Проявление сильной воли. Воля, ее основные характеристики

Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198].

Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.

П. А. Рудик выделял следующие виды волевых усилий:

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима.

Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.

Б. Н. Смирнов выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т.

Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий - оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.

При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?

Как часто вы заставляете себя делать то, что не хочется? А может быть, вы чего-то отчаянно хотите, но не можете найти в себе сил приложить достаточно стараний, чтобы добиться желаемого результата? Волевое усилие - это то, что помогает человеку совершать невероятные вещи. О том, как нужно правильно себя мотивировать и читайте ниже.

Определение

Что такое волевое усилие? Это усилие, направленное на достижение какой-либо поставленной цели. Не всегда человек может сразу и без проблем выполнить поставленную задачу. Иногда с первого раза у него ничего не получается. Приходится делать вторую попытку, а иногда и третью. Чтобы не сбиться с выбранного пути, нужно иметь силу воли, которая поможет человеку добиваться того, чего он хочет. Волевое усилие неотрывно связано с мотивацией. Люди будут делать что-то только тогда, когда узнают, что их ждет за потраченное время и силы. Награда не всегда бывает материальной, порой хватает эстетического или морального наслаждения.

Как часто человеку приходится прилагать волевые усилия? Каждый раз, когда он сталкивается с проблемой, с которой не встречался раньше. Сложные и непонятные ситуации - это стресс, на борьбу с которым уходит много сил и порой времени.

Каждый человек рождается с разными склонностями и способностями. Но вот характер формируется под влиянием окружающего мира и воспитателей. От чего зависит развитие волевых усилий человека?

  • Привычки. Та персона, которая привыкла подчиняться родителям, учителям и старшим товарищам, не сможет принимать решения самостоятельно. У нее нет привычки, которая поможет в сложной жизненной ситуации сделать волевое усилие и добиться поставленной цели.
  • Окружающая среда. Люди растут в различном окружении. Кто-то привыкает с детства бороться за свое существование, а кому-то это просто не нужно. Чтобы выжить в мегаполисе, ребенок должен быть сильным, смелым и настойчивым. А вот в сельской местности в детях поощряется доброта, открытость и подчинение родителям.
  • Позитивное восприятие мира. Делать волевые усилия имеет смысл только тогда, когда человек рассчитывает на положительный исход событий. Если же у персоны нет уверенности в том, что все разрешится наилучшим образом, у нее не будет никакого желания действовать.
  • Скорость принятия решений. Человек, который может быстро реагировать на изменяющийся мир, добьется большего успеха, чем та персона, которая будет долго думать над сложившейся ситуацией.

Факторы появления воли

Люди - разумные существа. Они будут прилагать усилия только тогда, когда это действительно будет требоваться. Что же способствует активным действиям, которые задействуют волю?

  • Цели. Волевые усилия необходимо прикладывать для того, чтобы добиваться поставленной цели. Человек ставит перед собой задачи, порой невыполнимые и идет к ним несмотря ни на что. Благодаря такому подходу и неиссякаемому энтузиазму персона может добиться поставленной цели, причем за короткий срок.
  • Препятствия. Человек будет действовать не только тогда, когда ему этого захочется. Вторая причина, которая может его побудить к труду, - это проблемы и жизненные неурядицы. Для того чтобы удачно разрешить ту или иную ситуацию, порой приходится тратить много сил. А довести дело до конца человеку помогает сила воли.

Свойства личности

Формирование человека идет с первых месяцев жизни. Но волевые свойства личности закладываются генетически родителями. По этой причине характер каждого отдельно взятого индивида становится таким разным. Какие же бывают свойства личности?

  • Сила воли. Уже в детстве становится понятно, насколько человек будет собранным и стойким. Волевые свойства личности проявляются в терпеливости и выполнении данных обещаний. К счастью, себя всегда можно перевоспитать. Сделать это сложно, но при сильном желании на выработку силы воли уйдет всего год.
  • Настойчивость. Человек может быть упертым, а может быть рассудительным и напористым. Первое свойство не принесет персоне никаких дивидендов. А вот второе поможет человеку добиваться поставленных целей.
  • Выдержка. Человек, который поставил какую-то цель, должен обязательно ее выполнить. И в этом деле ему поможет выдержка. Та личность, которая умеет доводить все начатое до конца, обладает уникальными личными качествами, которые помогают построить отличную карьеру.

Характер

Родители формируют из ребенка то, что хотят и могут, лет до 8. Дальше у личности появляется свое сознание, и чадо начинает самостоятельно обдумывать свои действия и решения. Характер - это совокупность различных ценностей, личных качеств и склонностей человека. А что такое волевой характер, и из чего он складывается?

  • Решительность. Человек должен уметь самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. Сегодня с этим пунктом у многих людей есть большие проблемы. Принять решение люди могут, а вот отвечать за него хочется далеко не каждому.
  • Уверенность в себе. Волевой характер может сформироваться только у той персоны, которая обладает хорошей самооценкой. Человек должен точно знать свои сильные и слабые стороны.
  • Формирование воли. Ставя цели и достигая их, человек формирует характер. Благодаря успеху у человека поднимается настроение, самооценка и кажется, что в жизни все легко и просто. Только личность может формировать то, что называется волей.

Жизненная позиция, влияющая на волю

Люди ведут разный образ жизни. Кто-то предпочитает отдыхать перед телевизором, но зато в рабочие часы заниматься активным физическим трудом. А кто-то работает головой, а в свободное время занимается экстремальными видами спорта. Но это идеальный баланс, который встречается нечасто. Какие же существуют жизненные позиции, влияющие на волевые усилия человека?

  • Активная. Человек может принимать решения и отвечать за свой выбор. Личность ставит цели и добивается поставленных задач. Чередование активной физической нагрузки с мозговой активностью помогает находить гармонию. Активная жизненная позиция заставляет человека участвовать в различных мероприятиях, демонстрациях и социальных проектах.
  • Пассивная. Эмоционально-волевая сфера развита у некоторых персон очень слабо. Человек может и будет ставить себе задачи, но не сможет их выполнить, так как не найдет в себе внутренней мотивации, чтобы начать действовать. Желание что-то получить будет менее выраженное, чем лень.

Процесс развития воли

Эмоционально-волевая сфера развития помогает сосредоточиться на главном. Человек отбрасывает в сторону все второстепенное. Как же поэтапно проходит процесс развития волевого усилия?

  • Формирование задачи. Прежде чем какая-то цель осуществится, ее нужно придумать. Цели бывают глобальными, а бывают совсем небольшими, проходными. Некоторые свои задумки человек может считать осуществимыми, а другие он будет воспринимать как что-то фантазийное.
  • Обдумывание пути. Когда цель сформирована, человек продумывает то, как он будет осуществлять свой проект. Это может быть пошаговая проработка плана или же набросок того, с какой стороны лучше подойти к поставленной задаче.
  • Реализация идеи. Когда решение выполнить проект принято, человеку ничего не остается, кроме как начать действовать.

Развитие волевых качеств

Хотите добиваться поставленных задач и не сворачивать с выбранного пути? Как должно проходить развитие волевых качеств личности? Вам нужно выбрать какую-то небольшую цель с видимым результатом. Например, похудеть на 3 кг за неделю. Продумайте путь к поставленной цели. Вы можете начать бегать по утрам или же ежедневно заниматься физкультурой. Возможно, стоит пересмотреть свое питание или же сесть на какую-нибудь диету. Ежедневно отмечайте в тетрадке свой прогресс. Когда через неделю вы достигнете поставленной цели, мотивация от этого первого шага даст вам возможность выполнить более сложный проект. На этот раз придумайте цель, на реализацию которой потребуется месяц. После этого можете придумать проект, который можно будет выполнить за полгода. Постепенно ставьте себя более крупные цели. Достигая их, вы будете тренировать силу воли.

Тест

Хотите проверить свою силу воли? Тогда пройдите этот тест на выносливость. Он был составлен для солдат армии США. С виду все может показаться очень легко. Отжимания, приседания, все как в школе. Но сделать 4 подхода за 4 минуты удается не каждому. А за сколько удастся сделать упражнения вам? Тест на выносливость:

    10 отжиманий.

    10 прыжков из упора лежа. После выполнения перевернитесь на спину.

    10 подъемов туловища из положения лежа на спине.

    10 приседаний.

Вы успешно прошли тест? Какой результат? Уложиться за 4 минуты получается не у всех, и это даже с тем учетом, что 4 минуты - это не лучшее время. Желательно делать 4 подхода за 3 минуты 30 секунд. Занимайтесь каждый день, сокращайте время и развивайте силу воли.

6.9. Характеристики и виды волевого усилия

Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.

Волевое усилие характеризуется и таким свойством, как лабильност ь (подвижность). Это свойство отчетливо проявляется в произвольном внимании и заключается в умении человека когда нужно - напрячь внимание, а когда можно - ослабить его интенсивность. Неумение расслаблять внимание приводит к быстрому психическому утомлению и, в конце концов, к невнимательности. То же можно сказать и о произвольном сокращении и расслаблении мышц.

Волевое усилие характеризуется также направленностью, в связи с чем различают такие его функции, как активация и торможение (запуск и остановку при наличии внешнего и внутреннего сопротивления, усиление и ослабление, ускорение и замедление). В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени: в одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом - сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем - тормозит реакции.

Виды волевых усилий. Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198].

Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.

П. А. Рудик выделял следующие виды волевых усилий:

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима. Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.

Б. Н. Смирнов выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т. п. Все они, как писал упомянутый автор, являются приемами самомобилизации волевых усилий.

Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий - оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.

При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

автора Войтина Юлия Михайловна

Выполнение волевого акта

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

63. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.7. Природа волевого усилия Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, - все это остается пока не выясненным до конца (что дает

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Одним из первых на сознательную самостимуляцию волевых усилий обратил

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Оценка силы и длительности волевого усилия по А. Н. Шадрину Новизна подхода заключается в отказе от оценки субъективных ощущений испытуемого, обычно выражающихся в словесных формах типа «устал», «очень устал», «скоро не смогу» и т. д. В основу предлагаемой методики

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§66. Анализ волевого действия Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,-

Из книги автора

Умственные усилия Если вы хотите почувствовать работу Системы 2 на полную мощность, проделайте следующее упражнение, которое за 5 секунд выведет вас на пределы когнитивных возможностей. Для начала придумайте несколько комбинаций из четырех разных цифр и запишите каждую

Из книги автора

Напряжение и усилия Симметрия многих ассоциативных связей стала главной темой при обсуждении ассоциативной связности. Как упоминалось раньше, люди, которые «улыбаются» или «хмурятся», засунув в рот карандаш или зажимая шарик между бровями, склонны испытывать эмоции,

Из книги автора

Из книги автора

Прикладывайте усилия Для успеха практики избавления от иллюзий мы советуем следующее: Осознанно работайте со своим партнером. Если вы состоите в отношениях, скажите ему: «Я собираюсь поработать над этим, и мне нужна твоя поддержка». Медитируйте. Работайте с телом

Из книги автора

64. Анализ сложного волевого действия Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются

  • Розвиток психіки у філогенезі Леонтьев а.Н. Очерк развития психики
  • Розвиток психіки в онтогенезі Костюк г.С. Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики
  • Леонтьев а.Н. Биологическое и социальное в психике человека
  • Гудонис в., Радзявичене л., Йодрайтис а. Психосоциальное развитие воспитанников дома ребенка (о биологических, социальных и психологических факторах)18
  • Содержание эксперимента
  • Распределение исследуемых по фактору риска развития
  • Распределение исследуемых по возрасту зрелости плода
  • Распределение исследуемых по весу новорожденного
  • Социальные факторы риска развития в группе исследуемых
  • Изменение психомоторного развития экспериментальной и контрольной групп
  • Связь социального развития с другими сферами психомоторного развития
  • Крутецкий в.А. Условия и движущие силы психического развития
  • Выготский л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте
  • Выготский л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития
  • Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
  • Розділ 2. Психічні процеси
  • Пізнавальні психічні процеси
  • Відчуття та сприймання
  • Ананьв б.Г.[ощущение. Восприятие]
  • Шеварев п.А. Иссдедования в области восприятия
  • Выготский л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте
  • Костюк г.С. [Розвиток і виховання відчуття та сприймання у дітей]
  • Рубинштейн с.Л. Память
  • Зинченко п.И. Вопросы психологии памяти
  • Линдсей п., Норманн д. [системы памяти. Виды памяти]
  • Выготский л.С. Память и ее развитие в детском возрасте
  • Заика е.В., Баженова е.В, Баженов а.С. Применение методики заучивания 10 слов в клинической психологии
  • Костюк г.С. [розвиток і виховання пам’яті у дітей]
  • Уявлення Рубинштейн с.Л. [представления]
  • Маклаков а.Г. Представления
  • Мислення Глуханюк н.С., Дьяченко е.В., Семенова с.Л. Мышление: основные понятия и положения
  • Тихомиров о.К. Виды мышления
  • Выготский л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте
  • Талызина н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления
  • Костюк г.С. [розвиток мислення у дітей]
  • Хохліна о.П. [розумові якості та іх формування (на матеріалі трудового навчання учнів з вадами інтелекту)]
  • Мова та мовлення Леонтьев а.Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года)
  • Леонтьев а.А. Речевая деятельность
  • Рубинштейн с. Л. Речь и общение. Функции речи
  • Ушакова т.Н. Проблема психологии речи в трудах а. Н. Леонтьева
  • Костюк г.С. Розвиток мовлення у дітей
  • Уява Брушлинский а. В. Воображение и познание
  • Дубровина и.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения
  • Выготский л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте
  • Костюк г.С. [розвиток та виховання уяви у дітей]
  • Формування пізнавальної сфери психіки Хохліна о.П. [формування пізнавальної діяльності у дошкільника]
  • Хохліна о.П. [розвиток пізнавальної сфери психіки дитини в процесі підготовки до школи]
  • Глуханюк н.С., Дьяченко е.В., Семенова с.Л. [рекомендации по развитию познавательной сферы]
  • Увага. Воля Добрынин н.Ф. Основные вопросы психологии внимания
  • Платонов к.К. Внимание
  • Страхов и.В. О психологической структуре внимания
  • Пальм г.А. Класичні теорії уваги
  • Пуни а.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте
  • Селиванов в.И. Волевое усилие. Волевое действие. Волевые процессы. Волевые состояния
  • Иванников в. А. Критерии воли
  • Немов р.С. Теории воли
  • Костюк г.С. [розвиток та виховання уваги та волі в дітей]
  • Емоційна сфера психіки Леонтьев а.Н. Эмоциональные процессы
  • Рубинштейн с.Л. Различные виды эмоциональных переживаний
  • Васильев н.А. Место и роль эмоций в психологической системе
  • Немов р.С. Психологические теории эмоций
  • Костюк г.С. [Розвиток і виховання емоцій у дітей]
  • Розділ 3. Особистість суть та детермінанти формування особистості Леонтьев а.Н. Индивид и личность
  • Логинова н.А. [индивид, личность, субъект]
  • Сайко э.В. Индивид, субъект, личность, индивидуальность в дифференцированной представленности и интегральном определении человека
  • Маркин в. Н. Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (Психолого-акмеологический анализ)
  • Платонов к.К. Сущность личности
  • Максименко с.Д. Поняття особистості в психології
  • Фельдштейн д.И. [социализаия и индивидуализация как детерминанты становления личности]
  • Хохліна о.П. [суть та детермінанти становлення особистості]
  • Структура та теорії особистості Платонов к.К. [структура личности]
  • Ковалев а.Г. Психологическая структура личности
  • Максименко с.Д., Мул с.А. Структура особистості: теоретико-методологічний аспект
  • Максименко с.Д., Максименко к.С., Папуча м.В. Теорії особистості37
  • Рибалка в.В. Психологічна структура особистості
  • Психологічна структура особистості (четвертий рівень узагальнення- конкретизації)
  • Самосвідомість Павлова е.Д. [сознание]
  • Хохліна о.П. [до проблеми суті свідомості]
  • Чамата п. Р. Зміст і основні форми прояву самосвідомості
  • Сидоров к.Р. Самооценка в психологии
  • Бех і.Д. [особистісна рефлексія]
  • Спрямованість особистості Рубинштейн с.Л. Направленность личности
  • Ломов б.Ф. Направленность личности
  • Лишин о.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии
  • Платонов к.К. Потребности
  • Иванников в.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности
  • Алексєєва м.І. [поняття про мотиви навчальної діяльності учнів. Види мотивів]
  • Третьякова г.А. О психологической сущности ценностных ориентаций личности
  • Шкіренко о.В. Психологічний зміст особистісних і духовних цінностей студента
  • Костюк г.С. Розвиток мотивів і цілей діяльності у дітей
  • Здібності Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
  • Рубинштейн с.Л. Общая одаренность и специальные способности
  • Теплов б.М. Способности и одаренность
  • Ямницький в.М. Феномен "здібності" у психологічній спадщині г.С.Костюка
  • Хохліна о.П. Мета освіти в контексті теорії формування загальних і спеціальних здібностей
  • Костюк г.С. Здібност1 та IX розвиток у д1тей
  • Характер Гріньова о.М. Проблема характеру в українській та зарубіжній психології (теоретичний аналіз)
  • Глуханюк н.С. Дьяченко е.В., Семенова с.Л. Понятие об акцентуациях характера
  • Леонгард к. Акцентуированные личности
  • Костюк г.С. [формування характеру]
  • Темперамент Небылицын в.Д. Темперамент
  • Хохліна о.П. [індивідуальний спосіб (стиль) діяльності]
  • Хохліна о.П. [Формування індивідуального способу (стилю) діяльності]
  • Становлення особистості Гонтаровська н.Б. Розвиток особистості в психолого-педагогічному контексті
  • Хохліна о.П. [суть та ефекти соціалізації на різних її етапах у контексті особистісного підходу]
  • Добрович а.Б. Что значит «исполнять роли»?
  • Хохліна о.П. [суть особистісних властивостей та їх формування]
  • Розділ 4. Діяльність. Спілкування Суть та структура діяльності. Формування діяльності Леонтьев а.Н. Общее понятие о деятельности
  • Ломов б.Ф. Проблема деятельности в психологии [Суть, структура, формирование]
  • Платонов к.К. [сущность деятельности. Формирование действий ]
  • Костюк г.С. Уміння й навички
  • Хохліна о.П. Загальна психологічна характеристика людської діяльності
  • Хохліна о.П. Формування діяльності
  • Провідний вид діяльності Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребенка [Ведущий вид деятельности]
  • Леонтьев а.Н. Психологические основы дошкольной игры
  • Давыдов в.В. Содержание и строение учебной деятельности
  • Хохліна о.П. [Психологічна характеристика діяльності учіння]
  • Рубинштейн с.Л. Труд
  • Рибалка в.В. Психологічна характеристика трудової діяльності та професії
  • Спілкування Ломов б.Ф. Проблема общения в психологии
  • Характеристика темпераменту
  • Структура діяльності
  • Термінологічний словник
  • Селиванов в.И. Волевое усилие. Волевое действие. Волевые процессы. Волевые состояния

    Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 13 – 21

    Человек способен преднамеренно распоряжаться своими энергетическими ресурсами, чтобы добиваться успеха в своей деятельности. При встрече с трудностями это происходит с помощью волевых усилий.Волевое усилие проявля­ется каждый раз, когда субъект обнаруживает недостаток энергии, необходимой для достижения цели, сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою ак­тивность в соответствие с встречающимися препятствиями, которые надо преод­олеть, чтобы добиться успеха. Наблюдения и специальные эксперименты указы­вают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности человека.

    Наука отвергает примитивное представление о волевом усилии лишь как средстве усиления психической напряженности. Ничего хорошего не получается в работе человека, когда он трудится только в изматывающем режиме. При такой «регуляции» неизбежны вредные последствия для организма (переутомление, неврозы и т.п.), резкое снижение работоспособности, появление отрицательных эмоциональных состояний.

    Развитая воля предполагает экономное расходование нервнопсихической энер­гии, когда сознательные импульсы направлены не только на усиление и ускорение процессов, но при необходимости - и на их ослабление или замедление. Именно волевой человек может отключиться от раздражающих помех, заставить себя в положенное время отдыхать или спать, тогда как слабовольный не умеет бороть­ся со своей пассивностью и со своим психическим перенапряжением.

    Но не всякое усилие человека является волевым. Следует различать предна­меренное и непреднамеренное усилия. Волевое усилие - это лишь преднамерен­ное усилие, когда субъект ясно сознает действия, видит трудности, которые препятствуют достижению этой цели, намеренно борется с ними, сознательно вызывая необходимое напряжение, направленное на регуляцию процесса дея­тельности (усиление - ослабление, ускорение - замедление и т. д.).

    Непреднамеренное усилие может быть первичным (безусловно-рефлекторным) и вторичным (привычным, но малоосознанным, которое формируется у че­ловека при повторении преднамеренного, т. е. волевого, усилия). Когда человек усваивает тот или иной навык, то на первых упражнениях он держит под воле­вым контролем все операции. Волевые усилия при этом находят выражение и во внешних реакциях - в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. По мере автоматизации навыка волевое усилие как бы свертывается и кодируется. И тогда человеку уже достаточно только одного сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, в виде мелькнувших в голове слов «это» или «надо» или даже междометия, чтобы что-то изменить в работе. При ре­шении привычной задачи трудность может оказаться больше той, преодоление которой закреплено в стереотипах поведения. В этом случае возникает созна­тельная мобилизация активности, т. е. переход малоосознаваемых (вторичных) усилий в осознаваемые, волевые.

    Без мотивации нет ни одного действия. С увеличением значимости и силы мотива возрастает возможность личности в мобилизации волевых усилий. Но эти понятия не следует отождествлять. Сила тех или иных мотивов чаще создает лишь общее напряжение, вызванное неудовлетворением той или иной потребности. Обнаруживается это и вне деятельности в форме, например, смутного беспокойства, тревоги, эмоций страдания и др. Волевое усилие проявляется лишь при сознательной" регуляции поведения и деятельности, при выборе цели, принятии решения, планировании, самом исполнении. О волевом усилии мы скажем: это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях.

    Велико значение волевого усилия в жизни человека. Но ведь никто не действует ради него. Оно чаще всего бывает эмоционально неприятным. Волевое усилие является лишь необходимым средством реализации мотива и цели. Волевое усилие хорошо поддается упражнению. В соответствии с этим психологи часто определяют волю как умение сознательно преодолевать трудности на пути к цели. Что касается мотивов, то с их формированием и упражнением дело обстоит значительно сложнее. Для целей воспитания важно усвоить не только идею о единстве мотивации и воли, но и идею об их различии, несовпадении.

    Волевое действие, его структура. Основной формой проявления активнос­ти человека является его трудовая деятельность. В структуре трудовой и всякой иной деятельности выделяются отдельные ее «единицы» - действия.

    Действие - это законченная во времени и пространстве совокупность движений и умственных операций, объединенных единой сознательно поставленной целью. Человек изготовляет вещь, сажает дерево, решает алгебраическую задачу - все это действия, в которых наглядно представлена взаимосвязь психического и материального, регуляция сознанием процесса деятельности. Действия могут быть индивидуальные и коллективные, по собственному почину и по заданию других людей. Наряду с термином «действие» в психологии употребляют и термин «поступок».

    Поступком обычно называют действие, в котором выражено осознанное отношение человека к другим людям, обществу, требующее моральной или юридической оценки.

    Как мы видели, не все действия относятся к волевым. Критерием отнесения одних действий к неволевым, а других - к волевым является не отсутствие или наличие сознаваемой цели, а отсутствие или наличие сознательной борьбы человека с трудностями на пути достижения цели. В импульсивных или давно заученных, стереотипных действиях нет этой борьбы с трудностями. Человека, у которого часто наблюдаются импульсивные или аффективные действия, справедливо называют слабовольным. Назовут слабовольным и того, кто «завяз» в рутине привычных действий и уже не способен к инициативе и творчеству.

    Возникновение мотива к действию, осознание его, «борьба» мотивов, поста­новка цели и принятие решения - содержание первой стадии волевого процесса. Вторая стадия - это выбор средств достижения цели, планирование определившихся возможных путей реализации этой цели. Это важное промежуточное звено между постановкой цели и исполнением. Третья стадия - исполнение - включает в себя реализацию цели и плана на практике, а также оценку полученного результата.

    Все стадии волевого процесса взаимосвязаны. Мотив и цель так или иначе представлены в сознании человека на всем протяжении действия, волевое усилие является необходимым компонентом всех трех стадий волевого действия.

    При выполнении задания формирование собственной цели действия индивида опосредствовано уже готовой целью, привносимой извне в виде требования, указания, рекомендации, приказа и т. д.

    Система заданий приучает человека еще в детстве к волевому регулированию своего поведения. Постановка цели в инициативном действии формируется не самопроизвольно, а под воздействием обучения этому в заданных действиях.

    Инициативное волевое действие всегда является избирательным актом. Это и вносит в первую стадию этих действий - постановку цели - свою специфику. Человек теперь уже должен не только осознавать следствия возможных своих действий, но осознавать и оценивать мотивы: побуждают ли они личность к активности в аспекте ведущих ее потребностей и устремлений или, напротив, подрывают их. Оценочная функция разума при действиях по заданию в какой-то степени еще может быть переложена на руководителя. При инициативном же действии человек должен от начала до конца все решать сам. Постановка цели в таких действиях сопряжена с большими внутренними трудностями, колебаниями и конфликтами между мотивами. В процессе перехода желания в категорическое хотение и намерение «буду делать это» происходит напряженная работа созна­ния по оценке и отбору побуждений.

    Протекает ли процесс постановки цели без противоречий или при наличии борьбы мотивов, заканчивается он принятием решения. При положительном решении волевое действие развивается дальше и человек от постановки цели переходит ко второй стадии - к мысленному планированию исполнения.

    Мысленное планирование всегда является раскрытием цели в конкретной совокупности знаний всех тех условий, которые обеспечивают ее реализацию в самом процессе деятельности. Это в равной мере относится ко всякому действию и поступку человека. Если ситуация хорошо известна, то обычно не возникает и никакого особого плана выполнения. Все привычные действия (умываться, по­завтракать, сходить за покупками) совершаются по одному лишь побуждению, только в силу того, что условия для этих действий всегда налицо, а план их выполнения давно заучен, следовательно, необходимость в новом плане исчезает. Но как только эти условия изменяются, сразу же появляется настоятельная потребность в плане.

    В объективной действительности заложены различные возможности для выполнения одного и того же действия. С ними связаны разнообразные варианты плана выполнения. Эти варианты могут вступать в противоречие между собой. В процессе этой внутренней «борьбы» вырабатывается тот окончательный план, по которому мы и действуем. При планировании коллективного действия творческое, критическое обсуждение происходит гласно. В результате коллективной работы принимается план, который наиболее полно отвечает задаче и возможностям ее решения.

    Планирование в сложных действиях - это не только мыслительный, но и волевой процесс. Так, для того чтобы: 1) обдумать тот или иной план действия, необходимы волевой импульс и усилие; 2) выбрать из нескольких вариантов плана один, надо обнаружить решительность и применить усилие; 3) предотвратить поспешное принятие плана, следует проявить выдержку (равным образом необходимы волевые усилия, чтобы прекратить бесплодные колебания и медлительность); 4) не отступить от хорошего плана, нужно проявить упорство, настойчивость и т. д.

    Предвидение - это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения поставленной цели.

    Постановка цели и планирование не даются человеку без борьбы с трудностями. Но на этих предварительных стадиях действия борьба с трудностями только начата. Доведение действия до успешного конца зависит от преодоления трудностей исполнения, какими бы они большими ни были. Нередко мы встречаем таких людей, которые ставят перед собой высокие цели, вырабатывают хорошие планы, но как только дело доходит до преодоления трудностей исполнения, то здесь обнаруживается их полная несостоятельность. Таких людей справедливо называют слабовольными. По умению преодолевать трудности, по исполнению намеченной цели судят о степени развития воли. Именно поэтому в характери­стику воли в качестве главного признака входит умение человека преодолевать трудности и препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

    Исполнение может выражаться не только в форме внешних активных поступ­ков человека, но и в форме задержки, торможения ненужных, противоречащих цепи движений. Во многих случаях исполнение в сложном волевом акте может быть выражено в форме внешнего бездействия. Нужно различать поступки ак­тивного действия и поступки воздержания от действия. Нередко торможение, за­держка действий и движений требуют от человека большего напряжения воли, чем опасное активное действие. Следовательно, волевого человека характери­зует не только действие, активно преодолевающее внешнее препятствие, но и выдержка, активно преодолевающая во имя цели внутренние препятствия, за­держивающая ненужные или вредные мысли, чувства и движения. Задача вос­питания воли и заключается в том, чтобы научить человека управлять собой в любых условиях, не терять контроля над своим поведением.

    Волевые процессы. Для того чтобы хорошо выполнять работу, нужно точно воспринимать и оценивать информацию, быть внимательным, мыслить, запоми­нать, припоминать и т. д.

    Все психические процессы делятся на две группы - непроизвольные и произвольные. Когда требуется не просто смотреть или слушать, а всматриваться и вслушиваться, чтобы лучше понять и запомнить конкретную информацию, то во всех подобных случаях мы вынуждены мобилизовать волевые усилия, ина­че успеха не добиться. Оператор на производстве не может полагаться толь­ко на свои знания и навыки, он должен быть предельно внимательным, чтобы правильно опознавать сигналы контрольных и измерительных приборов, сво­евременно и быстро определять причины повреждений, принимать решения по устранению неисправностей и др. Те психические процессы, которые осущест­вляются не только осознанно, но с достаточно выраженными усилиями личнос­ти, называются волевыми процессами.

    Разумеется, что и сложная работа не выполняется без участия непроизволь­ных, неволевых процессов. Известно, что произвольное внимание является од­ной из наиболее утомляющихся психических функций. Оберегающий режим для внимания создается различными путями, в том числе интересом и внешними раздражителями, переключающими его без ущерба для дела на непроизволь­ное внимание. Но известно и другое: без достаточного развития произвольного, волевого внимания не может быть никакой продуктивной, тем более творческой деятельности.

    Волевые состояния. Это временные психические состояния личности, являющиеся благоприятными внутренними условиями для преодоления возникаю­щих трудностей и достижения успеха в деятельности. К ним относятся состояния оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересован­ности, решимости и др. В этих состояниях особенно ярко выражена связь воли с эмоциями. Действия и поступки, выполняемые разумно, но с эмоциональным, страстным увлечением, являются наиболее успешными. Но некоторые эмоцио­нальные состояния могут снижать, а то и блокировать волевую активность лично­сти. К ним относятся состояния апатии и чрезмерной психической напряжен­ности (стрессы). Стрессы возникают и в условиях трудовой деятельности (при управлении сложными агрегатами в производстве, преодолении информацион­ных перегрузок в умственной работе и др.). Стимулируют их возникновение такие общие факторы, сопутствующие научно-техническому прогрессу, как ускорение темпа жизни, быстрые перемены в социальных условиях и др.

    Значение волевого усилия в волевом действии и факторы, влияющие на его интенсивность

    3. Характеристики и виды волевого усилия

    Волевое усилие может иметь различную степень выраженности, как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.

    Волевое усилие характеризуется и таким свойством, как лабильность (подвижность). Это свойство отчетливо проявляется в произвольном внимании и заключается в умении человека, когда нужно -- напрячь внимание, а когда можно -- ослабить его интенсивность. Неумение расслаблять внимание приводит к быстрому психическому утомлению и, в конце концов, к невнимательности. То же можно сказать и о произвольном сокращении и расслаблении мышц. Волевое усилие характеризуется также направленностью, в связи с чем различают такие его функции, как активация и торможение (запуск и остановку при наличии внешнего и внутреннего сопротивления, усиление и ослабление, ускорение и замедление). В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени: в одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом -- сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем -- тормозит реакции.

    Виды волевых усилий.

    Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу».

    Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.

    П. А. Рудик (1967) выделял следующие виды волевых усилий:

    1. Волевые усилия при мышечных напряжениях. Выполнение физических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждает необходимость совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения, совершать в разнообразных условиях и именно тогда, когда это надо. Будучи многочисленными и часто повторяемыми, подобные мышечные напряжения, даже незначительные по своей интенсивности, оказывают большое влияние на формирование способностей спортсмена к затрате волевых усилий. Вот почему всякое учебное и тренировочное занятие, требующее сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевым усилиям. Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения, чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя трудность заданий, требующих от занимающихся напряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.

    2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.

    3. Волевые усилия при напряжении внимания. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

    4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха и риска. Их особенность -- сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью, растерянностью, смущением и пр.

    5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима могут быть крайне разнообразными. Соблюдение режима, особенно в начальном периоде тренировки, когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведённого на это занятие. Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, в эмоциональном отношении, характер. Они допускают различные формы смены занятий и детальную дозировку по количеству материала, скорости работы, её продолжительности и пр. Всё это в умелых руках тренера превращает такого рода напряжения в прекрасное средство воспитания способности к волевым усилиям.

    Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.

    Б. Н. Смирнов выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий:

    самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т. п. Все они, как писал упомянутый автор, являются приемами самомобилизации волевых усилий.

    Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий -- оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.

    При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?

    В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий, прежде всего, зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся следующие:

    1. Мировоззрение личности -- комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе.

    2. Моральная устойчивость личности. Речь идет об ответственности или безответственности человека.

    3. Степень общественной значимости поставленных целей (например, спортсмен на региональных и международных соревнованиях будет прилагать различные усилия).

    4. Установки по отношению к деятельности (Например, учащимся в школе задано домашнее задание -- прочесть параграф, или подготовиться по данному параграфу к самостоятельной работе; очевидно, что во втором случае процент вероятности прочтения данного параграфа будет больше).

    5. Уровень самоуправления и самоорганизации личности.

    Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.

    Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Но не каждое действие является волевым...

    Волевая регуляция поведения и деятельности младших школьников

    Волевые действия бывают простые и сложные. К простым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е...

    Воля и произвольность

    С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего его, стремление к цели принято называть желанием...

    Воля как характеристика сознания

    Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ним мотива (рис. 1). Мотив - это сформированное осознание своего поступка. Тогда мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать...

    Воля. Волевые качества и их развитие

    "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них...

    Значение волевого усилия в волевом действии и факторы, влияющие на его интенсивность

    Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том...

    Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

    Понятие "межгрупповой конфликт" предполагает, что конфликтный процесс возникает во взаимодействии между различными группами и осуществляться он может по различным причинам, в различных условиях, в формах, с различной степенью напряженности...

    Особенности личностных качеств умственно отсталых детей

    Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, что проявляется при определенной цели...

    Понятие "воля", структура волевого поступка, основные волевые качества, их характеристика и пути развития

    Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те...

    Природа человеческих способностей

    Кроме уровней, следует выделить виды способностей в зависимости от их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности...

    Проблемы воли и безволия в психологии

    Структуру волевого акта многие исследователи рассматривают как структуру акта какого-либо действия. Только название "волевой" даёт понять, что речь идёт о волевом компоненте производимого действия...

    Психологическая структура спортивной деятельности

    Психологические особенности волевого самоконтроля у спецконтингента в адаптации и саморегуляции в экстремальных условиях

    О самоконтроле говорил ещё Аристотель , но изучение этого вопроса с позиций науки началось лишь на рубеже XIX-XX вв. Далее этой проблемой с точки зрения психологии занимался З. Фрейд...

    Психологические особенности изучения спортивного характера

    Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения...

    Эмоциональная устойчивость как основа формирования механизма эмоционального заражения в эмоциогенных ситуациях

    Ключевым в содержании понятия «толпа», кроме механизма возникновения, является то, какие основные характеристики выделяются различными авторами...



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!