Бах история жизни. Биография И.С. Баха кратко.

Нет такого человека, который не знаком с творчеством немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Уже своим рождением он обязан тому, что стал музыкантом. Известный при жизни, он до сих пор признаётся одним из выдающихся музыкантов всех времён. Краткая биография Баха позволит лучше узнать и понять этого великого композитора.

Бах появился на свет в крупнейшей музыкальной династии тех времён 21 марта 1685 года в Эйзенахе, современная территория Германии, а тогда часть Священной Римской империи. Он был младшим ребёнком в семье, где было ещё пятеро детей. К десяти годам Иоганн Себастьян лишился обоих родителей, и его взял к себе на воспитание старший брат Иоганн Кристоф.

Брат отдал его учиться в гимназию, а в свободное время учил играть на музыкальных инструментах. К 15 годам Иоганн Себастьян переезжает в Люнебург, где поступает в хоровую школу и учится там на протяжении трёх лет. В те времена он написал свои первые произведения для органа и клавира. Во время учёбы в гимназии познакомился с некоторыми известными музыкантами того времени, многое узнал об истории музыки и в совершенстве овладел несколькими музыкальными инструментами.

В 1703 году Бах завершил обучение в гимназии и получил направление на должность одного из придворных музыкантов у Иоганна Эрнста, веймарского герцога. Отработав там полгода, отправился работать смотрителем органа в церковь Святого Бонифация в городе Арнштадт. Орган был прекрасно настроен, Иоганн много упражнялся и именно в стенах этой церкви написал много органных произведений.

В эти годы власти обращают внимание на молодого музыканта и проявляют недовольство в его адрес. Бах обращает внимание общества на низкую подготовку вокалистов церковных хоров, самовольно отлучается в другой город послушать игру одного из великих музыкантов тех лет Букстехуде, а также меняет органное сопровождение хора, что не нравится прихожанам. По этим причинам в 1707 году ему приходится сменить работу.

Иоганн Себастьян перебирается в северный город Мюльхаузен, где занимает должность органиста в церкви Святого Власия. Он больше доволен местным хором, а к тому же получает более высокое жалование. В этот же год Бах женится на своей кузине. За годы их совместной жизни у пары родилось семеро детей, но выжили из них лишь четверо. Двое в последствии стали известными композиторами.

В 1708 году Бах вновь меняет место работы. Вместе с супругой они переезжают в Веймар, где Иоганн работает придворным органистом и устроителем концертов. Оклад композитора стал ещё выше, а работа – интереснее. Он ещё больше раскрывается как композитор, особенно благодаря отличным исполнителям, которые попали под его управление. Именно в Веймаре мастерство Баха достигает своей верхней точки. Здесь он пишет превосходные концерты, становится известным во многих регионах как блестящий композитор и исполнитель.

В 1717 году Иоганн снова отправляется на новое место. Получив должность капельмейстера (руководителя оркестра), Бах переехал в Кётен. Его нанял князь Ангальт-Кётенский Леопольд, который сам был музыкантом и всячески покровительствовал композитору. Именно в этот период были созданы Брандербургские концерты, которые по сей день остаются одними из самых известных произведений Баха.

7 июля 1720 года, когда композитор находился за границей, скоропостижно скончалась его супруга Мария Барбара. Но уже через полтора года Бах женился на другой: исполнительница сопрано Анна Магдалена стала женой Иоганна Себастьяна 3 декабря 1721 года.

С 1723 года и до самой смерти Бах жил и работал в Лейпциге. В первые годы он руководил всеми церквями в городе: подбирал исполнителей, обучал их сам или следил за их учителями, выбирал произведения, которые следовало исполнять. В эти годы Бах продолжает активно сочинять музыку, но он часто конфликтует с администрацией города, которая направляет ему лишь несколько музыкантов, которых достаточно для исполнения церковной музыки, но явно не хватает для написанных композитором концертов. Бах вынужден самостоятельно нанимать дополнительных музыкантов для некоторых своих выступлений.

Весной 1729 года Бах возглавил светский ансамбль «Музыкальная коллегия». Подобные музыкальные объединения были довольно популярны в разных городах того времени. Они возглавлялись профессиональными музыкантами, в составе обычно играли студенты-музыканты. Ансамбль Баха в течение года два раза в неделю выступал в одной из городских кофеен. Слава о композиторе стала известна далеко за пределами Лейпцига. В 1747 году он встречался даже с королём Пруссии Фридрихом II.

Со временем у композитора начинает ухудшаться зрение. Он не прекращает писать музыку – за ним записывают его родственники. В 1750 году к нему приезжает врач-офтальмолог, который проводит операцию на глаза. Однако, это не помогло. 28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах умер. Ему было 65 лет. Главной причиной смерти считается осложнение после неудачной операции на глаза.

Это лишь краткая биография Баха, которая затрагивает малую долю того, как жил и творил этот композитор. За свою творческую жизнь он написал около тысячи музыкальных произведений разных жанров. Его музыка является ярким представителем эпохи Барокко, в которую он жил. Известная американская газета NewYorkTimesпоставила Баха на первое место в список 10 величайших композиторов всех времён и народов.

Скачать данный материал:

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

Моцарт: краткая биография

Биография: Омар Хайям

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Баха Иоганна Себастьяна

Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach; 21 марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах - 28 июля 1750, Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя ", - сказал о Бахе великий .

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Детство

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке.

Но тот был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Начало поры скитаний

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом . Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же ".

Арнштадт и Мюльхаузен (1703-1708)

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл более 40 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь - мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Возвращение в Веймар (1708-1717)

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, возвращаясь в Веймар, но на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

Кётенский период

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости ». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими.

Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл "симфониями ". Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит - "Французских" и "Английских". В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием "Хорошо темперированный клавир". В этот же период была написана и знаменитая "Хроматическая фантазия и фуга" ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги "Хорошо темперированного клавира" - в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей "Хроматической фантазией и фугой", можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. Несмотря на разницу в возрасте - она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, - их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

Последние года в Лейпциге

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: "Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра ". Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы "не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение ". Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", Мессу си минор. "Страсти", или "пассионы"; по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию "Страстям". В прошлом и месса и "страсти" представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и "Страсти" Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, "Страсти" и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый "Итальянский концерт". Позже Бах закончил второй том "Хорошо темперированного клавира", куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности "Музыкальной коллегии" города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах "Музыкальной коллегии" как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.

Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал

Иоганн Себастьян Бах (родился 21 марта 1685 Эйзенах, Германия - умер 28 июля 1750 Лейпциг, Германия) - немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах - мастер полифонии. После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Цель музыки - трогать сердца.
Бах Иоганн Себастьян

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год - отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на просьбы Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов - Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.
В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре а капелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном и Брунсом в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. К тому же, начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл более 40 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Методическая разработка на тему: "МУЗЫКА 18 ВЕКА. ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА".

Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ, учителей музыки СОШ. Матетиал предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста.
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством И.С.Баха.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с произведениями И.С. Баха, проследить влияние музыки на внутренний мир учащихся;
Отметить высокую человечность музыки;
Развивающие:
Развивать эмоциональную сферу учащихся, сенсорный слух, музыкальную память;
Формировать умение определять характер музыки, ее эмоциональное содержание;
Воспитательные:
Воспитывать интерес учащихся к творчеству и духовному наследию И.С. Баха;
Воспитывать симпатию к классической музыке и музыкальному искусству;
Воспитывать духовно-нравственные качества личности;
В 17-18 веках меняется представление о церковной музыке.Теперь композиторыстремились не столько к тому,чтобы человек отрешился от земных страстей,сколько к тому,чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний.Появились произведения,написанные на религиозные тексты или сюжеты,но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви.Такие сочинения называют духовными,так как слово «духовный» имеет более широкое значение,чем «церковный».Основные духовные жанры 17-18 веков – кантата и оратория.Это произведения для певцов-солистов,хора и оркестра,имеющие драматический сюжет.
Возросло значение светской музыки:она звучала при дворе,в салонах аристократов,в общедоступных театрах.Сложился новый вид музыкального искусства-опера.
Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров,и в первую очередь инструментального концерта.Скрипка,клавесин,орган постепенно превратились в сольные инструменты.Музыка,написанная для них,давала возможность проявить талант не только композитору,но и исполнителю.Ценилась прежде всего виртуозность –умение справляться с техническими трудностями.
Композиторы 17-18 столетий обычно не только сочиняли музыку,но и виртуозно играли на инструментах,занимались педагогической деятельностью.
Наиболее известным из них был Иоганн Себастьян Бах (1685-1750).При жизни Бах славился как виртуозный органист и прекрасный педагог,но к музыке мастера отношение было слишком сдержанным.Творчество Баха настолько глубоко и многогранно,что современники не смогли оценить его по достоинству.Должно было пройти целое столетие,чтобы Бах получил признание как великий композитор. Музыканты всего мира начали играть музыку Баха,поражаясь её красоте и вдохновению,мастерству и совершенству.«Бах» по-немецки означает «ручей».Великий Бетховен так сказал о Бахе: «Не ручей! – Море должно быть ему имя».
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе в семье потомственных музыкантов.Первые навыки игры на скрипке он получил от отца. Имея превосходный голос, Бах пел в хоре городской школы.В возрасте 10-ти лет он остался сиротой, и заботы о нем взял на себя старший брат – Иоганн Кристофор. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. В 17 лет Бах уже играл на органе,скрипке,альте,пел в хоре. В дальнейшем он служил при дворе и в протестанских храмах: занимал должность органиста, придворного концертмейстера в Веймаре, а затем капельмейстера в Кёттене, был дирижёром хора, органистом и церковным композитором в Лейпциге, давал частные уроки.
Бах никогда не покидал Германию, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах. Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями того времени в музыке. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестанского хорала с традициями европейских музыкальных школ.
Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредоточенностью мысли, отсутствием суетливости.Важнейшая особенность его музыки – удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверенно, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных произведений.
Любимым инструментом Баха был орган. Композитор написал для него огромное количество произведений. Среди них хоральные прелюдии, хоралы, фантазии, токкаты, прелюдии, фуги, сонаты. Орган – один из самых величественных музыкальных инструментов. Он подобен целому оркестру. Этот духовой клавишный инструмент был известен ещё у древних египтян, греков, римлян. В западноевропейских странах он появился в седьмом веке. Вначале орган сопровождал церковное пение во время богослужения. Постепенно он превратился в сольный инструмент.
Современный орган состоит из набора деревянных и металлических труб, число которых доходит до нескольких тысяч. Органист сидит за так называемым игральным столом. На столе расположено несколько мануалов – клавиатур для ручной игры; внизу находится педальная клавиатура для ног. Все клавиши органа соединены с его трубами. Нажатие на клавишу даёт звук одной и той же высоты,силы. При помощи переключения специальных рычагов звучание органа может приниматьокраску различных инструментов оркестра. Поэтому игра на органе требует большого мастерства.
Для органа Бах создал свыше 150 хоральных обработок.Хорал – это старинное духовное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях. Чаще всего хорал был четырёхголосным. Исполнение народных напевов в церкви постепенно ослабило живость и яркость этих напевов. Баху удалось вернуть хоральным мелодиям первоначальную силу их выразительности.
Хоральная прелюдия фа минор представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Вдохновенная поэтическая мелодия хорала звучит в верхнем голосе. Бах как будто поручает её гобою. Неторопливое, спокойное движение нижних голосов придаёт звучанию мягкость и особенную глубину.
(Звучит хоральная прелюдия фа минор

.
Огромной популярностью пользуется Токката и фуга ре минор для органа. В этом произведении соединились вдохновенность, полифоническое богатство и блестящая виртуозность.
(Звучит Токката и фуга ре минор

.
Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома (по 24 прелюдии и фуги в каждом).Произведение это получило название «Хорошо темперированный клавир». Этим произведением Бах доказал, что все 24 тональности равнопрвны и звучат одинаково хорошо. Довольно известны прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Прелюдия оживлённая и подвижная, её отличает чёткий и энергичный ритм. Энергичная и оживлённая фуга имеет заметное сходство с прелюдией.
(Звучит прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»

.
Бах писал также и оркестровую музыку. Им написано 6 «Бранденбургских концертов», клавирные, скрипичные концерты, произведения для скрипки, виолончели.В оркестровых сочинениях Бах продолжал традиции Вивальди. Так же как и венецианский композитор, он стремился соединить строгость формы с богатством тембров, оригинальнымисочетаниями инструментов.«Жемчужина» его оркестра –корнет. Это узкая трубка с высоким, пронзительным звучанием. Корнет придаёт музыке праздничный, сочный колорит.
В последние годы жизни композитор почти потерял зрение и последние произведения он вынужден был диктовать. Смерть Баха прошла мало замеченной. О нём скоро забыли.
Большой общественный интерес к музыке Баха возник много лет спустя после его смерти. В 1802 году была издана биография Баха, написанная профессором И. Н. Форкелем. А в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха –«Страсти по Матфею». Впервые – в Германии –осуществляется полное издание баховских сочинений.

Всех времен. Родился маленький гений 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, который находился в Тюрингии.

Семья Иоганна была музыкальной, и каждый из неё мог играть хотя бы на одном инструменте. Дар и талант музыки передавался из поколения в поколение.

Будущее дарование часто убегал в лес и играл на старенькой гитаре, которую нашел на чердаке, а принадлежал этот инструмент патриарху семьи Войту Баху.

Говорят, что он с ней почти не расставался, даже когда молол муку на мельнице, умудрялся до вечера играть и петь песни со своей гитарой.

К сожалению, Иоганн остался сиротой (в 10 лет), его родители рано умерли. Старший брат Иоганн Кристоф забрал к себе братишку и давал ему первые уроки музыки.

В детстве мальчик научился играть на многих инструментах – виолончель, скрипка и альт, клавикорд и орган, цимбалы. Он с легкостью читал ноты, а потом играл на инструментах музыку. Самым любимым инструментом с детства и до старости Иоганна Себастьяна был орган. Обладая совершенным слухом, чуткий и ранимый, он не выносил фальшивых звуков, которые доставляли ему страдания и боль.

Мальчик пел в хоре школы, имея чистый голос. Когда Баху исполнилось 15 лет, он отправился в Люнебург, где и продолжил обучение в вокальной школе, в течение трех лет. После этого Иоганн был придворным скрипачом в Веймаре, где задержался не недолго, т.к. ему там совсем не нравилось. Примерно в эти годы, он пишет первые свои произведения.

Переехав в Арнштадт, музыкант занимает должность кантора и органиста в церкви. Также он обучает детей пению и игре на каком-либо инструменте. Вскоре, князь Анхальт предложил стать в его оркестре капельмейстером. Новая должность и свободное время вдохновляют Баха, он пишет кантаты для фортепиано, пьесы для скрипки и виолончели, сюиты и сонаты, концерты для оркестра, и, конечно же, для органа прелюдии и хоралы.

Гению не было и тридцати лет, а им уже написано более 500 произведений, да каких! Почти во всех шедеврах, знатоки улавливают ритмы и мелодии народных немецких песен и плясок, которые он слышал в детстве и хорошо запомнил. Баха свет и тепло, которое не оставит никого равнодушным. Современники того времени больше восхищались виртуозной игре на инструментах великого композитора, нежели его произведениям.

Иоганн Себастьян Бах фото

Музыка была не всем понятна, не все осознавали большой талант этого человека. Мало кто признавался, что лиричная спокойная мелодия нравится больше, чем музыка, похожая на ураган, хотя грохочущая музыка и захватывала слушателей. Автор же в своих произведениях делился надеждами, мечтами, верой в правду и в человека, добром и красотой. Громкие звуки убедительно и просто «рассказывали» об этом.

Только спустя сто лет, его творчество признали по достоинству высоко. Много написано музыки на библейские темы. В Лейпциг Иоганн приезжает весной 1723г. В церкви Святого Фомы он органист и кантор. Опять у него много времени уходит на обучение детей, 2-3 раза в день он обязан играть в больших церквах на органе. Но ведь находит время для своих творений, с удовольствием играет на органе для людей.

Иоганн Бах стал быстро слепнуть, а после неудачно проведенной операции потерял зрение. Всю свою жизнь, Иоганн Себастьян Бах прожил в Германии, отдавая предпочтение провинции. Композитор был дважды женат, его сыновья (Фридеман, Иоганн Кристиан, Карл Филипп Эмануэль) продолжили дело отца и стали известными композиторами. Один или два раза в неделю семья устраивала домашние концерты.

У Иоганна было много музыкальных инструментов, все он покупал по мере накопления денег, никогда не брав денег в долг. Пять клависинов, три скрипки, три альта и две виолончели, лютня, виола бас и виола помпоза, один спинет. Всё это наследство осталось детям после смерти , которого не стало 28 июля 1750 года.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!