Психология в управлении. Вызовы XXI века


«Психологический журнал», 2007, № 3 (15) предлагает вашему вниманию

Методология и методы психологии

Г.М. Кучинский
М.М. Бахтин и феноменологический метод исследования личности
В статье показано, что в течение всей жизни Бахтин разрабатывал методологические проблемы гуманитарных наук, в том числе и психологии. Он постоянно обращал внимание на несводимость гуманитарных наук к естественным, многократно подчеркивал, что используемый им метод исследования является феноменологическим (и когда он рассматривал мир поступка, и когда выявлял специфические особенности личности как познаваемого объекта). Сопоставляя личность как говорящее бытие и немую безгласную вещь, Бахтин сделал вывод о том, что познание личности не может осуществляться таким же методом, как и исследование вещи. Согласно Бахтину, адекватным методом познания личности является диалог как специфически человеческая форма общения человека с другими индивидами, обладающая некоторым комплексом отличительных черт. Исследования Бахтина, выполненные в феноменологическом стиле, позволили ему прояснить целый ряд новых и принципиально важных психических феноменов: событие, чужая и собственная речь, голос, многоголосье, диалог, текст.
Ключевые слова: методология гуманитарных наук, феноменологический метод, личность, диалог, текст.

Л.В. Марищук, Е.В. Пыжьянова
Дивергентное мышление как микросистема и компонент системы общих способностей
Проблема изучения дивергентного мышления рассматривается авторами с позиции основных положений системного подхода и таких его аспектов как: системно-исторический (возникновение термина и его уточнение по мере развития психологической науки), системно-функциональный (выделение компонентов дивергентного, позволяющее обнаружить причинно-следственные связи), системно-компонентный (изучение совокупностей компонентов дивергентного мышления и каждого из них как отдельную микросистему), системно-структурный (выделение системы связей субординации и координации между беглостью, гибкостью, оригинальностью, разработанностью и свойствами личности) и системно-интегративный (выявление системообразующего фактора, организующего как саму систему, так и каждую из компонентов системы). Дивергентное мышление определяется как микросистемы в системе общих способностей личности. Приведены дефиниции системы, системообразующего фактора, механизмов прямой и обратной связи. Авторы приводят результаты собственных исследований с целью выявления взаимосвязей свойств личности и таких компонентов дивергентного мышления как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Обосновывается возможность развития мышления через развитие личностных свойств как взаимосвязанных компонентов системы общих способностей.
Ключевые слова: системный подход, система, системообразующий фактор, механизм обратной связи, дивергентное мышление, конвергентное мышление, общие способности, творчество, беглость, гибкость, оригинальность мышления, свойства личности.

Н.Н. Лепешинский
Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф
В статье представлены результаты адаптации опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф для его применения в Республике Беларусь. Данный опросник разработан в рамках эвдемонистического подхода к пониманию психологического благополучия и позволяет измерять как уровень психологического благополучия, так и определять характер соотношения его компонентов. Адаптация опросника проводилась в соответствии со стандартным алгоритмом адаптации зарубежных опросных методов. В процессе адаптации опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф выполнен перевод его текста на русский язык, осуществлена проверка эквивалентности русскоязычного варианта оригиналу путем опроса респондентов, одинаково владеющих двумя языками - языком оригинала (английским) и языком перевода (русским). Далее были проведены стандартные психометрические процедуры: проверка внутренней согласованности, ретестовой надежности, критериальной и конструктной валидности.
Ключевые слова: психологическое благополучие, стандартный алгоритмом адаптации зарубежных опросных методов, надежность, валидность, стандартизация.

Психология труда

А.Н. Пастушеня
Индивидуальная профессиональная концепция специалиста: структурно-функциональная и содержательная характеристика
Исходя из необходимости развития научных взглядов о когнитивной сфере личности субъекта профессиональной деятельности, раскрывается феномен индивидуальной профессиональной концепции. Обосновывается ее психологическая структура, виды представлений, которые ее образуют, их взаимообусловленность и функции в детерминации индивидуальных особенностей осуществления профессиональной деятельности. При этом профессиональная деятельность рассматривается как важная сфера образа жизни специалиста, включенная в многообразие социальных условий и процессов, а сам специалист - как субъект, определяющий свою позицию относительно включения в деятельность, ее целей, содержания, путей и способов достижения целей, ориентирующийся в организационных и других условиях деятельности, взаимодействующий с коллегами, а также как субъект изменения своего профессионального потенциала. Обсуждаются параметры содержательной характеристики структурных элементов индивидуальной профессиональной концепции, а также возможности их выявления при проведении прикладного психологического исследования.
Ключевые слова: профессиональная деятельность; цели, содержание и условия профессиональной деятельности; субъект профессиональной деятельности; индивидуальная профессиональная концепция специалиста; представления личности; структура и функции профессионально значимых представлений; сформированность и содержание представлений; профессиональный Я-образ.

Э.Р. Бариев, А.В. Предкель, С.С. Сагайдак
Комплексная психодиагностика профессионально важных качеств слушателей командного факультета Командно-инженерного университета Министерства по чрезвычайным ситуациям
Проведена комплексная психодиагностика и независимая экспертная оценка профессионально важных качеств (ПВК) слушателей командного факультета КИИ МЧС. Выявлено, что разделенная во времени работа эксперта над оценкой позитивных и негативных качеств испытуемых обеспечивает наибольшую полноту оценки личности во всей ее многокомпонентной сложности. Социальные положительные ПВК проявляются незатрудненным образом и могут оцениваться «сырыми» тестовыми баллами как итоговый результат трех-пяти методик (в зависимости от качества). Природные положительные ПВК и отрицательные качества (и природные, и социальные) проявляются опосредованно, в совокупности имеющегося позитива и негатива, поэтому в большей мере выявляются при нормировке, когда разность «сырых» тестовых баллов качеств-антиподов присваивается преобладающему. Разработанная комплексная психодиагностика с многокомпонентным алгоритмом оценки ПВК может быть рекомендована для оценки психологических особенностей абитуриентов командного факультета КИИ МЧС.
Ключевые слова: профессионально важные качества, комплексная психодиагностика, экспертная оценка, природные качества, социальные качества, корреляция, «сырые» и нормированные баллы.

О.Н. Семеняка
Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала
Статья посвящена исследованию структуры личности профессионала на разных этапах обучения. В статье дан краткий обзор существующих в отечественной психологии направлений, изучающих проблему профессионального развития личности. Содержание профессионального развития будущего профессионала рассматривается в данной статье с точки зрения сформированности основных его характеристик: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств, профессионально значимых психофизиологических свойств личности. Эмпирическим путем установлены достоверные различия между основными характеристиками личности профессионала на разных этапах профессионального обучения, описаны особенности структуры личности профессионала на разных этапах обучения. Более подробно рассмотрен характер изменения уровня профессиональной направленности студентов на разных курсах, проведен анализ взаимосвязи профессиональной направленности с другими сущностными характеристиками личности профессионала. Подчеркивается вопрос актуальности формирования готовности к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: структура личности профессионала, развитие личности профессионала, профессиональная направленность.

Социальная психология

И.Т. Кавецкий, С.А. Беляев
О симилятивной проекции как механизме психологической защиты
В статье представлена попытка эмпирического доказательства срабатывания симилятивной проекции в качестве защитного механизма. В основу исследования заложены утверждения ученых-психологов об отсутствии эмпирических доказательств существования данного типа проекции. Анализ литературы позволил подтвердить предположение, что в качестве защиты симилятивная проекция может использоваться только в отношении специфических характеристик, только при определенных условиях и только по отношению к особым людям. В качестве «специфических характеристик», «определенных условий» и «особых людей» рассматриваются: «собственно бродяжничество» как антисоциальное поведение личности и неготовность бродяжничающих лиц к сотрудничеству с социальными органами и субъектами, которые могут и пытаются помочь бродягам в процессе ресоциализации.
Ключевые слова: психоанализ, бродяжничество, тревога, механизмы защиты, симилятивная проекция.

Психология личности

О.А. Ткачук
Структура и динамика профессиональной самоактуализации личности студентов-психологов
В последнее время к качеству высшего образования предъявляются новые требования, среди которых требования не только к профессиональному, но и к личностному становлению и развитию студента как субъекта обучения. Именно в студенческие годы происходит интенсивное личностное развитие будущего специалиста, на которое немалый отпечаток накладывает профиль его обучения. В связи с этим в современной психологии был введен термин «профессиональная самоактуализация», раскрывающий связь между процессами самоактуализации как показателя личностной зрелости и профессионального самоопределения. Профессия психолога предъявляет повышенные требования к личностным качествам профессионала, и в первую очередь, к ним относятся такие характеристики самоактуализирующейся личности как сензитивность, гибкость поведения, самоуважение, самопринятие. В статье рассматриваются различные подходы к проблеме самоактуализации личности с учетом ее возрастных и профессиональных особенностей. Выявляются особенности структуры и уровень самоактуализации личности студентов-психологов в процессе их обучения и профессионального становления. Динамика профессиональной самоактуализации будущих специалистов исследуется методом продольных срезов на начальном и конечном этапах обучения в вузе.
Ключевые слова: Самоактуализация, профессиональная самоактуализация, самоактуализирующаяся личность, профессионально-личностные качества психолога.

Медицинская психология

Е.Б. Усова
Коммуникация сознания и бессознательного посредством символов в арт-терапии
Проблема психического и соматического здоровья продолжает волновать как теоретиков, так и практиков. Автор предлагает решать эту проблему посредством методов арт-терапии, одной из эффективных форм психокоррекции и психопрофилактики, использующих внутренние ресурсы самоисцеления человеческой психики. В статье рассматривается понятие символа, его отличие от знака, что исключает неоднозначность его интерпретации. Показано, что архетипические символы, отражающие содержание коллективного бессознательного, имеют транскультуральный и относительно устойчивый характер. Обосновывается продуктивность архетипического символа мандалы, который используется во многих культурах в целях восстановления утраченного психического равновесия. Акцентируется внимание на том, что, являясь естественным продуктом бессознательного, символы как форма трансцендентной функции способствуют вступлению в диалог сознания и бессознательного. Осознание символов способствует восстановлению психического баланса и личностному росту. Способность к символообразованию является предпосылкой здорового психического развития.
Ключевые слова: арт-терапия, коммуникация, символ, бессознательное, архетип, сознание, самость, мандала, регуляция, интерпретация, целостность.

Педагогическая психология

И.В. Аксючиц
Прогностические возможности опросника «Мотивы употребления наркотиков»
В статье рассматриваются прогностические возможности опросника «Мотивы употребления наркотиков» для выявления у юношей и девушек уровня склонности к наркотизации. Обосновывается научный интерес к молодым людям «группы риска» или склонным к употреблению наркотиков. Полагается, что своевременное определение у индивида мотивов употребления нарковеществ позволит на ранней стадии устанавливать риск его наркотизации. Представляются результаты сравнительного корреляционного исследования склонности к употреблению наркотиков у студентов, проведенного параллельно с помощью двух методик, МУН и ПДО. Отмечается, что надежность и прогностические возможности методики МУН подтверждены с помощью методики ПДО. Предлагается использование опросника «Мотивы употребления наркотиков» в виде психодиагностического инструментария для выявления латентных мотивов наркотизации у молодых людей «группы риска» в целях превентивной наркопрофилактики.
Ключевые слова: мотивы употребления наркотиков, наркотизация, наркозависимость.

Экзистенциальная психология

А.В. Тишкевич
Психологические защиты в преодолении боязни смерти у военнослужащих
В статье рассматривается специфическая роль психологической защиты в условиях преодоления угрозы для жизни, в определении возможностей военнослужащих адекватно действовать в угрожающей ситуации. Особенности активизации психологических защит связаны с особенностями осознанных и неосознанных переживаний боязни. Осознанная угроза для жизни приводит в действие механизмы, направленные на преодоление страха, используя когнитивные рациональные либо иррациональные защиты, рассматриваемые в когнитивистских и экзистенциальных теориях. Неосознаваемая тревога смерти купируется с помощью бессознательных механизмов психологической защиты, рассматриваемых в рамках психоаналитических теорий. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие факт, что успешность деятельности военнослужащих в этих условиях зависит от регуляторной направленности действия защит: от внутренней аффективной регуляции к внешней поведенческой, при которой активность может быть реализована в целенаправленных действиях.
Ключевые слова: страх смерти, психологические защиты.

В помощь изучающим психологию

Е.В. Мельник
Деятельность спортивного психолога по обеспечению психологического здоровья спортсменов
Статья посвящена анализу проблемы психологического здоровья спортсменов. Показаны возможные пути его формирования, базирующиеся на общепсихологических принципах: единства сознания личности и деятельности, развития и детерминизма, а также на основе развития самосознания личности спортсмена от низшего самочувствия, до высшего самоотношения. В спорте, кроме случайных травм опорно-двигательного аппарата, изменение психологического здоровья являются очень серьезной причиной срывов спортсменов на соревнованиях. Немаловажное значение должно отводиться ранней диагностике, изучению причин возникновения и методов психопрофилактики неврозов спортсменов. Психологическое здоровье также рассматривается как важный фактор профессиональной деятельности тренера и психолога. Раскрыты особенности деятельности спортивного психолога по формированию психологического здоровья спортсменов. На сегодняшний день в спорте особую актуальность приобретает проблема профилактики нервно-психических перенапряжений у спортсменов, их своевременное выявление и оказание квалифицированной коррекционной помощи. Эти задачи являются основными в работе не только психолога, но и тренера, врача, родителей.
Ключевые слова: деятельность, психологическое здоровье, профессиональное здоровье, психолог спорта, психологическое сопровождение, самосознание, система, спорт, спортсмены, тренер.

От редакции:

Метелькова Е. Колонка главного редактора. // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.1

a:2:{s:4:"TEXT";s:1010:"

Психологическая компетентность является основой выживания человека в современном обществе. Ее составляющие: психологическое знание, умение применять его на практике, внимание к окружающим, стремление к конструктивному взаимодействию с другими людьми - необходимы во всех сферах жизни человека. Формирование психологической культуры в обществе, как одной из составляющих общей культуры человека, является зоной ответственности профессионального психологического сообщества. В профилактике, а не в преодолении последствий личных и социальных потрясений, приоритетная задача и основной смысл деятельности психологов.


В связи с этим, возрастают требования к профессиональной подготовке
самих психологов, их психологической и общей культуре, их умению
эффективно взаимодействовать с другими людьми, в том числе с коллегами.
Необходима интеграция всех психологов в единое профессиональное
сообщество, независимо от их специализации, места работы, сферы
профессиональных и научных интересов.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Интервью номера

Зинченко Ю.П. Наша сила в единстве // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.4-8.

a:2:{s:4:"TEXT";s:437:"

Интервью с Юрием Петровичем Зинченко, доктором психологических наук, профессором, член-корреспондентом Российской Академии образования, деканом факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, председателем Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в Российской Федерации, президентом Российского психологического общества.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Рубцов В.В. Проблемы общества и государства - наши проблемы // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.8-11.

a:2:{s:4:"TEXT";s:280:"

Интервью с Виталием Владимировичем Рубцовым, доктором психологических наук, профессором, действительным членом Российской академии образования, ректором Московского городского психолого-педагогического университета, Президентом Федерации психологов образования России.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Общество

События

Вызовы XXI века

Дубровина И.В. Психологическая культура и образование // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.16-20.

a:2:{s:4:"TEXT";s:393:"

В статье объясняется сущность понятия психологическая культура. Проанализирована роль психологии в жизни современного общества, ее взаимосвязь с социально-политическими процессами. Продемонстрировано значение правильно организованной системы образования для полноценного развития личности вообще и формирования психологической культуры, как ее необходимого компонента, в частности.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Собкин В.С., Ткаченко О.В. Становление профессиональной позиции психолога в процессе получения высшего образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.21-26.

a:2:{s:4:"TEXT";s:591:"

Авторы – сотрудники Центра образования РАО знакомят с результатами исследования процесса профессионального становления студентов-психологов, проведенного ими среди учащихся различных факультетов психологического профиля (социальная, клиническая, юридическая психология, психология образования и др.) одного из московских вузов. В статье рассматриваются такие выделенные ими параметры профессиональной позиции студентов как: критерии выбора профессии, отношение к содержанию профессионального образования, степень участия в научно-исследовательской работе, профессиональные планы.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Мотивация террориста // Национальный психологический журнал - 2007.-№1(2)-с.27-32.

a:2:{s:4:"TEXT";s:388:"Освещены проблемы терроризма как психологической технологии, позволяющей специфическим способом удовлетворять ряд человеческих потребностей. Авторы анализируют следующие психологические потребности террористов: влечение к смерти и агрессия, потребность в общении, потребность в безопасности, потребность в новых впечатлениях, потребность в самореализации, потребность в самоидентификации";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Еникополов С.Н. Враждебность в клинической и криминальной психологии // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.33-39.

a:2:{s:4:"TEXT";s:429:"

Рассматривается враждебность как психологический фактор развития соматических и психических заболеваний. Уточняется понятие «враждебность», показано его отличие от таких понятий как агрессия, агрессивность, гнев, цинизм. Приведены результаты исследований, демонстрирующих роль враждебности в развитии ряда соматических и психических расстройств, а также в возникновении асоциального и преступного поведения у человека

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Реан А.А. Семьи риска. Дети. Общество // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.40-43.

a:2:{s:4:"TEXT";s:475:"

Показана роль семьи в социализации личности ребенка. Выделены особенности и возможные причины девиантной социализации в семье. Затрагиваются проблемы «семей риска», социального сиротства и путей его преодоления. Представлена концепция сохранения семьи, в рамках которой предусмотрена реализация программы «Крепкая семья». Доказывается необходимость включения в эту работу различных общественных структур: отделов образования, здравоохранения, внутренних дел и пр.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Волкова Е.Н. Проблемы изучения распространенности и выявления случаев насилия над детьми // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.44-47.

a:2:{s:4:"TEXT";s:409:"

Статья позволяет представить, насколько остро проблема насилия над детьми стоит в нашей стране. Основное внимание уделяется возможностям создания и развития в России системы защиты детей, важнейшим составными частями которой являются ее информационно-аналитическое обеспечение (получение достоверной информации о случаях насилия) и развитие сети учреждений реабилитационного и приютского профилей.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Слово Мастера

Климов Е.А. О профессии и о себе // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.48-51.

a:2:{s:4:"TEXT";s:154:"

Беседа с Евгением Александровичем Климовым, доктором психологических наук, профессором, действительным членом Российской Академии образования.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Приглашение к дискуссии

Шмидт В.Р. Противостоят ли культура и психология социальному давлению? // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.52-56.

a:2:{s:4:"TEXT";s:227:"

Анализируется взаимосвязь культуры и психологической науки в обществе. Рассмотрены различные подходы (экологический, гуманистический, радикальный и др.) в психологии и их отражение на культурных тенденциях общества.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Коллеги

Наука

Методология

Шадриков В.Д. Эволюция взглядов и сущность способностей // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.58-64.

a:2:{s:4:"TEXT";s:388:"

Рассмотрена природа и сущность человеческих способностей. Представлена история вопроса, анализируется содержательное определение понятия «способность». Дана характеристика способностей, как индивидуально-психологических особенностей отличающей одного индивида от другого. Объясняются различия между задатками и способностями, определено место способностей в структуре психики.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Баева И.А. Психология безопасности: история становления, перспективы // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.65-69.

a:2:{s:4:"TEXT";s:390:"

Обосновывается актуальность психологии безопасности в современном обществе. Дано определение понятия «психологическая безопасность», рассказывается об истории и современном состоянии исследований в данной области, освещены отечественные и зарубежные концепции обеспечения психологической безопасности личности. Намечены перспективные пути развития этой новой отрасли психологии.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Хасан Б.И. Конфликт как природа и функциональная необходимость образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.70-74.

a:2:{s:4:"TEXT";s:373:"

Рассматриваются проблемы места образования в обществе, условия совпадения или противостояния их интересов. Объясняются причины возможного возникновения конфликтов между образованием с его целями и общественными потребностями. Автор также пытается ответить на вопросы: как относятся взрослые к детству, и какие, исходя из этого, строят образовательные программы.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Научные центры

Исследования

Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.81-86.

a:2:{s:4:"TEXT";s:591:"

Излагаются результаты эмпирических исследований, затрагивающих две стороны взаимодействия с природой. Одно акцентирует внимание на «бесправии Природы», второе – на «бесправии самого человека как части этой природы». Целью первого исследования было выявление возможных направлений и механизмов осуществления экологической политики в области экологического сознания и развития экологической культуры. Второе исследование было посвящено активности потребителя и его ожиданиям и установкам в отношении государства как института, способного обеспечить экологическую защиту и контроль.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Подольский А.И., Идобаева О.А. Психоэмоциональное благополучие современных подростков // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.87-89.

a:2:{s:4:"TEXT";s:524:"

В статье представлен крупномасштабный научно-практический проект «Поиск ресурсов повышения психологического благополучия подростков России, Украины и Кыргызстана», выполненный международным коллективом психологов России, Нидерландов, Финляндии, Украины и Киргизии. Рассказывается, какие исследования были проведены в рамках данного проекта, какие методики выявления уровня психологического благополучия детей применялись и какие были предложены и частично апробированы психотерапевтические меры по его повышению.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Ахмеров Р.А. Субъективная картина истории народа // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.90-95.

a:2:{s:4:"TEXT";s:555:"

Объясняется сущность понятия «субъективная картина истории народа» и его отличие от близких к нему понятий: «картина мира», «модели мира», «этнические картины мира» и др. Излагается причинно-следственная концепция психологического времени личности и, основываясь на ней, исследуется субъективная картина жизненного пути человека и переживание времени этносом. Представлены методики, применимые для изучения субъективной картины истории народа. Рассказывается об уже проведенных исследованиях субъективных историй русского и татарского народов.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Матвеева Л.В. Психологические основы создания позитивного образа России в информационном пространстве // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.96-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:637:"

Излагаются результаты проведенного исследования представлений о России в информационном пространстве за рубежом и у представителей российской элиты, которое было проведено автором – сотрудником МГУ им. Ломоносова на базе МИД РФ совместно с Т.Н. Землянских. Полученные данные выявили различия в образах России, складывающихся у разных представителей нашей элиты (работников СМИ, дипломатических работников, представителей Федерального собрания), а также у иностранных граждан на основании информации СМИ. Проанализирована роль СМИ в формировании образа нашей страны сегодня, указаны условия создания позитивного образа России.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Образование

Проблема

Вачков И.В. Некоторые проблемы подготовки практических психологов // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.102-106.

a:2:{s:4:"TEXT";s:450:"

Из множества проблем подготовки психологов-практиков автор выделил две и осветил их в своей статье. Он раскрывает значение методологии в деятельности практических психологов всех профилей и специализаций и анализирует состояние системы подготовки психологов к тренинговой работе. При этом отмечена слабость практической подготовки психологов в наших вузах и даются рекомендации организации послевузовского образования психологов-тренеров.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Инновации

Подольская Т.А. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.107-111.

a:2:{s:4:"TEXT";s:554:"

В статье обсуждается одна из важнейших, по мнению автора, проблем психологического обеспечения дополнительного профессионального образования государственных служащих – учет индивидуальных потребностей слушателей в содержании обучения при крайней неоднородности состава учебных групп по полу, возрасту, образованию, общему профессиональному опыту и стажу работы в данной должности. Приведены данные исследования этой проблемы, проведенного автором на материале одного из самых многочисленных отрядов госслужащих – работниках налоговых органов.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Практика

Психология в образовании

Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.112-116.

a:2:{s:4:"TEXT";s:294:"

В статье исследуются причины неграмотности современных школьников, анализируются недостатки учебных программ, не обеспечивающих качество обучения детей в начальных классах. Рассмотрены возможные пути оказания психологической помощи ученикам, не справляющимся со школьной программой.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Битянова М.Р. Антропологический подход в определении понятия и критериев качества образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.117-122.

a:2:{s:4:"TEXT";s:396:"

В статье рассматриваются основные показатели качества образования. Освещены общие положения антропологического подхода к образованию, который автор рассматривает в качестве основы для разработки показателей качества образования. Выделены задачи развития человека как основы образовательного процесса. Рассмотрены принципы проектирования антропологически ориентированной системы школы.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Психология в управлении

Базаров Т.Ю., Базарова К.Т. Возможно ли распределенное лидерство? // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.123-127.

a:2:{s:4:"TEXT";s:545:"

В статье поднимается проблема соотношения руководства и лидерства. Разбираются различные определения лидерства, которые дают отечественные и зарубежные психологи. Показано, каким должен быть высокоэффективный лидер, сочетающий в себе черты, как лидера, так и руководителя. Значительное внимание уделяется вопросам использования теории лидерства в практической деятельности. Авторы пишут о путях развития лидерского потенциала внутри организаций, одним из которых является распределенное лидерство, и объясняют, в чем его особенности.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}


Методики, технологии, инструментарий

Сидоренко Е.В. Матрица лидерства // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.128-131.

a:2:{s:4:"TEXT";s:391:"

Описывается авторская методика оценки руководителей – «Матрица лидерства», предназначенная для использования в тренинге и коучинге с целью самопознания и саморазвития. Приведены результаты нескольких тренингов «Развитие личности», проведенных с ее помощью. Продемонстрировано, что «Матрица лидерства» позволяет сделать первый шаг в осознании задач развития лидерского потенциала.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Лебедева Л.Д. Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.132-136.

a:2:{s:4:"TEXT";s:390:"

Рассматривается изобразительный рисунок как профессиональный инструмент, помогающий психологу выявить индивидуально-психологические особенности автора и оказать ему психотерапевтическую помощь. Предлагаются арт-техники с использованием рисунка, разработанные и апробированные автором на базе педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Научно-аналитическое издание. - Москва., - МГУ им. М. В. Ломоносова, - 2007. - 142 стр. Главный редактор – Ю. П. Зинченко.

Аннотация.
Журнал публикует оригинальные научные и публицистические работы в области психологии, ее теории и методологии, а также в различных направлениях прикладной и экспериментальной психологии; рецензии на научные статьи и книги по психологии, материалы о международных научных конференциях, съездах, классику отечественной и зарубежной психологии.
Авторы – известные ученые, преподаватели Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета и других вузов России и зарубежья, ведущие специалисты различных министерств, ведомств, научно-исследовательских лабораторий и психологических служб.

Журнал ориентирован на широкий круг специалистов психологов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, а также представителей смежных профессий (политологов, социологов, врачей-клиницистов, педагогов, менеджеров, юристов, журналистов и пр.).

Содержание.
Ю. П. Зинченко. Наша сила в единстве.
В. В. Рубцов. Проблемы общества и государства - наши проблемы.
Общество.
События.
Круглый стол «Психолог в современном бизнесе».
Вызовы XXI века.
И. В. Дубровина. Психологическая культура и образование.
В. С. Cобкин, О. В. Ткаченко. Становление профессиональной позиции психолога в процессе получения высшего образования.
А. Ш. Тхостов, К. Г. Сурнов. Мотивация террориста.
С. Н. Ениколопов. Враждебность в клинической и криминальной психологии.
А. А. Реан. Семьи риска. Дети. Общество.
Е. Н. Волкова. Проблемы изучения распространенности и выявления случаев насилия над детьми.
Слово Мастера.
Е. А. Климов. О профессии и о себе.
Приглашение к дискуссии.
В. Р. Шмидт. Противостоят ли культура и психология социальному давлению?
Коллеги.
О. В. Защиринская. Санкт-Петербургское психологическое общество (петербургское отделение РПО).
Наука.
Методология.
В. Д. Шадриков. Эволюция взглядов на природу и сущность способностей.
И. А. Баева. Психология безопасности: история, становление, перспективы.
Б. И. Хасан. Конфликт как природа и функциональная необходимость образования.
Научные центры.
А. Л. Журавлев. Развитие методологических и теоретических исследований в Институте психологии РАН.
Исследования.
О. С. Дейнека. Экономическая психология для экологической политики (результаты эмпирических исследований).
А. И. Подольский, О. А. Идобаева. Психоэмоциональное благополучие современных подростков.
Р. А. Ахмеров. Субъективная картина истории народа.
Л. В. Матвеева. Психологические основы создания позитивного образа России в информационном пространстве.
Образование.
Проблема.
И. В. Вачков. Некоторые проблемы подготовки практических психологов.
Инновации.
Т. А. Подольская. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования.

Практика.
Психология в образовании.
Л. А. Ясюкова. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников.
М. Р. Битянова. Антропологический подход в определении понятия и критериев качества образования.
Психология в управлении.
Т. Ю. Базаров, К. Т. Базарова. Возможно ли распределенное лидерство?
Методики, технологии, инструментарий
Е. В. Сидоренко. Матрица лидерства.
Л. Д. Лебедева. Рисунок в психологической диагностике и арттерапии.
Резюме на русском и английском языках.

Стоимость данного файла составляет 5 баллов

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Том 28, номер 6, 2007

К 35 -ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ РАН

И 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Ф. ЛОМОВА

Основные тенденции развития психологических исследований

в Институте психологии РАН

А.Л.Журавлев

Системные исследования психики: проблемы и поиски путей решения

В. А. Барабанщиков

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Психологический дистресс у лиц с различными когнитивными стилями

М. А. Падун, Е. А. Загряжская

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представления о теракте у населения различных регионов России

Н. В. Тарабрина, О. А. Ворона, Ю. В. Быховец

Временная динамика эффекта предупреждающего сигнала

в задаче обнаружения

В. И. Белопольский, А. В. Белополъский

КРОССКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этнокультуральная идентичность и саморегуляция психических состояний

(на примере русских и татар)

A. О. Прохоров, И. Г. Ларионова

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Динамика личностных характеристик женщины в период беременности

как фактор психического здоровья матери и ребенка

О. А. Соколова, Е. А. Сергиенко

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Различия в восприятии боли мужчинами и женщинами

Г. А. Адашинская, Е. Е. Мейзеров, С. Н. Ениколопов

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

B. М. Астапов, Т. В. Дробышева, В. В. Викторова

ДИСКУССИИ

От исследований понимания субъектом мира к психологическому анализу

понимающего себя бытия

В. В. Знаков

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Международная научно-практическая конференция

"Психология совладающего поведения"

Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк,С. А.Хазова

Всероссийская научно-практическая конференция "Человек и мир:

социальное поведение личности в изменяющемся мире"

Н.И.Леонов

XII симпозиум "Психологические проблемы смысла жизни и акме"

Г. А. Вайзер

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Эра Александровна Голубева

в 2007 г., том 28

Vol. 28, No. 6, 2007

TO 35 -TH ANNIVERSARY OF PSYCHOLOGICAL INSTITUTE OF RAS

AND 80-TH ANNIVERSARY OF B.F. LOMOV

The main tendencies in the development of psychological studies

in Psychological Institute of RAS

System organization of psyche: problems and search of solutions

V. A. Barabanshikov

PERSONALYTY PSYCHOLOGY

Psychological distress in persons with different cognitive styles

M. A. Padun,E. A. Zagryazhskaya

COGNITIVE PSYCHOLOGY

Notions of teract in population of Russia different regions

N. V. Tarabrina, O. A. Vorona, J. V. Bykhovetc

Time course of the warning effect in the detection task

V. I. Belopolsky, A. V. Belopolsky

CROSS-CULTURAL AND ETHNIC PSYCHOLOGY

Ethno-cultural identity and psychic states self-regulation

(by the example of Russians and Tatars)

A. O. Prokhorov, I .G. Larionova

DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY

Dynamics of woman"s personal characteristics during pregnancy as a factor

of mental health of mother and baby

O. A. Sokolova, E. A. Sergienko

DIFFERENTIAL PSYCHOLOGY

Men" and women" differences in pain perception

G. A. Adashinskaya, E. E. Maizerov, S. N. Enikolopov

CLINICAL PSYCHOLOGY

Anxiety as a concomitant factor in children with attention deficit hyperactivity syndrome

V. M. Astapov, Т. V. Drobysheva, V. V. Viktorova

From studies of subject"s world understanding to psychological analysis of self-understanding existence

V. V. Znakov

International scientific and practical conference "Coping behavior psychology"

T. L. Krukova, E. V. Kuftyak, S. A. Hazova

All-Russian scientific and practical conference "Man and World: social behavior

of person in the changing world"

XII symposium "Psychological problems of meaning of life and acme"

CELEBRATING JUBILEES

Era Aleksandrovna Golubeva

Index of articles published in "Psychological Journal" in 2007 y., vol. 28

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2007, том 28, № 6, с. 5-18

К 35-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ Р А Н ^ ^ ^ ^ ^ ^

И 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИ Я Б.Ф. Л О М О В А

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ИНСТИТУТЕ ПСИХОЛОГИИ РАН

© 2 0 0 7 г. А.Л.Журавлев

Член-корреспондент РАО, директор Института психологии РАН, Москва

Статья подготовлена на основе доклада, сделанного 31 января 2007 г. на юбилейной конференции, посвященной 35-летию Института психологии РАН и 80-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова. Под­ водятся итоги научной деятельности подразделений ИП РАН, дается их оценка и намечаются пер­ спективы развития отечественной психологической науки.

Ключевые слова: тенденции развития; объект и метод психологического исследования; междисциплинарность: внутрипсихологическая, внешнепсихологическая, внепсихологическая; парадигмальное развитие; системный, субъектный, психосоциальный подходы; психология нравственности; ди­ намический анализ; позитивная психология.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ИП РАН

Подводя предварительные итоги научно-иссле­ довательской деятельности Института психологии РАН (ИП РАН) за последние годы, представляет­ ся возможным сделать некоторые комментарии констатирующего и оценочного характера, кото­ рые в обобщенном виде целесообразно обозна­ чить как основные тенденции (или направления) развития психологических исследований.

Вначале целесообразно выделить общие и наиболее значимые характеристики психологи­ ческих исследований в ИП РАН.

Во-первых, они развиваются в рамках сформи­ ровавшейся научной школы, основателем кото­ рой является Б.Ф. Ломов, которую справедливо называют "ломовской", "ленинградско-москов- ской", "ипрановской" и т.п. и, в свою очередь, ба­ зирующуюся на известных научных школах Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, СЛ. Рубинштейна.Научная преемственность и приверженность традициям характерны для со­ временной научно-исследовательской деятельно­ сти Института. В этом состоитисторическая ре­ левантность психологических исследований в ИП РАН.

Одним из свидетельств сегодняшнего внима­ ния к истокам и различным этапам формирова­ ния научной школы ИП РАН являются три серии научных трудов, выпущенных за последние годы издательством "Институт психологии РАН". Первая - это "Выдающиеся ученые ИП РАН", в которой (в хронологическом порядке выхода в свет) изданы важнейшие работы К.К. Платонова

(2005), Б.Ф. Ломова (2006), А.В. Брушлинского (2006), В.Б. Швыркова (2006); на 2007 г. заплани­ ровано издание избранных трудов В.Н. Дружини­ на. Вторую серию - "Научные школы ИП РАН" - открыл большой том, посвященный психологии творчества - школе Я.А. Пономарева (2006). И третья - это "Достижения в психологии", в которой опубликованы фундаментальные работы извест­ ных современных психологов: Л.И. Анцыферовой по проблемам развития личности и геронтопсихологии (2004, 2006), В.А. Бодрова по психологии профессиональной деятельности (2006), Д.Н. Завалишиной по практическому мышлению (2005); на ближайшее время запланировано издание ра­ бот В.А. Пономаренко по психологии труда и К.А. Абульхановой по психологии личности и субъекта. Все эти работы выполняют методоло­ гические функции в организации современных исследований в ИП РАН.

Во-вторых, при создании Института научным основанием программы его исследований факти­ чески выступилцелостный антропологический подход, в соответствии с которым в центр психо­ логического изучения был поставлен человек во всем многообразии его характеристик, проявле­ ний и т.д. В соответствии же с антропологиче­ ским подходом была предложена и структура ла­ бораторий ИП РАН, способных вести исследова­ ния от нейрофизиологических основ психики до ее проявлений в социальном взаимодействии, от разработки методологических проблем психоло­ гии до выполнения ориентированных на практи­ ку исследований. Как ни сложна была история развития ИП РАН, принцип антропологизма в организации исследований и соответствующая

ЖУРАВЛЕВ

ему структура Института сохранились. Целост­ ный, многоуровневый, онтологический подход к человеку - характерная особенность современ­ ных психологических исследований в ИП РАН.

В -третьих, психологические исследования в нашем Институте характеризуются высокойсо­ циальной релевантностью, т.е. научной и прак­ тической востребованностью, теоретической и практической актуальностью, их высокой значи­ мостью для развития психологической науки в це­ лом, а также различных сфер общественной практики.

В -четвертых, всем работам, проводимым в ИП РАН присущ определенныйбаланс теорети­ ческих, эмпирических (в том числе эксперимен­ тальных) и ориентированных на практику иссле­ дований при некоторомприоритете развития фундаментальных научных направлений, обра­ щенных в перспективу и будущее психологиче­ ской науки. В историческом обеспечении баланса различного типа исследований в нашем Институ­ те существенную роль сыграл методологический принцип единства теории, эксперимента и прак­ тики, который применительно к психологиче­ ской науке впервые получил обоснование в рабо­ тах Б.Ф. Ломова и реализацию - в исследованиях ИП РАН. Стремление квысокому уровню науч­ ности и фундаментальности исследований - со­ хранившаяся характеристика деятельности на­ ших научных сотрудников и подразделений в це­ лом.

В -пятых, психологические исследования в ИП РАН развивались и развиваются в настоящее время в теснойсвязи с отечественной и мировой психологической наукой, поэтому многое в их развитии имеетобщие характеристики, особен­ но с российской психологией, при сохранении, конечно, своей научной специфики и оригиналь­ ности.

Не останавливаясь на подробном анализе кон­ кретных вкладов тех или иных сотрудников и ла­ бораторий ИП РАН в дальнейшее развитие пси­ хологической теории и методов исследования, тем не менее необходимо констатировать глубо­ кую обоснованность современной постановки ими новых научных и научно-практических про­ блем, разработки научных направлений исследо­ вания, формирования новых отраслей психологи­ ческого знания, а также оценки возможностей их развития. В последние годы такие инициативы неоднократно выдвигались в целом ряде работ нашего Института. В подтверждение этого при­ веду здесь лишь некоторые примеры.

Под научным руководством Т.Н. Ушаковой и Н.Д. Павловой выполнен целый цикл комплекс­ ных исследований дискурса (вербальной комму­ никации, "погруженной в жизнь"), в центре вни­ мания которых находятся исследования речи в

разных формах социального взаимодействия лю­ дей, использования дискурса в различных сферах социальной практики - все это позволило сфор­ мировать в ИП РАН "психологию дискурса" как научное направление современных исследований;

В.В. Знаков, развивая и интегрируя идеи пси­ хологической теории субъекта и психологии по­ нимания как его специфической функции, разра­ батывает новое научное направление - психоло­ гию человеческого бытия, фундаментом которой являются исследования экзистенциональных про­ блем понимания человеческой жизни;

Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин остро поставили вопрос о необходимости разработки психологи­ ческих проблем высоких технологий как междис­ циплинарной области психологического знания, за счет интенсивных исследований в которой бу­ дут развиваться не только психология труда и ин­ женерная психология, но и общая психологиче­ ская теория взаимодействия, теория индивидуаль­ ного и группового субъекта и др.;

Н.В. Тарабрина со своими сотрудниками и учениками активно разрабатывает новое научное направление - роль психосоциальных стрессоров

в динамике и этиологии онкологического заболе­ вания (на примере рака молочной железы), убе­ дительно показав существенное влияние психосо­ циальных стрессоров на развитие онкологическо­ го заболевания;

А.Н. Лебедев обосновал целесообразность оформления и обозначил перспективы становле­ ния социальной психологии культуры, в рамках которой необходимо исследовать различные формы дистинктивного поведения человека, как одного из важных условий и психологических ме­ ханизмов возникновения новых социальных норм;

В.Н. Носуленко продолжает разработку пси­ хофизики восприятия естественной среды, пред­ ложив авторскую концепцию и радикальным об­ разом повысив репрезентативность результатов выполняемых научных и научно-практических исследований;

А.В. Юревич приступил к целенаправленной разработке психологических проблем современ­ ного общества в целом, что в результате позво­ лит сделать важный шаг в направлении формиро­ вания так называемой макропсихологии (или пси­ хологии общества) и др.

Среди современных тенденций развития пси­ хологических исследований человека и его общ­ ностей можно выделить несколько наиболее зна­ чимых, соответствующих принятым в науковеде­ нии дифференцирующим признакам науки. Ниже проанализируем состояние психологических ис­ следований в ИП РАН на основе следующих кри­ териев: развитие объектов и методов исследова­ ния, динамика положения и связей в системе дру­ гих наук, развитие методологии и теории.

П С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Й ЖУРНАЛ том 28 № б 2007

Развитие психологической науки по объектам исследования характеризуется чрезвычайным разнообразием: основные и типичные для психо­ логии объекты дополняются новыми и нетипич­ ными. Если рассматривать объекты исследова­ ния (понимаемые как "носители" психологиче­ ских явлений), реально изучавшиеся в последние годы нашими сотрудниками и представленные в том числе в докладах на ежегодных итоговых на­ учных сессиях ИП РАН и в программе юбилей­ ной научной конференции, то оказывается, что онимногообразны и разнородны по своим сущ­ ностным характеристикам. В этом состоит осо­ бенность объектов изучения в современной пси­ хологии. В их качестве выступают, например: за­ нятые новыми профессиональными видами деятельности работники, пользователи современ­ ной техники и высоких технологий, ветераны бо­ евых действий, учащаяся и работающая моло­ дежь, деловые женщины, наемные работники и руководители организаций, предприниматели российских регионов, аутичные дети, матери нар­ козависимых детей, дистинктивно ведущая себя категория людей и др.

Развитие объектов психологического изуче­ ния целесообразно дополнить другой важнейшей характеристикой. В проводимых исследованиях и нашего Института, и в отечественной психологии

в целом преимущественно представлен анализ не­

обычных, нетипичных, нестандартных явлений,

свойственных социальной действительности, т.е.

в исследованиях отражены реалии российского общества на современном этапе его развития. Эти явления с некоторой степенью условности можно обозначить как социальные и психологи­

ческие отклонения (девиации). В качестве при­ мера можно привести следующие.

Психологические травмы, посттравматиче­ ские стрессовые расстройства, вызванные уча­ стием в боевых действиях и другими причинами.

Противодействующее (или "троянское") обучение, выгодное его организатору, а не обу­ чаемому.

Раннее экономическое образование как не­ компенсированная форма педагогической девиа­ ции.

Социально-психологические корни терро­ ризма, личностные характеристики и психологи­ ческие особенности поведения террористов.

Наркозависимое поведение представителей разных возрастных категорий.

Многообразные формы манипулятивного поведения в управленческой и педагогической практике.

Дистинктивное поведение как стремление выделиться из социальной среды и привлечь к се­ бе внимание окружающих людей и др.

В этой связи необходимо специально отме­ тить, что в изучении отдельных негативных пси­ хологических явлений сотрудниками ИП РАН до­ стигнута большая глубина и высокая степень дифференцированности анализа того или иного феномена. В частности, такая оценка относится к исследованиям содержания, психологических ме­ ханизмов и возрастной динамики лжи и обмана, выполненных В.В. Знаковым, Е.А. Сергиенко, их учениками и характеризующихся тонкостью изу­ чения феноменов неправды, полуправды, умал­ чивания, лжи, обмана, дезинформации и т.д., име­ ющих свою психологическую специфику.

Как объекты исследования, так и изучаемые феномены свидетельствуют о высокой социаль­ ной, в том числе практической релевантности психологической науки. Многие темы и пробле­ мы психологических исследований не просто свя­ заны с жизнью современного российского обще­ ства, но зачастую они формулируются, иницииру­ ются и ставятся самой жизнью как актуальные и требующие специального психологического ана­ лиза. И в этом, конечно, заключена позитивная роль психологической науки в современном об­ ществе.

По критерию экстенсивного развития в психо­ логической науке все меньше известных явлений сохраняется в качестве "белых пятен", хотя тако­ вые не только остаются, но и всегда будут, так как жизнедеятельность общества порождает ост­ рые проблемы гораздо быстрее, чем они становят­ ся объектом и предметом специальных психологи­ ческих исследований. Нередко создается такое впечатление, что психологи стараются "догнать" острые проблемы российского общества, но "до­ гнать" их при этом объективно невозможно, ибо

в реальной жизни порождаются все новые и не менее сложные проблемы.

В данной тенденции развития психологических исследований по их объектам усматривается, с одной стороны, влияние, прежде всего, острой и даже "кричащей" актуальности перечисленных выше и многих других необычных, нестандарт­ ных явлений российского общества, неизбежно обращенных в том числе и к психологической на­ уке; с другой стороны, влияниесоциальной от­ ветственности психологического сообщества в целом и отдельных психологов, анализирующих перечисленные выше и другие объекты. Однако

в результате такой тенденции постепенно форми­ руется образ психологии как экзотической науки, питающей интерес и имеющей дело преимуще­ ственно с редкими объектами (явлениями), что

ЖУРАВЛЕВ

совершенно недопустимо для многих других соци­ альных и гуманитарных наук.

Эта же тенденция вызывает необходимость формулирования важнейшего вопроса об иссле­ довании психологии обычных людей, составляю­ щих подавляющее большинство российского об­ щества, которые не алкозависимые и не наркоза­ висимые, не предприниматели и не "новые русские", не коммерсанты и не банковские работ­ ники, не характеризуются криминальным поведе­ нием, не являются террористами и т.д. Будет не­ правильно и невозможно сказать, что психология обычных людей проста и все в их поведении мы понимаем и можем объяснить или что психологи потеряли к ним интерес! В ближайшие годы мо­ жет и должен происходить в каком-то смысле "возврат" (но на новом уровне) психологов-иссле­ дователей к изучению психологии человека, заня­ того производительным трудом и глубоко вклю­ ченного в жизнь своей семьи, к исследованию массовых профессий, в том числе и новых, "забы­ тых" первичных трудовых подразделений, не пе­ реставших быть коллективами для работников, и многого другого, исторически традиционного для отечественной психологии, прежде всего, про­ мышленной, педагогической, семейной и т.д.

Следует согласиться с мнением В.А. Пономаренко, что по большому счету важнейшая задача психологов состоит в том, чтобы работать на опе­ режение текущей жизни. Хотя и чрезвычайно сложно, но это нужно делать!

Р А З В И Т И Е МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В развитии методов психологического иссле­ дования можно отметить ряд четко выраженных тенденций. Во-первых, это тенденция их интегри­ рования, основанного, прежде всего, на принципе комплексности. Во-вторых, поиск оригинальных способов организации исследования и разработка целостных исследовательских программ, включа­ ющих как сбор первичных данных, так и последу­ ющий их анализ. В-третьих, как минимум, взаим­ ное дополнение качественных и количественных методов исследования, идеографического и номотетического подходов и в целом естественнонауч­ ной и гуманитарной парадигм в исследованиях психического и т.д.

В связи с явным доминированием интеграци­ онных тенденций в развитии методов психологи­ ческого исследования, целесообразно сформули­ ровать вопрос о том, является ли современная ин­ теграция способов и приемов изучения, пусть даже взаимно дополняющая, необходимой и в ка­ кой-то степени вынужденной из-за отсутствия се­ годня соответствующего адекватного, валидного метода исследования, представляя собой конкрет­

П С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Й ЖУРНАЛ том 28 № 6 2007

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

дизация новых исследовательских приемов, оцен­ ка возможностей и ограничений конкретных методик и т.д.).

Методические разработки сотрудников ИП РАН оказались столь значительными, что позво­ лили открыть издательскую серию "Методы пси­ хологии", в которой за последние три года, пока существует эта серия, вышли в свет отдельные издания, посвященные методическим проблемам этнопсихологических исследований (Е.Н. Резни­ ков), метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у младших школь­ ников (Г.В. Ожиганова), современным методи­ кам психофизических исследований (В.Н. Носуленко, И.Г. Скотникова), методам оценки субъ­ ективного качества жизни (Т.Н. Савченко, Г.М. Головина), а также методам исследования психологических структур и их динамики, причем в 2-х выпусках (Г.М. Головина, Т.Н. Савченко).

По нашему мнению, наиболее крупными рабо­ тами методического содержания, выполненными в ИП РАН за последние годы, являются следую­ щие:

опросник В.М. Русалова, разработанный в ла­ боратории психологии и психофизиологии индиви­ дуальности им. В.Д. Небылицына, направленный на оценку свойств темперамента, получивший ши­ рокую известность и реально используемый в ис­ следованиях других психологических лаборато­ рий и кафедр России;

оригинальная методика В.П. Морозова по оценке искренности/неискренности говорящего, разработанная в лаборатории психологии и пси­ хофизиологии индивидуальности им. В.Д. Небы­ лицына и получившая в качестве изобретения па­ тент РФ;

опросник ЭмИн разработан Д.В. Люсиным в лаборатории психологии и психофизиологии творчества в течение 2003-2006 гг., позволяет оценить уровень внутриличностного и межлич­ ностного эмоционального интеллекта, продиагностировать способности человека к пониманию, адекватной оценке и управлению как отдельными эмоциями, так и сложными эмоциональными со­ стояниями;

метод интент-анализа, разработанный в лабо­ ратории психологии речи и психолингвистики под научным руководством Т.Н. Ушаковой и Н.Д. Пав­ ловой, предусматривает реконструкцию стоя­ щих за речью интенций субъекта - его намере­ ний, устремлений в осуществляемом акте обще­ ния и др.;

теоретические принципы и метод историкопсихологической реконструкции явлений, харак­ терных для конкретных исторических периодов развития общества, разработанные В.А. Кольцо­ вой в лаборатории истории психологии и истори­ ческой психологии;

теоретические модели и комплекс адаптиро­ ванных и оригинальных методик клинико-психо- логической диагностики посттравматического стресса, систематизированных и апробированных Н.В. Тарабриной с коллегами в лаборатории пси­ хологии посттравматического стресса.

Оценивая современное развитие психологиче­ ской науки, следует выразить особую озабочен­ ность снижением доли экспериментальных (в строгом смысле) исследований, что постепенно стало характерным для НИР нашего Института и для всей отечественной психологии. Такое состо­ яние экспериментальных исследований, к сожа­ лению, не обсуждалось в ходе научных дискуссий последних лет, однако разговоры по этим вопро­ сам велись и по-прежнему ведутся в кулуарах многих конференций, что можно считать факти­ ческим продолжением и расширением самих дис­ куссий.

В этой связи нужно заметить, что реальное развитие классического психологического экспе­ римента в традиционно экспериментальных об­ ластях психологии (психофизике, психофизиоло­ гии, психологии познавательных процессов и т.п.) требует огромных финансовых вложений, необ­ ходимых для приобретения современной аппара­ туры, новейших программ анализа полученных данных, построения сложнейших эксперимен­ тальных комплексов и т.п. Без этого эксперимен­ тальные исследования не могут выполняться на современном уровне. В то же время такое объяс­ нение становится слишком простым, поскольку затушевывает более глубокие причины сложив­ шегося положения дел, которое требует профес­ сионального анализа и поиска соответствующего выхода из этой ситуации (через ее изменение).

В настоящее время трудно или даже совсем не­ возможно понять состояние и направления разви­ тия экспериментального метода в психологиче­ ской науке без специального и глубокого анализа тенденций его использования в области психофи­ зиологии. По нашему мнению, исследования именно в данной и некоторых других отраслях психологии наиболее репрезентативно характе­ ризуют развитие экспериментального метода. В чем же состоят современные тенденции такого развития в психофизиологических исследованиях

в целом и в работах нашего Института в частно­ сти?

Во-первых, необходимо отметить широкое внедрение все новых и новыхспособов картиро­ вания активности мозга: магнитоэнцефалографии, позитронно-эмиссионной томографии, ядер­ но-магнитной резонансной интроскопии и др. Эти новейшие методы используются для разработки в том числе и тех проблем, которые совсем недавно оценивались в психофизиологии как "чисто" пси­ хологические. Исследуются, например, уверен-

П С И Х О Л О Г И Ч Е С К ИЙ ЖУРНАЛ том 28 № 6 2007

ЖУРАВЛЕВ

ность и неуверенность, интеллект и креатив­ ность, понимание и усвоение речи (в том числе жестовой), воображение и эмоции и многое дру­ гое. И в этом заключена определенная тенден­ ция к изучению все более и более сложных психо­ логических явлений с помощью эксперименталь­ ных психофизиологических методов, причем успешного изучения. Усложнение изучаемых психологических явлений не означает отказ от высокорегламентированных способов исследова­ ния, а наоборот, предполагает совершенствова­ ние известных экспериментальных моделей и разработку новых.

Эта тенденция характеризует развитие психо­ физиологических исследований ИП РАН, направ­ ленных на изучение эмоций и сознания, имплицит­ ного научения и индивидуальных способностей к обучению, изменения структуры и динамики инди­ видуального опыта при старении и др.

Во-вторых, выраженной тенденцией развития современной психофизиологии является переход от "механического", "стимульного" детерминизма к "холистическому", основанному на системном подходе. И на этом пути отечественная психофи­ зиология занимает самые передовые позиции! Данная теоретическая тенденция на методиче­ ском уровне проявляется в переходе от аналити­ ческого исследования реагирования фиксирован­ ных и даже обездвиженных животных к изуче­ ниюсвободного поведения (и животных, и людей)в условиях, приближенных к естествен­ ным или полностью в естественной среде оби­ тания. То есть, вторая тенденция развития состо­ ит в движении экспериментирования к использо­ ваниюмодели естественного эксперимента и

постоянному повышению доли такого рода ис­ следований.

В-третьих, в настоящее время интенсивно раз­ рабатываются методы психофизиологических исследований, позволяющих учитывать межинди­ видуальные взаимодействия у животных и соци­ альные взаимодействия у людей. Скорее всего, будущее психофизиологии именно за подобными методами экспериментальных исследований, предполагающих разработку, прежде всего, но­ вых приемов регистрации показателей, в частно­ сти телеметрических и др. Данная тенденция, в свою очередь, может быть обозначена как дви­ жение естественного эксперимента в направле­ нииболее полного и адекватного учета факто­ ра взаимодействия, группового (социального) фактора.

Выделенные выше и другие тенденции в раз­ витии экспериментальных исследований в психо­ физиологии имеют много общего с развитием экспериментального метода в других отраслях психологической науки.

Следует подчеркнуть, что эксперимент как в лабораторных, так и естественных формах стал играть важную роль в социально-психологиче­ ских исследованиях, выполняемых в Институте психологии. Именно в социальной психологии в настоящее время эксперимент не только доста­ точно широко используется, но и фактически развивается, особенно в форме естественного эксперимента. И в этом, как говорилось выше, состоит закономерная тенденция. Подтверждени­ ем тому является содержание нескольких круп­ ных работ социальных психологов, выполненных

в ИП РАН за последние годы:

естественный обучающий эксперимент был использован для изучения влияния раннего эко­ номического образования на динамику ценност­ ных ориентации личности младшего школьника (Т.В. Дробышева);

игровой естественный эксперимент приме­ нялся для исследования регулятивной функции дезинформации в процессе межличностного об­ щения (М.А. Красников);

метод лабораторного эксперимента был реа­ лизован и в изучении психологических оценок ре­ кламных текстов, объявлений и вывесок, в оформлении которых использовались различные формы обращения к потребителю, разные шриф­ ты и цветовые сочетания (О.В. Гордякова);

приемы лабораторного эксперимента приме­ нялись для выявления социально-психологиче­ ских механизмов различных форм дистинктивного поведения личности и механизмов возникнове­ ния нового в социальных нормах (А.Н. Лебедев) и др.

В настоящее время строгий классический экс­ перимент реально является хотя и редким явлени­ ем, однако по-прежнему характерным для рабо­ ты примерно половины лабораторий и сотрудни­ ков ИП РАН.

РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В качестве одной из тенденций необходимо подчеркнуть интенсивное развитие различных видов междисциплинарных исследований, выпол­ няемых в ИП РАН на разных уровнях.

Первый - это внутрипсихологический, т.е. ис­ следования на границах различных отраслей пси­ хологии, что стало наиболее характерным в на­ стоящее время. Имеются в виду такие уже сфор­ мировавшиеся научные направления, как:

исследования социального и эмоционально­ го интеллекта, выполняемые на границах психо­ логии интеллекта и социальной психологии (Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин);

интеллект и креативность в межличностном взаимодействии - проблема, интегрирующая пси-

П С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Й ЖУРНАЛ том 28 № 6 2007



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!