Психологическая совместимость и ее виды. Психологическая совместимость

Введение

Совместимость психологическая – соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия.

Различают несколько необходимых слоев (или уровней) психологической совместимости. Один из них обозначается как ценностно-ориентационное единство, когда люди внутренне принимают одни и те же перспективные цели активности, имеют сходные ценностные представления и соответствующие эмоциональные отношения, добровольно и в равной мере принимают на себя ответственность за успехи и неудачи в деятельности. Это создает эффект хорошей деловой сплоченности группы.

Еще один слой (или уровень) – согласованность функционально-ролевых ожиданий между членами группы; а именно, они достаточно ясно представляют, знают, кто, что, когда и как должны делать при решении принимаемых всеми задач, и согласны в соответствующих вопросах.

Исходя из этого, можно сказать, что человеческая несовместимость появляется тогда, когда отсутствуют необходимые слои психологической совместимости в процессе межличностного взаимодействия.


1. Отношения и социально-психологические качества личности

Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся в ее отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

При этом совершенно очевидно, что многие черты характера, например «общительность - замкнутость», «альтруизм - эгоизм», «бесконфликтность - конфликтность» по своему происхождению и содержанию являются социально-психологическими характеристиками отношений личности. Естественно, что все они в различной степени представлены и неодинаково взаимопроникают друг в друга у разных людей. Вместе с тем их различное сочетание обусловливает существование определенных социально-психологических типов людей. Сравнение последних между собой показывает, что одни люди широко открыты окружающим людям и социуму, другие слишком замкнуты в узком кругу своего миросозерцания, в личных устойчивых отношениях к ближайшей к ним общности людей.

Любое качество характера, даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает приобретать некий негативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению, обусловливать «трудный», «тяжелый» характер. Так, даже такие чудесные качества, как жизнерадостность, активность, при своем переизбытке обусловливают «трудный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых всегда хорошее настроение, независимо от обстоятельств жизни, повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, беспорядочные сексуальные связи, хулиганство). Деловые отношения с такими людьми поддерживать очень трудно, так как они не выполняют замечаний, критики, не ощущают границ между дозволенным и недозволенным.

Поскольку многие из вышеперечисленных социально-психологических качеств, с одной стороны, являются общечеловеческими, а с другой – в большей или меньшей степени присущи определенным типам людей, важно определить критерий, по которому их можно оценивать у конкретных личностей. Таким критерием может выступать стремление человека по-разному их использовать. Вот почему Э. Шостром выделяет в соответствии с этим критерием два типа личности – манипулятор и актуализатор.

Для манипуляторов характерны тщательно маскируемая фальшь при контактах с людьми; стремление фальсифицировать личные переживания при фактическом равнодушии к окружающим; намеренная расчетливость в подборе средств воздействия на последних; тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям межличностного взаимодействия.

Необходимо следить за таким человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он навязывает свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает бессознательно. Сокрытие своих истинных эмоций – таков удел манипулятора. Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто манипулятор использует свое знание психологии других людей в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

Манипулятор – это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Манипулятор относится сам к себе и к другим людям, как к неодушевленным предметам. Он никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль. Стиль жизни манипулятора включает в себя четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Для актуализатора характерны такие социально-психологические качества, как честность и искренностью во взаимоотношения с другими людьми, устойчиво проявляемый интерес к последним, самостоятельность и открытость в выражении своих мнений, вера в собственные силы и в разум тех, с кем вступает в общение.

2. Негативные формы межличностных отношений

Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений – вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезорганизация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основная функция деструктивных отношений – культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группу лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Проявление данного вида отношений взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.

3. Трудности общения как фактор человеческой несовместимости

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватные оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Анализируя трудности, связанные с возрастом обобщающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.

Человеческие взаимоотношения складываются в реальных жизненных обстоятельств, в ходе совместной деятельности людей, в процессе их взаимодействия. На развитию отношений ощутимо сказываются различные объективные факторы, с способствуют контактам или усложняют их формирования. Так, комфортные условия сотрудничества, обеспечения необходимых условий работы, четкая организация труда непременно создают благоприятные для взаимодействия людей условийви.

время значительное влияние на эффективность взаимодействия имеют факторы: отношение людей друг к другу и к другим людям, психологическая и практическая готовность к сотрудничеству, иногда - индивидуал льно-психологические особенности людей и такое и.

Повседневно руководителю приходится решать практические задачи улучшения взаимодействия и совместимости членов коллектива. При этом важно руководствоваться такими факторами, обеспечивающими слаженность д действий и взаимопонимания партнеров:

а) критериями функциональной совместимости во время деятельности;

б) характером межличностных отношений;

в) психофизиологической и социально-психологической совместимостью

Субъективный характер отношений проявляется в совместимости людей

Совместимость - это оптимальное сочетание качеств отдельных людей в процессе взаимодействия, что способствует успешному выполнению совместной деятельности

В психологии выделяют следующие виды совместимости функциональную, физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и психологическую совместимость

Степень функциональной совместимости определяется по скорости процессов мышления, восприятия и коллективных действий. Значительные расхождения качественных и количественных показателей этих процессов лишают подчиненных возможности преуспеть в совместной деятельности, поскольку, например, один партнер опережать второго, а второй может опережать его в организации замысла тактической диї.

Внутренние функциональные связи в группе имеют динамику, которой нужно подчинить действия партнеров. Удачная адаптация партнеров требует много времени и соответствующей информационной структуры оптимальных спил ных действий с учетом психических способностей кожного.

Физическая совместимость проявляется в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, совместно действуют. Например, максимальная производительность физической работы возможна только при условии, когда те и кто вместе ее выполняет, не уступают друг другу по силе и выносливостью.

Распространенным критерием отбора могут быть показатели физической совместимости в спорте при комплектовании команд (группировка по весовой категории в тяжелой атлетике)

Психофизиологическая совместимость предполагает единство и взаимосвязь особенностей анализаторных систем, а также свойств нервной системы людей во время деятельности. Эта разновидность совместимости предусматривает усп пих во взаимодействии людей в тех видах деятельности, где чувствительность в пределах той или иной анализаторных системы является решающим фактором. Психофизиологическая совместимость предполагает соответствие подчиненных по возрасту уровнем профессионального развития, степенью подготовленности, проявлением характера, темперамента и способностей. При такой совместимости успех коллективной деятельности определяется не столько индивидуальным вкладом каждого, сколько качеством взаимодействия и взаимного содействияння.

Коллективная действие при условии удачной психофизиологической совместимости не является суммой вкладов каждого, а выступает качественно новой действием, которое отдельно от коллективного действия не может выполнить даже самые умелый с подчиненными бедствий. Это возможно при условии четкого распределения ролей и функций между исполнителями, когда каждый из них в коллективной деятельности дополняет другогоо.

Так, работа на конвейере требует от каждого работника определенного темпа выполнения производственных операций. При несоответствии психофизиологических характеристик кого-то из работников процесс нарушается или может и вообще прекратиться. Для двух контроллеров совместная работа по различению насыщенности цветов будет невозможной, если их способность к различению и чувствительность восприятия цветов разная. Еще большее значения в пределах этой разновидности совместимости приобретают свойства темпераментнту.

Доказано, что наиболее успешно могут взаимодействовать два человека с разным темпераментом (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик), хуже - люди с одинаковыми темпераментами (два холерики, два меланхолик ки). Вместе с тем, как уже отмечалось, к работе, требующей подвижной нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты непригодныхі.

Социально-психологическая совместимость предполагает отношения людей с такими свойствами личности, способствующих успешному выполнению социальных ролей. В таком случае необязательным условием является сходство характер ктер, способностей, но обязательно их гармония.

Социально-психологическая совместимость основывается на единстве ближайшей, удаленной и перспективной цели, на общности интересов и установок членов коллектива

В таком психологическом аспекте коллективной деятельности наблюдается, в процессе становления коллектива, интеграция или тенденция к объединению усилий для совместной деятельности

время происходит и дифференциация внутри коллектива по определенным признакам и распределением ролей. В удачно организованных коллективах процессы интеграции и дифференциации составляют диалектическое единство, каждая жний из этих процессов предполагает наличие протилежного.

Высокий уровень интеграции с ценностными ориентациями, по целям и установками, без достаточно удачного распределения ролей и соответствующей подготовки приводит, в конечном итоге, к нарушению совместимости на всех уровня ях взаимодействия и взаимопонимания.

Жизненный опыт убеждает, что контакты возникают быстрее и проявляются сильнее у людей, черты характера которых взаимно: это сочетание воспалительного и импульсивного со спокойным, умеренным; теоретичног го с практическим и проч. Однако это не означает, что совместимыми являются только люди с противоположными чертами характера. Совместимость возможна и при совпадении черт характера или иных качеств человека, но вероятность по движения общности в этих обстоятельствах возрастаетає.

Психологическая совместимость предполагает общность взглядов, убеждений, социальных установок, ценностей, отношений. Сходство взглядов, убеждений, ценностей, моральных установок духовно объединяет людей. Псы ихологична совместимость, которая возникает при наличии таких качеств, - это высший интегральный уровень совместимости людей, характеризующаяся глубинными, содержательными аспектами взаимодействия и предопределяет эффективность их деятельноститі.

Отсутствие совместимости в группе людей, выполняющих общественную или значимую для личности деятельность, при определенных обстоятельствах может стать причиной конфликта

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих действий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень зависит от той или иной степени психологической совместимости членов группы.

Психологическая совместимость способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности . Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Психологическая совместимость в группе важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.

Критерии оценки совместимости :

1. результаты совместной деятельности;

2. эмоционально-энергетические затраты ее участников;

3. удовлетворенность участников этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую .

Психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.

Социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

Уровни совместимости:

Социально-психологический – общность целевых установок у членов группы, мотивов деятельности, общность их ценностных ориентации, единство в понимании задач, отношения к деятельности и товарищам и т. д.;



Психологический – общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д. Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность и качество труда;

Психофизиологический – совместимость по уровню физического и психомоторного развития, одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций, единую степень тренированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях, согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по темпераменту и т. д

Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться. Психологическая несовместимость для любой малой группы – это различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу, неспособность в критических ситуациях понять друг друга. Все это отрицательно влияет на сработанность группы и препятствуют совместной деятельности.

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:

1. индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

2. индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;

3. приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4. коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Например, Если человек, стремящийся к лидерству, не может заставить остальных следовать его приказам, он может отказаться от участия в работе, или остаться и вести себя пассивно. Если же группа состоит в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремится действовать обособленно от других, сам по себе. Оптимально, когда члены групп активны и обмениваются информацией между собой, действуя коллегиально.

Итак, психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности. Психологическая совместимость в группе способствует повышению уровня её продуктивности и оптимизации социально-психологического климата.

Вопросы для самопроверки

Ø Дайте определение социальной группы.

Ø Назовите основные характеристики группы.

Ø Что обозначает понятие групповые нормы?

Ø Может ли член группы нарушить групповые нормы и какие последствия возможны для него, если он их нарушит?

Ø Какое поведение может выбрать новый член группы, столкнувшись с групповыми нормами?

Ø Можно ли студенческую группу медицинского колледжа считать малой группой? Почему?

Ø Охарактеризуйте стадии развития студенческой группы медицинского колледжа.

Ø Какие факторы влияют на процесс сплочения группы?

Ø Дайте характеристику сплочённой группы.

Ø Дайте определение психологической совместимости.

Ø По каким критериям можно судить о психологической совместимости в группе?

Ø Назовите виды психологической совместимости.

Ø Охарактеризуйте уровни совместимости.

Ø Охарактеризуйте типы коммуникативного поведения влияющие на совместимость людей в группе. Приведите примеры.

Одним из интегральных показателей и наиболее существенным фактором семейного благополучия является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще).

Рассмотрим, что понимается под совместимостью.

Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности -- ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость партнеров -- явление многоуровневое и многоаспектное. Л.М. Щеглов, подчеркивая, что адаптация партнеров

оценивается по уровню их совместимости, подразделяет

последнюю на следующие виды :

* духовная, то есть совместимость основных жизненных ценностей;

* психологическая, то есть сочетание (или дисбаланс) определенных черт характера, свойств и особенностей партнеров;

* интеллектуальная (иногда ее называют совместимостью по индексу образования);

* семейно-ролевая, то есть сочетание представлений каждого из партнеров о ролях мужа и жены (то есть представления о том, кто и что должен делать, за что отвечать в семье и т. п.). При этом особое внимание уделяется

тому, какое распределение ролей предполагается в семи основных сферах семейной жизни:

1) воспитание детей;

2) материальное обеспечение семьи;

3) поддержание эмоционального климата в семье;

4) организация развлечений;

5) исполнение роли «хозяина»/»хозяйки»;

6) ответственность за удовлетворенность интимными отношениями;

7) организация семейной субкультуры;

* педагогическая, то есть совпадение основных представлений партнеров о характере воспитания ребенка;

* материально-бытовая, то есть совпадение представлений партнеров о том, сколько должно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т. п.;

* сексуальная.

Отмечается, что чем больше наблюдается совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация в супружеской паре.

Обобщая, можно сказать, что в семейном взаимодействии совместимость включает в себя:

· психофизиологическую совместимость (темперамент, эмоциональность, реактивность) ;

· личностную совместимость , в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом);

· эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека);

· поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний);

· совместимость ценностей или духовную совместимость.

Опыт работы различных специалистов с семьями показывает, что особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе консультативной и коррекционной работы. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая и, в частности, сексуальная несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и партнерских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии партнеров, а с другой -- насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным. Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества партнеров и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствие несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между партнерами. Важно учитывать и индивидуально - психологические особенности каждого из партнеров. Рациональным и комплексным показателем индивидуальности может служить тип личности, наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость партнеров. Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений определяют несколько основных элементов:

* эмоциональная сторона партнерских отношений, степень привязанности;

* сходство их представлений, видений себя, партнера, распределения ролей, представлений о социальном мире в целом;

* сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческих особенностей;

* сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

* общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей партнеров.

Психологическая несовместимость - это неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрений, идеологических установок и т. д, которое со временем приводит к конфликтам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!