего себя отнюдь не пародистом, но лишь усердным подражателем признанным образцам.

В своем «Письме известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей» (1854 г.) по поводу статьи сего последнего» Козьма Прутков заявляет:

«Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии?! Я просто анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; - этот анализ привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во мне едином!..».

Чтобы совмещать в своем творчестве явно противоречивые тенденции и не замечать этого, задуманный автор должен был, очевидно, обладать незаурядным простодушием, безвкусием и казенно-почтительным отношением ко всем жанрам и формам поэтического творчества, санкционированным литературной модой.

Снижая романтические идеи и темы бытовой конкретизацией, украшая быт романтическим реквизитом, эпигон переносит атрибуты романтического поэта, как мы уже видели, непосредственно на себя самого, на К. П. Пруткова:

Раздайся ж, прочь, толпа!.. довольно насмехаться!

Тебе ль познать Пруткова дар?! («К толпе»)

Знаменательно, что слава пришла к Козьме Пруткову, когда основные объекты его пародий давно стали достоянием истории литературы, когда в могиле давно покоился и он сам (согласно «Биографическим сведениям») и наиболее известный из его создателей, а остальные доживали свой век. Прочная популярность Пруткова оказалась независимой от непосредственных поводов и импульсов его творчества, от проблем его эпохи.

Выводы

Козьма Прутков – это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его братьями Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьески, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы.

В основе их искреннего, веселого смеха лежали неоформленные оппозиционные настроения, а желание как-то преодолеть гнет и скуку мрачных лет николаевской реакции.

Козьма Прутков предстает перед нами уверенным, самоироничным. Он смеется над собой и другими, над событиями, происходящими вокруг него, прямо говорит в своих произведениях о человеческих пороках, совмещает «высокое» и простое, привычное, не боится посмеяться над известными людьми, совмещает мечты и реалии.

К 1860 году облик Козьмы Пруткова приобретает определённые черты: это благонамеренный чиновник, который обо всем судит с откровенно казенной точки зрения и тем самым выдает все свое убожество, абсурдность своей «философии». В результате такого откровенного раскрытия святая святых казенной философии возникла убийственная сатира на официально-бюрократическую Россию.

Прутков – и благонамеренный чиновник, и поэт-обыватель. Самоуверенность и самодовольство банального "законодателя" и "советчика" сочетаются в Пруткове с простодушием, духовным рабством и казенной тупостью.

На образ Пруткова следует смотреть и более широко – его создатели воплотили в нем вообще все то, что они отвергали в современной им общественной и литературной жизни.

Наиболее ценными своими сторонами творчество Козьмы Пруткова близко демократическому лагерю русской литературы. Недаром его литературная биография так тесно связана с некрасовским «Современником». В произведениях Пруткова преследуется отрыв искусства от жизни, безвкусная лакировка жизни омертвевшими " «красотами», подмена трескучей риторикой полноценного выражения общезначимых чувств.

Создатели Козьмы при известной разноречивости своих взглядов интересов и настроений, оставили яркое творческое наследие, сыгравшее бесспорно прогрессивную роль в истории русского художественного слова.

Козьма Прутков вошел в обиход русского читателя, завоевал репутацию классика без всякой критической указки, ибо ни один сколько-нибудь значительный русский критик не писал о нем.

Список литературы

1. Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения». Издание четвертое дополненное. Москва: «Художественная литература» 1988 год.

2. Басовская е. О том, что вызывает смех и сегодня» (Козьма Прутков) // Литература – 1997 - №31

3. Ивкина Н. Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков и его афоризмы» // Литература – 1996 - №11

4. Рассадин С. «Козьма Великолепный» // Литература – 1995 - №47

5. Руские писатели XIX – начала XX века. Библиографический словарь. М: Просвещение 1995

6. И. О. Родин «Справочник школьника», АСТ. Астрель. М: 2004

7. Литература: энциклопедия. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001

К озьма Прутков «родился» в 1851 году и «прожил» всего 12 лет. За это время из-под его пера появились несколько пьес, десятки стихотворений, басен и афоризмов, которые стали крылатыми выражениями и используются до сих пор. Вспоминаем историю вымышленного писателя.

Писатель-камердинер

Алексей Толстой. Фотография: wikimedia.org

Владимир Жемчужников. Фотография: wikimedia.org

Александр Жемчужников. Фотография: wikimedia.org

Алексей Жемчужников. Фотография: coollib.com

Козьма Прутков - коллективный псевдоним четырех писателей. В 50–60-е годы XIX века под ним публиковали свои произведения Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой.

«Прутковский кружок» зародился в 1851 году в Павловке - родовом имении Жемчужниковых (сегодня - Долгоруковский район Липецкой области). Там они вместе с Алексеем Толстым провели все лето. Также в «прутковском кружке» участвовал русский поэт Александр Аммосов и художник Лев Жемчужников. Все увлекались литературой: Толстой писал сатирические стихотворения, Алексей Жемчужников - комедии для домашнего театра, Александр - стихи, афоризмы и басни. В Павловке появились шуточные басни - «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки».

«Когда писались упомянутые басни, то в шутку говорилось, что ими доказывается излишество похвал Крылову и др., потому что написанные теперь басни не хуже тех. Шутка эта повторялась и по возвращении нашем в Санкт-Петербург и вскоре привела меня с братом Алексеем и графом А. Толстым (брат Александр был в то время в Оренбурге) к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова».

Владимир Жемчужников

Так появился пародийный образ писателя-чиновника, острослова Козьмы Пруткова. Настоящим Прутковым был камердинер одного из братьев, и за использование своего имени он получил 50 рублей.

Басни, стихи, афоризмы

Прутков не ограничивался первыми написанными баснями. Вскоре из-под его пера стали выходить стихи и пьесы. Большинство произведений были сатирическими: автор высмеивал разные явления из российской действительности, а особенно - литературу.

Одним из самых популярных произведений Пруткова стали его афоризмы.

Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
Бди!
Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
Никто не обнимет необъятного.
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
Усердие всё превозмогает!
Лучше скажи мало, но хорошо.
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
Человек раздвоен снизу, а не сверху - для того, что две опоры надежнее одной.

Исследователь литературы Николай Гербель ставил Козьму Пруткова в один ряд с Денисом Фонвизиным и Александром Грибоедовым , Николаем Гоголем и Михаилом Салтыковым-Щедриным . Гербель включил стихи вымышленного писателя в хрестоматию «Русские поэты в биографиях и образцах», которую составил в 1873 году. Писатели-современники - Аполлон Григорьев, Николай Чернышевский , Николай Добролюбов - посвящали Козьме Пруткову критические статьи. А многие читатели верили в то, что Прутков существует на самом деле.

Где публиковался Козьма Прутков

Николай Кузьмин. Козьма Прутков перед морем житейским. Иллюстрация к книге «Плоды раздумья». Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1962

Лев Жемчужников, Александр Бейдеман, Лев Лагорио. Портрет Козьмы Пруткова. 1853–1854

Николай Кузьмин. Козьма Прутков «в молодости». Иллюстрация к книге «Плоды раздумья». Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1962

Впервые произведения вымышленного писателя появились в 1854 году в «Современнике» . В юмористическом приложении к журналу - «Литературном Ералаше» - вышли «Досуги Козьмы Пруткова». Сюда входило предисловие, стихи, басни и «Письмо известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего».

«Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии? Я просто анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; этот анализ привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во мне едином!.. Прийдя к такому сознанию, я решился писать. Решившись писать, я пожелал славы. Пожелав славы, я избрал вернейший к ней путь: подражание именно тем поэтам, которые уже приобрели ее в некоторой степени. Слышишь ли? - «подражание», а не пародию!.. Откуда же ты взял, будто я пишу пародии?!»

Отрывок из «Письма известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего»

После первой публикации произведения Пруткова долго не печатались. Лишь через пять лет в «Современнике появились «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова», потом в журналах «Искра» вышли «Мысли и афоризмы» и анекдоты. Также Пруткова публиковали в «Развлечении» и сатирическом журнале «Свисток».

Вымышленный портрет вымышленного писателя

Как писал Владимир Жемчужников: «Нравственный и умственный образ К. Пруткова создался, как говорит мой брат, не вдруг, а постепенно, как бы сам собою, и лишь потом дополнялся и дорисовывался нами сознательно» . О том, чтобы писатель Прутков обрел узнаваемый облик, позаботились Лев Жемчужников и художники Александр Бейдеман и Лев Лагорио. В 1853 году был написан вымышленный портрет, который вскоре был опубликован в одном из журналов.

«…Искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью, волоса; две бородавочки: …кусочек черного английского пластыря на шее… длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею; плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом за плечо. Когда портрет Козьмы Пруткова был уже нарисован на камне, он потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи».

Отрывок из книги «Биографические сведения о Козьме Пруткове»

«Биографические сведения о Козьме Пруткове»

Николай Кузьмин. Kозьма Прутков в кругу своих создателей. Иллюстрация к книге «Плоды раздумья». Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1962

Обложка книги Алексея Смирнова «Козьма Прутков». Из серии «Жизнь замечательных людей». Издательство «Молодая гвардия», Москва, 2011

Николай Кузьмин. У памятника Козьме Пруткову. Иллюстрация к книге «Плоды раздумья». Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1962

Козьма Прутков «появился на свет» с биографией, родственниками и даже должностью «по министерству финансов». События его жизни были описаны в книге «Биографические сведения о Козьме Пруткове». Из произведения читатели узнали, что один из самых популярных писателей второй половины XIX века больше 40 лет пробыл государственным служащим и около пяти лет писал книги. «Замечательные дарования драматического творчества» якобы разглядели в служащем Пробирной Палатки братья Жемчужниковы и Алексей Толстой. При их одобрении и поддержке начинающий писатель и «создал» свое первое творение.

В 1863 году Козьма Прутков официально «умер». В журнале «Современник» вышел некролог, написанный его «племянником» Калистратом Шерстобитовым.

«Ужасное горе постигло семейство, друзей и ближних Кузьмы Петровича Пруткова, но еще ужаснее это горе для нашей отечественной литературы... Да, его не стало! Его уже нет, моего миленького дяди! Уже не существует более этого доброго родственника, этого великого мыслителя и даровитейшего из поэтов; этого полезного государственного деятеля».

Отрывок из «Краткого некролога»

В 1894 году вышло полное собрание сочинений «прутковцев». 600 экземпляров, по воспоминаниям современников, «через неделю, через две после своего выхода исчезло из книжных лавок». До революции книги переиздавали 12 раз, выходили они и в годы советской власти. В 2011 году в России вышла биография Козьмы Пруткова из серии «Жизнь замечательных людей» - первая в серии книга, посвященная вымышленному человеку.

1. Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни

2. Лучше скажи мало, но хорошо

3. Никто не обнимет необъятного

4. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

5. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары

6. Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу

7. Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?

8. Усердие все превозмогает!

9. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану

10. Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться

11. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц - ночью

12. Трудись как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле

13. Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего табак нередко пахнет духами

14. Зачем, - говорит эгоист, - стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало?

15. Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол" - не верь глазам своим

16. Достаток распутного равняется короткому одеялу: когда натянешь его к носу, обнажаются ноги

17. Щелкни кобылу в нос - она махнет хвостом

18. Взирая на высоких людей и высокие предметы придерживай картуз свой за козырек

19. Принимаясь за дело, соберись с духом

20. Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам

21. Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить

22. Не все стриги, что растет

23. Единожды солгавши, кто тебе поверит?

24. Где начало того конца, которым оканчивается начало?

25. Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя

26. Глядя на мир, нельзя не удивляться!

27. Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удается, но всякой желается попасть в дамки

28. Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту

29. Век живи - век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь

30. Бывает, что усердие превозмогает и рассудок

31. Одного яйца два раза не высидишь!

32. Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно

33. Люби ближнего, но не давайся ему в обман!

34. Не во всякой игре тузы выигрывают!

35. Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется

36. Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна

37. Взирая на солнце, прищурь глаза свои и ты смело разглядишь на нем пятна

38. В летнее время, под тенью акации Приятно мечтать о дислокации

39. Подавая сигналы в рог, Будь всегда справедлив, но строг

40. Нет адъютанта без аксельбанта

41. И в самых пустых головах любовь нередко преострые выдумки рождает

42. Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий

43. Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален

44. Если бы все прошедшее было настоящим, а настоящее продолжало существовать с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?

45. Не уступай малодушно всеобщим желаниям, если они противны твоим собственным; но лучше, хваля оные притворно и нарочно оттягивая время, норови надуть своих противников

46. Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?

47. В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол

48. Верующий не боится напастей, но при невзгоде судьбы не отчаивается

49. Ветер есть дыхание природы

50. Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую токмо по расчету

51. Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог

52. Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает

53. Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине

54. Говоря с хитрецом, взвешивай ответ свой

55. Говорят, что труд убивает время; но сие последнее, нисколько от этого не уменьшаяся, продолжает служить человечеству и всей вселенной постоянно в одинаковой полноте и непрерывности

56. Доблестный муж подобен мавзолею

57. Женатый повеса воробью подобен

58. Здоровье без силы - то же, что твердость без упругости

59. И в самых пустых головах любовь нередко преострые выдумки рождает

60. И устрица имеет врагов!

61. Иногда достаточно обругать человека, чтобы не быть им обманутым!

62. Иногда прогуливающегося старца смело уподоблю песочным часам

63. Иной певец подчас хрипнет

64. Иные настойчиво утверждают, что жизнь каждого записана в книге Бытия

65. Как же подданному знать мнение правительства, пока не наступила история?

66. Люби ближнего, но не давайся ему в обман!

67. Магнитная стрелка, непреодолимо влекомая к северу, подобна мужу, который блюдет законы

68. Многие чиновники стальному перу подобны

69. Моменты свидания и разлуки суть для многих самые великие моменты в жизни

70. Лжет непростительно, кто уверяет, будто все на свете справедливо!

71. Наука изощряет ум; ученье вострит память

72. Незрелый ананас для человека справедливого, всегда хуже зрелой смородины

73. Неправое богатство подобно кресс-салату, - оно растет на каждом войлоке

74. Огорошенный судьбою, ты все ж не отчаивайся!

75. Одна природа неизменна, но и та имеет свои: весну, лето, зиму и осень; как же хочешь ты придать неизменность формам тела человеческого?!

76. Отнюдь не принимай почетных гостей в разорванном халате!

77. Память человека есть лист белой бумаги: иногда пишется хорошо, а иногда дурно

78. Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному

79. Продолжать смеяться легче, чем окончить смех

80. Слабеющая память подобна потухающему светильнику

81. Слабеющую память можно также сравнивать с увядающею незабудкою

82. Стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь

83. Счастье подобно шару, который подкатывается: сегодня под одного, завтра под другого, послезавтра под третьего, потом под четвертого, пятого и т.д., соответственно числу и очереди счастливых людей

84. Умная женщина подобна Семирамиде

85. Что есть хитрость? - Хитрость есть оружие слабого и ум слепого

86. Прежде чем познакомишься с человеком, узнай: приятно ли его знакомство другим?

87. Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств

88. Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству

89. Вакса чернит с пользою, а злой - с удовольствием

90. Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание

91. Ценность всего условна: зубочистка в бисерном чехле, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной

92. Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе

93. Люди не перестали бы жить вместе, хотя бы разошлись в разные стороны

94. Человек ведет переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдаленным потомством

95. Человек! Возведи взор свой от земли к небу, - какой, удивления достойный, является там порядок!

96. Человек раздвоен снизу, а не сверху, - для того, что две опоры надежнее одной

97. Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства

98. Человеку даны две руки на тот Конец, дабы он, принимая левою, раздавал правою

99. Чувствительный человек подобен сосульке: пригрей его, он растает

100. Почти всякий человек подобен сосуду с кранами, наполненному живительною влагою производящих сил

101. Эгоист подобен давно сидящему в колодце

102. Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустою забаво

103. Только в государственной службе познаёшь истину

104. Чиновник умирает, и ордена его остаются на лице земли

105. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот

106. Если хочешь быть покоен, не принимай горя и неприятностей на свой счет, но всегда относи их на казенный

107. Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны

108. Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды

1. Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.

2. Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает чёлн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своём движении мелью и разбиваемый о подводный камень. - Нужно ли упоминать, что сей утлый чёлн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

3. Никто не обнимет необъятного.

4. Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.

5. Смотри в корень!

6. Лучше скажи мало, но хорошо.

7. Наука изощряет ум; ученье вострит память.

8. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

9. Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка.

10. Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно.

11. Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

12. Слабеющую память можно также сравнивать с увядающею незабудкою.

13. Слабеющие глаза всегда уподоблю старому потускневшему зеркалу, даже надтреснутому.

14. Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог.

15. Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую токмо по расчету.

16. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.

17. Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства.

18. Не будь портных, - скажи: как различил бы ты служебные ведомства?

19. Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?

20. Что есть лучшего? - Сравнив прошедшее, свести его с настоящим.

21. Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.

22. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

23. Женатый повеса воробью подобен.

24. Усердный врач подобен пеликану.

25. Эгоист подобен давно сидящему в колодце.

26. Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине.

27. Умные речи подобны строкам, напечатанным курсивом.

28. Начало ясного дня смело уподоблю рождению невинного младенца: быть может, первый не обойдется без дождя, а жизнь второго без слёз.

29. Если бы тени предметов зависели не от величины сих последних, а имели бы свой произвольный рост, то, может быть, вскоре не осталось бы на всём земном шаре ни одного светлого места.

30. Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

31. Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в руках писателя.

32. Магнитная стрелка, непреодолимо влекомая к северу, подобна мужу, который блюдет законы.

33. Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти.

34. Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.

35. В доме без жильцов - известных насекомых не обрящешь.

36. Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру.

37. Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

38. "Зачем, - говорит эгоист, - стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало?" - Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая прошедшее с настоящим и будущим, можешь по произволу считать себя: младенцем, юношей и старцем.

39. Вытапливай воск, но сохраняй мёд.

40. Пояснительные выражения объясняют тёмные мысли.

41. Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу.

43. Камергер редко наслаждается природою.

44. Никто не обнимет необъятного.

45. Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.

46. Прежде чем познакомишься с человеком, узнай: приятно ли его знакомство другим?

47. Здоровье без силы - то же, что твердость без упругости.

48. Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.

49. Достаток распутного равняется короткому одеялу: натянешь его к носу, обнажатся ноги.

50. Не растравляй раны ближнего; страдающему предлагай бальзам... Копая другому яму, сам в нее попадешь.

51. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц - ночью.

52. Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!

53. Самолюбие и славолюбие суть лучшие удостоверения бессмертия души человеческой.

54. Душа индейца, верящего вметемпсихозию, похожа на червячка в коконе.

55. Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?

56. Принимаясь за дело, соберись с духом.

57. Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.

58. Щёлкни кобылу в нос - она махнет хвостом.

59. Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.

60. И терпентин на что-нибудь полезен!

61. Всякий необходимо причиняет пользу, употреблённый на своём месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы.

62. Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая; но чем, скажи, измеришь ты глубину Восточного океана?

63. Говорят, что труд убивает время; но сие последнее, нисколько от этого не уменьшаяся, продолжает служить человечеству и всей вселенной постоянно в одинаковой полноте и непрерывности.

64. На дне каждого сердца есть осадок.

65. Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего табак нередко пахнет духами.

66. Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

67. Никто не обнимет необъятного!

68. Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.

69. Два человека одинаковой комплекции дрались бы недолго, если бы сила одного превозмогла силу другого.

70. Не всё стриги, что растёт.

71. Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное, но лёгкое занятие.

72. Иной певец подчас хрипнет.

73. Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

74. Единожды солгавши, кто тебе поверит?

75. Жизнь - альбом. Человек - карандаш. Дела - ландшафт. Время - гумиэластик: и отскакивает и стирает.

76. Продлжать смеяться легче, чем окончить смех.

77. Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.

78. Где начало того конца, которым оканчивается начало?

79. Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь.

80. Если хочешь быть счастливым, будь им.

81. Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.

82. Усердный в службе не должен бояться своего незнанья; ибо каждое новое дело он прочтёт.

83. Петух пробуждается рано; но злодей ещё раньше.

84. Усердие всё превозмогает!

85. Что имеем - не храним; потерявши - плачем.

86. И устрица имеет врагов!

87. Возобновлённая рана много хуже противу новой.

88. В глубине всякой груди есть своя змея.

89. Только в государственной службе познаёшь истину.

90. Иного прогуливающегося старца смело уподоблю песочным часам.

91. Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны.

92. Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.

93. Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.

94. На чужие ноги лосины не натягивай.

95. Человек раздвоен снизу, а не сверху, - для того, что две опоры надёжнее одной.

96. Человек ведёт переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдалённым потомством.

97. Глупейший человек был тот, который изобрёл кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели.

98. Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

99. Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает.

100. Многие чиновники стальному перу подобны.

101. Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.

102. В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

103. Взирая на высоких людей и на высокие предметы, придерживай картуз свой за козырёк.

104. Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!

105. Земной шар, обращающийся в беспредельном пространстве, служит пьедесталом для всего, на нём обретающегося.

106. Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим.

107. Муравьиные яйца более породившей их твари; так и слава даровитого человека далеко продолжительнее собственной его жизни.

108. Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия.

109. Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.

110. Глядя на мир, нельзя не удивляться!

111. Самый отдалённый пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдалён.

112. Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею.

113. Небо, усеянное звёздами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала.

114. Доблий муж подобен мавзолею.

115. Вакса чернит с пользою, а злой человек - с удовольствием.

116. Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств.

117. Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.

118. Любовь, поддерживаясь, подобно огню, непрестанным движением, исчезает купно с надеждою и страхом.

119. Рассчитано, что петербуржец, проживающий на солнцепёке, выигрывает двадцать процентов здоровья.

120. Человеку даны две руки на тот конец, дабы он, принимая левою, раздавал правою.

121. Иногда достаточно обругать человека, чтобы не быть им обманутым!

122. В сепаратном договоре не ищи спасения.

123. Ревнивый муж подобен турку.

124. Почти всякий человек подобен сосуду с кранами, наполненному живительною влагою производящих сил.

125. Умная женщина подобна Семирамиде.

126. Любой фат подобен трясогузке.

127. Вестовщик решету подобен.

128. Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удаётся, но всякой желается попасть в дамки.

129. Всегда держись начеку!

130. Спокойствие многих было бы надёжнее, если бы дозволено было относить все неприятности на казённый счёт.

131. Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!

132. Советую каждому: даже не в особенно сырую и ветреную погоду закладывать уши хлопчатою бумагою или морским канатом.

133. Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?

134. Снег считают саваном омертвевшей природы; но он же служит первопутьем для жизненных припасов. Так разгадайте же природу!

135. Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большою выгодою заменён усердною прислугою, страдающею нарочитыми ревматизмами.

136. Собака, сидящая на сене, вредна. Курица, сидящая на яйцах, полезна. От сидячей жизни тучнеют: так, всякий меняло жирен.

137. Неправое богатство подобно кресс-салату, - оно растёт на каждом войлоке.

138. Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется.

139. Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого.

140. И саго, употреблённое не в меру, может причинить вред.

141. Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.

142. Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.

143. Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.

144. И при железных дорогах лучше сохранять двуколку.

145. Покорность охлаждает гнев и даёт размер взаимным чувствам.

146. Если бы всё прошедшее было настоящим, а настоящее продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?

147. Счастье подобно шару, который подкатывается: сегодня под одного, завтра под другого, послезавтра под третьего, потом под четвёртого, пятого и т.д., соответственно числу и очереди счастливых людей.

148. Иные настойчиво утверждают, что жизнь каждого записана в книге Бытия.

149. Не совсем понимаю: почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею?

150. Козыряй!

151. Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту.

152. Издание некоторых газет, журналов и даже книг может приносить выгоду.

153. Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать.

154. Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру.

155. Добрая сигара подобна земному шару: она вертится для удовольствия человека.

156. Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.

157. Благочестие, ханжество, суеверие - три разницы.

158. Степенность есть надёжная пружина в механизме общежития.

159. У многих катанье на коньках производит одышку и трясение.

160. Опять скажу: никто не обнимет необъятного!

Метемпсихоз - религиозно-мистическое учение о переселении душ.
Терпентин - смолистый сок хвойных деревьев; при перегонке даёт скипидар и канифоль.
Доблий - доблестный (церковнослав.)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!