Технологическая карта по развитию речи на тему "Рассказывание по картине «Осенний день

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Волошка» Грачевой Ольги Алексеевны, ЯНАО, г. Ноябрьск.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе МБДОУ «Волошка».

Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.

Цель: совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Образовательные задачи:

Учить составлять описательный рассказ по картине «Осенний день в лесу», придерживаясь плана;

Учить наблюденипю о содержании картины, упражнять в употреблении простых сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;

Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;

Расширять представления детей об обитателях флоры и фауны Севера, учить придерживаться логики описания.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь;

Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;

Воспитывать любовь к к окружающему миру.

1.Организационный момент.

Отгадайте загадку, о каком времени года идёт речь.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю.

Но не боюсь я сосен

И ёлочек …я (осень).

Как вы догадались, что речь идёт об осени?

Артикуляционная разминка(чистоговорка).

Ла – ла – ла – осень к нам пришла!

Ре – ре – ре – осень на дворе!

Ца – ца – ца – осень у крыльца!

Ном – ном – ном – осень за окном!

Игра «Что бывает осенью?»

Отвечаем да или нет.

Осенью с дерева падают листочки? Распускаются цветочки?

Осень птицы прилетают? А может улетают?

Осенью начинается листопад? Начинается снегопад?

Осенью у зайца шубка серая? А может белая?

Осенью урожай садим? А может собираем?

Осенью растут в лесу ёлочки? А грибочки?

Осенью утром на улице темно? А может быть светло?

Осенью насекомые просыпаются? А может засыпают?

Какие стихи про осень вы знаете? (Дети рассказывают стихи про осень).

2. Основная часть.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.

Посмотрите внимательно на картину и скажите, как бы вы её назвали?

Какое время года изобразил художник?

Какое время суток он нарисовал?

Как об этом сказать одним предложением? (Художник изобразил осенний день в лесу и точно так же назвал эту картину).

Как вы догадались, что на картине день? (В лесу светло, дети гуляют).

А почему вы решили, что день осенний? (Листья пожелтели, покраснели, опадают.Дети собирают осенние букеты).

Какой осенний день на этой картине? (Тёплый, солнечный).

В тёплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? (Синее небо и яркие жёлтые кроны деревьев. Жёлтые и синие тона радуют глаз, веселятся).

Послушайте, какой рассказ я сочинила.

Наступила долгожданная осень. Ранней осенью ещё случаются тёплые деньки. Воздух чист и прозрачен. Дни становятся короче, солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети с воспитателем вышли в лес на прогулку. Вместе с ними радуется тёплым осенним денькам собака Шарик. Мальчики и девочки собирают красивые букеты из осенних листьев. Все рады тёплому осеннему деньку!

Вам понравился мой рассказ?

Чем он понравился?

Что особенно понравилось в рассказе?

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, используя план – схему.

Посмотрите на схему и скажите с чего вы начнёте свой рассказ? (Разобрать план – схему к рассказу).

Кто желает составить свой рассказ? (Выслушиваются 2-3 детей).

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели!

Приход осени не толко заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме.

Каких зверей можно встретить в наших лесах осенью?

Кто укладывается спать на всю зиму?

Кто меняет на зиму шубку?

Кто делает запасы на зиму?

Кто зимует под листвой, в коре деревьев?

Лесные звери готовятся к зиме ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб мех погуще, попышнее и цвет подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы, просушивает их и раскладывает на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дупле. Волк и лиса зимой не спят и запасов не готовят, они охотятся.Прячутся в норы и дупла лесные обитатели.

Что делает медведь осенью?

Кто попрятался в норы?

Что делает белочка осенью?

Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда ещё не выпал снег? Почему?

3. Итог.

Чему мы сегодня учились?

Что интересного узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Сюрпризный момент.

Ребята, вы сегодня были очень внимательными и старательными. У вас получились замечательные рассказы про осенни день в лесу. Вы расскажите их своим друзьям и родителям. Но а в подарок от осени вы получаете вот эти осенние листочки, которые будут напоминать вам о нашем занятии.

Тема: Составление рассказа по картине «Золотая осень»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине.

Задачи: 1. Воспитывать любовь к природному окружению.

2. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

3. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по

Картине.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

Ребята, отгадайте мою загадку, о каком времени года она.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто догадался, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

Дети: Об осени.

Правильно, это загадка про осень. Сейчас у нас наступила осень. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.

(Когда дети отвечают на вопросы, воспитатель вставит картины подходящие к ответу.)

Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три)

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная)

А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная)

Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем)

Ребята, какое явление природы мы называем листопадом? (Когда падают много листьев)

В какую погоду листочков падают больше? (Когда дует сильный ветер)

3.- Молодцы, ребята, вот как много знаете вы про осень. А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет».

(Игра проводится в кругу с мячом)

  • Осенью растут грибы? (Да)
  • Тучки солнце закрывают? (Да)
  • Холодный ветер дует? (Да)
  • Туманы осенью плывут? (Да)
  • Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет)
  • А букашки прилетают? (Нет)
  • Звери норки закрывают? (Да)
  • Урожай все собирают? (Да)
  • Птицы улетают? (Да)
  • Часто-часто идут дожди? (Да)
  • Одеваем ли мы сапоги? (Да)
  • Солнце светит очень жарко? (Нет)
  • Можно детям загорать? (Нет)
  • Ну а что же можно делать?

Куртки, шапки надевать? (Да)

  1. Художественное слово, слайды про осенний лес, музыка П.Чайковский «Октябрь»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели, потекли и полетели.

Ветер золото кружит, золотым дождем шумит.

  1. – Ребята, осень-художница нарисовала картину про осень и отправила по интернету нам. Я назвала эту картину «Золотая осень». (Рассказ по картине)

Вопросы по картине:

  1. Какое время года нарисовала осень-художница на картине?
  2. Что вы видите на картине?
  3. Какие листья на деревьях?
  4. Вдали что видите?
  5. Ребята, что такое листопад?
  6. Я назвала эту картину «Золотая осень», а как бы вы назвали эту картину?
  7. Понравилась ли вам эта картина?
  1. Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо-влево)

Будто опять закружится хотят.(поднимаются, кружатся)

  1. Стук в дверь.

Ребята, слышали кто то стучится к нам в дверь. (Воспитатель заносит в комнату корзину с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это письмо Осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям самим придется догадаться о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.)

Рассказ “Осень”.

На смену лету пришла…(золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели …(разноцветный наряд). (Красные, желтые)… листья горят на солнышке,а затем (падают,укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться… (по домам) . Птицы собираются в стаи …(и улетают в теплые края). Звери делают …(запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

  • Чтение письмо Осени, который составлен с помощью воспитателя.
  • Вместе с детьми составление рассказа по картине.

Ребята, мы сегодня много нового узнали об осени. Давайте вы сами попробуйте составить рассказ по этой картине. (Дети сами составляют рассказ по картине по 2-3 предложения)

  1. Итог занятия.
  1. О каком времени года мы сегодня составили рассказ?
  1. Что нового узнали сегодня?
  1. Что бы вы хотели узнать об осени?
  1. Кому расскажете дома о золотой осени?

Ұйымдастырылған оқу әрекетінің технологиялык картасы

Ересек топтарға

Технологическая карта ОУД

«____»__________2015 год

Білім беру саласы/ Образовательная область: Коммуникация

Бөлімдері /Разделы : Развитие речи

Тақырыбы/ Тема: . Рассказывание по картине «Осенний день.»

Мақсаты/ Цель: Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответ на вопросы по её содержанию Учить детей составлять рассказ по содержанию картинок, используя в речи повествовательные предложения. Уточнить представления детей о временах года – осени.

Развивать внимание, мышление, речь, развивать умение детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

Воспитывать инициативу, активность, интерес к речевому творчеству.

Сөздік жұмыс/словарная работа: пословица золотая осень

Қостілдік компонент/билингвальный компонент : күз-осень, жапырағ-лист агаш-дерево

Қөрнекі құралдар / материал ы : картинки осени

Іс-әрекет кезеңі/

Этапы

деятельности

Педагогтың іс-әрекеті

Действия педагога

Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Мотивациялық қозғаушылық

Мотивационно-

побудительный

Круг радости.

«Пусть наша добрая улыбка».

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

Молодцы! Вот с таким хорошим настроением мы начнем наше занятие.

Сейчас я вам загадаю загадку

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – …

Правильно молодцы, конечно это осень

А вот еще одна загадка:

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул

И это тоже верно..

Обращаюсь к детям и говорю, что сегодня я им покажет новую картину. Картина ставится на мольберт, даю рассмотреть ее.

Все ли понятно, и, если возникнут вопросы, отвечает на них.

Взявшись за руки повторяют слова.

Улыбаются друг другу.

Отгадывают это осень

Слушают. Исправляют ошибки.

Это лист

Отвечают на вопросы.

Проявляют интерес

Ответы детей

рассматривают

Ұйымдастыру іздестіру

Организационно – поисковый

Как бы вы назвали эту картину?
Какое время года? и время суток!!!
Кого изобразил художник?

Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину - «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день?.)
А почему вы решили, что день осенний?

А как называется явление когда опадают листья?

Когда листья пожелтели, покраснели то наступает золотая осень

Словарная работа: золотая осень

Билингвальный компонент: күз-осень, жапырағ-лист агаш-дерево

Какой осенний день на этой картине?

В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине?

Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться рассказывать по ней.

Физминутка: « Листики осенние»

Листики осенние (покачиваем руками над головой)

На ветках мы сидим

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели (легкий бег)

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал (наклоны)

И листочки все поднял

Закружились полетели (закружились)

И на землю снова сели. (присели)

Подумайте, кто как начал бы свой рассказ -
описание картины

Заслушиваются рассказы детей и анализируются

В заключение свой образец рассказа: - На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша дети гуляют в парке и собирают букеты из осенних листьев. Как красива природа осенью.

Дидактическая игра:

Игра «Что лишнее»

Цель: учить детей исключать лишнее

А у наших у ворот Чудо-дерево растет
Сколько разных овощей на нем растет
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть капуста и салат –
Наше дерево ну просто клад.
Если слушал ты внимательно
Запомнил обязательно.
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?

Осенний день

осень

Детей в парке

На улице светло,дети гуляют

Листья на деревьях пожелтели, покраснели, и опали

Листопад

Повторяют.

Повторяют слова на казахском языке

Теплый, солнечный

Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.

Ответы детей

Выполняют

Составляют рассказ по картине

Слушают рассказ воспитателя

Находят лишнее убирают дают объяснение

Рефлексивті- түзетушілік

Рефлексивно – корригирующий

Подводим итог занятия

О чем мы сегодня говорили?

Понравилось ли Вам занятие?

Подводят итог, отвечают на вопрос.

Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат:

Нені біледі/ Знать: признаки осени

Болу/Иметь : навыки составления простых предложений

Істей білу/ Уметь: составлять рассказ по содержанию картинок, используя в речи повествовательные предложения.

:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей №63 «Подснежник»»

План – конспект

непосредственной образовательной

деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Прогулка в осенний лес»

Учитель-логопед: Фатихова Лилия

Миннахматовна

Республика Татарстан

Г. Нижнекамск, 2014 г.

Используемая образовательная программа:


  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  2. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 208с.
Профессиональная программа:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Часть 1. Первый год обучения (старшая группа). М.: Альфа, 1993.

Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1. Под общей редакцией С.Г. Шевченко;

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической работе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Нищева Н.В., Санкт-Питербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006..

Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя осень».

Дидактическое обеспечение: 5 мячей среднего размера, разноцветные бумажные листья с разных деревьев, силуэты осенних деревьев, предметные картинки для игры «Четвертый лишний», картина «Ранняя осень» (Круглый год. Серия демонстрационных картин. – СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005), ноутбук, запись фрагмента «Времена года» П.И. Чайковского.

Предварительная работа: Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».

Цели:

Коррекционно-образовательные: Учить составлять последовательный рассказ по сюжетной картине, упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе в именительном падеже, составлении простых распространенных предложений, расширять словарь по теме «Осень».

Коррекционно-развивающие: развитие длительного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Структура занятия:


  1. Вводная часть (3 минуты).
Цель: Создание эмоционального положительного фона. Собрать и активизировать внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность.

- приветствие;

- сообщение темы.

1. Упражнение «Перешагни через лужи».

Цель: Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы.

2. Пальчиковая гимнастика «Дует ветер».

Цель: Развитие мелкой моторики

3. Артикуляционная гимнастика.

Цель: совершенствование артикуляционной моторики.


  1. Основная часть (20 минут).
Цель: реализация задач программного содержания.

  1. Презентация «Осень».
Цель: Закрепить знания о приметах осени.

  1. Рассматривание картины «Ранняя осень». Коллективное составление рассказа детьми.
Цель: расширение представлений об осенних изменениях в природе. Развитие связной речи.

  1. Самостоятельные рассказы детей по плану.
Цель: закрепить навык составления рассказа по картине у детей.

  1. Динамическая пауза. Координация речи с движением «Осенью».

  2. Дидактическая упражнение «Расскажи какой лист?»
Цель: пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.

  1. Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления и связной речи.

  1. Заключительная часть (2-3 минуты).
Цель: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей.

Используемые методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картины, презентация Power Point.

Практические: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игровые упражнения, упражнение.

Словесные: вопросы, наводящие вопросы; план рассказа, коллективное составление рассказа детьми; образец рассказа педагога.

Используемая литература:


  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

  2. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логопедической группе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Ход занятия:

  1. Вводная часть.

  1. Упражнение «Перешагни через лужу».
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в осенний лес. Дорога у нас будет трудная, длинная (логопед приглашает детей пройти в кабинет, по дороге в кабинет разложены на равном расстоянии друг от друга 5 мячей). Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через них, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени (дети идут, перешагивая через мячи; логопед следит за правильностью выполнения упражнения и поддерживает детей, если они в этом нуждаются).

Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ножки.

2. Пальчиковая гимнастика «Дует ветер».

А теперь дети давайте покажем, как у нас сильно дует ветер (дети повторяют за логопедом)


Дует, дует ветер

Дует, задувает


Энергичные взмахи руками

Желтые листочки

С дерева срывает


Имитация срывания листочков.

Падают листочки

Прямо нам под ножки


Наклон вперед, руки касаются ног

Ветер по лесу летал

Плавные волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с Березки золотой,

Вот последний лист с осинки


Загибают по одному пальчику на обеих руках

Ветер бросил на тропинку.

(Н. Нищева)


Спокойно укладывают ладони на стол.

3. Артикуляционная гимнастика.

- А теперь, ребята, давайте подойдем к реченьке. Вот посмотрите, это речка (логопед показывает на зеркало, дети садятся перед зеркалом, логопед сидит позади детей так, чтобы они хорошо видели его лицо в зеркале, все упражнения выполняются вместе с детьми).

- Сядьте правильно, спину держите прямо. Руки положите на колени. Давайте улыбнемся реченьке. Вот так (выполняют перед зеркалом упражнение «Улыбка» 3-4 раза).

- Отдохнули немного? Давайте теперь попьем водички, вытягиваем вперед округленные губки (выполняют вместе с логопедом упражнение «Хоботок»).

- Молодцы, а теперь давайте сначала улыбнемся реченьке, а затем попьем воды (выполняем поочередно упражнение «Улыбка – Хоботок»).

- А теперь давайте язычок наш отдохнет. Положите на нижнюю губу расслабленный язычок (дети выполняют упражнение «Лопаточка»).

II . Основная часть.


  1. Презентация Power Point «Осень».
Логопед читает стихотворение «Листопад».

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

Стихотворение читается под фон записи фрагмента П.И. Чайковского «Времена года».

Вот мы и пришли. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу, все деревья в желтом уборе, много листьев…

2 . Рассматривание картины «Ранняя осень»

Ребята, посмотрите еще раз на осенний лес (перед детьми картина «Ранняя осень»). Давайте мы расскажем о нем (детям дается 1 минута для свободного рассмотрения картины). Кого вы видите? Начните ответ со слов «Мы видим». (Мы видим детей).

Где находятся дети? (Они пришли в лес)

В какой лес пришли дети? (Дети пришли в осенний лес)

Как вы догадались? (В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы.).

Что делают девочки? (Девочки собирают листья)

Что делает мальчик в красной куртке? (Наблюдает за белочкой)

Что делает другой мальчик? (Другой мальчик хочет погладить ёжика)

Как вы думаете, детям понравился осенний лес? Обратите внимание на их лица. (У детей веселые лица. Им очень нравится в осеннем лесу)

Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы. А теперь давайте попробуем рассказать о картине целиком.

3. Самостоятельные рассказы детей по плану.

1) Сначала вы расскажете, кого вы видите на картине, где они находятся?

2) Затем опишите осенний лес.

3) Потом расскажете, что делают дети.

4) И, наконец, объясните, почему детям понравилось в осеннем лесу.

(Логопед дает детям 2 минуты для подготовки к рассказу).

Петя, расскажи нам о картине. (Мы видим на картине детей. Они пришли в осенний лес. В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы. Девочки собирают листья. Один мальчик наблюдает за белочкой, а другой – за ёжиком. Детям интересно гулять в осеннем лесу.).

Молодец, Петя, у тебя получился хороший рассказ. Каждый из вас составит свой рассказ потом. (При затруднении логопед предлагает детям образец рассказа).

4. Динамическая пауза. Координация речи с движением «Осенью».

Ребята, в осеннем лесу так весело, давайте с вами поиграем в игру «Осенью». Встаем лицом в круг.


- Молодцы, хорошо повеселились.

5. Дидактическое упражнение «Расскажи какой лист?»

- Ребята посмотрите, сколько листьев опало, целый осенний ковер. Давайте расскажем про эти листочки. Надо рассказать какого он цвета и с какого дерева. (На полу разбросаны разноцветные листья с разных деревьев, и стоят силуэты осенних деревьев). Вот посмотрите, это желтый березовый листок.

Юлиана, какой у тебя листочек? (Я взяла красный лист осины) Это красный осиновый листок.

Саша, у тебя какой листочек? (У меня коричневый листок дуба). Правильно, это коричневый дубовый листок.

Мария, у тебя какой листок? (У меня оранжевый листок клена). Верно, это оранжевый кленовый листок.

Очень хорошо. А теперь давайте поиграем с осенними листочками. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек. (Упражнение выполняется 3-4 раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи).

6. Игра «Четвертый лишний».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». (Перед детьми выставляются картинки: зонт, резиновые сапоги, плащ-дождевик, спасательный круг) Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них лишняя? (Лишний спасательный круг).

Почему? (Он нужен летом, на пляже).

Верно, а все остальные предметы нам нужны осенью. (Аналогично проводится работа с 2-3-мя комплектами картинок).

III . Заключительная часть.

- Ребята, а теперь нам пора возвращаться. Давайте, вспомним, чем мы сегодня занимались? (Перешагивали через лужи, любовались на речку, составляли рассказ по картине про осенний лес, собирали листочки, играли с ними, играли в игру «Четвертый лишний»).

Что вам больше понравилось? (собирать листочки, играть в осеннем лесу).

Молодцы, ребята, хорошо позанимались сегодня и Саша, и Маша, и Юлиана. Петя составил красивый рассказ про осенний лес. Все – молодцы!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!