Классическое описание картины рериха заморские гости. Николай Рерих, «Заморские гости

Но у Рериха — необычный подход. Его реализм выражается в том, что он хочет слышать и видеть в природе такие эстетические звучания и краски, такую правду жизни, которую познал только он. Именно, Рерих в пульсирующей жизни нашей планеты услышал те жизнеутверждающие, эволюционные космические тона, которые может воспринять лишь высококультурный, музыкальный дух.

Наш адвокат подошел и попросил его перечитать ордер на обыск и приказ. Мы могли бы как-то вообразить, что инспекторов интересовали эти же периоды и пожертвования от г-на. Однако вы также пытаетесь воспользоваться другими картинами. Они были незаконно приобретены. Каковы причины? Дело Бориса Булочника - отдельный вопрос.

Наши законные представители и адвокаты были свидетелями, и мы, с моей точки зрения, рассматривали всю эту ситуацию как можно лучше. И второй раунд приступов продолжался до 5 утра. Персонал был заблокирован до 5 утра. Никто не интересовался, если их кормят, если они чувствуют себя хорошо. Может быть, они провели ночь на стульях. Тем не менее, автомобиль пришел с пиццей, сэндвичами и водой для инспекторов. Нет сомнения, что это возмутительно. Почему все это произошло? На наших сайтах очень много информации.

Картина Николая Рериха «Заморские гости»



Картина Н.Рериха «Заморские гости» написана в 1901 году. За два года до этого художник совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду «из варяг в греки» .
Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь - столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.

Путешествие поразило художника.

Он представлял, как по этому пути много лет назад приплывали на славянскую землю варяги, как новгородцы отправлялись в походы, как рассекали водную ладь струги новгородского купца Садко.

Тогда и родилась у художника идея написать картину о гостях из-за моря, приплывших к русичам за миром.

Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописца переносит нас в глубь времён.

На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.

Легко крепкие ладьи рассекают незнакомые воды. Гости внимательно вглядываются в чужие берега. Художник четко прописал малейшие детали украшения чужеземных кораблей, от щитов на корме до узорной резьбы, которую венчает голова дракона. Сквозь прозрачную воду видны камни на дне.
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой.

Международный центр Рериха и его неправительственный музей уже более 25 лет проводят обширную культурную деятельность, направленную на продвижение культурного наследия Рериха. Наша лидера Людмила Шапошникова, которая была доверенным лицом Святослава Рериха, генерального директора Музея, который практически создала всю эту красоту, отреставрировала поместье, неоднократно награждалась государством за свою бескорыстную деятельность. Есть документы, которые показывают состояние здания в момент его передачи вместе с нами.

Он был полностью разрушен. Раньше у нас были нормальные коммерческие отношения со всеми министрами культуры. Были некоторые разногласия по определенным вопросам, но мы решали проблемы цивилизованным образом, которые обычно должны приниматься. И никогда не было такого произвола, подобного тому, который начался с назначения министра культуры Владимира Мединского и первого заместителя министра Аристархова. Нет никаких правовых оснований для изъятия имущества Рериха; например, может быть подана заявка.

Все спокойно в чужедальней стороне. Вода не волнуется. По ней лишь пробегает рябь от кораблей. Вода такая синяя, как будто небесная синь смешалась с ней. Стая чаек мирно сидела на водной глади. Но странные чужие корабли спугнули птиц. И теперь они с криками носятся вокруг ладьи, любопытствуя, кого это занес попутный ветер.

А на берегу не видно ни одного человека. Вдали виднеется поселение славян. Но их не тревожит появление заморских гостей. Воинственные славянские племена привыкли силой отстаивать свою правоту и независимость. Потому и плывут гости к славянским берегам, заключить мир, прекратить вражду.

Если Министерство культуры считает, что мы незаконно сохраняем собственность. Однако никто не подал такое действие. Как вы можете подать заявку? Как Министерство культуры продемонстрирует свое право наследовать имущество, которое было пожертвовано его владельцем Святославом Рерихом? Однако они этого не сделали, поскольку сотрудники прокуратуры были достаточно умен, чтобы этого не делать. Что тогда делало Министерство культуры? Он начал дискредитировать деятельность нашей организации.

Наш премьер-министр неоднократно повторял «Прекратить демонизировать бизнес!», И наша организация также является неправительственной организацией. Вы не представляете, сколько писем мы направили премьер-министру. Не только я, но и президент нашей организации Юрий Темирканов. Он писал письма, но это ни к чему не привело. Кроме того, Министерство культуры пыталось заставить всех думать, что мы являемся экстремистской организацией.


Кругом зелёные холмы, поля. В далеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!

Картина поражает зрителя яркостью красок, какой-то светлой чистотой. Как можно сражаться среди этого синего великолепия, уходящего далеко-далеко, до самого горизонта!

В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа художника приоткрывает историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвает радостные, светлые чувства.

По просьбе Министерства культуры министерство юстиции провело инспекцию чтобы мы были экстремистской организацией. Был соответствующий документ, мы не были признаны экстремистской организацией, но были некоторые технические ошибки, которые мы уже исправили. Затем министерство культуры стало обвинять нас в том, что экстремизм направляет жалобы и клеветы в прокуратуру.

Аристархова, были нелегальные украинские иностранцы. Был осмотр, все контролировалось, и у нас также есть одна из лучших систем пожаротушения в московских музеях. Аристархов также направил письма заместителю министра внутренних дел г-ну. Дорогие СМИ, Мы столкнулись с этой ужасной ситуацией в течение 4 лет. Бесконечные проверки, судебные разбирательства со дня смерти Людмилы Шапошниковой и Евгения Примакова, который был нашим старым другом и членом нашего Совета директоров.

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был "замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии".

Анатолий Карпов. В течение своей жизни он начал переговоры, чтобы принести наследие России, к тому времени Советскому Союзу. Святослав Николаевич встретился с Горбачевым. В то время Горбачев был президентом Советского Союза, и поэтому было достигнуто соглашение о том, что наследство вернется в Советский Союз, как и должно быть. Святослав Рерих, встреча с Горбачевым, призвал к встрече с руководством Советского фонда мира. И когда мы встретились, он сказал, что хотел бы, чтобы это был общественный музей, а не государственный музей, когда оно вернулось, и что он хотел бы иметь не только политическое руководство в качестве гаранта, но и одну из крупнейших общественных организаций.

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни. Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни.

Таким образом, у Советского фонда мира были значительные финансовые ресурсы. Итак, было достигнуто соглашение, которое было одобрено Советом советского фонда мира, а затем конференцией. И все первые действия, в том числе передача наследия, осуществлялись за счет Советского фонда мира, а позже и Международной ассоциации фондов мира. И вы знаете, что ожидали и доверяли социальным силам. Конечно, были некоторые проблемы. У нас не было этого здания, мы получили его в очень плохом состоянии. Вы можете видеть там, у нас есть фотографии и вы можете увидеть первоначальное владение Лопухинами и в каком состоянии сейчас.

Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций "Художественная техника в применении к археологии", он говорил: "Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь".

Это центральная часть, часть музея, и это административное здание. Это, конечно, престиж. В мире нет ничего лучшего. Они связаны не только с порядком, который существует, но и с тем, что полиция и судебные органы России редко участвуют в работе музеев. Во-вторых, они вели себя здесь, как будто музей находился под уголовным расследованием. Как вы можете классифицировать это? Мы можем где-то показать, что Булочник взял какой-то кредит, который он не заплатил. Но покупали ли вы фотографии с использованием этого займа или, возможно, имели другие личные финансы?

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. "Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: "Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство..." - восклицал Н. Рерих.

То есть, это будет практически невозможно доказать в исследованиях. Это стало собственностью не Булочника, который сейчас находится под уголовным преступлением, это собственность общественной организации. Затем инспекционные органы обнаружили некоторые филателистические документы, которые были украдены из государственных архивов. И расследование из-за отсутствия лучшего ответа было адресовано Филателистическому обществу Советского Союза, собрав список самых известных коллекционеров Москвы. Прокурор Киевского района и по списку филателистического общества дали разрешение на обыск и захват, в которых были филателистические коллекционеры Москвы.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной "Гонец. Восстал род на род", которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым. После "Гонца", по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана.

Были важные коллекционеры, их посещали, если можно так их назвать, представителями инспекционных органов и захватом, никто не знает всего, что они взяли. У Розова просто был огромный сундук с филателистической коллекцией в центре рабочей комнаты. Они пришли и спросили: «Где вы держите тюлени?» Он ответил: «Вот».

Вот и все, они взяли сундук, также без всякой инвентаря. Ну, как вы описываете марки? Розов подал жалобу, и после обеда они вернули марки с извинениями. Мы знаем, кто несет ответственность за эту гениальную операцию, поэтому некоторые марки были проданы в разных коллекциях, поэтому мы знаем, кто в ней был. Это напоминает мне эту историю, потому что они пришли и не знали, что взять. Стеценко, их следовало захватить. То, что они захватили сегодня, невозможно контролировать. Нет расследований, полиции, представителей музеев.

Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием "Начало Руси. Славяне".

"Заморские гости" - одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу...

И мы все еще не знаем, что произойдет. Подождите, пока сотрудники будут работать с ним. И, является ли Музей восточного искусства российским исследовательским департаментом или что? Если картины были взяты в качестве доказательств, то они должны быть в исследовании, а не в музее. То есть они, вероятно, попытаются, по крайней мере частично, принести уникальные произведения Рериха в музей и предпринять дополнительные действия, чтобы выселить организацию из этих помещений. Решение о создании государственного музея, как они его называли, Музея семьи Рерихов, было сделано без участия, без согласия Центра Рерихов и управления музеем.

Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Москва

Меня также беспокоит, что воля Рериха, организации, созданной Рерихом в России, подвергается сомнению, и поэтому юридические основы всей этой коллекции перестают быть эффективными. К сожалению, у Рериха нет легионеров с российской стороны, в Индии есть индийские легионеры. И семья Рерихов в Индии может спросить и спросить: «Так как они отреклись от воли Рериха, то, любезно, вернуть нам все в России». Остановить разрушение Международного центра Рериха.

Ряд недавних событий, связанных с Международным центром Рериха и его музеем Н. Рерих должен быть предметом общественного внимания и серьезной озабоченности. Вместе с членами Исследовательского комитета Российской Федерации и Отряда штурмовых полицейских в общей сложности около 50 человек приняли участие в процессе уголовного расследования представители Министерства культуры и Государственного музея восточного искусства. Последний указал, какие картины нужно было снять со стен и удалить из музея.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Для нынешнего направления деятельности Министерства культуры это уголовное дело стало поводом для ликвидации Музея Н. Рерих, который в настоящее время является крупнейшим неправительственным музеем в России и был создан Международным центром имени Рериха. Речь идет о том, чтобы выбить Музей из занимаемых им зданий и присвоить коллекцию Музея. Эти соглашения влекли за собой создание в Москве, в поместье Лопуджина, неправительственного музея Н. Наследие семьи Рерихов включает в себя сотни картин, уникальный архив, памятные вещи, библиотеку.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами - это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством.

Святослав Рерих стал условием вернуть это наследие России, что ее будущим владельцем был Международный центр Рериха, созданный по собственной инициативе и никоим образом не являвшийся государственным учреждением. Президент Совета патронажа неправительственного музея Н. Рерих Анатолий Карпов и бывший министр культуры Александр Авдеев неоднократно отмечали, что это была именно воля Святослава Рериха. Святослав Рерих назвал его доверенным лицом и исполнителем Людмилу Шапошниковой.

Святослав Рерих придавал особое значение общественному характеру Музея, поскольку он полагал, что неправительственные формы культуры в России являются основным фактором возрождения и развития страны. По словам Святослава Рериха, Музей должен был быть хранителем художественного наследия Рериха, представителя и популяризатора философских и этических исследований, а также научной работы всех членов этой семьи.

Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - все заставляет верить в чудесную сказку.

Картина полна движения - то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей.

Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины.

На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде".

И действительно, созданный на картине "Заморские гости" образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое "лицо" и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны.

Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!