Волевые качества личности и их формирование. Волевые качества личности и их развитие

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Понятие воли и волевых качеств

Определения

Воля представляет собой определенную способность индивида , которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Волевые качестваспецифические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.

Виды волевых качеств

  • Стратегическая (достижение долгосрочных целей);
  • актическая (достижение краткосрочных целей).
  • Упрямство. Отрицательный полюс целеустремленности.
  • Инициативность и самостоятельность. Инициативность – это внутренняя готовность к реализации поставленных целей. Самостоятельность может проявляться в:
    • принятии решений,
    • умении не поддаваться влиянию,
    • критическом подходе в целом.
  • Решительность. Проявляется в своевременном принятии решений.
  • Самоконтроль. Соподчинение мотивов.
  • Закрепим данный материал с помощью рисунка 2.

    Рисунок 2. «Волевые качества»

    Развитие волевых качеств

    Воля, как психический процесс, формируется в ходе онтогенеза человека.

    Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью.

    Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер. В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.

    Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

    Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.

    Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее.

    Формирование воли в подростковом возрасте (по Л. И. Божович) показано на рисунке 3.

    Рисунок 3. «Воля в подростковом возрасте»

    В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности.

    Волевая деятельность у различных людей протекает по-разному: один проявляет настойчивость, другой ее не проявляет; один очень самостоятелен в принятии решений, другой, наоборот, внушаем; один поражает своей решительностью, другой отличается нерешительностью и т. д. Таким образом, перед нами возникает спектр волевых качеств личности, которые характеризуют ее волевую деятельность с положительной и отрицательной сторон.

    Когда способы осуществления волевых актов приобретают в поведении человека определенность и устойчивость, они превращаются в характерные волевые качества самой личности. Таких качеств можно наметить довольно много. Мы коснемся наиболее существенных; самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание.

    1. Самостоятельность проявляется как в самой мотивации волевого действия, так и в характере принятия решений. Сущность самостоятельности заключается в том, что человек определяет свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний и представлений о том, как надо поступать в соответствующих ситуациях.

    Самостоятельность в решении возникших задач - характерное свойство развитой воли. Ее противоположностью будет внушаемость. Она заключается в том, что человек легко подвергается чужим влияниям и мотивы его действий возникают не из его собственных сложившихся мнений и убеждений, а как результат сторонних влияний.

    2. Решительность - волевое качество личности, которое выражается в способности человека своевременно и без излишних колебаний принимать достаточно обоснованные решения, а затем обдуманно проводить их в жизнь.

    Противоположность этого важного волевого качества - нерешительность. Нерешительность может проявляться в актах принятия решения - человек колеблется, сомневается в том, как ему следует поступить; борьба мотивов становится

    нескончаемой. Нерешительность обнаруживается и в реализации принятого решения. Страх перед окончательным шагом приводит к тому, что нерешительный человек сначала откладывает решение, а затем, решив, начинает его иногда неоднократно пересматривать.

    3. Наряду с решительностью весьма существенным качеством, обеспечивающим успешность проведения задуманных решений, является настойчивость. Настойчивость предполагает, что человек способен к длительному и неослабному напряжению энергии; трудности достижения намеченной цели его не отпугивают, он неуклонно движется к намеченной цели. Настойчивость коренным образом отличается от упрямства, когда человек неспособен, несмотря на разумные основания, отказаться от намеченного плана действий, от принятого ранее мало продуманного решения. Упрямство выражается в неумении взглянуть в глаза реальным обстоятельствам, гибко отнестись к изменившейся ситуации. И в этом проявляется слабость воли человека.


    4. Высокий уровень волевой деятельности человека проявляется очень ярко в его умении владеть собой (выдержке, самообладании). Это умение сказывается в способности заставить себя выполнить принятое обоснованное решение, преодолевая такие мешающие побуждения, как лень, страх. Иначе говоря, самообладание состоит в умении подчинять себе нежелательные и при этом достаточно сильные побуждения. Воля выражается в умении сдерживать не одобряемые самим человеком проявления чувств: раздражение, аффекты страха, гнева, ярости, отчаяния и т. д.

    Возникает вопрос о том, как образуются и формируются ценные волевые качества. Нет однозначного ответа на вопрос о путях формирования различных волевых качеств. В зависимости от характера самого волевого качества приходится говорить и о конкретных условиях его образования. Однако нельзя забывать и об общих моментах, которые помогают формированию комплекса волевых качеств личности в целом. На образование ценных волевых качеств положительно влияет наличие ряда отчетливо выраженных свойств личности, в первую очередь таких, как развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание их достичь. Все это создает нужные условия для проявления активности в поведении человека, настойчивости в его устремлениях, влечет за собой осуществление им действий, ведущих к достижению поставленных целей. Достижение целей, которые человек себе ставит на любом этапе жизненного пути, всегда связано с преодолением различных трудностей. Нередко человек отступает перед возникшими трудностями, снижает уровень своих притязаний, переживая это как неудачу. Для преодоления возникающих трудностей большое значение имеют твердые убеждения, сформировавшиеся взгляды на задачи человека в жизни, подлинное человеческое достоинство.

    Важнейший принцип советской психологии, согласно которому соответствующие психические процессы и свойства формируются в деятельности, получает особенно наглядное выявление в волевой сфере личности. Именно благодаря тому, что человек осуществляет волевые действия, совершает усилия, преодолевает барьеры в самом себе (косность, лень, плохие привычки, податливость к случайным настроениям), а также препятствия в окружающем мире, и формируются такие его качества, как способность принимать решения, настойчивость, умение владеть собой. Ничто не формирует такое ценное волевое качество человека, как власть над собой (самообладание), лучше, чем практика повседневного преодоления трудностей.

    При формировании волевых качеств человека велика роль коллектива. Особенно велика роль в воспитании воли такого коллектива, принадлежность к которому дорога человеку, с мнением которого он считается. В коллективе, с которым человек чувствует себя глубоко связанным, он видит для себя образцы поведения. Всякий сплоченный коллектив предъявляет своим членам определенные требования в отношении поведения - выполнение взятых на себя обязанностей, проявление активности и заботы о товарищах, стремление не опорочить свой коллектив и т. д. Все это ставит члена коллектива в такие ситуации, когда ему приходится принимать решения, проявлять себя в действиях, обнаруживать самообладание для того, чтобы не упасть в мнений окружающих. Одобрение коллектива является для него награ" дой за усилия, иногда за пережитые неприятные эмоции.

    При выполнении нарастающих по трудности поручений коллектива и осуществлении действий, которые требуют все большей самостоятельности и инициативы, формируются необходимые волевые качества личности.

    Благодаря практике успешных волевых действий человек приобретает уверенность в своих силах, испытывает чувство удовлетворения от совместной деятельности с другими людьми.

    Самовоспитание воли

    Волевые качества человека формируются не только под воздействием окружающих людей и при выполнении поставленных задач, но и в процес~ се работы над собой. В ходе формирования волевых качеств личности включается новый существенный момент - самовоспитание. Человек начинает сознательно воспитывать в себе нужные волевые черты. Надо подчеркнуть, что ни в одной области психической жизни человека не выступает с такой яркостью и отчетливостью начало саморегулирования, как в сфере волевых действий. И ни в одной сфере психической деятельности - коснемся ли мы памяти, воображения, мышления и т. д. - человек не испытывает с такой остротой переживание власти над собой, как в области волевых действий.

    Поэтому существенным этапом в становлении личности делается такой период в ее развитии, когда растущий человек не

    только критически оценивает свои действия и поступки, но начинает ставить перед собой задачу самовоспитания, переделки качеств своей личности. Самовоспитание происходит в соответствии с тем образом (идеалом), который представляется ценным и привлекательным. Такое сознательное переключение активности личности на процесс самосовершенствования знаменует собой иногда переломный момент в жизни человека, поскольку меняется характер самосознания, появляются новые аспекты в восприятии самого себя. И этот процесс самовоспитания обычно начинается с работы над собой в сфере волевых действий.

    Поскольку это важный момент в жизни личности, то очень существенно, чтобы процесс самовоспитания оказался успешным и привнес бы некоторые новые элементы в характер самосознания.

    Работа человека над собой в сфере волевой деятельности бывает успешной, когда человек не ставит перед собой сразу слишком больших и неосуществимых задач. Например, будучи страстным курильщиком, человек без всякой предварительной подготовки, недостаточно зная свои силы, решает сразу бросить курить. И очень часто это приводит через некоторое время к срыву, человек вновь начинает курить и тяжело переживает свое слабоволие.

    Необходима тренировка в волевых действиях (нелегких, но выполнимых), чтобы появлялось и укреплялось у человека сознание того, что он владеет собой, что он может заставить себя не поддаться сильному, но неодобряемому импульсу, влечению, что он может воздержаться от соблазна, отложить реализацию большого желания. Конечно, если человеку по роду своей деятельности приходится постоянно тренировать волю, поддерживать себя в мобилизационной активности (летчик-испытатель, разведчик), то он может сразу браться за трудные дела в сфере самовоспитания, но обычно к этой задаче надо подходить с известной постепенностью.

    Тренировка воли заключается в систематическом выполнении неинтересных (непосредственно не привлекающих), но осмысленных и полезных действий. А это значит, что надо заставлять себя регулярно совершать волевые усилия в разных делах. И человек сознательно идет на это, чтобы преодолеть свою лень, неорганизованность, несобранность и т. д. В результате регулярного совершения таких действий человек может переходить к выполнению более трудных волевых задач, поскольку у него появляется все больше уверенности в своих силах.

    Сознание, что человек владеет собой, что он умеет подчинять свои низшие потребности целям более высокого порядка, не только снимает у него состояние неуверенности, но и повышает его самооценку, поднимает уровень самоуважения.

    Так через волевую деятельность, проводимую в плане самовоспитания, у человека могут возникать уже и новые мотивы действий, связанные с процессом самосовершенствования.

    Существенно, чтобы переживание внутренней собранности не покидало человека и проявлялось регулярно в его действиях. Иначе у человека возникает лишенное оснований представление, иллюзия, что он всегда сумеет себя остановить в своей приверженности тем или иным соблазнам.

    Постоянное самовоспитание в сфере волевых действий приводит к переживанию человеком состояния волевой активности и рождает внутреннюю готовность бороться за ценные качества своей личности во имя больших жизненных задач.

    Темы для подготовки к семинарским занятиям

    Понятие о воле. Воля и мотивационная сфера личности.

    Волевая деятельность личности и ее важнейшие особенности.

    Волевой акт, его структура, механизмы и проявления.

    Волевые качества личности.

    Психологическая характеристика принятия решений.

    Самовоспитание воли.

    Темы для рефератов

    Проблема свободы воли и пути ее разрешения.

    Воспитание воли школьника.

    Роль коллектива в формировании воли учащегося.

    Литература

    Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., "Просвещение", 1967.

    Лукин Н. С. Воспитание выдержки у подростков. М., Учпедгиз, 1955.

    Ривес С. М. Воспитание воли учащихся в процессе обучения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

    Рувинский Л. И. Теория самовоспитания. Изд-во МГУ, 1973.

    Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. М., Учпедгиз, 1954.

    Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.. "Просвещение", 1969.

    Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

    • Социальность

    Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

    • Уникальность

    Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

    • Трансцендентность

    Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

    • Целостность и субъективность

    Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

    • Активность и субъективность

    Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

    • Нравственность

    Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

    Список качеств

    Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

    • Самостоятельность;
    • Интеллектуальное самосовершенствование;
    • Коммуникативность;
    • Доброта;
    • Трудолюбие;
    • Честность;
    • Целеустремленность;
    • Ответственность;
    • Уважение;
    • Доверие;
    • Дисциплинированность;
    • Гуманность;
    • Милосердие;
    • Любознательность;
    • Объективность.

    Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

    • врожденный или приобретенный артистизм;
    • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
    • способности и отчетливое произношение речи;
    • грамотный и утонченный подход к .

    Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

    • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
    • присущая любовь к людям;
    • непредвзятое мышление;
    • позитивная форма восприятия;
    • мудрое суждение.

    Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .

    Структура индивидуальных качеств

    Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

    1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
    2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
    3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
    4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.

    Черты людей, характеризующие их темперамент

    Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

    • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
    • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
    • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
    • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

    Индивидуальные черты характера

    Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

    Разновидности характера:

    • циклоидный – переменчивость настроения;
    • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
    • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
    • сенситивный – робкая личность;
    • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
    • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

    Индивидуальные способности людей

    Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

    Существуют разные уровни способностей:

    1. одаренность;
    2. талант;
    3. гениальность.

    Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

    Волевые черты людей

    Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

    • – уровень усилий для достижения желаемого результата;
    • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
    • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

    Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.

    Человеческие чувства

    Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.

    Мотивации личности

    Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

    Они проявляются в виде:

    • стремления к успеху;
    • избегания неприятностей;
    • получения власти и др.

    Как проявляются и как распознать свойства личности

    Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

    • самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
    • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
    • уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
    • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
    • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
    • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
    • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

    Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

    Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

    • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
    • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
    • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
    • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

    Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на

    Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

    Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

    Понятие воли и волевых качеств

    Определения

    Воля представляет собой определенную способность индивида , которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

    Волевые качества – специфические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.

    Виды волевых качеств

    • Стратегическая (достижение долгосрочных целей);
    • актическая (достижение краткосрочных целей).
  • Упрямство. Отрицательный полюс целеустремленности.
  • Инициативность и самостоятельность. Инициативность – это внутренняя готовность к реализации поставленных целей. Самостоятельность может проявляться в:
    • принятии решений,
    • умении не поддаваться влиянию,
    • критическом подходе в целом.
  • Решительность. Проявляется в своевременном принятии решений.
  • Самоконтроль. Соподчинение мотивов.
  • Закрепим данный материал с помощью рисунка 2.

    Рисунок 2. «Волевые качества»

    Развитие волевых качеств

    Воля, как психический процесс, формируется в ходе онтогенеза человека.

    Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью.

    Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер. В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.

    Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

    Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.

    Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее.

    Формирование воли в подростковом возрасте (по Л. И. Божович) показано на рисунке 3.

    Рисунок 3. «Воля в подростковом возрасте»

    Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества , характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда. К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

    Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

    Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

    Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

    Целеустремленность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

    Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения. Таким образом, н астойчивость -- это волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней.

    От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.

    Важной характеристикой воли является инициативность -- волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

    Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек.

    Самостоятельность -- это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность -- волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения; в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

    Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость . Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

    От самостоятельности следует отличать негативизм . Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.

    Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли -- решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего, решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском.

    От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность , которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

    Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
    Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

    Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение.

    Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга -- наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

    Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей и подростков.

    Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень -- стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Лень- свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен. Лень, а также другие проявления слабости - трусость, нерешительность, несдержанность и т.д. являются серьезными дефектами развития личности, их преодоление требует серьезной воспитательной работы, и прежде всего организации самовоспитания.

    Смелость -- это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

    Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

    Дисциплинированность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

    Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

    Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.

    Развитие воли происходит в нескольких направлениях:

    Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

    Обретение человеком контроля над своим поведением.

    Выработка волевых качеств личности.

    Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.

    Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

    Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

    В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой -- некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

    Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

    Каковы основные пути формирования воли ? Прежде всего, успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

    Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.

    Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив.

    Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.

    Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности. Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

    Заключение

    Резюмируя вышеизложенное, кратко отметим следующее.

    Воля - это способность реализовывать свои желания.

    Воля формируется в преодолении трудностей. Не сами трудности, а именно их преодоление повышает способность человека к волевым усилиям. Трудности, оставшиеся непреодоленными, не только не формируют воли, но, наоборот, снижают возможности человека к ее проявлению.

    В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

    Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!