Логопедическое занятие лето в подготовительной группе. Задания для закрепления о времени года лето, явлениях природы

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

«Путешествие по временам года».

Учитель-логопед: Коровина Т.Л.

Цель : систематизировать знания о временах года, их отличительных признаках и их последовательностью .
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать правильное дыхание;

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков зимы, весны, лета, осени; мяч, и грушка мультипликационного героя Лунтика, часы «Времена года», «Одуванчики» для дыхательной гимнастики.

Ход.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость, а что бы узнать как его зовут вам необходимо отгадать загадку.

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)

Молодцы! Ребята Лунтик упал к нам с Луны и ещё не успел всего узнать. Сегодня он хотел бы узнать, что такое времена года. Давайте поможем Лунтику и отправимся в увлекательное путешествие по временам года. И в этом нам помогут волшебные часы (Часы «Времена года»).

II. Основная часть.

Л . Для того что бы нам побывать во всех временах года, необходимо перевести стрелки часов. Наше путешествие начинается! (Переводим стрелку часов на зиму). Первое время года, в котором мы побываем …

Д. Зима.

Л. А что бы познакомить Лунтика с зимой мы с вами немного поиграем.

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

Рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

Свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

Летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает… (снег)

Висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)

Л. Молодцы ребята! А что бы рассказать о зимних забавах мы с вами поиграем в язычок.

Сказка «Как Язычок лепил снеговика»

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

(открывать и закрывать рот под счет до 5) « Окошко»

и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.

(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) «Лопатка»

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся

(широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»

посмотрел вверх на солнышко

(поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»

потом вниз на снежок

(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»

и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),

потом другой

(надуть правую щеку)

и, наконец, еще один, самый большой

(надуть обе щеки и удержать).

У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе) «Качели»

потом вниз

(опустить язык к нижней губе) «Качели»

по сторонам

(подвигать язык влево-вправо) «Часики».

и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки

(зажмурить один глаз, потом — другой),

из морковки получился длинный нос

(высунуть язык и потянуть вперед),

из веток Язычок сделал снеговику руки

(потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).

Вот какого снеговика слепил Язычок!

Л. Посмотрите, пока мы играли наши стрелки подошли к следующему времени года - ……..

Д. Весна.

Л. Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.).

Л. Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами. А пока наши стрелки не перешли в следующее время года, давайте поиграем с нашими пальчиками.

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается , (Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем).

Снег растаял, ручейки звенят . (Разводим руки в стороны, рисуем волну).

И подснежник первый распускается , (Соединяем кисти рук « бутончик», пальцы разводим в стороны).

С юга птицы с песнями летят . (Машем ручками. Изображаем крылья птиц).

Л. Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….

Д. Лето

Игра «Слово на ладошке».

- Лето, какое? (Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое).

- Что вы можете сказать про солнце? (Высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

А какое небо летом? (Голубое, чистое, светлое, безоблачное).

Деревья какие? (Зеленые, пышные).

Трава летом какая? (Высокая, душистая, мягкая).

Вода летом какая? (Теплая, приятная, освежающая).

Дети летом какие? (Веселые, шумные, забавные, радостные).

Л. Ребята посмотрите, у нас на полянке выросли одуванчики, давайте возьмем и подуем на них.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».

Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, что бы все пушинки слетели с одуванчика.

Игра с мячом «Скажи со словом «летний».

Дети становятся в круг, логопед бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «летний».

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

Л. Молодцы, у вас все замечательно получилось. Посмотрите наши стрелки перешли на заключительное время года и это …

Д. Осень.

Рассказ об осени.

Л. Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).

Педагог Дети

Наступила… осень.

Осенью редко светит… солнце.

Осенью часто… идет дождь.

Осенью дует… холодный ветер.

Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.

Л. Молодцы! А сейчас давайте изобразим осень с помощью мимики. Я рассказываю про осень, а вы изображаете.

Мимические упражнения.

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Л. Ребята, что бы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте мы составим пейзажи. Что такое пейзаж? (Это картина о природе) . (Дети делятся на четыре группы, каждой группе дается набор картинок по временам года).

Л. Как у вас красиво получилось! Молодцы!

III . Итог.

Л. Вот и подошло наше путешествие к концу! Нам с Лунтиком очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания и вручает вам звездочки.

Светлана Емельянова
«Скоро лето». Конспект логопедического занятия по образовательной области «Речевое развитие»

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие »

Тема : «Скоро лето »

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие » , «Социально-коммуникативное развитие » , «Художественно-эстетическое развитие » , «Физическое развитие » .

Программные задачи :

Образовательная область «Речевое развитие » :

1. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Времена года» , «Лето »

2. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные в форме мн. числа Р. п.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы простым предложением.

Образовательная область «Познавательное развитие » :

1. Продолжать формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе.

2. .Познакомить с основными признаками лета (жарко, теплые дожди, много насекомых и птичек, зеленые растения, летними забавами.

3. Развивать любознательность , расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового о природе родного края.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие » :

1. Воспитывать чувство импатии.

2. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми при выполнении коллективной работы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие » :

Продолжать прививать детям любовь к родной природе.

Образовательная область «Физическое развитие » :

Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование : презентация на тему «Лето » , игра «Весенняя картинка» (набор предметных картинок по временам года для магнитной доки, игра «Собери цветок» , игра «Времена года» , звукозапись детской песни «Вот оно, какое наше лето » .

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Логопед собирает детей .

Игра «Собрались все дети в круг… »

Собрались все дети в круг .

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Вводно - организационный

Звонит телефон. На экране появляется изображение Деда Мороза .

Ребята, это видеозвонок, мы не только можем услышать голос, но и увидеть, кто нам звонит. Это же Дедушка Мороз. Давайте послушаем, что он хочет нам сказать.

(Дед Мороз просит детей рассказать ему о лете, ведь он никогда его не видел).

3. Мотивация на деятельность

Ребята, совсем скоро наступит лето . Давайте сегодня поговорим о том, что бывает летом . И Дед Мороз нас послушает.

4. Расширение имеющихся знаний

Беседа о временах года.

Но, сначала вспомним, какие времена года мы знаем.

(На экране появляются картинки)

Какое это время года?

Как вы догадались?

(Предполагаемые ответы детей : желтые листья, листья деревьев опадают, идет дождь, дети одеты в теплую одежду и резиновые сапоги и т. д.)

А это, какое время года?

Как узнали?

(Предполагаемые ответы детей : все покрыто снегом, деревья и кусты стоят голые, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика).

А какое же время года на этой картинке?

Вспомните, что вы знаете о весне и составьте весеннюю картинку. Ведь Дед Мороз и весну никогда не видел, пусть посмотрит.

Игра «Весенняя картинка»

(Дети отбирают картинки, которые подходят к весне и на магнитной доске составить весеннюю картину).

– А какое же время года наступит после весны? Кто знает?

Правильно, поле весны наступит лето . А вот, что будет летом , мы с вами скоро узнаем . Но чтобы нам добраться до лета надо сесть в волшебный поезд, который отвезет нас в лето .

5. Динамическая пауза

Дети встают паровозиком и «едут» под песенку «Вот оно, какое наше лето » .

6. Знакомство с новым материалом

На экране картинка с изображением лета .

– Вот мы и приехали. Давайте посмотрим, что же бывает летом .

Показ презентации «Лето »

(Летом на улице тепло и даже жарко, поэтому люди ходят в легкой одежде с короткими рукавами, летом можно купаться и загорать, летом созревают ягоды , фрукты и овощи, в лесу появляются грибы. А еще летом кругом много цветов : в саду, в лесу, на лугу.)

Посмотрите, сколь кругом цветов. Давайте вдохнем их приятный аромат.

Дыхательное упражнение.

(дети делают плавный вдох носом и быстрый выдох ртом.)

7. Практическая деятельность

Ребята, мы с вами так сильно дули, что сдули все лепестки вот с этого прекрасного цветка. Чтобы вернуть лепестки на место нам надо вспомнить чего много бывает летом .

Игра «Собери цветок»

(Дети берут по одному лепестку, вставляют его в серединку цветка и называют, чего много летом . (Летом много травы , цветов, бабочек, листьев, птиц, грибов, ягод и т. д.)

8. Открытый выход из деятельности

Ну, вот ребята, мы с вами и побывали в лете. Совсем скоро наступит настоящее лето , мы будем его с нетерпением ждать, ведь мы узнали, что летом столько всего интересного.

Дедушка Мороз теперь тоже знает, что такое лето .

Дед Мороз благодарит детей. Дарит детям новую игру «Времена года» .

Ребята, чтобы Дед Мороз не забыл про наше путешествие и про лето , вы сегодня с И. А. сделаете аппликацию «Летняя полянка» .

Публикации по теме:

Итоговое занятие по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «В гости к Лесовичку» Программное содержание: 1. Продолжать учить детей группировать слова по определённым признакам, объединять их в тематические группы, закреплять.

Задачи: Коррекционно – образовательные: *Активизировать словарь детей по теме «Весна». Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях.

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Дикие животные» КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «Дикие животные». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,.

«Зима». Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области.

«Ку-ку, кукушка». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД По образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Ку – ку, кукушка» Воспитатель: Тимошкина Б. А. Цель: расширить представление.

НОД в подготовительной к школе группе «Скоро в школу» в образовательной области «Речевое развитие» Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми Задачи: Формирование словаря: Обогащать речь.

МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» во второй.

Подготовила и провела: Волкова Арина Анатольевна, учитель – логопед МБДОУ №83 «Звёздочка» г. Астрахани

Задача: обобщить знания детей по теме «Лето» , используя разнообразные приёмы и методы.

Цель:

  1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха) , включая его компоненты – фонематический, ритмический слух, силу голоса.
  2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, чёткая дикция) .
  3. Формирование словаря по теме «Лето» , грамматического строя, связной речи.
  4. Способствовать развитию эмоционально – волевых и познавательных процессов детей.
  5. Использовать выразительные возможности изобразительного искусства для развития творческого потенциала детей, их самооценки и самовыражения.

Оборудование:

  • музыкальное оформление («Лесные звуки» , этюд «Из семени в цветок» )
  • рисунки детей (приметы лета)
  • картинки – символы «Гимнастика для язычка»
  • цифры от 1 до 5 по количеству детей
  • картинки на звуки С, Ш, Р, Л, изображённые на лепестках ромашек
  • краски, трубочки из – под сока
  • грибы из картона
  • зеркала на каждого ребёнка.
  • картинки с изображением летних месяцев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма «Лесные звуки» .

Логопед: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Хотите побывать в лесу?

Тогда отправляемся. А как же мы с вами туда попадём? Ведь у нас нет маршрута?!

(Стук в дверь. Входит почтальон Печкин)

Печкин: Здравствуйте, ребята.

Логопед: Ребята, а вы узнали, кто это?

Печкин: Слышал я, что вы в лес собираетесь. А дорогу вы туда найдёте?

Логопед: Да вот в чём беда. Нет у нас карты.

Печкин: Я вам помогу. Есть у меня письмо от старичка – лесовичка, но я вам его не отдам. Покажите – ка вы мне, что вы умеете.

Логопед: Хорошо. Давайте, ребята, покажем Печкину «Сказку о Язычке» .

II. Артикуляционная гимнастика «Приключения Язычка» . (см. Приложение)

Ш. Ввод в занятие.

Печкин: Спасибо, ребята за интересную сказку. Но письмо я вам не отдам.

Отгадайте – ка вы мне загадку.

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом)

(Печкин отдаёт письмо, прощается)

Логопед (читает письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас встретить лето в лесу, посмотреть, как здесь красиво и интересно. А чтобы вы не заблудились, отправляю вам маршрутный лист.

Старичок – лесовичок.

(Логопед показывает детям маршрутный лист)

Отправляемся в лес встречать лето.

Логопед: Мы пойдём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной? – За малиной!
За грибами? – За грибами!

Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может мы пойдём за солнцем?
Что же?

Может и за солнцем!
Может, бабочка нам попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где – то…
Мы пойдём гурьбой весёлой

Ясным утром
В гости к лету!

Логопед: Ребята, а какие вы знаете летние месяцы?

IV. Дифференциация звуков. Игра «Собери ромашку» .

Логопед открывает карту и загадывает загадку.

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)

Дети собирают ромашки по группам. (С – Ш, Р – Л)

Логопед: Какие полевые, лесные цветы вы ещё знаете?

V. Физ. минутка. Этюд «Из семени в цветок» .

(Звучит тихая музыка)

Давайте представим, что мы с вами маленькие семена цветов.

(садимся в комочек, прячем голову в колени и закрываем её руками)

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними.

(логопед гладит детей по голове)

С тёплым солнышком семечко начинает медленно расти.

(дети поднимаются)

У него раскрываются листочки.

(руки тянутся кверху)

Растёт стебелёк.

(дети поднимаются на носочки)

Появляются бутоны

(руки в стороны, пальцы сжаты)

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются

(кулачки резко разжимаются)

Росток превращается в красивый цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой

(дети осматривают себя)

Улыбается цветам соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками

(кончиками пальцев дотрагиваются до соседей) .

VI. Ритмико – интонационное упражнение «Грибы» .
Логопед загадывает загадку.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки.

Встала шапка из травы –

Нет под шляпкой головы. (Гриб) .

На фланелеграфе расположен ряд грибов. Дети отхлопывают в ладоши нужный ритм.

II-II-II-II-II-II

I- II-I-II-I-II-I

I-III-I-III-I-III

II-III-II-III-II

Логопед: Какие вы знаете грибы?

VII. Слоговая структура слова. Деление слов на слоги.

Логопед: Какие ещё слова связаны со словом «лето» ?

Названные слова дети делят на слоги и поднимают карточку – цифру с нужным количеством слогов.

Логопед загадывает загадку.

Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А слышит. (Эхо)

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа произносит предложение, составленное по рисункам о лете, другая тихо повторяет только последнее слово из предложения три раза.

IX. Развитие речевого дыхания и дыхательной мускулатуры. Кляксография трубочкой.

Логопед загадывает загадку.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) .

Логопед: Сегодня мы попробуем нарисовать бабочку кляксой. (даётся инструкция)

Берётся плотный лист бумаги, сгибается пополам. Разводится краска до жидкого состояния. Краска капается на половинку листа. Берётся трубочка, и клякса выдувается в разные стороны. Теперь складываем бумагу пополам, разглаживаем, а затем разворачиваем. Получается рисунок. Рассматривание.

X. Подведение итогов занятия.

Игра «Собери ромашку»

Елена Никишова
Конспект итогового интегрированного логопедического занятия в старшей группе «Здравствуй, лето!»

Задачи: Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе летом; активизировать словарь детей по темам: «Лето», «Насекомые», «Цветы»; совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные во множественном числе; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе). Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; работать над восприятием ритма;

закреплять навыки звукового анализа;

воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, гостеприимство, чувство коллективизма; закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное развитие.

Оборудование: предметные картинки – поезд, василек, колокольчик, одуванчик, незабудка, ромашка, ландыш; стрекоза, комар, пчела, паук, муравей, жук, гусеница; картина «Лето»; мяч; краски акварельные, альбомы.

Раздаточный материал: цветочки из салфеток – 13 шт. для дыхательной гимнастики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте повторим правило поведения на занятии.

Упражнение «Правило поведения на занятии».

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Учитель-логопед -Проходите к своим местам и тихо садитесь.

– все внимание на доску, посмотрите и послушайте:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Дети: Летом!

Логопед: Верно! А когда наступает лето? (После весны).

Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).

Какие приметы лета вы знаете? (Летом становится жарко,

идут тёплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, летают стрекозы, у птиц появляются птенцы, взрослые берут отпуск и едут отдыхать на море).

2. Игра с мячом «Скажи со словом «летний».

Логопед стоит в кругу детей с мячом в руках и говорит слова:

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

3. «Подбери признаки».

Какое летом бывает небо? - … (Голубое, чистое, высокое).

Какое летом бывает солнце? - … (Яркое, тёплое).

Какой летом бывает воздух? - … (Чистый, прозрачный).

Какая летом бывает трава? - … (Зелёная, сочная, высокая).

Какие летом бывают ягоды? - … (Спелые, сладкие, сочные).

4. Игровое упражнение «В путь!»

Логопед: Лето – время путешествий. Хотите ли прямо сейчас отправиться в путь? -Ребята, на перроне стоит электричка, на ней мы поедем за город. Давайте займем места в вагоне и подготовимся к путешествию, а пока мы едем, давайте договоримся, как будем звать друг друга, если кто-то отстанет. Что кричит человек, когда заблудится? Дети-АУ!

Логопед: -А мы будем звать друг друга по-другому. Слушайте внимательно и повторяйте за мной:

ВА-ВО-ВУ; ВЫ-ВА-ВО; ВЫ-ВА-ВУ; ВА-ВЫ-ВО; ВО-ВА-ВЫ;

ВЫ-ВА-ВО; ВУ-ВА-ВЫ; ВУ-ВЫ-ВО; ВА-ВУ-ВЫ; ВО-ВЫ-ВА.

5. Игра: «Телеграфисты»

Посмотрите, что нарисовано на ваших картинках. Давайте узнаем, сколько слогов в словах-отхлопайте количество слогов. (предметные картинки со звуком В, ВЬ)

Вот мы и приехали мы на лужок!

6. Физминутка - оздоровительный самомассаж «Солнышко»:

А сейчас мы отдохнем, встаем и делаем вместе со мной:

Солнце утром рано встало, (Поднимают руки вверх, потягиваются)

Всех ребяток приласкало:

гладит грудку, (Массируют грудь круговыми движениями.)

гладит шейку, (Поглаживают шейку.)

гладит носик, (Большим пальцем рук сверху вниз растирают крылья носа).

гладит лоб, (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.)

гладит ушки, (Растирают уши.)

гладит ручки, (Растирают ладошки.)

загорают дети. Вот! (Поднимают руки вверх.) Хорошо!

7. Игра: «Один-много» (на доске лесные цветы). Смотрите сколько здесь красивых цветов! Я называю один цветок, а вы- если их много.

8. Игра «Назови ласково».

А мы здесь не одни! Кто прячется в цветах? Конечно насекомые. Назовите их ласково! (Используются предметные картинки.)

9. Игра «Хлопаем – топаем»

Послушайте стихотворение о лете. Если вы согласны с выражением – хлопайте, если нет – топайте.

Летом птицы улетают на юг. Летом у школьников каникулы.

Летом в лесу много ягод. Летом звенит капель.

Летом после дождя можно увидеть радугу. Летом жарко.

Летом животные готовятся к зиме. Январь – первый летний месяц.

10. Упражнение на дыхание «Душистые цветочки»

Учитель-логопед:- Сколько цветов на полянке!

Чем пахнут цветочки?Давайте вдохнем аромат цветов носом, а выдохнем-ртом.

А теперь нам пора назад, в детский сад!

11. Рисование «Одуванчики»

Вот мы в детском саду. Хорошее было путешествие, давайте нарисуем одуванчики, чтобы родители увидели, на какой красивой полянке мы побывали.

Оформление выставки рисунков в приёмной.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в старшей группе Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное.

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе с применением интерактивной доски Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов» Программное содержание: 1. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, весна!» Цель: уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Интеграция образовательных областей: 1. «Познание».

Конспект интегрированного занятия с участием родителей в первой младшей группе «Здравствуй, лето!» Цель: создание обстановки доверия, включение каждого ребенка в групповое взаимодействие, вызвать положительное эмоциональное отношение к.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Здравствуй, береста!» Цель: разбудить творчество девочек – расписать ткань орнаментом и фантазию мальчиков – сделать черпачок для воды. Задачи: закреплять умение.

Новая лексика

Существительные:

лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка,

василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы:

плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать,

ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные:

яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия :

жарко , сухо , пасмурно , ясно , тепло .

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Повторение названий летних месяцев

Цели : закрепить в речи названия летних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит

беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

Не спит всю ночь болотный лунь,

Светлей всех месяцев июнь.

Варенье варится буль-буль,

Из ягод, что собрал июль.

Всем дарит яблоки на радость

Последний летний месяц август.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Чем примечателен месяц июнь (июль, август)?

Назови первый (второй, третий) летний месяц.

Перечисли летние месяцы по порядку.

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: учить дифференцировать признаки лета от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление

сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из которых одно время года, а на

четвёртой-другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисована зима, а на остальных картинках изображено лето.

И т. п.

Игра «Составь схему»

Слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям начертить схемы предложений.

Например:

Лето - жаркое время года.

Летом дети любят купаться.

Лётом много цветов.

Игра «Хлопаем - топаем»

Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть

хлопают в ладоши, если нет - топают ногами.

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь - первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое

воображение.

Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.

Например:

Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отга дайте, какое время года будет на ней изображено?

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться... (лето).

Правильно на картине будет изображено лето.

А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, ... (солнце).

Е. Савельева

Они легкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы - ... (облака).

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям течет... (река).

Е. Савельев

Е. Савельева

Он поплачет над садами -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний... (дождик).

Е. Савельева

Поле летом покраснело.

Яркий, как победный флаг,

Нам головкой машет смело

Бархатистый красный... (мак).

Н. Иванова

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные

слова).

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать

лишнее слово и объяснить почему.

Например:

Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.

Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается

самим подобрать однокоренные слова к заданным.

Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик - голубой колокольчик

(душистый) земляника - ...

(тёплый) солнышко - ...

(летнее) дождик - ...

Игра «Составь предложение из слов»

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить

предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

Ход игры . Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. -Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. - На поляне мы нашли душистую землянику.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова.

Например:

одуванчик - диванчик - стаканчик...

кочка - бочка - строчка...

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова - названия полевых цветов.

Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая

его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Сол-ныш-ко - три, тра-ва - два, ра-ду-га - три, реч-ка - два, дож-дик - два...

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки: мак, гром, радуга. Дети должны составить из

цветных кружков звуковые схемы этих слов.

Игра «Найди все слова в цепочке»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов, профилактика

дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке и раскрасить буквы в соответствии со звуковым

анализом слова: гласный звук - красный кружок, мягкий согласный - зелёный, твёрдый согласный - синий.

Игра «Нарисуй-ка»

связную речь, учить планированию рассказа - описания по

картинке.

Ход игры . Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить

рассказ по своей картине. Дети вместе с воспитателем обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём - потом.

Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.

Игра «Объясни пословицу»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой - телегу.

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это - лето

На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

И. Мазнин

Тексты для пересказа

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Смеётся мама:

Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку?

Кто пошёл на речку с мамой?

Почему Вася потянулся к воде?

Удалось ли Васе поймать рыбку?

Что сказала мама?

* * *

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на

знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды

и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят

кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.

С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета?

О чём рассказывают ребята?

Куда они ходят за земляникой?

Как они её собирают?

Что появляется в лесу после тёплых дождей?

О каких деревьях говорится в рассказе?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!