Причерноморские шапсуги.

На черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи, проживает малочисленный народ - шапсуги, принадлежащий к абхазо-адыгской этнической группе. Шапсугов сегодня около 15.000 человек. Но ещё сравнительно недавно, в первой половине XIX века, шапсуги были одним из крупных этносов Западного Кавказа. Наряду с абазами и натухайцами они составляли до 2/3 общей численности адыгов.Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.


Старинный шапсугский дом


Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими, как правило, больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство.

В честь рождения ребенка устраивался праздник - день совершения обряда укладывания младенца в колыбель. В этот день ему давали имя. Его мог назвать первый человек, вошедший в дом. Обязательно еще давали второе, обманное прозвище, чтобы отвлекать внимание злых духов от настоящего имени. Его также давали, когда ребенок часто болел.

Девушки не прятали лица и могли появляться в любом обществе, вступать в разговор со старшими. До замужества они не работали по хозяйству.

С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ стал добиваться упразднения дворянских привилегий и своеволия.

Решающие события произошли в 1790-х годах. Дворяне Шеретлуковы ограбили проезжих торговцев, которые находились под покровительством одного общества. Народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Шеретлуковы решили кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь 300 казаков при 1 пушке. В 1796 г. бзедухи, с русской подмогой одержали над шепсугами победу на берегах Бзиюкозауо.
Кровопролитие, однако, продолжалось ещё долго. Наконец, Шеретлуковы помирились с народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу. Права дворян были ограничены, хотя некоторые почётные отличия всё же сохранились: например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за свободного шапсуга - 28. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя крепостное иго. Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - в Россию.

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка. Сосланный на Кавказ декабрист А.А.Бестужев-Марлинский писал о них: "…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно".

Знаменитый "лев черкесов" Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил М.Ю. Лермонтову прообразом Казбича в повести "Бэла".

Весной 1864 года в глухом урочище Гбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной бойне. Боевые части русской армии с развернутыми знаменами прошли парадом перед главнокомандующим Кавказской армии великим князем Михаилом Николаевичем. Очевидец, полковник Семен Исадзе так описывал этот заключительный эпизод Кавказской войны: «Осмотрев войска, Великий князь направился к собравшимся черкесским старшинам. Все они от имени своего народа заявили безусловную покорность и готовность подчиняться всем приказаниям, с единственной просьбой - дать им возможность переселиться в Турцию, как страну ближе им известную, нежели те земли, которые предназначены были для выдворения на Кубани. Великий князь ответил, что земли их назначаются для поселения русских, что согласен на их просьбы и дает им месяц сроку для того, чтобы они могли приготовиться к переселению и выйти со своими семействами».

За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от
150.000 до 300.000 человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.



Шапсугская семья из долины реки Аше. 1916 г.

Сегодня шапсуги проживают в нескольких бедных аулах. Таков, например, аул Большой Кичмай в 40 километрах от Сочи.

В центре аула старый, заколоченный, сейчас уже никому ненужный колодец. Тут же за невысоким забором сельская школа. Во дворе бюст односельчанину - Герою Советского Союза Айдамиру Ачмизову и установленная пять лет назад стела памяти жертв кавказской войны.




До 1927 г. шапсуги использовали арабский алфавит, с 1927 по 1938 г. - перешли на латиницу. Ныне причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики. Особенность
шапсугского диалекта состоит в том,что если в современном адыгейском языке число звуков составляет 67, то в шапсугском диалекте оно доходит до 88.

С 1924 по 1940 год на территории Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского Края существовал Шапсугский национальный район, где шапсуги составляли 60% населения.

Пять лет назад постановлением правительства Российской Федерации шапсуги включены в единый перечень коренных малочисленных народов. В бюджете Краснодарского края вот уже несколько лет отдельной строкой выделяются средства на национально-культурные и социально-экономическое развитие шапсугов.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов.

Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

Общие сведения

ШАПС‘УГИ, шапсыг (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 свыше 4 тыс. человек; современная численность около 10 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность шапсугов, проживающих на территории России, составляет 3231 человек, по данным Переписи 2010 года - 3882 человек.

Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

Шапсуги составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов (современных адыгейцев), населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Бакан, Шипс и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством.

Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть Шапсугов вместе с другими адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тыс. Шапсугов, их земли стали заселяться иноэтническим элементом.

В 1924 был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края. На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.

Традиционная культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с конца 18 века широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством.

В материальной культуре традиционные элементы сохранились главным образом в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).

Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовные платки.

В общественно-семейном быту сохраняются многие патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь.

Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями.

Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств - грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.

Н.Г. Волкова

ШУГН‘АНЦЫ, хугни, хунуни (самоназвание), один из памирских народов в Таджикистане (Горно-Бадахшанская АО - на правобережье реки Пяндж между кишлаками Сохчарв и Хасхараг и в районе Шугнанского хребта в долинах рек Гунт и Шахдара) и на севере Афганистана (левобережье реки Пяндж). Самый крупный по численности из памирских народов (вместе с их локальной группой баджувцами в долине Баджу).

По данным Переписи населения 2002 года численность шугнанцев (в составе памирцев: рушанцы, баджуйцы, шугнанцы и др.), проживающих на территории России, составляет 62 человека, по данным Переписи 2010 года - 363 человека.

Язык шугнанский иранской группы индоевропейской семьи. Образование получают на таджикском языке, распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-шииты (исмаилиты).

Основой хозяйства было поливное земледелие (злаки, бобовые). Техника струйчато-бороздкового полива близка к рушанской. Применяли также двухбороздковый полив "по полосам", для полива проса - валиковый способ. На больших высотах увеличивалась роль скотоводства. Разводят мелкий и крупный рогатый скот, в верховьях Шахдары - яков. Из женских ремёсел было развито ручное (без гончарного круга) гончарство, прядение шерсти, вязание цветных шерстяных носков, валяние кошм с яркими узорами (заимствовано у киргизов), из мужского - ткачество.

Сохраняются патронимии (гиру, гру), объединяющие малые и неразделённые семьи, населяют обычно отдельный квартал в кишлаке, имеют общие пастбища, обряды, связаны взаимопомощью.

Жилище общепамирского типа однокамерное с кровлей в виде ступенчатого свода (чор-хона) на опорных столбах (четыре-пять центральных и пристенные). Внутри жилища вдоль стен (кроме стены, в которой входная дверь) сооружают глинобитные на каменном фундаменте нары (нех), разделённые на несколько отсеков невысокими валиками. Нары застилают паласами. В центре одной из нар (слева или справа от входа) расположен открытый очаг, в настоящее время с дымоходом - трубой, выводящей дым через свето-дымовое отверстие в крыше.

Одежда общепамирского типа, среди женщин долины Шахдары были распространены заимствованные из Афганского Бадахшана бархатные пальто и безрукавки. Традиционная обувь - сапоги из сыромятной кожи на мягкой подошве, которые носят с высокими носками-джурабами без пяток; долблённые из дерева башмаки с тремя выступами на подошве для удобства ходьбы по скалистым тропам; сандалии на деревянной подошве на небольшом каблучке. Головные уборы - разноцветные тюбетейки, круглые, с прямым околышем и плоским верхом. Женщины носят большие головные платки.

Особенность свадебного обряда: невесте давали пиалу, в которую её доверенное лицо (вакиль) наливал воду, и в знак согласия на брак она должна была отпить воды и кивнуть головой. Невесту в дом вносил жених. Она не садилась до тех пор, пока не получит от свекрови подарок.

У Шугнанцев сформировалась своя литература, интеллигенция. Они составляют ядро консолидации памирских народов.

Шапсуги - древнейшее население Причерноморья, до Кавказской войны - самое многочисленное адыгское племя. Несмотря на попытки внедрения христианства и ислама, народ сохранил традиционную веру в силы природы. Устраиваются молебны и жертвоприношения богам у священных деревьев, камней и дольменов, проводятся обряд вызывания дождя, используется вода священных источников. Удивительно - проживают шапсуги в сердце главной курортной зоны России - Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края.

Название

Название народу подарила реки Шапсухо, расположенная в месте проживания трех влиятельных черкесских родов: один из них положил начало шапсугам. Впервые название письменные источники упоминают в начале XVIII столетия: в ходе войны адыгов с Крымским ханством шапсуги разбили войско крымских татар, пленив знаменитого хана Девлет Гирея. В 1720-х их ассоциировали с субэтносом соседнего народа абазе, к концу столетия считали черкесами.

Где живут, численность

Историческая территория обитания шапсугов - северные горные и предгорные районы Кавказского хребта, ограниченные реками Адагум, Супса, Пшада и Шахе. Немного позже народ спустился на побережье, заняв территории современного Туапсе, Сочи, Адлера.
Из-за геноцида народа после Кавказской войны 150 000 человек покинули родные края, отправившись в Турцию. Крупные диаспоры населяют Израиль, Сирию, Иорданию.
После Кавказской войны Россию населяли 5 000 шапсугов. Часть принудительно переселена на Кубань, меньше 2 000 осталось в историческом регионе проживания. Российская перепись 2010 года показала наличие 3,9 тысячи шапсугов. Фактически представителей народности больше: многие записываются черкесами, адыгами.

Шапсугские аулы находятся в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, городе Сочи, Республике Адыгея.

Язык

Народ использует собственное уникальное наречие, выступающее диалектом адыгейского языка. Основой письменности служил арабский алфавит, сегодня используется русская графика. Отличительная особенность языка - выделение большего числа звуков.

История

Пять тысяч лет назад древние предки народа заняли кавказские территории. Найденные археологические памятники охватывают эпохи бронзового и железного веков: артефакты Меотской, Майкопской, Дольменной культур. Взаимодействие с местными народами образовало древние племена ахеев, меотов, торетов, керкетов, зихов, синдов, сформировавших после адыгские народности. Предположительно предками шапсугов стало племя зихов (зиков).


Шапсуги считались самым многочисленным, влиятельным адыгским народом, приняли активное участие в Кавказской войне. Национальным героем стал Тугужуко Кызбэч, принимавший участие в кровопролитных сражениях, ведший партизанскую войну. Воин выступил прототипом Казбича, описанного М.Ю. Лермонтовым в «Герое нашего времени» (глава «Бэла»).
Отказавшись принять власть Российского государства, шапсуги во главе с адыгским предводителем Шамилем под исламскими флагами защищали свободу родины. Неравные силы послужили причиной поражения: в 1864 году восстание полностью подавили, выселив народ в Турцию, на Кубань.

Семейный уклад

Жизнь шапсугов строилась на трех китах:

  1. Уважении к старшим.
  2. Уважении к женщине.
  3. Уважении к гостю.

В родовых поселениях главную роль играли мужчины-старики: численность общины составляла 20-100 человек, ведущих общее хозяйство. Женщина с ранних лет обязана слушаться мужчину: сестра - брата, жена - мужа, дочь - отца.


Патриархальный семейный уклад сочетался с почитанием женщины: жены, матери, девушки. Браки заключались по взаимной симпатии: выбирала мужа девушка, приглядываясь к потенциальным женихам на общих гуляньях, чужих свадьбах. С наступлением брачного возраста, под присмотром брата или матери, девушка принимала в доме парней: выбирала супруга.
Важную роль играло соблюдение семейных традиций, порядков. Сохранение уклада семьи мужа считалось приоритетным: жена первый год после свадьбы не работала, вникала в особенности хозяйства свекров. Рождение ребенка, особенно мальчика, считалось большим счастьем. Имя ребенку выбирал первый посетивший жилище человек: руководствуясь традицией гостеприимства, шапсуги считали каждого гостя посланником бога.

Жилище и социальный строй

Шапсугское общество, в отличие от других адыгских народов, существовало без князей и единого управленческого центра. Долгое время главенствующую роль играли дворяне вуорки, значительный слой составляло среднее сословие: зажиточные вольные земледельцы торлокотли. Низшее положение занимали небогатые крестьяне пшитли и зависимые рабы унауты. Со временем в обществе стало нарастать недовольство дворянством, усилившееся после убийства торговцев представителями знатного рода Шеретлуковых.


Власть дворянства свергли, оставив лишь номинальные привилегии: за убийство представителя знати выплачивали «налог» 30 голов скота, жизнь земледельца стоила 28. Упразднение главенствующего положения знати привело к бунтам рабов, вскоре получивших статус свободного населения.
Шапсуги стали селиться отдельными «обществами», называвшимися «псухо». Внутри псухо выделялись родовые общины, основанные на совместном ведении хозяйства, взаимопомощи. Во главе обществ стояли выборные старейшины, вопросы решали мировые сходки: джеме, зауче, хасе. Решения считались непреложными законами, строго соблюдались всеми членами общества: систему управления шапсугов можно назвать республиканской.
Изначально народ жил на равнинах, с увеличением численности спустился с хребта, заняв причерноморские области. Общность шапсугов осталась единой, территориально произошло разделение на Шапсугию Большую (горную) и Малую (прибрежную).
Жители равнин продолжали возводить традиционные адыгские дома, сооруженные из плетня, обмазанного глиной. Крыша, односкатная или двускатная, покрыта верхним слоем из соломы, камыша. На побережье народ строил деревянные дома, четырехугольная форма перенята у русских: жилища назывались урыс ун, что значило «русский дом».


Жизнь

Шапсуги занимались разведением скота и птицы, земледелием, виноградарством. Важную роль играло коневодство: аулы района Аше выращивали выносливых лошадей с выработанным иммунитетом к малярии, типа кабардинских, высоко ценившихся. Рыба считалась нехорошим продуктом: согласно поверьям, относилась к нижнему миру духов. В повседневной жизни ее ели, а гостям на стол не подавали.
Особое внимание шапсуги уделяли садоводству: выращивали алычу, персики, сливы, орехи. Отправляясь в путь, брали черенки плодовых деревьев, высаживая на пути следования. Шапсугские сады растянулись на многие километры, выручали народ во время засух, военных конфликтов.

Религия

Официально шапсуги - мусульмане-сунниты, но ислам сочетается с традиционными верованиями. Религиозные каноны ислама соблюдаются отчасти: шапсуги, известные виноградари, пьют вино и едят свинину.
Древние верования народа основывались на обожествлении силы природы. Почитался главный бог, создатель сущего Тха. Бога плодородия Созереша народное сознание определило одним из мусульманских пророков. Бог молнии Шибле в молитве упоминается одновременно с Аллахом.


Шапсуги чтили священные деревья, становившиеся такими после удара молнии. Людей, погибших от этой силы, считали святыми: могилы становятся местом проведения обрядов, совершения молитв. Благословленными Шибле считается род умершего от разряда: потомки играют ведущие роли в обрядах, считаются уважаемыми людьми.
Современные шапсуги практикуют обряд вызывания дождя, имеющий две вариации:

  • При обряде «ханцгуаше» к лопате прибивают поперечную палку, надевают на конструкцию женские одежды, украшения, платок. Куклу с молитвами и обливанием встречных водой несут на реку, где топят и прижимают камнями ко дну, пока дождь не пойдет. В реку кидают и девушку из рода святых: отголосок древних человеческих жертвоприношений;
  • Вторая вариация обряда обязывает отправить гонцов к священному горному озеру Хуко, что недалеко от горы Фишт, подарившей название олимпийскому стадиону. Бутыли с водой из озера приносят в аул и выливают в реку: когда вода добежит до моря, начнется дождь.

Важно проследить за целостностью бутылки и куклы ханцгуаше, иначе жди наводнения. Местные жители уверены: именно так приключилось в 1991 году.

Особую роль играют дольмены: регион проживания шапсугов сохранил более 200 сакральных сооружений. Раньше в дольмены заносили больных горячкой, оставляя на 2-3 дня для излечения. С приходом ислама распространилось поверье, что в каменных конструкциях живут злые духи. Сегодня шапсуги используют дольмены для молений, обрядов, туристы считают сооружения местами силы.

Видео

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Заметки о Черкесии №10 - Шапсуги в предгорьях Кубани и у Черного моря (Rus, Eng subs)

    ✪ О народных традициях шапсугов

Субтитры

Всем привет! В эфире десятый выпуск исторической разведки и сегодня мы поговорим о следующем адыгском племени - шапсугах. Итак, шапсуги это субэтнос черкесов, проживавших в центральной части Краснодарского края. Свое название они получили от реки Шапсхо, в 5 километрах восточнее Джубги. В долине этой реки находились три древнейших рода племени шапсугов, от которых ведет происхождение весь этот субэтнос. Впервые упоминание о шапсугах появилось в 18 веке. В 1724 году турки писали о том, что шаспуги разбили крымского хана и захватили его в плен в районе современного поселка Пшада, чем привлекли внимание Османской империи. После этого они появляются в истории спустя 20 лет, как и соседние племена. Изначальной их родиной, откуда шло активное распространение шапсугов, являлась долина реки Шапсхо. Отсюда они распространились по побережью от Пшады до реки Шахэ. Первое время они проживали в узких высокогорных долинах. Постепенно население росло, расширялось. Стало не хватать земли и они переселились через Кавказский хребет, на его северную сторону на территории долины реки Псекупс, Северского района, условно между реками Адагум и Супс. Таким образом, земли шапсугов разделились на Большую Шапсугию, к северу от гор и Малую Шапсугию, на побережье. Шапсуги Малой Шапсугии так и назывались - прибрежными. Центр Большой Шапсугии был в районе современной станицы Убинской, вокруг священной черкесской горы Папай. Шапсуги вместе с натухайцами, о которых мы говорили в прошлом выпуске, являются практически единым субэтносом, многие современники их не разделяли. По побережью граница их находилась в районе Пшады, а на равнинной части река Адагум. К северу шапсуги граничили с бжедугами по реке Кубань. С востока с абадзехами, о которых мы поговорим в отдельном выпуске. На побережье в долине реки Шахэ они граничили с племенем убыхов, уникальным субэтносом района Сочи, о котором также поговорим в отдельном выпуске. К знакомым географическим названиям времен шапсугов относятся топонимы преимущественно Туапскинского и Лазаревского районов. Например, Шепси, Дедеркой, Макопсе, Мамедова Щель, Чемитоквадже, река Шахэ - граница племен. Шапсугское общество, как и другие племена черкесов 18 века проживало в высокогорье, своих князей у них не было. Присутствовала местная аристократия, например главы сообществ, отдельных аулов. Именно у шапсугов появились первые признаки феодализма. Отношения между крестьянами, а также рабами и аристократами ухудшались, что привело к социальному конфликту в обществе. Местные князья занимались работорговлей, набегами, грабежом, в то время как крестьяне жили хозяйством. Недовольство крестьян аристократией привело к восстанию первых, переросшему в широкую черкесскую революцию, которая закончилась Бзиюкской битвой. В этой битве шапсуги были ядром, за которым потянулись другие племена. У шапсугов имелся аристократический род Шеретлуковых, владения которых простирались на обе Шапсугии. Однажды, представители этого рода обидели купцов, находившихся под защитой крестьянского рода. В ответ шапсугские крестьяне оскорбили мать одного из Шеретлуковых, некоторых избили. Клубок взаимных обид привел к столкновениям Шеретлуковых с крестьянами. Восстание вынудило многих аристократов бежать под защиту бжедугских князей. Оттуда их представители, вместе с бжедугскими аристократами отправлялись в Санкт-Петербург просить помощи у Екатерины Второй против восставших крестьян. Определенная помощь была выделена. Из Екатеринодара выписали три казачьих отряда с медной пушкой, которая пугала черкесов. Противоборствующие стороны сошлись у реки Бзиюк, где произошла большая битва аристократии с крестьянством. По результатам битвы крестьяне потерпели значительные потери, они практически проиграли, но в последний момент убили бжедугского князя Батыр-Гирея Хаджемуко и переломили ход битвы в свою пользу. Закрепилась своеобразная ничья, которая в течение следующих 10-20 лет привела к практически полной утере аристократией прав в восставших обществах - у шапсугов, натухайцев и абадзехов. Аристократам позволялось вернуться, но жить наравне со всеми без привилегий. Однако, действовали некоторые поблажки. В случае судебных разбирательств, например кражи, если лошадь украли у крестьянина и у аристократа, штрафом за кражу был возврат украденного и еще двух лошадей крестьянину и трех аристократу. Что касается взаимоотношений шапсугов с турками до прихода России на Кавказ существует два обстоятельства. Во-первых религиозное влияние. Шапсуги одними из первых приняли ислам и активно распротраняли его среди соседей из-за чего у них случился конфликт с натухайцами. Позже, во время русско-турецких войн, начиная с 1815 года турками предпринимались попытки объединить черкесов для борьбы с Россией. Турция присылала имамов, которые вели пропаганду в племенах, убеждая их пойти войной на Россию, уничтожить недавно выстроенный Екатеринодар, освободить реку Кубань от русских укреплений. Турция прислала своего ставленника Хассан-Пашу, который активно занимался этими вопросами, но у него возник конфликт с шапсугами. Они отказались вступать в борьбу с Россией в интересах Турции, опасаясь потери собственной независимости. Шапсуги сами напали на Хасан-Пашу и разбили его отряды. Последний бежал в Анапу, где был комендантом и оттуда выплыл обратно в Турцию. В 1828 году, в разгар русско-турецкой войны вновь активизировались турецкие посланники, подталкивая черкесам к нападениям на Россию. Особого успеха они не имели. К тому же Россия также давила на черкесов, заставляя отказываться от агрессивных идей. Все изменилось в 1830-е годы, когда по плану генерала Эманнуэля Россия перешла от мирного покорения Черкессии к военному методу. В землях шапсугов были построены укрепления Георгие-Афипское и Новодмитриевское. Просуществовали они недолго, поскольку по изначальному плану строить их собирались параллельно берегу моря и Кубани вдоль древних дорог. Однако, со временем стало ясно, что черкесские племена проще разделить прямыми военными линиями от реки Кубань к Черному морю. План постройки укреплений изменился, началась постройка военной линии с севера на юг от станицы Афипской до Пшады. На побережье появились укрепления Тенгинское, современное Лермонтово, в самом ядре земель шапсугов, укрепления в районе Джубги, Головинское укрепление в устье реки Шахэ, Вельяминовское, современное Туапсе. Все они вошли в Черноморскую военную линию, целью который было отрезать поставки контрабанды из Турции морем. В рядах черкесов тогда было много наемников из Польши, которая тогда боролась за собственную независимость от России. Борцы за независимости из поляков воевали на всех фронтах российских войн. К концу 1830-х годов были укреплены линии от Кубани до Джубги и на побережье. На берегу самыми крупными стали крепости Новотроицкая в современной Кринице, позже уничтоженная и не восстановленная более и укрепление Михайловское. С ним связана такая история. К 1840 годам, когда в Черкессии случился голод из-за засухи и холодной зимы, а также изоляции в ущельях и нарушении поставок продовольствия российскими укреплениями. В результате этого, черкесы начали активно нападать на укрепления. В шапсугских землях пострадали укрепления Вельяминовское, полностью уничтоженное, укрепления линии Афипская-Пшада, которые сумели отбиться. В момент нападения на Михайловское укрепление, в нем было не более 250 человек в строю и около 3000 человек больных и раненых. Нападение произошло зимой, черкесы группой около 11 000 человек из разных племен окружили укрепление. Командующий, понимая, что им не отбиться дал поручение своему солдату Архипу Осипову, в случае падения укрепления, взорвать пороховой погреб. Он успешно выполнил поручение. Как только черкесы окружили ядро крепости, Архип взорвал пороховой погреб, чем уничтожил вместе с собой около 3000 черкесов. Крепость была полностью уничтожена большой кровью. Современное поселение Архипо-Осиповка на его месте с тех пор зовется именем солдата Тенгинского полка. К концу 1840-го года черкесы осознали, что нападения не меняют ситуацию и невлияют на позиции России. Нападения уменьшились, переросли в партизанскую войну, которая шла до конца Кавказской войны. Шапсуги были самыми основными противниками России и в отличие от натухайцев, никаких переговоров с Россией не вели. Общественное мнение на этот счет у них было единым - никакой сдачи и примирения с Россией. В итоге, в 1850-х годах шапсуги даже заключили союз с чеченским имамом Шамилем. Но союз не принес им плодов, поскольку русские власти успешно перекрывали сообщение с Восточным Кавказом. В конце 1860 года, когда Шамиль уже сдался и война в восточном Кавказе была окончена, шапсуги объединились с соседними племенами. Меджлис, прошедший в районе Туапсе, постановил объединяться всем черкесам в войне с Россией. Была выпущена декларация с которой черкесы поехали в Европу, где пытались найти поддержку в борьбе за независимость. Позже, похожий меджлис прошел в Сочи, где была оформлена первая черкесская Конституция, при поддержке англичан. В начале 1860-х Россия окончательно решила закончить черкесский вопрос военным способом, принятое новым императором Александром Вторым. Он приезжал на реку Белую, где встречался с представителями черкесов, предлагал им сдаться и перейти в подданство России. На это ему ответили отказом. Началось наступление с трех сторон. В шапсугских землях оно проходило по долинам рек Псекупс на Джубгу и Адагум и на Пшаду. Другое наступление шло по реке Белой, в сторону Туапсе через Хадыженскую станицу. По Белореченской и Адагумской линиям шли войска, выжигая аулы и сады, специально для того, чтобы некуда было вернуться. Вслед за ними шли казаки и насильно поселялись на месте бывших аулов, основывая будущие кубанские станицы. Огромная часть черкесов были выдавлены с равнинной части к побережью. За один год это явление достигло огромных масштабов, ушло практически все население. Всего 30 000 человек сдались России и были переселены на территорию современной Адыгеи, на берега Кубани, где их потомки в единичных количествах проживают в Тахтамукайском районе. Большая часть отступала по побережью к Лазаревскому. По пути они садились на турецкие лодки и уплывали, вступая в общее черкесское мухаджирство. К 10 октября 1862 года русские войска вышли к Джубге, Кринице и Пшаде. К 1864 году большинство оставшихся шапсугов были выдавлены в Лазаревский район. Большая часть из них предпочла уплыть в Турцию. Около 300 000 шапсугов проживало в регионе до выселения. Вместе с убыхами они были покорены, 21 мая 1864 года на территории современной Красной Поляны состоялся парад русских войск по поводу окончания Кавказской войны. В итоге, в течение десяти лет после войны, части шапсугов скрывались в горах. Позже, карательные отряды в течение 2 лет выдавили их из гор. Всего осталось в России, на Кубани и в Лазаревском районе не более 5000 человек. По настоящее время часть аулов Туапскинского и Лазаревского района являются полностью шапсугскими по составу населения, хотя в переписи обозначают себя как черкесы. Поскольку часть аулов осталась, для них в 1924 году сделали отдельный Шапсугский национальный район, который позже был ликвидирован и включен в Лазаревский район. Например, аулы Большое и Маленькое Псеушхо, Псебе - это исключительно шапсугские поселения. Дополнительно отмечу, что к шапсугам относится бывший президент Адыгеи - Хазрет Совмен, который помнит своих предков. На этом все, в следующем выпуске мы поговорим про абадзехов, подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте, всем пока.

Этнология

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века , в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства . В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар , взяв в плен хана Девлет-Гирея [ ] . В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе , который «имеет особливый язык и такое же правление».

Общие сведения

В России живут на территории исторической Шапсугии - в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае , а также в Адыгее . Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами .

В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в их насчитывалось около 4 тыс.человек.

  • город Сочи : 4 778 чел.
    • Лазаревский район : 4 014 чел.
    • Сельские округа, подчиненные администрации Лазаревского района
      • Кировский сельский округ
        • аул Тхагапш : 131 чел.
      • Кичмайский сельский округ
        • аул Большой Кичмай : 597 чел.
        • аул Малый Кичмай : 185 чел.
      • Лыготхский сельский округ
        • аул Калеж : 362 чел.
        • аул Лыготх : 38 чел.
        • аул Наджиго : 121 чел.
        • аул Хаджико : 469 чел.
  • Туапсинский район : 4 183 чел.
    • город Туапсе : 804 чел.
    • Новомихайловское городское поселение : 843 чел.
      • пгт Новомихайловский : 434 чел.
      • аул Псебе : 368 чел.
    • Вельяминовское сельское поселение :
      • село Цыпка : 166 чел.
    • Георгиевское сельское поселение : 544 чел.
      • аул Большое Псеушхо : 111 чел.
      • аул Малое Псеушхо : 223 чел.
      • село Георгиевское : 145 чел.
    • Небугское сельское поселение : 1 725 чел.
      • аул Агуй-Шапсуг : 1 501 чел.
      • село Небуг : 101 чел.

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи - Ахинтам , Хатлапе , Шахе и Шхафит .

История

Современные исследования подтвердили (Максидов А. А. , Чирг А. Ю.) - Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона] в конце 19 века, сообщал:

Шапсуги - сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной - между реками Пшадой и Шахе.

В первой половине XVIII в. Шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их.

Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю Шапсуги и сожгли их мечети.

Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось.

У Шапсуги не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Строй общества был аристократический. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества - псухо и общины - хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.

Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.

Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над Шапсуги решительную победу на берегах Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва . Долго после того ещё продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Шапсуги и бжедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля - 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, ещё 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой - зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 г. и тоже выселились в Турцию.

Современные шапсугские аулы

  • Туапсинский район Краснодарского края: Агуй-Шапсуг (ранее Куйбышевка),

Шапсуги – народ группы адыгов, проживающий в основном на территории Краснодарского края. Шапсуги — потомки сильного черкесского племени, жившего по обоим склонам Главного Кавказского хребта, между реками Адагумом и Супсой, а на южной - между реками Пшадой и Шахе.

В первой половине XVIII века шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их. Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю шапсугов и сожгли их мечети. Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось. У шапсугов не было князей, народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества - псухо и общины - хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.

Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.

Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом. Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над шапсугами решительную победу на берегах Бзиюкозауо. Долго после того еще продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество шапсугов и бзедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую станицу.

Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля - 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, еще 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго. Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в : они предпочли последнее. В результате от довольно многочисленного народа осталось около 2 тысяч человек. В 1924 был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское.

Традиционная культура юкагиров обладает адыгскими чертами. Основным занятием народа всегда было земледелие. сеяли просо, пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс, с конца XVIII века распространилась кукуруза. Значительное время уделялось садоводству и виноградарству.

Как обычно земледелию сопутствовало скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Также было распространено пчеловодство. Традиционная пища — мамалыга из кукурузной муки, молочных продукты.

В общественно-семейном быту до сих пор сохраняются семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы могут продолжаться несколько дней, причём гуляют обычно всем селением.

По вероисповеданию – мусульмане-сунниты. Говорят юкагиры на диалекте языка. Народный фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!