Закрытый тест. Образцы видов тестов

Закрытые (с предписанными ответами, когда нужно выбрать из предложенных вариантов):

задания альтернативных ответов (ответ «да» или «нет»);

задания множественного выбора (выбрать один или несколько правильных ответов из предложенного списка);

задания на восстановление соответствия (установить соответствие элементов двух списков);

задания на установление правильной последовательности (расположить элементы списка в определенной последовательности).

Открытые (со свободными ответами, когда необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение):

задания свободного изложения (самостоятельно формулируется ответ, ограничения в задании не накладываются);

задания-дополнения (сформулировать ответ с учётом предусмотренных в задании ограничении, н-р, дополнить предложение).

Неоднозначность ответов затрудняет стандартизацию (традиционный метод проверки облекается в тестовую форму!)

Обучающие тесты (тренировочные, тесты-упражнения) (могут использоваться на любом этапе урока) :

Входной (в начале изучения темы);

Промежуточный (проверка правильности понимания определений, правил, алгоритмов);

Итоговый (заключительный контроль, после решения типовых задач на применение полученных знаний, вопросы для определения глубины усвоения теоретического материала, а не для воспроизведения).

Составление теста

Важно выделить главные вопросы, не увлекаясь второстепенными.

Оформление правильного ответа. Интерпретация ответов, правила оценивания.

Правильное утверждение не д. полностью повторять определение учебника. Неверные ответы могут быть созвучны приведенным в учебнике определениям.

Частота выбора одного и того же номера в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер выбирается в случайном порядке.

Выбор способа оформления заданий обусловлен программой тестирования (компьютерного) и психологическими особенностями учащихся, содержанием дисциплины.

1. Все инструкции к тестам одного типа даются одними и теми же словами. Задание должно инструктировать (поэтому часто императивная форма).

2. В формулировке задания не должно быть двусмысленности или неясности:

а) убрать лишние слова (является, становится, считается и под.);

б) предложения простые (упрощать осложненные синт. конструкции);

в) предложения положительные, без отрицательных частиц;

г) предпочтительны утвердительные формулировки (они не не порождают полные или неполные ответы, разные по форме, содержанию и структуре. Смысл утверждения улавливается лучше, чем смысл вопроса, в утверждении нет лишних знаков и лишних слов.0.

3. Задания открытого типа требует однозначного и чёткого ответа, не допускает двоякого толкования. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным. Рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».

4. В заданиях на соответствие слева обычно элементы данного множества, справа – подлежащие выбору. Число элементов 2-ого множества должно превышать число данных. Избыточные д.б. правдоподобны. Инструкция стандартная: «Установите соответствие».

Тема 8. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Тема 7. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях

Тема 6. Психологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности

Тема 5. Безопасность образовательного процесса

Тема 4. Безопасность труда и охрана здоровья работающих

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: работоспособность, формы труда, условия труда, профессиональная болезнь, фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит, арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга, шумовая болезнь, вибрационная болезнь, декомпрессионная болезнь, пневмокониоз, антракоз, силикоз, бериллиоз, асбестоз.

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: образовательное учреждение, учебная нагрузка, гигиена, работоспособность, утомление, ФЗ «Об образовании».

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: терроризм, суицид, психоактивное вещество, паника, наркомания, курение, алкоголизм.

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, ЧС природного характера: землетрясение, цунами, наводнение, ветер, ураган, смерч, шквал, шторм, буря, лавина, обвал, оползень, сель, ЧС техногенного характера, пожар, ЧС военного времени, ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие, эвакуация, защитное сооружение, терроризм, средства индивидуальной защиты человека (СИЗ), средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), средства защиты кожи (СЗК), противогаз, респиратор, камера защитная детская (КЗД).

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: травма, растяжение, перелом открытый, перелом закрытый, вывих, ушиб, термический ожог, химический ожог, обморожение, отравление.

6.2. Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации:

Тестирование (закрытый тест);

(в предложенных вопросах выбурите один или несколько правильных ответов):

1. К задачам, которые решает БЖД относятся:

А. защита от опасностей и предупреждение воздействия негативных факторов на человека

Б. создание новых средств защиты человека

В. создание комфортного состояния среды обитания человека

Г. ликвидация отрицательных последствий воздействия негативных факторов на человека

Д. распознавание и оценка негативного воздействия среды обитания на человека

2. Величина возможностей организма, которая характеризуется количеством и качеством работы за определенное время – это:

А. труд Б. работоспособность В. потенциал возможностей



3. Аксиома о потенциальной опасности гласит:

А. Деятельность во вредных условиях труда потенциально опасна

Б. Деятельность в опасных условиях потенциально опасна

В. Любая деятельность потенциально опасна

4. К факторам риска для здоровья человека относятся:

А. химические факторы Б. психофизиологические

В. физико-химические Г. физические

Д. факторы добровольного риска Е. биологические

5. Условия труда человека подразделяются на:

А. опасные и неопасные

Б. оптимальные и вредные

В. оптимальные, допустимые, вредные и опасные

6. Факторы, которые становятся причиной заболеваний или уменьшения работоспособности, называются:

А. опасные Б. вредные В. допустимые

7. Факторы, которые приводят к травмам и резким нарушениям здоровья, называются:

А. недопустимые Б. вредные В. опасные

8. К уровням психологической защиты человека относятся:

А. индивидуально-личностный Б. глобальный

В. социальный Г. социально-групповой

9. Психоактивное вещество (ПАВ) – это:

А. любое химическое вещество или смесь веществ естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование ЦНС и приводит к изменению психического состояния человека

Б. любое химическое вещество или смесь растительного, полусинтетического и синтетического происхождения используемое для производства наркотика

В. любое вещество природы, вызывающее отравление организма человека

10. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

11. К сильнейшим канцерогенам относят:

А. асбест Б. хром

В. этанол Г. никель Д. цемент

12. Контаминация – это:

А. бактериальное загрязнение продуктов питания

Б. частичное загрязнение среды обитания

В. загрязнение пищевого сырья

13. Сделайте сопоставление индекса пищевых добавок к их назначению:

14. Чужеродные для живых организмов химические вещества, не входящие в биотический круговорот, и как правило, порожденные хозяйственной деятельностью человека – это:

А. токсины Б. ксенобиотики В. психоактивные вещества

15. К ксенобиотикам относятся:

А. пестициды Б. радионуклиды

В. пластмассы Г. фреоны Д. растительные красители

16. Отравлению ртутью носит название:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. «болезнь шляпника»

17. Отравление свинцом носит название:

18. К источникам диоксинов в природе относятся:

А. отбелка целлюлозы Б. мусоросжигающие заводы

В. хлорирование питьевой воды Г. производство инсектицидов

19. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

20. Фреоны используются:

А. в холодильных установках Б. при отбелке целлюлозы В. в аэрозолях

21. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. фосген Б. пензапирен В. диоксин

22. Сделайте сопоставление:

23. Профессиональные болезни (заболевания) возникают:

А. в результате длительной работы по одной и той же профессии

Б. в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов производственной среды

В. в результате монотонности выполняемого труда

24. Все профессиональные болезни делятся на несколько групп:

А. вызываемые химическими факторами

Б. вызываемые воздействием промышленной пыли

В. вызываемые воздействием психоэмоциональных факторов в коллективе

Г. вызываемые физическими факторами

Д. вызываемые перенапряжением

Е. вызываемые воздействием биологических факторов

25. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные перенапряжением:

А. фонастения Б. антракоз

В. писчий спазм Г. лигаментит Д. сатурнизм

26. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием промышленной пыли:

А. бурсит Б. плексит

В. пневмокониозы Г. антракозы Д. арсенизм

27. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием химических факторов:

А. арсенизм Б. силикозы

В. сатурнизм Г. бурсит Д. болезнь Минамата

28. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и ее описанием:

29. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и профессиями, для которых они характерны:

30. Воздействие радиации вызывает возникновение:

А. рака Б. лучевой болезни В. антракоза

31. Ксенобиотики характеризуются следующими свойствами:

А. обладают мутагенным эффектом

Б. повышают иммунитет

В. накапливаются в организме человека

Г. вызывают возникновение аллергических реакций

Д. быстро выводятся из организма человека

32. Асбест опасен тем, что:

А. накапливается в организме человека

Б. вызывает возникновение рака

В. снижает иммунитет

Г. активизирует другие канцерогены в организме человека

Закрытый тест № 2

1. Катастрофа – это:

А. крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

В. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

2. ЧС – это:

3. К отравляющим веществам удушающего действия относят:

А. табун Б. фосген В. синильная кислота

4. К отравляющим веществам нервнопаралитического действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. зарин В. синильная кислота

5. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. арсенизм

6. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. пензапирен Б. фосген В. диоксины

7. Отравление свинцом носит название:

А. арсенизм Б. болезнь Минамата В. сатурнизм

8. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

9. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

10. При выбросе или разливе хлора на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

11. При заражении местности аммиаком следует:

Закрытый тест № 3 (в предложенных вопросах выберите один правильный ответ):

1. При заражении местности хлором следует:

А. смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды

Б. смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты

В. ватно-марлевую повязку ничем смачивать нельзя

2. К отравляющим веществам общеядовитого действия относят:

А. синильная кислота Б. табун В. иприт (горчичный газ)

3. При выбросе или разливе аммиака на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

А. спуститься в подвал или на нижние этажи зданий

Б. подняться на верхние этажи зданий

В. ничего опасного нет и можно не предпринимать какие-либо действия

4. К отравляющим веществам кожно-нарывного действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. синильная кислота В. табун

5. При термическом ожоге следует:

А. охладить пораженный участок под струей холодной воды

Б. смазать ожог растительным маслом

В. смазать сметаной

6. Авария – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

7. ЧС – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

8. Отравление мышьяком носит название:

А. Болезнь Минамата Б. Арсенизм В. Сатурнизм

9. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

10. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

11. Защитная мощность противогаза – это:

А. Время максимальной защиты человека от ОВ.

Б. Время от начала использования противогаза до момента проскока ОВ.

В. Площадь лица и головы, которые закрывает противогаз.

Разгадывание кроссворда (№ 1), содержащего в себе изученные термины и понятия;

Кроссворд № 1

По вертикали:

1. Сильный атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению по направлению к поверхности суши или моря.

2. Отравление мышьяком.

3. Международная организация, провозгласившая целью своей деятельности достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

4. Минерал, обладающей высокой огнестойкостью, сильнейший канцероген.

5. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

6. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

7. При выбросе или разливе данного вещества следует спуститься на нижние этажи здания или в подвал и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты.

8. Единица измерения ионизирующего излучения.

9. При выбросе или разливе данного вещества следует необходимо подняться на верхние этажи здания и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды.

10. Временное затопление значительных участков суши в результате подъема уровня воды в реках, озерах, морях.

11. Профессиональная болезнь педагогов, актеров и певцов, вызванная перенапряжением голосовых связок.

12. Внезапно возникающий в горных реках поток воды с высоким уровнем содержания камней, грязи и песка.

13. Широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

14. Острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса.

15. Профессиональная болезнь шахтеров, «болезнь черного легкого» или «черная чахотка».

16. Отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин, морских побережий.

17. Острая кишечная инфекция, характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания.

18. Вероятность реализации опасности.

19. Вирусная болезнь, характеризующаяся поражением иммунной системы организма и полиморфной клинической картиной, связанной с развитием вторичных инфекционных и опухолевых процессов.

По горизонтали:

1. Простейший одноразовый респиратор, эффективный против пыли и аэрозолей.

2. Металл, отравление которым называют «болезнь сумасшедшего шляпника».

3. Физический или химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду.

4. Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

5. Преступление против общественной безопасности, которое выражается в совершении взрыва, поджога или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.

6. Радиоактивный одноатомный газ без цвета и запаха.

7. Международная организация по запрещению химического оружия.

8. Отравляющее вещество нервно-паралитического действия.

9. Неожиданный выход из строя, разрушение технических устройств, сооружений, системы энергообеспечения.

10. Отравляющее вещество, примененное в Первую мировую войну на реке Ипр.

11. Заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю.

12. Необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

13. Химическое вещество с формулой COCl 2 , бесцветный газ с запахом прелого сена.

14. Металл, отравление которым называется «сатурнизм».

15. Психическое состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью.

16. Средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.

17. Явное или скрытое намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

18. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

Вопросы для промежуточной аттестации (зачета):

1. Понятие и формы безопасности. Концепция приемлемого риска. Аксиомы БЖД. Основные термины (опасность, риск, угроза, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, авария, катастрофа).

2. Управление безопасностью жизнедеятельности на территории РФ (федеральный, региональный и муниципальный уровни).

3. Международное сотрудничество по обеспечению безопасности. «Главные органы» ООН.

Совет безопасности (КТК),

Генеральная ассамблея ООН (МАГАТЭ, ДВЗЯИ, ОЗХО, ЮНЕП)

ЭКОСОС (МОТ, ВОЗ, ИМО, ВМО, ЮНДРО, ЕЭК)

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

5. Коми республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧСРФ.

6. Условия труда человека (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Бытовой и производственный травматизм.

7. Профессиональные болезни человека:

Вызванные воздействием промышленной пыли (пневмокониоз, антракоз, силикоз, асбестоз, бериллиоз)

Вызванные воздействием химических факторов – интоксикации (арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга)

Вызванные воздействие физических факторов (вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит, шумовая болезнь, декомпрессионная болезнь)

Вызванные перенапряжением (фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит)

Вызванные воздействием биологических факторов (болезни, вызванные патогенными микроорганизмами).

8. Основы физиологии труда (классификация основных форм трудовой деятельности, статическая и динамическая работа, работоспособность и ее динамика на протяжении рабочей смены, профилактика утомления).

9. Факторы, влияющие на здоровье человека:

Химические (канцерогены, ксенобиотики, пищевые добавки)

Физические (шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, излучения, климат)

Психофизиологические (терроризм, паника, суицид, правила поведения при террористическим акте, правила поведения в толпе)

Факторы добровольного риска человека (алкоголизм, курение, злоупотребление ПАВ)

Биологические (патогенные заболевания, эпидемия, пандемия).

10. Иммунитет человека. Основные опасные заболевания человека 21 века и их характеристика

11. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Классификация взрывов по мощности. Тротиловый эквивалент.

12. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при кровотечениях, при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах, при утоплении, при отравлении. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти человека.

Вопросы для проверки формирования необходимых компетенций (ОК-15):

13. Классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС техногенного и естественного происхождения с примерами.

14. Стихийные бедствия, характерные для территории России и Республики Коми.

15. Радиационно-опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на РОО. Наиболее опасные радионуклиды и период их полураспада. Действия граждан при радиационном загрязнении.

16. Ядерное оружие и его поражающие факторы (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс). Последствия глобальной ядерной войны («ядерный день», «ядерное лето», «ядерная ночь», «ядерная зима»).

17. Химически опасные объекты (ХОО). Основные способы хране­ния и транспортировки АХОВ, их характеристики. Действия граждан при выбросе (разливе) хлора и аммиака.

18. Химическое оружие. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ. СДЯВ.

19. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Понятия «горение», «детонация», «взрыв». Классификация пожаров. Способы тушения пожаров. Действия граждан при пожаре.

20. Биологическое оружие. Классификация и поражающие характеристики.

21. Средства индивидуальной защиты человека (СИЗ). Классификация СИЗ. История создания противогаза. Классификация СИЗОД с примерами. Принцип работы фильтрующего и изолирующего противогазов. Защитная мощность противогаза. Классификация СЗК с примерами. СИЗ различных возрастных групп населения.


6.3. Задания и вопросы для контроля самостоятельной работы студентов:

Тема 1. Безопасность жизнедеятельности: методология,


Тесты

Тесты по биологии.

1. Понятие о тестах

В последние годы в учебных заведениях начали использовать тесты в качестве средствадля объективного контроля знаний учащихся. Под тестом понимают задание, в котором присутствует вопрос, на который имеется эталон правильного ответа. В закрытых тестах вместе с вопросом предъявляются несколько ответов, среди которых имеется правильный ответ. Задачей преподавателя является составление теста, отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам. Задачей учащегося является правильный выбор ответа. Если тест составлен правильно и у преподавателя есть эталон правильного ответа, то знания учащимся учебного материала, по которому составлен тест, будут оценены правильно, объективно. В открытых тестах учащийся сам формулирует ответ, а преподаватель сравнивает его с эталоном правильного ответа. Существуют тесты, позволяющие проверить усвоение учащимся знаний на разных уровнях :

Узнавание,

- воспроизведение

Умение

Навык

Творчество.

Составление тестов является трудоемкой и сложной работой, требующей от преподавателя больших знаний и опыта практической работы по составлению и использованию тестов. Наибольшую трудность вызывает составление тестов для проверки умений и навыков учащихся. Большинство тестов, использующихся в настоящее время, проверяют знания учащихся основных биологических терминов, понятий и закономерностей. С помощью тестов легко проверить следующие группы учебных элементов:

- элементы строения тех или иных биологических структур;

- состав и количество тех или иных биологических систем;

- последовательность событий и процессов;

- причинно-следственные связи между событиями;

- названия особенностей и функций тех или иных веществ и структур;

- содержание терминов, понятий

- прогнозирование результатов тех или иных воздействий на биологические системы

- вклад ученых в развитие биологии

В учебном процессе на кафедремедицинской биологии и генетики КГМУ используются тесты нескольких типов:

- закрытые тесты с выбором одного правильного ответа (реже – нескольких правильных ответов)

Открытые тесты, требующие формулировки краткого ответа

Открытые тесты, требующие формулировки развернутого ответа.

Познакомьтесь с тестами этих типов.

2. Образцы тестов .

2.1. Закрытые тесты (с одним правильным ответом)

1. К прокариотам относят

А) возбудителя гриппа

Б) зеленую эвглену

В)кишечную палочку

Г) возбудителя малярии

2. В эукариотической клетке ……… содержат молекулу ДНК.

А) лизосомы

Б) митохондрии

В) рибосомы

Г) миофибриллы

3. При митозе последним из ниже перечисленных событий является

А) разрушение ядерной оболочки

Б) расхождение хромосом

В) выстраивание хромосом в области экватора веретена деления

Г) утолщение и укорочение хромосом

4. При изучении генетики человека НЕ используют такой метод как

А) цитогенетический

Б) близнецовый

В)гибридологический

Г) популяционный

5. ….. открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки – зиготы.

А) Р.Гук

Б) Р.Вирхов

В) А.Левенгук

Г) К.Бэр

Д) Т.Шванн

6. Как называется реакция матричного синтеза, во время которой ферменты и вспомогательные белки из исходной (материнской) молекулы ДНК и свободных нуклеотидов синтезируют две новые (дочерние) молекулы ДНК – одинаковые копии исходной молекулы ДНК?

А) трансляция

Б) репликация

В) репарация

Г) транскрипция

К сожалению, иногда встречаются неправильно составленных или не совсем удачные тесты. Наиболее часто при составлении закрытых тестов допускаются следующие ошибки:

- тест содержит не один, а два правильных ответа

- неудачен подбор вариантов ответов, существенно облегчающий поиск правильного ответа

- тест составлен по учебному материалу, существенно выходящему за рамки учебной программы, который не способствует более глубокому пониманию изучаемого по программе учебного материала

- имеются неправильные (ненаучные) термины

- ответ содержит заведомо ложную информацию

- отсутствует правильный ответ

- содержание не соответствует научным представлениям.

2.2. Открытые тесты, требующие краткого ответа.

  1. Кроссинговер происходит во время………..первого мейотического деления.
  2. АТФ при фотосинтезе образуется во время……………….. фазы.
  3. Приведите пример белка, выполняющего регуляторную функцию.
  4. Как называется организм, который образует разные гаметы, различающиеся по содержащимся в них половым хромосомам.
  5. Назовите класс, к которому относят современных людей.
  6. Сколько липидных слоев в наружной плазматической мембране?
  7. …………………………. – это процесс образования зрелых половых клеток.
  8. Как называется графическое изображение изменчивости изучаемого количественного признака, отражающее размах колебаний конкретных значений признака и частоты встречаемости отдельных значений признака?
  9. Как называется процесс образования молекулы РНК на молекуле ДНК?
  10. Свинья для свиного цепня является………………………. хозяином.

К сожалению, и среди открытых тестов встречаются некачественные тесты, в том числе такие, накоторые трудно подобрать однозначный правильный ответ.

Опыт показывает, что существует несколько основныхпричин появления некачественных тестов в печатных изданиях:

- отсутствие экспертной оценки качества тестов

- малый опыт практического использования тестов составителями тестов

- недостаточно высокий научный уровень источника информации.

Зная правила составления тестов и предъявляемые к ним требования, имея глубокие и прочные знания и опыт работы с тестами, вы легко сможете оценить качество предъявляемых вам тестов и не только правильно ответить на них, но и оказать помощь своим педагогам в улучшении качества тестов.

2.3. Открытые тесты, требующие развернутого ответа.

  1. Почему особь нельзя рассматривать в качестве единицы эволюции?
  2. Почему межвидовые гибриды часто оказываются бесплодными?
  3. Назовите основное событие, происходящее в клетке во время метафазы митоза.
  4. Назовите особенности химического состава ДНК и РНК, по которым эти два химических соединенияотличаются друг от друга.
  5. Назовите основные особенности строения, характерные для бластулы ланцетника.

Наибольшую трудность при использовании открытых тестов, предусматривающих развернутый ответ, составитель испытывает при разработке эталонов правильного ответа. Эталон должен содержать несколько существенных операций: терминов, взаимосвязей. Отметка может выставляться двумя различными способами:

1) по принципу ”ответил – не ответил”, то есть дал учащийся правильный и полный ответ на поставленный вопрос или нет; за правильный и полный ответ учащийся получает определенное фиксированной количество баллов, за неправильный или неполный ответ не получает ничего;

2) отметка выставляется в зависимости от числа правильных существенных операций, которые учащийся должен осуществить (назвать) во время своего ответа. Под существенными операциями понимают термины, понятия, характерные особенности изучаемого объекта, элементы формул, отношения и связи между компонентами изучаемого объекта.

Приведем пример правильного на наш взгляд эталона ответа на следующий вопрос.

Вопрос. Что такое осмос?

Эталон ответа. Это перемещение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану, которая пропускает молекулы растворителя, но не пропускает молекулы растворенного вещества, в сторону большей концентрации растворенного вещества.Ответ содержит 6 существенных операций:

- имеет место перемещение молекул;

- перемещаются молекулы растворителя;

- перемещение происходит через цитоплазматическую мембрану;

- мембрана пропускает молекулы растворителя;

- мембрана не пропускает молекулы растворенного вещества;

- молекулы растворителя перемещаются в сторону большей концентрации растворенного вещества.

В большинстве случаев каждый из таких тестов может быть заменен на несколько более простых закрытых тестов.

Основную массу тестов на текущих и рубежных контрольных работах составляют закрытые тесты и открытые тесты, предусматривающие краткого ответа.

В большинстве случаев тесты используют только для проверкии оценки уровня знаний учащихся. Ряд тестов содержит элементы обучения: новые термины, взаимосвязи. Формулировки некоторых тестов позволяют использовать их для составления новых тестов. Обычно использование тестов бывает достаточным для объективной оценки уровня усвоения студентами программы по медицинской биологии. Труднее добиться того, чтобысам этот уровень знаний был высоким, достаточным для успешного обучения в вузе. Этого трудно достичь при использовании одних только тестов. Тесты являются вспомогательным инструментом, позволяющим объективно оценить знания учащихся, средством самоконтроля и закрепления учебного материала. Одних только тестов совершенно недостаточно для приобретения прочных и глубоких знаний.

Для этого надо уметь структурировать учебную информацию . Наибольшим эффектом эта работа будет обладать в том случае, если фрагменты структурированного учебного материала будут создаваться вами как элементы будущих тестов . Не надо ждать, когда вам на кафедре предложат тесты разной формы и содержания. Создайте их сами!

3. Разработка тестов

Подготовительным этапом в создании тестов как раз и будет служить работа по конструированию дидактического материала. При разработке дидактического материала необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- он должен содержать наиболее важные, существенные или специфические характеристики изучаемого объекта или его части

- он должен быть представлен в легко узнаваемой и понятной форме

- он должен отражать существующие взаимосвязи между элементами (компонентами) дидактического материала.

Сконструировав дидактический материал в соответствии с этими рекомендациями, вы легко преобразуете его в тест.

Пример .

Изучив работу митохондрий, вы пишете небольшой текст.

“В матриксе митохондрий с помощью ферментов происходит окисление низкомолекулярных органических соединений, в ходе которого от них отщепляется СО -2 , водород и богатые энергией электроны. Белки внутренней мембраны митохондрий переносят электроны и используют их энергию для перемещения ионов водорода из матрикса в межмембранное пространство. Ионы водорода, возвращаясь обратно в матрикс через канал фермента АТФ-синтетазы, придает этому ферменту способность синтезировать АТФ из АДФ и фосфорной кислоты. Кислород необходим для связыванияионов водорода- образуется вода. Таким образом, в митохондриях в ходе клеточного дыхания происходит преобразование химической энергии ковалентных связей органических соединений в энергию макроэргических связей молекул АТФ.”

Работая с этим текстом, вы можете составить следующие закрытые тесты.

Тест 1 . Сколько мембран входит в состав оболочки митохондрий?

А) одна

Б) две

В) три

Г) четыре

Тест 2 . Назовите участок митохондрий, в котором расположены белки – переносчики электронов и ионов водорода?

А) матрикс

Б) наружная мембрана

В) внутренняя мембрана

Г) межмембранное пространство

Тест 3 . Какой ион перемещается через канал фермента АТФ-синтетазы, придавая ему способность синтезировать АТФ?

А) Na +

Б)H +

В)K +

Г)Ca 2+

Тест 4 . Назовите структурный компонент клетки, в котором в ходе клеточного дыхания образуется АТФ.

А) хлоропласт

Б) ядро

В) митохондрия

Г) аппарат Гольджи

Д) рибосома

Все сконструированные нами тесты являются закрытыми. Убрав варианты ответов, вы легко преобразуете эти тесты в открытые тесты, требующие краткого и однозначного ответа.

Большое значение в закреплении учебного материала имеет подбор ложных ответов. Они должны быть правдоподобными и не должны содержать явно ложные утверждения (несуществующий термин, неправильное описание механизма, процесса или связи между отдельными элементами). Для составления правильного теста необходимы широкие и глубокие знания. Для проверки правильности созданного вами теста можно воспользоваться следующими советами:

1) через 2-3 недели проверьте, сможете ли вы сами ответить на вопрос теста

2) посмотрите, смогут ли ваши товарищи ответить на вопрос теста, понятен ли им вопрос

3) покажите тест преподавателю и попросите его оценить правильность теста.

Главное, чтобы ваш тест удовлетворял следующим требованиям:

- формулировка вопроса должна быть ясной, четкой, понятной и желательно простой по форме

Формулировка вопроса должна предусматривать конкретный и однозначный ответ и не допускать возможности выбора еще одного правильного ответа, отличного от предлагаемого вами

- ответы не должны быть громоздкими

- формулировки ответов не должны содержать явно ложную информацию.

Самостоятельное составление тестов в печатном варианте – это трудоемкая и долгая работа. Поэтому можно ограничиться устной работой с готовыми текстами, задавая тестовые вопросы по мере изучения текста. При этом вы легко выявите те неточности, упрощения или ошибки, которые содержатся в некоторых учебниках и учебных пособиях, что позволит вам исправить их самостоятельно, с помощьюпедагога или дополнительной литературы.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа

2.2. Задания закрытого типа

К заданиям закрытого типа относятся задания нескольких видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора. Тестовые задания закрытого типа – предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос

2.3. Задания на восстановление соответствия

В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств). Эта форма заданий достаточно разнообразна и может быть с успехом использована по всем учебным предметам и предметным областям. Практически в каждом предмете существует широкая возможность их использования. Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа

2.4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку эта форма заданий требует особой инструкции, мы выделили ее в отдельный подраздел

2.5. Использование заданий психологических тестов на выявление структуры интеллекта для тестов учебных достижений

Часто в тестах достижений можно найти попытки использования специфичных заданий, специально разработанных психологами для тестов интеллекта. Это в основном три вида заданий: аналогии, классификации и исключения лишнего. Особенность этих заданий в том, что результат их выполнения зависит не только от знания предметного содержания задания, но и от сложности той интеллектуальной операции, выполнение которой предполагают эти задания

План

1. Основные виды педагогических тестов.

2. Формы тестовых заданий.

3. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов.

4. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста.

5. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков.


1. Основные виды педагогических тестов

Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные.

Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.

Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем:

Формальной системы заданий возрастающей трудности;

Статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.

Традиционный педагогический тест нужно рассматривать в двух существенных смыслах: - как метод педагогического измерения и как результат применения теста. Удивительно, что тексты на русском языке тяготеют к смыслу метода, в то время как в большинстве работ западных авторов понятие тест чаще рассматривается в смысле результатов. Между тем, оба эти смысла характеризуют тест с разных сторон, потому что тест надо понимать одновременно и как метод, и как результат педагогического измерения. Одно дополняет другое. Тест, как метод, не мыслится без результатов, подтверждающих качество его самого и качество оценок измерения испытуемых различного уровня подготовленности.

В приведенном выше определении традиционного теста получили развитие несколько идей.

Первая идея - тест рассматривается не как обычная совокупность или набор вопросов, задач и т.п., а в виде понятия "система заданий". Такую систему образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тест от элементарного набора заданий и от других средств педагогического контроля. Из множества возможных систем наилучшую образует та целостная совокупность, в которой качество теста проявляется в сравнительно большей степени. Отсюда вытекает мысль о выделении первого из двух главных системообразующих факторов - наилучшего состава тестовых заданий, образующих целостность. Исходя из этого, можно дать одно из самых коротких определений: тест - это система заданий, образующих наилучшую методическую целостность. Целостность теста - это устойчивое взаимодействие заданий, образующих тест как развивающуюся систему.

Вторая идея состоит в том, что в данном определении теста совершен отход от укоренившейся традиции рассмотрения теста как простого средства проверки, пробы, испытания. Всякий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится весь к нему. Ибо тест - это еще и концепция, содержание, форма, результаты и интерпретация - все, требующее обоснования. Этим подразумевается, что тест является качественным средством педагогического измерения. В соответствии с положениями теории, тестовые оценки не являются точными оценками испытуемых. Правильно говорить, что они лишь репрезентируют эти значения с некоторой точностью.

Третья идея, развиваемая в нашем определении традиционного теста - это включение нового понятия - эффективность теста, который ранее в литературе по тестам не рассматривался в качестве критерия анализа и создания тестов. Ведущая идея традиционного теста - минимумом числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.

По существу, этим отражается идея эффективности педагогической деятельности в области контроля знаний. Хотелось бы думать, что против самой этой идеи возражать уже некому и незачем. Если наш учитель может разъяснить учебный материал не хуже своего зарубежного коллеги, то хорошо проверить требуемые знания, у всех учеников, по всему изученному материалу, он не в состоянии из-за господствующей у нас классно-урочной системы занятий, нехватки компьютерной техники, тестов и программ для организации автоматизированного самоконтроля - самой гуманной формы контроля знаний. Не в состоянии он это делать и физически. В силу, мягко скажем, ошибочной социальной политики зарплата наших учителей уже давно не компенсирует затраты даже физической энергии, необходимой для хорошего преподавания, не говоря уже о повышенных затратах энергии интеллектуальной, что способно совершать только раскованное, а не озабоченное поисками хлеба мышление. Как отмечается в литературе, квалифицированный работник получает у нас в три-четыре раза меньше того уровня зарплаты, за границами которого нарушается нормальная жизнедеятельность и начинается разрушение трудового потенциала.

Хотя в литературе имеются сотни примеров определений теста, с которыми либо трудно, либо вообще нельзя согласиться, это совсем не означает, что данное определение традиционного теста - истина в последней инстанции. Как и все остальные понятия, оно нуждается в постоянном улучшении. Просто оно представляется автору пока более аргументированным, чем некоторые другие известные понятия педагогического теста. Впрочем, стремление к улучшению понятий - явление совершенно нормальное и необходимое для нормально развивающейся практики и науки. Конструктивные попытки дать другие определения теста или оспорить уже имеющиеся всегда полезны, но именно этого нам не достает.

К традиционным тестам относятся тесты гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания - система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине. Легко видеть, что в своей основе определение гомогенного теста совпадает с определением традиционного теста.

Гомогенные тесты распространены больше других. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу такой, например, объемной учебной дисциплины, как физика. В гомогенном педагогическом тесте не допускается использование заданий, выявляющих другие свойства. Наличие последних нарушает требование дисциплинарной чистоты педагогического теста. Ведь каждый тест измеряет что-то заранее определенное.

Например, тест по физике измеряет знания, умения, навыки и представления испытуемых в данной науке. Одна из трудностей такого измерения заключается в том, что физическое знание изрядно сопряжено с математическим. Поэтому в тесте по физике экспертно устанавливается уровень математических знаний, используемых при решении физических заданий. Превышение принятого уровня приводит к смещению результатов; по мере превышения последние все больше начинают зависеть не столько от знания физики, сколько от знания другой науки, математики. Другой важный аспект - стремление некоторых авторов включать в тесты не столько проверку знаний, сколько умение решать физические задачи, вовлекая, тем самым, интеллектуальный компонент в измерение подготовленности по физике.

Гетерогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания - система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам. Нередко в такие тесты включаются и психологические задания для оценки уровня интеллектуального развития.

Обычно гетерогенные тесты используются для комплексной оценки выпускника школ, оценки личности при приеме на работу и для отбора наиболее подготовленных абитуриентов при приеме в вузы. Поскольку каждый гетерогенный тест состоит из гомогенных тестов, интерпретация результатов тестирования ведется по ответам на задания каждого теста (здесь они называются шкалами) и кроме того, посредством различных методов агрегирования баллов делаются попытки дать общую оценку подготовленности испытуемого.

Напомним, что традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. При такой ориентации задачи определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступают, по необходимости, на задний план. В тест отбирается такое минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить, образно говоря, не "кто что знает", а "кто знает больше". Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно на языке тестологии, с опорой на среднюю арифметическую, моду или медиану и на так называемые процентильные нормы, показывающие - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат хуже, чем у любого взятого для анализа испытуемого с его тестовым баллом. Такая интерпретация называется нормативно-ориентированной. Здесь вывод достраивается рейтингом: задания ответы выводы о знаниях испытуемого рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого.

Интегративные тесты. Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин. Создание таких тестов дается только тем преподавателям, которые владеют знаниями ряда учебных дисциплин, понимают важную роль межпредметных связей в обучении, способны создавать задания, правильные ответы на которые требуют от учащихся знаний различных дисциплин и умений применять такие знания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!