Положение о рабочей программе педагога, реализующего фгос начального общего образования, и педагога реализуещего фгос в моу анненская сош. Критерии оценки реализации целей обучения

МКОУ «Гламаздинская средняя общеобразовательная школа»

Хомутовского района Курской области

Доклад на районной секции учителей иностранных языков

Подготовил: Залётова Нина Александровна,

учитель МКОУ «Гламаздинская

средняя общеобразовательная школа»

с. Гламаздино

В настоящее время трудно себе представить мыслящего учителя, у которого вся перспектива ограничивается завтрашним уроком, учителя, который не заглядывал бы вперед, и для которого вчерашний, сегодняшний, завтрашние уроки - это уроки сами по себе, а не звенья одной цепи, хотя и самостоятельные, но прочно связанные между собой, обусловливающие друг друга. Поэтому урок как организационная единица учебного процесса лишь относительно самостоятелен.

Любой учебник рассчитан на « ученика вообще», а не на 4-ый или 5-ый классы, на «учителя вообще». Между тем, у каждого класса, у каждого учителя есть свои особенности, своя неповторимая индивидуальность. Что может один - не под силу другому, что легко и интересно одному - скучно и трудно другим. Поэтому каждый учитель должен составить рабочую программу по своему предмету, в данном случае по немецкому языку, которая в первую очередь, является локальным, т.е. созданным для определенного образовательного учреждения документом, но в то же время и индивидуальным, разработанным педагогом для своей деятельности. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся учитель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Рабочие программы по немецкому языку разработаны мною на основе:

Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, документа, который определяет цели, задачи и содержание обучения;

Примерной программы основного общего образования по учебным предметам Иностранный язык. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2010.; Немецкий язык. Рабочие программы;

Предметной линии учебников И.Л. Бим. 5-9 классы, пособия для учителей общеобразовательных учреждений/ И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2011, базисного учебного плана школы. Принципиально новым при написании рабочей программы является наличие в Примерной программы раздела 4 (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса), определение основных видов учебной деятельности школьника. В программе учтены также основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе.

К рабочей программе прикладываются календарно-тематическое и поурочное планирование.

Надо отметить, п ланирование - основной вид деятельности учителяпри подготовке к уроку.Умение планировать - есть умение подготавливать успех в работе, создавать базу для воплощения задуманного.

Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.

Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.

Достичь успеха при планировании (по мнению В.П. Симонова в работе “Педагогический менеджмент”) можно при соблюдении трех главных условий:

Знание того уровня, на котором находится коллектив к началу планирования;

Четкое представление о том уровне, на который должна быть поднята работа до конца планируемого периода;

Выбор эффективных путей и средств планируемой деятельности.

Для правильного планирования необходим календарно - тематический план, который позволяет учителю представить ясную перспективу работы по теме или материалу параграфа учебника. Он помогает определить место и роль каждого урока в системе уроков по одной теме, сформировать конкретные цели каждого урока и всего цикла. Уроки в тематическом планировании представлены в их взаимосвязи и взаимозависимости. Тематический план обычно представлен в виде таблицы. Формы контроля определяются особенностями класса, особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Кстати, прибегать к тематическому планированию нередко заставляют обстоятельства, когда приходится по разным причинам перекомпоновывать материал учебника.

У многих учителей иностранного языка часто возникают вопросы по поводу целесообразности составления календарно - тематического планирования, поскольку примерное планирование имеется в книге для учителя и в предметных журналах. Однако следует помнить, что в книге для учителя и в предметных журналах печатаются планы, рассчитанные на некий усредненный вариант класса, а в действительности и классы и обучающиеся в них учащиеся непохожи друг на друга, в них представлены далеко не все уроки, а самое главное в том, что как бы авторы ни продумывали свой учебник, живая практика всегда заставит что-то в нем изменить, и опытный, грамотный учитель, учитель-профессионал, владеющий методическим мастерством, всегда найдет возможность что-либо усовершенствовать в процессе обучения.

На основе тематического плана составляется поурочный план-конспект (технологическая карта урока ),этообобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы, современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта позволит

Реализовать планируемые результаты ФГОС;

Определить и системно формировать УУД;

Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

Определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

Проектировать свою деятельность

При планировании урока иностранного языка я, прежде всего, внимательно знакомлюсь с материалом, подлежащим обучению, с тем, чтобы определить:

Основные этапы усвоения речевого материала;

Адекватность и неадекватность предложенных в учебнике упражнений.

Чем полнее наше представление об условиях, в которых осуществляется процесс овладения иноязычной культурой, тем больших результатов в обучении может достичь учитель.

Увидеть планируемый результат, и на основании этого уяснить или определить цель урока, а также предугадать, предвосхитить все тем ситуации, которые могут возникнуть в ходе обучения на конкретном уроке

Соблюдение требований к организации и построению урока;

Следование чёткой структуре урока;

Создание необходимых условий для проведения урока;

Применение различных технологий и форм работы;

Использование технологической карты как инструмента планирования современного урока;

Оценка деятельности учащихся и результативности урока

Соблюдение требований к организации и построению урока;

Следование чёткой структуре урока;

Создание необходимых условий для проведения урока;

Применение различных технологий и форм работы;

Использование технологической карты как инструмента планирования современного урока;

Оценка деятельности учащихся и результативности урока

Чтобы спланировать и организовать выполнение практических задач урока:

Нужно использовать соответствующую адекватную задачам технологию,

Избираемые для решения задачи приемы должны соответствовать/быть адекватными формируемой деятельности:

Следует учитывать ее психологические и лингвистические характеристики;

Стоит задача научить, к примеру, говорению, значит на уроке учащиеся должны тренироваться в говорении, то есть выполнять упражнения в говорении с постепенно усложняющимися, с убывающими и свертывающимися опорами;

Количество упражнений должно быть, с одной стороны, минимальным, но достаточным, чтобы решить задачу так, как она сформулирована;

Упражнения должны наполняться таким количеством примеров, которое отражало бы особенности/трудности этого учебного материала в плане формы, значения, сферы употребления, а также позволяло бы задействовать всех или большинство учащихся;

Последовательность упражнений, обеспечивающая посильность и доступность в их выполнении; Планирование и организация выполнения практических задач урока

Упражнения должны подвести к завершению решения практической задачи урока (последний прием/упражнение должен соответствовать заданному задачей уровню обучености учащихся, а учащиеся должны «ощутить» результат работы: сегодня я научился говорить о…);

Вся работа на уроке должна подготовить учащихся к выполнению домашнего задания, содержание которого может быть индивидуализировано для сильных, средних и слабых учеников;

Вовлекать в выполнение упражнений каждого ученика; для этого нужно использовать хоровую, фронтальную, групповую (по 3-4 человека), парную и индивидуальную работу.

При планировании урока в центре внимания учителя должна быть речевая деятельность учеников - активная речемыслительная деятельность с усваиваемым материалом.

Рабочая программа по иностранным языкам должна включать:

1) пояснительную записку, где описан вклад учебного предмета в общее образование ребенка;

2) общую характеристику учебного предмета, курса (его структура, особенности, как отражается фундаментальное ядро в курсе);

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в каком объёме, в каких классах и за какое учебное время программа может быть реализована);

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьника;

7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета «Иностранный язык».

Работая в условиях внедрения Государственных стандартов нового поколения, важной особенностью которых является усиление внимания к конечным результатам учебно-воспитательного процесса, а понятие «результат» должно трактоваться с позиций деятельностного подхода. Для учителя–практика важно понимание, что результаты учебно-воспитательного процесса делятся на:

метапредметные (или надпредметные) результаты , которые отражаются в сформированности универсальных учебных действий (читай — общеучебных умений),

предметные результаты , специфичные для географии ЗУНы,

личностные результаты , формирующиеся у учеников благодаря овладению вышеуказанными умениями, т.е. развитие его личности.

Учителя географии работают по учебникам разных линий, которые отличаются друг от друга методической концепцией, распределением содержания по классам, рассчитаны на разное количество часов. Поэтому предлагаемые методические рекомендации носят общий характер и не привязаны ни к одному из учебников. Учитель может менять логику изучения, количество часов, отводимых на ту или иную тему, по своему усмотрению.

Как подготовить, провести и проанализировать урок

в соответствии с требованиями ФГОС

  1. Качество преподавания – ведущий фактор повышения качества образования учащихся в условиях внедрения нового ФГОС. Эффективный урок – основной педагогический инструмент реализации требований ФГОС. На практике пока что нет ни того, ни другого.
  2. Отличительные аспекты современного учебного занятия (урока), реализующего требования ФГОС, системно-деятельностного и компетентностного подходов:
  • современный взгляд на урок как искусственную, открытую, динамичную, централизованную систему, предусматривающую взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества. Все системы этого вида имеют абсолютно одинаковую структуру (цель/результат, субъект-объект (второй субъект), содержание, способы деятельности, формы и методы);
  • наличие природосообразной методической структуры учебного занятия как универсальной модели, позволяющей реализовать «трехфазный» ритм процесса познания, построить урок «восхождения к смыслу» изучаемых понятий, явлений, объектов пониманию учащимся места, роли, значения, ценности изучаемого нового в мировоззрении субъекта, его Я — концепции;
  • алгоритмизация обучения на уроке – основополагающий принцип реализации системно-деятельностного подхода в освоении базового уровня универсальных учебных действий учебно-познавательной деятельности детей. Без алгоритмизации невозможно овладеть базовым, а значит в дальнейшем и повышенным (функциональным) уровнем ни регулятивных, ни информационно-коммуникативных, ни познавательных УУД;
  • стартовая диагностика уровня сформированности УУД обучающихся как основа для проектирования и мониторинга реализации индивидуальных программ развития учебно-познавательной и поведенческой деятельности детей;
  • индивидуализация обучения на уроке – ведущее условие, при соблюдении которого «каждый без исключения ученик имеет возможность получить качественное образование». Все учащиеся должны получить условия для реализации третьего блока планируемых результатов ФГОС. Поэтому обучение должно проводиться на высоком уровне трудности в зоне ближайшего развития как «сильных», так и «средних» и «слабых» детей. Такое обучение требует от учителя умения создавать и профессионально грамотно использовать систему дидактических учебных задач разного уровня трудности для активного включения каждого ученика на каждом этапе занятия в развивающий цикл УПД;
  • увеличение доли самостоятельной работы учащихся по добыванию и отбору необходимой новой информации непосредственно в ходе урока на базе предварительного обучения применению ими обобщенных способов информационно-коммуникационной деятельности в условиях информационно-образовательной среды школы, характеризующейся избыточным, а не дозированным объемом информации. Постепенное и адекватное уровню развития учебно-познавательной деятельности и, как следствие, степени готовности учащихся к самостоятельной работе изменение функций и отношений педагога с учащимися в ходе урока: от отношений наставничества к отношениям партнерства (сотрудничества) и сотворчества;
  • системно-деятельностный подход к обучению предполагает изучение и освоение учебного материала каждой темы, учебного предмета в виде укрупненной дидактической единицы и целостной единицы информации , что позволяет воссоздать в сознании обучающихся целостную картину мира, развивать память, способности к свертыванию и развертыванию знаний для их успешного применения на практике. Учебный процесс должен иметь логически завершенный познавательный характер на каждом из этапов занятия;
  • системно-деятельностный подход на уроке предполагает создание системы управления качеством процесса обучения со стороны учителя как основы для получения качественного конечного результата – овладения учащимся умением учиться (добывать необходимые знания, осваивать и применять УУД на практике) и управлять собственной познавательной деятельностью, а также поведением в условиях знакомой и незнакомой окружающей среды, социума.
  1. Современный подход к анализу и оценке качества урока:
  • требует решительного отказа от поэлементного (аспектного) анализа учебного занятия, который применялся ранее, исходя из представлений об уроке как суммативной (интегрированной) системы. Системы такого вида не имеют единой структуры и определенного количества компонентов в отличие от деятельностных систем;
  • наиболее перспективным и адекватным направлением к анализу и оценке качества современного урока с учетом требований системно-деятельностного подхода и нового ФГОС является системный анализ на основе над предметного (управленческого) подхода. Его использование позволяет оценить не только качество (как совокупность результативности и эффективности) совместной деятельности педагога и учащихся, но и степень соответствия уровня ключевых компетентностей педагогов зоне ближайшего развития УУД учебно-познавательной деятельности детей;
  • требует высокого уровня профессиональной компетентности эксперта , владения им обобщенным способом ведения экспертизы качества совместной образовательной деятельности субъектов педагогической системы.

Постановка целей обучения как условие реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта

В«Примерной программе по учебным предметам. География. 6-9 классы», – конкретные требования также отсутствуют, а дана характеристика основных видов деятельности ученика. Данная ситуация ставит учителя перед необходимостью самостоятельного определения требований к ожидаемым результатам обучения. Важно определять цели и задачи к разделу, теме и конкретно к каждому уроку. Причём эти цели необходимо задавать с учетом ожидаемого уровня формирования умений школьников: базового и повышенного.

Цель следует определить как ожидаемый результат обучения , складывающийся из описания поведения (действий), которые должен продемонстрировать ученик, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе.

Итак, заданные цели обучения - критерий для отбора содержания учебной работы школьников, используемых источников информации и методов обучения. Упражнения, контрольные вопросы, итоговые задания можно применять или составлять только тогда, когда заданы ожидаемые результаты обучения.

Без этого учитель не сможет грамотно организовать и контролировать учебный процесс, а учащемуся постановка целей обучения помогает

- сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,

- сознательно направлять усилия на достижение этих целей,

- прогнозировать и оценивать свои результаты .

Сообщить ученикам о цели обучения, значит пригласить их к разговору на равных, проявить к ним уважение и разделить с ними ответственность за результаты учебной работы.

Следует учитывать, что формулируя цели обучения в рамках урока, равно как и ожидаемые результаты обучения, учитель действует в рамках сложившихся в учебном заведении условий обучения и учитывает:

особенности линий, УМК, по которым ведётся обучение,

оснащение кабинета географии различными средствами обучения,

существующие в школе профили обучения.

Формулирование цели обучения

Цель обучения определена, если её формулировка позволяет ответить на три вопроса:

что сможет делать учащийся?

при каких условиях он это сможет делать?

каковы критерии оценки деятельности учащегося?

И если на каждый вопрос следует явный ответ, значит, цель определена достаточно полно.

Пример 1.

В федеральном компоненте стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Министерством образования и науки, в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», зафиксирована такая цель обучения:

«В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения».

Следует отметить, что слова «знать и понимать» описывают лишь состояние ученика, оценить которое не представляется возможным. Цель обучения должна содержать описание действий ученика, подлежащих оценке, т.е. выражаться с учётом специфики деятельностного обучения.

В ходе подготовки к уроку эта цель должна быть определена следующим образом:

«После изучения курса географии учащиеся основной школы смогут:

перечислить не менее трех общих черт и не менее трех различий плана, глобуса и карты;

указать в полученном списке географических карт те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности;

распознавать (называть) условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе;

соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями;

перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов;

выбрать карту необходимого масштаба для решения учебной задачи;

аргументировать в письменной форме принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач».

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, научиться осуществлять деятельность.

Деятельность учителя заключается

в проектировании учебной деятельности ,

организации учебной деятельности,

управлении учебной деятельностью , а не в передаче знаний.

Таким образом, специфика деятельностного обучения – не усвоение готового знания, а создание условий для его происхождения.

Пример 2 . В ходе работы над курсом «География материков и океанов» была описана цель обучения:

“Обучаемый должен распознать в предложенном ему тексте посвященном географическому положению Африки, ошибки, которые связаны с ложным представлением о географической карте мира до эпохи Великих географических открытий”.

Действие ученика, связанное с демонстрацией достижения этой цели, невозможно наблюдать непосредственно. Его необходимо операционализировать, т.е. выразить в явном виде, связать с “видимым” действием или индикатором.

В результате подобного уточнения целей обучения формулировка изменилась:

“Обучаемый должен распознать (найти и выделить, подчеркнуть…, ) в предложенном ему тексте, посвященном географическому положению Африки, ошибки, которые связаны с ложным представлением о географической карте мира до эпохи Великих географических открытий”.

Таким образом, выполнено преобразование неявного исполнения в явное.

Условия реализации целей обучения

В ходе разработки ожидаемых результатов обучения, определяя условия выполнения действий учащегося, необходимо поставить следующие вопросы:

Что разрешается использовать обучаемому в ходе исполнения ожидаемых от него действий?

Включает ли описание целей обучения указания на эти действия?

В какой форме могут быть представлены результаты действий?

Пример.

В процессе разработки целей обучения в курсе «География России» одна из них была сформулированы так: «Ученик должен определить показатель специализации района по какому-либо виду продукции».

Для учителя формулировка ясна. Однако для школьника надо привести пример. Тогда цель учебной деятельности будет выглядеть так: «Ученик на основе анализа статистических материалов должен рассчитать показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции с помощью формулы K=П/Н, где П — доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении страны».

Условия достижения цели необходимо определять и для формирования индивидуальной траектории обучения школьников, изменяя сложность (уровень) задания. С помощью достаточно простого примера, описанного выше, решается задача формирования базовых учебных навыков работы с источниками информации, а первую очередь статистическими. Однако, если изменить условия в описании учебной задачи и предложить учащимся самостоятельно найти способ определения специализации района (на основе рекомендуемых источников информации), то это приведёт к изменению сложности задания, расширению формируемых учебных умений.

Критерии оценки реализации целей обучения

Критерии должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, как будет оцениваться выполнение требуемого действия. Наиболее часто встречающийся критерий — точность (безошибочность) выполнения требуемых действий, которую можно определить по количеству ошибок. Быстрота выполнения действия - также типичный пример использования критерия в описании целей обучения.

Пример : «Установите соответствие между названием страны и её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут».

Критерии позволяют ученику самостоятельно оценить и скорректировать собственные результаты обучения.

Памятка для формулирования целей обучения.

Шаг 1. Выберите глагол, который лучше всего передает желаемое поведение обучаемого (исполнение). Исполнение описывается только таким словом, которое означает определенное действие. Глаголы “знать” и “понимать” описывают не действие, а состояние ученика, который “знает и понимает”. Напротив, глаголы «перечислять», «указывать», «выбирать», «выделять», «демонстрировать», «соотносить», «написать» и т.п. определяют желаемые действия школьника.

Шаг 2. Определите условия, при которых должно выполняться желаемое поведение. В условиях целесообразно указать:

источники географический информации, к которым может обратиться учащийся для выполнения учебной задачи (например, «с помощью физической карты РФ»),

способ, методику выполнения задания. Например, «в письменной форме дайте характеристику географического положения Уральских гор, используя материал таблицы №4 «Приём определения географического положения гор».

Шаг 3. Сделайте черновой набросок формулировки цели, используя выбранный вами глагол и условия.

Шаг 4. Напишите критерии, которым должно удовлетворять желаемое исполнение. Эта часть описания цели обучения поможет ребёнку самостоятельно оценить уровень выполнения здания.

Шаг 5. Отредактируйте получившуюся формулировку, стараясь сделать её, по возможности, ясной и лаконичной. Обратите внимание на соответствие исполнения и условий.

Программа по географии для 5-9 классов в свете требования ФГОС ООО, предусматривает решение следующих основных задач:

Обеспечение соответствия образовательной программы по предмету требованиям Стандарта;

Обеспечение преемственности изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и начального курса географии в 5, 6 классах;

Достижение планируемых результатов освоения программы по предмету;

Формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

Выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде;

Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

В основе реализации программы географического образования должен лежать системно-деятельностный подход.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей 11-15 лет, связанные:

С переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к овладению этой учебной деятельностью;

С осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) качественного преобразования учебных действий от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

С формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

С овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.

Рабочие программы по учебным предметам учителем составляются на основе следующих документов :

Структура рабочей программы

Титульный лист

1.Пояснительная записка

Указать цели и задачи обучения. Указать рабочую программу издательства, на основе которой составлена данная программа. Общая характеристика предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане. Таблица тематического распределения часов. Обоснования изменения практической части.

2. Результаты обучения (на личностном, метапредметном и предметном уровнях).

Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы.

4. Перечень практических работ

При необходимости.

5. Требования к подготовке учащихся по предмету

Перечислить требования в соответствии с ФГОС ООО.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).

При составлении КТП для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО рекомендуется добавить два столбца: содержание и результаты обучения (УУД). В содержании отмечается основное содержание по темам из тематического планирования программы издательства или примерной программы. Результаты обучения используются из тех же источников, но на уровне характеристики основных видов деятельности учеников (на уровне учебных действий). Однако можно отметить, что в примерной и программе издательств представлены в основном познавательные универсальные действия. Поэтому учителю рекомендуется самостоятельно выделить личностные, регулятивные и коммуникативные УУД. Также предлагается в виде значков отметить каждый УУД. Пример: (Л) — личностные УУД; (Р) — регулятивные УУД; (П) — познавательные УУД и (К) — коммуникативные УУД.

Доцент ВИРО Чурляев Ю. А.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Положение

об учебной рабочей программе педагога,

реализующего ФГОС НОО, ООО

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учебных предметов педагогами.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана МОУ Анненская СОШ.

1.3. Цель рабочей программы - сохранение единого образовательного пространства школы, создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине. Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы на каждой из ступеней обучения.

Задачи программы:

Обеспечить достижение обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

Определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

Процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

Оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

1.5. .К рабочим программам относятся:

Программы по учебным курсам;

Программы по учебным предметам;

Программы элективных курсов;

Программы факультативных курсов;

Программы дополнительных образовательных курсов

Программы спецкурсов,

Программы внеурочной деятельности.

1.9. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ОУ на учебный год.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем или группой педагогов на ступень обучения или на отдельный класс.

2.3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

Федеральному государственному образовательному стандарту;

Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы;

Примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

Федеральному перечню учебников;

Основной образовательной программе МОУ Анненская СОШ соответствующей ступени образования.

2.4. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной.

2.5. Рабочая программа учебного курса, предмета является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год. (Приложение 2)

2.6. В течение учебного года допускается корректировка рабочей программы, что может быть отражено как в самой рабочей программе, так и в дополнительной пояснительной записке с указанием причин корректировки.

2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

  1. Структура, оформление и требования к оформлению рабочей программы

3.1. Текст рабочей программы набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman , кегль 12, межстрочный интервал одинарный на листах формата А4. Титульный лист считается первым. Список литературы строится в алфавитном порядок и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

3.2. Учитель составляет рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских учебных программ.

3.3. Рабочая программа по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в данный интегрированный курс.

3.4. Рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам при отсутствии авторской программы разрабатываются на основе учебной литературы.

3.5. Структура рабочей программы

1) Титульный лист.

2) Пояснительная записка.

3) Общая характеристика учебного предмета, курса.

4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9)

3.6. Структурные элементы рабочей программы:

Элементы

рабочей

программы

Титульный лист

В титульном листе (приложение № 1) указываются:

Полное наименование школы (в соответствии с Уставом);

Где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;

Наименование учебного предмета;

Указания на принадлежность учебной программы к ступени обучения, уровню общего образования;

Срок реализации данной программы;

фамилия, имя и отчество учителя, составившего данную рабочую программу, преподаваемый предмет (в родительном падеже

Пояснительная

В пояснительной записке конкретизируются нормативные документы, на которые опираются составители рабочей программы (в первую очередь ФГОС ООО и ООП ООО МОУ Анненская СОШ»; далее можно указать примерную программу по учебному предмету и авторскую программу. Указывается направленность программы на формирование личности, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельстного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС и др.

Формулируются цели изучения предмета

Общая характеристика учебного предмета, курса

Раскрывается роль и важность предмета / курса с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС общего образования), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучения данного предмета, курса в начальной, основной и старшей школе; делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и с актуальными событиями современности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Указываются классы, в которых планируется осуществить освоение рабочей программы учебного предмета / курса в основной школе, кол-во часов, выделенных на освоение рабочей программы. Надо указать количество часов по неделям и годам обучения. (В соответствии с учебным планом ООП ООО)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

В разделе в формате списка раскрываются названия тем / разделов курса и их краткое содержание с разбивкой по классам.

Тематическое планирование

Тематическое планирование представляется в виде таблицы:

Предмет « ________________» 5 класс.

(Виды деятельности обучающихся прописаны в примерных программах по учебным предметам и в авторских программах.)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Все формулировки в этом пункте прописываются по годам

Для базового уровня результатов «выпускник научится»,

Для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

4.Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ

4.1 Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы осуществляется следующим образом:

  • Первый этап – 1 - 27 августа – Рабочая программа рассматривается на заседании ШМО учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующего предмет.
  • Второй этап – 28- 31 августа– Рабочая программа рассматривается и утверждается (общим списком) приказом руководителя ОУ после принятия на заседании педагогического совета учреждения.

4.2. В случае необходимости корректировки рабочих программ из-за выполнения учебного плана не в полном объёме (карантин, природные факторы, болезнь учителей и т.д.) руководитель ОУ издаёт приказы:

О внесении изменений в рабочие программы;

Об утверждении рабочих программ с учётом корректировки.

На основании данных приказов на титульном листе строкой ниже переоформляется гриф утверждения и согласования программы. Изменения в перечень рабочих программ в данном случае не вносятся, указываются только выходные данные приказа об утверждении рабочих программ с учётом корректировки.

4.3.Рабочая программа утверждается ежегодно.

4.4.Даты проведения уроков проставляются в начале учебного года, в течение четверти допускается их корректировка.

4.6.Данное Положение рассматривается на педагогическом совете, утверждается директором школы и действует до замены новым

4.7. Рабочая программа составляется в двух экземплярах. Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в электронной форме, второй экземпляр на бумажном носителе передается педагогу для осуществления учебного процесса.

  1. Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

  • разработка Рабочих программ;
  • использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
  • организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
  • отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5.2. Учитель несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
  • качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
  • нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.

6. Контроль за реализацией рабочих программ

Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля школы.

Приложение № 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Анненская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

(наименование учебного предмета (курса))

Основное общее образование класс

(уровень, ступень образования)

(срок реализации программы)

ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу :

(год разработки)

Приложение № 2

к Приказу № от.2015г.

Положение о календарно-тематическом планировании по предмету

учителя МОУ Анненская СОШ

Карталинского района Челябинской области

1.Общие положения

1.1 Настоящее Положение о разработке и утверждении календарно-тематического планирования (далее – Положение) разработано с целью определения общих правил оформления, разработки и утверждения календарно-тематического планирования в образовательном учреждении.

1.2 Под календарно-тематическим планированием в настоящем Положении понимается последовательное тематическое планирование учителем части содержания рабочей программы по учебному курсу или предмету на один учебный год для определенного класса (параллели классов).

1.3 Календарно-тематическое планирование является обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания рабочей программы учебного курса или предмета.

1.4 Календарно-тематическое планирование оформляется, разрабатывается и утверждается в соответствии с настоящим Положением.

2. Правила разработки календарно-тематического планирования

2.1 Календарно-тематическое планирование отражает плановость реализации содержания рабочей программы по учебному курсу или предмету в одном классе (параллели классов).

2.2 Календарно-тематическое планирование самостоятельно разрабатывается учителем на основе рабочей программы учебного предмета.

2.3 Классный журнал заполняется в соответствии с КТП.

2.4 Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем ежегодно. Оно является обязательным условием организации учебных занятий с обучающимися.

2.5 Календарно-тематическое планирование составляется учителем с учетом учебных часов, определенных учебным планом школы для освоения учебного курса или предмета обучающимися класса (параллели классов).

2.6 При планировании учитель учитывает соотношение между учебным временем по четвертям и распределением ученого времени, отведенного на прохождение темы, указанной в рабочей программе по учебному курсу или предмету.

2.7 Учитель имеет право при составлении планирования скорректировать количество часов, отведенных для изучения программной темы (тем) при условии целесообразности коррекции. Целесообразность коррекции определяется наличием ситуации связанной с проведением заключительных по теме обобщающих или(и) контрольных занятий после текущего каникулярного периода.

  1. Структура календарно-тематического планирования (к программам по ФГОС ООО)

Календарно-тематическое планирование имеет:

3.1 Титульную страницу

3.2 Таблицу КТП. Структуру таблицы каждый учитель вправе соотнести с рекомендациями инструктивно-методических писем ЧИППКРО по предмету.

4. Правила утверждения календарно-тематического планирования

4.1 Утверждение календарно-тематического планирования предполагает согласование учителем с руководителем ШМО.

4.2 Утверждение календарно-тематического планирования осуществляется заместителем директора образовательного учреждения до начала учебного года.

4.3 Для утверждения календарно-тематического планирования учитель предоставляет заместителю директора образовательного учреждения папку документов, включающих в себя примерную или авторскую программу, на основе которой создана рабочая программа по предмету, рабочую программу по предмету или учебному курсу, календарно-тематическое планирование.

Образец титульного листа (КТП к программе по ФГОС)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Анненская средняя общеобразовательная школа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

(указать учебный предмет, курс)

Учитель Панова Ирина Александровна

Количество часов: всего часов 210 часов; в неделю 6 часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы по русскому языку 5-9 классы Пановой Ирины Александровны

(указать ФИО учителя)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!