Армейская дедовщина в советской армии. Как появилась дедовщина в советской армии

Всем известно, что герб России орел. Но это не обыкновенный орел, а двуглавый. К сожалению, в современное время далеко не все знают, почему орел на гербе двуглавый. Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит задуматься о том, откуда в принципе в нашей стране взялась данная символика и вообще, почему герб России двуглавый орел?

Как был образован герб

Изначально, символом власти был лев терзающий змею. В дальнейшем он сменился на всадника. В 1472 году Иван III – князь Руси женился на царевне Софье – племяннице Византийского императора Константина. Византийским гербом на тот момент был двуглавый орел, и князь принял их родовой герб для того, чтобы повысить свой авторитет среди европейских стран. Впервые данный герб появился на печати Ивана III, но на ней также присутствовал и Святой Георгий. Данные две эмблемы существовали на равных. Но со следующего века орел приобретает главенствующее значение.

Изменения герба

Постепенно к гербу добавлялись новые элементы. Так спустя некоторое время у голов появились языки, как знак окрепшего государства, способного постоять за себя. При Иване Грозном над орлами появилась одна большая корона, снабженная крестом – как атрибутикой церкви. В период Смутного времени, герб лишают всех признаков власти, а после него наоборот на нем появляются скипетр и держава. Позже корон становится три и добавляется образ Георгия Победоносца на груди. При Петре I герб также приобрел значительные изменения, корона стала императорской, а на груди у орла появился орден Святого апостола Андрея Первозванного. Екатерина I изменила цвет герба на черный.

Герб претерпевал различные изменения в зависимости от приходящего правителя, но стоит отметить, что всегда на гербе был изображен именно двуглавый орел. Самым популярным объяснением, почему орел двуглавый является – то, что он символизирует евразийскую сущность нашей страны, и соответственно, головы орла повернуты на Запад и Восток. В основе современного образа герба лежит вариант, предложенный Петром I.

Многие ли знают, почему на гербе двуглавый орел? Что он значит? Изображение двуглавого орла - старинный символ, обозначающий власть. Впервые эта фигура возникла во времена появления первых развитых государств - около пяти тысяч лет назад. Однако на протяжении всей своей истории этот знак поддавался различной трактовке. На сегодняшний день его изображают на многих символах власти (флагах и гербах) различных стран.

Значение символа

Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе - это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел - образ солнца, означающий благородство и власть.

В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел - символ, значение которого гордыня и надменность.

Крылья птицы - это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел - храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.

Появление символа в истории

Проследить значение символа двуглавого орла можно в течение тысячелетий в разных частях света. Одни из первых его следов были обнаружены на землях в долине Тигра и Евфрата, где располагалось одно из первых государств - Южная Месопотамия. Во время раскопок города Лагаш, в котором жили шумеры, было найдено изображение орла.

Также о значении и почитании этого символа свидетельствуют драгоценные талисманы, на которых изображена его фигура.

Хеттское царство

Одно из знаменитых и распространенных изображений символа датировано II тысячелетием до нашей эры. В Передней Азии (на сегодняшний день территория Турции) было найдено высеченное на скале изображение двуглавого орла. Археологи пришли к выводу, что этот знак относится к искусству древних хеттов. В их мифологии орел с двумя головами - это атрибут главного бога Тищуба, повелевавшего грозой.

В Хеттском царстве двуглавый орел смотрел в противоположные стороны, а в лапах у него добыча - зайцы. Археологии интерпретировали этот знак таким образом: орел - царь, который неустанно следит за всем, что его окружает, и побеждает врагов, а грызуны - прожорливые, трусливые вредители.

Древняя Греция

В мифологии древних греков существовал бог Солнца - Гелиос. Он мог передвигаться по небу в колеснице, в которую была впряжена четверка лошадей. Это было распространенное изображение, которое помещалось на стенах. Однако было и другое: вместо лошадей колесницу запрягли двумя двуглавыми орлами - черным и белым. Этот образ до сих пор точно не истолкован, однако, считается, что в нем скрыт тайный смысл. Здесь можно проследить интересную цепочку: орел - царь птиц, а Солнце - «царь» планет. Именно эта птица летает выше других и приближается к божественному светилу.

Двуглавый орел у персов, арабов и монголов

Позже двуглавый орел (значение символа нам уже известно) возникает в Персии. Его образ в первых веках нашей эры использовали шахи династии Сасанидов. На их смену пришли арабы, правители которых размещали представленное изображение на монетах. Эта эмблема также относилась к восточному орнаменту. Он пользовался особой популярностью при декорировании. Им украшали даже подставки для Корана. В Средние века его поместили на штандартах турок-сельджуков. В Золотой Орде орел означал победу. До сегодняшнего дня сохранились монеты с изображением этой двуглавой птицы, отчеканенные во времена правления ханов Узбека и Джаныбека.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на штата Карнатака.

Первые эмблемы в Европе

Распространение символа двуглавого орла на европейских землях началось в XI-XV веках во времена крестовых походов. В качестве герба изображение двуглавого орла выбирали себе первые рыцари, тамплиеры. Историки предполагают, что они позаимствовали этот рисунок во время их путешествий по Южной Азии, на территории Османской империи. После попыток рыцарей завоевать Гроб Господня в Святой земле, символ орла с двумя головами стал широко известен. В основном на византийских и балканских землях его использовали в качестве узора. Им украшали ткань, сосуды, стены. Некоторые территориальные князья брали его в качестве своих личных печатей. Версию, что орел мог быть символом императорской семьи в Византии, историки упорно отвергают.

Античная Римская Империя

В 330 году единовластный император Константин Великий, перенесший столицу Священной Римской Империи в Константинополь, сделав его тем самым «Вторым Римом», вводит на смену одноглавому орлу - двуглавого, который олицетворяет собой не только власть императора (светская власть), но и духовную силу (власть Церкви). Вторая голова уравновешивает политическую составляющую этого образа. Она обозначает христианскую нравственность. Она напоминает государственным деятелям действовать не только себе в угоду, но и поступать, думая и заботясь о своем народе.

Священная Римская Империя

В качестве государственного герба Священной (Германской) Римской Империи двухголовый орел принимается в 1434 году во время правления императора Сигизмунда. Птицу изображали черной на золотом щите. Над головами помещались нимбы. Однако этот символ, в отличие от похожего символа в античной Римской империи, не имел под собой христианские мотивы. Двуглавый орел на гербе священной Римской империи был скорее данью историческим традициям, восходящим к величественной Византии.

Появление двуглавого орла в России

Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Папа Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус - «Третий Рим», поскольку второй - Константинополь - пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи - династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Однако существует и другое мнение о появлении русского двуглавого орла. Многие эксперты склоняются к тому, что Иван III выбрал его в качестве государственного знака, преследуя цель приравнять себя с европейскими монархами. Утверждая равновеликость, русский князь ставил себя на одну линию с семьей Габсбургов, правивших в то время Священной Римской Империей.

Двуглавый орел при Петре I

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ.

С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах. Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором.

В 1721 году важным и последним изменением при Петре - становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

Орел после распада Российской империи

После того как в 1917 году Николай II отрекся от престола, государственный знак теряет свою силу и значение. Перед новыми лидерами и представителями власти возникла проблема - необходимо создать новый геральдический символ. Этим вопросом занималась группа специалистов по геральдике. Однако до созыва Учредительного собрания они не видели необходимым создавать кардинально новый символ. Они считали допустимым использовать того же двуглавого орла, однако, его следовало «лишить» прежних атрибутов и убрать изображение Георгия Победоносца. Таким образом, печать временного правительства была нарисована специалистом И. Я. Билибиным.

В борьбе за звание герба с двуглавым орлом «билось» изображение свастики, означавшей благополучие и вечность. Благодаря этим качествам, возможно, этот символ и понравился Временному правительству.

В 1918 году при принятии конституции РСФСР был выбран новый герб, а об орле забыли до 1993 года, когда он становится Теперь он изображается в золотом цвете, содержит в себе практически те же атрибуты, существовавшие во времена Российской империи - отсутствует на нем Андреевский орден. Допустимо использовать этот символ и без щита.

Штандарт президента России

Президент Б. Н. Ельцин в 1994 издал указ «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Флаг президента представлял собой трехцветное полотно (три одинаковые горизонтальные полоски белый, синий, красный) и в центре изображённый на нем золотой герб. Штандарт обрамляется золотой бахромой.


Появление на Руси двуглавого орла при Иване III

Двуглавый орел не относится к числу знаков, широко известных российской традиции ранее конца XV века. Изображения двуглавых орлов в России встречаются, но они чрезвычайно немногочисленны, и представляют собой не правило, а исключение.

Первые известные изображения датируются Х веком: это бляшки (украшения костюма) из Гнездовского кургана и из Осиповой пустыни. Известна декоративная плитка с двуглавым орлом, найденная на берегу Днестра в местечке Высилеве (Северная Буковина) – она датируется XII-XIII веками, двуглавые орлы в росписях Рождественского собора в Суздале (XIII век). XIV веком датируется монета, на которой изображена оригинальная фигура: человек с двумя головами и орлиными крыльями.

Исследователи, высказывают предположения о том, что эти редкие и нетипичные для России изображения, вероятно, заимствованы с востока. В X-XIII веках русские земли имели достаточно активные торговые сношения с Персией (Ираном) и арабскими странами, после установления над Русью власти Золотой Орды, сношения с арабским, персидским и среднеазиатским востоком осуществлялись через ордынское посредство.

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Ивана III Васильевича (1462-1505).

Иван III является одним из величайших деятелей российской истории. Его значение определяется тем, что им было создано единое российское государство.

Утвердив свою власть в новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. С ее помощью сообщалось о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать. Властитель, имевший в подчинении какие-либо территории, долгое время тратил силы на то, чтобы обрести право использовать свою печать, так как без этого он не считал свою власть легитимной и не признавался другими владетелями.

Такой печатью и является печать 1497 года. Она имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. Двуглавый орел имел принципиально новое значение. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати.

Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное заключение. Мы можем лишь высказывать предположения и анализировать их вероятность.

Из истории бытования двуглавого орла в других странах можно сделать несколько предположений:

Двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи.

Двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран.

Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии.

Против первой версии говорит то, что Россия восприняла не ту форму двуглавого орла, который был принят на Западе. Русский орел имел не известные Западу атрибуты – короны на головах, и иное цветовое решение (золотой орел на красном, на западе – черный орел на золотом).

Активно развивала связи Россия и с Балканскими странами (Молдавией, Валахией, Болгарией) и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов.

Наиболее предпочтительной является третья версия. Безусловно, Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Активно подчеркивалось, что после падения Византии Россия осталась последним оплотом православия. Иван III женился на племяннице последнего Византийского императора, русский двор старался следовать византийским традициям. Сам государь начал добиваться именования себя "царем". Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III.

Таким образом, каждая из версий причин выбора Иваном III двуглавого орла в качестве государственного символа является основательной… и недоказуемой. Вполне возможно, что все три фактора – византийское, западноевропейское и балканское влияние – вместе содействовали формированию решения Ивана III. На самом деле, важно иное: в те годы, когда родилось единое российское государство, был создан государственный герб новой страны. Им стал двуглавый орел – и этот символ неразрывно связан с Россией до наших дней, вот уже более 500 лет.

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

Василий III

Великий князь Василий III Иванович (1505-1533) оказался во всех отношениях продолжателем дела отца. При нем продолжалось расширение и укрепление единого российского государства, развивалось и его символическое обеспечение. Примечательно, что двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия.

Важным новшеством стало то, что печать с двуглавым орлом постепенно стала употребляться чаще, начала выделяться среди других великокняжеских печатей и обретать статус главной – государственной – печати Великого князя. Большинство международных договоров и документов Василия III заверялось именно печатью с двуглавым орлом.

Иван IV Грозный

При Иване IV Грозном (1533-1584) происходит несколько важных изменений в государственной печати.

В 1560-х гг. двуглавый орел переносится с оборотной стороны печатей на лицевую и, таким образом, знак государства занимает на печатях более почетное место, чем знак собственно правителя. В тоже время в качестве царского знака наряду с традиционным всадником стал употребляться новый символ – единорог. Вторым важным нововведением 1560-х годов стало совмещение государственного и царского знаков в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) располагался в щите на груди двуглавого орла на лицевой стороне печати.

Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах. Вместо двух корон, венчавших головы орла, помещена одна большая пятизубцовая корона с восьмиконечным православным крестом над ней. Все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси.

В царствование Иоанна IV Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе: вокруг него стали размещать двадцать четыре эмблемы земель, входящих в состав российского государства. Сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать, насколько велика его держава, и какие именно основные земли входят в ее состав.

Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

Федор Иванович

Наследовавший Ивану IV царь Федор I Иванович (1584-1598) внес изменение в государственный символ – на его печати (1589 год) двуглавый орел снова изображается с двумя коронами, а между голов орла помещается восьмиконечный православный крест на Голгофе

И на лицевой, и на оборотной стороне печати орел имеет на груди щит с ездецом.

Вероятно, отказ от новшеств Ивана IV (одной короны, единорога) мог служить стремлением Федора Ивановича показать, что в своем правлении он намеревается опираться на опыт мудрых и рачительных правлений деда (Василия III) и прадеда (Ивана III), а не жестокие методы своего отца. Появление же креста можно объяснить глубочайшей и искренней религиозностью, свойственной Федору Ивановичу, пожелавшего отразить богохранимость своей державы и примат духовных ценностей над мирскими.

Смутное время

Царствовавший после Федора I царь Борис Годунов (1598-1605) употреблял такого же орла, как при Федоре Ивановиче (с двумя коронами и крестом), но в щите на груди орла изредка вновь помещался единорог.

Последовавшее затем Смутное время привело к быстрой смене властителей на русском престоле, из которых наиболее интересный след в развитии российской государственной геральдики оставил царь Дмитрий (Лжедмитрий I) (1605-1606).

Взошедший на российский престол при помощи польско-литовских войск, находившийся в постоянной связи с прибывшими в Москву вместе с ним поляками и литвинами, Лжедмитрий принял печать с новым рисунком государственного символа. Двуглавый орел был откорректирован в соответствии с западноевропейскими геральдическими традициями. На печати Лжедмитрия (1600 год) двуглавый орел изображался с расправленными и поднятыми вверх крыльями. Головы орла венчали две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания. Наконец, всадник в щите на груди двуглавого орла был развернут визуально влево (в то время как традиционно в России всадника изображали повернутым визуально вправо).


Гербы династии Романовых

Царствование Лжедмитрия было недолгим и закончилось бесславно. Смутное время закончилось с возведением на трон царя Михаила Федоровича (1596-1645). Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и восшествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства.

Головы орла венчали две короны, но между ними попеременно помещались то православный крест (до 1640-х гг.), то третья корона большего размера, которая постепенно вытеснила символ православия и к середине XVII века стала непременным атрибутом российского герба.

К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством и три короны, вероятно, означали Святую Троицу. Однако это трактовалось многими и как символ единства великорусов, малороссов и белорусов. На груди двуглавого орла находился щит со всадником (на печати 1625 года всадник, еще по традиции Лжедмитрия, развернут визуально влево, но уже с 1627 года всадник разворачивается в традиционную для России правую сторону). В 1620 – начале 1640-х гг. на одной из сторон печати на груди орла иногда помещается изображение единорога, но к середине 1640-х гг. единорог окончательно исчезает из композиции государственного герба.

В царствование следующего государя – Алексея Михайловича (1645 - 1676) – Россия укреплялась, расширялась и собиралась с силами для рывка в развитии, который ей было суждено сделать при его сыне – Петре Великом (1682-1725). Государственный символ уточняется и впервые целенаправленно корректируется в соответствии с геральдическими правилами.

Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух. На груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава

Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1672 году в России был составлен первый официальный сборник основных государственных эмблем. Открывался "Титулярник" изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила "Московский" – то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли – сердца объединенного российского государства – и, соответственно, общий символ всей России.

XVII век оставил нам не только многочисленные печати, монеты и документы, но и большое количество иных носителей изображений государственного герба. Двуглавый орел в это время начинает активно помещаться в архитектурных композициях, на государственных регалиях, знаменах, оружии, разнообразных предметах дворцового быта и обихода российской знати. Многочисленны предметы декоративного и боевого оружия с двуглавыми орлами, кубки и иная парадная посуда, предметы быта и подарки (ларцы, мебель и проч). Вполне вероятно, что такое применение двуглавого орла имело место и раньше (например, сохранились сведения, что декоративные красные плитки с золотыми двуглавыми орлами украшали Грановитую палату московского Кремля еще при Иване III), но безжалостное течение времени и, особенно, разрушительные события Смутного времени привели к тому, что регалии и бытовые предметы XV-XVI вв. с гербом почти не сохранились до наших дней.

В 1654 году коронованный золотой двуглавый орел был установлен на Спасской башне московского Кремля, а в 1688 – на шпилях Троицкой и Боровицкой башен.

После кончины Алексея Михайловича, Россией недолгое время правил его старший сын царь Федор II Алексеевич (1676-1682). После его смерти на трон были одновременно возведены единокровные братья – Иван V и Петр I.

Этот период интересен с точки зрения развития государственной символики тем, что изображение на груди двуглавого орла, всегда понимавшееся как условный портрет великого князя или царя – теперь развивается до документально точного, а иногда всадник и вовсе заменяется портретом государя

Так, на полковом стрелецком знамени 1695 года на груди двуглавого орла изображены восседающие на двух тронах цари Иван и Петр. На личном знамени Софьи Алексеевны 1680-х гг. на груди орла был помещен портрет правительницы. На солдатском знамени 1696 года на груди орла изображен ездец, имеющий сходство с Петром, а на другом знамени вместо ездеца щит на груди орла занимает всадник с мечом руке, портретное сходство которого с Петром совершенно очевидно.

После 1700 года на грудь двуглавого орла возвращается условный всадник. Традиция совмещать портреты царя с государственным гербом сохранилась, но она получила новое развитие. Официально гербом остается двуглавый орел со всадником на груди. А портреты царя, наложенные на герб, используются лишь в декоративных и аллегорических целях.

Петр I

Рубеж XVII-XVIII веков стал очередным переломным моментом истории нашей страны. Новый государь – Петр I решительно направил Россию по пути европеизации, открыл период капитальных реформ, затронувших все без исключения стороны российской жизни. Бурный поток петровских реформ не оставил в стороне и государственную символику.

Почти все время царствования Петра Россия вела непрестанные войны и средство ведения войны – армия – являлась объектом непрестанных забот самодержца. Задумался Петр и о едином символе армии. В качестве такого знака был избран Андреевский крест.

Помещенный на белом полотнище синий Андреевский крест стал флагом российского военного флота, доныне носящим название Андреевского флага. Но особенно важно, что символика ордена Андрея Первозванного со времен Петра I стала неотъемлемой частью государственного герба. В петровское время знак ордена носился на шейной цепи, состоящей из различных декоративных звеньев

А начиная с 1700 года знак и цепь ордена входят непосредственно в состав герба: цепь изображается окружающей щит со всадником на груди двуглавого орла, а знак ордена, прикрепленный к цепи, располагается непосредственно под этим щитом.

Второе существенное изменение государственного герба при Петре I связано с переосмыслением значения всадника на груди двуглавого орла. Начиная с 1710-х гг. старинного ездеца, согласно европейской традиции, начинают определять как изображение Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Установилась расцветка этого элемента: щит имел красное поле, всадник изображался серебряным, а поверженный им дракон – черным.

Третьим существенным изменением герба петровского времени было установление определенного типа венчающих двуглавого орла корон. С 1710 года сначала на печатях, а затем – на монетах и иных символах над головами орла начинают изображаться императорские короны. При этом средняя – большая – корона получила традиционное геральдическое начертание: с исходящими из нее лентами (инфулами), касающимися двух других корон. Выбор Петром императорских корон не случаен: так демонстрировалась полная самостоятельность России и ее абсолютная свобода в своих властных правах. Заметим, что императорские короны появились в российском гербе более чем за десять лет до того, как Россия была провозглашена Империей, а сам Петр принял титул Императора.

Четвертым и последним изменением государственного герба в петровское время стало изменение цветов. В 1721 наша страна была провозглашена Империей. В связи с новым государственным устройством была изменена и расцветка государственного герба: по примеру единственной империи существовавшей в то время – Священной Римской Империи – двуглавый орел российского герба был сделан черным с золотыми клювами, языками, глазами, лапами и атрибутами (скипетром, державой в лапах и коронами над головами). Поле также стало золотым. На груди орла сохранен красный щит, с изображением в нем серебряного всадника – Святого Георгия – поражающего копьем черного дракона. Щит на груди орла окружался цепью ордена Андрея Первозванного, знак которого располагался на цепи под щитом со Святым Георгием

Так герб нашей страны обрел те основные геральдические характеристики, которые сохранялись почти 200 лет, до крушения Российской Империи в 1917 году.

В 1722 году Петр учредил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.

Эпоха дворцовых переворотов. XVIII век

Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В 1740 году швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во времена Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования. Он предпочла сохранять преемственность и традиционализм.

Павел I

Новые значительные изменения в состав государственного герба были внесены только в самом конце XVIII столетия – в царствование императора Павла I (1796-1801).

Нововведения Павла в области государственного герба коснулись, прежде всего, двух моментов.

1. Был изменен собственно герб. В 1798 году Император принял под свое покровительство расположенный в центре Средиземного моря остров Мальта, на котором существовало суверенное рыцарское государство – Орден Святого Иоанна Иерусалимского. Павел принял титул Магистра ордена – главы Мальтийского государства. В том же году главные символы Мальтийского ордена были введены в российский государственный герб.

Символами ордена служили белый равноконечный крест с расширяющимися, глубоко выщербленными концами ("Мальтийский крест") и корона магистра. В российском государственном гербе мальтийский крест был расположен на груди двуглавого орла под щитом с всадником. Верхний конец креста венчала корона магистра мальтийского ордена. Одновременно из герба были исключены знаки ордена Андрея Первозванного.

2. Была предпринята попытка ввести полный герб Российской империи.16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.


Александр I

Наследовавший Павлу I император Александр I Павлович (1801-1825) уже через два месяца после восшествия на престол – 26 апреля 1801 года – отменил использование мальтийских креста и короны в составе государственного герба и вернул цепь и знак ордена Андрея Первозванного. Отмена мальтийской символики была связана с тем, что Александр I, понимая беспочвенность притязаний на остров Мальта и не видя смысла в поддержке Мальтийского ордена, отказался принять титул Магистра и прекратил существование ордена на территории России.

При Александре получила развитие традиция свободы художественных решений государственного герба. Применялись не просто различные художественные интерпретации рисунка герба, но и такие варианты его решения, которые серьезно отличались от утвержденного герба по своему геральдическому составу.

Наряду с традиционным решением государственного герба: орел с поднятыми вверх крыльями, под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и окруженным цепью ордена Андрея Первозванного и с щитом со Святым Георгием на груди. Широкое распространение получило изображение герба в виде двуглавого орла с широко расправленными и направленными вниз крыльями. В такой композиции герба нередко вместо трех корон над головами орла использовалась одна, знак ордена Андрея Первозванного не применялся, а в лапах орла вместо скипетра и державы помещались меч, лавровый венок или молнии (перуны)

Николай I

По кончине Александра I престол отошел к его младшему брату – императору Николаю I Павловичу (1825-1855). В его царствование подверглись упорядочению вопросы использования государственного герба.

Николаем I были установлены два типа государственного символа. Первый – предназначенный для использования на государственных регалиях, печатях и денежных знаках – отвечал старинной российской традиции и представлял собой в золотом поле черного двуглавого орла с расправленными и поднятыми вверх крыльями, с золотыми глазами, клювами, языками и лапами. Орел увенчивался тремя императорскими коронами, имел в лапах скипетр и державу, а на груди – окруженный цепью ордена Андрея Первозванного красный щит, с помещенным в нем серебряным всадником, поражающим копьем черного дракона. Нововведением Николая I стало размещение на крыльях орла шести гербов (по три на каждом крыле) главных земель, входящих в состав Российской Империи: Казанского, Астраханского, Сибирского (на правом крыле), Польского, Таврического и Финляндского (на левом крыле).

Второй тип государственного герба – предназначенный главным образом для военной символики и в декоративных целях – представлял собой двуглавого орла, вошедший в употребление при Александре I: черный двуглавый орел с золотыми глазами, клювами и лапами, имел расправленные и направленные вниз крылья, венчался одной золотой императорской короной, имел на груди красный щит с серебряным всадником в синем плаще – Святым Георгием, поражающим копьем черного дракона, а в лапах – меч (или меч и молнии) и лавровый венок

Оба типа государственного герба, установленные при Николае I, использовались до конца существования Российской Империи. При этом первый тип (орел с поднятыми крыльями) получал все большее распространение как основной, официальный вариант герба, а второй получил наибольшее распространение в символике государственных ведомств, прежде всего – армии и флота.


Малый Государственный герб

В конце царствования Николая I было обращено внимание на упорядочение работы государственной геральдической службы, долгое время перед тем влачившей жалкое существование. Служба была преобразована в отдельный департамент Сената, получивший название Департамент герольдии, а в составе этого департамента выделено специальное отделение, предназначенное непосредственно для занятий геральдикой – Гербовое отделение. Управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии был назначен барон Б. Кёне, оставивший крупный и своеобразный след в развитии русской геральдики, в частности государственной.

Первым делом он обратил внимание на государственный герб. По мнению Кёне, герб нуждался в совершенствовании с целью приведения его в соответствие с правилами геральдики. Была возрождена идея Павла I о создании большого герба Российской Империи, причем Кёне пошел дальше, предложив три вариации государственного символа: Большой, Средний и Малый гербы.

Подготовленный Кёне и исполненный художником Александром Фадеевым новый рисунок Малого герба России был утвержден императором Александром I 8 декабря 1856 года. Основные элементы герба, в целом, сохранились. Было изменено количество щитов с земельными гербами на крыльях двуглавого орла: таких щитов стало восемь. На правом крыле помещались гербы Казанский, Польский, Таврический и соединенные в одном щите Владимирский, Киевский и Новгородский. На левом крыле – гербы Астраханский, Сибирский, Грузинский и Финляндский. Кроме того, был изменен разворот всадника на груди двуглавого орла: отныне Святой Георгий стал смотреть влево

11 апреля 1857 года были Высочайше утверждены Большой, Средний и Малый гербы Российской Империи, гербы членов императорской фамилии, родовой герб императора, рисунки новых Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов для печатей, рисунки печатей для главных и низших присутственных мест и должностных лиц. В общей сложности одним актом утверждалось сто десять рисунков, налитографированных А. Беггровым. Более чем на полвека – до 1917 года – государственный символ России сохранил те основные черты, которые были приданы ему в 1856-57 гг.

Большой Государственный герб 1883 года

В окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался таковым до 1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, предназначенных для собраний при Императорском Дворе и для заседаний высших присутственных мест. Он отражает средствами геральдической символики триединую сущность русской идеи - за Веру, Царя и Отечество.

В центре Большого герба помещен государственный герб России - черный двуглавый орел в золотом щите. На груди орла расположен Московский герб - св. Георгий Победоносец, пробивающий змея. Герб России увенчан шлемом святого Великого Князя Александра Невского. По обеим сторонам герба России стоят щитодержатели: Архистратиг Михаил с огненным мечом и Архангел Гавриил - небесные покровители и заступники России. Вокруг щита - цепь ордена Андрея Первозванного. Центральную часть укрывает золотая сень в виде шатра, подложенная горностаем. На сени начертан российский девиз: ‘’С нами Бог’’. Над ней помещена императорская корона и государственная хоругвь, с двуглавым орлом и восьмиконечным крестом. Вокруг главного щита расположены щиты с гербами Царств и Великих княжеств, увенчанными надлежащими коронами. Прототипами корон послужили реальные исторические венцы русских государей: Шапка Мономаха, Казанская шапка Иоанна IV Васильевича, Алмазная шапка Петра 1, Корона Анны Иоанновны и др. В верхней части Большого герба помещены щиты с гербами территорий, входящих в состав России.

Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы - стремление к единению Руси вокруг Москвы - исторического центра. Большой герб создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.

Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви).

Александр III

При императоре Александре III в 1882-83 годах были уточнены рисунки Большого и Среднего государственного герба: их дополнили гербами новых земель, вошедших в состав России и императорский титул, несколько изменили начертания деталей (в том числе щитодержателей – архангелов Михаила и Гавриила). Изменился и цвет венчающих двуглавого орла императорских корон – они стали серебряными.

На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем – изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизирует извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.


В настоящее время двуглавый орел изображен на гербах Албании, России, Сербии, Черногории.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.
В XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловетского манастыря», писал: «Иоан Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям волоцким Федору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Двуглавый орел – древнейший солнечный символ


Большинство исследователей этого символа считают, что орел связан с солнцем. Логика здесь такова: орел - царь птиц, Солнце - царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел является символом с множеством смыслов. Орел всегда олицетворяет власть и благородство, напоминая человеку о его возвышенном происхождении и божественной природе. Большие распростертые крылья являются символом защиты, острые когти – символом непримиримой борьбы со злом, а белая голова символизирует справедливую власть. Помимо этого, с орлом всегда ассоциируется сила, храбрость, нравственность и мудрость.
Орел с глубокой древности известен как царский символ. Он знак верховенства. Он знак царей земных и небесных. Орел - посланник Юпитера. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.
Двуглавый орел означает возможность усиления власти, распространение ее на запад и восток. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе.
Орел всегда был солярным символом, являющимся атрибутом солнечных богов во многих культурах. Его рассматривали как священную эмблему Одина , Зевса , Юпитера, Митры , Нинурты (Нингирсу), Ашшура – ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизировал Нергал а (Марса), божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца. А также бога подземного мира.
Орла также рассматривали как посланца богов, который соединял земную и небесную сферу. А в Месоамерике он к тому же считался символом пространства из света и небесным духом.
В христианстве орел служил воплощением божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения. Как и в других традициях, орел играл роль посланника небес.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!