"сталинские соколы" на службе в люфтваффе. Выдача и казнь

Тема с участием воздушных асов РККА,в войне на стороне немцев, является малоизученной страницей истории войны

Недовольные властью были везде и во все времена.Это порождало измену и перебежчиков.

Надо сказать, что побеги советских лётчиков за границу случались и до войны. Так, в 1927 году в Польшу бежали в одном самолёте командир 17-го авиаотряда Клим и старший моторист Тимащук.

В 1934 году с одного из аэродромов Ленинградского военного округа перелетел в Латвию Г. Н. Кравец. В 1938 году на самолёте У-2 улетел в Литву начальник Лужского аэроклуба Старший лейтенант В. О. Унишевский.

А в годы Великой Отечественной войны под влиянием немецкой пропаганды и неудач РККА на фронте такие перелёты возросли многократно.

В исторической литературе среди русских "перелётчиков" упоминают кадровых офицеров ВВС РККА Подполковника Б. А. Пивенштейна, Капитанов К. Арзамасцева, А. Никулина и других.

Основную же часть перешедших на службу в Люфтваффе составляли лётчики, сбитые в воздушных боях и завербованные в период нахождения в плену и сломавшиеся там....

Наиболее известные "сталинские соколы", воевавшие на стороне немцев: Герои Советского Союза Капитан Бычков Семён Трофимович, Старший лейтенант Антилевский Бронислав Романович, а также их командир - Полковник ВВС РККА Виктор Иванович Мальцев.

В разных источниках упоминаются также сотрудничавшие с немцами: исполняющий должность командующего ВВС 20-й армии Западного фронта Полковник Ванюшин Александр Фёдорович, ставший заместителем и начальником штаба у Мальцева,

Начальник связи 205-й истребительной авиадивизии Майор Ситник Серафима Захаровна, командир эскадрильи 13-го авиаполка скоростных бомбардировщиков Капитан Ф. И. Рипушинский, Капитан А. П. Меттль (настоящая фамилия - Ретивов), служивший в авиации Черноморского флота, и другие.

Всего их было около 38 человек.

СКОЛЬКО ВСЕГО ИХ БЫЛО

По германским источникам, только за 1943 год перелетели к немцам 66 самолётов, ещё 20 экипажей воспользовались возможностью побега в первые 3 месяца 1944 года.

Проверить эти цифры по материалам отечественных архивов и дать им адекватную оценку вряд ли возможно

Подобных признаний в них нет, ведь для командира части согласие с фактом дезертирства своего лётчика означало бы обвинение в пособничестве или как минимум в попустительстве и крест на всей карьере.

К тому же решившийся на перелёт едва ли внешне выдавал свои намерения и попросту терялся в небе, отставая от группы и уходя на запад незамеченным, числясь затем в рапортах "пропавшим без вести" или "не вернувшимся из боя".

Впрочем, единичные свидетельства дезертирства лётного состава всё же сохранились, первое из которых относится уже к 22 июня 1941 года, когда при бомбардировке Кёнигсберга штурман предпочел выпрыгнуть с парашютом из своего СБ, но не возвращаться обратно...

Летом 1941 года в 735-й БАП один из экипажей на самолёте Су-2 не вернулся домой, взяв курс на запад.

В результате разбирательства полк не получил Гвардейское звание, хотя и был уже к нему представлен.

Подтверждением нескольких таких случаев, не остававшихся незамеченными контрразведкой, является раздел сталинского приказа № 229 H КО СССР "Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков", выпущенный уже 19 августа 1941 года.

Другим косвенным свидетельством служит значительное число советских самолётов, практически неповреждёнными попадавшими в руки противника.

Hаибольшее их количество, естественно, было захвачено на аэродромах в 1941 году, однако и в дальнейшем, в течение всей войны и даже при отступлении немцев число трофейных машин, в том числе и самых современных

Оставалось заметным и позволяло Люфтваффе не только проводить испытания советской техники, знакомясь с её боевыми качествами, но и использовать десятки вполне работоспособных "пленных" машин в своём строю.

Последние случаи перелётов отмечались уже за считанные дни до окончания войны (хотя и сомнительно, чтобы лётчики тогда выбирали германские аэродромы; скорее всего, их целью становились нейтральные государства или авиабазы союзников).

Так, в апреле 1945 года Пе-2 из состава 161-го ГвБАП в воздухе покинул строй и, не отзываясь на окрики командира группы, скрылся в облаках.

За летевшими на нём Старшим лейтенантом Бацуновым и штурманом Кодь и раньше водились подозрения, а после столкновения накануне в полёте с другим самолётом их и вовсе обвинили во вредительстве и трусости, так что вопрос об их судьбе был решён. Hо экипаж, видимо, успел сделать выводы раньше...

МАЛЬЦЕВ

Виктор Иванович Мальцев, 1895 года рождения, один из первых советских военлётов и самым известным воздушным перебежчиком

В 1918 году он добровольно вступил в Красную Армию, в следующем году окончил Егорьевскую школу военных лётчиков, в годы Гражданской войны получил ранение. Мальцев был одним из инструкторов В. П. Чкалова, в период обучения того в Егорьевской авиашколе.

В 1925 году Мальцев был назначен начальником Центрального аэродрома в Москве, а ещё через 2 года стал помощником начальника Управления ВВС Сибирского военного округа.

В 1931 году он возглавил авиацию округа и занимал эту должность до 1937 года, пока не был выведен в резерв, получив должность начальника Туркменского управления Гражданской авиации. За достигнутые в работе успехи его даже представили к награждению орденом Ленина.

Но 11 Марта 1938 года неожиданно арестовали, как участника "военно - фашистского заговора"

В период заточения в подвалах Ашхабадского управления НКВД(ежовские времена) Мальцева неоднократно подвергали пыткам, однако он не признал ни одного из сфабрикованных обвинений.

5 Сентября 1939 года,при Л.Берии дело Мальцева пересмотрели и освободили за недоказанностью обвинения.

После освобождения Мальцев был восстановлен в партии и в рядах РККА, получив назначение на должность начальника санатория Аэрофлота в Ялте.

А 8 Ноября 1941 года, в первый же день оккупации Крыма германскими войсками, в форме Полковника ВВС РККА явился в немецкую военную комендатуру и предложил свои услуги по созданию антисоветского добровольческого батальона.

Рвение Мальцева фашисты оценили по достоинству: опубликовали 50-тысячным тиражом в пропагандистских целях его мемуары "Конвейер ГПУ", а потом назначили бургомистром Ялты.

Он не раз выступал перед местным населением с призывами о необходимости активной борьбы с большевизмом, лично сформировал в этих целях 55-й карательный батальон по борьбе с партизанами.

За проявленное при этом усердие был награждён бронзовым и серебряным знаками для восточных народов "За храбрость" II класса с мечами.

Мальцев на службе ВВС РККА

Мальцев на службе ВВС Германии

АНТИЛЕВСКИЙ

В сетях "обаятельного" Мальцева вскоре оказались попавшие в плен "Сталинские соколы" - Герои Советского Союза Капитан С. Т. Бычков и Старший лейтенант Б. Р. Антилевский.

Антилевский родился в 1917 году в деревне Марковцы Озерского уезда Минской области. После окончания в 1937 году техникума народно - хозяйственного учета он вступил в РККА и в следующем году успешно закончил Монинское училище авиации особого назначения, после чего служил стрелком - радистом дальнего бомбардировщика ДБ-ЗФ в 21-м дальнебомбардировочном авиаполку.

В составе этого полка участвовал в Советско - Финляндской войне, в воздушном бою сбил 2 истребителя противника, получил ранение и за проявленный героизм 7 Апреля 1940 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

В Сентябре 1940 года Антилевский был зачислен курсантом в Качинскую Краснознамённую военную авиашколу имени тов. Мясникова, после окончания которой получил воинское звание "Младший лейтенант" и с Апреля 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне в составе 20-го истребительного авиаполка.

Летал он на "Яках", неплохо проявил себя в Августовских боях 1942 года под Ржевом.

В 1943 году полк был включён в состав 303-й истребительной авиадивизии, после чего Антилевский стал заместителем командира эскадрильи.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров писал:

"20- й истребительный специализировался на сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков. Слава лётчиков 20-го полка - слава негромкая. Их не особенно хвалили за сбитые самолёты противника, но строго спрашивали за потерянные свои.

Они не были раскованы в воздухе в той мере, к какой стремится любой истребитель в открытом бою, не могли бросить "Илы" или "Петляковы" и очертя голову кинуться на самолёты противника.

Они были телохранителями в самом прямом смысле этого слова, и только лётчики - бомбардировщики и лётчики - штурмовики могли в полной мере отдать им должное... Свои задачи полк выполнял образцово, и в этой работе ему, пожалуй, не было равных в дивизии".

Лето 1943 года складывалось для Старшего лейтенанта Б. Р. Антилевского удачно. Он был удостоен ордена Красного Знамени, а потом, в Августовских боях, сбил за 3 дня сразу 3 вражеских самолёта.

Но 28 Августа 1943 года сам был подбит и оказался в немецком плену, где в конце 1943 года добровольно вступил в Русскую освободительную армию, получил чин Поручика...

БЫЧКОВ

Особо ценным приобретением Мальцева стал Герой Советского Союза Капитан С. Т. Бычков.

Он родился 15 Мая 1918 года в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. В 1936 году окончил Воронежский аэроклуб, после чего остался работать в нём инструктором.

В Сентябре 1938 года Бычков окончил Тамбовскую школу Гражданского Воздушного Флота и стал работать пилотом Воронежского аэропорта. А в Январе 1939 года он был призван в Красную Армию.

Учился в Борисоглебской авиашколе. Проходил службу в 12-м запасном авиационном полку, 42-м и 287-м истребительных авиационных полках.

В Июне 1941 года Бычков окончил курсы лётчиков - истребителей Конотопской военной школы. Летал на истребителе И-16.

Упоминание о нём есть в известной книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", где на странице 93 помещено следующее сообщение:

"7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо - Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолёто - вылета, проведено 5 воздушных боёв. Сбито 3 самолёта противника: младший лейтенант С. Т. Бычков (287-й ИАП) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестёрка истребителей этого же полка (ведущий - капитан Н. И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109".

Но в 1942 году заместитель командира эскадрильи Лейтенант С. Т. Бычков впервые оказался под трибуналом.

Он был признан виновным в совершении аварии самолёта и осужден на 5 лет исправительно - трудовых лагерей, но на основании примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР приговор был отсрочен с направлением осужденного в действующую армию. Он сам рвался в бой и быстро искупил вину. Вскоре судимость с него была снята.

1943 год для Бычкова, как и для его будущего друга Антилевского, складывался удачно. Он стал известным воздушным асом, получил два ордена Красного Знамени.

О его судимости уже не вспоминали. В составе истребительных авиационных полков 322-й истребительной дивизии он принял участие в 60 воздушных боях, в которых уничтожил 15 самолётов лично и 1 - в группе.

В том же году Бычков стал заместителем командира 482-го истребительного полка, 28 Мая 1943 года ему дали Капитана, а 2 Сентября - "Золотую Звезду".

В представлении на присвоение ему звания Героя Советского Союза говорилось:

" Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника с 12 Мюля по 10 Августа 1943 года проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством.

В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу..."

Удача изменила Семёну Бычкову 10 Декабря 1943 года. Огнём зенитной артиллерии его истребитель был сбит в районе Орши. Осколки ранили и Бычкова, но он выпрыгнул с парашютом, а после приземления был захвачен в плен.

Героя поместили в лагерь для пленных лётчиков в Сувалках. А затем перевели в лагерь Морицфельде, где он вступил в авиационную группу Холтерса - Мальцева.

На службе у нацизма

ИНИЦИАТИВА И ДЕЛО

Начало всему положила инициатива плененных асов...

В августе 1942 года в лагере Осиновка под Оршей группа пленных офицеров, искавших возможность вновь вернуться к лётной работе, предложила сформировать из них отдельную авиачасть в составе Люфтваффе.

Инициаторами стали майор Филатов, капитан Рипушинский и лейтенант В. П. Плющев.

Такая группа под началом Филатова была образована, хотя доверить вчерашним противникам самолёты немцы не торопились, перепроверяя лётчиков и проводя их общую переподготовку

А точнее доучивание, поскольку многие вчерашние сталинские соколы попали на фронт, а оттуда в немецкий плен имея всего по нескольку десятков лётных часов, из них на боевых машинах порой не более 10.

К тому же, абсолютному большинству необходимо было освоить немецкий язык.

Первоначально теорию полётов, штурманское дело и матчасть в группе изучали 22 человека, в том числе 9 лётчиков, 3 штурмана и 4 стрелка - радиста.

В это же время в составе 4-го и 6-го Воздушных флотов Люфтваффе были образованы группы техсостава из числа пленных добровольцев, обслуживавших самолёты.

Ещё одним побудительным мотивом для германского командования стали советские лётчики - перебежчики, перелетавшие на собственных машинах.

ОСТАЛЬНЫЕ...

Не все асы попавшие в плен однако согласились предать родину...

Майор авиации Г. И. Тхор, которого и фашисты, и власовцы неоднократно склоняли к переходу на службу в гитлеровскую армию, за отказ служить врагу был брошен в лагерь Хаммельсбург.

Там он возглавил подпольную организацию и за подготовку побега был переведён в гестаповскую тюрьму в Нюрнберге, а затем в концлагерь Флоссенбург, где его и расстреляли в Январе 1943 года.

Г.И.Тхор

В Маутхаузене содержался Гвардии майор А. Н. Карасёв. В том же концлагере узниками 20-го штрафного офицерского блока - "блока смерти" - были Герои Советского Союза Полковник А. Н. Кобликов и Подполковник Н. И. Власов

А.Кобликов

Они, вместе с бывшими авиационными командирами Полковниками А. Ф. Исуповым и К. М. Чубченковым в Январе 1945 года стали организаторами восстания.

За несколько дней до его начала они были схвачены гитлеровцами и уничтожены, но в ночь со 2 на 3 Февраля 1945 года узники всё равно подняли восстание и некоторым из них удалось бежать.

Достойно вели себя в плену и не пошли на сотрудничество с врагом Герои Советского Союза лётчики И. И. Бабак, Г. У. Дольников, В. Д. Лавриненков, А. И. Разгонин, Н. В. Пысин и другие.

НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Что касается Антилевского и Бычкова, то они со временем стали близкими соратниками Мальцева.

Вначале перегоняли самолёты с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта. Потом им доверили выступать в лагерях военнопленных с антисоветскими речами пропагандистского характера.

Вот что, например, писали Антилевский и Бычков в издававшейся РОА с начала 1943 года газете "Доброволец":

" Сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и уважение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

В следственно - судебных документах по делу Б. Антилевского отмечалось:

" В конце 1943 года добровольно поступил в Русскую освободительную армию (РОА), был назначен командиром авиаэскадрильи и занимался перегонкой самолётов с немецких авиазаводов к линии фронта, а также обучал лётчиков РОА технике пилотирования на немецких истребителях.

За указанную службу поощрён двумя медалями, именными часами и присвоением воинского звания Капитан. Кроме того, подписал "воззвание" к советским военнопленным и советским гражданам, в котором возводилась клевета на советскую действительность и руководителей государства.

Его портреты, с текстом "воззвания" немцами распространялись как в Германии, так и на оккупированной территории Советского Союза. Также неоднократно выступал по радио и в печати с призывами к советским гражданам вести борьбу против советской власти и переходить на сторону немецко - фашистских войск..."

Вот так состоялись первые шаги в сотрудничестве асов с нацистами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После подобной инициативы,было пинято решение включить летный состав в формирование генерала Андрея Власова

Так началось сотрудничество одиозного генерала и воздушных перебежчиков

Герой Советского Союза капитан

БЫЧКОВ СЕМЕН ТРОФИМОВИЧ

15.05.1918-04.11.1946

Семен Трофимович Бычков родился 15 мая 1918 года в крестьянской семье в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. Трудовую деятельность начал в 16 лет на шахтах Воронежской области. С июня по август 1934 года работал коногоном на руднике Бокчеевка, затем - по июнь 1935 года - водосливщиком на руднике «Стрелица».

Как и большинство его сверстников, «заболел» романтикой неба и мечтал стать летчиком. Проходил обучение в Воронежском аэроклубе, который закончил в 1936 году. В том же году окончил семь классов средней школы. Дальнейшую свою судьбу Семен Бычков твердо решил связать с небом. Он продолжает повышать свое летное мастерство в Воронежском аэроклубе, где до июня 1938 года работает инструктором-летчиком-планеристом. В 1938 году Бычков оканчивает Тамбовскую школу Гражданского воздушного флота и в сентябре того же года становится рейсовым пилотом Воронежского аэропорта.

16 января 1939 года Семен Бычков был призван в ряды Красной Армии. Учитывая его летную подготовку и острое желание служить в авиации, был направлен на учебу в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу имени В.П. Чкалова. 5 ноября 1939 года выпущен из школы пилотом истребителя И-16 с направлением в 12-й запасной авиационный полк (приказ НКО СССР №04601).

30 января 1940 года С.Т. Бычкову было присвоено воинское звание «младший лейтенант». С 16 декабря 1940 года он служит в должности младшего летчика в 42-м истребительно-авиационном полку Прибалтийского военного округа, а затем пилотом в 287-м истребительно-авиационном полку 6-го иак ПВО. В 1941 году повышал свое летное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи. Перед самым началом войны окончил курсы командиров звеньев Конотопской военной школы летчиков-истребителей.

Боевое крещение Семен Бычков получает в воздушных сражениях на Западном и Северо-Западном фронтах, в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Показал себя как бесстрашный и отважный летчик, смело вступая в бой с превосходящими воздушными силами противника. День ото дня росло мастерство и счет побед молодого летчика. За первые полтора месяца войны он сбил 4 немецких самолета.

Упоминание о его боевых успехах есть в известной книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»: «7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо-Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолето-вылета, проведено 5 воздушных боев. Сбито 3 самолета противника: Младший лейтенант С.Т. Бычков (287-й ИАП) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестерка истребителей этого же полка (ведущий - Капитан Н.И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109»{1}. Следует лишь отметить, что в те дни под Хе-113 подразумевали новый немецкий истребитель Me-109F.

25 марта 1942 года Семену Бычкову было присвоено воинское звание «лейтенант», а 20 июля того же года он был назначен заместителем командира 2-й эскадрильи 287-го истребительного авиаполка. Однако не все было так безоблачно в боевой службе летчика. В июле 1942 года С.Т. Бычков был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии, повлекшей поломку самолета, и был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Согласно применению примечания 2 к статье 28 УК РСФСР, реальный срок был заменен условным с отправкой на фронт.

Продолжая воевать в составе 287-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиадивизии, участвует в воздушных боях в небе Сталинграда. Представляя 9 сентября 1942 года его к правительственной награде, командование части отмечало: «Летчик заместитель командира ИАЭ - лейтенант Бычков Семен Трофимович делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Проявил себя в боях с фашистскими стервятниками на Сталинградском фронте и показал героические образцы мужества, и отваги, в совершенстве овладел боевой техникой истребителя "ЯК-7Б", и умело тактически, высокограмотно воздушного бойца. Неоднократно вступал в бой с численно превосходящим противником и всегда обращал фашистских стервятников в бегство.

За период с 21.8.42 г. по 5.9.42 г. на Сталинградском фронте провел 30 боевых вылетов, из них: на разведку войск противника одновременно со штурмовкой - 10 боевых вылетов; на прикрытие города Сталинграда - 12 боевых вылетов и на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков до цели и обратно - 8 боевых вылетов. Провел 30 воздушных боев, всегда превращая противника в бегство. При выполнении задания по разведке и штурмовке войск противника, всегда привозил весьма ценные сведения о противнике. Своей штурмовкой уничтожил до взвода фашистов и около 20 автомашин.

25.8.42 г. во время прикрытия города Сталинграда, в составе группы 5 истребителей ЛАГГ-5 и 3 истребителя - ЯК-7 Б под командой майора Чуйкина, вели воздушный бой с 17-ю самолетами противника Ме-109ф. В этом бою тов. БЫЧКОВ лично сбил 1 самолет Me-109ф, который упал горящим ЮЗ г. Сталинграда, самолет лейтенанта БЫЧКОВА был поврежден, но он мастерски посадил свой самолет на свой аэродром.

5.9.42 г. в составе группы 18-и истребителей, под командованием командира 288 ИАД - подполковника КОНОВАЛОВА, вели воздушный бой над г. Сталинградом с 15-ю самолетами противника - Ю-88 и 9 истребителей противника - Ме-109ф. В этом бою тов. БЫЧКОВ сбил лично 1 Ю-88 и показал мастерство воздушного боя, за что от Командующего 8-й воздушной Армии получил благодарность и приказано - "Участников воздушного боя 5.9.42 г. и имевших в этом бою сбитые самолеты противника - представить к Правительственной награде".

Кроме того, тов. Бычков участвовал в воздушных боях с фашистскими стервятниками на Брянском, Западном, Калининском фронтах и Московском фронте ПВО, где имеет - 9 лично сбитых самолетов противника и 2 самолета противника в групповом бою»{2}.

Учитывая личные заслуги в деле борьбы с немецко-фашистскими оккупантами, 1 октября 1942 года Военный совет своим решением за № 037/44 снял с С.Т. Бычкова судимость.

Приказом войскам Сталинградского фронта № 57/н от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество лейтенант Бычков С.Т. был награжден орденом Красного Знамени.

28 мая 1943 года Семену Бычкову было присвоено воинское звание «капитан». Вскоре он стал штурманом 937-го истребительного авиационного полка. К середине лета 1943 года на его личном счету числилось 13 уничтоженных немецких самолетов.

24 июля 1943 года, представляя капитана Бычкова к очередной награде, командование полка отмечало: «Имея большой опыт боевой работы по уничтожению немецких пиратов в воздухе, умело передает его летному составу полка, учит летчиков тактике воздушного боя в соответствии с последними требованиями ведения войны.

Полк с 12.7.43 года в ожесточенных воздушных боях и сложной обстановке в новом районе действий для полка произвел 285 боевых вылетов, сбил 41 самолет противника, при этом не имелось ни одного случая потери ориентировки.

Лично произвел 9 боевых вылетов на прикрытие наземных войск. Провел 2 воздушных боя, в которых сбил 2 самолета противника: 1 Ю-87 лично и 1 Ю-88 в группе...»{3}

23 августа 1943 года Приказом по войскам 15-й Воздушной армии № 44/н за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество капитан Бычков С.Т. был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Продолжая храбро сражаться с врагом в небе на орловском участке фронта, он не только увеличил счет своих побед, но и проявил себя отличным командиром-организатором групповых воздушных боев.

Представляя капитана Бычкова Семена Трофимовича к высокому званию Героя Советского Союза, командование полка отмечало:

«В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941-1942 гг. имеет лично сбитых (подтвержденных) 13 самолетов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолет противника. За успехи в ожесточенных воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награжден в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточенных воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на орловском участке фронта с 12.07. по 10.08.43 года, проявил себя отличным летчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боев. Летчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолетов, причем случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В августе 1943 года награжден вторым орденом Красного Знамени.

В последней операции с 12.07. по 10.08.43. сбил 3 самолета врага. 14.07.43 года в группе из шести Ла-5 в бою против десяти Ju-87, пяти Ju-88, шести FW-190 лично сбил один Ju-87, который упал в районе Речица.

15.07.43 года в составе трех Ла-5 перехватили и сбили вражеский самолет-разведчик Ju-88, который упал в районе Ягодная...

31.07.43 года в воздушном бою лично сбил один Ju-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолетов противника представляется к званию Героя Советского Союза.

Командир 937 истребительного авиационного полка майор Кольцов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Семену Трофимовичу Бычкову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1117).

10 сентября 1943 года заслуженную награду Героям - командиру полка майору А. Кольцову и штурману капитану С. Бычкову вручил в Кремле заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И.Я. Верес.

В сентябре 1943 года коммунисты части принимают Семена Трофимовича Бычкова кандидатом в члены ВКП(б). Вскоре он получает новое назначение и становится заместителем командира 482-го истребительного авиаполка 322-й истребительной авиационной дивизии. Продолжая участвовать в воздушных боях, он к декабрю 1943 года довел свой личный счет побед до 17 сбитых вражеских самолетов.

10 декабря 1943 года военная удача отвернулась от капитана Бычкова. При выполнении боевого задания в районе г. Орши ведомый им самолет Ла-5 попал под перекрестный огонь немецкой зенитной артиллерии и был подбит. Объятая пламенем машина упала на территории, оккупированной немецкими войсками. Не вернувшегося с боевого вылета капитана Бычкова в 482-м истребительном авиаполку признали погибшим, на основании чего 7 марта 1944 года приказом Главного управления кадров НКО СССР № 0739/пр. он был исключен из списков РККА.

На самом деле летчик остался жив. Осколками снарядов капитан Бычков был ранен, но сумел выпрыгнуть из самолета на парашюте. Однако приземление было неудачным - раненый летчик был схвачен немецкими автоматчиками. Семен Бычков был помещен в лагерь для пленных летчиков в Сувалках, а затем переведен в лагерь в Морицфельде.

Как известно, в годы Великой Отечественной войны во вражеском плену оказались миллионы советских солдат и офицеров. Большинство из них, несмотря на все ужасы вражеских концентрационных лагерей, осталось верными воинской присяге и долгу. Но были и такие, кто не смог вынести побоев, издевательств, пыток голодом и холодом. Они пошли на сговор со своей совестью и переметнулись на сторону врага. Среди них оказался и Герой Советского Союза капитан С.Т. Бычков. Что подтолкнуло его к этому? Ведь был уже не 1941 или 1942 год, когда враг был силен как никогда, и порой казалось, что дни Красной Армии сочтены. В 1944 году уже было понятно, что гитлеровская Германия войну не выиграет и рано или поздно будет разбита.

Вывод очевиден - Бычков испугался за свою жизнь и решил сохранить ее во что бы то ни стало. На допросе в ГУКР «СМЕРШ» 8 марта 1946 года он рассказал об обстоятельствах своего перехода на сторону врага:

«Вопрос. Когда вы поступили на службу в РОА?

Ответ. Являясь заместителем командира 482-го истребительного авиационного полка Красной Армии, в декабре 1943 года при выполнении задания я был сбит огнем зенитной артиллерии над территорией, оккупированной противником, и, будучи ранен, захвачен немцами в плен. В феврале 1944 года в лагере военнопленных в городе Морицфельд (Восточная Пруссия) я был завербован на службу в РОА. Меня вербовал бывший полковник Красной Армии Мальцев Виктор Иванович...

Вопрос. При каких обстоятельствах состоялось ваше знакомство с Мальцевым?

Ответ. Будучи в лагере военнопленных в городе Морицфельд, я в конце января 1944 года через фельдфебеля немца Бадера был вызван к Мальцеву, который производил вербовку пленных летчиков на службу в РОА. Явившись к Мальцеву, я застал его за выпивкой с уже служившими в то время у немцев бывшим старшим лейтенантом Красной Армии Антилевским и капитаном Вараксиным. Мальцев поинтересовался моей службой в Красной Армии и обстоятельствами, при которых я попал в плен. После моих объяснений Мальцев в резкой форме высказал свое враждебное отношение к Советской власти и руководителям партии и Советского правительства. При этом он заявил, что намерен вместе с немцами вести борьбу против Советской власти и что по поручению немцев он формирует авиационные части из пленных летчиков Красной Армии для использования их в боях против Советского Союза.

Мальцев сказал, что им уже сформирована так называемая "восточная эскадрилья", дислоцированная в оккупированном немцами городе Двинске, которая ведет борьбу против советских партизан, а отдельные подразделения занимаются перегонкой самолетов с заводов на немецкие военные аэродромы.

Стараясь антисоветской клеветой скомпрометировать в моих глазах политику Советского правительства, Мальцев особенно подчеркивал, что мне, если я останусь в лагере военнопленных, придется погибнуть голодной смертью. Было очевидно, что Мальцев хочет меня запугать. Поговорив со мной в таком духе, Мальцев сделал мне предложение вступить в РОА. Я отказался и тут же заметил, что Мальцев рассердился на меня.

Считая разговор оконченным, я вышел на улицу, но у самой двери меня догнали Антилевский и Вараксин. Вараксин крикнул мне: "Мы из тебя коммунизм выбьем!" - и сильным ударом по голове сбил меня с ног, а затем ногой ударил по лицу. Избивали меня, безусловно, по приказу Мальцева, так как после избиения Вараксин возвратился к Мальцеву, очевидно, за указаниями, как со мной поступить. Выйдя от него, Вараксин заявил Антилевскому: "Мы его стащим в нижний лагерь", - за проволоку. Таким способом мне дали понять, что, если я не соглашусь служить в авиачастях РОА, меня ожидают большие неприятности.

После избиения у Мальцева я две недели болел. При этом Мальцев заходил ко мне, а по выздоровлении неоднократно вызывал к себе.

Вопрос. Для чего вас вызывал Мальцев?

Ответ. При последних встречах со мной Мальцев систематически обрабатывал меня в антисоветском духе, клеветал на советскую действительность и, выражая уверенность в победе Германии, склонял меня к тому, чтобы я дал согласие служить у немцев.

Когда я возражал Мальцеву и отказывался от вступления в РОА, он мне заявлял, что в Советском Союзе меня, как летчика, попавшего в плен, якобы считают изменником Родины и если я какими-либо путями вернусь из плена, то органами Советской власти буду расстрелян. В то же время Мальцев каждый раз подчеркивал, что мой отказ пойти на службу к немцам будет расценен как враждебный немцам и РОА акт, за что меня отправят в концлагерь, где я, несомненно, погибну.

В конце концов под влиянием Мальцева в феврале 1944 года я был вынужден дать согласие служить в РОА.

Такими же методами вербовались Мальцевым в РОА и другие пленные летчики.

Должен сказать, что к вербовке пленных летчиков имел непосредственное отношение бывший генерал-лейтенант Красной Армии Власов.

В период моей вербовки Мальцевым Власов трижды встречался со мной и в разговорах заявлял, что он, генерал, и то борется против

Советской власти, поэтому мне следует брать пример с него. Власов в то же время высказывал резкую клевету на советскую действительность и, запугивая меня отправкой в концлагерь, он также добивался, чтобы я дал согласие служить в РОА.. .»{4}

Так летчик-герой стал предателем. Началась служба на новых хозяев. Вместе с Мальцевым и другим перешедшим на сторону фашистов летчиком, Героем Советского Союза старшим лейтенантом Б.Р. Антилевским, Бычков в марте 1944 года посещает ряд лагерей в окрестностях Берлина, где склоняет военнопленных вступать в ряды Русского освободительного движения.

Совместно Антилевский и Бычков выступают по немецкому радио, называя себя полностью по имени и отчеству, перечисляя свои звания и награды, заслуженные в боях с фашистами: «Мы узнали, что сотни тысяч русских добровольцев, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления. И мы тоже стали в их ряды»{5}.

Это выступление предателей было дважды передано по радио. 29 марта 1944 года в газете «Доброволец» было опубликовано следующее заявление, подписанное Антилевским и Бычковым: «Сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое теплое и товарищеское отношение и уважение к нашим погонам и боевым заслугам»{6}.

Немецкая пропаганда широко использовала эти заявления бывших «сталинских соколов». Гитлеровские самолеты через полмесяца уже разбрасывали над линией фронта агитационные листовки с их воззваниями.

По окончании двухмесячных подготовительных курсов С.Т. Бычков принимает присягу в верности германскому рейху и вступает в формируемую в составе люфтваффе русскую авиационную группу Г. Холтерса - В.И. Мальцева. В ее составе принимает участие в перегоне самолетов с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта.

После расформирования группы Бычков принял активное участие в создании 1-го авиационного полка Комитета освобождения народов России (КОНР), который должен был стать основой авиации Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. В это время он неоднократно выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих с пропагандистскими антисоветскими речами.

19 декабря 1944 года главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг подписал приказ о создании ВВС КОНРа. Быстрее всего была сформирована 5-я истребительная эскадрилья имени полковника А.А. Казакова 1-го авиационного полка. Командовать ею было поручено С.Т. Бычкову.

4 февраля 1945 года на аэродроме в г. Эгер (ныне Хеб), во время первого смотра авиачастей, находившихся в стадии формирования, А.А. Власов вручил боевые награды летчикам ВВС РОА. С.Т. Бычков был награжден немецким знаком отличия «За заслуги» 3-го класса. 5 февраля 1945 года он был произведен в чин «майора» ВВС КОНР.

В конце февраля 1945 года эскадрилья майора Бычкова в составе 16 истребителей Me-109 Г-10 была переброшена на аэродром в немецком Броде (ныне Гавличков Брод в Чехии), где заступила на боевое дежурство.

Особо отличиться в боях эскадрилья не успела - фронт стремительно приближался и дни фашисткой Германии были сочтены. 20 апреля 1945 года, оставив технику и самолеты на базе, летчики пешим порядком отправились на юг в надежде сдаться войскам союзников.

27 апреля 1945 года майор СТ. Бычков, вместе с другими авиаторами власовской армии, сдался представителям 12-го корпуса 3-й американской армии в районе Лангдорфа. Офицерскую группу, численностью около 200 человек, в которой оказался и Бычков, направили в лагерь для военнопленных в окрестностях французского города Шербура. В сентябре 1945 года все они были выданы советским представителям.

Летом 1946 года проходил процесс по делу генерала Власова и других руководителей РОА. В судебном заседании С.Т. Бычков был допрошен в качестве свидетеля. По всей видимости, ему было обещано, что в случае дачи нужных показаний ему будет сохранена жизнь.

1 августа 1946 года на основании приговора Военной коллегии Верховного Суда СССР 12 руководителей РОА были осуждены к смертной казни через повешение.

24 августа 1946 года С.Т. Бычков был осужден Военным трибуналом Московского военного округа и приговорен по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. На другой день он подал в Военную коллегию Верховного Суда СССР прошение о помиловании. Прошение было отклонено, и приговор в отношении С.Т. Бычкова был приведен в исполнение 4 ноября 1946 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года С.Т. Бычков был лишен всех наград и звания Героя Советского Союза.

Награжден: присвоено звание Героя Советского Союза (1943) с вручением медали «Золотая Звезда» за № 1117, орден Ленина (1943), два ордена Красного Знамени (1942, 1943), немецкий знак отличия «За заслуги» 3-го класса (1945).

{1} Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. М.: Воениздат, 1968. С. 93.

{2} ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Ед. хр. 159.

{3} ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 723.

{4} Катусев А.Ф., Оппоков В.Т. Движение, которого не было. «Военно-исторический журнал», 1991, № 12. С. 31-33.

{5} Конев В.Н. Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 28.

{6} Там же.

Из книги Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты автора Конев Владимир Николаевич

БЫЧКОВ Семен Трофимович (15.05.1918-04. 11.1946) КапитанРодился в с. Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. Русский. Окончил 7 классов средней школы (1936), Воронежский аэроклуб в 1936 г., Тамбовскую школу ГВФ в 1938 г. В Красной Армии с 16.01.1939 г. Окончил Борисоглебскую ВАШП им.

Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил Маркович

Герой Советского Союза ПЕРЕВЕРТКИН Семен Никифорович (21.07.1905–17.05.1961) заместитель министра внутренних дел по войскам (08.07.1953–15.03.1956)генерал-майор (1945)генерал-лейтенант, генерал-полковник (1958) Родился в с. Анна Воронежской губернии (ныне - поселок городского типа Аннинского

автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии капитан Горбачевски и А. И. На защите ЛенинградаНаш гвардейский истребительный авиационный полк базировался все время в блокированном Ленинграде и имел большой опыт воздушных боев со всеми типами самолетов немецкой авиации.К этому

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Бурматов В.А. Бой с истребителями противника над караваном в мореХарактерным воздушным боем наших истребителей был бой при сопровождении торпедоносцев, проведенный в августе 1943 г. в районе Сульте-Фиорд на Северном театре, при ударе по

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Карпов А. А. Атака танковЗадача была поставлена неожиданно, к вечеру, когда весь летный состав собирался на отдых. Задачу ставил командир дивизии подполковник Рыбаков.В районе одного разъезда между Мемелем и Шяуляем прорвались до 60 танков

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии капитан Овчинников А. П. Действие штурмовиков по штабу противникаДействие происходило в период прорыва нашими войсками (1-й Украинский фронт) оборонительной линии противника на Сандомирском плацдарме в направлении Сташув - Енджеюв,

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Минеев Д. М. Удар штурмовиков по ж.д. станции КашнеВ начале апреля 1945 г. немецкие войска продолжали удерживать оборону на Курляндском полуострове. Боясь, чтобы наши войска не отрезали последнюю железнодорожную магистраль, которая служила

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Батиньков С. А. Воздушные бои группы штурмовиков с истребителями противникаВо время войны мне не раз приходилось встречаться в воздухе с истребителями противника, но один воздушный бой особенно ярко запечатлелся в моей памяти. Это было в

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Дважды Герой Советского Союза капитан Андрианов В. И. Внезапный бой штурмовиков с истребителями23 августа 1945 г. в 8 часов утра я получил боевую задачу: группой 6 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 в 10.00 атаковать минометные позиции в районе Опатув.Подлетев к линии фронта, я получил

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии капитан Чекин Б. С. Воздушный бой четырех самолетов Ил-2 с четверкой ФВ 19010 июня 1944 г. на Карельском перешейке наша армия успешно начала свое летнее наступление.Карельский перешеек представляет собой узкое пространство между Ладожским

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Шаталин И. И. Воздушный бой штурмовиков с истребителямиОсновным видом воздушного боя штурмовиков является оборонительный бой, но они способны также вести и наступательный бой против бомбардировщиков и транспортных самолетов.При всяком

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии капитан Тышевич В. А. Воздушный бой пары штурмовиков с истребителями противникаБольшой боевой путь, пройденный нашим гвардейским полком, послужил практической школой для летчиков части и помог им освоить тактические приемы при выполнении

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Комарицкий Г. К. Борьба штурмовиков с зенитными средствамиС зенитными средствами противника мне пришлось встретиться в первом же вылете на боевое задание. Действуя в районе Духовщина, сильно прикрытом огнем ЗА, я пришел к выводу, что

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Лукашин В. И. Противозенитный маневр штурмовиковШтурмовики в начале войны несли большие потери от МЗА и истребительной авиации противника. Выполнение разнообразных боевых задач только с бреющего полета влекло за собой неоправданные

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Вишенков В. М. Вынужденный бой разведчика с истребителями противника7 сентября 1942 г. моему экипажу была поставлена задача: "На самолете Пе-2 произвести разведку территории противника на запад от Сталинграда по маршруту Абгонерово -

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Соколов С. Н. Корректирование артогня наших батареи по батареям противникаСентябрь 1944 г. Противник занимал оборону вдоль Карпатского хребта на участке Ужок - Руске-Лидзилабарце - Кросно. Наш авиационный полк, взаимодействуя с двумя

Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 15 мая 1918 года в селе Петровка (ныне Хохольский район Воронежской области). Окончил 7 классов школы. Работал на шахтах Воронежской области, на руднике Бокчеевка, затем - на руднике "Стрелица". В 1936 году окончил Воронежский аэроклуб, в 1938 году - Тамбовскую школу Гражданского Воздушного Флота. 16 января 1939 года в рядах Красной Армии. 5 ноября 1939 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков и направлен в 12-й ЗАП. С 16 декабря 1940 года - младший лётчик 42-го ИАП (ВВС Прибалтийского военного округа). В 1941 году окончил курсы командиров звеньев.

С декабря 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года воевал в составе 287-го ИАП (6-й ИАК, Московская зона ПВО). Летал на "Харрикейне" и Як-7. В июле 1942 году заместитель командира эскадрильи лейтенант С. Т. Бычков признан виновным в совершении аварии и осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Решением Военного совета от 1 октября 1942 года судимость снята. С июля 1943 года - штурман 937-го ИАП, летал на Ла-5.

К августу 1943 года штурман 937-го истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) капитан С. Т. Бычков совершил 230 боевых вылетов, в 60 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 5 самолётов противника (в наградном листе говорится о 15 личных и 1 групповой победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1117).

С ноября 1943 года капитан С. Т. Бычков - заместитель командира 482-го ИАП, где продолжал летать на Ла-5. 10 декабря 1943 года сбит огнём зенитной артиллерии, совершил вынужденную посадку на вражеской территории, попал в плен. К тому времени совершил более 230 боевых вылетов, провёл более 60 воздушных боёв (число сбитых самолётов не изменилось). Воевал на Брянском, Западном, Калининском, Сталинградском фронтах и Московской зоне ПВО.

В 1944 году согласился сотрудничать с немцами, вступил в "Русскую Освободительную Армию" (РОА) генерала Власова. Участвовал в перегонах самолётов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, в боевых действиях против партизан (район Двинска). С сентябре 1944 года принимал участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС Комитета освобождения народов России, командовал истребительной эскадрильей.

27 апреля 1945 года сдался в плен представителям американской армии. В сентябре 1945 года передан советской стороне. 24 августа 1946 года осуждён Военным трибуналом за измену Родине и приговор к расстрелу. 4 ноября того же года приговор приведён в исполнение. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года лишён всех наград и звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина (10.09.1943), Красного Знамени (23.10.1942, 08.08.1943).


* * *
Список известных воздушных побед С. Т. Бычкова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
05.02.1942 1 Ю-52 (в гр. 1/3) станция Осуга "Харрикейн"
06.02.1942 1 Ме-110 (в гр. 1/5) северо-восточнее Сычёвка
2 Ме-109 (в гр. 2/3) Гайдуки
07.03.1942 1 "Хе-113" Юхнов
1 Ме-109 Рыляки
19.03.1942 1 Ме-109 южнее Старица
21.03.1942 1 Ме-109 станция Панино
05.07.1942 1 Ме-109 восточнее Елец
06.07.1942 1 Ю-87 Козинка
1 Ю-87 Ломовец
25.08.1942 1 Ме-109 северная окраина Сталинград Як-7
05.09.1942 1 Ю-88 Сталинград *
14.07.1943 1 Ю-88 Дудорово Ла-5
15.07.1943 1 Ю-88 (в гр. 1/3) Ягодная

Всего сбитых самолётов - 10 + 5; боевых вылетов - более 230; воздушных боёв - более 60.

* Победа включена в список только на основании наградного материала, в оперативных и отчётных документах не упоминается.

Из материалов прессы военных лет:

Из фотоматериалов военных лет:


Бычков Семён Трофимович


  • Окончил 7 классов
  • 1938 г. окончил аэроклуб.
  • В 1939 году призван в Красную Армию и направлен в авиацию. Окончил Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу имени В. П. Чкалова, затем продолжил обучение в 12-м запасном авиационном полку.
  • С декабря 1940 года младший лейтенант Бычков проходил службу в должности младшего летчика в 42-м истребительном авиационном полку.
  • Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Сражался на Западном и Северо-Западном фронтах, в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.
  • С июля 1942 году лейтенант Бычков - заместитель командира эскадрильи. В том же месяце признан военным трибуналом виновным в совершении аварии и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Решением Военного совета от 1 октября 1942 года судимость снята.
  • Продолжал отважно воевать, в небе Сталинграда и Курской дуги увеличил боевой счет. Был награждён двумя орденами Красного Знамени.
  • Вскоре стал штурманом 937-го Краснознамённого истребительного авиационого полка 322-й истребительной авиационной дивизии К августу 1943 года капитан Бычкова совершил 230 боевых вылетов в 60 воздушных боях сбил 15 самолетов противника лично и 1 в группе и был представлен к геройскому званию.
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Семёну Трофимовичу Бычкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 1117).
  • 10 сентября 1943 года заслуженную награду Героям - командиру полка майору Кольцову и штурману капитану Бычкову вручил в Кремле заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес.
  • С 1943 года капитан Бычков - заместитель командира 482-го истребительного авиаполка 322-й истребительной авиационной дивизии. К декабрю 1943 года в воздушных боях уничтожил 17 немецких самолётов.
  • 10 декабря 1943 года - сбит огнем зенитной артиллерии противника и раненым в бессознательном состоянии попал в плен.
  • 7 марта 1944 года приказом исключён из списков РККА.
  • После госпиталя содержался в лагере для военнопленных лётчиков в Сувалках. В 1944 году в лагере Моринфельд согласился сотрудничать с немцами.
  • Вступил в формируемую в составе Люфваффе русскую авиационную группу Холтерса-Мальцева. Принимал участие в перегоне самолётов с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях русской эскадрильи против партизан в районе Двинска в марте - июне 1944 года.
  • После расформирования группы Бычков принял активное участие в создании 1-го авиационного полка Комитета освободительного движения народов России (КОНР), который должен был стать основой авиации Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. В это время неоднократно выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих с агитационными антисоветскими речами. В декабре 1944 года назначен командиром 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А. А. Казакова 1-го авиационного полка. В феврале 1945 года присвоено звание майора ВВС КОНР.
  • В апреле 1945 года вмести с другими авиаторами РОА сдался представителям 12-го корпуса 3-й американской армии.
  • В сентябре 1945 г. выдан из лагеря в Шербуре (Франция) советским представителям.
  • 24 августа 1946 года осуждён Военным трибуналом Московского военного округа и приговорен по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу.
  • 25 августа 1946 г. подал в Военную коллегию Верховного суда СССР прошение о помиловании.
  • Расстрелян 4 ноября 1946 г.

Майор ВВС Комитета освободительного движения народов России

Член ВКП(б) с 1937 года.

Государственные награды СССР (лишён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года):

  • Золотая Звезда Героя Советского Союза
  • орденом Ленина
  • орден Красного Знамени (1942)
  • орден Красного Знамени (1943)

Государственные награды Германии:

  • знак отличия "За заслуги" III класса (4 февраля 1845)

Из представления к званию Героя Советского Союза: "В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов,

участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941-1942гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолетов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолет противника. За успехи в

ожесточенных воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награжден в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточенных воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на орловском участке фронта с 12.07. по 10.08. 43 года, проявил себя отличным летчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и

решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром-организатором групповых воздушных боев. Летчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолетов, причем случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу. В августе 1942 года награжден вторым орденом Красного Знамени.

На фронте редко бывают радостные дни. 6 сентября 1943 года стало одним из таких для личного состава 937-го истребительного авиаполка и, пожалуй, для всей 322-й истребительной авиадивизии. Боевые друзья провожали в Москву командира полка майора Алексея Кольцова и штурмана полка капитана Семёна Бычкова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство" им было присвоено звание Героя Советского Союза. И теперь они летели в столицу

За заслуженной в воздушных боях с врагами наградой.

Фронтовые авиаторы собрались в Кремле 10 сентября. Награды вручал заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес. Прикрепляя к парадной гимнастёрке, на которой уже поблескивали два ордена Красного Знамени, Верес пожелал Бычкову новых успехов в воздушных схватках с ненавистным врагом.

Не всем советским воинам довелось дожить до 9 мая 1945 года. 7 ноября 1943 года группа "Лавочкиных" под командованием Кольцова наносила удар по вражескому аэродрому. Словно огненный смерч налетели на врага лётчики 937-го авиаполка. С двух сторон они подожгли 9 бомбардировщиков, а 14 вывели из строя. Во время штурмовки осколок зенитного снаряда повредил машину командира полка. Кольцов был ранен. А с соседнего аэродрома поднялась большая группа "Мессеров". Завязался воздушный бой, в котором очередную победу одержал Капитан Бычков, сбивший вражеский истребитель.

Один "Мессершмитт" записал на свой счёт в этом неравном бою и майор Кольцов, но раненый, на повреждённом самолёте, он не мог противостоять врагу. Его истребитель упал близ села Лиозно Витебской области. Похоронен А. И. Кольцов в деревне Черницы Лиозненского района. На его могиле установлен памятник, а на зданиях школы - интерната в Лиозно и механического завода в Воронеже, где он работал мотористом в начале 1930-х годов, - мемориальные доски. Сведения о Герое Советского Союза Майоре Алексее Ивановиче Кольцове помещены в вышедшем в 1987 - 1988 годах двухтомном кратком биографическом словаре "Герои Советского Союза".

Но почему в этом же словаре ни слова не говорится о его однополчанине - Капитане Семёне Трофимовиче Бычкове?В этом достаточно полном и выверенном военными историками издании есть биографические сведения только об одном Бычкове - сержант Бычков Николай Васильевич заслужил эту высокую государственную награду за форсирование Днепра. Что это - ошибка составителей биографического словаря, неточность?Документы военных архивов позволяют дать в достаточной степени объективный и достоверный ответ на этот нелёгкий вопрос...

Семён Трофимович Бычков родился в 1919 году в селе Петровка Хохольского района Воронежской области в семье служащего. В 1935 году окончил 7 классов. Его путь в военную авиацию был обычным для юношей предвоенных поколений: сначала аэроклуб (1938 год), затем учёба в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. Повышал своё лётное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи (1941 год).

В представлении на штурмана 937-го истребительного авиационного полка капитана Бычкова Семёна Трофимовича, написанном командиром полка майором А. И. Кольцовым летом 1943 года, отразился долгий боевой путь лётчика - истребителя.

"В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941 - 1942 гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолётов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт. За успехи в ожесточённых воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награждён в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на Орловском участке фронта с 12 июля по 10 августа 1943 года, проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боёв. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В августе 1942 года награждён вторым орденом Красного Знамени. В последней операции с 12 июля по 10 августа 1943 года сбил 3 самолёта врага. 14 июля 1943 года в группе из 6 Ла-5 в бою против 10 Ю-87, 5 Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил 1 Ю-87, который упал в районе Речица.

15 июля 1943 года в составе 3 Ла-5 перехватил и сбил вражеский самолёт - разведчик Ю-88, который упал в районе Ягодная...

31 июля 1943 года в воздушном бою лично сбил 1 Ю-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолётов противника представляется к званию Героя Советского Союза".

11 декабря 1943 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Орши Ла-5, ведомый Капитаном С. Т. Бычковым, попал под перекрёстный огонь немецкой зенитной артиллерии. Получив массу пробоин, самолёт совершил вынужденную посадку в болотистом месте, тяжело раненный лётчик в бессознательном состоянии, с тяжёлым ранением головы был извлечён из - под обломков машины вражескими автоматчиками. Очнулся Семён Бычков в немецком военном госпитале...

Осенью 1943 года подполковник немецкого Генерального штаба Холтеро - начальник пункта обработки разведывательных данных "Восток" в штабе командования "Люфтваффе", обрабатывавший результаты допросов советских лётчиков, предложил сформировать из пленных, готовых воевать на стороне Германии, лётное подразделение. При этом он заручился полной поддержкой своей идеи со стороны бывшего полковника советской авиации Виктора Мальцева.

С октября 1943 года из различных лагерей военнопленных начали свозить в лагерь, расположенный близ Сувалок, советских пленных авиаторов. Здесь от них различными путями добивались согласия вступить в вооружённые силы свободной России, затем они проходили медицинское обследование, их проверяли в профессиональном плане.

Признанные пригодными обучались на двухмесячных курсах, после чего им присваивали воинское звание, они приносили присягу, а затем откомандировывались в "авиационную группу" подполковника Холтерса в Моризфельде около Истенбурга (Восточная Пруссия), где их использовали соответственно их лётным специальностям: технический персонал ремонтировал попавшие к немцам советские самолёты, пилоты же переучивались на различных типах немецких военных самолётов. Те из бывших советских авиаторов, которым враги особенно доверяли, в составе немецкой эскадрильи перегоняли самолёты с заводских площадок на военные аэродромы Восточного фронта.

При 1-м немецком Воздушном флоте, дислоцировавшемся в Прибалтике, была сформирована в то же время дополнительная группа ночного боя "Остланд", в которую, кроме эстонской группы (три эскадрильи) и латышской группы (две эскадрильи), вошла и первая "восточная" эскадрилья - первое "русское" авиационное подразделение в составе немецких Люфтваффе. До своего расформирования в июне 1944 года 1-я эскадрилья выполнила до 500 боевых вылетов в тыл советских войск.

В составе немецких истребительных, бомбардировочных и разведывательных эскадрилий позже были самолёты с "русскими" экипажами, отличившимися в воздушных боях, при бомбёжках, в разведывательных полётах. В общем и целом, опыт с советскими пленными авиаторами показался командованию Люфтваффе довольно удачным, и немецкие, и власовские военные наблюдатели в один голос отмечали высокие боевые качества личного состава авиагруппы Холтерса - Мальцева.

29 марта 1944 года в газете власовской армии "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза капитаном Семёном Бычковым и старшим лейтенантом Брониславом Анталевским, в котором они утверждали, что "...сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление: "Мы - капитан Семён Трофимович Бычков и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды".

Дважды запись выступления Бычкова с призывом переходить на сторону немецкой армии транслировалась немцами на различных участках Восточного фронта. Думается, могли знать об измене однополчанина и авиаторы 322-й авиадивизии.

Был ли переход боевого советского авиатора на сторону врага вынужденным или добровольным?Мы не можем исключать ни первой, ни второй версии. Когда в июле 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приступила к рассмотрению дела по обвинению А. А. Власова, В. Ф. Малышкина, Г. Н. Жиленкова, В. И. Мальцева и других в измене Родине и других "особо опасных для СССР государственных военных преступлениях", С. Т. Бычков был вызван в качестве свидетеля.

В протоколе заседания суда записано: "Свидетель Бычков рассказал, как в конце январе 1945 года в лагере Морицфельд командующий авиацией Русской освободительной армии (РОА) Мальцев вербовал содержавшихся в этом лагере советских лётчиков. Когда на предложение Мальцева пойти на службу в "авиацию РОА" Бычков ответил отказом, он был так избит, что его отправили в лазарет, где он пролежал две недели. Мальцев и там не оставлял его в покое. Запугивал тем, что в СССР его всё равно "расстреляют как изменника", а если он всё же откажется служить в РОА, то он, Мальцев, позаботится о том, чтобы Бычкова отправили в концлагерь, где он, несомненно, погибнет. В конце концов Бычков не выдержал и дал согласие служить в РОА".

Не исключена возможность, что к Семёну Бычкову гитлеровцы действительно применяли методы "физического воздействия" (в настоящее время мы знаем, что подразумевалось под этими "методами" в нацистских и сталинских застенках), и его согласие служить в авиации "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР) было вынужденным.

Но неоспоримым фактом является также и то, что свидетель Бычков не сказал на этом судебном заседании печально известному председателю Военной коллегии генерал-полковнику юстиции В. В. Ульриху всей правды. А она заключалась в том, что в Морицфельде был вовсе не лагерь для военнопленных, а для бывших лётчиков Красной Армии, которые в силу разных причин были вынуждены дать согласие вступить в РОА, да к тому же в январе 1945 года уже был очищен от врагов наступающими советскими войсками.

Капитан Бычков и старший лейтенант Антилевский уже в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к "вооружённой борьбе против сталинского режима" и в составе авиагруппы участвовали в боевых вылетах против войск Красной Армии.

Бычков пользовался у фашистов большим доверием. Ему доверяли перегонять боевые машины с авиазаводов на прифронтовые аэродромы, обучал он лётному мастерству пилотов РОА. Ему никто не смог бы помешать перелететь на вражеском боевом самолёте через линию фронта. Но он этого не сделал. И немцы оценили его преданность "освободительной миссии" РОА", присвоив ему звание майора немецкой армии.

4 февраля 1945 года, во время первого смотра авиационных частей, находившихся в стадии формирования, генерал Власов вручал боевые награды авиаторам РОА. В числе других ордена были вручены майору Бычкову и вновь испечённому капитану РОА Антилевскому.

19 декабря 1944 года был издан приказ "рейсмаршала великого германского рейха и главнокомандующего люфтваффе" Германа Геринга о создании военно-воздушных сил РОА, в котором подчёркивалось, что "руководство формированием находится в руках РОА", и они непосредственно подчиняются Власову.

2 Февраля 1945 года Власов и Мальцев по приглашению рейхсмаршала Геринга участвовали в совещании в Каринхалле. Мальцев, по представлению Власова произведённый в генерал-майоры, получил полномочия командующего ВВС РОА или "начальника военно-воздушных сил народов России".

13 февраля был утверждён штат штаба ВВС РОА. Большинство должностей в штабе заняли офицеры царской и белых армий, в период между двумя войнами служившие в югославской военной авиации. Среди них были георгиевские кавалеры полковники Л. Байдок и Антонов, Майор В. Шебалин.

10 февраля 1945 года в Мариенбаде было начато формирование авиационных частей. Первым авиаполк (командир полковник Байдак, начальник штаба майор Шебалин) был сформирован в Эгере. Быстрее всего сформировали 5-ю истребительную эскадрилью имени полковника Александра Казакова - знаменитого русского авиатора, героя Первой Мировой войны, воевавшего затем в рядах белогвардейских армий против советской власти.

Командиром эскадрильи был назначен майор С. Т. Бычков. Эскадрилья дислоцировалась в Эгере и состояла из 16 истребителей Ме-109G-10. По расчётам штаба ВВС РОА, она уже в марте должна была быть задействована "для боёв на востоке".

2-я эскадрилья (командир капитан Антилевский) имела на вооружении немецкие бомбардировщики и предназначалась для выполнения ночных боевых вылетов. В середине февраля Мальцев доложил генералу Власову, что "самостоятельные боевые группы ВВС РОА готовы к приложению на фронте".

Советские войска продвигались на запад стремительно ивыполнение боевых заданий немецкого командования отходило на второй план: штаб ВВС РОА стремился спасти свои авиационные подразделения. Всё же 13 апреля 1945 года эскадрилья ночных бомбардировщиков с воздуха поддерживала наступление 1-й дивизии РОА на советский плацдарм Эрленгоф, к югу от Фюрстенберга.

13 апреля Власов сообщил Мальцеву о своём решении стянуть все вооружённые силы КОНР к востоку от Зальцбурга или в Богемию. Части РОА двинулись в путь, 23 апреля в Нейерке влились части связи ВВС. 24 апреля на военном совете было наконец-то признано то, что к тому времени было очевидным для самых оголтелых гитлеровцев: окончательное поражение вермахта - дело нескольких дней.

Поэтому Мальцев вместе с немецким генералом Люфтваффе Ашекбусннером отправились на переговоры к американцам с целью добиться от них для военнослужащих авиачастей Русской освободительной армии статуса политических беженцев.

На переговорах в штабе 12-го корпуса армии США американцы вели себя предельно корректно, но вскоре выяснилось, что они совершенно не знают, что на стороне немцев воюют против них войска какой-то русской освободительной армии. Бригадный генерал Кенин заявил, что командование корпуса, да и всей 3-й американской армии, в состав которой он выходит, не уполномочены вступать в переговоры о представлении кому-то политического убежища, что этот вопрос является компетенцией исключительно президента и конгресса США. Американский генерал твёрдо завил: речь может идти только о безоговорочной сдаче оружия.

Сдача оружия прошла 27 апреля в Лангдорфе, между Цвизелен и Резеном. Группа офицеров, состоявшая из 200 человек, и в их числе Семён Бычков, после временного интернирования во французском городе Шербуре в сентябре 1945 года была передана советским войскам.

24 августа 1946 года С. Т. Бычков военным трибуналом Московского военного округа был приговорён по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. На другой день Бычков подал в Военную коллегию Верховного суда СССР прошение о помиловании. Он писал, что "совершил вынужденную посадку и с тяжёлым ранением головы оказался под обломками самолёта в бессознательном состоянии... На допросах не выдал врагу военной тайны, вступил в РОА по принуждению, глубоко раскаивается в содеянном". Его прошение было отклонено...

Анатолий Копейкин,

корреспондент журнала "Авиация и космонавтика"

СУДЬБА ОСТАЛЬНЫХ «СОКОЛОВ» ВЛАСОВА

Генерал-майора Мальцева солдаты 3-й американской армии доставили в лагерь военнопленных под Франкфуртом-на-Майне, а потом тоже переправили в Шербур. Известно, что советская сторона неоднократно и настойчиво требовала его выдачи. Наконец, власовского генерала всё же передали сотрудникам НКВД, которые под конвоем доставили его в свой лагерь, находившийся неподалёку от Парижа.

Мальцев дважды пытался покончить с собой - в конце 1945 и в мае 1946 года. Во время нахождения в советском госпитале в Париже он вскрыл себе вены на руках и нанес порезы на шее. Но избежать расплаты за предательство ему не удалось. На специально прилетевшем "Дугласе" он был доставлен в Москву, где 1 августа 1946 года приговорен к смертной казни и вскоре повешен вместе с Власовым и другими руководителями РОА. Мальцев был единственный из них, кто не просил о пощаде и помиловании. Он лишь напомнил судьям военной коллегии в последнем слове о своем необоснованном осуждении в 1938-м году, подорвавшем его веру в Советскую власть.

С. Бычкова, как мы уже сказали, "приберегли" для этого процесса в качестве свидетеля. Обещали, что в случае дачи им нужных показаний сохранят ему жизнь. Но24 августа того же года военный трибунал Московского военного округа осудил его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 4 ноября 1946 года. А Указ о лишении его звания Героя состоялся спустя 5 месяцев - 23 марта 1947 года.

Что касается Б. Антилевского, то практически все исследователи этой темы утверждают, что ему удалось избежать выдачи, скрывшись в Испании под защитой генералиссимуса Франко, и что осуждён к расстрелу он был заочно. "Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба, майоров Климова и Альбова, так и не отыскались. Антилевскому удалось улететь и добраться до Испании, где он, по справкам продолжавших искать его "органов", был замечен уже в 1970-х годах. Хотя он и был приговорён заочно к смертной казни решением суда МВО сразу после войны, ещё 5 лет за ним сохранялось звание Героя Советского Союза, и только летом 1950 года спохватившиеся власти заочно лишили его этой награды»…

Но материалы уголовного дела в отношении Б. Р. Антилевского не дают оснований для подобного рода утверждений. Трудно сказать, откуда берёт свое начало "испанский след" Б. Антилевского. Возможно, по той причине, что его самолёт Fi-156 "Шторх" был подготовлен для вылета в Испанию, а в числе офицеров, плененных американцами, его не оказалось. По материалам же дела, после капитуляции Германии он находился в Чехословакии, где вступил в "лжепартизанский" отряд "Красная искра" и получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского. Имея на руках эту справку, он при попытке пробраться на территорию СССР, был арестован сотрудниками НКВД.

12 июня 1945 года Антилевского-Березовского неоднократно допрашивали, полностью изобличили в измене Родине и 25 июля 1946 года осудили военным трибуналом Московского военного округа по ст. 58-1 "б" УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Данных о приведении приговора в исполнение в деле нет. Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении Б. Антилевского всех наград и звания Героя Советского Союза действительно состоялся значительно позже - 12 июля 1950 года.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!