Объект предмет и функции этносоциологии. Предмет и объект этнической социологии

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА

имени Мирзо Улугбека

М.Х. ГАНИЕВА

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Ташкент – 2006

Ганиева М.Х. Этносоциология. Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – Ташкент, 2006. – 123 с.

Ответственный редактор – доктор социологических наук А.Ж. Холбеков

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Н.С. Аликориев

кандидат философских наук, доцент Б.А. Фарфиев.

Утверждено на заседании Учёного Совета Национального университета им. М. Улугбека от 25 января 2004 г. (Протокол №4).

В книге раскрывается предмет этносоциологии, анализируются основные понятия этого важного отраслевого направления социологической науки. В ней приведены основные школы и направления изучения наций и этнических групп, рассматриваются проблемы межэтнических отношений в современном обществе. Особое внимание уделяется особенностям проведения этносоциологических исследований.

Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, социологов, всех тех, кто интересуется этнической проблематикой.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема этнических отношений занимает важное место в социально-политической жизни многонациональных государств. И это понятно, поскольку нет ни одного принципиального вопроса, который можно было бы решать без учета национального состава населения. Этнические отношения являются сложной социологической категорией, одной из специфических форм социальных отношений в целом. Они не существуют как бы в чистом виде в отрыве от других общественных проблем, а проявляются и в экономике, и в политике, и в духовной сфере.

Современный Узбекистан, избрав путь независимого развития, присоединился к общемировому цивилизационному процессу. В стране, одновременно с созданием демократического, правового государства, базирующегося на социально ориентированной рыночной экономике, ставится в качестве приоритетной проблема обеспечения межнационального согласия.

Чем дальше уходит точка отсчета начального движения по пути независимого развития, тем отчетливее видно, что главным является: «объединить народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбы своей Родины». 1

Реформирование и обновление общественной жизни Узбекистана существенным образом повлияло на формирование нового для нашей страны направления в социологии – этнической социологии. В новой социокультурной ситуации очень важно с помощью новых знаний, идей, учебных дисциплин сформировать адекватное реальности мировоззрение. В этих целях в учебный план социологов был включён никогда ранее не изучавшийся курс этносоциологии. Эта дисциплина призвана дать студентам знание о развитии и функционировании этнических групп, о сущности этнической идентичности, межэтнических отношениях, об особенностях национального самосознания и этнического поведения.

Этносоциология – сама по себе ещё одно из самых молодых и перспективных направлений в социологической науке, поскольку она может внести свой существенный вклад в строительство будущего мироустройства. Это, конечно, не означало отсутствие в прошлом этнической проблематики. Однако для работ многих ученых была характерна определённая идеологическая установка, отрицание существования в межнациональных отношениях каких-либо проблем, включая и межнациональных конфликтов, словом, представлялась идеалистическая картина братской дружбы советских народов. Межэтнические же столкновения, начавшиеся с середины 80-х годов, объяснялись экономическими, демографическими причинами, отдельными ошибками в национальной политике.

Научное осмысление роли этнического фактора в трансформации общества началось с конца 80-х –начала 90-х годов. Ученые – этнологи, политологи, социологи попытались объяснить, возникшие в это время проблемы. Появились многочисленные теоретические, основанные на эмпирических фактах работы, авторы которых затрагивали самые различные аспекты этносоциальных проблем.

Происходящие в стране демократические преобразования самым непосредственным образом сказались как на развитие социологической науки в целом, так и на развитии одного из специальных ее направлений – общественном мнении. В начале это были, в основном, маркетинговые исследования, а также исследования, проводимые отдельными учеными по конкретным, индивидуальным программам. С момента создания в 1997 году Республиканского Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» исследования общественного мнения приняли системный характер.

В получение достоверной этносоциальной информации особое место принадлежит эмпирическим исследованиям. В Узбекистане за годы независимого развития накоплен опыт подобных исследований. Уровень и направленность межэтнических отношений является актуальным предметом эмпирического анализа.

Имеющийся в Узбекистане опыт этносоциологических исследований позволяет уже сейчас выявить их особенности, методы проведения, адаптированные к условиям полиэтнической среды, а также изучить новые направления одной из самых деликатных сфер общественных отношений.

Основной задачей учебного пособия является ознакомление с предметом этносоциологии, изучение национальных аспектов социальных проблем, как в нашей стране, так и за рубежом. Не менее важными являются проблемы становления новой системы межнациональных отношений в Узбекистане, выявление наиболее распространенные этнических стереотипов, определение типологии национального самочувствия различных этнических групп. Проблемы необходимо решать с помощью новых знаний, идей, теорий, которые могли бы научно объяснить исторический процесс, осмыслить общественную ситуацию, сформировать новое адекватное реальности мировоззрение.

В книге широко использован опыт эмпирических этносоциологических исследований, проводимых в Центре изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», а также кафедры социологии Национального Университета Узбекистана, в которых принимал участие автор.

Учитывая потребности учебного процесса, автор сосредоточил своё внимание на тех вопросах и проблемах, знания которых требует государственный образовательный стандарт. Содержание учебного пособия может быть полезным в общекультурной подготовке не только социологов, но и студентов гуманитарного профиля.

ГЛАВА 1. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА


    1. Становление и развитие этнической социологии

Этносоциология изучает весьма сложную сферу общественной жизни – национальные отношения. Эти отношения касаются практически всех сторон жизнедеятельности различных этнических общностей. ХХ век ознаменовался не только расширением кросскультурных связей и объединением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами, которые во многом опровергли гуманистическую иллюзию о планетарном сознании и едином человечестве. Даже в постиндустриальных обществах этнический фактор не только не потерял своей значимости, но и расширил ареал своего функционирования. На это обращает внимание и американский социолог Нейл Смелзер, отмечая, что западная социология, от Ф. Тённиса до наших дней, была введена в заблуждение представлением о том, будто рост сложных, рациональных целенаправленных организаций означает общее ослабление примордиальных 2 сил. Сегодня эти исконные силы снова заявляют о себе в региональном, этническом и лингвистическом сознании, в социальных движениях и в политической борьбе во всем мире. 3

Термин «этносоциология» впервые появился в начале 30-х годов ХХ столетия в работе немецкого учёного Рихарда Турнвальда «Человеческое общество в его этносоциологических основах». Однако сам Турнвальд видел смысл этносоциологии в сочетании этнологического и социологического знания на основе функционализма при изучении институтов социализации и интеграции примитивных обществ, этносов, наций и умолял её эмпирическое понимание. С тех пор стало традицией именовать данную отрасль социологии этносоциологией. 4

Первым этносоциологическим исследованием принято считать совместную работу Уильяма Томаса и Феликса Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», посвященную адаптации польских эмигрантов в США. Впервые этническая группа рассматривалась не как единое целое, а по частям – поляки в Польше и поляки в Америке.

Метод анализа личных документов (писем, биографий, дневников, воспоминаний и др.) обеспечил, по мысли Ф. Знанецкого, объективность выводов при учёте субъективных мнений респондентов. Беспристрастность исследования подкреплялась и обращением социологов наряду с личными ещё и к официальным документам (архивам эмигрантских газет и церковных приходов, судебным делам). 5

В нашей стране начало этнической социологии было положено в середине шестидесятых годов в исследованиях процесса сближения быта и культуры, интернационального воспитания, смешанных браков и межнациональных контактов. Необходимость проведения исследований была обусловлена объективными и субъективными обстоятельствами.

К обстоятельствам объективного порядка являлось то, что Узбекистан, как, впрочем, и весь Советский Союз, относился к полиэтническому типу государств. В нём проживали и проживают в настоящее время, наряду с титульными нациями – узбеками и каракалпаками более 130 наций и народностей, имеющих собственную культуру и традиции. В этих условиях огромное значение приобретало развёртывание серьёзных исследований межэтнических отношений, отражающих реальную ситуацию в этой сфере.

Развитию этнической социологии способствовали и субъективные обстоятельства, выразившиеся в появлении когорты учёных широкого кругозора, актуализировавших изучение межэтнических отношений и сыгравших большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего «на стыке» социологии, социальной психологии и этнологии. Среди них следует выделить директора Института этнологии и антропологии РАН Ю.В. Бромлея, который заложил теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности. Развитию этносоциологии способствовали труды многих других учёных историков, философов, психологов. Среди них необходимо выделить российских учёных Э.А. Баграмова, М.С. Джунусова, И.П. Цамеряна, М.И. Куличенко, И.С. Кона, И.А. Шкаратана и др.

Различным аспектам содержания этничности, национальной культуры, национального самосознания, национального развития и межнациональных отношений были посвящены работы обществоведов Узбекистана С. Атамуратова, Н.Г. Гаипова, М.Н. Нурматова, М.М. Хайруллаева, К.Х. Ханазарова, И.Р. Хужамуродова, С.Ш. Шермухамедова, Г.Ш. Ширматовой и др.

Начиная с 90-х годов ХХ века этносоциологическая мысль во всех независимых государствах, образовавшихся после распада СССР, получает новые импульсы своего развития. Этносоциальным проблемам посвящают свои труды многие обществоведы. Но если раньше свобода научного исследования в этой области была жестко ограничена и подчинена одной официальной идеологии марксизма, то последние годы характеризуются научным осмыслением роли этнического фактора в трансформации полиэтнического общества. После долгих лет «умолчания» общественные науки адекватно отреагировали на новую ситуацию, возможность дать объективную картину действительных межэтнических взаимоотношений, проанализировать новые тенденции в контактах между нациями, региональной и глобальной интеграции. С интересными теоретическими трудами выступили Ю.В.Арутюнян, Л.М. Дробижева, М.О. Мнацаканян З.В. Сикевич, А.А. Сусоколов, Ж.Т. Тощенко и др.

Этническая проблематика затрагивалась как в обобщающих трудах, так и в специальных исследованиях узбекистанских учёных Э.Х. Бабамурадова, А. Бегматова, М.Б. Бекмурадова, Р.З. Жумаева, А.Г. Каххарова, Р.Р. Назарова, И.Р. Ачилдиева, Н.Т. Умаровой, Б.А. Фарфиева, А.Ж. Холбекова, М. Холматовой и др.

Вступив на путь реформ, наше общество переживает новые по своему характеру процессы. Сами реформы, изменившие за короткие сроки всю общественную жизнь, повлияли на межнациональные отношения, обнажив, при этом, не только конфликтный потенциал, наличие конкретных сил реакции – носителей социальной напряженности, но и позитивные процессы укрепления этнического ядра народа Узбекистана, развитие национального самосознания, культуры, языка и т.д.

В этой новой социокультурной ситуации очень важно понять характер и содержание протекания общественных процессов в стране, сформировать новое адекватное реальности мировоззрение, основанное на благородных вековых устремлениях многонационального народа Узбекистана. Непременной предпосылкой устойчивости многонационального государства является общность политической культуры, межнационального согласия, стабильности политической системы.

Сегодняшняя социально-политическая обстановка в Узбекистане делает особенно актуальной изучение этносоциальных проблем, в частности, межнациональных отношений. Это обусловлено углублением процессов консолидации узбекистанского общества и достижения им качественно нового уровня интеграции, проявляемого, например, в формировании целостного общественного сознания, становлении общегражданского менталитета. Однако, для последовательного, поэтапного осуществления названных задач явно недостает соответствующего уровня знаний о природе этнических общностей, их интеграции в целостную социальную структуру. О своеобразии и конкретных формах проявления национального самосознания, его структуре, состоянии, динамике, стимулирующих и тормозящих факторах развития.

Не менее актуальным является изучение социологами особенностей национального самосознания народов, населяющих Узбекистан, формы и способы межэтнических коммуникаций, причины возможных этнических конфликтов, принципы их регулирования и разрешения. Изучение этих проблем, составляющих основное содержание этносоциологии, обусловлено сугубо практическими требованиями решения задачи общенационального, общегосударственного масштаба – воспитания духовно и физически развитых личностей.

Обращение к вышеуказанным проблемам вызвано необходимостью социологического осмысления этносоциальных процессов в современном обществе. Изучение процессов становления новой системы межнациональных отношений предполагает дать целостное представление об их состоянии, выявить наиболее распространенные этнические стереотипы, определить типологию национального самочувствия различных этнических групп. Проблемы необходимо решать с помощью новых знаний, идей, теорий, которые могли бы научно объяснить исторический процесс, осмыслить общественную ситуацию, сформировать новое адекватное реальности мировоззрение.


    1. Предмет и объект этносоциологии

Обращаясь к предметной области этносоциологии, следует отметить, что она ещё находится в стадии формирования. В западной социологии этническая социология не входит в число специальных теорий. Однако среди отраслевых направлений социологии есть направление «социология расы», а социологи предпочитают использовать для описания своей области исследований понятия «расовые» или «этнические отношения».

Бесспорность идентичности этих понятий подлежит сомнению. Связано это с тем, что к числу основных направлений указанной научной отрасли в западной социологии относятся исследования расистских идеологий. В их основе, как известно, лежит социальное неравенство этнических групп, обусловленных генетическими свойствами людей со всеми проистекающими из этого обстоятельствами – определённых вертикальных и горизонтальных сегментов социальной структуры, в складывании современной ситуации неравенства этнических общностей в рамках индустриального общества. В трудах западных социологов, по сути, совпадают понятие «расизм», трактуемый ими как притеснение по этнонациональному признаку, и «этничность».

С точки зрения внутреннего своего содержания, логики взаимосвязи своих понятий и категорий с системой понятий и категорий социологической науки, этносоциология является отраслевой социологической дисциплиной , одним из направлений социологии.

Это проявляется в том, что, как и социология в целом, этносоциология как научная дисциплина на сегодняшний день состоит из многих научных теорий, направлений и школ. Поэтому, как считают некоторые исследователи, этносоциология не специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований, а отраслевая социологическая дисциплина. Каждая из этих теорий (марксистская материалистическая, психологическая, политическая, релятивистская, конструктивистская и т.д.) в системе социологии может выступать как специальная социологическая теория среднего уровня, как синтез теории, метода и эмпирии. 6

Этносоциология является междисциплинарной наукой, поскольку она действует на стыке нескольких наук об этносах и национально-этнических общностях, изучающих социальные процессы в разных этнических средах и социальных группах

Очевидна тесная связь этносоциологии с этнологией , которая ориентирована на изучение этнических культур и межэтнических отношений. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для социологов, но их изучение социологией происходят под другим углом зрения, в контексте её центральной категории – общество.

В области социальных отношений для этнологии наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Интересы к одним и тем же общественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько близки, что в начале ХХ века на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление – этносоциология. Необходимость формирования этносоциологии было обусловлена процессом индустриализации и урбанизации. По мнению основоположника этносоциологии Р. Турнвальда, эта прикладная наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран.

Этносоциология взаимодействует не только с этнологией, но также с целым рядом общественных дисциплин, имеющий префикс этно и занимающихся изучением этнических общностей и процессов, обладающим собственным предметом исследования: этническая история, этнография, этнопсихология, этнодемография, этнополитология, этнолингвистика и др.

Нации, национальные и этнические общности и группы изучаются всеми перечисленными выше научными дисциплинами, а не только этносоциологией и этнологией. Но каждая наука осуществляет свой особый подход к общему объекту, имеет свою методологию исследования, свои методы и принципы. История , например, изучает исторический процесс возникновения и развития этносов, формирование этнических общностей, историю этнических и национальных движений, а этнопсихология – эмоциональный, духовный мир, сознание, самочувствие и настроение народов. Этнография изучает культуру, быт, мифы, легенды, традиции народов, а социальная антропология исследует человека как часть культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному этносу. Объектом внимания этнополитологии являются различные области взаимодействия между этносами и политикой. Это – влияние этнических общностей людей на их политическое поведение и сферу политики в целом. М. Паретти считал главным вопросом этнополитологии – исследование взаимосвязи между этнической идентификацией и политическим выбором.

Расширение тематики этносоциологии в связи с современными потребностями общества углубляет взаимодействие её с социальной психологией, политологией и экономикой. Таким образом, разные научные дисциплины изучают различные стороны бытия и функционирования этносов и наций.

Предметная область этнической социологии достаточно широка. В неё входят социальная структура народов, социальные изменения в их среде, специфика внутрисемейных отношений, тенденции в использовании языков в различных этнических группах, межкультурное взаимодействие, национальное самосознание, межэтническое взаимодействие.

Предмет этносоциологии можно определить как особо значимые, глубинные культурно-психологические, социальные связи и отношения внутри национальных общностей и между ними. Национальные общности поэтому рассматриваются в общем контексте проблематики социальной системы, выделяются их функции и роль как источники самодвижения и саморазвития, закономерности их деятельности как социально-субъектных образований. Под национальной общностью понимается интегральная целостность со своими внутренними и внешними связями и отношениями. В этом случае, исследование интегральной внутренней национальной связи – основное звено предмета данной науки.

Объектом в этносоциологии являются народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями (например, узбеки в Узбекистане, узбекские и русские предприниматели или другие социальные группы в этой стране).

В этносоциологии объект изучается двояко: через личность – как носителя определённой этничности, включённую в определённую группу и через влияние этничности – группы, «коллективного сознания» на человека, его поведение, деятельность. Этнические группы в социологическом понимании – это сегменты, части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Существенное значение приобретает выявление функций этничности и этнической идентичности в жизни человека. Изучая национальную психологию, следует иметь в виду, что коллективная психология существует вне и независимо от конкретного человека, является результатом опыта многих поколений, синтезом сознательного и бессознательного. В то же время, она, имея у каждого народа свою «коллективную» сущность и своеобразие, приобретает различные формы и выражения у различных групп и её представителей, проходя через их сознание и преломляясь через их психологическую структуру.

Таким образом, этническая социология это наука, изучающая социальные аспекты развития и функционирования личности в этнических группах, их идентичность, интересы, поведение, взаимодействие, связи. Она является отраслью социологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учёными-социологами, но и этнологами, психологами, историками, этнографами.

Основными направлениями этносоциологии является исследование этничности и национального самосознания, связанного с конкретно-историческими условиями их функционирования. В этом контексте этносоциологи занимаются изучением состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире. Наиболее распространённым является изучение национального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет свои уникальные черты. В этом контексте большие и малые народы характеризуется по степени зрелости их экономической и политической жизни, развитости культуры, языка, приверженности к традициям и обычаям, что связано с возможностями их автономного существования.

Этническая социология и учёные, её представляющие, занимаются прикладными исследованиями, проводя, главным образом, этнокультурные исследования. Их предметом является национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей, их взаимодействие, потребности, интересы, ценностные ориентации.


    1. Методология этносоциологии

Методология – это наиболее общие представления об идейных позициях науки, основных закономерностях познания и осмысления национальных особенностей представителей конкретных этнических общностей и народа в целом.

Главными методологическими принципами этносоциологических исследований является конкретность комплексность, всесторонность и целостность рассмотрения проблемы в её историческом развитии. 7

Так, как и в исследованиях других направлений социологии, в этносоциологии осуществляется комплексный подход, т.е. учитываются особенности не только макросреды – социально-политические и экономические условия в стране, но и микросреды – этнокультурная специфику контактирующих групп и уровень их общения, этнический состав, особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д.

Кроме того, этническая социология основывается на общих методологических принципах и аналитических методах, широко применяемы социологией: системный и структурно-функциональный анализ, исторические и генетические методы исследования, формирование информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой.

Междисциплинарный характер этносоциологии несколько усложняет методологию этносоциологических исследований. При изучении тех или иных закономерностей общественного развития этнической группы, личности возникает необходимость соотношения методологических принципов с рассматриваемым явлением. Наиболее общим принципом является принцип деятельности . Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и соотносятся со всей системой общественных отношений.

Применяя принцип деятельности к изучению личности, включённой в этническую группу, исследователи используют ряд социологических подходов для объяснения различных фактов, совокупность которых и составляет методологию этносоциологии.

Один из них – культурологический , согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Другой подход – рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей, в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. Н. Смелзер называет этот подход «коллективистским» . Он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию и конфликты. 8

Для понимания поведения людей в сферах, касающихся их этнической жизни, используется концепция символического интеракционизма, интерпретирующую поведение с точки зрения того значения, которое личность или группа придаёт тем или иным аспектам ситуации. Для сторонников этого подхода характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей , которая олицетворяется в виде языковых и других символов.

Психологический подход позволяет объяснять поведение людей как личностей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этот подход ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия развития каждой одной нации или народа в отличие от других, учит видеть проявление специфического в их психологии под влиянием экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов. Таким образом, этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации понимаются как результат взаимодействия личности и общества.

В современных этносоциологических исследованиях преобладают два методологических подхода: личностный, деятельностный и общественный, функциональный. Первый подход ставит в центр своих исследований человека, его деятельность как представителя и носителя этничности, социальное поведение индивида в национальных отношениях и ориентированного на других, на группу.

Второй подход , выделяющий «коллективные» формы взаимоотношений, этнические структуры и системы со своими компонентами, связями, функциями предполагает функциональный анализ в духе Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона. Этот подход представляет национально-этническую общность в виде интегральной целостностной системы, внутри которой взаимодействуют элементы психологии и сознания, интересы и установки, ценности и нормы, символы, знаки, стереотипы и т.д. Проблема состоит в выяснении, какую роль и функции (или дисфункцию) выполняет каждый из этих элементов в системе вообще, и в жизни человека – члена и носителя данной этничности в особенности.

В последние годы оформился и новый, третий подход – интегральный . В основе его рассмотрение личностного и коллективистского в единстве. Нация как культурно-психологическая общность формируется путём самоидентификации, самоопределения своей национальной принадлежности реальными людьми, которые путём «воображения» получают возможность представить целостность и своеобразие той общности, к которой они принадлежат. Такое субъективное национальное «воображение» возможно при наличии внешних объективных факторов и условий: этнической территории, языка, культуры, исторической памяти народа, экономических связей на хозяйственной территории и т.д.

В качестве метода этносоциологиологического исследования выступает весь арсенал методик и процедур эмпирической социологии. Среди них наиболее часто применяемые – изучение письменных источников, опросы, анкетирование, контент-анализ, статистика . Могут использоваться лингвистические, археологические, культурологические, психологические подходы, «включённое наблюдение», кросс-культурный анализ, case stady (изучение случая).

Так, например, с помощью метода изучения источников можно получить разнообразную и достоверную информацию об изучаемых народах и культурах. В этих целях используются как собственная история народов с описанием их культур, так и доклады географов, этнографов, записки путешественников, отчёты посланников и т.д. Обычно взаимодействие различных методов в процессах этносоциальных исследований даёт наибольшие результаты.

Широта источниковедческой базы и возможности репрезентативных выборочных исследований позволяет этносоциологам, опираясь на конкретные факты, дать целостное представление о системной взаимосвязи изучаемых социальных и этнических явлений и процессов.


    1. Задачи и функции этносоциологии

Этническая социология как отрасль научных исследований имеет свои задачи . Областью этносоциологического изучения являются:


  • этнические особенности социальных изменений среди титульных этносов, а также в диаспорах, тенденции в их профессиональных ориентациях, социальных перемещениях и миграции;

  • тенденций формирования единой общности, этнического самосознания, авто- и гетеростереотипов, внутриэтнической солидарности; этнические интересы и установки на межэтническое общение; межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов;

  • исследование этнической специфики внутрисемейных отношений; использование государственного языка и языков межэтнического общения в различных социальных группах.
Анализ проблем в этносоциологии осуществляется как с учётом макросреды – общих социально-политических условий в стране, так и с всесторонним рассмотрением всех реальных уровнем микросреды, начиная с особенностей этнической и социокультурной ситуации в типах поселений и кончая сферой непосредственного общения людей – производственных коллективов, семей, общностей.

По существу задачей этносоциологии является изучение этнической специфики всех социально значимых областей жизни общества с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Практическая значимость этносоциологии во многом определяется тем, что исследователи обычно располагают количественно точными параметрами изучаемых явлений, математический анализ которых позволяет делать научно обоснованные прогнозы национальных аспектов современных социальных процессов. 9

На ранних стадиях развития этносоциологии объектом анализа служили факты как открытого поведения групп, в том числе исторические события, в которых проявлялись действия этнических общностей, так и факты, характеризующие сознание этих групп.

У большинства современных этносоциологов в качестве объекта исследования выступает этничность, обуславливающая, в частности, социальную мобильность, миграцию, урбанизированность, конфликтность. Ими изучается этническая обусловленность общих, частных социальных процессов.

Не меньшее внимание в этносоциологических исследованиях уделяется воздействию этнического фактора на массовое сознание. В этом отношении социологи обращаются к национальному самосознанию как субъективной форме этносоциальных проявлений. В отличие от психологов их интересует не столько национальная психология, сколько динамика национального самосознания в контексте социальных изменений, в частности, этнические стереотипы, модальные символы национального характера. Эти и другие этносоциологические проблемы, контексте теории и практики будут рассмотрены в книге.

Этносоциология выполняет, подобно другим отраслевым направлениям социологии, ряд функций: теоретико-познавательную, прогностическую, практико-познавательную и просветительскую . К теоретико-познавательной функции относится выявление логических, причинно-следственных закономерных связей, формулирование специальных теорий. Это достигается с помощью определения методологии работы, формулирования гипотез, последующей проверки их на стадии обобщения эмпирического материала. На завершающем этапе делаются выводы, которые либо подтверждают специальные теории, или формулируют новые.

Практико-познавательная функция предполагает не только объяснение полученных фактов, проверку гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений. Практические рекомендации бывают разного уровня. Они могут касаться предвидения масштабных общественных процессов, а могут – конкретных изменений в конкретной области.

Так, на основе анализа материалов, собранных в ходе мониторинговых исследований социологами Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» этническая ситуация в Узбекистане характеризовалась формированием общности «узбекистанцы», в которой происходят процессы сближения ценностных ориентаций и образа жизни основных этнических групп.

В качестве практических рекомендаций, в условиях современного состояния национального самосознания всех этнических групп узбекистанского социума и становления их общегражданского самосознания, предлагалось уделить первостепенное внимание дальнейшей научной разработке идеологии независимости. Важное место в разработке должны занять вопросы национального самосознания, так как они теснейшим образом увязаны с открытием новых возможностей укрепления межнационального согласия, рационального использования потенциалов консолидации различных этносов.

Дальнейшее развитие страны показало объективность данного прогноза. Реформы, проводимые в стране, явились мощным фактором воздействия на эти процессы.

Просветительская функция этносоциологии напрямую связана с выработкой наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах. Результаты прикладных социологических исследований представляют большой интерес не только для учёных, властных структур, но и для широкой общественности. Они требуют высокого профессионального мастерства, гражданской ответственности, социальной чувствительности, чуткости исследователя. Профессионализм достигается в процессе обучения и практической работы. Гражданская ответственность определяется социальной, общественной позицией. Социальная чувствительность заключается в умении находить наиболее значимые проблемы в жизни общества и людей, изучить их для того, чтобы предупредить негативные последствия. Это чувство в сочетании с чуткостью должна быть присуща этносоциологу и при проведении исследования, и при формулировке вопросов, обращенных респонденту.

Роль и значение этнической социологии всё более возрастает на современном этапе развития нашего государства. Изучение и учёт закономерностей влияние этнического фактора (этнической самоидентификации) на весь спектр мотивов, установок, ценностных ориентаций, фактов социального поведения, как отдельного индивида, так и группы, уровень и направленность межэтнических отношений в полиэтнической социальной среде, каковым является Республика Узбекистан, является актуальным предметом эмпирического исследования.

В этих условиях этносоциология должна развиваться не спонтанно и хаотически, а целенаправленно и закономерно, в соответствии с потребностями общества, в результате взаимных усилий представителей многих отраслей науки.

Литература


  1. Каримов И. Предисловие к книге «Идея национальной независимости: основные понятия и ориентиры. – Ташкент: Узбекистон, 2001.

  2. Каримов И. Узбекистан на пороге ХХ1 века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. – Ташкент: Узбекистон, 1997.

  3. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Пер. с англ. – Казань: Изд-во Казанского Университета, 1997.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

  5. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект Пресс, 1999.

  6. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М.,1973.

  7. Бромлей Ю. В., Шкаратан О.И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии \\ Социальная этнография. 1979. №4.

  8. Мнацаканян М.О. Нации и национализма. Социология и психология национальной жизни. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  9. Национальные отношения: Словарь. – М.: ВЛАДОС, 1997.

  10. Садохин А.П. Этнология. – М.: Гардарики, 2001.

  11. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.

  12. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994.

  13. Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований. – М., 1972.

  14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2003.

  15. Холбеков А.Ж. Социология: изохли лугат маълумотнома. –Ташкент: Ибн Сино, 1999.

Вопросы и задания для самоконтроля


  1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этносоциологических исследований в современных условиях?

  2. Что такое объект и предмет науки? Дайте определение объекта и предмета этносоциологии.

  3. Покажите взаимосвязь этносоциологии с другими науками. Чем отличается этносоциология от этнологии, этнопсихологии?

  4. Каковы задачи этносоциологии как науки?

  5. Охарактеризуйте методологические принципы этносоциологии.

  6. Национальные проблемы нашей республики (города, района).

  7. Сформулируйте самые перспективные направления этносоциологических исследований.

  8. Как вы думаете, может ли этническая социология быть самостоятельной отраслью научных знаний.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

2.1. Основные школы и направления изучения наций ХIХ века

Изучение и осмысление этносоциологии невозможно без рассмотрения этнических проблем, содержащихся в различных концепций, школ и направлений. Среди них можно выделить наиболее влиятельные и популярные, давшие свою специфическую интерпретацию многочисленным этнокультурным данным. К их числу следует отнести эволюционизм, социологическую школу, психологические теории.

Какие проблемы исследует этносоциология

Что такое этнос и нация

Какие этносоциальные процессы проходят на территории Украины

16. 1. Предмет и функции этносоциологии, предпосылки ее возникновения

Этнические общности - один из ключевых элементов социальной структуры общества и неотъемлемый фактор социального развития общества. Значимость этнических общностей в общественном прогрессе заключается в том, что во-первых, они являются одними из древнейших социальных образований, во-вторых, представляют собой многочисленные группы индивидов, в-третьих, так как этносы являются носителями специфических социокультурных ценностей, исторического опыта, они играют большую роль в социализации как отдельных индивидов, так и социальных групп, в-четвертых, активно участвуют в политических, культурных, экономических процессах и является, таким образом, одной из важнейших социальных составляющих общества. Поэтому очевидно, что изучение народов и наций как социальных общностей является одним из основных предметов исследований социологической науки. Занимается же анализом закономерностей функционирования этнических сообществ отдельная отрасль социологии - этносоциология.

Этносоциология - относительно молодая отрасль социологических знаний, которая возникла на грани этнографии и социологии. Понятие "этносоциология" происходит от двух слов "этнос" - народ и "социология" - учение об обществе. Таким образом, в буквальном переводе этносоциология означает учение об обществе и место в нем народов.

Этносоциология как отдельная отрасль социологических знаний сформировалась в Германии в 20-30-х pp. XX в. Впервые термин этносоциология ввел в научный оборот немецкий социолог Р. Турнвальда. Основоположником этносоциологии принято считать американского социолога и историка-слависта X. Ситтона-Уотсона, который разработал концепцию этногенеза в доиндустриальном обществе. Основы этносоциологии как отдельной социологической дисциплины заложили также ряд известных исследователей, такие как Б. Андерсон, Э. Гидденс, К. Ясперс, Э. Геллнер, Ф. Тьоннис, Э. Смита др. На территории бывшего СССР она выделяется лишь в шестидесятых pp., Во времена так называемой хрущевской "оттепели". Появление ее связано с необходимостью проникновения в сущность тех общественных явлений, содержание которых в значительной степени определяется этнической спецификой страны или отдельных ее регионов.

В современном обществе интерес к этносоциологии вырос, что объясняется рядом объективных факторов. Один из них - оживление активности отдельных народов и наций, вызванных в первую очередь политическими процессами, в частности, распадом колониальных систем, окончанием холодной войны, разрушением тоталитарных коммунистических режимов в Восточной Европе и развития независимых государств, содействие сохранению и развитию национальных культур и языков отдельных этносов, связанных с демократизацией мирового сообщества. Явление активизации этнических общностей во второй половине XX в. получило общее название в западной социологии - "этнический ренессанс». Зато другой фактор, углубил интерес к этносоциологии - это обострение межэтнических отношений в современном мире, которое привело к межэтническим конфликтам в ряде регионов мира. Это также свидетельствует об активизации этнических сообществ, расширение их участия в современных социальных процессах, поэтому на сегодня этносоциология стала одной из ведущих отраслей социологической науки.

В отличие от этнографии, предметом которой является прежде всего определение количественного состава того или иного этноса, его антропологических особенностей, территории проживания, изучение этнических особенностей материальной и духовной культуры народа, этносоциология изучает этнические общности как социальные образования, как субъекты и объекты социальных отношений. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования и развития этносов, поскольку это дает возможность понять их место в современных общественных процессах. Немало внимания современными учеными предоставляется и исследованию межэтнического взаимодействия, в том числе и межнациональных конфликтов. Изучает этносоциология также влияние этнических сообществ на определенные социальные процессы, существующие в обществе, в частности на социальную структуру общества и социальную стратификацию, использование и распределение трудовых ресурсов, процессы политической жизни - государства, образования и функционирования политических партий, в которых народы и нации является основной социальной базой и тому подобное.

Таким образом, предмет этносоциологии оказывается достаточно объемным, отличным от предмета других наук, которые исследуют этнические сообщества и включает в себя:

Происхождение и развитие этнических общностей;

Влияние этнических сообществ на различные социальные процессы, их роль в общественной жизни;

Динамику изменений в культуре, языке, быте разных этносов;

Социальные связи и социальные отношения, возникающие между этносами, то есть межэтнические отношения.

Отсюда можно сделать вывод, что:

Этносоциология - это отрасль социологических знаний, которая изучает основные тенденции образования и развития этнических общностей, их взаимоотношения между собой, а также механизмы их вхождения в систему социальных отношений.

Как и любая отрасль социологии, этносоциология имеет собственный категориальный аппарат. К основным категориям этой социологической дисциплины относятся племя, народность, народ, нация, межэтническое взаимодействие, национальное сознание, национализм и многие другие. Среди основных функций этносоциологии можно назвать:

Определение и осознание роли этнических сообществ в общественной жизни;

Содействие развитию национального сознания и национальной культуры;

Содействие развитию чувств патриотизма и национального достоинства;

Налаживание механизмов межэтнических отношений и другие.

Начиная с конца восьмидесятых pp. этносоциология как наука формируется и в Украине. Украинский этносоциология сосредоточивает свое внимание на исследовании этнического состава украинского общества, определении статуса украинского этноса и национальных меньшинств, изучении межэтнических отношений в украинском обществе.

Введение

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.

Этническая социология

Предмет и объект этнической социологии

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС.

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения. В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

"Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены", - таким было представление о новой дисциплине.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

(Документ)

  • Евтух В. Этносоциология: объектно-предметное поле и перспективы исследований (Документ)
  • Камышев Э.Н. Социология (Документ)
  • n1.doc

    Глава 1: Предмет, структура, функции и задачи этносоциологии

    В современном научном мышлении сложилось большое разнообразие наук, изучающих феномен этичности и этнических общностей. Каждая из.этих наук имеет собственный подход к изучению общего объекта, свой особый предмет, который не исчерпывает весь объект.

    Термин «этносоциология» впервые появился в трудах немецкого ученого Рихарда Турнвальда, который обосновал необходимость сочетания этнологического и социологического знания и формирования нового научного направления, изучающего структуры и процессы, происходящие как внутри этнических групп, так и между ними.

    Практически первой советской работой в этом направлении была книга, вышедшая в 1984 г., авторы которой обозначили такое расширительное объяснение цели этносоциологии как изучение «этнического в социальном и социального в этническом».

    В отечественной научной литературе сегодня существует множество различных толкований термина «этносоциология» и того, что составляет предмет данной науки: от полного отказа признать этническую социологию до отождествления ее с социологией, от признания ее лишь прикладной политологической дисциплиной до редуцирования к этнологии.

    В коллективной работе группы ученых Института этнологии и антропологии РАН, посвященной исследованию этносоциологических проблем русского народа, утверждается, что главный предмет этносоциологии составляет «современная жизнь пародов: их социальная структура и мобильность, перемещения, социальные аспекты их трудовой, культурной и бытовой жизнедеятельности, этнические особенности психологии и межнациональные отношения».

    Новый, более конкретизированный ответ на вопрос, что составляет предмет этнической социологии, уже известные нам ученые Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева и А.А. Сусоколов дают в книге «Этносоциология», вышедшей в 1998 г. В ней отмечается, что предметная область этносоциологических исследований весьма широка, что предмет этносоциологии - это «изучение социальных аспектов развития и формирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти труппы, и социальной среды».

    Чтобы ясно сформулировать предмет этносоциологии, необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о междисциплинарном характере этой науки. Этот характер подтверждается всем процессом зарождения, становления и развития науки, в чем мы будем убеждаться в последующих главах учебника.

    Дисциплинарная сущность двух наук - этнологии и социологии вполне очевидна. В самом широком смысле социология изучает общество как социальную систему, ее функционирование и развитие, а также ее составные элементы: личность, социальные общности, институты. А этнология (или этнография) изучает и объясняет этнографическую картину мира, различные проблемы этнических общностей, народов.

    Итак, социальные общности самого различного порядка входят в предмет социологии, а к многообразным общностям относятся и этнические общности, которые изучаются этнологами, этнографами. Но, как мы знаем, существует глубокое различие между социологией и этнологией. Если перефразировать Дж. Смелзера, то можно сказать, что этнологи и социологи «задаются разными вопросами». Но при этом этнологи учитывают общесоциологические закономерности, а социологи нередко работают в предметном поле этнологии. Так появляется область единства этнологического и социологического знания, их взаимодействия. Здесь преодолевается некоторая ограниченность познавательных возможностей двух наук, каждая из которых в отдельности не может претендовать на всеобщий социологический анализ этнонациональной проблематики. Так социология и этнология становятся генетической «колыбелью» для этносоциологии. Собственный предмет и статус этносоциологии отличают ее как от наук, из которых она возникла, так и от тех, с которыми она соприкасается.

    Рассмотрим взаимоотношения этносоциологии со множеством областей знания, объектом которых являются этнические образования, проблемы этничности, где предметные поля пересекаются.*

    Каждая из научных дисциплин, имеющих префикс «этно» и занимающихся изучением этнических общностей и процессов, обладает собственным предметом исследования. Этнопсихология изучает психологическое своеобразие различных народов. Этноэкология исследует особенности взаимодействия различных этносов и природной среды. Этнополитология рассматривает влияние этничности на политический выбор. Этнолингвистика связывает языкознание и этнографию по таким важным направлениям, как язык и этнос. Этноархеология изучает материальную культуру народов. Этноистория занимается проблемами этногенеза, происхождения народов и процессов их формирования.

    В современной западной социологии возникла этнометодология («people"s methods», т.е. «методы людей»), основоположником которой является американский ученый Г. Гарфинкель. С помощью методов этнографии и социальной антропологии этнометодология разрабатывает свои концепции па материале «примитивных» культур и этнических общин. Основное внимание уделяется выявлению универсальных социальных структур, определяющих человеческое знание. Методы исследования антропологией «примитивных» общин распространяются на изучение всех социальных и культурных явлений. Основанная Г. Гарфинкелем наука претендует на роль метанауки, на статус общей методологии социальных наук. Так, сравнительные исследования глубинных структур повседневных, обыденных побуждений и поступков людей, принадлежащих различным этническим общинам, встали перед проблемой преодоления отрыва своей теории от практики, т.к. их теоретические построения оказались исключительно в кругу собственных понятий и искажали обыденную практику, игнорируя социальные факторы, влияющие на поступки людей. Хотя следует признать, что этнометодологи ведут поиск в важной области социальной реальности исследования того, как люди конструируют эту реальность.

    Таким образом, каждая из вышеназванных дисциплин отличается своим предметом исследования, своим местом в системе научного знания. В своих предметных областях они различаются теми или иными аспектами этнонациональной проблематики. Конечно, они используют выводы и исследовательские результаты друг друга. Это относится и к этносоциологии. Взаимоотношения и взаимодействия ее с другими науками не делают «размытыми» паши представления о предмете этносоциологии.

    Предметом этносоциологии являются социологически релевантные связи, отношения, структуры, существующие внутри этнических общностей и при их взаимодействии. Этносоциологию можно назвать социологическим, стереоскопическим видением этнонациональной проблематики. В самом широком смысле этносоциология является, с одной стороны, рациональным социологическим способом изучения этнонациональной структуры общества, а с другой стороны - теоретическим выражением множества концепций, отражающих различные позиции и взгляды на эти самые социологически значимые связи, явления, процессы, взаимодействия, которые трактуются как биологические, психологические, социальные или политические реальности.

    Исходя из того, что социально-гуманитарные науки - это науки о человеке и «человеческом мире», а не только - о системах, структурах и процессах, можно сказать, что этносоциология изучает человека как носителя этничности* , взаимодействующего с социальной средой. Этносоциология изучает коммуникации homo ethnikos (человека этнического) и общества, взаимосвязь этнической идентичности и социального поведения человека.

    Среди иных социальных групп этнические общности отличаются относительной устойчивостью. Этносоциология рассматривает их как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно - эволюционно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.

    В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде.

    Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Еe называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.

    Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных. Важно отметить, что проведение жесткой границы между теоретическими и прикладными исследованиями неприемлемо для этносоциологии, в которой ни теория, ни эмпирика сами по себе не имеют ценного значения. Также напрасно опасаться, что этносоциология может претендовать на роль метаметодологической основы для других наук, в предметную область которых входят различные аспекты изучаемых ею связей, структур и процессов.

    Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.

    Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Феномен этничности и межэтнических отношений, проблемы этнической идентичности и этнической стратификации, проявления расизма, этноцентризма и национализма затрагивают весьма рецептивную сторону жизни людей. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке, способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.

    Таким образом, изложенное понимание предмета, структуры, задач и функций этносоциологии позволяет придти к выводу о том, что именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека. Методология этносоциологических исследований представляет совокупность подходов. Это дает оппонентам аргумент для критики этносоциологии как полноценной научной дисциплины, обладающей собственными методами исследования. Однако именно амбивалентный характер этносоциологии обуславливает отказ от монизма в использовании методов. Естественно, что она основывается на общих аналитических методах, наиболее широко применяемых социологией. Это проведение системного анализа, формирования информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой, выработка практических предложений и рекомендаций. В прикладных исследованиях могут использоваться такие методы, как исторические, лингвистические, археологические, так и «включенное наблюдение». Это и кросс-культурный анализ, опросы, анкетирование, статистика, контент - анализ прессы и литературы, математическо-статистические методы и т.д.

    Множественность методов помогает достигать широты подхода и учета различных альтернатив. И хотя нередко платой за широту подходов становятся проблемы, которые возникают на пути приведения этносоциологических понятий к строгим теоретическим канонам в силу большого числа изучаемых переменных, все же именно различные конфигурации методов подтверждают всеобщность знания. Такой плюрализм позволяет, по выражению де Сантоса, ставить научные вопросы на разных языках.

    Методология этносоциологии не сводится только лишь к совокупности методов и принципов подхода к изучению

    этносоциологических фактов и явлений, она включает в себя также различные теоретические парадигмы - функционалистскую культурологическую, интеракционистскую, психологическую, комммуникативную и др.

    Самоопределение этносоциологии в ее предмете и всей атрибутике как науки - это процесс длительный, вариативный идаже противоречивый. В нашей стране теоретические и методологические проблемы этносоциологии имеют большую сложную историю вмешательства политики и идеологии в ход научных дискуссий и долгого господства однолинейно-детерминистского, классово-экономического подхода. Более подробно этот вопрос будет рассматриваться в третьей главе.

    По целому ряду существенных вопросов этносоциология в нашей стране имеет свои особенности, что сильно отличает ее oт соответствующего научного направления в социологии в других странах. Немецкие этносоциологи, давшие название научной дисциплине, концентрируют внимание на двух формам «общественных конфигураций»: социально-организаторских догосударственных обществах и социокультурных группах, включенных в государственные союзы. В Англии и Франции научное направление, названное Р. Турнвальдом «этносоциология». существует в рамках «социальной антропологии», которой более присуще изучение «примитивных» культур и традиционных общественных систем. В США первые этносоциологические исследования были обобщены У. Томасом и Ф. Знанецким в ставшей классической для американской социологии работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В современной американской науке получили развитие «культурная антропология», для которой характерно тяготение к слиянию с социальной антропологией, а также «социология развития», изучающая этнические общности в развивающихся странах. Проблемы межэтнических взаимодействий в современных обществах исследуются в рамках «социологии межэтнических отношений».

    Несмотря мощные интеграционные тенденции, доминирующие в современном мире, например создание. Европейского. Союза, национальная проблематика продолжает находиться в центре внимания политиков и ученых. Виникают во новые национальные государства (и6 независимых государств на месте. СССР,. Чехия и. Словакия вместо. Чехословакии, новые республики вместо бывшей. Югославии), отыскивают свое национальные корни, возрождаю во язык, историю, культуру, а значит - стремятся получить политическую, экономическую или национально-культурную автономию такие народы, как: валлийцы и шотландцы в. Великобритании; корсиканцы и бретонцы во. Фр. Анцио; баски и каталонцы в. Испании. Примеры можно продолжать. Сегодня мы являемся свидетелями того, что ощущение людьми своей этнической принадлежности, своей культурной уникальности самом деле неистребима. Ани к ласова, ни профессиональная, ни одна другая социальная принадлежность не способна вытеснить из сознания представление о ее национальной принадлежности и интересы собственной этнической сообществноти.

    Потребности людей в социологических знаниях, отражающих реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознания, межэтнических отношениях, призвана удовлетворять этносоциология

    641 объект и предмет этносоциологии

    Этносоциология (от гр - народ), или социология межнациональных отношений, в последние годы превратилась в один из самых популярных направлений социологической науки. Повсеместное пробуждение к жизни национальной них идей диктует необходимость усиления внимания к источников и движущих сил тех сложных и противоречивых процессов, протекающих в сфере межнациональных относиин.

    . Этносоциология - это специальная социологическая теория, которая изучает происхождение, сущность, функции и общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследований

    Этносоциология пытается раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, обычаев, обрядов, межличностных национальных отношений, выявить национальные особенности те таких явлений и процессов как урбанизация, способы демографического и социального воспроизводства т.д.. То есть, этносоциология - это наука, которая, главным образом, занимается сравнительными исследованиями этнических декабря уп, акцентируя внимание на методах социологии (опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент) и систематизируя различные подходы к этнонациональной сферы общественной жизния.

    Объектом. Этносоциология есть люди, которые составляют различные социально-этнические сообщества, представлены в различных социально-этнических организациях и институтах и??которые выступают действующими лицами в событиях, явлениях и процессах социально-этнического характер.

    Предметом этносоциологии является совокупность социально-национальных отношений, возникающих между представителями различных социально-этнических групп, сообществ в процессе их создания, жизнедеятельности и развития. К п предметной области этносоциологии относятся такие основные темы, как: влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения, социальная детерминированность национального самосознания и между национальных отношений; межэтнические конфликты; национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах; специфика отраслевой и профессиональной за йнятости этносоциальных групп; этноязыковых процессы тощо.

    Как отдельная отрасль социологического знания этносоциология начала формироваться в 20-30-х гг XX в в. Западной. Европе и. США. Одной из первых монографий, исследовала проблемы этносоциологии считают класич. ЧНУ работу. Уильяма. Томаса и. Флориана. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке"(1918-1920). У истоков новой отрасли социологии стояли также такие ученые - немецкий исследователь. Рихард. Турнвальдом американский социолог. Хью. Сетон-Уотсон и другие. Сначала они акцентировали внимание на изучении проблем интеграции в до-индустриальных обществах, связывая ее с процессом консолидации моральных ценностей ей в пределах отдельных групп, в том числе этнических. Но со временем выяснилось, что процесс индустриализации и связанные с ним урбанизация и распространение городского образа жизни не уменьшают роли этничности, а наоборот - усиливают ее. Это побудило особый интерес к изучению этнонациональной сферы жизни обществжиття суспільства.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!