Чем отличается устное народное творчество от авторских. Богородская резная игрушка. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал»

Инструкция

Устное народное творчество - это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому устное народное творчество называют фольклором .

Регулярный спрос со стороны ассоциации по сбору и сохранению традиционных описаний Дастума, конечно, сыграл определенную роль в этом процессе, но Ле Коз все же был устойчив к конфронтации с «нео-рассказчиками», более легко интегрируемыми в общительность коллекционные ассоциации: эти «новые рассказчики», часто из городских районов и с более высоким социокультурным статусом, присваивали истории как литературные предметы, которые пришлось переписать в устной форме. Что касается корпуса, в котором он был депозитарием, он определил его так.

Наши встречи с Клодом Ле Козом были четко идентифицируемы: мы были в ситуации, которую Даниил назвал «этнологией взаимодействия»: это истребление исследователя, поскольку он всегда исходит из других мест - сказал Дэниел, и не только из города, либо из другого региона, но также потому, что эвристическая дистанция с информатором создается его культурой, тем фактом, что он исследует, он читает, он строит свою цель - поэтому раздражение исследователя вызовет и разрешит дискурс, который проявляет свою разницу.

Частушка несет в себе массу позитива (даже знаменитые саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).
Известны случаи: в состояниях депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, - выпустит пар. А возможно, так проявляется великая сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

Клод Ле Коз переписывал свои рассказы, в первую очередь из своей бретонской бабушки, из Роскиллена, в Кот-д'Арморе, которую он перевел из Бретона, а затем из своей жены и его семьи. Он также сказал нам, что в форме свободной ассоциации, которая питалась морфологическими сходствами, и столкнулась с разными версиями сказки, которую он мобилизовал для нас по прихоти аналогов, он чувствовал себя обязанным написать им «Чтобы не потерять их». Таким образом, ставится вопрос о написании, особенно рукописных или машинописных тетрадей, которые восстанавливают оральные повествования: эта операция письменной фиксации материала, переданного через устные средства и который, параллельно написанию, также а также официальная карьера, имеет устную карьеру, является очень реальным явлением, все чаще и чаще.

Частушка – желанный гость в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Было бы справедливо сказать, что эти рукописи, написанные и переписанные в соответствии с исполнением, являются частью того, что Даниэль назвал «устной работой». Поскольку рассказчики не склонны ждать визита этнолога, они предшествуют ему, фиксируя свой корпус в письменной форме, а затем переписывают его. Здесь мы возвращаемся к старым дебатам: изобретает ли исследователь свою коллекцию, его документы? В какой степени это заставляет их? Какие фильтры, сознательные или бессознательные, применяются к его коллекции?

Что такое выбор? Является ли продукт его исследования более часто отражением его вопроса, чем отражением действительности? Оказывается, что вместо того, чтобы дистанцироваться, участвуют этнолог, а в случае с Фрейнетом и Пербосом - педагог, таким образом раскрывая скрытый порядок группы, в которой развивается рассказчик, будь то на полях или нет.

Видео по теме

Совет 3: О чем сказка Салтыкова Щедрина "Премудрый пескарь"

Писательское творчество сатирика Салтыкова-Щедрина на всех этапах было направлено на то, чтобы открыть современникам глаза на невежество, тупость, бюрократизм и беззаконие процветающие в России того времени.

Мы часто упоминали о связях между письменными и устными, надписями и следами устной речи в письменной форме, и наоборот. Но здесь мы находимся в другой ситуации: это не только рекламные брошюры или сборники рассказов, которые инициируют устное исполнение сказки или трансформируют ее, обогащают или обманывают. В этих повествованиях, к которым обращаются этнологи и педагоги, классификация и каталоги участвуют в самом акте рассказывания: это репертуар, который они никогда не цитируют, но который сосуществует в их памяти так же, как и их собственными осведомителями, в случае с Ле Козом, бабушкой и женой.



Сказки для «детей изрядного возраста»

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Они так хорошо управляют нашими системами идентификации и классификации, что они знают, что их повествования предшествуют их высказыванию и что они признаны таковыми, когда их слышат. Они различают такую ​​песню или сказку. Они знают, что они построили объекты, что они не случайны. И что это не случайность и случайность, если такая сказка начинается с такой начальной ситуации и представляет собой повествование разворачивания, построенное по расположению таких мотивов и эпизодов. Они знают, что эти мотивы принадлежат описательной части, о которой идет речь, повествование, структурированное по формальным правилам, принадлежащим самому жанру.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого творчества . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

Их корпус сказок не предполагает нарушения классицистических жанров, традиционный характер которых никогда не забывается. Но они изучают возможности перехода между методами классификации различных каталогов и коллекций. Они, похоже, идут таким образом, чтобы игнорировать традиционные классификации, когда на самом деле они эксплуатируют их. И большую часть времени эта манипуляция реализуется путем использования большей путаницы аффектов коллекционера. Его эффективность замечательна.

Однако, несмотря на это использование научных классификаций, действительно существует «большой обмен»: несмотря на их особенности, которые можно отнести к их ценности наследия, эти три коллекции имеют одну общую черту: у них есть сила, о которой ни один рассказчик участвовать в коллективных и родовых процессах идентификации, особенно в случае рассказчиков, опрошенных Антонином Пербошем и Клодом Ле Козом. Фактически, в этих трех случаях, в случае Прованса, Окситании и Бретани, нет «истории для себя», в соответствии с термином Альбан Бенса и Даниэлем Фабре. идентичности, и не может быть и речи о социальном использовании наследия, которое позволило бы нам объединить практику устного повествования, политических практик и игр общественных отношений.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.

Возможно, это связано с тем, что рассказчики не ставили под сомнение авторитет педагогов и этнологов, которые их задавали, но также и, прежде всего, потому, что они остро осознавали специфику своих репертуаров, их несоответствие в отношении других описательных произведений: в результате они никогда не предполагали политизации или социального использования.

Другой вопрос касается повествовательной генеалогии: несмотря на предписания Фрейнета и скрытое желание Пербоша и его друзей Фелибра, а также моя против Клода Ле Коза, никогда не существует какой-либо повествовательной генеалогии, ни в коллекционерах. Она, по его словам, телескопировала историческую информацию о том, что говорится о сказках. И Даниэль заметил, что ее рассказы, которые она выбрала, создали мозаику в образе собственной биографии. Однако вопрос повествовательной генеалогии - это то, что населяет фольклористов, таких как Эммануил Коскин в начале двадцатого века, Фелибр и Жорж Дюмиль, а также сторонники немецкого Вольскунда, Финская историко-географическая координация.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

1.1.Вводное занятие. Фольклор как искусство слова .

Карло Гинзбург вызывает одержимость этой «давней диффузионной интерпретацией, основанной исключительно на филиментах и ​​генетических отношениях», соблазном и опасностью модели, которая была романтичной, прежде чем быть позитивистом: родословной «Головокружительная временная пропасть»бесконечного поиска индоиранского субстрата. Поскольку мы сталкиваемся с нетипичными повествованиями, для этих фольклористов, вероятно, было бы необходимо подвергнуть сомнению «аномалии», «трещины», дорогие Карло Гинзбургу, несомненно, было бы целесообразно ориентировать несовершенство сингулярных филаментов иногда лишенных потомства.

Понятие предмета народного творчества. Общие особенности народного искусства. Своеобразие творческого процесса и бытования. Коллективность творчества и его формы. Единство коллективного и индивидуального начал. Традиционность, изменяемость и вариативность . Синкретизм. Народное поэтическое творчество как искусство устного слова, своеобразие его художественных средств, стиля, жанров.

Было бы оперативно задавать вопросы и расспрашивать рассказчиков о взаимоотношениях историографии и повествования; Эффективность этого подхода была вызвана некоторыми фелебрами. Точнее, в случае с Антонином Пербоском он никогда не находится на расстоянии от убеждений и обрядов, которые сопровождают его описательный материал, разрозненный, обязательно разрозненный. Но его личность - это факт контрабандиста, колеблющийся между адекватностью к научным реестрам школы Третьей Республики и поиском его оксейтанского происхождения в погибели, которую он должен изобрести, запертым в официальных процедурах наследие.

1.2. Жанровая система русского фольклора

Общие проблемы: деление фольклора на жанры и роды. Проблема классификации жанров. Вопрос о жанровых разновидностях. Генетическая связь жанров. Общие процессы в жанрах, включение одних жанров в другие. Функции жанров. Поэтика родов и жанров фольклора как художественная система.

1.3. Происхождение фольклора и ранние стадии его развития

Проблемой, которая мне кажется необъяснимой, является вопрос об этих сценах, где воплощенная эрудиция играет свою власть: такая власть, заявленная или приписываемая, устанавливает отношения взаимной легитимации между рассказчиками и тот факт, что эти рассказчики также субъекты взгляда внешнего тела. Короче говоря, «маленькая страна» учеников Комберогера - это то, о чем мечтал их мастер Антонин Пербоск, чей образовательный и политический проект потерпел неудачу.

Сначала Пербосс и Фринет не смогли создать рефлексивную антропологию, потому что для обоих из них образовательный проект подвергался политической воинственности. В этих двух случаях, возможно, несмотря на это, был «большой обмен», поскольку существовало «время солидарности», и было «время написания». Но чтобы достичь уровня, обычно требуемого литературным обзором, эти двадцать один текст, очевидно, были переписаны или, по крайней мере, написаны или исправлены Фрейнетом и Гийу: они не содержат орфографии или синтаксиса, нет ошибки повествовательной конструкции или аргументации, без присяги, без словесного заноса.

Историческое изучение фольклора и его проблемы. Принципы хронологического приурочивания фольклора. Проблемы исторической поэтики. Понятие типологического сходства фольклорных явлений. Особенности, общие для фольклора разных народов.

Общая периодизация истории русского фольклора: фольклор доклассового общества, эпохи феодального общества, эпохи капитализма и социализма. Теория трудового происхождения искусства. Трудовые песни. Анимизм, антропоморфизм. Связь фольклора и мифологии. Древнейший общеславянский фольклор. История древних славян и фольклор. Христианство и двоеверие в фольклоре. Киевская Русь, Московская Русь, становление русской государственности и устное творчество. Формирование национальной русской традиции.

Минималисты, эти краткие рассказы предают возраст ребенка, но по существу грамматизируются и вербализируются в соответствии с тем школьным стандартом, который Фрейнет опровергает. Все происходит тогда, как если бы Гилу и Фрейнет повторяли традиционную модель.

Кроме того, извергается своего рода литературная манипуляция: естественность и подлинность в этих письменных текстах оказываются приманками. Их последствия являются результатом мизансцены, которую писатели хорошо знают: присутствие детских текстов в большом литературном журнале, посвященном культу формы, побуждает эти короткие рассказы читать как форму сырья перед письмом; Так, например, если эпизоды, которые считались слишком сложными, были подавлены, были сохранены стратологические мотивы. Но это так называемые исходные данные содержат парадокс: он почти полностью возвращается к норме в тот момент, когда он становится общедоступным.

1.4. Обряды и обрядовая поэзия

Общая характеристика обрядовой поэзии. Приуроченность ее к хозяйственным и семейно-бытовым обрядам. Утилитарные и религиозно-магические функции. Классификация обрядов. Собирание и изучение обрядовой поэзии. Циклизация и состав. Поэзия зимнего цикла. Черты христианской обрядности. Колядки. Подблюдные гадания. Масленица.

Ребяческий голос возведен в квадрат по стереотипу школьного повествования и смыл большую часть языковых ошибок. Тем не менее, журнал приглашает нас прочитать эту работу как своего рода нулевую литературу. Под давлением дадаизма и сюрреализма границы литературы значительно выросли: поле опыта литературного дискурса распространяется на различные ранее маргинальные дискурсы, такие как произнесенные сумасшедшим, ребенком и пролетариат, который релятивизирует риторику. Таким образом, была создана оппозиция, которую Даниэль сформулировал так: В рассказе объясняется, что должно быть сделано, чтобы принадлежать к социальному миру, к жителям в целом.

Поэзия весенне-летнего цикла: веснянки, троицко-семицкие обряды, Кострома, Купальские обряды.

Осенние (жатвенные) обряды.

Семейно-бытовые обряды: состав и классификация. Родильные, свадебные, рекрутские, похоронные обряды.

Обрядовая поэзия: классификация обрядовой поэзии. Приговоры, приговорки. Заклинания, заговоры. Песни: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические обрядовые песни. Причитания.

1.5. Пословицы. Поговорки

Пословицы и поговорки. Определение пословиц и поговорок; проблема их разграничения. Формы бытования пословиц и поговорок, их связь с живой речью. Место пословиц в системе жанров фольклора. Происхождение пословиц, их первоначальная утилитарность. Устойчивость пословиц, многозначность пословичного суждения. Речевая и поэтическая функция. Опыты классификации пословиц. Поэтика пословиц.

Поговорка. Определение поговорок. Образность художественных поговорок; поговорки и фразеологизмы. Типы поговорок, их структура. и его теория клише. Собирание пословиц и поговорок.

1.6. Загадки

Загадки: определение, происхождение, связь с иносказательной речью. Тематические группы загадок. Связь с загадок с обрядами и с другими фольклорными жанрами. Поэтическая образность и художественные средства загадок. История собирания и изучения загадок.

1. 6. Сказки

Определение жанра и его разновидностей. Сказки о животных: происхождение вымысла, темы идеи, образы. Иносказательность сказок о животных. Поэтика и стиль: композиционные особенности, куммулятивность, повторяемость, диалог, игровые /приемы/ припевы.

Волшебные сказки: определение волшебной сказки. Связь с мифом. Жизненная основа древних сюжетов. Поэтика и стиль: композиция, статичность характеров, сходство сюжетов и мотивов, троекратные повторы, однолинейность развития действия, способ воспроизведения времени и места, стилистическая обрядность, (мифология) формулы. «Морфология сказки» .

Социально-бытовые или новеллистические сказки: происхождение, социальная и идейно-художественная природа. Особенности поэтики и стиля. Виды бытовых сказок.

Собирание и изучение сказок. Опыты классификации сюжетов: указатели сказочных сюжетов Аарне-Андреева, Томпсона.

1. 7. Предания, легенды, былинки, бывальщины

Предания: определение, жанровые признаки. Тематические группы преданий. Предания о памятных событиях русской истории и исторических деятелях. Топонимические предания. Поэтика преданий. Отношения предания к другим жанрам устной прозы. Художественное своеобразие преданий.

Легенды: определение жанра, отношение его к другим видам устной позы. Связь с церковной книжностью и религиозная функция. Легенды и оппозиционная мысль народа в эпоху средневековья. Художественное начало в легендах.

Бывальщина: определение жанра, отличие от предания. Разнообразие тем бывальщин. Личный опыт, стиль, язык рассказчика. Элементы художественного творчества.

Быличка как жанр. Религиозная функция и бессознательно-художественное творчество в быличках. Выражение в них народной демонологии и народных верований. Виды быличек, их темы и стиль. Проблемы классификации.

1.8. Былины

Определение жанра. Термин «былина» и «старина». Былины и историческая действительность: отражение политической и военной истории древней Руси, социально-классовых отношений: имена, географические названия, предметы материальной и духовной культуры в былинах. Проблема происхождения эпоса. Народность и теория аристократического происхождения эпоса.

Периодизация истории эпоса. Сюжеты, темы и образы древнейшего периода и последующего времени. Связь былин с мифологией и возникновение особой системы их образности и стиля. Циклизация былин. Былины Киевской и Новгородской Руси. Историческая и поэтическая классификация сюжета. Идея и историческая основа важнейших былин: «Волх Всеславьевич», «Ольга и Микула», «Добрыня и змей», «Женитьба князя Владимира», «Илья и Соловей-Разбойник» и др. Типизация в былинах. Поэтика. Принципы изображения людей и событий в былинах (гиперболизация, идеализация). Композиция. Последовательность эпизодов, общие места, повторения: ускорение и замедление повествования, зачины и концовки. Поэтический язык (сравнения, эпитеты и пр.) Былинный стих.

Сохранность былин в устном бытовании. Сказатели (, и др.) как носители и выразители песенно-эпических традиций.

Художественная ценность эпоса - величайшего памятника русской культуры. История собирания и важнейшие сборники. Изучение былин.

1.9. Исторические песни.

Термин «Историческая песня». Сборники исторических песен XIII-XIX вв. Историческая песня как этап развития эпического творчества. Преемственность связи исторических песен с былинами. Связь исторических песен с другими жанрами фольклора. Принципы художественно-достоверного изображения событий и лиц в исторических песнях. История народа и ее отражение в песнях («Щелкан Дудентьевич др.»). Основные циклы: об Иване Грозном, о Ермаке, о Смутном времени, о Степане Разине, о Петре I, песни о событиях Отечественной войны 1812 года. Типы персонажей: народный герой, царь, полководец. Изображение Народа. Жанровые разновидности: эпические песни (с развернутым сюжетом, одноэпизодные), лиро-эпические песни. Сатирические мотивы. Композиции и стиль.

1.10. Балладные песни

Определение жанра. Изучение и собирание балладных песен. Антология, . Своеобразие русских балладных песен, их происхождение. Ранние балладные песни (XIV - XVIвв.): «Дмитрий и Домна», «Князь Роман жену терял», «Князь Михайло». Вопрос об исторических балладах (песни о полоне). Социальная природа гуманизма, выраженного в ранних балладных песнях. Ранние антиклерикальные балладные песни: «Василий и Софья», «Чурилья-игуменья», «Князь и старцы». Балладные песни XVIIв.: «Угроза молодцу», «Жена разбойника», «Братья разбойники и сестра». Поздние балладные песни конца XVII-начала XVIIIв.: «Ванька-ключник и князь Волконский», «Девушка защищает свою честь». Поэтика: особенности композиции и сюжета, драматичность, психологизм, искусство трагического, характер стиха.

1.11. Лирические песни

Специфика жанра. Сборники и. Жизненная и поэтическая функции. Соотношение лирических песен и обрядовых. Принципы классификации лирических песен. Основные типы. Частые песни. Их содержание, образы. Песни шуточные и сатирические. Протяжные песни. Любовные и семейные песни. Их содержание, тематика, различные способы передачи содержания: песни-повествования и песни-раздумья. Композиционные принципы. Традиционные художественные средства изобразительности: картина природы и быта, портреты героев. Герой лирических песен. Средства внутреннего раскрытия образа человека; символика, ее основные тематические виды. Композиция. Художественный параллелизм, метафоры, эпитеты, звукопись.

1.12. Народная драма

Определение драмы как рода и жанра. Виды и формы драматического действия. Сборник и антология. Драматическое исполнение эпических и лирических произведений. Связь драматического действия с народными обрядами и играми. Сатирические пьесы, интермедии, монологи в репертуаре исполнителей, в кукольном театре и т. д. Их тематика, образность, стиль. Народная драма «Лодка». Образ разбойника. Социальная сатира. Драма «Царь Максимильян». Литературные источники пьес. Поэтика и стиль. Традиция и импровизация.

1.13. Детский фольклор

Понятие «Детский фольклор». Собирание детского фольклора. Сборники и. Деление на жанры. Колыбельные песни, их тема, образы, стиль. Пестушки и потешки. Прибаутки. Особый вид прибауток - перевертыши. Заклички и их связь с календарной поэзией. Поговорки и их отношение к магическим обрядам. Игры, игровые припевки приговоры. Считалки, их происхождение и темы. Дразнилки и поддевки. Скороговорки.

1.14 Духовные стихи

Определение жанра, источники происхождение, отношение к традиционному фольклору. Выражение народных оппозиционных целей и средневекового свободомыслия. Переосмысление библейских тем, евангельских легенд и апокрифов : «Стих о Голубиной книге, стих о Егории Храбром», «Стих о Лазаре убогом» и др. Христианско-религиозная образность. Характер сюжетов и мотивов. Типы духовных стихов: песенно-повествовательный и молитвенный. Усвоение особенностей былинного стиха. Стиль. Певцы былинных стихов. Бытование духовных стихов среди народа. Собирание и изучение духовных стихов.

15. Исторические условия развития фольклора (вторая

половина XIX - начало XX в.)

Развитие капитализма в России и фольклор. Общие судьбы традиционного фольклора. Трансформация жанров. Изменения в былинах, сказках и песнях. Новые рекрутские, солдатские и тюремные песни. Изменение традиционной системы фольклора. Развитие индивидуального творческого начала в массовом творчестве. Возникновение и развитие рабочего фольклора.

Крестьянский фольклор.

Протест против надвигающегося капитализма, против разорения и обезземеливания (плачи). Противоречия патриархального крестьянского фольклора; проклятия золоту и угнетателям. Выход в массовой крестьянской поэзии после революции 1905 года к идеям революционной демократии. Усиление социальной сатиры. Новые жизненные темы. Влияние книжной поэзии на массовый поэтический репертуар деревни.

Рабочий фольклор.

Условия и время возникновения, его эволюция, жанровый состав, идейное и художественное своеобразие. Фольклор зарождающегося рабочего класса. Связь с крестьянским фольклором. Традиции и новаторство в устном рабочем творчестве. Характеристика жанров. Развитие мотивов революционной борьбы. Возрастающее влияние книжной поэзии на городской фольклор. Массовые песни пролетариата. Их авторы. Революционные темы. Собирание и изучение народного фольклора.

Частушки

Частушки как жанр. Сборники, и, антологии Бахтина. Идейно-эстетические особенности частушечной поэзии. Внутрижанровая тематическая классификация частушек: лирические попевки, плясовые припевки, нескладухи и перевертыши, страдания, «Семеновна» и др. Сатира и юмор в частушках. Циклы частушек. Композиционные типы частушек. Художественные средства. Язык и стиль. Своеобразие исполнения и бытования частушек. Традиции других жанров в частушечном творчестве.

Фольклор в советскую эпоху.

Народное поэтическое творчество советского периода - новый этап развития народного фольклора. Традиционная система фольклора, судьбы традиционных жанров. Формы усвоения традиционного фольклорного наследия. Самодеятельное народное творчество. Песенное творчество в годы революции и гражданской войны. Партизанские красноармейские песни. Рассказы о революции и гражданской войне. Проблема устного рассказа как явления фольклора. Формы мемората и фабулата. Народное поэтическое творчество в годы восстановления народного хозяйства. Рассказы и песни о Ленине. Переделки популярных песен. Антибуржуазная сатира. Новые частушки и пословицы. Фольклоризация популярных песен советских поэтов и композиторов.

Народное поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны. Патриотические темы. Тема победы над фашизмом. Песни девушек-полянок. Песни рабочих и колхозников, солдат. Причитания. Антифашистские частушки. Рассказы о войне. Пословицы и поговорки. Народное поэтическое творчество послевоенных десятилетий. Тема мирного труда. Новые песни и частушки. Новые пути развития народного творчества. Современное состояние устного поэтического народного творчества.

1.16 Литература и фольклор

«Двусторонность» проблемы: влияние фольклора на литературу и литературы на фольклор. Фольклоризм и народность. Прогрессивные и консервативные писатели и фольклор.

Литературные памятники Киевской Руси (Повесть временных лет и др.) и фольклор. «Слово о полку Игореве» и фольклор. Фольклор и литература периода национально-освободительной борьбы, становления единого русского государства. Народная поэзия в литературе на рубеже новой эпохи (XVIIв.) («Еруслан Лазаревич», Бова-Королевич» и др.) Воинские повести и народное творчество. Сатиристические повести и народные сказки. «Повесть о Горе-Злосчастии» и народные песни.

Литература XVIII века и фольклор

Фольклор в литературе петровского времени. Творчество ранних просветителей (,). Классицизм и фольклор. (и его школа). Русское просвещение и проблемы фольклора. и «фольклорное направление в литературе. и фольклор. , литература сентиментализма и фольклор. Басни и фольклор. Использование фольклора в «Путешествии из Петербурга в Москву». Псевдонародное использование фольклора у писателей ложноклассического направления.

Литература XI - начала XX века и фольклор

Эпоха становления романтизма и фольклор. Реализм и фольклор. Индивидуальное использование фольклора в творчестве, . Писатели «натуральной школы»: , и фольклор Сатира -Щедрина и фольклор. -Печерский и фольклор. Очеркисты-шестидесятники. и народное творчество. Использование фольклора в творчестве. и его переделки эпических песен. и фольклор. Крестьянские писатели и фольклорные темы, образы, стиль в их творчестве.

Писатели конца XIX - начала XX века и фольклор. Ранний и фольклор. и народное творчество. Ложные стилизации под фольклор. Декаденты и фольклор.

Советская литература и фольклор

Новаторство советских писателей и фольклор. Следования традициям народного творчества в жанрах сказа-предания (), сказки (, и др.). Фольклор в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Платонова. Современная русская поэзия и фольклор. Фольклор в творчестве современных прозаиков (Ф. Абрамова, В. Астафьев, В. Распутин и др.). Фольклоризация литературных произведений: песни поэтов-песенников в массовом бытовании.

1.17. Историография фольклористики

Интерес к фольклору в древности (летописи). Отношение церкви к фольклору. Первые записи фольклора, первые сборники пословиц, списки былин, собрания песен и прочее.

Формирование русской науки (истории и филологии) и изучение народного творчества. Историк о фольклоре, и о фольклоре. Собирание фольклора в XVIII в. Развитие интереса к народной культуре. Сборники Кирши Данилова, и др. и фольклор. Декабристы о социальной сущности, историческом и патриотическом значении фольклора. Писатели-романтики о фольклоре. и о народном творчестве.

Собиратели народного творчества: , . Значение их деятельности для изучения фльклора.

о народном творчестве. Борьба Белинского с официальной народностью и реакционным славянофильством. И. А Герцен о фольклоре. о связи народной поэзии с жизнью и историей народа. об идейно-художественной ценности русского народного поэтического творчества, о песнях, сказках и пословицах, о собирании произведений фольклора. Значение воззрений революционных демократов на культуру и творчество народных масс для развития науки о фольклоре.

Труды ученых-мифологов (, и др.) и связь их с научной деятельностью ученых Западной Европы (Братья Гримм). Решение мифологами вопроса о происхождении фольклора. Объяснение сходства сюжетов и образов в фольклоре разных народов. Научных заслуги представителей мифологической школы и их заблуждения; применение ими сравнительного метода изучения фольклора. Критике и мифологической школы.

Ритуально-мифологическая критика. Неомифологи.

Труды, и отношение их разысканий к аналогическим работам ученых Западной Европы - миграционистов, сторонников школы заимствований (Т. уально-мифологическая критика Бенфей и др.). Проблема происхождения и сходства сюжетов и ее решение в трудах миграционистов. Идея о «встречных течениях» при заимствовании.

Развитие исторической науки и этнографии и их значении для изучения фольклора. Антропологическая школа (теория самозарождения сюжетов). Проблема происхождения и сходства сюжетов, ее решение. Труды. «Историческая поэтика».

Зарождение исторического метода исследования фольклора: , . Значение работы для формирования исторической школы. , его основные труды, их значение. Работы, .

Сборники, Б. и Ю. Соколовых.

Советская фольклористика. Собирательская и издательская деятельность академических институтов. Исследования Б. и Ю Соколовых, . Теоретические работы, . Дискуссии и специфики, в современном состоянии фольклора (50-60-е гг.), об историзме эпоса (60-е,80-е). Сравнительное изучение фольклора ().



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!