Программа кружка "знайкины друзья".

НОУ ДЦ «Акварель»

Конспект открытого занятия по окружающему миру с использованием ТРИЗ - технологии для первой младшей группы .

Тема: «Удивительное мыло»

Воспитатели: Малышева С.В.

Бахарева Ю.В.

Новосибирск, 2015 г.

Тема : «Удивительное мыло»


Цель :

Закрепление знания детей о свойствах и назначение мыла; развитие любознательности, наблюдательности, смекалки; повторение правил безопасности при работе с мылом.

Программные задачи:

1. Расширить знания детей о здоровом образе жизни.

2. Закреплять представления о назначение мыла, используя признаки объектов (влажность, температура, рельеф) и анализатора-«руки» помощники умной головы. Развивать культуру гигиенических навыков, соблюдать правила гигиены.


Оборудование:

Мелодии песен на выход Мыльного Пузыря, игру и Воздушные шары, разные виды мыла, лейки, полотенца, тазики, мыльные пузыри.

Ход занятия :

    ЭТАП

Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь», ребята встают в круг.

Воспитатель:

Раз ладошка, два ладошка.

Подружись со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Доброе утро! Вы проснулись?

Дети : Да.

Воспитатель: Вы друг другу улыбнулись?

Дети : Да.

Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости, и я предлагаю вам улыбнуться гостям.

Дети улыбаются гостям.

Воспитатель:

П
одарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузырьки.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три,

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

Звучит музыка «Полет шмеля», воспитатель выдувает пузыри и в это время из-за ширмы появляется «мыльный пузырик»

Мыльный Пузырь: Здравствуйте, дети!

Дети здороваются.

Мыльный пузырь: Давайте знакомиться. Я - мыльный пузырик. Я сделан из мыла и воды.

Очень люблю чистоту и ароматные запахи. А чем это у вас в группе сейчас пахнет? И слова какие-то написаны. Ой, ребята, а тут еще и письмо есть, на конверте написан адрес: детский сад «Акварель», для моих друзей из первой младшей группы от Мойдодыра. Это точно вам, давайте откроем и посмотрим, что там (открывают конверт).

Мыльный пузырь: Ребята, в письме Мойдодыр загадал вам загадку:

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Дело ясное вполне - гладко и душисто, моет очень чисто,

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

Кирпичик розовый, душистый, потри его и будешь чистым.

Воспитатель с детьми: - Пузырик, да это же мыло!

Мыльный пузырь: Молодцы, ребята, а еще Мойдодыр в письмо вложил вот такую стрелочку (показывает) и написал, что если вы пойдете по таким стрелочкам, то найдете сюрприз – много разного мыла. А в путешествие за сюрпризом отправятся те ребята, чьи имена написаны в письме (перечисляет).

Дети находят стрелочки и идут по ним, находят мыло разных цветов и форм.

2 ЭТАП

Мыльный пузырь: Дети, для чего нужно мыло?

Воспитатель и дети : Умываться, мыть руки, чтобы быть чистыми, стирать грязные вещи.

Мыльный пузырь: Сегодня с вами мы будем проводить эксперименты. Станем исследователями.

Подходим к тазикам с водой.

Первый эксперимент.

(Обследуют воду).

Мыльный пузырь: - Что налито в тазики? (вода).

Какая вода? (прозрачная). Чтобы узнать какая еще вода, давайте опустим ручки в воду. Какая еще вода? (теплая). Какой значок спрашивает нас о «температуре» объекта? Какой помощник умной головы помог определить признак «температура»? (руки).

Сделайте быстрые движения ручками в воде.

(Делают быстрые движения руками в воде). Что происходит?

(В воде появляются пузырьки воздуха ). Посмотрите сколько их много!

Второй эксперимент .

Мыльный пузырь: Дети, хотите поиграть с мылом? (Ответ детей). Но вначале давайте подумаем и ответим на такой вопрос: Что происходит, когда мыло попадает в глаза? (происходит жжение). Поэтому старайтесь, чтобы мыло не попало вам в глаза.

В
озьмите каждый по куску мыла. Потрогайте его и понюхайте.

(Дети трогают и нюхают мыло.)

Какое оно? (оно гладкое и душистое, овальное).

Ребята, покажите, где у нас живет значок, спрашивающий нас о «рельефе» объекта? Какой помощник умной головы помог определить рельеф? (руки)

Погрузите его в воду.

(Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки).

Каким оно стало? (скользким, влажным).

А, покажите мне, где у нас живет значок, спрашивающий нас о «влажности» объекта? Какой помощник умной головы помог определить признак «влажность»? (руки)

Мыльный пузырь: А еще ребята мыло бывает разного цвета: белое, голубое, зеленое, розовое.

3 ЭТАП:

На стол выставляется тазик, лейка, полотенце и мыло в мыльнице. Воспитатель приглашает мальчика и девочку.

Мыльный пузырь: А вы умеете правильно мыть руки?

Ответ детей: Да, умеем.

Воспитатель: Мыльный пузырь, а ты сам-то умеешь правильно мыть руки?

Мыльный пузырь: Конечно умею.

Воспитатель: А мы сейчас проверим.

Мыльный пузырь вместе с детьми моет руки.

Воспитатель: Сначала нужно засучить рукава, чтобы не намочить одежду. Открываем кран (поливает из лейки) и слегка намочим руки. Берем мыло из мыльницы, намыливаем руки, кладем мыло на место и растираем мыло по ладошке до белых перчаток. Покажите всем, какие перчатки получились. (показывают). После этого мыло смываем с рук. Отжимаем ладошки, чтобы лишняя вода не капала на пол, и вытираем их полотенцем. Полотенце раскладываем на руки и одну и другую руку прячем вниз. Вытираем сухо одну руку, потом другую. Полотенце убираем на место.

Мыльный пузырь: Какие вы молодцы, как хорошо вы умеете мыть руки. Скажите ребята, а чем мы мыли руки?

Ответы детей.

Мыльный пузырь: Правильно - мылом и водой. А если не мыть руки с мылом, не умываться и не мыться? Что может случиться?

Можно заболеть, будет болеть живот….

Мыльный пузырь: Когда надо мыть руки?

Ответ детей вместе с воспитателем: Перед едой, после туалета, после прогулки, по мере загрязнения.

Мыльный пузырь: Это важные правила. Их должны выполнять все – и дети, и взрослые.

А еще с мылом можно играть в любимую детскую забаву «мыльные пузыри»!

4 ЭТАП:

Подвижная игра «Раздувайся пузырь! »

Д
ети берутся за руки и встают в круг. Повторяют за педагогом, не спеша отступают назад:

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Все дети хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

Воспитатель обращается к детям : «Ну – ка, пузыри, собирайтесь в баночку! »

Дети подбегают к воспитателю и вплотную друг к другу.

Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.

(Воспитатель гладит рукой детей по волосам.)

Проверим, все ли пузыри собрались в банку.

Называет детей по именам, встречается с ними глазами.

Раз, два, три, надуваю пузыри!

Дети разбегаются по группе.

Мыльный пузырь: Какие молодцы вы ребята. А выдувать вот такие веселые пузыри вы умеете?

Дети : Да.

А где можно выдувать «мыльные пузыри»?

Ответы детей.

Мыльный пузырь: Правильно, в помещении и на улице, но только когда тепло.

Воспитатель: Чтобы надуть большой пузырь, надо правильно дышать. Поучимся?

Все встали ровно, сделали вдох носом, сложили губы трубочкой и сильно подули


вот так. А еще разок? 3 раза.

Мыльный пузырь: Мыльные пузыри – легкие воздушные,

Ветерку послушные,

Любят играть с малышами.

Звучит песенка про мыльные пузыри.

Воспитатель: Открываем колпачки

Выдуваем пузыри

Вот какие – посмотри

Все они воздушные

И очень непослушные.

До вечерней до зари

Мы пускали пузыри:

Круглые и гнутые,

Важные, надутые,

Яркие, красивые,

Легкие, игривые .

Звучит песенка про мыльные пузыри, воспитатель выдувает пузыри, дети их ловят, играют.

Мыльный пузырь: Вот как мне весело играть с вами, ребята, а теперь я предлагаю вам лететь со мной, чтобы рассказать другим ребятам о мыле и о том, как нужно правильно мыть руки. А нашим гостям мы скажем до свидания, до новой встречи.

Литература:

За основу взято занятие «Здоровый образ жизни», автор Карпушина И.Е.

Музыка из кинофильма «Усатый нянь», детская песенка «Про мыльные пузыри», «Полет шмеля» .

П
риложение:

Век цифровых технологий разнообразил и упростил жизни людей. Но большинство технологичных новинок зачастую долгое время претерпевает недоверие со стороны пользователей. Многие из нас попросту боятся чего-то нового. Вспомнить, например, микроволновые печи, спрос на которые был невероятно низок в первое время, или фотографию, когда французский художник и изобретатель Луи Дагер впервые сделал фотоснимок и услышал жесткую критику в свой адрес. И в наше время многие изобретения долго время остаются без особого внимания людей.


Взять, к примеру, анализаторы состава тела. Как показывает опрос, каждый третий человек сомневается в достоверности их работы и показаний. Эти люди считают, что таких умных весов просто быть не может в нашем мире. И сомнения их понятны: как такой компактный, тонкий прибор может выполнить полноценный анализ состава тела человека без всяких дополнительно подключаемых проводов и датчиков? Это ведь, если и не за гранью воображения, то уже точно из области фантастики! Наши предки когда-то с опаской смотрели на добытый огонь, для них он был чем-то невероятным и невозможным. Но нам же выпала возможность прожить жизнь в век высоких цифровых технологий – время, когда в нашей жизни появляются «умные» телефоны, «умные» автомобили, «умные» весы с функцией анализа состава тела .

Наше сомнение – есть ни что другое, как возможность получить достоверные знания. А наши знания говорят нам о том, что какими бы умными и фантастическими ни казались для нас анализаторы состава тела, их работа всего лишь основана на знакомых всем нам со школы элементарных законах физики.

Еще на уроках физики нам рассказывали о сопротивлении электрического тока с разными проводниками. Мы знаем, что вода – отличный проводник. Также из уроков анатомии нам известно, что мышцы тела на 75% состоят из воды, жировые ткани человека содержат наименьшее ее количество. Значит, электрический импульс легко и быстро проходит через мышечную ткань, но задерживается на пути через жировые ткани.

Принцип работы «умных весов с анализатором массы » или просто анализаторов состава тела как раз и основан на измерении электрического сопротивления тканей при прохождении через них безопасного низкоинтенсивного электрического тока.



Полученные данные «умные весы » обрабатывают и анализируют. Имея информацию о весе, росте, возрасте человека, а также результаты измерения содержания воды, жировой и безжировой массах, они высчитывают мышечную, костную массы, метаболический возраст. Процесс измерения занимает несколько секунд и не требует особых навыков и умений от пользователей.

Выходит, умные весы с анализатором состава тела – не такое уж фантастическое изобретение. Основа их работы – старые, как мир, законы физики и биологии. И, конечно, немного современных технологий, без которых сегодня - никуда.

Не стоит сомневаться в том, что Вы не пробовали. И помните, что всякое познание начинается с опыта!

Перейти в раздел


Приложение 3

Приято педагогическим Советом УТВЕРЖДАЮ

МКДОУ Краснозерский детский сад №6 Заведующая МКДОУ

Краснозерский детский сад №6

От «____» -------------------- 2014года _____________/С.В.Клочкова/

Приказ № от «____» 2014г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозрский детский сад №6

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Знайкины друзья»

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет на 2014-2015 учебный год.

Руководитель: Маслова Галина Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

1. Пояснительная записка - направленность

- актуальность

- цель, задачи

- формы, методы, режим занятий

- ресурсное обеспечение

- ожидаемый результат

2. Тематический план

3.Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Программа кружка «Знайкины друзья» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Она обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются методы и приемы инновационных технологий, таких как методы ТРИЗ.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности у ребенка формируется способность анализировать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, правильно формулировать и задавать интересующие его вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение познавательного развития ребенка, и был разработан план кружка «Знайкины друзья» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту познавательно-исследовательской деятельности для формирования естественно - научных представлений дошкольников и развития творческих способностей. Мы стремимся не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Включение элементов ТРИЗ позитивно будет влиять на актуализацию познавательной потребности детей, их стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством наблюдений и экспериментальной деятельности.

Задачи:

Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Режим и форма занятий

Занятия кружковой деятельности организуются один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25 - 30 минут.

Для начала усвоения материала кружковой деятельности к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Материал кружка рассчитан как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе кружковой деятельности будут разными.

Мотивация детей: Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Базовые средства:

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Ожидаемый результат

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе наблюдений и экспериментальной деятельности, применении знаний на практике. Анализ и диагностика результативности реализации программы кружка «Знайкины друзья» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Форма подведения итогов: «Тематические выставки», схемы, зарисовки

Методы и приёмы, используемые при реализации программы кружка

Приёмы организации детей в процессе обучения:

Работа небольшими группами;

Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации познавательной активности детей:

Включение игровых упражнений;

Включение методов ТРИЗ;

Выполнение нетрадиционных заданий;

Решение проблемных ситуаций;

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

Вопросы к детям.

Отличительные особенности плана кружковой деятельности:

Включение элементов ТРИЗ способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

Тематический план работы кружка

Тема

Задачи

Экскурсия в лабораторию. Занимательные опыты.

1. Формировать желание находить самостоятельно находить решение в проблемной ситуации

2. .Формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности. . Способствовать формированию мировоззрения ребёнка, повышению интереса к окружающему миру.

3. Развитие доказательной речи детей

4. Создание положительного эмоционального отклика на проведения опытов и экспериментов.

5. Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).

6. Познакомить с понятиями«наука» (познание), «гипотеза» (предположение)

7. Познакомить с правилами поведения в детской лаборатории

8. Поощрение детской инициативы при планировании хода экспериментов

«Волшебное кольцо»

1. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения.

2. Научить детей понимать, как и для чего проводится наблюдение.

3. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.

4. Воспитание коммуникативных навыков.

«Руки – помощники умной головы»

1.Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия.

2.Дать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников).

3. Познакомить с тактильным анализатором.

«Удивительный квадрат»

1. Познакомить детей с разными видами

2. бумаги: салфеточная, писчая, оберточная,

3. чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства

4. Развитие прогнозирования результатов опытов и экспериментирования.

5. Расширение словарного запаса

«Свойства воздуха»

1.Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

2. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. 3.Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

4.Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

«Вода источник жизни»

1. Познакомить с презентацией по теме «Вода»

2. Формировать представления о важности воды в жизни человека и живой природы вообще

3. Познакомить с понятием «фильтрование»

4. Пополнить словарь научными терминами.

5. Закрепить правила безопасности поведения при экспериментировании с водой.

«Восполняющий вопрос»

1.Познакомить детей с моделью построения вопроса.

2. Научить задавать вопросы восполняющего типа. 3. Воспитывать интерес к самостоятельному проговариванию вопроса и ответа на него.

«Моделирование «Маленькими человечками»

1. Познакомить детей с ТРИЗ

2. Формировать умение составлять схему с помощью ММЧ

3. Закрепить представления о свойствах различных материалов.

4. Развивать логическое мышление, доказательную речь

«Пространственная ДА-НЕТка»

1.Познакомить детей с правилами игры.

2.Учить находить загаданный предмет методом исключения.

3.Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.

«Электричество»

1. Познакомить детей с понятием «Электричество»

2. С помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество».

3. Развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование

«Что мы знаем о времени»

1. Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней).

2.Закрепить понятие «беречь время».

1. Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.

2. Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.

3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.

4. Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.

Что такое масса?

1. Выявить свойство предметов – масса. Познакомить с приборами для измерения массы чашечными весами.

2. Показать способы их использования

3. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

4. Способствовать умению видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

5. Развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.

1. Формировать умение смешивать краски для

получения нового цвета.

2. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений

«Чем можно

измерить длину?»

1. Познакомить с измерительными приборами:

линейкой, сантиметровой лентой.

2. Развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец)

Опыты с предметами. Волшебные

стеклышки

1. Познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, биноклем.

2. Объяснить, для чего они нужны человеку

3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение

«Опыты с предметами» «Почему не тонут корабли?»

1. Выявить с детьми зависимость плавучести

2. предметов от равновесия сил: соответствие

3. Размера, формы предмета с весом

4. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром отстаивать собственное мнение.

5. Развивать логическое мышление, доказательную речь

«Магнит фокусник»

1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

2. Развивать у детей мышление, сообразительность.

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

«Мир ткани и ниток

Кукла из ниток»

1. Узнать различные виды тканей, сравнить их

2. качества и свойства. Познакомить со способами использования различных тканей.

3. Познакомить со способом изготовления кукол из ниток

предметы

движутся?»

1. Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трения».

2. Показать пользу «трения»

«Все обо всем»

1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе

«Свет». «Солнце дарит нам тепло и свет»

1.Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света.

2.Познакомить с понятием«световая энергия». 3.Показать степень ее поглощения разными предметами и материалами

Приключения Буратино (Свойства дерева)

1. Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде);

2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации

Забавные фокусы

1.Развивать у детей любознательность, наблюдательность.

2.Активизировать мыслительные процессы детей.

«Солнце, Земля и другие планеты»

1.Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.

2.Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

«Этот загадочный космос»

1.Познакомить детей с символикой созвездий. 2.Вызвать интерес к космическому пространству. 3.Расширять представления о профессии космонавта.

4.Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

«Радуга в небе»

1.Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.

2. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму.

3. Развивать любознательность и внимание.

«Описательный вопрос»

1. Познакомить детей с моделью построения вопроса.

2.Научить задавать вопросы описательного типа

«Язык – помощник умной головы»

1.Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников).

2.Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия.

«Почемучкин вопрос»

1.Продолжать знакомить детей с моделью построения вопроса.

2. Ннаучить задавать вопросы «почемучкиного» типа (почему?, отчего?).

«Мы Знайкины друзья» - открытое занятие

Подвести итоги работы.

Ресурсное обеспечение

Основное оборудование мини-лаборатории:

1. Приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

2. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

4. Разные виды бумаги; ткани

5. Красители: гуашь, акварельные краски;

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито,

Список литературы:

1. Дыбина О. В . Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В . Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до...: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

4. Николаева С. Н . Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой . М.: АРКТ

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность

для среднего и старшего дошкольного возраста»

7. Поддьяков Н. Н . Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, No2.

8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбино й. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Данная презентация заинтерисует прежде всего воспитателей, практикующих использование ТРИЗ-технологий в своей работе. В презентации подробно описано, как знакомить детей с анализаторами - слуховым, зрительным, вкусовым, тактильным, обонятельным. также представлена карта знакомства с миром эмоций. Кроме этого прилагаются изображения всех анализаторов для использования их в работе с детьми. При составлении презентации я использовала материалы методического комплекса "Я познаю мир" Т.А.Сидорчук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию выполнила воспитатель МБДОУ №1 « Сибирячок » Слажнева О.А. Технологические карты Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека (с 2, 5 лет)

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать. Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека. Наглядность: на универсальном пособии представлен образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематическое изображение сердца. Рекомендации: образ человека на универсальном пособии может быть любого возраста и пола, реальный или сказочный.

Технологическая карта ознакомления с возможностями тактильного анализатора. «Руки – помощники умной головы» * Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: « У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» « Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т.д.». (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.) На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. На основе полученной информации у человека появляются мысли. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора. Примечание. Возможности тактильного анализатора расширяются за счет присутствия его на коже человека. В частности полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора. «Глаза – помощники умной головы» Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать». Организовать процессы рассматривания объектов глазами. Предложить детям повторять фразы: * « Глаза – помощники умной головы» * «Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов» * «Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т.д.» (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.) На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать голове информацию о значениях признаков. У человека на основе полученной информации появляются мысли. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора. Примечание. Зрительный анализатор дает большое количество информации человеческому мозгу. В то же время достоверность информации проверяется другими анализаторами или исследовательскими действиями. Например: * глаза человека дают информацию, о том, что хвойный лес вдалеке голубого цвета. Необходимо подойти поближе и увидеть изменение цвета; стол кажется мокрым, такую информацию дает зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: стол сухой, но блестящий. Фиксируется обман зрения, рука – контролер правильности воспринимаемых ощущений.

Технологическая карта ознакомления с возможностями слухового анализатора. «Уши – помощники умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свои уши, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть уши, и ими можно слушать звуки, которые издают объекты. Уши могут ощущать». * Организовать воспроизведение звуков разными объектами. Предложить детям повторять фразы: «Уши – помощники умной головы» «Уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков». * На универсальном пособии у образа человека найти уши и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. (Фраза сообщается после ознакомления детей с именем признака звук и его значениями: громко – тихо, высоко – низко и т. д.) * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть уши и они могут дать голове информацию о значениях признаков звука. У человека на основе полученной информации появляются мысли * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со слухового анализатора. Примечание. При описании звуков важно использовать прилагательные, характеризующие звук. Например: * стул упал, и мы услышали глухой, громкий звук; * металлофон издает звонкий и разный по громкости звук, если использовать специальные молоточки. * Звуки издают все объекты при взаимодействии с другими объектамиили воздействии на них. Слуховой анализатор человека имеет ограниченные возможности, поэтому мы слышим не все звуки.

Технологическая карта ознакомления с возможностями вкусового анализатора. «Язык – помощник умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус. Язык может ощущать вкус». * Организовать процессы определения вкуса съедобных объектов. Предложить детям повторять фразы: «Язык – помощник умной головы» «Язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака вкус: кислый, сладкий, приятный и т. д.) * На универсальном пособии у образа человека найти язык и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях признака «вкус». У человека на основе полученной информации появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с вкусового анализатора. Примечание: Полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным анализатором. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями обонятельного анализатора. «Нос – помощник умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свой нос, сосредоточить на нем свое внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть нос, и им можно нюхать объекты. Нос может ощущать запах». * Организовать процессы обследования запахов объектов носом. Предложить детям повторять фразы: «Нос – помощник умной головы» «Нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака запах: резкий, слабый, химический, ванильный и т. д.) * На универсальном пособии у образа человека найти нос и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть нос и он может дать голове информацию о значениях признака «запах». У человека на основе полученной информации появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с обонятельного анализатора. Примечание: Запахом обладает любой объект окружающего мира. Возможности обонятельного анализатора у человека ограничены. При описании значений признака «запах» целесообразно использовать прилагательные: лимонный, бензиновый и т.д. запахи.

Технологическая карта ознакомления с миром эмоций. «Сердце дарит нам настроение» * Предложить детям определить свое настроение или настроение кого-либо (реальный объект или объект на картине). Повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть настроение, и оно идет от сердца. Сердце может подсказать нам наше настроение ». Организовать процессы обследования признаков объектов различными анализаторами, при условии разности настроений. Предложить детям повторять фразы: «Когда мне весело, то солнце светит ярче, а мороженое вкуснее». «Когда мне грустно, то вид игрушки мне не нравится, а суп пахнет не вкусно». «Настроение улучшает или ухудшает значения признаков для меня». «Одно и то же значение какого-то признака может восприниматься по - разному, в зависимости от настроения». * На универсальном пособии (у образа человека) найти сердце и предложить детям самостоятельно рассказать о возможных настроениях человека. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть настроение и от него зависит степень восприятия значений признаков объектов. У человека в зависимости от эмоционального состояния появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с эмоциональным отношением к информации, полученной с анализаторов. Примечание: * Целесообразно воспитателю собрать копилку свойств характера, эмоциональных характеристик человека. С помощью них проводить тренинги с детьми старшего дошкольного возраста: например, свойства характера – злобность (злая баба Яга) и добродушие (Дюймовочка) воспринимает одни и те же значения признаков объекта (Аленький цветочек) по-разному. Баба Яга, смотря на цветок, злится и ненавидит алый цвет и душистый запах, а Дюймовочка радуется яркому цвету и цветочному запаху. * Необходимо обсуждать с детьми значение признаков объектов при разных эмоциональных состояниях и не видеть проблемы в признаке объекта. Проблема в эмоциональном состоянии человека: надо уметь менять точку зрения на события и понимать свое настроение.

«Язык – помощник умной головы» «Руки – помощники умной головы»

«Глаза – помощники умной головы» «Уши – помощники умной головы»

«Нос – помощник умной головы» «Сердце дарит нам настроение»


Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.
Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.
Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.
В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.
Основные этапы ознакомления с именами признаков
1 этап.
Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.
2 этап.
Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.
3 этап.
На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.
4 этап.
Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии (приложение № 1). По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.
Имена признаков объектов это: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.
Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.
Наглядность: схемы имен признаков (17 признаков) объединены сюжетом. Рекомендации к оформлению: капельки тучи, семечки арбуза, яблоки на яблоне и т.д. Схемы имен признаков появляются по мере освоения их детьми.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «влажность»
(с 2,5 лет)
Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах.
Организовать «поиск» значения признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака
не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;
4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;
2-3 дня в старшей и подготовительной группах.
В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например, «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».
Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо, влажно и т. д.
Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.
Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».
Внести значок, который схематично изображает признак «влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»
Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»
5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.
В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.
Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.
Освоение детьми способов наблюдения.
(c 2,5 лет)
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения. Научить детей понимать, как и для чего проводятся наблюдения. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.
Наглядность: Сделать пособие «Кольцо Наблюдения»: диск d -10-12 см. с отверстием d -2-3 см. С одной стороны – диск разделен на пять секторов синим цветом, с другой стороны – на пять секторов красным цветом. Технологическая карта освоения способов наблюдения.
1.Показать Кольцо Наблюдения и объявить детям о его возможностях: в дырочку можно найти объект и его рассматривать, чтобы больше о нем узнать.
2.На глазах у детей на Кольце наблюдения нарисовать глаз красным фломастером и объявить его помощником Умной головы. Глаз видит объект (части, форма, цвет). Например, посмотрели на облако – глаз увидел облако, а Умная голова поняла, что это облако (по форме, по цвет, по месту). Через 5-7 минут на глазах у детей нарисовать на Кольце наблюдения с другой стороны диска – синим фломастером глаз. Глаз увидел изменения, а голова поняла, что облако поменяло форму, цвет и место.
3.Закрепить понятие – объект наблюдения. Его можно увидеть, если внимательно посмотреть в дырочку. Глаза смотрят, а голова – видит разные признаки и их изменения.
4.На глазах у детей в одном из секторов Кольца Наблюдения изображается силуэт руки красным фломастером. Выбирается объект наблюдения – дерево. Помощник Умной головы - Рука узнаёт температуру и влажность этого объекта. В конце прогулки – изображается силуэт руки, синим фломастером, и отмечаются изменения температуры и влажности у этого же дерева.
5.На глазах у детей в следующих секторах изображаются схемы носа, уха и языка красным фломастером. Выбираются объекты, которые могут изменять запах, звук и вкус. После фиксации изменения на другой стороне кольца наблюдения изображаются, синим фломастером эти же анализаторы.
6.Побуждать детей рассказать о правилах работы с Кольцом Наблюдения:
Найти объект;
Помощниками Умной Головы узнать его признаки
Подождать некоторое время
Помощниками Умной Головы узнать, какие признаки изменились
Рассказать об этих изменениях или их засхематизировать.
7. В старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно проводит наблюдения за выбранным им самим объектом и фиксирует изменения признаков в тетради наблюдения с помощью схем. На данном этапе активно используется модели причинно-следственных связей и выявленных ранее закономерностей.
Примечание.
Дидактическое пособие Кольцо Наблюдения заполняется силуэтами анализаторов только на глазах у детей и постепенно, для того, чтобы у детей шло осознание возможности анализаторов при длительном наблюдении за каким-либо объектом.
Кольцо наблюдений в младшем возрасте может быть одно на всю группу, и воспитатель дает возможность по очереди работать с ним. В старшем дошкольном возрасте кольцо наблюдения может быть у каждого ребенка, если усвоено правило работы с ним.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!