Почему в америке много негров. Когда в Америке появился первый негр? Нам это надо

Грядущие полвека пройдут под знамением Азии, которая станет следующим экономическим и культурным центром мира. Африка тоже успеет сказать свое веское слово, но не столько в культурном плане, сколько в численности населения: три страны на этом континенте войдут в десятку самых густонаселенных уже к 2050 году.

Крупнейшая из них - Нигерия - всего на миллион человек будет отставать от США, а Конго и Эфиопия вытеснят Россию и Мексику с 9 и 10-го мест в списке. Всего на Земле будут жить почти на 2,5 миллиарда больше человек, чем в 2015 году. К таким выводам пришли аналитики американского Информационного бюро по проблемам народонаселения (PRB).

Ключ к разгадке - дети. В то время как развитые страны борются со старением населения, в Африке - бум рождаемости. В лидерах - Нигер, Южный Судан, Конго, Сомали и Чад. Свой вклад в это вносит и тот факт, что в подобных странах падает уровень смертности благодаря развитию здравоохранения, заметил вице-президент PRB Питер Гольдштейн. Аналитики ожидают, что через 35 лет рожденные сегодня дети будут здоровее и лучше обеспечены.

Рокировка произошла и на первых позициях рейтинга. Если сегодня пальма первенства у Китая, то к 2050 году она отойдет Индии. "В последние несколько десятилетий китайцы сосредоточились на снижении уровня рождаемости, а в Индии прирост стабилен и не ограничен буквой закона", - объясняет Гольдштейн.

Похожие цифры озвучивали ранее и в ООН. Там полагают, что к 2050-му население Земли увеличится до 9,7 миллиарда человек. Ждать обратного движения можно лишь в том случае, если в странах Африки южнее Сахары упадет уровень рождаемости.

Прекрасный пол остается ключевым барометром благополучия семьи, поэтому крайне важно соблюдать права женщин и расширять их, пишут исследователи PRB. "Мы видим огромный прогресс, но остаются препятствия в критически важных для женщин областях. Им необходимы гарантии или, можно сказать, некое вознаграждение, выраженное в равноправии с мужчинами", - уверен главный исполнительный директор бюро Джефф Джордан.

Инфографика:

Но это не означает, что чем больше прав у женщин, тем больше они будут рожать. В менее развитых странах сегодня проживает львиная доля населения Земли - более 6 миллиардов, а на развитые приходится лишь 1,254 миллиарда. Более чем в 40 странах, подавляющее большинство которых в Африке, через 35 лет удвоится население, а в 34 государствах оно, напротив, сократится. К примеру, японцев станет меньше на 30 миллионов человек, а Латвия потеряет почти треть населения.

Не последнюю роль в этом играет средняя продолжительность жизни женщин. По оценкам PRB, сегодня они живут 73 года, а мужчины - 69 лет. Чем богаче страна и выше уровень медицины, тем выше эти показатели. В более развитых странах женщины живут в среднем 82 года, а в южно-африканском Лесото - 46 лет.

В странах Африки не только проблемы с медпомощью, но и с занятостью. Там лишь 30 процентов женщин не работают в поле, в то время как в Европе, США и Канаде - почти половина. Самый высокий уровень занятости в несельскохозяйственных областях у Молдовы - 55 процентов.

А как у нас?

Сегодня в России проживает 144,3 миллиона человек, но уже через 15 лет ее население сократится на четыре миллиона, а к 2050-му - еще на шесть, до 134,2 миллиона человек.

Пока численность детей младше 16 лет в стране составляет 16 процентов, старше 65 - 13 процентов. Эти показатели, к примеру, в Нигерии совсем иные: 43 процента детей против трех процентов людей преклонного возраста. Но есть и куда более высокая разница, которая приходится на западно-африканский Нигер: 52 процента против четырех, подсчитали в PRB.

Так ли критичны эти выводы для России? Директор Института демографии НИУ "Высшая школа экономики" Анатолий Вишневский считает, что бюро не открыло Америку: потенциальный тренд на превышение смертности над рождаемостью прослеживается, но этому есть объяснение. "Мы выйдем из топ-10, это точно, но не потому, что у нас якобы все плохо, а потому, что другие страны растут быстрее, - рассудил он. - В России в ближайшие годы будет мало женщин фертильного возраста, так как рождаемость в 1990-е была низкой".

Один из ресурсов, который помогает сохранить прирост, - это миграция. Но мы не можем встретить всех иностранцев хлебом-солью, так как нужно бесконфликтно интегрировать приезжих в правовую и соцсреду. Когда же на Земле станет 80 процентов азиатов и африканцев, национальный состав всех стран, включая Россию, сильно разбавится, заключает Анатолий Вишневский.

Пример - Франция, где проживает более 64 миллионов человек. Порядка пяти миллионов - иностранцы, из которых половина - выходцы из Африки. Остальная часть - жители других европейских стран и азиаты.

Инфографика: РГ / Мария Пахмутова / Екатерина Добрынина / Александра Воздвиженская

Из-за резкого повышения рождаемости в Африке население в мире к концу века достигнет почти одиннадцать миллиардов. Большинство - будет чернокожее население.

К такому выводу пришли ученые из Университета Вашингтона. Эти показатели значительно превысили предыдущие прогнозы. Ожидалось, что на бедном континенте, где отсутствует полноправная медицина, плохие условия проживания и питания женщины не будут рожать много. Но на самом деле африканские женщины за свою жизнь рожают более пяти детей.

Нынешнее количество африканского населения составляет около 1,1 млрд. и в настоящее время ожидается, что к 2100 году оно достигнет 4,2 млрд. – это увеличение почти в четыре раза.

Профессор Адриан Рафтери из Университета Вашингтона, сказал: «Снижение рождаемости в Африке замедлилось в большей степени, чем мы прогнозировали ранее, и в результате прогноз показывает, что численность африканского населения будет расти высокими темпами» .

Исследование показывает, что в 2050 году один из трех родившихся детей будет чернокожим. В других регионах мира серьезных изменений по рождаемости населения не ожидается. Европу ожидает небольшое снижение рождаемости, в других странах по всему миру можно увидеть незначительное увеличение количества населения за счет увеличения продолжительности жизни.

Африка считается самым молодым континентом. В Уганде, Мали, Нигерии около 50% население в возрасте до 14 лет. Они будут создавать семьи и рожать большое количество детей, зная, что есть риск, что многие из них не доживут до взрослого возраста.

Высокая рождаемость в Африке на фоне негативных условий для проживания, бедности и отсутствия достаточного количества пищи и воды станет причиной массовой миграции африканского населения на другие континенты. Соответственно там будут рождаться и дети у родителей смешанных рас. Генетическое преобладание черной кожи ускорит изменение цвета кожи всего населения планеты.

Такие данные показывают, что в мире должны пересмотреть политику народонаселения, расширить образование девочек, принять меры по планированию семьи, чтобы избежать быстрого роста африканского населения.
В США уже сегодня задумываются о будущем населении страны. Согласно последним данным бюро переписи населения, к 2043 году белые американцы перестанут составлять большинство населения США. Их вытеснят потомки латиноамериканских иммигрантов и афроамериканцы.

К 2060 году общее количество граждан США достигнет 420,3 миллиона человек. При этом белые будут составлять 43 % граждан, латиноамериканцы - 31 %, афроамериканцы - 14,7 %, азиаты -8%.

Кандидат в президенты США Дональд Трамп в одном из своих очередных выступлений коснулся темы социального положения афроамериканского населения. Так, он подчеркнул, что афроамериканцы живут в нищете, а школы, в которых обучают афроамериканских детей, «никуда не годятся». Хиллари Клинтон в случае своей победы на президентских выборах скорее обеспечит рабочими местами беженцев из стран Ближнего Востока, чем афроамериканцев, которые «стали беженцами в собственной стране».

Конечно, слова Дональда Трампа - это всего лишь слова. В попытке обрести поддержку афроамериканских избирателей, Трамп будет и далее обещать им улучшить жизнь в случае победы на выборах. Но, что касается социального положения афроамериканского населения, то здесь в истинности слов мистера Трампа сомневаться не приходится. Афроамериканцы действительно являются социально ущемленной группой американского населения - и это при том, что они не иммигранты, не переселенцы и не беженцы.

Несмотря на то, что в Соединенных Штатах всячески декларируется равенство белого и чернокожего населения, социально-экономическое положение афроамериканцев от этого практически не изменяется. Более того, меры по «ликвидации дискриминации» носят практически исключительно информационно-пропагандистский характер. К примеру, употребление слова «негр» в США стало трактоваться практически как преступление, как дискриминация чернокожих, но в то же время миллионы афроамериканцев проживают в тотальной бедности и для того, чтобы вытащить их из этого состояния американскими властями не предпринимается никаких шагов. Можно снять тысячи фильмов с положительным чернокожим героем, ввести в школьные программы специальные курсы толерантности, даже сделать чернокожего президентом страны - но в отсутствие реальных мер по ликвидации безработицы, повышению уровня образования, увеличению заработных плат все эти пропагандистские шаги оборачиваются лишь пустым сотрясанием воздуха. Между чернокожим президентом Бараком Обамой и миллионными массами социально-депривированного населения американских городов нет никакой взаимосвязи. Некоторые эксперты говорят о современной американской политике в отношении негритянского населения как о «позитивной дискриминации». Теперь о дискриминации негров в США предпочитают не говорить, игнорируя сам факт глубочайших социальных и экономических проблем, которые связаны с положением афроамериканского населения страны.

Одно из важнейших проявлений подлинного социального положения афроамериканцев в США - экономическое неравенство. До сих пор афроамериканцы в среднем куда беднее, чем представители других этнических и расовых групп американского населения. Это обусловлено консервацией бедности в афроамериканских общинах. Бедность передается по наследству, бедность затягивает, становится важнейшим препятствием социальной мобильности. Многие афроамериканцы добились в США успеха - они присутствуют в политике, в бизнесе, в спорте, в культуре. Но большинство афроамериканцев страны все равно остаются намного беднее, чем белые. Причем бедность афроамериканского населения растет, а не уменьшается. Этому способствует и специфика развития американской экономики. По мере снижения потребностей рынка в неквалифицированной рабочей силе все больше афроамериканцев, не имеющих нормального образования, остаются в разряде вечных безработных. Если в 2000 г. медианный доход афроамериканского домохозяйства составлял 64% от дохода домохозяйства белых американцев, то спустя одиннадцать лет, в 2011 году, он составлял уже 58% от медианного дохода белого домохозяйства. То есть, доход афроамериканского населения в среднем сократился на 6%. За четыре года, с 2005 по 2009 гг., увеличился и разрыв в финансовом благосостоянии афроамериканцев и белых. Если в 2005 г. афроамериканцы имели в одиннадцать раз меньшие активы, чем белые, то в 2009 г. - уже в двадцать раз меньшие активы.

Тотальная бедность вынуждает многих афроамериканцев зависеть от социальной помощи со стороны государства и благотворительных организаций. В то же время, стоит развеять иллюзии некоторых россиян, считающих, что размеры социальной помощи в США очень значительны, а большинство афроамериканцев живут именно «на пособия». Это не более, чем домыслы. В конечном итоге, выгодные как раз американскому руководству, поскольку вся полнота ответственности за социальное и экономическое положение чернокожего населения в этом случае перекладывается с государства на самих афроамериканцев - мол, государство делает все, что может, платит пособия, а чернокожие сами ленятся и не хотят работать. На самом деле, в США получает безвозмездную социальную помощь примерно 14 миллионов человек. Из них 65% составляют дети и подростки. То есть две трети социальной помощи приходится на помощь детям из малообеспеченных семей. Собственно говоря, а на что еще могут жить дети, как не на пособия, если их родители или отсутствуют, или не в состоянии заработать? Большую часть из оставшихся 35% получателей социальной помощи составляют женщины. Причем это далеко не только афроамериканки, но и белые. Белых даже больше - 38% против 37% афроамериканцев. Оставшиеся получатели социальной помощи - представители других расовых и этнических групп, включая латиноамериканцев, азиатов, индейцев.

Экономическое неравенство афроамериканцев усугубляется социальным неравенством. В свое время известный французский социолог Пьер Бурдье писал о трех видах капитала - экономическом, социальном и культурном. Социальный и культурный капиталы не менее важны, поскольку именно обладание ими позволяет семьям обеспечивать образование и карьеру своим детям. У афроамериканского населения США, за редкими исключениями, социальный и культурный капиталы минимальны. В наши дни свыше 70% афроамериканских детей рождаются вне официального брака. Понятно, что большинство из них затем воспитывается в неполных семьях, где единственный кормилец - мать. Для сравнения - только 25% белых детей рождается вне официального брака. Естественно, что уже одно это обстоятельство оказывает огромное влияние на социальное положение афроамериканского населения, определяя будущее большинства детей внизу социальной иерархии американского общества.

Социальное неравенство афроамериканцев и белых является закономерным следствием дискриминационной политики, осуществлявшейся в первой половине ХХ века. Ведь отмена сегрегации в США произошла только в 1960-е годы, и то благодаря активному общественному движению с одной стороны, и сложной международной ситуации с другой стороны. В стране, которая сегодня пытается выдавать себя за оплот мировой демократии, еще несколько десятилетий назад существовало официально подтвержденное неравенство прав представителей различных рас. До сих пор белые и черные американцы считают себя представителями разных социальных групп. У афроамериканцев - собственная идентичность, которая в некоторых аспектах не только не пересекается с идентичностью общеамериканской, но и противоречит ей. Чего стоит, к примеру, массовое распространение среди чернокожих американцев ислама. В какой-то степени принятие ислама рассматривалось многими афроамериканцами как способ подчеркнуть свою «инаковость», принадлежность не к миру европейской культуры, ассоциировавшейся с христианством, а к афро-арабскому миру. Однако, большинство афроамериканцев все же исповедует христианство, правда многие из них принадлежат к сугубо афроамериканским церковным общинам, которые также практически не пересекаются с миром «белых».

Для афроамериканской культуры характерно подчеркивание отличий афроамериканцев от белых. В определенной степени мы имеем дело с «расизмом наоборот». Идеологи афроамериканских общественно-политических движений еще в первой половине - середине ХХ в. пытались разработать собственные концепции, объяснявшие отличия черных от белых и даже некоторое превосходство черных над белыми. Африканцам предписывалась большая чувственность, интуитивность, в отличие от представителей европеоидной расы. В период деколонизации Африканского континента идеи «африканской исключительности» были подняты на щит многими политиками, пришедшими к власти в африканских странах. Эти идеи, в частности, предполагают и критическое отношение к достижениям европейской цивилизации, которая рассматривается как менее гуманная, чем цивилизации Африканского континента. Конечно, обитатели афроамериканских «гетто» в Соединенных Штатах не задумываются о столь высоких материях, но линию отличия от белых они проводят достаточно четко. К примеру, в среде афроамериканских подростков не пользуется популярностью образ школьного отличника, парня или девушки, корпящего над учебниками и связывающего свою дальнейшую деятельность с умственным трудом.

У афроамериканских подростков большей популярностью пользуется другая модель достижения успеха в жизни, связанная в лучшем случае со спортивной или музыкальной карьерой, а в худшем - просто с криминалом. Многие афроамериканские дети, даже способные от рождения, намеренно не проявляют прилежания в учебе, чтобы не выделяться из общей афроамериканской среды и не вступать в конфликт с другими чернокожими. Об этом, в частности, писал Джордж Акерлоф в работе «Экономика идентичности». Но если белого Акерлофа еще можно было упрекнуть в тенденциозности, то как быть с выводами другого исследователя - нигерийского социолога Джона Огбу, перебравшегося в США и устроившегося преподавать в университет Беркли в Калифорнии? Огбу даже ввел термин - «синдром плохого прилежания», которым он характеризует отношение афроамериканских детей к учебе. Причем не стремятся учиться даже дети из статусных и богатых афроамериканских семей, посещающие престижные школы, в которых учатся представители самых разных расовых и этнических групп. Свою роль в закреплении такого отношения к учебе сыграла и «позитивная дискриминация» - такие дети рассчитывают поступить в колледжи и вузы по льготам, существующим для афроамериканцев, не прилагая особых усилий. Получается, что если так рассуждают дети афроамериканской интеллигенции, то что говорить о детях трущоб?

Экономическое и социальное неравенство сочетаются с социальной депривацией афроамериканского населения страны. Как известно, в процентном соотношении наиболее высока доля негритянского населения в южных штатах, когда-то бывших цитаделями плантационного рабовладения. До сих пор очень многочисленно афроамериканское население в таких штатах как Южная Каролина, Миссисипи, Луизиана, которые считаются наиболее «черными» штатами США. Но внушительное количество афроамериканцев проживает и в крупных городах страны, прежде всего в Нью-Йорке. В местах компактного проживания афроамериканцев социологи отмечают намного худший уровень жизни, чем в районах проживания белых американцев. «Негритянские кварталы» по сути, являются социальными гетто, в которых процветают тотальная бедность, вызванная безработицей, уличная преступность, наркомания и наркоторговля, алкоголизм, проституция.

В свое время американское правительство попыталось решить проблемы трущоб, в которых проживали афроамериканцы, и приступило к строительству новых жилых массивов. Однако, многоэтажные районы, населенные афроамериканцами, превратились в еще более худшие гетто, чем старые трущобы. Социолог Садхир Венкатеш отмечает, что планы по повышению уровня жизни афроамериканского населения фактически провалились. В жилых массивах, где проживают афроамериканцы, главными проблемами стали: перенаселенность квартир, плохая и выходящая из строя инфраструктура коммунального хозяйства, массовая бедность на грани нищеты. Разумеется, в новых районах также отмечается высокий уровень преступности и наркомании.

Социальное неравенство афроамериканского населения наглядно проявляется и в сфере здравоохранения. Поскольку большинство афроамериканцев принадлежат к низшим социальным слоям, у них просто нет денег для заботы о своем здоровье. Плюс к тому образ жизни, который ведут афроамериканцы, отнюдь не способствует улучшению медицинских показателей. Средняя продолжительность жизни афроамериканских мужчин и женщин ниже на 5-7 лет, чем средняя продолжительность жизни белых американцев. Среди афроамериканцев гораздо больше распространены такие болезни как диабет и гипертония. Свыше 30% афроамериканских мужчин и свыше 41% женщин страдают от ожирения, что свидетельствует о низкокачественном и неправильном питании. Что касается уровня распространения СПИДа среди афроамериканского населения, то он приближается к уровню африканских стран. Афроамериканцы составляют 48% больных СПИДом, при том, что в общей структуре населения США доля афроамериканцев составляет 12,6%. Стоит ли говорить о том, что качественные медицинские услуги для подавляющего большинства афроамериканцев просто недоступны ввиду их высокой стоимости, да и не выработана в афроамериканских гетто культура заботы о своем здоровье. Несмотря на то, что в афроамериканских семьях достаточно высокий уровень рождаемости, кризис семейных ценностей в «черной» Америке проявляется гораздо более явно. Огромное количество детей, как мы уже отметили выше, рождается вне брака, фактически типичная афроамериканская семья это мать и дети или бабушка, мать и дети.

Периодически в США вспыхивают настоящие восстания афроамериканцев, поводом к которым, как правило, служит жестокость, проявленная полицейскими. Как правило, государство решает вопросы подавления таких выступлений жестко и оперативно, не гнушаясь применять военную силу, включая и ввод танков на улицы бунтующих городов. При этом, разумеется, про псевдодемократическую демагогию, применяющуюся в отношении других стран, американские власти в таких ситуациях забывают напрочь. Однако, силовое подавление протестных выступлений не означает, что проблему социального и экономического неравенства афроамериканцев можно решить таким путем. Наоборот, положение афроамериканского населения имеет очевидную тенденцию к постепенному ухудшению, что будет особенно заметно спустя годы, учитывая более высокий уровень рождаемости.

Привет, дорогие любители интересных фактов. Сегодня мы подробно разберем, почему у негров большой детородный орган. Этот вопрос часто муссируется на всевозможных интернет-ресурсах, посвященных темам и медицины. Действительно, почему представители негроидной расы могут похвастаться более внушительными «достоинствами», чем их белые собратья?

Откуда ноги растут

Тема размера пениса вызывает много споров. Заинтересованное сообщество при этом делится на две части. Одни господа утверждают, что рассказы о присущем африканцам «гигантизме» - не более чем мифы. Вопрос уж больно интригующий. Вот и появляется много сплетен и выдумок, одна другой фантастичнее.

Любители фильмов для взрослых , сравнив параметры бело- и чернокожих актеров, склоняются к противоположному мнению. Европейцев их относительно скромные размеры совсем не утешают, а скорее наоборот.Многих европейцев буквально опустошал тот факт, что у негров больше, чем у белых. Тот же, кто бывал в азиатских странах и мог созерцать местных мужчин «во всей красе», утверждает, что грустить белым парням совершенно не о чем.

Ажиотаж вокруг размера пениса возник не с момента расцвета порноиндустрии , предоставившей зрителям разных стран возможность сравнивать. Все началось гораздо раньше и по другому поводу.

Белое рабство

Ревнивое и завистливое сравнение половых органов возникло еще в эпоху колонизации и христианизации Африки. Прибывая к новым берегам, белые идальго Старого Света были поражены открывшейся картине. Оказалось, что проживающие в гуще материка туземцы обладали пенисами весьма солидных размеров.

Историки, изучающие юг США до Гражданской войны, считают: физические данные черных рабов - которых как раз и вывозили из Африки - внушали их хозяевам неподдельный ужас. Этим частично и объясняется жестокость многих рабовладельцев. Гораздо проще гнобить раба-гиганта, чем постоянно ждать измены с ним родной жены (что случалось не так уж редко).

Белые покорители новых материков попали в рабство собственных стереотипов и неумолимых законов природы. Выносливый чернокожий мужчина с большим «достоинством» - сильный соперник в борьбе за внимание не избалованных сексуальным разнообразием южанок. В Европе в то время царили пуританские нравы, и девушки-аристократки воспитывались очень строго.

С линейкой по миру

Спорить о том, особо крупные у африканцев члены или нет, можно до бесконечности. Истины ради стоить познакомиться со статистическими данными. Вопросом размера пенисов у представителей разных наций занимались многие исследователи.

В 2005 году известный Институт Мужского Здоровья (Томск) опубликовал результаты необычного опроса. В нем приняло участие около 6 тысяч мужчин разной национальности. Исследование проводилось в странах, которые раньше входили в состав СССР.

Медики выяснили, что обладатели самых крупных детородных органов живут на юге СНГ, в Грузии. Средняя длина члена здесь равна 17,6 см. На втором месте - россияне и украинцы с показателем 16,2 см. Совсем немного от них отстали прибалтийцы (16 см).

В мировых масштабах исследование проводилось разными учеными. Полученные ими данные были собраны и систематизированы Суджатой Гундерсен , исследовательницей сирийского происхождения. Результаты этой работы дама представила в виде уникальной в своем роде карты размеров пенисов, которая была выложена на платформе Target Map .

Неумолимая статистика

Победу в этом негласном международном соревновании одержали исключительно одаренные от природы джентльмены Демократической Республики Конго. Средняя длина возбужденного пениса здесь равна 17,9 см. При этом обладатели 20-тисантиметрового органа встречаются довольно часто.

Всего на 0,1-0,2 см им уступают габонцы и гвинейцы. В целом, самые крупные детородные органы природа подарила темнокожим мужчинам Центральной Америки, Бразилии и Африки (17,9-16,1 см). На втором месте расположились канадцы, аргентинцы, арабы и, как ни странно, жители холодной Гренландии (14,8 см).

Средний параметр 13,4 см зафиксирован в США, России и Австралии. Совсем не повезло индийцам, китайцам и индонезийским аборигенам (10-11 см). Так что слухи о королевских размерах детородных органов чернокожих мужчин - совсем не выдумки.

Почему размер полового члена у негров больше?

Ученые считают, что причина бурного роста некоторых частей тела африканцев или афроамериканцев кроется в совокупности факторов. Влияют на него генетика, рацион питания, культурные особенности и - в меньшей мере - климат.

Сверившись с картой Гундерсен , нетрудно заметить, что мужчины с большими пенисами проживают ближе к экватору. Здесь и потеплее, и темперамент у местных жителей «позабористей». Жара способствует бурлению крови в венах и росту всего, что может расти.

С другой стороны, почему индийцы и индонезийцы - тоже южане - так скромно одарены? Ведь они живут в тех же широтах, что и «крупногабаритные» африканцы. Вывод напрашивается сам собой: климат не является решающим фактором, когда дело касается полового члена. Даже в скованной льдами Гренландии пенисы у парней на 3-4 см длиннее, чем у жителей Китая, Таиланда и Индии.

Много мяса - много секса

Именно такова зависимость между описанными мужскими параметрами и рационом питания. Этим и объясняется разница между мужчинами из Африки и той же Индии. Экваториальные языческие племена тысячелетиями жили охотой. Землепашцев в дебрях Африки не встретишь.

Население здесь взращено на мясе только что убитой дичи, которой ввиду благоприятного климата всегда полно. Качественный животный белок - отличный строительный материал для органов и тканей. Так почему бы и мужчинам здесь не быть одаренными в физическом смысле?

В Индии и Китае совсем другая история. В этой части земного шара родились такие мировые религии, как буддизм и индуизм. Пока африканцы охотились на макак, диких свиней и своих соседей, индийцы и тибетцы проповедовали любовь ко всем населяющим планету живым существам.

Тибет - колыбель гуманизма, поисков духовной истины и, конечно же, вегетарианства. Растительная пища прекрасно очищает организм, способствует духовному просветлению и спокойствию, но точно не дарит физическую мощь.

На вегетарианскую диету население перечисленных стран массово перешло более тысячи лет назад. За это время не только мужские пенисы сильно уменьшились в размерах, но и сами люди стали низкорослыми. Недаром китайцы, японцы и их южные соседи считаются самыми миниатюрными жителями планеты.

Привет Дарвину!

Решающее слово в этом вопросе все же остается за генетикой. Если у отца «king -size », то и сын наверняка не будет краснеть за своего «молодца» в спальне. Но почему королевские размеры встречаются у выходцев из Африки? Вот тут сыграли роль местные культурные традиции.

Не обремененные пуританской моралью темнокожие дамы всегда могли выбирать самых сильных сексуальных партнеров. Для этого у них все козыри были на руках: обнаженные мужские тела перед глазами, культ плодородия, свободные сексуальные отношения.

Аборигены Африки испокон веков исповедуют культ тела. Свои достоинства они подчеркивают татуировками, росписью, украшениями, шрамами. Только в обстановке такой сексуальной раскрепощенности могло появиться приспособление под названием «котека» (специальный чехольчик для полового члена). Настоящий символ мужской силы!


Едва ли в таких условиях парни с крохотными членами могли передать свои гены потомкам. Женщины их просто не выбирали. Вот и получилось, что из поколения в поколение в африканских лесах плодились выносливые мужчины с большими детородными органами. Закон естественного отбора.

Надеюсь, теперь вы примерно понимаете, почему у негров такой большой детородный орган, так что не думаем, что по этому поводу кому-либо нужно комплексовать. Размер особой роли не играет, по крайней мере в большинстве случаев.

Редакция журналов webfacts не использует слово «негр» в качестве расистского высказывания. Приносим свои извенения, если кого-то это слово обидело.

Казалось бы, ответ на этот вопрос на поверхности. В XV веке в Америке появились первые европейцы — конкистадоры. А в XVI-XVII веках туда начался активный завоз бесплатной рабочей силы из Африки, где местные чернокожие князьки за спиртное и оружие продавали своих соплеменников в рабство. Однако уже первым конкистадорам местные жители рассказывали о какой-то древней цивилизации, которая передала свои знания последующим поколениям.

Вот документальная запись, которую сделал со слов одного ацтекского мудреца сопровождав­ший конкистадоров испанский монах Саагун: “Давным-давно, во времена, которые теперь уже ник­то и не помнит, сюда пришел мо­гучий народ, у которого были ве­ликие законодатели, талантливые артисты и мудрые мыслители. Этот народ основал государство Томоанхан (в дословном переводе с языка майя это означает “Родина дождей и туманов”). Именно от этого народа исходят все знания и искусство, которыми гордятся толтеки, ацтеки, майя и запотеки”. Позднее другие испанские историки нашли в ацтекских преданиях новые упоминания о таинственной стране Олман (“Место, где добывают каучук”) и ее жителях — олмеках. Но кто тогда верил старинным легендам “этих чудаков- ацтеков”?!

И лишь совершенно случай­ное открытие мексиканским пу­тешественником Хосе Мельгаром в XIX веке на северном берегу Мексиканского залива высечен­ной из базальта метровой чело­веческой головы обратило вни­мание научного мира на эту часть Центральной Америки. Неужели здесь, в дебрях непроходимых приморских джунглей, мангро­вых лесов, когда-то существова­ло цивилизация? А ведь находка Мельгара подтверждала ацтекс­кие предания: эта территория (в настоящее время — мексиканские штаты Веракрус и Табаско) действительно отличается чрезвы­чайно влажным климатом, и здесь до сих пор добывается каучук высокого качества.

На одной базальтовой голове предыстория штатов Веракрус и Табаско не заканчивается. На се­годняшний день там обнаружено шесть аналогичных скульптур. Все они огромны — от 1,5 до 3 мет­ров, высечены из монолитных глыб черного базальта и характе­ризуются ярко выраженными не­гроидными чертами: короткий широкий нос и толстые губы. Ста­ло быть, негры посещали Амери­ку еще до зарождения древней­шей культуры майя, которая на­много старше древнеегипетской. Каким образом люди определен­но африканского типа попали сюда в такой далекой древности? А ведь это — скульптурные портре­ты конкретных людей, о чем сви­детельствует то, что черты и вы­ражения лиц отличаются друг от друга. Одни из них смотрят откры­то, слегка усмехаясь кончиками губ, другие чем-то озабочены и сурово хмурят свои каменные бро­ви. Следовательно, еще одна сен­сация: африканская колония в древней Америке? Между тем археологические открытия в южных штатах Мексики продолжали множиться. Они, правда, были уже не такими внушительными, но не менее ценными. Это были статуэтки людей-ягуаров, различного рода карликов и калек со странными грушевидными головами, богато украшенные каменные топоры, всевозможные кольца,
браслеты, броши. И все это найдено в трех археологических раскопах Трессапотос, Тухтла и Ла-Вента, расположенных на побережье. И главное — все они выполнены из почти не встречающегося в этих краях нефрита.

Уже выбор материала говорит о ценности этих находок. Еще сам Монтесума, вручая Кортесу дары из золота, говорил: “А к этому я добавлю несколько кусочков не­фрита, каждый из которых по цен­ности равен вьюку золота”. На­сколько же богатой должна была быть культура, изобиловавшая из­делиями, изготовленными из та­кого ценного материала!

Так откуда же появились негры в доисторической Америке? Польский историк Люциан Знич высказывает предположение, суть которого сводится к следующему: и африканские негры, и негроид­ные колонисты в Южной Америке являются представителями одного народа — атлантов. После гибели Атлантиды большинство из них перебралось в Африку, а какая-то, и, судя по всему, самая талант­ливая, часть добралась до амери­канских берегов…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!