Технологический компонент педагогического процесса составляет ют. Основные компоненты педагогического процесса: описание, принципы и функции

Понятия «педагогическая культура» и «педагогическая деятельность» не тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач. Решение задач предполагает осуществление индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решения педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующей способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры учителя.

Анализ понятия «технология» свидетельствует о том, что если на первых порах оно ассоциировалось в основном с производственной сферой деятельности человека, то в последнее время стало предметом многих психолого-педагогических исследований. Возросший интерес к педагогической технологии можно объяснить следующими причинами:

многообразные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения образовательного процесса. Теоретические исследования раскрывают логику познания от изучения объективной реальности к формулировке законов, построению теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

классическая педагогика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование многих научных идей, подходов, методик; отстает, а часто и сдерживает внедрение новых приемов и способов педагогической деятельности;

широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий и компьютерной техники потребовало существенного изменения традиционных способов обучения и воспитания;

общая педагогика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания - очень практической, поэтому требуется промежуточное звено, позволяющее в действительности связать теорию и практику.

Рассматривая педагогическую технологию в контексте профессионально-педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре и такой элемент, как технология педагогической деятельности, фиксирующий совокупность приемов и способов целостного осуществления педагогического процесса. Введение в научный оборот понятия «технология педагогической деятельности» предполагает построение такой модели, которая основывалась бы на идеях системного, целостного подходов, рассмотрения педагогической деятельности как процесса решения многообразных педагогических задач, являющихся по своей сути задачами социального управления. Технология педагогической деятельности рассматривается через призму решения совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции. Технология педагогической деятельности, таким образом, представляет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в школе.

Педагогическая задача, выражая единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается, должна отвечать ряду требований, для реализации которых и осуществляются педагогические действия как способы решения педагогических задач.

Способы решения задачи могут быть алгоритмическими или квазиалгоритмическими. Алгоритмический способ применяется в том случае, если процедура решения задачи состоит из эффективных операций и не содержит неоднозначно детерминированных разветвлений. Квазиалгоритмический способ решения задачи содержит неоднозначно детерминированные разветвления, определяемые условиями реально поставленной задачи. В педагогической практике преобладают квазиалгоритмические способы решения задач. Высокий уровень решения задач в деятельности педагога обусловлен наличием разнообразных моделей, конструкций решения, зафиксированных в памяти индивида. Часто адекватное решение не находится не потому, что нет «в запасниках» памяти адекватных способов решения, а потому, что учитель (часто начинающий) не видит и не принимает самой ситуации, требующей решения.

Исходя из особенностей педагогической деятельности учителя, логической обусловленности и последовательности его действий, операций по ее осуществлению, можно выделить следующие бинарные группы педагогических задач:

аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений и др.;

конструктивно-прогностические - задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;

организационно-деятельностные - задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;

оценочно-информационные - задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;

коррекционно-регулирующие - задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.

Названные задачи могут быть рассмотрены как самостоятельные системы, представляющие собой последовательность действий, операций, характеризующих конкретные виды технологий педагогической деятельности учителя. Анализ структуры педагогической деятельности позволяет выделить систему действий, так как понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем конкретным видам педагогической деятельности, но не сводится ни к одному из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного. Это позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному и воссоздать в познании объект педагогической деятельности в его целостности.

Выделенные группы педагогических задач являются типичными для учителя как субъекта профессиональной деятельности, тем не менее предполагают их творческое индивидуально-личностное решение в конкретной педагогической реальности.

4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное. Она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура учителя объективно существует для всех учителей не как возможность, а как реальность. Овладение ею осуществляется лишь теми и через тех, кто способен к творческому распредмечиванию ценностей и технологий педагогической деятельности. Ценности и технологии наполняются личностным смыслом лишь в процессе творческих исканий и практической реализации.

В современной науке творчество многими исследователями рассматривается в качестве интегративного, системообразующего компонента культуры. Проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Н.А.Бердяева. Рассматривая глобальный вопрос взаимодействия цивилизации и культуры, он считал, что цивилизация в известном смысле старее и первичнее культуры: цивилизация обозначает социально-коллективный процесс, а культура более индивидуальна, она связана с личностью, с творческим актом человека. В том, что культура создается творческим актом человека, Н. А. Бердяев видел его гениальную природу: «Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня». Творческий акт находится в пространстве субъективности, а продукт культуры - в объективной реальности.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. В психологии под свойствами как чертами личности понимают устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. В этой связи заслуживает внимания точка зрения Л.И.Анцыферовой о включении в структуру личностных свойств умения организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. По ее мнению, чем более привычно то или иное поведение, тем более обобщено, автоматизировано, сокращено это умение. Такое понимание генезиса свойств позволяет представить в качестве основания этих образований целостные акты деятельности с возникающими на их основе психологическими доминантными состояниями.

Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Данные качества, выделенные А. Н. Луком, раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В. И. Заг-вязинский, Н.Д. Никандров):

оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и непредполагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения, качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно педагогических задач;

отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности;

сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;

зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества;

умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности деятельности; реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять обусловленность сочетания алгоритмического и творческого компонентов педагогической деятельности.

Природа творческого педагогического труда такова, что она имманентно содержит в себе некоторые характеристики нормативной деятельности. Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда алгоритмическая деятельность не дает желаемых результатов. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного упреждения, внесения изменений, коррекций и регулирования, что побуждает учителя к проявлению инновационного стиля педагогического мышления.

Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Такие возможности заложены прежде всего в той части педагогической деятельности, которая составляет ее нормативную основу: знание закономерностей целостного педагогического процесса, осознание целей и задач совместной деятельности, готовность и способность к самоизучению и самосовершенствованию и др.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия. В качестве одного из важнейших объективных условий развития педагогического творчества мы рассматриваем влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит, созидает педагог в определенном временном промежутке. Без признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную природу, источник и средства реализации педагогического творчества. К другим объективным условиям относятся: положительный эмоциональный психологический климат в коллективе; уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени.

Субъективные условия развития педагогического творчества составляют: знание основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса; высокий уровень общекультурной подготовки учителя; владение современными концепциями обучения и воспитания; анализ типичных ситуаций и умение принимать решение в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение и владение педагогической технологией.

Учитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации учителя. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации учителя. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры.

Понятия "педагогическая культура" и "педагогическая деятельность" не тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целœей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач. Решение задач предполагает осуществление индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решения педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующей способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры учителя.

Анализ понятия "технология" свидетельствует о том, что если на первых порах оно ассоциировалось в основном с производственной сферой деятельности человека, то в последнее время стало предметом многих психолого-педагогических исследований. Возросший интерес к педагогической технологии можно объяснить следующими причинами:

‣‣‣ многообразные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения образовательного процесса. Теоретические исследования раскрывают логику познания от изучения объективной реальности к формулировке законов, построению теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

‣‣‣ классическая педагогика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всœегда оперативно реагирует на научное обоснование многих научных идей, подходов, методик; отстает, а часто и сдерживает внедрение новых приемов и способов педагогической деятельности;

‣‣‣ широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий и компьютерной техники потребовало существенного изменения традиционных способов обучения и воспитания;

‣‣‣ общая педагогика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания - очень практической, в связи с этим требуется промежуточное звено, позволяющее в действительности связать теорию и практику.

Рассматривая педагогическую технологию в контексте профессионально-педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре и такой элемент, как технология педагогической деятельности, фиксирующий совокупность приемов и способов целостного осуществления педагогического процесса. Введение в научный оборот понятия "технология педагогической деятельности" предполагает построение такой модели, которая основывалась бы на идеях системного, целостного подходов, рассмотрения педагогической деятельности как процесса решения многообразных педагогических задач, являющихся по своей сути задачами социального управления. Технология педагогической деятельности рассматривается через призму решения совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целœеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции. Технология педагогической деятельности, таким образом, представляет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в школе.

Педагогическая задача, выражая единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается, должна отвечать ряду требований, для реализации которых и реализуются педагогические действия как способы решения педагогических задач.

Способы решения задачи бывают алгоритмическими или квазиалгоритмическими. Алгоритмический способ применяется в том случае, в случае если процедура решения задачи состоит из эффективных операций и не содержит неоднозначно детерминированных разветвлений. Квазиалгоритмический способ решения задачи содержит неоднозначно детерминированные разветвления, определяемые условиями реально поставленной задачи. В педагогической практике преобладают квазиалгоритмические способы решения задач. Высокий уровень решения задач в деятельности педагога обусловлен наличием разнообразных моделœей, конструкций решения, зафиксированных в памяти индивида. Часто адекватное решение не находится не потому, что нет "в запасниках" памяти адекватных способов решения, а потому, что учитель (часто начинающий) не видит и не принимает самой ситуации, требующей решения.

Исходя из особенностей педагогической деятельности учителя, логической обусловленности и последовательности его действий, операций по ее осуществлению, можно выделить следующие бинарные группы педагогических задач:

Аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений и др.;

Конструктивно-прогностические - задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;

Организационно-деятельностные - задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;

Оценочно-информационные - задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;

Коррекционно-регулирующие - задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.

Названные задачи бывают рассмотрены как самостоятельные системы, представляющие собой последовательность действий, операций, характеризующих конкретные виды технологий педагогической деятельности учителя. Анализ структуры педагогической деятельности позволяет выделить систему действий, так как понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всœем конкретным видам педагогической деятельности, но не сводится ни к одному из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражает и всœеобщее, и всœе богатство отдельного. Это позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному и воссоздать в познании объект педагогической деятельности в его целостности.

Выделœенные группы педагогических задач являются типичными для учителя как субъекта профессиональной деятельности, тем не менее предполагают их творческое индивидуально-личностное решение в конкретной педагогической реальности.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Технологический компонент профессионально-педагогической культуры." 2017, 2018.

Одной из существенных характеристик педагогического процесса является его технологизация - соблюдение содержания и последовательности учебно-воспитательных этапов, требует особого внимания к использованию, развитию и вдохе усовершенствованию педагогических технологии.

Педагогическая технология (греч techne - мастерство и logos - слово, учение) - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подход и композицию форм, методов, способов, прием мел, средств (схем, чертежей, диаграмм, карт) в учебно-воспитательном процессеі.

ЮНЕСКО трактует педагогическую технологию как системный метод создания, применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации фор рм образований.

Понятие"педагогическая технология"несколько шире понятия"учебная технология", поскольку охватывает и воспитательные технологии. В педагогической литературе используются как тождественные понятия"технология обучения я"и"учебная технология"Бытует мнение, что понятие"технология обучения"является несколько узким от понятия"учебная технология", поскольку понятие"технология обучения"побуждает рассматривать конкретную техно логию, которая позволяет хорошо обучать, то есть высокоэффективной, а понятие"учебная технология"является менее целенаправленным и позволяет рассматривать различные технологии обучения огія" є менш цілеспрямованим і дає змогу розглядати різні технології навчання.

Педагогическая технология должна удовлетворять такие методологические требования:

Концептуальность (каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, которая обеспечивает философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей)

Системность (педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логику процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);

Управляемость, которая предусматривает диагностическое планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

Эффективность (педагогические технологии существуют в конкретных условиях и должны быть эффективными результат тами и оптимальными затратами, гарантировать достижение определенного стандарта обучения);

Воспроизводимость, что делает возможным применение (повторение, воспроизведение) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами

Каждая педагогическая технология может быть эффективной при условии психологической обоснованности, практической направленности. Разработка и применение любой педагогической технологии требует творческой активнос сти педагогов и учащихся, привлечения их к творческой участия в разработке технологического инструментария: составление технологических схем, карт, организации технологических форм воспитания и обучения. Активность пе дагога оказывается в глубоком знании психологических особенностей учащихся, внесении корректив в развертывание технологического процесса, организации взаимных консультаций, взаимопроверки и взаимооценкики.

Результат педагогической технологии зависит от уровня мастерства педагога, его общего развития, общего психологического климата в коллективе, материально-технического оснащения, настроенности ученики и.

целом педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику делает организованным, управляемым процессом с предполагаемыми положительными результатами

. Вопросы. Задача

1. Раскройте сущность педагогического процесса , охарактеризуйте его структуру. Почему среди компонентов педагогического процесса ведущую роль играет педагог?

2. Охарактеризуйте основные закономерности целостного педагогического процесса

3. Можно разделять основные принципы педагогического процесса на важные и неважные?

4. Обоснуйте необходимость целостного подхода к применению на практике различных педагогических технологий

. Литература

Диалог культур и духовное развитие человека:. Материалы. Всеукраинской научно-практической конференции -. К, 1995. Лихачев. Б. Т. Педагогика -. М, 1996

Образовательные технологии:. Учебное пособие /. Под ред 0. М пехота -. К, 2002

Селевко. Г. К. Современные образовательные технологии:. Учебное пособие -. М:. Народное образование, 1998

простите меня все за засорение френд-ленты, я через сутки всё это удалю
тут будут мои шпаргалочки

Тема 1. Педагогика как наука

Вопрос № 1. Предметом педагогики как науки является...

    целенаправленно организуемый педагогический процесс

    противоречия, закономерности, отношения, технологии организации осуществления воспитательного процесса

    методы организации педагогического процесса

    совокупность правил воспитания и обучения детей

Вопрос № 2. К функциям педагогики как науки НЕ относят…

    научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования

    внедрение результатов педагогических исследований в практику

    анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

    изучение биологических факторов развития личности

Вопрос № 3. Основоположником научной педагогики в России является…

    А.С. Макаренко

    Я.А. Коменский

    К.Д. Ушинский

    Н. К. Крупская

Вопрос № 4. Возникновение педагогики как науки определил(а)…

    забота родителей о счастье детей

    биологический закон сохранения рода

    объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду

    прогресс науки и техники

Вопрос № 5. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ____________ педагогикой.

    коррекционной

    сравнительной

    социальной

Вопрос № 6. Выдающимися отечественными педагогами ХХ века являются…

    К.Д. Ушинский

    А.П. Солженицин

    А.С. Макаренко

    В.А. Сухомлинский

Вопрос № 7. Первые университеты появились…

    в Древней Греции в III в. до н.э.

    в России в XVIII в.

    в Западной Европе в XII -XIII вв.

    в Древнем Риме в I в.

Вопрос № 8. В структуру педагогических наук НЕ входит…

    дошкольная педагогика

    дидактика

    сравнительная педагогика

    педагогическая психология

Вопрос № 9. Установите соответствие научной дисциплины и её содержания

1. изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания А) этнопедагогика
2. изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии Б) теория воспитания
3. изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, отношения, методы его осуществления В) дефектология
4. изучает процесс обучения, содержание образования, принципы, формы, способы и средства реализации целей обучения Г) теория обучения

Вопрос № 10 . Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется...

    специальной педагогикой

    педагогикой третьего возраста

    коррекционной педагогикой

    социальной педагогикой

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Вопрос № 1. Процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и опытом познавательной деятельности называется…

    обучением

    образованием

    социализацией

    воспитанием

Вопрос № 2. Совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе - это…

    педагогическая задача

    педагогическая технология

    педагогическая деятельность

    педагогический процесс

Вопрос № 3 . Процесс становления человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов называется…

    воспитанием

    обучением

    развитием

    образованием

Вопрос № 4. Установите соответствие понятий и их определений.

1. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека

А) социализация

2. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта

Б) развитие

3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности

В) воспитание

4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы

Г) образование

Вопрос № 5. Основной единицей педагогического процесса является…

  1. педагогическая задача

    педагогическая деятельность

Вопрос № 6. Установите соответствие понятий и их определений

Вопрос № 7. Воспитание определяется как…

    целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями

    целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки к трудовой жизни

    процесс количественных и качественных изменений в организме и личности человека под воздействием разнообразных факторов

    целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения

Вопрос № 8. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение», являются…

    систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

    взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения

    упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования воспитания, осознания и практического применения знаний

    вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие

Вопрос № 9 . Процесс целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется…

    деятельностью

    воспитанием

    обучением

    развитием

Вопрос № 10. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся, называется…

    воспитанием

    формированием

    обучением

    развитием

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Вопрос № 1. Единство всех компонентов образования при их относительной автономности определяет…

    непрерывность образования

    процессуальность образования

    функциональность образования

    целостность образования

Вопрос № 2. Введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания называется педагогической (им)…

    мониторингом

    управлением

    технологией

    инновацией

Вопрос № 3. Сущность профессионального образования заключается...

    в совершенствовании технической подготовки обучаемых

    в формировании профессионально значимых личностных качеств

    в формировании необходимой системы знаний

    в подготовке человека к определенной профессиональной деятельности

Вопрос № 4. Под содержанием образования понимают…

    процесс и результат обучения, овладения систематическими знаниями

    систему научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-этических целей, которыми необходимо овладеть учащимся

    целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах

    совокупность систематизированных знаний, умений, опыта осуществления способов деятельности, опыта эмоционально-целостного отношения к окружающему

Вопрос № 5. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в…

    рефератах

    учебниках

    учебно-методических пособиях

    Интернете

Вопрос № 6. Одной из глобальных тенденций развития образования является...

    сокращение наполняемости школьных классов

    уменьшение срока вузовского обучения

    непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни

    обязательность дошкольной подготовки

Вопрос № 7. Системообразующей составляющей образовательной системы является…

    многообразие образовательных учреждений

    цель образования

    методы, технологии и средства образования

Вопрос № 8. Принцип единства федерального образования реализуется через…

    государственный образовательный стандарт

    административный компонент

    национальный компонент образовательных программ

Вопрос № 9. Основной тенденцией развития современной системы среднего образования в Российской Федерации является…

    глобализация

    интенсификация

    диверсификация

    унификация

Вопрос № 10. В средние века основным фактором, определяющим развитие образования в Западной Европе, являлось…

    влияние христианства

    появление машинного производства

    общественное управление образованием

    возникновение первых школ

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Вопрос № 1. Актуальность исследования определяется…

    логичностью обоснования его важности

    важностью для развития педагогической науки

    своевременностью и значимостью исследуемой проблемы для практики

    соответствием образовательной парадигме на данном этапе развития педагогики

Вопрос 2. Выявление социально-психологических взаимоотношений членов учебной группы в количественных параметрах осуществляется при помощи метода…

    изучения документов

    наблюдения

    социометрии

Вопрос № 3. К видам педагогического эксперимента относятся…

    формирующий

    констатирующий

    психологический

    опосредованный

Вопрос № 4. Экзистенциализм как методологический подход в педагогике школы раскрывается следующим утверждением

    чтобы достичь эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы

    воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей

    наука бессильна определить цели воспитания

    цель воспитания - христианская нравственность

Вопрос № 5. Методы педагогического исследования могут быть разделены на …

    общие и частнонаучные

    теоретические и эмпирические

    методы обучения и методы воспитания

    словесные и наглядные

Вопрос № 6. К теоретическим методам педагогического исследования относится…

    моделирование, синтез, сравнительно-исторический анализ, индукция

    сравнение, наблюдение, тестирование, корреляция

    обобщение, эксперимент, ранжирование, наблюдение

Вопрос № 7. Метод педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды, называется…

    экспериментом

    диагностированием

    шкалированием

    регистрацией

Вопрос № 8. Метод массового сбора материалов при помощи специальных опросников называется…

    наблюдением

    анкетированием

    контрольной работой

    экспериментом

Вопрос № 9. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся…

    синтез, анализ

    ранжирование, шкалирование

    анкетирование, обобщение

    эксперимент, наблюдение

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 5. Целеполагание в педагогике

Вопрос № 1. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является…

    высокая успеваемость учащихся

    сам учащийся, развитие его личности

    достижение государственных образовательных стандартов

    высокий уровень мастерства педагога

Вопрос № 2. Влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…

    воспитания

    развития

    образования

Вопрос № 3. Усвоение систематизированных знаний об окружающем мире, развитие познавательных и практических умений, формирование научного мировоззрения, способности к самообразованию и самосовершенствованию составляют цель…

    обучения

    педагогической диагностики

    воспитания

    социализации

Вопрос № 4. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, составляет…

    общественный идеал

    стандарт образования

    задачи воспитания

    цель воспитания

Вопрос № 5. Целью образования в современной России является…

Вопрос № 6. Целью образования в Китае и Японии является…

    овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

    воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

    воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

Вопрос № 7. Целью образования в Спарте являлось…

    овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

    воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

    воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 6. Педагогический процесс

Вопрос № 1. Целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы, называется педагогическим (-ой)…

    задачей

    общением

    процессом

    технологией

Вопрос № 2. Движущими силами педагогического процесса является его...

    принципы

    педагоги

    закономерности

    противоречия

Вопрос № 3. Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его…

  1. закономерности

    компоненты

    принципы

Вопрос № 4. Изучение состояния педагогического процесса называется…

    тестированием

  1. педагогической диагностикой

    контролем

Вопрос № 5. К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относится…

  1. рефлексивный

    деятельностный

Вопрос № 6. Результативный компонент структуры педагогического процесса отражает…

    методы и средства реализации педагогического процесса

    степень эффективности педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью

    совокупность формируемых отношений, опыта деятельности и общения

    социально-экономические, нравственно-психологические условия протекания педагогического процесса

Вопрос № 7. К условиям эффективности контроля качества образовательного процесса относится…

    согласованность действий контроля между членами администрации

    наличие научно обоснованных критериев результатов деятельности образовательного процесса

    постоянство осуществления контрольных функций

    неожиданный характер контроля

Вопрос № 8. Компонентами педагогического процесса являются…

    семья, школа, общество

    педагоги, учащиеся, родители

    цели, содержание, формы и методы воспитания, обучения

    знания, умения и навыки учащихся

Вопрос № 9. Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между…

    семьей и школой

    его идеальными целями и реальными результатами

    знаниями и умениями учащихся

    педагогами и воспитанниками

Вопрос № 10. Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами педагогического процесса составляют его…

    задачи

    закономерности

    принципы

    компоненты

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего, и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, Организацию и управление процессом, без которых не может 6ыть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным, или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его пререкания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Этапы педагогического процесса

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

1) целеполагание;

2) диагностика условий;

3) прогнозирование достижений;

4) проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап - осуществление педагогического процесса - можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

2) взаимодействие педагогов и учеников;

3) использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

4) создание благоприятных условий;

5) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

6) обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

Компоненты педагогической системы

Педагогическая система - это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Профессор В.П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:

1) учащиеся;

2) цели воспитания (общие и частичные);



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!