Произнесение публичной речи артикуляция дикция интонация. Элементы техники речи

Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиоло­гическая основа

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фра­зами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания - смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незамет­ном пополнении его запаса в легких (во время остановок - пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утом­ляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нераци­онально.

Выработка правильного произвольного дыхания требует трени­ровки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше про-Ишодить под руководством опытного чтеца или специалиста-препода­вателя. При известном самоконтроле можно работать над своим ды­ханием и самому.

Практические задания

УпражнениеI. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать дви­жение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой выдох, под счет 1-5 делайте вдох (считайте про себя).

1.Контролируйте одновремен­ное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было пере­полнения легких.

2.Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1-3, не расслаб­ляя мышц (это подготовка к экономному выдоху). Затем выдыхай­те плавно, без толчков, на счет 1-5.

Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

Упражнение 2. Проверьте свое дыхание при чтении следую­щих текстов:

Текст №1 (из переводов С.Я.Маршака) На месте знака / берется дыхание.

/ Вот дом,

Который построил Джек.

/ А это пшеница,

который построил Джек.

/ А это веселая птица-синица,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

/ Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

Текст №2.Задание выполняется с движениями, названными в тексте. Дыхание произвольное.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу,

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз.

Можно прыгать целый час. ОСТАНОВИТЬСЯ.

Кончу прыгать, встану я.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (бла­гозвучности). В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты голоса могут быть исправлены, ослаблены или сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблю­дая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговари­вать на улице в морозную погоду.

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука - это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука.,. Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы зву­ка, т. е. понятие субъективное... Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы».

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

Прислушайтесь, как говорите вы сами или кто-то из ваших близ­ких. Вы различите в речи смену нижних, верхних и средних звуков, т. е. смену тона. Чтобы пронаблюдать, как меняется голос, произ­несите фразу (движение голоса можно обозначить условно линиями):

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуко - высотный диапазон и знать его предел.

Надо развивать (совершенствовать) средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивая голос в смыс­ле подвижности, надо упражнять его в смене длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства рит­ма. Прежде всего, следует вырабатывать спокойный, ровный и плав­ный темп речи.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса разли­чается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса - тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса».

Практические задания

Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, есте­ственной благозвучности, слышимости на дальнем расстоянии, вы­полняя следующие задания;

1. Произнесите звонко, плавно и протяжно звук м.

2. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги ми, мэ, ма, мо, му, мы. Слоги произносите на одной ноте. Следите за правильным дыханием.

3. Повторите упражнение, произнося слоги в обратном порядке! мы, му, мо, ма, мэ, ми.

Упражнение 2. Прочитайте текст, снижая и увеличивая гром­кость голоса в соответствии с содержанием.

Встреча замы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

(И. Никитин.)

Упражнение 3.

I. Произнесите пословицы, соразмеряя дыхание с длительностью предложения.

I. Зернышко к зернышку - будет мешок. 2. Хороша нива у друж­ного коллектива. 3. В согласном стаде и волк не страшен. 4. В страду одна забота: не стала бы работа. 5. Весна красна цветами, а осень плодами. 6. Всякому мила своя сторона.

II. Научитесь соразмерять вдох и выдох при чтении, на корот­ких фразах не делайте резкого выдоха, не ослабляйте силу голоса к концу длинной фразы.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остано­вился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц. Все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется... (М, Пришвин.)

Дикция

Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетли­во. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язы­чок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и зву­ков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляции). По указанию определенных участ­ков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. Отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т. е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять неко­торые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуков речи обычно занимаются на уро­ках русского языка в связи с работой по разделу фонетики. Упраж­нения, которые рекомендуются ниже, помогут в выработке навыка правильного произношения.

Практические задания

Упражнение 1. Произнесите ясно гласные. Если вы произно­сите гласные верно, упражнение можно сократить. Если произноше­ние какого-либо звука у вас неверное, упражнение повторите не­сколько раз.

1. И- рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются е зубами. Зубы не плотно сомкнуты. Кончик языка несколько припод­нят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.

Произнесите гласную и нараспев. Следите за благозвучием про­изношения.

Э -рот раскрыт больше, чем при произнесении и. Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов.

Произнесите э, затем иэ.

А -рот раскрыт шире, чем при э. Язык лежит распластавшись, кончик его может касаться нижних передних зубов.

Произнесите а, затем эа.

О -губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько при­поднят у корня.

Произнесите о, затем эо, затем ао, сравнивая звуки и их арти­куляцию.

У -губы вытянуты вперед, язык сильно отодвинут- к заднему небу.

Произнесите у, затем оу, эу, иу.

Ы -губы растянуты и раскрыты, как при произнесении и, язык приподнят по направлению к мягкому небу.

Произнесите ы, затем иы.

2. Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные и, э, а, о, у, ы.

3. Произнесите гласные е, я, ё, ю.

Сравните произношение основных гласных с йотированными глас­ными э - е, а -я, о - ё, у - ю. Заметьте, что йотированные гласные произносятся так же, как и не йотированные, за исключением на­чального момента, т. е. звука й, предшествующего основному зву­ку.

Упражнение 2. Произносите четко согласные. При произношении любого согласного приводится в движение какая-либо часть ре­чевого аппарата, например: при звуке р происходит дрожание кон­чика языка, при звуках б и ц - смыкание и размыкание губ, при т и д -упор, а затем отрыв языка от верхних передних зубов и т. д. Следите, чтобы образовывался именно тот звук, который тре­буется, без каких бы то ни было призвуков.

1. Произнесите поочередно звонкие и глухие согласные: б-п, в - ф, г -х -к, д -т, ж - ш, з - с. Произнесите сочетания согласных: пб, кг, тд, дт, фв, вф.

Практическое занятие 3


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

1. Техника речи

2. Можно ли по отношению юриста к языку судить о его «гражданской ценности»?

3. Тестовое задание

Список использованной литературы

1. Техника речи

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а так же может препятствовать ей. Например, журналист с писклявым тонким голосом или видный политический деятель с резким, гнусавым произношением. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.

Почему мы с абсолютным доверием слушаем таких ведущих телепередач, как Евгений Киселев, Владимир Молчанов, Владимир Познер, Александр Масляков? Частично это происходит благодаря мелодичному, спокойному голосу, лишенному раздражающих и отвлекающих внимание нот, произносительной культуре этих людей .

Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Составными частями техники речи являются:

1) постановка правильного речевого дыхания;

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

Вести работу над техникой речи нужно начинать в школе. Во-первых, этой теме надо посвятить несколько отдельных уроков в начале курса риторики как в начальной, так и в средней школе. Тематика уроков может быть следующая.

1. Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).

2. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Что значит правильно дышать во время речи? Ошибки при дыхании. Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

3. Дикция и артикуляция. Формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звуковых сочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.

5. Качества хорошего голоса: широкий диапазон по высоте и громкости, чистота и ясность тембра, благозвучие, способность к тональным изменениям, полетность, выносливость, суггестивность. Упражнения на развитие качеств хорошего голоса.

6. Интонация устной речи. Компоненты интонации: а) логическое (фразовое) ударение; б) пауза; в) темп; г) основной тон речи; д) мелодика (повышение и понижение голоса); е) ритм.

Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от коммуникативной установки автора, ситуации общения и содержания высказывания.

7. Типы интонации. Интонация конца предложения, вопроса, восклицания, обращения, перечисления. Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от характера синтаксической единицы.

8. Выразительность устной речи. Выразительное чтение.

Уроки по технике речи в начальной школе лучше давать рассредоточенно, по годам обучения. Например, в 1 классе можно предложить следующие темы.

1. Где и как рождаются звуки речи? (Строение речевого аппарата. Механизмы образования звуков речи). Упражнения на разминку речевого аппарата.

2. Речевое дыхание. Что значит дышать правильно во время речи? Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

3. Дикция. Активная артикуляция звуков как залог хорошей дикции. Упражнения на формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звукосочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.

4. Особенности устной речи:

Упражнения на изменение громкости, высоты и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания. Использование громкости, темпа, высоты голоса в целях речевой выразительности.

Во 2 классе в блоке «Техника речи» вводятся следующие темы:

1. Интонация. Логическое ударение и паузы как интонационные средства оформления устной речи. Использование их в целях речевой выразительности.

2. Интонация. Основной тон речи как компонент интонации. Использование его в целях речевой выразительности.

3. Ритм как компонент интонационного рисунка речи.

4. Ритм стихотворной речи.

5. Коллективная разметка текста для выразительного чтения: расстановка пауз и логических ударений, определение темпа, громкости, основного тона чтения. Выразительное чтение текста после предварительной коллективной подготовки.

В 3 классе после повторения ранее изученных речетехнических сведений вводятся следующие темы.

1. Мелодика речи.

2. Типы интонации. Интонация конца предложения, обращения, перечисления, вопроса, восклицания.

3. Правильность устной речи. Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари.

4. Самостоятельная разметка текста для выразительного чтения: определение сверхзадачи, выбор интонационных средств, способствующих эффективной реализации данной задачи. Выразительное чтение текста.

Место уроков по технике речи в общей системе риторической подготовки учащихся в начальной школе, их планирование приводятся в пособии И.Р. Калмыковой «Программы школьного курса риторики для 1-4 и 5-6 классов. Планирование уроков риторики в начальной школе» .

После сообщения теоретических сведений по технике речи нужно организовать систематическую работу по развитию речетехнических навыков. С этой целью на каждом уроке или через урок нужно проводить особую пятиминутку по технике речи. В методической литературе она называется по-разному:

Орфоэпическая (по аналогии с орфографической),

Фонетическая зарядка (в методике обучения иностранцев русскому языку),

Дыхательная гимнастика (К.С. Станиславский),

Дыхательно-интонационный тренинг.

Каждое из этих названий не охватывает всех компонентов техники речи, поэтому остановимся на формулировке «работа над техникой речи». Что входит в содержание этой пятиминутки? В нее могут войти следующие компоненты:

1) упражнения на разминку речевого аппарата;

2) дыхательная гимнастика;

3) дикционные упражнения, произнесение скороговорок;

4) интонационный тренинг;

5) упражнения на развитие речевого слуха;

6) выразительное чтение небольших текстов.

Естественно, что все эти компоненты войти в одну пятиминутку не могут в силу ограниченности учебного времени. Учитель сам должен определить содержание пятиминутки исходя из особенностей класса, цели и содержания урока.

Работа над техникой речи помимо специальных уроков и ежедневных пятиминуток должна проводиться и на уроках русского языка, литературы, математики и других в форме контроля за устной звучащей речью учеников. Учитель должен обращать внимание на то, напрягает ли ученик голос при ответе у доски, хватает ли у него дыхания для произнесения длинной фразы, регулирует ли он силу голоса в зависимости от ситуации и содержания высказывания, свободно ли владеет средствами выразительности голоса.

2 Можно ли по отношению юриста к языку судить о его «гражданской ценности»?

По отношению юриста к языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа.

Профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования.

По убеждению А.Ф. Кони, юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходится писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения, заявления и жалобы.

К тому же при производстве уголовных дел и решении споров граждан и учреждений между собой юрист бывает и конфиденциальным собеседником. Ему приходится сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь юриста, подчас зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Бывают случаи, когда из-за неточно заданного вопроса допрашиваемый просит уточнить или исправить некорректно заданный вопрос. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу необходимо владеть навыками публичной речи. Умение говорить публично, владение языком издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Для того чтобы овладеть техникой устной речи, необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования , о дикции, голосе, интонации. Знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией, включая стандарты телесных движений.

С точки зрения участия в образовании звуков произносительный аппарат можно разделить на две части. Одна часть непосредственно в звукообразовании не участвует, а только поставляет необходимый для этой цели «воздушный материал». Другая часть является «произносительной» в прямом смысле слова. В соответствии с этим в речеобразовании выделяют следующие функциональные области:

1. Респирация (организация дыхания). Она обеспечивается дыхательным аппаратом, который состоит из легких, бронхов и трахеи. Речевая функция ДА состоит в производстве необходимого для работы голосовых связок подсвязочного давления. Следует различать дыхание в покое (физиологическое) и дыхание во время речи (речевое). При ФД вдох равен выдоху, при речевом выдох длиннее вдоха. Прерывающаяся, захлебывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже раздражает слушателей. Неправильное речевое дыхание утомляет говорящего, пагубно сказывается на состоянии произносительных органов.

2. Фонация . Собственно произносительный аппарат состоит из 4-х связанных между собой полостей – гортани, глотки, полостей рта и носа . Самостоятельно.

3. Артикуляция. Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами: губы, язык, мягкое небо, маленький язычок, задняя стенка глотки, зубы, альвеолы, твердое небо. Самостоятельно.

Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя:

1.Правильность артикуляции,

2.Степень ее отчетливости;

3.Манеру выговаривать слова.

Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Дикция имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Правильность артикуляции – это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

Степень отчетливости артикуляции – это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. Хотя у большинства людей дефекты речи отсутствуют, СОА у них может быть разной. Рассказать. Четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чем говорит, что является одной из задач устной коммуникации.



Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление и редукцию слогов и т.п. у каждого человека есть характерная манера выговаривать слова, формализовать которую довольно трудно, гораздо легче воспроизвести (спародировать). МВС связана не только и не столько с характером артикуляции, а определяется главным образом специфической ритмической структурой слова (соотношением по длительности и интенсивности ударного и безударных слогов в слове), а также особыми модификациями интонации.

Манера произносить слова тесно связана с понятием стиля произношения . Нормативная, стандартная манера соотносится с полным или нейтральным стилем, а все индивидуальные особенности произношения присущи именно разговорному стилю. «человек»: (чьлавек) – (чек). Манера произношения часто характеризуется диалектными особенностями ритмики и интонации.

Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике.

3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующие мгновение или еще не закончилась фаза контроля и селекции звуковых единиц.

4. Шумные вздохи перед началом фразы

5. Чмоканье – шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, а в спонтанной речи – также для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье и шумные вздохи. Слабое чмоканье – смачивание полости рта, сглатывание – физиологически свойственно всем и производится машинально.

6. Назализация – произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Она оценивается как вульгарная черта в речи.

7. Эмканье – смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе(м), девушки(м) и т.п.). это также результат речевой небрежности.

1) речевое дыхание выполняет специфическую функцию – участвует в голосообразовании. Если при самом дыхании как таковом – это акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, то при голосообразовании, произнесении речи дыхание – процесс управляемый. Выработка правильного речевого дыхания и всего процесса произношения способствует наиболее яркому творческому проявлению возможностей оратора.

Тембр – звуковая окраска голоса и зависит от величины и формы резонаторов, от умелого, правильного дыхания в процессе речи. По эмоциональной окраске тембра можно судить о настроении, самочувствии и даже в какой-то степени о характере человека.

2) Интонация важное средство выразительности речи. Это ритмико-мимическая сторона речи, чередование понижений и повышений, интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски. Интонация включает мелодику, темп, ритм, интенсивность речи, тембр голоса и логическое ударение. Интонация в конкретных условиях общения доводит высказанную в предложении мысль до законченности и выражает эмоционально-волевые отношения людей, придаёт высказыванию необходимую по условиям общения определённость.

По интонации судят об истинном значении высказывания, об отношении к собственным словам, о его эмоциональном состоянии. Особое место в интонации занимает тон. Он делает речь особенно выразительной и воздейственной.

3) Дикция – это отчётливое произношение каждого отдельного звука речи и звуковых сочетаний. Ясное и чёткое произношение каждого гласного и согласного звука в отдельности, а также целых слов и фраз характеризует хорошую дикцию. Чёткая дикция – прежде всего правильная артикуляция звуков.

4) Артикуляция – это совокупность произносительных движений речевых органов, необходимых для образования данного звука. Причиной неправильной артикуляции может быть и смешение двух языков. В таких случаях говорят об акценте речи, т.к. для каждого национального языка характерна своя, неповторимая совокупность звуков речи.



5) Публичная речь – характеризуется также темпом и ритмом.

Темп – это скорость, быстрота, с которой говорящий произносит слова, фразы и весь текст в целом. Скорость речи зависит от индивидуальных особенностей оратора, его темперамента, содержания речи и жанра выступления и меняется в зависимости от условий, при которых произносится речь.

6) Ритм – это чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций, пауз с целью смысловой выразительности, лёгкости усвоения. В ритмизации речи важную роль играют паузы.

7) Пауза – это не перерыв в речи, а её продолжение иными средствами. Паузы могут быть физиологическими (для вдоха воздуха), грамматическими (для упорядочения текста), логическими (для членения потока слов на смысловые части) и психологическими, которые используются для передачи необычного, неожиданного подтекста.

8) К интонационно-выразительным средствам речи относятся логическое ударение – усиление голоса на том слове во фразе, которое говорящий хочет подчеркнуть, придать ему большее значение. В отличие от грамматического ударения, при котором выделяется отдельный слог в слове, под логическим ударением находится целое слово, и ударение может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Важное по смыслу слово выделяется паузой, сменой ритма, изменением основного мелодического строя фразы, повышением или ослаблением силы голоса.

9) Орфоэпия – наука о ясном, правильном, выразительном воспроизведении звуковой стороны речи, о правильном литературном произношении. Орфоэпия рассматривает интонационно-мелодический строй речи, грамматические ударения и нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний в потоке речи.

26. Структура доказательства. Виды доказательств. Доказательство в судебной речи.

Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Формой доказательства , или демонстрацией , называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

Виды аргументов.

Различают несколько видов аргументов:

1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.

2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке.

3. Аксиомы. Аксиомы - это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства.

4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики (как классической, так и конструктивной). Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства. В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

1. Техника речи

Техника речи включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Рассмотрим роль каждого раздела.

Наше дыхание это чисто рефлекторная функция человеческого организма. Но, когда мы разговариваем, поем или произносим речь, мы можем управлять нашим дыханием. Зачем? – спросите вы. Чтобы облегчить работу нашим голосовым связкам. Потому что когда мы дышим правильно, диафрагмой, наш голос рождается из глубин груди и звучит красиво. А Основное большинство людей использует поверхностное дыхание, тем самым усиливает нагрузку на голосовые связки. Именно поэтому голос становится такой незвучный и при длительной речи быстро устает, становится хриплым, а то и вовсе садится.

Попробуйте провести эксперимент. Возьмите любой текст. Лучше чтоб это было какое-то длинное произведение. Начните читать текст вслух осмысленно и с выражением. На сколько хватит ваших сил? Вернее сил вашего голоса. В лучшем случае на одну две страницы. Те, кто выступал публично, знают, как тяжело долго держать речь. Поэтому вы должны научиться контролировать свое дыхание, управлять им во время речи. Такое дыхание называется речевым дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Научившись правильно дышать, вы сможете не только изменить свой голос и речь, но и значительно улучшить свое физическое состояние. Например, здоровый цвет лица, румянец, хорошая кожа это результат правильного дыхания, так как дыхание снабжает все наши клеточки кислородом и улучшает кровообмен. Правильное дыхание важно для каждого, и особенно для тех, у кого работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат.

Голос Основа звучности голоса – правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание делает голос менее звучным. Поставить голос – это значит: первое – научиться правильно дышать диафрагмой; второе – научиться пользоваться резона?торами (усилителями звука).

Наверно и вы не раз ощущали, что ваш голос вас «подводил» во время длительных переговоров, дебатов, выступлений или в процессе обычного разговора. Голос «садится», появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, и к концу выступления вы устаете и переходите на пониженные интонации. Исправить такое положение может совершенствование речевой техники. Работа над голосом, постановка голоса. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне ре?дки. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо развить и укрепить.

Дикция Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Иначе речь становится невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Такое происходит вследствие неподвижной верхней и вялой нижней губы. Особенно это мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных.

Основные недостатки в произношении формируются еще в детстве. К недостаткам относятся: картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи. Причина проста – неправильное пользование речевым аппаратом. Также речь бывает неразборчива, потому что говорящий произносит слова слишком быстро, скороговоркой. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот. Когда вы хорошо открываете рот, звук становится более четкий. Работая над своей дикцией, вы сможете сделать привычной четкую артикуляцию всех звуков речи. Ваша речь станет понятной и выразительной.

И последняя техникаОрфоэпия . Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения. Не путайте с орфографией – наукой о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos – прямой, правильный и epos – речь, и означает «правильная речь». Понятно к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому знание правил и законов произношения так же важно, как и знание грамматики.

Работая над техниками речи важно помнить.

Каждый раз, перед тем как приступить к выполнению речевых упражнений, сделайте несколько физических упражнений. Это обязательное условие. Если вы бывали за кулисами в театре, то наверняка видели, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли; таким образом, они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже делают небольшие физические упражнения, что-то вроде зарядки. Это способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи – всех тех мышц, которые опосредованно связаны с голосом.

Зарядку можете делать самую обыкновенную. Например:

1. наклоны головы в стороны: вправо, влево, вперед, назад; круговое вращение головой;

2. шейно-плечевой отдел: махи рук в стороны; поочередная смена рук: одна рука идет вверх, другая вниз

3. повороты корпуса тела вправо и влево; наклоны корпуса тела в стороны. Круговые движения бедрами поочередно то в одну, то в другую сторону.

Физические упражнения способствуют не только разогреву мышцы, но и снятию любого физического и эмоционального зажима.

После того как вы сделаете зарядку, обязательно, выполните несколько упражнений для релаксации. Релаксация нужна, чтобы сделать ваше дыхание ровным. Лягте на пол, расслабьте тело. Представьте, что вы лежите на берегу моря, на теплом мягком песке. Волны нежно омывают ваши ноги, а солнце греет ваше тело. Дует легкий морской бриз, чистый воздух. Вы дышите медленно, легко и свободно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Только разогрев мышцы тела, и сняв напряжение, можно приступайте к практике речевых занятий.

И последнее, речевой аппарат очень хрупок и нежен. Этот деликатный инструмент нужно беречь, а делать это можно различными способами.

Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно.

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Волшебство речи Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам. В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный - родной язык. Когда вы произносите: «Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение!» - я

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

41. Виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

1. Три функции речи В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции.Во–первых, речь – наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Развитие речи У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Манера речи Мерабьян в своем исследовании (Egan 1982, р. 63–64) также останавливается на относительной важности манеры речи: «Вся информация на 7% передается вербально, на 38% - вокально и на 55% - через выражение лица». Таким образом, манера речи почти так же важна, как и

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Развитие речи Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное

Из книги Методика подготовки и чтения лекций автора Шик Лев Владимирович

1. Искусство и техника устной речи Качество речиЛекция может быть усвоена слушателями, особенно в массовой аудитории, только при том условии, если она хорошо произнесена. Действительно, нельзя не учитывать того, что воспринимать длинную речь на слух вообще нелегко. Тем

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Прощальные речи В жизни, как и в книге, самое важное – это финал. От того, как пройдет ваш последний разговор, зависит то, чем окончится ваш роман. Как же пройти это испытание достойно, оставаясь максимально дипломатичной и корректной?Коварный этический вопрос № 1, который

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§50. Культура речи Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свидетельствует о том, что она не до конца уяснилась и для нас

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Темпоритм речи Каждый человек говорит в определенном ритме. Если вы прислушаетесь к своему собеседнику, вы без труда уловите его ритм. Ритм определяется скоростью произнесения слов, паузами между отдельными словами и фразами. Один человек «тараторит» без перерыва,

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

53. Виды речи В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или

Из книги автора

Психопатология речи «Ты сказала pig (свинья) или fig (фига)?» спросил кот. «Я сказала pig», ответила Алиса. Этот разговор между Алисой и ее другом, котом, наглядно показывает, какую важную роль играют в языке метафорические и метонимические операции. При метонимической речи



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!